БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Раскороновали

 

Наша недельная глава начинается словами — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

В период пребывания в пустыне, который длился 40 лет, у евреев было много свободного времени. Им не нужно было обрабатывать поля, возводить здания, добывать провизию, зарабатывать на жизнь. Все это время сыны Израиля находились на полном пансионе у Всевышнего.

Впрочем, имея много свободных часов и минут, они не погрязли в безделье, но посвящали их изучению Торы. Для евреев учеба была привычным занятием, для Моше — обучение. И его голос, произносящий слова Торы, нередко раздавался над станом.

Но почему об этом сообщается только сейчас и именно здесь?

В предыдущей недельной главе рассказывается о создании золотого тельца и о наказании за это. Среди прочего, написано в ней: «И сняли сыны Израиля украшения свои, полученные с горы Хорев» (Шемот, гл. 33, ст. 6).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) говорится, что сыны Израиля, согласившись принять Тору на горе Хорев (она же Синай) и пообещав «исполнять и изучать», удостоились двух венцов каждый. Один за исполнение, а другой — за изучение Торы.

Эти венцы представляли собой короны тонкого духовного света, которые сияли в пространстве особым неземным свечением. Благодаря коронам света, евреи смогли подняться на более высокую духовную ступень, недостижимую ранее.

Намек на это находим в выражении «высеченные (в оригинале — харут) на скрижалях» (Шемот, гл. 32, ст. 16).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 18) разъясняется, что слово «харут» можно прочесть и как «херут» (освобожденные). Таким образом, обретя два чудесных венца, каждый в народе Израиля освободился и стал неподвластен смерти, иноземным правителям и страданиям.

Иными словами, Израиль возвысился над материей, и та утратила возможность влиять на него.

Однако после создания золотого тельца — «сняли сыны Израиля украшения свои, полученные с горы Хорев». Потеря венцов неземного света, знаменовала собой духовный спуск с той ступени, куда не могли добраться ни смерть, ни страдания. И эта ступень для сынов Израиля снова стала недостижимой.

Но что стало с венцами, куда они делись?

Их получил Моше, не участвовавший в создании золотого тельца, и его лицо стало светиться, да так ярко, что никто не мог на него смотреть. Об этом читаем: «И вот, лицо его светится, и боялись приблизиться к нему. И когда Моше кончил говорить с ними, он покрыл свое лицо» (Шемот, гл. 34, ст. 30, 33).

В Талмуде сказано, что лик Моше подобен солнцу (трактат Бава Батра, лист 75).

Итак, на лишение сынов Израиля венцов намекает фраза о снятии украшений, а о том, что их свет перешел Моше сказано намеком в продолжении — «А Моше взял шатер и расположил его вне стана» (Шемот, гл. 33, ст. 7).

У слова «оhель» (шатер) — тот же корень, что и у глагола «беhило» (светил). Как сказано: «Когда Он светил (беhило) светильником Своим над моей головой» (книга Иова, гл. 29, ст. 3).

Привычные собираться на уроки Моше евреи опасались его светящегося лица. Поэтому Моше пришлось объявить общий сбор — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля». То есть — всех. От мала, до велика, мужчин, женщин и детей.

Так возобновились уроки Моше...

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

2. Как вернуть короны

 

Моше собирает сынов Израиля и напоминает им о заповеди соблюдения шаббата. Об этом читаем: «И созвал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: "Вот что повелел Всевышний сделать: шесть дней совершайте работу, а день седьмой должен быть свят для вас, день полного покоя, посвященного Творцу. Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти"» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

Но почему он говорил именно об этой заповеди?

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) говорится, что сыны Израиля, согласившись принять Тору на горе Хорев (она же Синай) и пообещав «исполнять и изучать», удостоились двух венцов, каждый. Один — за исполнение, другой — за изучение Торы.

Эти венцы представляли собой короны тонкого духовного света, сияющие в пространстве особым неземным свечением. Благодаря коронам света, евреи смогли подняться на небывало высокую духовную ступень, недостижимую для них ранее. Но после создания золотого тельца, сыны Израиля были наказаны и лишены своих неземных венцов. Их, так сказать — «раскороновали».

Зато Моше, который не поклонялся золотому тельцу, принял этот духовный свет, и тогда его лицо начало светиться, да так, что евреи боялись к нему подойти.

Впрочем, у каждого еврея в шаббат есть возможность вновь удостоиться чудесных венцов, пусть только до окончания субботы. Поэтому Моше собрал всех сынов Израиля и объявил им, что они не безвозвратно лишились корон. Если соблюдать шаббат по всем законам, можно вернуться на духовный уровень до прегрешения и обрести чудесный свет снова.

Но каким образом?

Во время «встречи субботы» произносят псалом  (Теилим — «Псалмы царя Давида», гл. 29). В нем трижды встречаются фразы со словом «hаву» (воспевайте) — «воспевайте перед Всевышним сыновья сильных», «воспевайте перед Всевышним славу и могущество Его» и «воспевайте перед Всевышним славу Имени Его».

Гематрия (числовое значение) слова «hаву» составляет 13. И это намек на Единого и неделимого Творца. Поскольку гематрия слова «эхад» (единый) тоже 13. Суммарная гематрия троекратного повторения слова «hаву» составляет 39, что соответствует слову «таль» (роса).

Непроизносимое четырехбуквенное Имя Всевышнего состоит из букв йод, hей, вав и hей. Каждая из этих букв связана с разными мирами. Первые три — с более высокими и духовными. Последняя hей — связана с самым низшим из миров, нашим материальным миром.

Если мы распишем на иврите название каждой из трех букв, соответствующих более высоким духовным мирам, то йод у нас может быть представлена, как йод, вав и далет; hей — как hей и алеф; вав — как вав, алеф и вав. Суммарная гематрия этих букв составит как раз 39, что намекает на подъем в духовных мирах.

Еще в этом псалме «раздаются» семь голосов — «голос Всевышнего над водами», «голос Всевышнего с силой», «голос Всевышнего в великолепии», «голос Всевышнего, сокрушает кедры», «голос Всевышнего высекает языки пламени», «голос Всевышнего сотрясает пустыню» и «голос Всевышнего приводит в трепет ланей».

Три «hаву» намекают на три высшие эманации Всевышнего, а семь «голосов» — на семь других Его эманаций.

Таким образом, читая во время встречи субботы этот Псалом с правильными каванот (мыслями, намерениями, эмоциями), мы можем подняться на десять духовных ступеней.

В завершении «встречи субботы» читают «Мизмор шир ле-йом hа-шаббат» (Хвалебная песнь в честь субботнего дня).

Первые буквы этих слов (на иврите) образуют выражение «ле-Моше» (у Моше). Ведь в шаббат еврей может получить дополнительную душу. Эти души связаны с утраченными коронами света, которые находятся у Моше. И в субботу появляется возможность их у него получить.

В утренней субботней молитве есть слова — «Возрадовался Моше дарованному ему уделу».

Моше доволен своей душой, ему ее достаточно. И те души, что в субботу могут дополнить нас, он будет рад вручить нам.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Отделиться от сброда

 

Написано в нашей недельной главе: «И созвал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: «Вот что повелел Всевышний сделать: шесть дней совершайте работу, а день седьмой должен быть свят для вас, день полного покоя, посвященного Творцу. Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

У евреев выработалась привычка учиться, у Моше — обучать. Поэтому собрания ради изучения Торы были в то время обыденным явлением.

Но почему об этом сообщается только сейчас и именно здесь?

В предыдущей недельной главе рассказывается о создании золотого тельца и о поклонении ему.

Все началось с того, что народ окружил Аарона и потребовал — «встань, сделай нам бога» (Шемот, гл. 32, ст. 1).

Там используется то же выражение «ваякhель» — в смысле, что народ собрался вокруг Аарона, окружил его. И если с этого началось создание золотого тельца и поклонение ему, то и исправление этого прегрешения должно начинаться с того же.

Итак, люди собрались вокруг Аарона с намерением «сделать бога», а на самом деле — создать идола и поклоняться ему.

Моше, чтобы это исправить, собрал людей вокруг себя — с тем, чтобы передать им повеление Истинного Всевышнего о соблюдении шаббата.

Так один «ваякhель» исправил другой.

До сих пор, когда речь шла о еврейском народе, Тора использовала одно из двух определений — «сыны Израиля» или «hа-ам» (тот народ).

Известно, что вместе с евреями из Египта вышло множество всякого сброда. И определение «hа-ам» относится в основном к этому сброду, хотя и евреев, низко павших духовно, тоже можно так обозначить.

Определение «сыны Израиля» в основном распространяется только на евреев, причем — на достойных сынов своего народа. Впрочем, сброд каким-то образом сумел просочиться и в эту группу.

Мы видим, что Моше собирает «общину сынов Израиля».

Это выражение раньше не встречалось. Оно появилось сейчас — в связи с тем, что Моше отделил сынов Израиля от сброда, очистил еврейский народ.

Моше неслучайно говорит о заповеди соблюдения субботы. Ведь нееврей соблюдающий ее, заслуживает смерти.

Зато сыны Израиля, выполняя законы шаббата, удостаиваются дополнительной души и поднимаются на высочайшую духовную ступень, вновь обретая чудесные венцы света, полученные во время дарования Торы, и отнятые после создания золотого тельца.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

    

4. Наутро после Йом Кипура — общий сбор

 

Моше объявляет общий сбор. Как написано: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что это происходило на следующий день после Йом Кипура, когда Моше спустился с горы Синай.

Там он пробыл 40 дней. И все это время взывал к Всевышнему и молил Его о прощении за прегрешение с золотым тельцом. И хотя идея создания золотого тельца принадлежала иноплеменному сброду, вышедшему вместе с евреями из Египта, сыны Израиля тоже были запятнаны этим. И вот, теперь Моше молится о прощении, а евреи постятся днем и едят ночью.

Когда наступила последняя, сороковая ночь, евреи решили не прерывать пост и ночью. Тогда Всевышний произнес, обращаясь к Моше: «простил я по слову твоему».

С тех пор Йом Кипур считается днем искупления прегрешений.

Утром Моше объявил о начале сбора средств и пожертвований на сооружение Мишкана (Переносного Храма).

Но, почему именно тогда?

В Йом Кипур один прощает другого, и народ укрепляется единством. Во многих общинах, открывая шкаф со Свитками Торы перед молитвой Коль нидрей («Все обеты»), габай (человек, отвечающий за организацию молитв в синагоге) призывает: «господа, прощайте друг друга!». И все присутствующие отвечают: «простили!».

В Йом Кипур евреи уподобляются малахим (в условном переводе — ангелам). Вопрос — что будет на следующий день после Йом Кипура?

Написано: «С ног до головы не найти в нем здорового места: то ушиб, то свежая рана» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 6).

Под «ногами» следует понимать намек на Симхат Тора, праздник, завершающий череду осенних праздников, кульминация которого — танцы с Торой. А «голова» (в оригинале — рош) намекает на Рош hа-Шана.

Таким образом, по завершении Симхат Тора и до Рош hа-Шана следующего года, творит человек все, что ни придет ему в голову — ест, пьет, гуляет, да прегрешения набирает. То есть «Не найти в нем здорового места» — не прекращает совершать прегрешения, думая, что перед Рош hа-Шана прочитает «слихот», а перед Йом Кипуром сделает обряд капорот, и ему все простится.

Моше прекрасно понимал своих собратьев. Поэтому, как только завершился Йом Кипур, пока все еще оставались на уровне праведников, он объявил о сооружении Мишкана. Ведь если бы Мишкан стали сооружать злодеи и грешники — он долго не простоял бы. Вот Моше и собрал всех наутро после Йом Кипура.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида, Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Раскороновали

 

Наша недельная глава начинается словами — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

В период пребывания в пустыне, который длился 40 лет, у евреев было много свободного времени. Им не нужно было обрабатывать поля, возводить здания, добывать провизию, зарабатывать на жизнь. Все это время сыны Израиля находились на полном пансионе у Всевышнего.

Впрочем, имея много свободных часов и минут, они не погрязли в безделье, но посвящали их изучению Торы. Для евреев учеба была привычным занятием, для Моше — обучение. И его голос, произносящий слова Торы, нередко раздавался над станом.

Но почему об этом сообщается только сейчас и именно здесь?

В предыдущей недельной главе рассказывается о создании золотого тельца и о наказании за это. Среди прочего, написано в ней: «И сняли сыны Израиля украшения свои, полученные с горы Хорев» (Шемот, гл. 33, ст. 6).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) говорится, что сыны Израиля, согласившись принять Тору на горе Хорев (она же Синай) и пообещав «исполнять и изучать», удостоились двух венцов каждый. Один за исполнение, а другой — за изучение Торы.

Эти венцы представляли собой короны тонкого духовного света, которые сияли в пространстве особым неземным свечением. Благодаря коронам света, евреи смогли подняться на более высокую духовную ступень, недостижимую ранее.

Намек на это находим в выражении «высеченные (в оригинале — харут) на скрижалях» (Шемот, гл. 32, ст. 16).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 18) разъясняется, что слово «харут» можно прочесть и как «херут» (освобожденные). Таким образом, обретя два чудесных венца, каждый в народе Израиля освободился и стал неподвластен смерти, иноземным правителям и страданиям.

Иными словами, Израиль возвысился над материей, и та утратила возможность влиять на него.

Однако после создания золотого тельца — «сняли сыны Израиля украшения свои, полученные с горы Хорев». Потеря венцов неземного света, знаменовала собой духовный спуск с той ступени, куда не могли добраться ни смерть, ни страдания. И эта ступень для сынов Израиля снова стала недостижимой.

Но что стало с венцами, куда они делись?

Их получил Моше, не участвовавший в создании золотого тельца, и его лицо стало светиться, да так ярко, что никто не мог на него смотреть. Об этом читаем: «И вот, лицо его светится, и боялись приблизиться к нему. И когда Моше кончил говорить с ними, он покрыл свое лицо» (Шемот, гл. 34, ст. 30, 33).

В Талмуде сказано, что лик Моше подобен солнцу (трактат Бава Батра, лист 75).

Итак, на лишение сынов Израиля венцов намекает фраза о снятии украшений, а о том, что их свет перешел Моше сказано намеком в продолжении — «А Моше взял шатер и расположил его вне стана» (Шемот, гл. 33, ст. 7).

У слова «оhель» (шатер) — тот же корень, что и у глагола «беhило» (светил). Как сказано: «Когда Он светил (беhило) светильником Своим над моей головой» (книга Иова, гл. 29, ст. 3).

Привычные собираться на уроки Моше евреи опасались его светящегося лица. Поэтому Моше пришлось объявить общий сбор — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля». То есть — всех. От мала, до велика, мужчин, женщин и детей.

Так возобновились уроки Моше...

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

2. Как вернуть короны

 

Моше собирает сынов Израиля и напоминает им о заповеди соблюдения шаббата. Об этом читаем: «И созвал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: "Вот что повелел Всевышний сделать: шесть дней совершайте работу, а день седьмой должен быть свят для вас, день полного покоя, посвященного Творцу. Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти"» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

Но почему он говорил именно об этой заповеди?

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) говорится, что сыны Израиля, согласившись принять Тору на горе Хорев (она же Синай) и пообещав «исполнять и изучать», удостоились двух венцов, каждый. Один — за исполнение, другой — за изучение Торы.

Эти венцы представляли собой короны тонкого духовного света, сияющие в пространстве особым неземным свечением. Благодаря коронам света, евреи смогли подняться на небывало высокую духовную ступень, недостижимую для них ранее. Но после создания золотого тельца, сыны Израиля были наказаны и лишены своих неземных венцов. Их, так сказать — «раскороновали».

Зато Моше, который не поклонялся золотому тельцу, принял этот духовный свет, и тогда его лицо начало светиться, да так, что евреи боялись к нему подойти.

Впрочем, у каждого еврея в шаббат есть возможность вновь удостоиться чудесных венцов, пусть только до окончания субботы. Поэтому Моше собрал всех сынов Израиля и объявил им, что они не безвозвратно лишились корон. Если соблюдать шаббат по всем законам, можно вернуться на духовный уровень до прегрешения и обрести чудесный свет снова.

Но каким образом?

Во время «встречи субботы» произносят псалом  (Теилим — «Псалмы царя Давида», гл. 29). В нем трижды встречаются фразы со словом «hаву» (воспевайте) — «воспевайте перед Всевышним сыновья сильных», «воспевайте перед Всевышним славу и могущество Его» и «воспевайте перед Всевышним славу Имени Его».

Гематрия (числовое значение) слова «hаву» составляет 13. И это намек на Единого и неделимого Творца. Поскольку гематрия слова «эхад» (единый) тоже 13. Суммарная гематрия троекратного повторения слова «hаву» составляет 39, что соответствует слову «таль» (роса).

Непроизносимое четырехбуквенное Имя Всевышнего состоит из букв йод, hей, вав и hей. Каждая из этих букв связана с разными мирами. Первые три — с более высокими и духовными. Последняя hей — связана с самым низшим из миров, нашим материальным миром.

Если мы распишем на иврите название каждой из трех букв, соответствующих более высоким духовным мирам, то йод у нас может быть представлена, как йод, вав и далет; hей — как hей и алеф; вав — как вав, алеф и вав. Суммарная гематрия этих букв составит как раз 39, что намекает на подъем в духовных мирах.

Еще в этом псалме «раздаются» семь голосов — «голос Всевышнего над водами», «голос Всевышнего с силой», «голос Всевышнего в великолепии», «голос Всевышнего, сокрушает кедры», «голос Всевышнего высекает языки пламени», «голос Всевышнего сотрясает пустыню» и «голос Всевышнего приводит в трепет ланей».

Три «hаву» намекают на три высшие эманации Всевышнего, а семь «голосов» — на семь других Его эманаций.

Таким образом, читая во время встречи субботы этот Псалом с правильными каванот (мыслями, намерениями, эмоциями), мы можем подняться на десять духовных ступеней.

В завершении «встречи субботы» читают «Мизмор шир ле-йом hа-шаббат» (Хвалебная песнь в честь субботнего дня).

Первые буквы этих слов (на иврите) образуют выражение «ле-Моше» (у Моше). Ведь в шаббат еврей может получить дополнительную душу. Эти души связаны с утраченными коронами света, которые находятся у Моше. И в субботу появляется возможность их у него получить.

В утренней субботней молитве есть слова — «Возрадовался Моше дарованному ему уделу».

Моше доволен своей душой, ему ее достаточно. И те души, что в субботу могут дополнить нас, он будет рад вручить нам.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Отделиться от сброда

 

Написано в нашей недельной главе: «И созвал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: «Вот что повелел Всевышний сделать: шесть дней совершайте работу, а день седьмой должен быть свят для вас, день полного покоя, посвященного Творцу. Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

У евреев выработалась привычка учиться, у Моше — обучать. Поэтому собрания ради изучения Торы были в то время обыденным явлением.

Но почему об этом сообщается только сейчас и именно здесь?

В предыдущей недельной главе рассказывается о создании золотого тельца и о поклонении ему.

Все началось с того, что народ окружил Аарона и потребовал — «встань, сделай нам бога» (Шемот, гл. 32, ст. 1).

Там используется то же выражение «ваякhель» — в смысле, что народ собрался вокруг Аарона, окружил его. И если с этого началось создание золотого тельца и поклонение ему, то и исправление этого прегрешения должно начинаться с того же.

Итак, люди собрались вокруг Аарона с намерением «сделать бога», а на самом деле — создать идола и поклоняться ему.

Моше, чтобы это исправить, собрал людей вокруг себя — с тем, чтобы передать им повеление Истинного Всевышнего о соблюдении шаббата.

Так один «ваякhель» исправил другой.

До сих пор, когда речь шла о еврейском народе, Тора использовала одно из двух определений — «сыны Израиля» или «hа-ам» (тот народ).

Известно, что вместе с евреями из Египта вышло множество всякого сброда. И определение «hа-ам» относится в основном к этому сброду, хотя и евреев, низко павших духовно, тоже можно так обозначить.

Определение «сыны Израиля» в основном распространяется только на евреев, причем — на достойных сынов своего народа. Впрочем, сброд каким-то образом сумел просочиться и в эту группу.

Мы видим, что Моше собирает «общину сынов Израиля».

Это выражение раньше не встречалось. Оно появилось сейчас — в связи с тем, что Моше отделил сынов Израиля от сброда, очистил еврейский народ.

Моше неслучайно говорит о заповеди соблюдения субботы. Ведь нееврей соблюдающий ее, заслуживает смерти.

Зато сыны Израиля, выполняя законы шаббата, удостаиваются дополнительной души и поднимаются на высочайшую духовную ступень, вновь обретая чудесные венцы света, полученные во время дарования Торы, и отнятые после создания золотого тельца.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

    

4. Наутро после Йом Кипура — общий сбор

 

Моше объявляет общий сбор. Как написано: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что это происходило на следующий день после Йом Кипура, когда Моше спустился с горы Синай.

Там он пробыл 40 дней. И все это время взывал к Всевышнему и молил Его о прощении за прегрешение с золотым тельцом. И хотя идея создания золотого тельца принадлежала иноплеменному сброду, вышедшему вместе с евреями из Египта, сыны Израиля тоже были запятнаны этим. И вот, теперь Моше молится о прощении, а евреи постятся днем и едят ночью.

Когда наступила последняя, сороковая ночь, евреи решили не прерывать пост и ночью. Тогда Всевышний произнес, обращаясь к Моше: «простил я по слову твоему».

С тех пор Йом Кипур считается днем искупления прегрешений.

Утром Моше объявил о начале сбора средств и пожертвований на сооружение Мишкана (Переносного Храма).

Но, почему именно тогда?

В Йом Кипур один прощает другого, и народ укрепляется единством. Во многих общинах, открывая шкаф со Свитками Торы перед молитвой Коль нидрей («Все обеты»), габай (человек, отвечающий за организацию молитв в синагоге) призывает: «господа, прощайте друг друга!». И все присутствующие отвечают: «простили!».

В Йом Кипур евреи уподобляются малахим (в условном переводе — ангелам). Вопрос — что будет на следующий день после Йом Кипура?

Написано: «С ног до головы не найти в нем здорового места: то ушиб, то свежая рана» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 6).

Под «ногами» следует понимать намек на Симхат Тора, праздник, завершающий череду осенних праздников, кульминация которого — танцы с Торой. А «голова» (в оригинале — рош) намекает на Рош hа-Шана.

Таким образом, по завершении Симхат Тора и до Рош hа-Шана следующего года, творит человек все, что ни придет ему в голову — ест, пьет, гуляет, да прегрешения набирает. То есть «Не найти в нем здорового места» — не прекращает совершать прегрешения, думая, что перед Рош hа-Шана прочитает «слихот», а перед Йом Кипуром сделает обряд капорот, и ему все простится.

Моше прекрасно понимал своих собратьев. Поэтому, как только завершился Йом Кипур, пока все еще оставались на уровне праведников, он объявил о сооружении Мишкана. Ведь если бы Мишкан стали сооружать злодеи и грешники — он долго не простоял бы. Вот Моше и собрал всех наутро после Йом Кипура.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида, Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Суббота для Торы, не для прогулок

 

Всевышний через Моше призывает сынов Израиля строго соблюдать законы субботы. Здесь мы читаем: «Шесть дней совершайте работу, а день седьмой должен быть свят для вас, день полного покоя, посвященного Творцу. Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 15) говорится, что субботы и праздники даны евреям, чтобы у них была возможность спокойно изучать Тору. Ведь в будни многие из них работают, добывая пропитание в поте лица, и у них нет возможности выделить какое-то постоянное время для учебы.

В будни многие учатся урывками. Но в субботу изучать Тору — прямая обязанность каждого еврея. Поэтому запрещено назначать трапезу на время, когда в синагоге проходит выступление раввина.

В некоторых семьях в субботу принято гулять. И действительно, совместная прогулка может быть очень интересной. Только нужно следить за временем. Ведь даже субботнюю трапезу, обусловленную заповедью, запрещено устраивать параллельно с уроком Торы.

Поясню это притчей.

Грузчик тяжело вкалывал за гроши. Под конец дня он с трудом доплетался до дома, согнутый под тяжестью усталости.

Как-то бредя после работы домой, он с удивлением заметил большое скопление народа возле одного из главных залов города. Любопытство взяло верх, и он сделал небольшой крюк, чтобы пройти мимо зала. Оказалось, что в город прибыл известный лектор. И люди собрались послушать слова мудрости из его уст.

Грузчик решил, что такая возможность выпадает нечасто. Он преодолел усталость, выстоял очередь и, купив билет, прошел внутрь и занял свое место в удобном кресле.

Вскоре пришел лектор и начал говорить. Только усталость грузчика проявилась с новой силой, его веки смежились, и он уснул. Проснулся он от бурных финальных аплодисментов.

— Тебе понравилось? — поинтересовался приятель.

— Было просто замечательно! Удобнейший стул, приятная атмосфера, тепло, сухо...

— Разве ты только для этого пришел?..

Можно отнестись к незадачливому грузчику с некой долей иронии. Главное — понимать, что порой мы выглядим в точности, как он.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время 


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Есть ли у меня шансы выйти замуж за еврея?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля