New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА
“ВАЙЕХИ”
Место в Торе:
книга
Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце
книги)
Почему глава так называется?
Вайехи
в переводе на русский язык
означает “И жил…”.
Последние 17 лет жизни Яакову пришлось
жить в Египте, —
подчеркивается в самом начале
главы. Именно пришлось,
ибо вне Земли Израиля жизнь
для него была неполноценной.
Этот посыл многое определит
в нашей главе.
Обсуждение первой темы главы
“Вайехи”
Мы завершаем чтение первой
книги Торы — Берешит.
Перед нами развернута
панорама Творения мира:
создание человека и
возникновение человечества,
появление первого еврея —
Авраама, история жизни его
сына Ицхака… И вот теперь —
умирает сын Ицхака Яаков.
Каждый из обозначенных
этапов (мы упомянули только те,
которые имеют отношение к
нашему рассказу) — поворот в
судьбах мира, каждый —
моделирует реальную историю
поколений, еврейского народа и
всего человечества.
В самом начале Творения (Берешит)
отсутствует свет, отсутствует
свобода выбора. Только с
проявлением в мире этих
элементов — “Да будет свет…”,
чуть позже — “И разделил
Всевышний между нижней водой и
верхней…”, а потом — “И
повелел Адаму не есть с того
дерева…” — вселенная обрела
Цель: свет, добро и зло (разделение),
возможность выполнять или не
выполнять Повеление…
Но и в конце книги Берешит ,
в нашей главе, говорится о том
же. Родоначальники еврейского
народа, Яаков и его сыновья — в
изгнании, символом которого
стал Египет (об этом пойдет
речь в последующих главах, в
книге Шемот). В
глубоком смысле изгнание —
жизнь без света. У потомков
Яакова нет и свободы выбора —
они вступили в период рабства.
А раб принадлежит хозяину, им
распоряжаются, как вещью.
Но также, как в начале
Творения, и на этапе рабства
зарождаются те же элементы (свет,
разделение и свобода выбора),
которые обеспечат
существование еврейского
народа и гарантируют
выполнение евреями своей
миссии в этом мире.
Глава Вайехи, прежде всего,
сообщает, что Яаков прожил в
Египте 17 лет. Далее мы узнаем,
что всего он прожил 147 лет. А
поскольку в Торе уже сказано,
что Яаков пришел в Египет в
возрасте 130 лет (гл. 47, ст. 9),
неясно, какую дополнительную
информацию мы получаем, узнав
о семнадцатилетнем пребывании
Яакова в Египте.
При помощи такого повторения
Тора дает нам понять, что эти 17
лет — вне ряда предыдущих 130-ти.
Сами по себе они бессмысленны.
Яаков чувствовал это, не хотел
переселяться в Египет с Земли
Израиля, даже когда ему стало
известно, что его сын Йосеф
пользуется огромным влиянием
при дворе египетского фараона.
Только прямое
повеление Всевышнего
заставило Яакова отправиться
в Изгнание.
Такова была отведенная ему
Всевышним роль — провести
подготовительную работу для Исхода
из египетского рабства.
Его работа состояла в том,
чтобы, во-первых, завещать
своим сыновьям совершить
после его смерти конкретные
действия, которые
продемонстрируют всем
принципиальную, абсолютную
необходимость покинуть Египет
и вернуться на Землю Израиля.
Это — свет .
Во-вторых, Яаков должен был
раскрыть внутренний потенциал
своих сыновей и дать им свободу
выбора: или они реализуют
свое предназначение, выполнив
часть общей задачи еврейского
народа, или используют свой
потенциал в неправильном
направлении.
Читаем: “…и позвал своего
сына Йосефа и сказал ему…
сделай мне истинное добро — не
хорони меня в Египте” (гл. 47, ст.
29).
Йосеф обещал. Тогда Яаков
повысил уровень завещания,
сказав сыну: “Поклянись!”.
Иначе говоря, предъявил ему
абсолютное требование…
В первой фразе главы Торы Шемот
говорится, что сыновья Израиля
идут (находятся в
процессе прехода) в Египет. Но
нам известно, что саму Тору
народ Израиля получил после
Исхода, через Моше, который
родился в Египте. Почему же
глагол идти стоит в
настоящем времени?
Однако вспомним, что Тора
дана Всевышним всем
поколениям на все времена,
вспомним, что событийный ряд в
ней — лишь поверхность,
скрывающая глубинные мысли, и
употребление такой формы
глагола нам уже не покажется
странным. Настоящее время
здесь дает нам понять, что
каждый из нас — в процессе
движения в Египет.
На иврите Египет — мицраим.
Основу этого слова составляют
буквы ц и р, образующие
понятие узкий ,
зажатый.
Если сузить горизонты
видения мира, можно
предположить, что вселенная —
только материя, что в ней нет
места духовному, нет места
Творцу. Что бывает, когда
человек придерживается
подобной точки зрения?
Всевышний через пророков
предупреждал: если вы не
признаете меня Хозяином мира,
будете рабами у хозяев (у
других людей). Это
предупреждение вполне
однозначно: узость
мировоззрения, подмена
мудрости Всевышнего
различными преходящими
философскими теориями —
прямой путь в Египет.
В четвертой книге Торы —
Бамидбар
— рассказывается, что по слову
Всевышнего расселились 12
колен Израиля в Эрец-Исраэль.
Каждому колену была дана
Творцом определенная часть
территории. Девяти коленам
предназначалось жить к западу
от реки Иордан. Два колена
поселились к востоку от
Иордана. И одно — половина на
западе, половина — на востоке.
Два колена — Реувена и Гада
— поселившиеся в восточной
части, происходили от Леи (Гад
— сын ее служанки, наложницы
Яакова).
Чье колено разделено надвое?
Конечно же, колено Менаше.
Первая половина оказалась
рядом с Эфраимом (линия Рахели),
вторая — рядом с Реувеном и
Гадом (линия Леи). См. книгу Бамидбар,
гл, 34, ст. 13-15.
…Призвал Яаков всех своих
сыновей. И определил потенциал
каждого. Про первого, старшего
сына Леи, Реувена сказал: “Начало
моей силы… Превосходишь [остальных
братьев] и в подъеме и в
духовной силе…”.
Что это значит? В своем
комментарии Раши
объясняет: подъем — это
вознесение рук, как это делали коэны,
служители в Храме. Духовная
сила — признак лидерства,
царства. Иначе говоря, в
Реувене были заложены
возможности стать
родоначальником царей и
коэнов. Однако слова, которые
произнес Яаков далее — “Быстрота
твоя, как бурный поток воды —
не даст тебе [следовать
этому пути]”
— свидетельствуют о том, что
Реувен не использует эти
возможности.
В чем же истинное призвание
Реувена? Яаков намекает на его
способности к глубокому
переживанию и раскаянию. От
других пойдет род царей и
коэнов, но умение переживать,
признавать и исправлять
ошибку — свойство колена
Реувена.
И действительно, в Танахе (Библия)
есть книга, условно названная
“Двенадцать пророков”. В этой
книге — двенадцать
относительно небольших книг,
содержащих записи пророчеств.
И первый пророк — Гошеа.
Его книга посвящена тшуве
(возвращение к Всевышнему)
каждого еврея и всего народа,
возвращению к заповеданному
Им образу жизни. И никого из
нас, наверное, не удивит, что
Гошеа принадлежит колену
Реувена.
Следующие по старшинству
сыновья Яакова — Шимон и Леви.
Обращаясь к ним Яаков называет
их “братьями”, вскрывая их
способности быть братьями,
ладить друг с другом, друг
другу сопереживать. И
воспринимается вполне
естественно, что от Леви
произошли служители Храма (левиты
и коэны), от которых требуется
особый дар сопереживания с
народом, а от Шимона — учителя
детей младшего возраста. Нужно
ли объяснять, что человек,
обделенный способностью к
сопереживанию, не может учить
детей?
Однако утонченности чувств
недостаточно для того, чтобы
стать царем. Здесь нужны
другие качества. И Яаков
указывает, что потомков Шимона
и Леви ожидают трагические
испытания, а особенно сильно
они споткнутся на своем пути
дважды — в истории с Корахом и
разведчиками (об этом
говорится в книге Бамидбар ).
Кто же из сыновей Яакова
возьмет на себя роль Лидера?
Кто из них станет
родоначальником царей?
Следующий по старшинству,
четвертый сын Яакова — Иегуда.
Он унаследует качества лидера.
Он поведет еврейский народ и
будет царем.
На иврите царь — мелех,
производное от слова лех —
идти. Итак, мелех ведет
людей, берет на себя
ответственность.
В предыдущей недельной главе
“Ваигаш” рассказывалось, как
Иегуда выступил в защиту
своего брата Биньямина и был
готов ответить жизнью за его
судьбу, за мир и покой своего
отца.
Иегуда мог бы воззвать ко
всем братьям, но он на
коллективную ответственность
ни разу даже не намекнул.
Наверное, он был вправе
сослаться на внешние
обстоятельства, из-за которых
могло случиться несчастье.
Но нет, он все взял на
себя и лично отвечал за
происходящее.
Чувство ответственности —
первое, самое необходимое
условие, чтобы стать
руководителем, лидером, царем.
Существует и второе условие:
настоящий лидер должен
понимать, что он — не бог на
земле, что Хозяин всего сущего
— не человек, даже если он царь,
а — Всевышний. И только Он один.
Но откуда у Иегуды эти
способности?
При рождении ему дали имя
Иегуда, в составе которого в
ивритском написании все
четыре буквы центрального Имени
Всевышнего — “юд”, “гей”,
“вав”, “гей”. Кроме того, в
имени четвертого сына Яакова
есть буква “далет”,
обозначающая скромность (далет
— от корня дал, скромный). А
все слово иегуда означает
— уметь благодарить. Его
трактовка на более глубоком
уровне — постоянно осознавать
Присутствие Творца и
чувствовать, сколь скромное
место занимает человек по
отношению к Нему.
Окружающие распознают
личность, наделенную
подобными качествами,
принимают такого человека и
выдвигают его на вершину
пирамиды, ибо глубоко осознают,
что это выдвижение —
справедливо.
Яаков предсказывает в своем
завещании: “Иегуда — в этом [имени]
твоя суть. Братья признают
тебя. Врагов [народа]
ты отбросишь… кто собьет тебя [с
твоего пути]?”
(гл. 49, ст. 8-9). В следующей фразе
Яакова — новое пророчество: “Не
отойдет скипетр от Иегуды…”.
Навеки, вплоть до окончания
мировой истории, когда вновь
выстроится пирамида
еврейского мироустройства, из
колена Иегуды выдвинется
глава этой пирамиды, как в свое
время во главе нашего народа
встал царь Давид — прямой
потомок Иегуды.
Рассказывается в нашей главе
и о смерти Яакова, о его
захоронении в Хевроне (Кирьят-Арба)
и о последних распоряжениях
Йосефа.
Теперь мы готовы перейти к
следующей книге Торы — Шемот …
(продолжение завтра) Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|