Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 35, ст. 1
- гл. 38, ст. 20.
Почему
глава так называется?
По первым словам фразы: «И собрал Моше всю
общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).
И собрал
на иврите - ваякель.
Обсуждение
главы Ваякель
1.
Суббота и Мишкан способствуют единению народа
Наша недельная глава начинается
словом «ваякhель",
которое и стало ее названием. Здесь мы читаем: «И собрал Моше всю общину сынов
Израиля…» (Шемот, гл. 35, ст. 1).
В Мидраше Ялкут Шимони
(гл. 408) Учителя отмечают, что начало нашей главы совершенно не характерно для
недельных глав Торы.
И действительно, ни одна из них
не начинается словом «ваякhель».
Всевышний наказал Моше собирать
общины и объяснять им законы соблюдения шаббата. Чтобы последующие
поколения брали с него пример, и по субботам раввины разъясняли в синагогах
слова Торы о запретах и о том, что разрешается. И благодаря этому, будет
возвеличиваться Имя Всевышнего среди Его детей.
Но не только о законах субботы
повел речь Моше. Он объявил и о сборе трумы (приношения) для сооружения
Мишкана (Переносного Храма). Как написано: «Возьмите от себя приношение
для Всевышнего, всякий щедрый сердцем пусть принесет труму Творцу:
золото, серебро и медь...» (Шемот, гл. 35, ст. 5).
Очевидно, что между шаббатом
и трумой на Мишкан есть определенная связь. Иначе Моше не стал бы
поднимать эти две темы вместе, на одном собрании.
Выяснить, что это за связь —
наша с вами задача.
Существование народа Израиля
зависит от единства. Единства с Всевышним и единства между собой. И шаббат,
и Мишкан способствуют единению.
У слова «адам» (в
переводе — человек) нет множественного числа. Да и у русского слова «человек»,
кстати сказать — тоже. Поэтому именно Израиль, и никакой другой народ, как
отмечают в Талмуде Учителя (трактат Йевамот, лист 61) назван
адамом.
Невероятного единства сынам
Израиля удалось достичь во время дарования Торы на горе Синай. Как сказано: «И
стоял там станом Израиль напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) обращает внимание на то, что повествование ведется в единственном числе —
«и стоял Израиль». Это свидетельствует о сплоченности и единстве.
Весь народ тогда был как один
человек, с одним сердцем на всех. Но создание золотого тельца привело к всеобщей
розни и отчужденности между людьми. Все понимали, что в таком состоянии
существование еврейского народа — под угрозой.
Моше удалось вымолить прощение в
Йом Кипур, а на следующий день — Всевышний велит Моше собрать народ и говорить о
шаббате и о Мишкане. Потому что обе эти заповеди способствуют
единению сынов Израиля.
До Мишкана каждый, кто
хотел, был волен построить мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») и
совершать на нем приношения. Такие частные жертвенники назывались бамот
(мн. ч. от слова бама — «возвышение»).
Согласитесь, ситуация, когда
всякий мог назначить себя главным коэном в своем персональном храме — не
способствовала установлению единства, скорее, наоборот — разобщенности,
обособленности.
С возведением Мишкана
появился запрет на бамот. Теперь служение Всевышнему осуществлялось
только в Мишкане, а бамот и совершаемые на них приношения — стали
незаконными.
Мишкан строился на пожертвования
всего Израиля. Срединная запорная балка проходила через весь Мишкан по
периметру, объединяя его составные элементы в единое целое.
В Кодеш
hа-Кадошим
(Святая святых — центральное помещение Храма) на крышке Ковчега располагались
керувим. Керув — разновидность малаха (малах в условном
переводе — «ангел»). Лица керувим были обращены друг к другу, а крылья —
ввысь. Таким образом, они символизировали единство в народе, а также единство
еврейского народа с Всевышним.
Чтобы можно было переносить
различные предметы из одного владения в другое, накануне шаббата, сыны
Израиля живущие по соседству, объединяли свои владения в одно, совершая для
этого эрув хацерот (как бы стирали границы между дворами; подробнее об
эруве — см. на сайте в ответе «Как носят ключи в субботу?», № 102).
Шаббат
— напоминание о Сотворении мира. Соблюдая субботу, евреи свидетельствуют, что
мир сотворен Всевышним. Этим они укрепляют свое единство с Творцом мира.
Вместе с тем, шаббат
напоминает и об Исходе из Египта. Значит, соблюдение субботы знаменует собой
единство евреев, их сплоченность вокруг единой цели. Как сказано: «Не делайте
никакой работы ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни рабыня твоя, ни
твой бык, ни твой осел и никакой твой скот, ни твой пришелец, который в твоих
вратах, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты сам. И помни, что рабом
был ты в Египте, и вывел тебя оттуда Всевышний» (Дварим, гл. 5,
ст. 14-15).
Теперь нам понятно, почему,
простив евреев в Йом Кипур, Всевышний велит Моше собрать их вместе и напомнить
им о шаббате и о Мишкане — двух заповедях, соблюдение которых,
побуждает к единению.
на основе комментария рава Аарона из Карлина
(1807-1872 гг.)
2.
Геула
со свистом
Моше, собрав всех сынов Израиля
вместе, напоминает им об особом предназначении шаббата — «Шаббат ради
Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2).
Раби Яаков бен Ашер
(известен и как Бааль
hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста
Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го –
первая половина 14-го вв.) в своем фундаментальном галахическом труде Арба
турим (Орах Хаим, гл. 286) отмечает, что в субботней молитве Мусаф,
раздел о приношениях, согласно нусаху (традиции) «сфарад»,
которой, в частности, придерживается большинство хасидов, начинается словами: «И
заповедал Моше».
Однако молящиеся по нусаху
ашкеназ (выходцы из стран Европы), а также придерживающиеся традиций «эйдот
hа-мизрах»
(выходцы из восточных общин), начинают соответствующий раздел с выражения «тиканта
шаббат» (Ты установил шаббат).
В этом случае, фразы в нем
располагаются в обратной алфавитной последовательности. Первая фраза начинается
с последней буквы алфавита, следующая — с предпоследней, и т.д.
Эта последовательность получила
название Ташрак (слово составлено из букв тав, шин, реш
и коф; п тав - последняя буква ивритского алфавита, шин —
предпоследняя и т.д.).
Почему для нас так важна эта
последовательность?
Дело в том, что ее название
намекает на слова пророка об окончательном избавлении — «И засвищу им (созову
их; в оригинале — эшрека), и соберу их, когда выкуплю их, и умножатся они, как
умножались» (Танах, книга пророка Захарьи, гл. 10, ст. 8).
Корень слова «эшрека»
(засвищу) состоит из букв шин, реш и коф, как и обратная
алфавитная последовательность. Таким образом, Ташрак намекает на
окончательное избавление, когда Всевышний свистом будет созывать сынов Израиля.
Причиной разрушения
Иерусалимского Храма и начала галута (изгнания) послужили беспричинная
ненависть и рознь между евреями. Значит, геула (освобождение) должна
наступить в результате сближения сердец.
Прямая алфавитная
последовательность связана с разделением и дроблением. Первая буква алфавита,
алеф — наклонной чертой разделена на две части. Вторая буква, бет —
состоит уже из трех частей и т.д. Поэтому грядущее избавление будет связано не с
прямой, а с обратной алфавитной последовательностью Ташрак, которая
символизирует объединение и сжатие. Ведь гематрия (числовое значение)
последней буквы алфавита, буквы тав, составляет 400, следующей за ней,
буквы шин — уже 300. И так — до единицы, алеф.
Геула
произойдет, когда все евреи объединятся для воплощения одной общей цели —
служения Творцу.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 50) говорится, что в нашем мире мы благословляем Всевышнего за добро,
которое Он делает нам
hа-тов
вэ hа-метив
(все больше и больше). А если (не допусти этого Творец!) случается несчастье —
благословен... Судья Истинный.
В Грядущем мире останется одно
благословение —
hа-тов
вэ hа-метив.
Поскольку всем откроется, что все что происходит — к лучшему, включая те
события, по поводу которых мы благословляли Истинного Судью. На это и намекают
слова Всевышнего — «И засвищу им, и соберу их» (когда наступит геула,
изменится видение и восприятие происходящего). Включится Ташрак, и то,
что казалось злом, окажется добром. Станет абсолютно ясно, что все, что
происходит — на благо...
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Израиль, наше время)
3. Всевышний направляет
руку субботнего стрелка
Запрет на то, чтобы совершать
работу в шаббат — весьма суров. За нарушение можно поплатиться жизнью.
Как сказано: «Всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот,
гл. 35, ст. 2).
Величайший раввин, глава
поколения Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер; Украина – Израиль, 1899-1985
гг.) в молодости был призван на воинскую службу в русскую армию. Там ему
пришлось выдержать не одно испытание на соблюдение законов Торы и на верность
заповедям.
Однажды на субботу были
назначены стрельбы. Командир приказал Стайплеру стрелять из пистолета, но тот,
храня шаббат, конечно же, отказался.
Офицер пришел в ярость, он
кричал и угрожал. Но чего стоят угрозы человека из плоти и крови перед запретом
Всевышнего? Стайплер остался непоколебимым.
Тогда офицер пригрозил, что
сейчас, за отказ выполнить приказание — просто расстреляет Стайплера на месте. С
этими словами он достал свое оружие и начал целиться. На это праведник
хладнокровно заявил, что у офицера нет таких полномочий. Решение о расстреле
может принять только старший по званию.
Как
на беду, в этот момент к ним подошел командир полка. Офицер доложил ему об
отказе взбунтовавшегося еврея выполнить приказ. И командир подтвердил, что в
случае, если Стайплер продолжит упорствовать, он сейчас же распорядится о
расстреле.
В этот момент заповедь соблюдать
шаббат сменилась обязанностью его нарушить. Дело в том, что в Торе
сказано о соблюдении заповедей — «И живи ими» (Ваикра, гл. 18, ст.
5). Поэтому угроза для жизни отменяет необходимость соблюдать большинство
заповедей, в том числе, и шаббат.
Стайплер решил все же не
нарушать субботу впрямую, но, внеся изменения. Он был левша, но пистолет взял в
правую руку. И тут же возникла проблема. Ведь правой рукой он будет стрелять
гораздо хуже, и офицер может потребовать произвести больше выстрелов, и стрелять
до тех пор, пока не будет набрана необходимая сумма баллов. Получается, что он,
хоть и нарушит субботу измененным способом — но больше раз.
Обдумав все это, Стайплер решил
довериться Всевышнему. Он поднял пистолет и, не целясь, выпустил минимально
необходимое количество пуль. Офицер взглянул на мишень и только ахнул — пули
легли точно в яблочко.
— Я думал ты просто фанатик, но
теперь я убедился, что ты на самом деле святой человек.
После этого случая, командир
освободил Стайплера от субботних стрельб и от каких бы то ни было других учений
в шаббат.
О чудесной стрельбе еврея, не
желавшего нарушать шаббат, написала гарнизонная газета. Так Стайплер
удостоился, вдобавок, еще и публичного освящения Имени Всевышнего.
Офицер как-то серьезно
поссорился со своим коллегой и привел его к Стайплеру, чтобы тот их рассудил.
Стайплер понял, что проигравшая сторона, в любом случае будет ему мстить и
испортит дальнейшее существование. Вскоре он смог уволиться из армии, под
благовидным предлогом.
Но на этом его испытания не
закончились.
Как-то ранним субботним утром он
шел в синагогу. Его путь пролегал через очень узкое место. Один человек
припарковал свой автомобиль прямо на пути Стайплера, между забором и деревом,
сильно сузив и без того не широкий проход.
Когда раввин протискивался
боком, у него закружилась голова, и он начал падать. Первая мысль была
ухватиться за что-нибудь и постараться удержать равновесие. Но к дереву он решил
не прикасаться, опасаясь сорвать ветку или листья и этим нарушить шаббат.
Автомобиль же — мукце (предмет, использование которого в шаббат
запрещено). Поэтому и к нему Стайплер не притронулся.
Он упал на землю. Но падение
оказалось на редкость легким и удачным. Он просто сел, ничего себе не повредив.
И очень быстро поднялся без посторонней помощи.
Впрочем, что значит без помощи?
Творец помог ему встать.
на основе комментария рава Яакова-Исраэля Каневского
(Украина
–
Израиль, 1899-1985 гг.)
4. Оскверняющий
шаббат — да умрет!
О субботе в Торе сказано:
«Седьмой день пусть будет особым для вас, днем полного покоя, посвященного
Всевышнему. Всякий, кто делает работу в этот день, будет предан смерти» (Шемот,
гл. 35, ст. 2).
Наказанием за нарушение субботы
служит смертная казнь. Однако мы, как правило, не удостаиваемся видеть в
действии наказание за пренебрежение законами шаббата. И многие нарушители
остаются целыми и невредимыми даже после многократных публичных ее осквернений.
Впрочем, порой, смертный
приговор приводится в исполнение Судом Небесным. И это не должно вызывать
вопросы и удивление.
Однажды к раву Ицхаку Менахему
Данцигеру из Александра вбежал перепуганный еврей.
— Раби! Спасите! Жена моя родила
четырех детей. И вот, двое попали под поезд и погибли, а еще двое — в тяжелом
состоянии в больнице, и их жизни в опасности. Подскажите, что мне делать? Может
переехать в другой город? Ведь, говорят: поменял местожительства — изменил
судьбу. Я ради спасения детей, готов сняться с места и отправиться в путь прямо
сейчас. Только скажите.
— Действительно, порой переезд
на другую квартиру позитивно сказывается... Но ответь мне — ты соблюдаешь
шаббат как положено, включая и устрожения?
— Сказать по правде, я не
соблюдаю шаббат. Ведь, я парикмахер, и в субботу у меня самый большой
наплыв клиентов.
— И после этого ты винишь в
бедах, обрушившихся на твою голову, неудачное расположение квартиры? В своем ли
ты уме?!
Расскажу еще одну историю.
Однажды к раву Ицхаку
Зильберштейну пришел еврей и рассказал, что переезжает на новую квартиру, и в
связи с этим просит посодействовать в приобретении мезуз, причем,
написанных по самым строгим канонам.
Раввин с энтузиазмом взялся за
это дело. Он не только помог приобрести мезузы высшего качества, но еще и
лично вызвался их прикрепить в новой квартире.
Теперь, новоселу осталось только
счастливо жить-поживать в новой квартире, да добра наживать. Но этого как раз и
не вышло.
Через короткое время после
новоселья, в отсутствие хозяев, в квартиру вломились воры и вынесли все, что там
было ценного.
— Вы уверены, что мезузы,
которые вы мне помогли приобрести и установить, отвечают всем законам и
требованиям? — обратился к раввину горе-новосел.
— Безусловно, причем самым
строгим.
— Но тогда, как можно объяснить
случившееся?
— Скажи-ка мне, друг любезный, —
рав Ицхак пристально посмотрел на посетителя, — у тебя дома есть телевизор?
— Вообще-то есть, его как раз не
тронули, — потупив взгляд, ответил пришедший.
— Тогда, что ты хочешь от
мезуз?!
на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
5.
В субботу мир
держится только на двух опорах
Один из запретов, действующих в
шаббат — «Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в субботний день» (Шемот,
гл. 35, ст. 3).
На основании этого запрета
Учителя в Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 35) постановили, что в шаббат суду нельзя выносить смертный
приговор. И поэтому дела о жизни и смерти вообще не должны рассматриваться в
субботу.
Рабан Шимон бен Гамлиэль
(великий Учитель, глава Санѓедрина, то есть — Верховного Суда, 2-й век)
пришел к выводу, что наш мир держится на трех опорах — дин, эмет и шалом
(Пиркей Авот, гл. 1, м. 18). То есть эти опоры — суд, Истина и мир
(мирное сосуществование).
Если принять во внимание
высказывание Учителей в трактате Санhедрин
— получится, что в шаббат у мира не три, но — только две опоры: Истина и
мир. Ведь суд в субботу — не заседает.
Намек на это содержится в нашей
фразе.
Из последних букв, входящих в ее
состав слов (разумеется, на иврите), можно составить слова эмет (истина)
и шалом.
Огонь часто ассоциируется с
наказанием. Но в шаббат разжигать (и гасить) его — запрещено. Поэтому и
смертные приговоры не выносят, то есть, суд бездействует.
Давайте еще раз обратимся к
нашей фразе и изучим последние буквы, входящих в ее состав слов.
Они, как уже было сказано,
образуют слова «эмет» и «шалом». Причем, слово шалом
находится в середине слова эмет — оно в него, как бы внедрено.
Из этого вытекает очень важное
правило: ради мира стоит порой пожертвовать истиной. Строгость истины ради мира
может быть нарушена.
И действительно, что толку в
том, что ты прав и доказал жене истину, если это причинило ей боль, если она от
этого плачет?! Мир в семье — дороже поисков правды.
И еще, в субботу миру (шалом)
следует отдавать предпочтение даже перед Торой, которая, как известно — эмет
(то есть — Истина).
В связи с этим в Талмуде
(трактат Шаббат, лист 119) рассказывается, что раби Зейра
(Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век), встретив в субботу мудрецов Торы,
спорящих о каком-либо законе, он по своему обыкновению, наставлял их:
— Прекращайте спорить. Идите
лучше и наслаждайтесь субботней гармонией. Ведь ваши споры мешают наслаждению,
которое в субботу заповедано нам Торой...
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 35, ст. 1
- гл. 38, ст. 20.
Почему
глава так называется?
По первым словам фразы: «И собрал Моше всю
общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).
И собрал
на иврите - ваякель.
Обсуждение
главы Ваякель
1.
Суббота и Мишкан способствуют единению народа
Наша недельная глава начинается
словом «ваякhель",
которое и стало ее названием. Здесь мы читаем: «И собрал Моше всю общину сынов
Израиля…» (Шемот, гл. 35, ст. 1).
В Мидраше Ялкут Шимони
(гл. 408) Учителя отмечают, что начало нашей главы совершенно не характерно для
недельных глав Торы.
И действительно, ни одна из них
не начинается словом «ваякhель».
Всевышний наказал Моше собирать
общины и объяснять им законы соблюдения шаббата. Чтобы последующие
поколения брали с него пример, и по субботам раввины разъясняли в синагогах
слова Торы о запретах и о том, что разрешается. И благодаря этому, будет
возвеличиваться Имя Всевышнего среди Его детей.
Но не только о законах субботы
повел речь Моше. Он объявил и о сборе трумы (приношения) для сооружения
Мишкана (Переносного Храма). Как написано: «Возьмите от себя приношение
для Всевышнего, всякий щедрый сердцем пусть принесет труму Творцу:
золото, серебро и медь...» (Шемот, гл. 35, ст. 5).
Очевидно, что между шаббатом
и трумой на Мишкан есть определенная связь. Иначе Моше не стал бы
поднимать эти две темы вместе, на одном собрании.
Выяснить, что это за связь —
наша с вами задача.
Существование народа Израиля
зависит от единства. Единства с Всевышним и единства между собой. И шаббат,
и Мишкан способствуют единению.
У слова «адам» (в
переводе — человек) нет множественного числа. Да и у русского слова «человек»,
кстати сказать — тоже. Поэтому именно Израиль, и никакой другой народ, как
отмечают в Талмуде Учителя (трактат Йевамот, лист 61) назван
адамом.
Невероятного единства сынам
Израиля удалось достичь во время дарования Торы на горе Синай. Как сказано: «И
стоял там станом Израиль напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) обращает внимание на то, что повествование ведется в единственном числе —
«и стоял Израиль». Это свидетельствует о сплоченности и единстве.
Весь народ тогда был как один
человек, с одним сердцем на всех. Но создание золотого тельца привело к всеобщей
розни и отчужденности между людьми. Все понимали, что в таком состоянии
существование еврейского народа — под угрозой.
Моше удалось вымолить прощение в
Йом Кипур, а на следующий день — Всевышний велит Моше собрать народ и говорить о
шаббате и о Мишкане. Потому что обе эти заповеди способствуют
единению сынов Израиля.
До Мишкана каждый, кто
хотел, был волен построить мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») и
совершать на нем приношения. Такие частные жертвенники назывались бамот
(мн. ч. от слова бама — «возвышение»).
Согласитесь, ситуация, когда
всякий мог назначить себя главным коэном в своем персональном храме — не
способствовала установлению единства, скорее, наоборот — разобщенности,
обособленности.
С возведением Мишкана
появился запрет на бамот. Теперь служение Всевышнему осуществлялось
только в Мишкане, а бамот и совершаемые на них приношения — стали
незаконными.
Мишкан строился на пожертвования
всего Израиля. Срединная запорная балка проходила через весь Мишкан по
периметру, объединяя его составные элементы в единое целое.
В Кодеш
hа-Кадошим
(Святая святых — центральное помещение Храма) на крышке Ковчега располагались
керувим. Керув — разновидность малаха (малах в условном
переводе — «ангел»). Лица керувим были обращены друг к другу, а крылья —
ввысь. Таким образом, они символизировали единство в народе, а также единство
еврейского народа с Всевышним.
Чтобы можно было переносить
различные предметы из одного владения в другое, накануне шаббата, сыны
Израиля живущие по соседству, объединяли свои владения в одно, совершая для
этого эрув хацерот (как бы стирали границы между дворами; подробнее об
эруве — см. на сайте в ответе «Как носят ключи в субботу?», № 102).
Шаббат
— напоминание о Сотворении мира. Соблюдая субботу, евреи свидетельствуют, что
мир сотворен Всевышним. Этим они укрепляют свое единство с Творцом мира.
Вместе с тем, шаббат
напоминает и об Исходе из Египта. Значит, соблюдение субботы знаменует собой
единство евреев, их сплоченность вокруг единой цели. Как сказано: «Не делайте
никакой работы ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни рабыня твоя, ни
твой бык, ни твой осел и никакой твой скот, ни твой пришелец, который в твоих
вратах, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты сам. И помни, что рабом
был ты в Египте, и вывел тебя оттуда Всевышний» (Дварим, гл. 5,
ст. 14-15).
Теперь нам понятно, почему,
простив евреев в Йом Кипур, Всевышний велит Моше собрать их вместе и напомнить
им о шаббате и о Мишкане — двух заповедях, соблюдение которых,
побуждает к единению.
на основе комментария рава Аарона из Карлина
(1807-1872 гг.)
2.
Геула
со свистом
Моше, собрав всех сынов Израиля
вместе, напоминает им об особом предназначении шаббата — «Шаббат ради
Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2).
Раби Яаков бен Ашер
(известен и как Бааль
hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста
Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го –
первая половина 14-го вв.) в своем фундаментальном галахическом труде Арба
турим (Орах Хаим, гл. 286) отмечает, что в субботней молитве Мусаф,
раздел о приношениях, согласно нусаху (традиции) «сфарад»,
которой, в частности, придерживается большинство хасидов, начинается словами: «И
заповедал Моше».
Однако молящиеся по нусаху
ашкеназ (выходцы из стран Европы), а также придерживающиеся традиций «эйдот
hа-мизрах»
(выходцы из восточных общин), начинают соответствующий раздел с выражения «тиканта
шаббат» (Ты установил шаббат).
В этом случае, фразы в нем
располагаются в обратной алфавитной последовательности. Первая фраза начинается
с последней буквы алфавита, следующая — с предпоследней, и т.д.
Эта последовательность получила
название Ташрак (слово составлено из букв тав, шин, реш
и коф; п тав - последняя буква ивритского алфавита, шин —
предпоследняя и т.д.).
Почему для нас так важна эта
последовательность?
Дело в том, что ее название
намекает на слова пророка об окончательном избавлении — «И засвищу им (созову
их; в оригинале — эшрека), и соберу их, когда выкуплю их, и умножатся они, как
умножались» (Танах, книга пророка Захарьи, гл. 10, ст. 8).
Корень слова «эшрека»
(засвищу) состоит из букв шин, реш и коф, как и обратная
алфавитная последовательность. Таким образом, Ташрак намекает на
окончательное избавление, когда Всевышний свистом будет созывать сынов Израиля.
Причиной разрушения
Иерусалимского Храма и начала галута (изгнания) послужили беспричинная
ненависть и рознь между евреями. Значит, геула (освобождение) должна
наступить в результате сближения сердец.
Прямая алфавитная
последовательность связана с разделением и дроблением. Первая буква алфавита,
алеф — наклонной чертой разделена на две части. Вторая буква, бет —
состоит уже из трех частей и т.д. Поэтому грядущее избавление будет связано не с
прямой, а с обратной алфавитной последовательностью Ташрак, которая
символизирует объединение и сжатие. Ведь гематрия (числовое значение)
последней буквы алфавита, буквы тав, составляет 400, следующей за ней,
буквы шин — уже 300. И так — до единицы, алеф.
Геула
произойдет, когда все евреи объединятся для воплощения одной общей цели —
служения Творцу.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 50) говорится, что в нашем мире мы благословляем Всевышнего за добро,
которое Он делает нам
hа-тов
вэ hа-метив
(все больше и больше). А если (не допусти этого Творец!) случается несчастье —
благословен... Судья Истинный.
В Грядущем мире останется одно
благословение —
hа-тов
вэ hа-метив.
Поскольку всем откроется, что все что происходит — к лучшему, включая те
события, по поводу которых мы благословляли Истинного Судью. На это и намекают
слова Всевышнего — «И засвищу им, и соберу их» (когда наступит геула,
изменится видение и восприятие происходящего). Включится Ташрак, и то,
что казалось злом, окажется добром. Станет абсолютно ясно, что все, что
происходит — на благо...
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Израиль, наше время)
3. Всевышний направляет
руку субботнего стрелка
Запрет на то, чтобы совершать
работу в шаббат — весьма суров. За нарушение можно поплатиться жизнью.
Как сказано: «Всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот,
гл. 35, ст. 2).
Величайший раввин, глава
поколения Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер; Украина – Израиль, 1899-1985
гг.) в молодости был призван на воинскую службу в русскую армию. Там ему
пришлось выдержать не одно испытание на соблюдение законов Торы и на верность
заповедям.
Однажды на субботу были
назначены стрельбы. Командир приказал Стайплеру стрелять из пистолета, но тот,
храня шаббат, конечно же, отказался.
Офицер пришел в ярость, он
кричал и угрожал. Но чего стоят угрозы человека из плоти и крови перед запретом
Всевышнего? Стайплер остался непоколебимым.
Тогда офицер пригрозил, что
сейчас, за отказ выполнить приказание — просто расстреляет Стайплера на месте. С
этими словами он достал свое оружие и начал целиться. На это праведник
хладнокровно заявил, что у офицера нет таких полномочий. Решение о расстреле
может принять только старший по званию.
Как
на беду, в этот момент к ним подошел командир полка. Офицер доложил ему об
отказе взбунтовавшегося еврея выполнить приказ. И командир подтвердил, что в
случае, если Стайплер продолжит упорствовать, он сейчас же распорядится о
расстреле.
В этот момент заповедь соблюдать
шаббат сменилась обязанностью его нарушить. Дело в том, что в Торе
сказано о соблюдении заповедей — «И живи ими» (Ваикра, гл. 18, ст.
5). Поэтому угроза для жизни отменяет необходимость соблюдать большинство
заповедей, в том числе, и шаббат.
Стайплер решил все же не
нарушать субботу впрямую, но, внеся изменения. Он был левша, но пистолет взял в
правую руку. И тут же возникла проблема. Ведь правой рукой он будет стрелять
гораздо хуже, и офицер может потребовать произвести больше выстрелов, и стрелять
до тех пор, пока не будет набрана необходимая сумма баллов. Получается, что он,
хоть и нарушит субботу измененным способом — но больше раз.
Обдумав все это, Стайплер решил
довериться Всевышнему. Он поднял пистолет и, не целясь, выпустил минимально
необходимое количество пуль. Офицер взглянул на мишень и только ахнул — пули
легли точно в яблочко.
— Я думал ты просто фанатик, но
теперь я убедился, что ты на самом деле святой человек.
После этого случая, командир
освободил Стайплера от субботних стрельб и от каких бы то ни было других учений
в шаббат.
О чудесной стрельбе еврея, не
желавшего нарушать шаббат, написала гарнизонная газета. Так Стайплер
удостоился, вдобавок, еще и публичного освящения Имени Всевышнего.
Офицер как-то серьезно
поссорился со своим коллегой и привел его к Стайплеру, чтобы тот их рассудил.
Стайплер понял, что проигравшая сторона, в любом случае будет ему мстить и
испортит дальнейшее существование. Вскоре он смог уволиться из армии, под
благовидным предлогом.
Но на этом его испытания не
закончились.
Как-то ранним субботним утром он
шел в синагогу. Его путь пролегал через очень узкое место. Один человек
припарковал свой автомобиль прямо на пути Стайплера, между забором и деревом,
сильно сузив и без того не широкий проход.
Когда раввин протискивался
боком, у него закружилась голова, и он начал падать. Первая мысль была
ухватиться за что-нибудь и постараться удержать равновесие. Но к дереву он решил
не прикасаться, опасаясь сорвать ветку или листья и этим нарушить шаббат.
Автомобиль же — мукце (предмет, использование которого в шаббат
запрещено). Поэтому и к нему Стайплер не притронулся.
Он упал на землю. Но падение
оказалось на редкость легким и удачным. Он просто сел, ничего себе не повредив.
И очень быстро поднялся без посторонней помощи.
Впрочем, что значит без помощи?
Творец помог ему встать.
на основе комментария рава Яакова-Исраэля Каневского
(Украина
–
Израиль, 1899-1985 гг.)
4. Оскверняющий
шаббат — да умрет!
О субботе в Торе сказано:
«Седьмой день пусть будет особым для вас, днем полного покоя, посвященного
Всевышнему. Всякий, кто делает работу в этот день, будет предан смерти» (Шемот,
гл. 35, ст. 2).
Наказанием за нарушение субботы
служит смертная казнь. Однако мы, как правило, не удостаиваемся видеть в
действии наказание за пренебрежение законами шаббата. И многие нарушители
остаются целыми и невредимыми даже после многократных публичных ее осквернений.
Впрочем, порой, смертный
приговор приводится в исполнение Судом Небесным. И это не должно вызывать
вопросы и удивление.
Однажды к раву Ицхаку Менахему
Данцигеру из Александра вбежал перепуганный еврей.
— Раби! Спасите! Жена моя родила
четырех детей. И вот, двое попали под поезд и погибли, а еще двое — в тяжелом
состоянии в больнице, и их жизни в опасности. Подскажите, что мне делать? Может
переехать в другой город? Ведь, говорят: поменял местожительства — изменил
судьбу. Я ради спасения детей, готов сняться с места и отправиться в путь прямо
сейчас. Только скажите.
— Действительно, порой переезд
на другую квартиру позитивно сказывается... Но ответь мне — ты соблюдаешь
шаббат как положено, включая и устрожения?
— Сказать по правде, я не
соблюдаю шаббат. Ведь, я парикмахер, и в субботу у меня самый большой
наплыв клиентов.
— И после этого ты винишь в
бедах, обрушившихся на твою голову, неудачное расположение квартиры? В своем ли
ты уме?!
Расскажу еще одну историю.
Однажды к раву Ицхаку
Зильберштейну пришел еврей и рассказал, что переезжает на новую квартиру, и в
связи с этим просит посодействовать в приобретении мезуз, причем,
написанных по самым строгим канонам.
Раввин с энтузиазмом взялся за
это дело. Он не только помог приобрести мезузы высшего качества, но еще и
лично вызвался их прикрепить в новой квартире.
Теперь, новоселу осталось только
счастливо жить-поживать в новой квартире, да добра наживать. Но этого как раз и
не вышло.
Через короткое время после
новоселья, в отсутствие хозяев, в квартиру вломились воры и вынесли все, что там
было ценного.
— Вы уверены, что мезузы,
которые вы мне помогли приобрести и установить, отвечают всем законам и
требованиям? — обратился к раввину горе-новосел.
— Безусловно, причем самым
строгим.
— Но тогда, как можно объяснить
случившееся?
— Скажи-ка мне, друг любезный, —
рав Ицхак пристально посмотрел на посетителя, — у тебя дома есть телевизор?
— Вообще-то есть, его как раз не
тронули, — потупив взгляд, ответил пришедший.
— Тогда, что ты хочешь от
мезуз?!
на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
5.
В субботу мир
держится только на двух опорах
Один из запретов, действующих в
шаббат — «Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в субботний день» (Шемот,
гл. 35, ст. 3).
На основании этого запрета
Учителя в Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 35) постановили, что в шаббат суду нельзя выносить смертный
приговор. И поэтому дела о жизни и смерти вообще не должны рассматриваться в
субботу.
Рабан Шимон бен Гамлиэль
(великий Учитель, глава Санѓедрина, то есть — Верховного Суда, 2-й век)
пришел к выводу, что наш мир держится на трех опорах — дин, эмет и шалом
(Пиркей Авот, гл. 1, м. 18). То есть эти опоры — суд, Истина и мир
(мирное сосуществование).
Если принять во внимание
высказывание Учителей в трактате Санhедрин
— получится, что в шаббат у мира не три, но — только две опоры: Истина и
мир. Ведь суд в субботу — не заседает.
Намек на это содержится в нашей
фразе.
Из последних букв, входящих в ее
состав слов (разумеется, на иврите), можно составить слова эмет (истина)
и шалом.
Огонь часто ассоциируется с
наказанием. Но в шаббат разжигать (и гасить) его — запрещено. Поэтому и
смертные приговоры не выносят, то есть, суд бездействует.
Давайте еще раз обратимся к
нашей фразе и изучим последние буквы, входящих в ее состав слов.
Они, как уже было сказано,
образуют слова «эмет» и «шалом». Причем, слово шалом
находится в середине слова эмет — оно в него, как бы внедрено.
Из этого вытекает очень важное
правило: ради мира стоит порой пожертвовать истиной. Строгость истины ради мира
может быть нарушена.
И действительно, что толку в
том, что ты прав и доказал жене истину, если это причинило ей боль, если она от
этого плачет?! Мир в семье — дороже поисков правды.
И еще, в субботу миру (шалом)
следует отдавать предпочтение даже перед Торой, которая, как известно — эмет
(то есть — Истина).
В связи с этим в Талмуде
(трактат Шаббат, лист 119) рассказывается, что раби Зейра
(Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век), встретив в субботу мудрецов Торы,
спорящих о каком-либо законе, он по своему обыкновению, наставлял их:
— Прекращайте спорить. Идите
лучше и наслаждайтесь субботней гармонией. Ведь ваши споры мешают наслаждению,
которое в субботу заповедано нам Торой...
на основе комментария Хатам Софера
(раби
Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го
вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|