ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Для чего понадобилось собирать весь народ

 

Наша недельная глава начинается с того, что Моше собрал всех евреев, чтобы передать им два повеления Всевышнего — соблюдать шаббат и приступить к сбору средств для строительства Мишкана (Переносного Храма). Как сказано: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Интересно, что Моше и раньше сообщал сынам Израиля о заповедях Творца, но никогда для этого не собирал их всех вместе. 

Почему же сейчас понадобилось собрать всю общину?

Этому есть несколько объяснений. И каждое из них связано либо с событиями, описанными в предыдущих недельных главах, либо — с теми, что произошли позднее,

Приведем здесь несколько примеров.

Моше собрал евреев, чтобы объявить, что пришло время сдавать средства и материалы для строительства Мишкана. В Торе об этом читаем: «Вот, что повелел Всевышний: возьмите от себя приношение» (Шемот, гл. 35, ст. 4-5). 

Почему, кстати сказать, именно в тот момент пришло время сооружать Мишкан?

Дело в том, что повеление о Мишкане было дано после трагического события, когда евреи сделали золотого тельца. И Мишкан был призван искупить, очистить сынов Израиля от этого прегрешения. А золотого тельца, как известно, изготовили не в подпольной мастерской. Золото на него собирали всем миром. И отливку произвели на виду у всех. И плясать с ним вышел весь народ, от мала до велика.

Поскольку прегрешение с золотым тельцом было публичным, при большом стечении людей, то и исправление должно быть публичным, с участием всего народа.

Поэтому и был объявлен всеобщий сбор.

В конце предыдущей недельной главы Ки Тиса говорится, что благодаря тому, что Моше говорил с Всевышним на горе Синай, лицом к лицу — его лицо начало светится. Причем, сам он об этом не знал. Как написано: «А Моше не знал, что лучезарным стало его лицо» (Шемот, гл. 34, ст. 29).

Это чудо с лицом, лучащимся святостью, напугало сынов Израиля. Да так, что «боялись они подступить к нему» (там же, ст. 30).

Страх — отталкивает, страх создает «зону» отчуждения.

Чтобы нивелировать этот негативный результат, Моше решил поддержать своих собратьев — восстановить с ними прежнюю духовную связь, продемонстрировав им, что он по-прежнему остается человеком из плоти и крови.

Для этого и был объявлен всеобщий сбор.

Собрав весь народ, Моше передал повеление Творца не только о строительстве Мишкана, но и о заповеди соблюдения субботы. Об этом в Торе написано: «Шесть дней делайте работу, а день седьмой будет особым, выделенным для вас — день полного покоя, посвященный Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2). 

Моше объяснил, что шаббат существует не только для того, чтобы вкусно и сытно поесть и испить старого доброго вина. В субботу подобает собираться своими общинами для совместной учебы. Шаббат нужен, чтобы вся община слушала слова Торы, изучала законы и мусар (морально этические нормы поведения).

Велев всей общине собраться вместе, Моше положил начало этому важному обычаю.

 

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16-й век),

раби Хаима бен Атара (Ор hа-Хаим — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

и рава Иеhуды Цадка

(глава крупнейшей сефардской йешивы «Порат Йосеф», конец 20 века)

 

 

2. Кто скромней: Моше или Шмуэль?

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет, что Моше не ходил в народ, чтобы его собрать — люди сами пришли к нему на его зов.

Казалось бы, какая разница — ходил Моше к каждому или только бросил клич? Имеет ли вообще значение, каким образом сыны Израиля собрались вокруг Моше?

Оказывается, имеет.

Пророк Шмуэль шел из города в город, чтобы рассудить людей, ответить на сложные вопросы. И лишь обойдя весь Израиль, возвращался домой. Как сказано: «И возвратился он в Раму, ведь дом его был там» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 7, ст. 17).

Мы видим, что поведение Шмуэля — в корне отличается от того, как действовал Моше. 

Моше созывал людей, а Шмуэль сам шел к ним. Выходит, Шмуэль вел себя скромнее Моше.

Но ведь о Моше сказано, что он «самый скромный из всех живущих на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). 

Так почему же Моше не удосужился, подобно Шмуэлю, лично обратиться к каждому еврею?

Для ответа на этот вопрос нам придется заглянуть в предыдущую недельную главу — в заключительную часть недельной главы Ки Тиса. И там сообщается, что лицо Моше обрело необычное сияние — «И видели сыны Израиля, как светится лицо Моше" (Шемот, гл. 34, ст. 35).

Но почему оно засветилось?

Об этом рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 47).

Когда Моше на горе Синай закончил записывать Тору, у него осталось немного чернил. Всевышний капнул этими остатками Моше на лицо, и оно засияло.

Этот Мидраш не может не вызвать вопрос. 

Когда человек берет чернила, чтобы написать Свиток Торы — он, как понятно, не может отмерить их с точностью до капли. И не удивительно, если в конце у него останется немного чернил.

Но на горе Синай Всевышний снабдил Моше всем необходимым, включая чернила. А Он точно знал, сколько понадобиться чернил.

Откуда же взялся излишек?

Творец, конечно же, отпустил Моше чернил ровно столько, сколько тому хватило бы на всю Тору, без остатка. Но Моше, благодаря своей скромности сэкономил две капли. 

Вас наверняка заинтересовал вопрос: как скромность может помочь сэкономить чернила?

Во фразе, где Моше объявлен самым скромным из всех людей (мы ее уже здесь цитировали), слово «анав» (скромный) написано без буквы «йуд». А в слове «ваикра» (и воззвал), которое вынесено в название недельной главы (Ваикра) и всей книги, Моше из скромности написал букву «алеф» маленького размера. Эти две сэкономленные капли и стали лучами на челе Моше.

Слово «анав» Моше написал без буквы «йуд», потому что не считал себя самым скромным. 

Кого же он тогда считал скромней себя?

Пророка Шмуэля.

Итак, предыдущая недельная глава (Ки Тиса) заканчивается свидетельством, что лицо Моше светилось. Мы выяснили, что причиной тому были две сэкономленные капли чернил. А причиной экономии стала необычайная скромность Моше. Только сам Моше думал, что пророк Шмуэль скромнее его. 

Почему?

Да, потому, что, как видно из первых фраз нашей недельной главы, Моше созывал народ к себе, а Шмуэль ходил из города в город — сам шел к людям.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

 

 

3. Быть добрым и тактичным не только в Йом Кипур

 

Наша недельная глава начинается общим собранием всех евреев, которое состоялось по призыву Моше. Как сказано в Торе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что это произошло на следующий день после Йом Кипура.

И это время выбрано, конечно же, неслучайно. Йом Кипур — важнейший день в жизни любого еврея.

Обычно к Йом Кипуру еврейский народ достигает состояния единства, взаимной любви и уважения друг к другу. Люди просят прощения за былые обиды, с легким сердцем прощают, стараются относиться друг к другу с добротой и тактом, стараются быть предупредительными. 

Моше собрал сынов Израиля на следующий день, чтобы показать, что эти прекрасные качества стоит проявлять не только в Йом Кипур, но и во все последующие дни года.

Еще Раши пишет, что Моше именно созывал людей, не собирал их, обращаясь к каждому лично, идя от человека к человеку, от семьи к семье, но — отправил гонцов, которые объявили народу, что всем надо собраться подле Моше.

Для чего нам это уточнение?

Чтобы мы увидели разницу между Моше и пророком Шмуэлем.

Пророк Шмуэль, в отличие от Моше, ходил по городам и весям Израиля, разрешая споры между людьми и неся им слова Торы. И лишь затем возвращался в свой дом в Раму. Как сказано: «И возвратился он в Раму, ведь дом его был там» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 7, ст. 17).

Но ведь Моше назван в Торе скромнейшим из людей (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). Так почему Шмуэль сам ходил в народ, а Моше созывал народ, посылая гонцов? 

Дело в том, что у Моше был статус царя. А царь, даже если захочет — не вправе поступиться своим царским достоинством, своим величием. Поэтому Моше не мог сам собирать людей, обращаясь к каждому.

Теперь мы видим, что все истории «Тысячи и одной ночи», щедро приправленные восточными пряностями, где рассказывается о правителях, которые переодевались в платье купца или простолюдина и шли в народ — не согласуются с законом Торы: когда царь пренебрегает своим достоинством, оно никуда не исчезает. Царь не может его упразднить. И такой поступок будет засчитан ему как нарушение. 

Но тогда почему Шмуэль не боялся уронить свое достоинство и шел прямо в гущу народа?

Шмуэль был не царем, но — мудрецом Торы. Мудрец же имеет полное право отставить свое достоинство в сторону. И это не вменяется ему в вину. 

Да, Шмуэль не был царем. Но был ли царем Моше? Ведь после того, как сыновья Израиля создали золотого тельца, Всевышний понизил его, сказав ему — «спускайся!» (Шемот, гл. 32, ст. 7).

Наши Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 32) объясняют, что Творец, таким образом, отнял у Моше его величие. То есть Моше утратил статус царя.

Но, если Моше уже не царь, что мешает ему стать ближе к людям? Почему бы не пойти и не собрать их самому?

Потому, что Моше велел народу собраться после Йом Кипура, — пишет Раши. — А в Йом Кипур Моше услышал из уст Творца: «Простил Я, по слову твоему» (Бамидбар, гл. 14, ст.20).

Всевышний даровал Моше прощение и вернул ему царский статус. На следующий день после Йом Кипура, Моше снова был царем. Значит, он не мог ходить из дома в дом, чтобы собирать евреев.

 

на основе комментария раби Моше из Коврина

(Литва, 1783-1858 гг.)

 

    

4. Тора простых людей

 

Моше созывает всех сынов Израиля и говорит им о соблюдении шаббата. И здесь мы читаем: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля... Шесть дней пусть делается работа, а седьмой — будет для вас особым, возвышенным днем (на иврите — кодеш)» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

В Мидраше Ялкут Шимони (к недельной главе Ваякель, раздел 408) Учителя отмечают, что во всей Торе только одна недельная глава начинается с фрагмента, в котором говорится об общем сборе всех евреев. И это грандиозное собрание посвящено изучению законов субботы.

Этим Моше положил начало важному обычаю в еврейском народе — собираться по шаббатам всей общиной в синагоге на урок Торы.

Для чего это нужно?

Чтобы Имя Всевышнего было запечатлено на Его сыновьях, — говорится в Мидраше.

Когда мудрец обучает Торе, а люди пришли на урок, сидят и слушают — в этот момент Всевышний прощает народу Израилю его ошибки.

Это утверждение, конечно же, нуждается в разъяснении. Неужели все так просто: посидел на уроке Торы — и вот, ты уже праведник, чистый и непорочный? 

И еще, что означает — «пришли на урок, сидят и слушают»? Разве не для этого, чтобы сидеть и слушать, приходят на урок? Не спать же, в конце-то концов. Хотя... 

Заданные вопросы требуют ответов.

Речь идет о самых простых людях, не отличающихся глубоким знанием Торы, которые всю неделю тяжело работают. И вот, такой человек, назовем его Хаим, в субботу, после вечерней молитвы в синагоге, жадно изучает доску объявлений. И видит объявление об уроке Торы, посвященном hалахе (законам) и жизненным реалиям.

Но что делать ему на таком уроке? Ведь придется долго выслушивать все эти малопонятные рассуждения, разбор мелочей, позиции разных раввинов и т.п.

И все же в назначенный час, преодолев нашептывания дурного начала (на иврите — йецер hа-ра), Хаим выходит из дома и идет в синагогу на урок.

Раввин сыплет непонятными талмудическими терминами на арамейском языке, усугубленном ашкеназским произношением. Дурное начало навевает сон и мысли о заливной рыбе. Хаим вслушивается в трудные слова, силясь понять их, решительно отмахивается от мыслей о трапезе, храбро борется со сном — ждет, когда же зайдет речь о жизненных реалиях. А в это время, где-то в иных мирах, постепенно тают и исчезают как дым его промахи и ошибки.

Когда человек отказывается от искушения провести субботу, положив голову на подушку и завернувшись в уютное одеяло, и, покинув зону комфорта, идет слушать мудреца Торы — заслуга его высока, и он удостаивается Свыше прощения своих ошибок. Даже если он не все понимает из того, о чем говорит мудрец. 

Буквы, составляющие слово «ваякель» (в оригинале, разумеется, в ивритском написании) одновременно — и начальные буквы слов из фразы: «А седьмой день будет у вас кодеш».

Благодаря тому, что люди общинами собираются слушать слова Торы — их суббота становится кодеш, духовно возвышая их.

 

на основе комментария раби Моше Софера

(Хатам Софер; великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) 

 

 

5. Первая демонстрация в истории

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Итак, Моше объявил всеобщий сбор. Но почему именно в тот момент?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить какие события предшествовали этому великому собранию. И когда мы вспомним о золотом тельце — нам станет ясна причина всенародного сбора.

Создание золотого тельца нанесло сынам Израиля огромный вред. Снизился духовный уровень всего народа. В глазах Всевышнего евреи пали — ниже некуда. Настолько, что Он был готов их уничтожить.

Моше потратил немало сил, чтобы добиться прощения. И вот, в Йом Кипур, оно, наконец, было дано. Как сказано: «Простил Я, по слову твоему» (Бамидбар, гл. 14, ст.20).

И все же горький привкус выгоревшего золота — остался. Этот привкус отравляет жизнь, омрачает любую радость.

Чтобы избавиться от него, Моше созывает всех на грандиозную демонстрацию, доселе в истории человечества невиданную. Демонстрация эта — во славу Творца, публичное выражение покорности Воле Всевышнего.

Последнее время, демонстрации обычно выражают, наоборот — непокорность. Демонстранты перекрывают дороги, останавливают движение, жгут покрышки. Как все это далеко от той, первой, прародительницы всех демонстраций, устроенной и проведенной Моше.

Демонстрировать покорность Воле Творца, стремление жить по Его законам вышли и стар и млад — весь народ Израиля. А это, по самым скромным расчетам — не менее 3-х миллионов человек. Что, надо сказать — весьма символично.

За поклонение золотому тельцу левиты во главе с Моше наказали «около 3-х тысяч из народа» (см. Шемот, гл. 32, ст. 28). Теперь на демонстрацию во Славу Всевышнего Моше вывел в тысячу раз больше людей. То есть на одного поклонника золотого тельца пришлась тысяча сторонников Всевышнего.

Об этом царь Шломо (на русском его часто называют — Соломон) в книге Танаха Коэлет писал: «Одного человека на тысячу нашел я, а женщины — ни одной из всех этих не нашел я» (гл. 7, ст. 28).

На каждую тысячу любящих Творца и вышедших по призыву Моше заявить об этом во всеуслышание, прилюдно, никого не стесняясь, на первой в истории человечества демонстрации — нашелся лишь один злодей, отдавший предпочтение золотому идолу.

Женщины, как известно — категорически отказались жертвовать свои золотые украшения для создания золотого тельца. Поэтому и написал царь Шломо «ни одной из всех этих не нашел я».

Моше было очень важно показать, что против трех тысяч осквернивших Имя Творца вышли и встали как один, 3 миллиона возвеличивающих Его имя. Три миллиона человек, готовых служить Всевышнему, жаждущих внимать Его словам. 

Эта демонстрация тысячекратного перевеса, которую устроил Моше — наверняка была угодна Творцу.

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Для чего понадобилось собирать весь народ

 

Наша недельная глава начинается с того, что Моше собрал всех евреев, чтобы передать им два повеления Всевышнего — соблюдать шаббат и приступить к сбору средств для строительства Мишкана (Переносного Храма). Как сказано: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Интересно, что Моше и раньше сообщал сынам Израиля о заповедях Творца, но никогда для этого не собирал их всех вместе. 

Почему же сейчас понадобилось собрать всю общину?

Этому есть несколько объяснений. И каждое из них связано либо с событиями, описанными в предыдущих недельных главах, либо — с теми, что произошли позднее,

Приведем здесь несколько примеров.

Моше собрал евреев, чтобы объявить, что пришло время сдавать средства и материалы для строительства Мишкана. В Торе об этом читаем: «Вот, что повелел Всевышний: возьмите от себя приношение» (Шемот, гл. 35, ст. 4-5). 

Почему, кстати сказать, именно в тот момент пришло время сооружать Мишкан?

Дело в том, что повеление о Мишкане было дано после трагического события, когда евреи сделали золотого тельца. И Мишкан был призван искупить, очистить сынов Израиля от этого прегрешения. А золотого тельца, как известно, изготовили не в подпольной мастерской. Золото на него собирали всем миром. И отливку произвели на виду у всех. И плясать с ним вышел весь народ, от мала до велика.

Поскольку прегрешение с золотым тельцом было публичным, при большом стечении людей, то и исправление должно быть публичным, с участием всего народа.

Поэтому и был объявлен всеобщий сбор.

В конце предыдущей недельной главы Ки Тиса говорится, что благодаря тому, что Моше говорил с Всевышним на горе Синай, лицом к лицу — его лицо начало светится. Причем, сам он об этом не знал. Как написано: «А Моше не знал, что лучезарным стало его лицо» (Шемот, гл. 34, ст. 29).

Это чудо с лицом, лучащимся святостью, напугало сынов Израиля. Да так, что «боялись они подступить к нему» (там же, ст. 30).

Страх — отталкивает, страх создает «зону» отчуждения.

Чтобы нивелировать этот негативный результат, Моше решил поддержать своих собратьев — восстановить с ними прежнюю духовную связь, продемонстрировав им, что он по-прежнему остается человеком из плоти и крови.

Для этого и был объявлен всеобщий сбор.

Собрав весь народ, Моше передал повеление Творца не только о строительстве Мишкана, но и о заповеди соблюдения субботы. Об этом в Торе написано: «Шесть дней делайте работу, а день седьмой будет особым, выделенным для вас — день полного покоя, посвященный Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2). 

Моше объяснил, что шаббат существует не только для того, чтобы вкусно и сытно поесть и испить старого доброго вина. В субботу подобает собираться своими общинами для совместной учебы. Шаббат нужен, чтобы вся община слушала слова Торы, изучала законы и мусар (морально этические нормы поведения).

Велев всей общине собраться вместе, Моше положил начало этому важному обычаю.

 

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16-й век),

раби Хаима бен Атара (Ор hа-Хаим — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

и рава Иеhуды Цадка

(глава крупнейшей сефардской йешивы «Порат Йосеф», конец 20 века)

 

 

2. Кто скромней: Моше или Шмуэль?

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет, что Моше не ходил в народ, чтобы его собрать — люди сами пришли к нему на его зов.

Казалось бы, какая разница — ходил Моше к каждому или только бросил клич? Имеет ли вообще значение, каким образом сыны Израиля собрались вокруг Моше?

Оказывается, имеет.

Пророк Шмуэль шел из города в город, чтобы рассудить людей, ответить на сложные вопросы. И лишь обойдя весь Израиль, возвращался домой. Как сказано: «И возвратился он в Раму, ведь дом его был там» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 7, ст. 17).

Мы видим, что поведение Шмуэля — в корне отличается от того, как действовал Моше. 

Моше созывал людей, а Шмуэль сам шел к ним. Выходит, Шмуэль вел себя скромнее Моше.

Но ведь о Моше сказано, что он «самый скромный из всех живущих на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). 

Так почему же Моше не удосужился, подобно Шмуэлю, лично обратиться к каждому еврею?

Для ответа на этот вопрос нам придется заглянуть в предыдущую недельную главу — в заключительную часть недельной главы Ки Тиса. И там сообщается, что лицо Моше обрело необычное сияние — «И видели сыны Израиля, как светится лицо Моше" (Шемот, гл. 34, ст. 35).

Но почему оно засветилось?

Об этом рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 47).

Когда Моше на горе Синай закончил записывать Тору, у него осталось немного чернил. Всевышний капнул этими остатками Моше на лицо, и оно засияло.

Этот Мидраш не может не вызвать вопрос. 

Когда человек берет чернила, чтобы написать Свиток Торы — он, как понятно, не может отмерить их с точностью до капли. И не удивительно, если в конце у него останется немного чернил.

Но на горе Синай Всевышний снабдил Моше всем необходимым, включая чернила. А Он точно знал, сколько понадобиться чернил.

Откуда же взялся излишек?

Творец, конечно же, отпустил Моше чернил ровно столько, сколько тому хватило бы на всю Тору, без остатка. Но Моше, благодаря своей скромности сэкономил две капли. 

Вас наверняка заинтересовал вопрос: как скромность может помочь сэкономить чернила?

Во фразе, где Моше объявлен самым скромным из всех людей (мы ее уже здесь цитировали), слово «анав» (скромный) написано без буквы «йуд». А в слове «ваикра» (и воззвал), которое вынесено в название недельной главы (Ваикра) и всей книги, Моше из скромности написал букву «алеф» маленького размера. Эти две сэкономленные капли и стали лучами на челе Моше.

Слово «анав» Моше написал без буквы «йуд», потому что не считал себя самым скромным. 

Кого же он тогда считал скромней себя?

Пророка Шмуэля.

Итак, предыдущая недельная глава (Ки Тиса) заканчивается свидетельством, что лицо Моше светилось. Мы выяснили, что причиной тому были две сэкономленные капли чернил. А причиной экономии стала необычайная скромность Моше. Только сам Моше думал, что пророк Шмуэль скромнее его. 

Почему?

Да, потому, что, как видно из первых фраз нашей недельной главы, Моше созывал народ к себе, а Шмуэль ходил из города в город — сам шел к людям.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

 

 

3. Быть добрым и тактичным не только в Йом Кипур

 

Наша недельная глава начинается общим собранием всех евреев, которое состоялось по призыву Моше. Как сказано в Торе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что это произошло на следующий день после Йом Кипура.

И это время выбрано, конечно же, неслучайно. Йом Кипур — важнейший день в жизни любого еврея.

Обычно к Йом Кипуру еврейский народ достигает состояния единства, взаимной любви и уважения друг к другу. Люди просят прощения за былые обиды, с легким сердцем прощают, стараются относиться друг к другу с добротой и тактом, стараются быть предупредительными. 

Моше собрал сынов Израиля на следующий день, чтобы показать, что эти прекрасные качества стоит проявлять не только в Йом Кипур, но и во все последующие дни года.

Еще Раши пишет, что Моше именно созывал людей, не собирал их, обращаясь к каждому лично, идя от человека к человеку, от семьи к семье, но — отправил гонцов, которые объявили народу, что всем надо собраться подле Моше.

Для чего нам это уточнение?

Чтобы мы увидели разницу между Моше и пророком Шмуэлем.

Пророк Шмуэль, в отличие от Моше, ходил по городам и весям Израиля, разрешая споры между людьми и неся им слова Торы. И лишь затем возвращался в свой дом в Раму. Как сказано: «И возвратился он в Раму, ведь дом его был там» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 7, ст. 17).

Но ведь Моше назван в Торе скромнейшим из людей (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). Так почему Шмуэль сам ходил в народ, а Моше созывал народ, посылая гонцов? 

Дело в том, что у Моше был статус царя. А царь, даже если захочет — не вправе поступиться своим царским достоинством, своим величием. Поэтому Моше не мог сам собирать людей, обращаясь к каждому.

Теперь мы видим, что все истории «Тысячи и одной ночи», щедро приправленные восточными пряностями, где рассказывается о правителях, которые переодевались в платье купца или простолюдина и шли в народ — не согласуются с законом Торы: когда царь пренебрегает своим достоинством, оно никуда не исчезает. Царь не может его упразднить. И такой поступок будет засчитан ему как нарушение. 

Но тогда почему Шмуэль не боялся уронить свое достоинство и шел прямо в гущу народа?

Шмуэль был не царем, но — мудрецом Торы. Мудрец же имеет полное право отставить свое достоинство в сторону. И это не вменяется ему в вину. 

Да, Шмуэль не был царем. Но был ли царем Моше? Ведь после того, как сыновья Израиля создали золотого тельца, Всевышний понизил его, сказав ему — «спускайся!» (Шемот, гл. 32, ст. 7).

Наши Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 32) объясняют, что Творец, таким образом, отнял у Моше его величие. То есть Моше утратил статус царя.

Но, если Моше уже не царь, что мешает ему стать ближе к людям? Почему бы не пойти и не собрать их самому?

Потому, что Моше велел народу собраться после Йом Кипура, — пишет Раши. — А в Йом Кипур Моше услышал из уст Творца: «Простил Я, по слову твоему» (Бамидбар, гл. 14, ст.20).

Всевышний даровал Моше прощение и вернул ему царский статус. На следующий день после Йом Кипура, Моше снова был царем. Значит, он не мог ходить из дома в дом, чтобы собирать евреев.

 

на основе комментария раби Моше из Коврина

(Литва, 1783-1858 гг.)

 

    

4. Тора простых людей

 

Моше созывает всех сынов Израиля и говорит им о соблюдении шаббата. И здесь мы читаем: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля... Шесть дней пусть делается работа, а седьмой — будет для вас особым, возвышенным днем (на иврите — кодеш)» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).

В Мидраше Ялкут Шимони (к недельной главе Ваякель, раздел 408) Учителя отмечают, что во всей Торе только одна недельная глава начинается с фрагмента, в котором говорится об общем сборе всех евреев. И это грандиозное собрание посвящено изучению законов субботы.

Этим Моше положил начало важному обычаю в еврейском народе — собираться по шаббатам всей общиной в синагоге на урок Торы.

Для чего это нужно?

Чтобы Имя Всевышнего было запечатлено на Его сыновьях, — говорится в Мидраше.

Когда мудрец обучает Торе, а люди пришли на урок, сидят и слушают — в этот момент Всевышний прощает народу Израилю его ошибки.

Это утверждение, конечно же, нуждается в разъяснении. Неужели все так просто: посидел на уроке Торы — и вот, ты уже праведник, чистый и непорочный? 

И еще, что означает — «пришли на урок, сидят и слушают»? Разве не для этого, чтобы сидеть и слушать, приходят на урок? Не спать же, в конце-то концов. Хотя... 

Заданные вопросы требуют ответов.

Речь идет о самых простых людях, не отличающихся глубоким знанием Торы, которые всю неделю тяжело работают. И вот, такой человек, назовем его Хаим, в субботу, после вечерней молитвы в синагоге, жадно изучает доску объявлений. И видит объявление об уроке Торы, посвященном hалахе (законам) и жизненным реалиям.

Но что делать ему на таком уроке? Ведь придется долго выслушивать все эти малопонятные рассуждения, разбор мелочей, позиции разных раввинов и т.п.

И все же в назначенный час, преодолев нашептывания дурного начала (на иврите — йецер hа-ра), Хаим выходит из дома и идет в синагогу на урок.

Раввин сыплет непонятными талмудическими терминами на арамейском языке, усугубленном ашкеназским произношением. Дурное начало навевает сон и мысли о заливной рыбе. Хаим вслушивается в трудные слова, силясь понять их, решительно отмахивается от мыслей о трапезе, храбро борется со сном — ждет, когда же зайдет речь о жизненных реалиях. А в это время, где-то в иных мирах, постепенно тают и исчезают как дым его промахи и ошибки.

Когда человек отказывается от искушения провести субботу, положив голову на подушку и завернувшись в уютное одеяло, и, покинув зону комфорта, идет слушать мудреца Торы — заслуга его высока, и он удостаивается Свыше прощения своих ошибок. Даже если он не все понимает из того, о чем говорит мудрец. 

Буквы, составляющие слово «ваякель» (в оригинале, разумеется, в ивритском написании) одновременно — и начальные буквы слов из фразы: «А седьмой день будет у вас кодеш».

Благодаря тому, что люди общинами собираются слушать слова Торы — их суббота становится кодеш, духовно возвышая их.

 

на основе комментария раби Моше Софера

(Хатам Софер; великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) 

 

 

5. Первая демонстрация в истории

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Итак, Моше объявил всеобщий сбор. Но почему именно в тот момент?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить какие события предшествовали этому великому собранию. И когда мы вспомним о золотом тельце — нам станет ясна причина всенародного сбора.

Создание золотого тельца нанесло сынам Израиля огромный вред. Снизился духовный уровень всего народа. В глазах Всевышнего евреи пали — ниже некуда. Настолько, что Он был готов их уничтожить.

Моше потратил немало сил, чтобы добиться прощения. И вот, в Йом Кипур, оно, наконец, было дано. Как сказано: «Простил Я, по слову твоему» (Бамидбар, гл. 14, ст.20).

И все же горький привкус выгоревшего золота — остался. Этот привкус отравляет жизнь, омрачает любую радость.

Чтобы избавиться от него, Моше созывает всех на грандиозную демонстрацию, доселе в истории человечества невиданную. Демонстрация эта — во славу Творца, публичное выражение покорности Воле Всевышнего.

Последнее время, демонстрации обычно выражают, наоборот — непокорность. Демонстранты перекрывают дороги, останавливают движение, жгут покрышки. Как все это далеко от той, первой, прародительницы всех демонстраций, устроенной и проведенной Моше.

Демонстрировать покорность Воле Творца, стремление жить по Его законам вышли и стар и млад — весь народ Израиля. А это, по самым скромным расчетам — не менее 3-х миллионов человек. Что, надо сказать — весьма символично.

За поклонение золотому тельцу левиты во главе с Моше наказали «около 3-х тысяч из народа» (см. Шемот, гл. 32, ст. 28). Теперь на демонстрацию во Славу Всевышнего Моше вывел в тысячу раз больше людей. То есть на одного поклонника золотого тельца пришлась тысяча сторонников Всевышнего.

Об этом царь Шломо (на русском его часто называют — Соломон) в книге Танаха Коэлет писал: «Одного человека на тысячу нашел я, а женщины — ни одной из всех этих не нашел я» (гл. 7, ст. 28).

На каждую тысячу любящих Творца и вышедших по призыву Моше заявить об этом во всеуслышание, прилюдно, никого не стесняясь, на первой в истории человечества демонстрации — нашелся лишь один злодей, отдавший предпочтение золотому идолу.

Женщины, как известно — категорически отказались жертвовать свои золотые украшения для создания золотого тельца. Поэтому и написал царь Шломо «ни одной из всех этих не нашел я».

Моше было очень важно показать, что против трех тысяч осквернивших Имя Творца вышли и встали как один, 3 миллиона возвеличивающих Его имя. Три миллиона человек, готовых служить Всевышнему, жаждущих внимать Его словам. 

Эта демонстрация тысячекратного перевеса, которую устроил Моше — наверняка была угодна Творцу.

 

на основе комментария раби Моше Софера

(Хатам Софер; великий Учитель, Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему кашерный сыр значимо дороже некашерного?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля