ГЛАВА «ВАЙЕХИ»
Место в Торе:
книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).
Почему глава так
называется?
По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».
«И жил» в тексте оригинала — вайехи.
Обсуждение главы
Вайехи
1. С чего начинается рабство
Обычно в Свитке Торы, когда
одна глава заканчивается — другая начинается с новой строки, или, хотя бы между
главами есть интервал в девять букв. Но между предыдущей главой и нашей — нет ни
малейшего промежутка. Здесь мы читаем: «И поселились сыны Израиля в Египте, в
области Гошен, и обосновались там, и расплодились, и умножились очень, и жил
Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь лет»
(Берешит, гл. 47, ст. 27-28).
Поэтому глава Вайехи называется
закрытой или замкнутой. И когда поднимают Свиток Торы после чтения, нужно
задержать его в развернутом состоянии дольше обычного, чтобы люди смогли найти
слово «вайехи» (и жил). Ведь когда человек читает буквы, написанные в Свитке
Торы, его душа наполняется светом.
Но почему наша глава закрыта?
Потому что в ней говорится о
смерти Яакова, последнего из праотцов еврейского народа. И вскоре после его
смерти глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за бед
порабощения, когда их начали порабощать египтяне. Со смертью Яакова начался
галут (изгнание).
Йосеф правил в Египте
восемьдесят лет. Намек на это встречаем в словах Яакова: «Довольно! Еще жив мой
сын Йосеф» (Берешит, гл. 45, ст. 28).
Слово «од» (еще) имеет гематрию
(числовое значение) восемьдесят. Из этих восьмидесяти, пятьдесят четыре года
Йосеф правил после кончины Яакова. Мы знаем, что последним из братьев умер Леви.
А при их жизни рабства для евреев не было. Так почему же говорится, что
порабощение началось после смерти Яакова?
Предчувствуя свой уход, Яаков
взял с Йосефа клятву не хоронить его в Египте.
Йосеф был самым могущественным
и влиятельным после фараона человеком в империи. Да и заслуги Яакова были
велики. Благодаря ему голод кончился на пять лет раньше, и экономика страны
вновь оказалась на подъеме.
Тем не менее, египетский
правитель весьма неохотно удовлетворил просьбу Йосефа — позволить похоронить
отца за пределами Египта. Йосефу для этого даже пришлось прибегнуть к шантажу и
угрозам.
Когда сыны Израиля зависят от
решений правителей народов мира, когда, чтобы добиться благоприятного исхода, им
приходится идти на уловки, использовать закулисные договоренности — эта
зависимость уже некая форма рабства.
Таким образом, порабощение,
хотя оно еще и не было явным — его тень замаячила над евреями сразу после смерти
Яакова...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Когда придет
Машиах
Наша недельная глава начинается
словами: «И жил Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто
сорок семь лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).
Ее начало никак не выделено в
тексте Торы. Между окончанием предыдущей главы и началом этой нет никакого
интервала — идет сплошной текст. Поэтому глава Вайехи называется «закрытой» или
«замкнутой».
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 49) задаются вопросом: почему глава Вайехи «замкнута» (то
есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и более
того — даже интервал в девять букв между главами отсутствует)?
Потому что вскоре после смерти
Яакова глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за бед
порабощения, когда их начали превращать в рабов.
Другое объяснение: глава
«замкнута», потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям конец, то есть срок
конечного избавления, но это было «сокрыто» от него.
Возникает вопрос: почему Шехина
(Присутствие Всевышнего) покинула Яакова, и Творец не позволил ему поведать о
геуле (конечном избавлении)?
Дело в том, что у геулы нет
даты. Многие пытались предсказать приход Машиаха, называли годы и даже даты, но
он до сих пор не пришел. Потому что приход Машиаха не связан с календарем — он
зависит от наших добрых дел и соблюдения заповедей. Когда сыны Израиля
объединятся ради Торы и добрых дел, Всевышний прогонит Сатана и призовет пророка
Элиягу.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 97) сказано, что те, кто высчитывает время прихода Машиаха, обманывают себя
и вводят в заблуждение других.
Яаков хотел обозначить
максимальную продолжительность галута, срок, после которого точно наступит
геула, и Шехина покинула его. Потому что — запрещено вести подобные расчеты.
Написано в недельной главе Беhар:
«В этот год юбилейный возвратитесь вы каждый к своему владению» (Ваикра, гл. 25,
ст. 13).
Многие считали, что в этой
фразе содержится намек на срок окончательного избавления. Слово «hа-зот»
(в этот) можно разделить на две части. Буква
hей
обозначает пять тысяч, и слово «зот» имеет гематрию (числовое значение)
четыреста восемь. Согласно этому расчету, Машиах должен был прийти в 5408 (1648)
году. Тогда пролились реки еврейской крови. Потому что нельзя вычислять время
прихода Машиаха. Это прерогатива исключительно самого Всевышнего.
Когда раби Зейра (Учитель
Талмуда третьего поколения; 3-й век) видел, что кто-то пытается определить срок
прихода Машиаха, он всегда говорил: «Пожалуйста, не отдаляйте время наступления
геулы! Ведь три события случаются неожиданно: укус скорпиона, находка и приход
Машиаха.
В 5665 (1905) году какой-то
умник вычитал в Зогаре, что приход Машиаха будет связан с шестерками. Следующий
год очень подходил для этого — шестьсот шестьдесят шестой год шестого
тысячелетия. Эта весть обрела крылья, особенно, в Багдаде. Евреи в срочном
порядке бросились продавать свое движимое и недвижимое имущество. И это
моментально опрокинуло рынок. Евреи выступали только в роли продавцов, а арабы,
быстро прознав откуда ветер дует, отказывались покупать даже по дешевке. Они
говорили: собираетесь идти в Эль-Кудс (Иерусалим)? Что ж, оставляйте все и
проваливайте! А мы возьмем ваше имущество задаром. Цены резко упали, люди
перестали совершать сделки, никто ничего не покупал, в экономике наступил
коллапс.
Тогда еще был жив раби Йосеф
Хаим (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен
Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го).
В начале 5666-го года (за три
года до своего ухода) он объявил в своей речи в шаббат Шува (суббота раскаяния,
шаббат между Рош hа-Шана
и Йом Кипуром), что в этом году Машиах точно не придет. И призвал прекратить это
безумие и вернуться к нормальной жизни, к работе и торговле. Когда Машиах
действительно придет — он позаботится о том, чтобы еврейское имущество не
пропало.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Яаков исправлял
ошибку Адама
В нашей недельной главе
подводится итог жизни Яакова. И мы читаем: «И жил Яаков на египетской земле
семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).
Ее начало никак не выделено в
тексте Торы. Между окончанием предыдущей недельной главы и началом этой нет
никакого интервала — сплошной текст. Поэтому глава Вайехи называется «закрытой»
или «замкнутой».
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 49) задаются вопросом, почему глава Вайехи «замкнута» (то
есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и более
того — даже интервал в девять букв отсутствует)?
И объясняют: потому что вскоре
после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за
бед порабощения.
Другое объяснение — глава
«замкнута», потому что Яаков захотел раскрыть своим сыновьям конец, то есть срок
конечного избавления, но это было «сокрыто» от него.
В принципе, наша недельная
глава могла бы и не быть «закрытой». Для этого ее нужно было начать на одну
фразу раньше. И тогда бы начало выглядело так: «И поселились сыны Израиля в
Египте, в области Гошен, и обосновались там, и расплодились, и умножились очень,
и жил Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь
лет» (Берешит, гл. 47, ст. 27-28).
Но в этом случае, предыдущая
глава завершалась бы словами: «И земля стала принадлежать фараону» (там же, ст.
26).
Всевышний не пожелал, чтобы эта
фраза стала завершающей, что делало бы на ней акцент и придавало бы
дополнительную силу написанному. Поэтому недельная глава Вайехи и оказалась
«закрытой».
Теперь обратим внимание на
стыковку между последними словами предыдущей главы и первыми нынешней. Она
выглядит так: «и умножились очень, и жил Яаков».
Слово «меод» (очень) состоит из
тех же букв, что и слово «Адам». И сразу написано: «и жил Яаков». В этом
заключается намек на то, что душа Адама воплотилась в Яакове. По этой причине
Яакову пришлось спуститься в Египет.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист
89) говорится, что в случае, если бы Яаков не отправился в Египет по собственной
воле, его туда доставили бы силой, закованным в кандалы.
О чем здесь речь?
Душа первого человека Адама
содержала в себе все души еврейского народа. Но после его известной ошибки — эти
души оказались осквернены и попали в плен тумы (духовной нечистоты). А источник
нечистоты находится в Египте. Поэтому Египет и называют «срамным местом Земли».
Чтобы вызволить души из тумы,
Яаков должен был спуститься в Египет и прожить там свои последние семнадцать
лет.
По этой же причине Йосеф правил
Египтом восемьдесят лет, и все его братья провели остаток своей жизни в Египте и
породили в нем 600 тысяч еврейских душ.
600 тысяч еврейских душ одолели
египетскую скверну и смогли вырваться из нее. А руководил ими Моше, который тоже
был воплощением души Адама. Давид продолжил дело Моше. И его потомок, Машиах,
завершит исправление.
Поэтому не случайно в нашей
недельной главе говорится об уходе из этого мира праведных Яакова и Йосефа, а в
Афтаре упоминается завершение земного пути царя Давида.
Так обозначены основные вехи
исправления прегрешения Адама…
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ВАЙЕХИ»
Место в Торе:
книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).
Почему глава так
называется?
По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».
«И жил» в тексте оригинала — вайехи.
Обсуждение главы
Вайехи
1. С чего начинается рабство
Обычно в Свитке Торы, когда
одна глава заканчивается — другая начинается с новой строки, или, хотя бы между
главами есть интервал в девять букв. Но между предыдущей главой и нашей — нет ни
малейшего промежутка. Здесь мы читаем: «И поселились сыны Израиля в Египте, в
области Гошен, и обосновались там, и расплодились, и умножились очень, и жил
Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь лет»
(Берешит, гл. 47, ст. 27-28).
Поэтому глава Вайехи называется
закрытой или замкнутой. И когда поднимают Свиток Торы после чтения, нужно
задержать его в развернутом состоянии дольше обычного, чтобы люди смогли найти
слово «вайехи» (и жил). Ведь когда человек читает буквы, написанные в Свитке
Торы, его душа наполняется светом.
Но почему наша глава закрыта?
Потому что в ней говорится о
смерти Яакова, последнего из праотцов еврейского народа. И вскоре после его
смерти глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за бед
порабощения, когда их начали порабощать египтяне. Со смертью Яакова начался
галут (изгнание).
Йосеф правил в Египте
восемьдесят лет. Намек на это встречаем в словах Яакова: «Довольно! Еще жив мой
сын Йосеф» (Берешит, гл. 45, ст. 28).
Слово «од» (еще) имеет гематрию
(числовое значение) восемьдесят. Из этих восьмидесяти, пятьдесят четыре года
Йосеф правил после кончины Яакова. Мы знаем, что последним из братьев умер Леви.
А при их жизни рабства для евреев не было. Так почему же говорится, что
порабощение началось после смерти Яакова?
Предчувствуя свой уход, Яаков
взял с Йосефа клятву не хоронить его в Египте.
Йосеф был самым могущественным
и влиятельным после фараона человеком в империи. Да и заслуги Яакова были
велики. Благодаря ему голод кончился на пять лет раньше, и экономика страны
вновь оказалась на подъеме.
Тем не менее, египетский
правитель весьма неохотно удовлетворил просьбу Йосефа — позволить похоронить
отца за пределами Египта. Йосефу для этого даже пришлось прибегнуть к шантажу и
угрозам.
Когда сыны Израиля зависят от
решений правителей народов мира, когда, чтобы добиться благоприятного исхода, им
приходится идти на уловки, использовать закулисные договоренности — эта
зависимость уже некая форма рабства.
Таким образом, порабощение,
хотя оно еще и не было явным — его тень замаячила над евреями сразу после смерти
Яакова...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Когда придет
Машиах
Наша недельная глава начинается
словами: «И жил Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто
сорок семь лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).
Ее начало никак не выделено в
тексте Торы. Между окончанием предыдущей главы и началом этой нет никакого
интервала — идет сплошной текст. Поэтому глава Вайехи называется «закрытой» или
«замкнутой».
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 49) задаются вопросом: почему глава Вайехи «замкнута» (то
есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и более
того — даже интервал в девять букв между главами отсутствует)?
Потому что вскоре после смерти
Яакова глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за бед
порабощения, когда их начали превращать в рабов.
Другое объяснение: глава
«замкнута», потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям конец, то есть срок
конечного избавления, но это было «сокрыто» от него.
Возникает вопрос: почему Шехина
(Присутствие Всевышнего) покинула Яакова, и Творец не позволил ему поведать о
геуле (конечном избавлении)?
Дело в том, что у геулы нет
даты. Многие пытались предсказать приход Машиаха, называли годы и даже даты, но
он до сих пор не пришел. Потому что приход Машиаха не связан с календарем — он
зависит от наших добрых дел и соблюдения заповедей. Когда сыны Израиля
объединятся ради Торы и добрых дел, Всевышний прогонит Сатана и призовет пророка
Элиягу.
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 97) сказано, что те, кто высчитывает время прихода Машиаха, обманывают себя
и вводят в заблуждение других.
Яаков хотел обозначить
максимальную продолжительность галута, срок, после которого точно наступит
геула, и Шехина покинула его. Потому что — запрещено вести подобные расчеты.
Написано в недельной главе Беhар:
«В этот год юбилейный возвратитесь вы каждый к своему владению» (Ваикра, гл. 25,
ст. 13).
Многие считали, что в этой
фразе содержится намек на срок окончательного избавления. Слово «hа-зот»
(в этот) можно разделить на две части. Буква
hей
обозначает пять тысяч, и слово «зот» имеет гематрию (числовое значение)
четыреста восемь. Согласно этому расчету, Машиах должен был прийти в 5408 (1648)
году. Тогда пролились реки еврейской крови. Потому что нельзя вычислять время
прихода Машиаха. Это прерогатива исключительно самого Всевышнего.
Когда раби Зейра (Учитель
Талмуда третьего поколения; 3-й век) видел, что кто-то пытается определить срок
прихода Машиаха, он всегда говорил: «Пожалуйста, не отдаляйте время наступления
геулы! Ведь три события случаются неожиданно: укус скорпиона, находка и приход
Машиаха.
В 5665 (1905) году какой-то
умник вычитал в Зогаре, что приход Машиаха будет связан с шестерками. Следующий
год очень подходил для этого — шестьсот шестьдесят шестой год шестого
тысячелетия. Эта весть обрела крылья, особенно, в Багдаде. Евреи в срочном
порядке бросились продавать свое движимое и недвижимое имущество. И это
моментально опрокинуло рынок. Евреи выступали только в роли продавцов, а арабы,
быстро прознав откуда ветер дует, отказывались покупать даже по дешевке. Они
говорили: собираетесь идти в Эль-Кудс (Иерусалим)? Что ж, оставляйте все и
проваливайте! А мы возьмем ваше имущество задаром. Цены резко упали, люди
перестали совершать сделки, никто ничего не покупал, в экономике наступил
коллапс.
Тогда еще был жив раби Йосеф
Хаим (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен
Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го).
В начале 5666-го года (за три
года до своего ухода) он объявил в своей речи в шаббат Шува (суббота раскаяния,
шаббат между Рош hа-Шана
и Йом Кипуром), что в этом году Машиах точно не придет. И призвал прекратить это
безумие и вернуться к нормальной жизни, к работе и торговле. Когда Машиах
действительно придет — он позаботится о том, чтобы еврейское имущество не
пропало.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Яаков исправлял
ошибку Адама
В нашей недельной главе
подводится итог жизни Яакова. И мы читаем: «И жил Яаков на египетской земле
семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).
Ее начало никак не выделено в
тексте Торы. Между окончанием предыдущей недельной главы и началом этой нет
никакого интервала — сплошной текст. Поэтому глава Вайехи называется «закрытой»
или «замкнутой».
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 49) задаются вопросом, почему глава Вайехи «замкнута» (то
есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и более
того — даже интервал в девять букв отсутствует)?
И объясняют: потому что вскоре
после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля «закрылись, замкнулись» из-за
бед порабощения.
Другое объяснение — глава
«замкнута», потому что Яаков захотел раскрыть своим сыновьям конец, то есть срок
конечного избавления, но это было «сокрыто» от него.
В принципе, наша недельная
глава могла бы и не быть «закрытой». Для этого ее нужно было начать на одну
фразу раньше. И тогда бы начало выглядело так: «И поселились сыны Израиля в
Египте, в области Гошен, и обосновались там, и расплодились, и умножились очень,
и жил Яаков на египетской земле семнадцать лет, и исполнилось ему сто сорок семь
лет» (Берешит, гл. 47, ст. 27-28).
Но в этом случае, предыдущая
глава завершалась бы словами: «И земля стала принадлежать фараону» (там же, ст.
26).
Всевышний не пожелал, чтобы эта
фраза стала завершающей, что делало бы на ней акцент и придавало бы
дополнительную силу написанному. Поэтому недельная глава Вайехи и оказалась
«закрытой».
Теперь обратим внимание на
стыковку между последними словами предыдущей главы и первыми нынешней. Она
выглядит так: «и умножились очень, и жил Яаков».
Слово «меод» (очень) состоит из
тех же букв, что и слово «Адам». И сразу написано: «и жил Яаков». В этом
заключается намек на то, что душа Адама воплотилась в Яакове. По этой причине
Яакову пришлось спуститься в Египет.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист
89) говорится, что в случае, если бы Яаков не отправился в Египет по собственной
воле, его туда доставили бы силой, закованным в кандалы.
О чем здесь речь?
Душа первого человека Адама
содержала в себе все души еврейского народа. Но после его известной ошибки — эти
души оказались осквернены и попали в плен тумы (духовной нечистоты). А источник
нечистоты находится в Египте. Поэтому Египет и называют «срамным местом Земли».
Чтобы вызволить души из тумы,
Яаков должен был спуститься в Египет и прожить там свои последние семнадцать
лет.
По этой же причине Йосеф правил
Египтом восемьдесят лет, и все его братья провели остаток своей жизни в Египте и
породили в нем 600 тысяч еврейских душ.
600 тысяч еврейских душ одолели
египетскую скверну и смогли вырваться из нее. А руководил ими Моше, который тоже
был воплощением души Адама. Давид продолжил дело Моше. И его потомок, Машиах,
завершит исправление.
Поэтому не случайно в нашей
недельной главе говорится об уходе из этого мира праведных Яакова и Йосефа, а в
Афтаре упоминается завершение земного пути царя Давида.
Так обозначены основные вехи
исправления прегрешения Адама…
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Использовать каждый
день
Написано в нашей недельной
главе: «И было дней Яакова, лет его жизни, сто сорок лет и семь лет» (Берешит,
гл. 47, ст. 28).
Фраза начинается днями («дней
Яакова»), затем продолжается годами («лет его жизни»). И непонятно — при чем же
здесь дни? Ведь когда говорят о возрасте, о том, сколько человек прожил, обычно
считают только годы, дни в расчет никто не берет. Да и в продолжении мы видим,
что возраст Яакова указан в годах, а не в днях: «сто сорок лет и семь лет».
Так для чего нужно было
упоминать дни?
Чтобы подчеркнуть, что Яаков не
разбазарил ни одного дня, каждый свой день он провел с пользой. Благодаря этому,
его жизнь была цельной, без пробелов и пропусков.
На каждого человека заведен
«Небесный журнал», в котором отмечают не годы, но — дни. Что человек делал в
каждый конкретный день своей жизни. Как он использовал время, отведенное ему —
дни, часы, минуты.
Одному человеку предложили
переехать в другую страну, в город с процветающей торговлей. И он решил сперва
присмотреться к месту, подходит ли оно ему.
Сойдя на берег, он, чтобы
получить представление о местных жителях, первым делом отправился на кладбище.
Какого же было его удивление,
когда он на первой же попавшейся могиле прочел, что там похоронен подросток,
проживший всего шестнадцать лет, пять месяцев, восемь дней и четыре часа.
В следующей могиле лежал
девятилетний ребенок. А самому пожилому едва удалось прожить двадцать два года.
В тяжких раздумьях приезжий
бродил по улицам города. Не иначе как земля эта пожирает живущих на ней.
Вдруг, он обратил внимание, что
навстречу ему попадаются старики, никак не моложе семидесяти-восьмидесяти лет.
Тогда он остановил первого встречного и задал ему мучивший его вопрос о
кажущемся несоответствии между возрастом, начертанным на надгробьях и тем, на
сколько лет выглядели горожане.
Местный житель объяснил, что
согласно их законам, считается только то время, которое было использовано с
толком, а потраченное впустую при подведении итогов жизни не учитывается,
точнее, учитывается «в минус».
Все, что относится к Будущему
миру, в Торе исчисляется днями. Да и сам Грядущий мир назван «нескончаемо
длинным днем». Поэтому нужно стараться, чтобы ни один день в жизни не прошел без
Торы, без заповедей и без добрых дел.
на основе комментария рабейну Бехае бар Ашера
(известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской
этики; Испания, 14-й век)
5. У каждого свой
драгоценный камень
Яаков перед смертью благословил
каждого из своих сыновей. В благословении, полученном Иссахаром есть такие
слова: «И он увидел покой, что хорош он, и землю, что приятна она, и преклонил
он плечо свое» (Берешит, гл. 49, ст. 15).
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Иссахар,
увидев, какой удел ожидает его, преклонил свое плечо, чтобы нести бремя Торы.
Сыны Иссахара посвятили себя
изучению Торы и обучению ей других.
Ценность такого подхода к жизни
проиллюстрирую притчей.
У бедняка в доме царила нищета.
И он отправился в путь на поиски лучшей доли. Идя по дороге, он глазел по
сторонам. Вдруг его что-то ослепило, а из глаз потекли слезы. Он сошел с дороги,
чтобы лучше рассмотреть, что это было.
Вскоре поиски привели его к
камню, который переливался и светился ярчайшими оттенками. Бедняк, недолго думая
положил камень в свою котомку.
Дойдя до города, он зашел к
знакомому ювелиру, чтобы тот оценил находку.
Ювелир надвинул на глаз
увеличительное стекло, чтобы внимательно изучить камень. Вдруг он подпрыгнул,
словно его ужалила змея.
— Ты хотя бы понимаешь, что ты
нашел?! Этому камню нет равных! Он должен украсить корону самого императора.
И вот, уже посыльный спешит во
дворец к царю. Монарх пришел от камня в полный восторг.
— Сколько ты за него просишь? —
спрашивает бедняка.
— Когда я его нашел, я не имел
ни малейшего понятия о его ценности и истинной стоимости. Поэтому меня
удовлетворит любая сумма, которую решит мне выплатить император.
Царь велел отсчитать из своей
казны невероятное количество денег за камень. Что и было незамедлительно
исполнено.
Вскоре бывший бедняк стал
богатейшим человеком империи.
Тору, исходя из этой притчи,
можно сравнить с драгоценным камнем, с сокровищем. Настоящая стоимость нам
неизвестна. А иначе, как объяснить факт, что порой мы откладываем книгу в
сторону и предаемся праздным занятиям?
Каждый должен понимать, что,
изучая Тору, он формирует свой уникальный бриллиант. И чем качественнее учеба,
чем ясней и четче понимание — тем чище камень и тем больше карат его вес.
Когда камень обретет свою
завершенную форму — Царь царей не поскупится и даст за него высочайшую цену. Он
за ценой не постоит…
на основе комментария Хафец Хаима
(раби
Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения