New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: “И собрал Моше
всю общину Сынов Израиля” (Шемот, гл.
35, ст. 1).
И собрал на иврите - ваякель.
Обсуждение главы Ваякель
1.
Шаббат против золотого тельца
В прошлой недельной главе (Ки Тиса)
говорилось о золотом тельце. А наша глава
начинается с заповеди о соблюдении шаббата.
В ее тексте читаем: «И сказал им: "Вот что
повелел Всевышний сделать: шесть дней
работайте, а седьмой день будет особым для
вас — субботний день, посвященный Творцу;
всякий, кто делает работу в этот день, пусть
умрет"» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).
Попытаемся выяснить — почему повеление
соблюдать субботу следует сразу же за
рассказом о золотом тельце?
Ответ на этот вопрос находим в Талмуде.
Учителя говорят, что тот, кто соблюдает
субботу по всем правилам, даже если он в
остальном подобен идолопоклоннику
поколения Эноша (внук Адама), ему — прощают (трактат
Шаббат, лист 118).
Поэтому после создания золотого тельца,
Моше собрал евреев и указал им путь
исправления — соблюдение законов шаббата.
Намек на субботние законы содержится в
словосочетании «вот что» (в оригинале
текста на иврите — эле hа-дварим). Гематрия
(числовое значение) слова эле — 36. Если
добавить к этой цифре количество букв,
составляющих это слово, получится — 39, что
соответствует числу категорий работ,
которые запрещено осуществлять в шаббат.
Все эти 39 категорий работ производились в
процессе строительства Мишкана (Переносного
Храма в пустыне). Интересно отметить, что
запрет совершать эти работы в субботу в
нашей главе вводится словами: «Вот что
повелел Всевышний сделать». Этим Тора
подчеркивает, что даже ради такой
возвышенной цели, как строительство Мишкана,
работу разрешено выполнять только в
течение шести будничных дней, но — не в шаббат.
Более того. Если бы Храм возводился вообще
без участия людей, то и в этом случае, на
время субботы работы были бы
приостановлены.
Обратим внимание, что в нашей главе
сказано, что «всякий, кто делает работу в
этот день, пусть умрет». Тогда как в прошлой
главе (Шемот, гл. 31, ст. 14)
используется удвоение — «мот юмат» («умирая,
умрет»), что подразумевает, что
осквернивший шаббат умрет не только в
нашем мире, но и лишится мира Грядущего. То
есть, умирая в нашем мире — умрет для
Будущего мира. Так почему же в нашей главе
нет удвоения?
Учителя объясняют это тем, что
строительство Мишкана все же —
реализация возвышенной цели. И хотя
осуществление даже таких работ в субботу и
является серьезным нарушением, за которое
положена смертная казнь, но поскольку речь
идет о возведении Храма, нарушитель,
вероятно, полностью не лишается всего
своего удела в Будущем мире. Поэтому в нашей
главе и нет удвоения.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к нашей главе пишет, что
начало главы соответствует возвращению
Моше со вторыми Скрижалями (лухот hа-брит)
на следующий день после Йом Кипура. И теперь
нам понятно, почему Моше созвал «всю общину
сынов Израиля». Чтобы объяснить народу
смысл сказанного Всевышним: «Вот что
повелел...». Тот, кто будет скрупулезно
выполнять заповеди (веления Всевышнего), —
говорит Моше, — в концентрированном виде
отображенные на Скрижалях — удостоится
возможности посвятить себя постижению Торы.
А всю работу, необходимую для материального
обеспечения, в течение шести будничных дней
будут осуществлять другие.
На этом раби Шимон бар Йохай (великий
Учитель Мишны, ученик раби Акивы,
составитель книги Зоѓар; 2-й век)
построил принцип, приведенный в Талмуде (трактат
Берахот, лист 35): в шаббат еврей
не может просить нееврея выполнить для него
какую-либо работу, которая в субботу —
запрещена.
Возникает закономерный вопрос: если
другие взяли на себя обеспечение всех
материальных нужд человека, с тем, чтобы он
всецело посвятил себя Торе и заповедям,
каким же образом он может выделить субботу
из череды будней?
Очевидно, что даже если работу в будни для
этого человека выполняют неевреи, в субботу
они не должны работать для него.
Вообще, законы соблюдения шаббата —
очень не просты. Недаром раввины всех
поколений обсуждают связанные с этим темы в
бессчетном количестве томов. Но по усилиям
— и награда! Суббота — это дарованная
Творцом бесценная возможность
приблизиться к запредельному Свету, минуя
пропасть, в которую манит «золотой телец.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
2. После вечеринки
Написано в нашей недельной главе: «Шесть
дней делайте работу, а седьмой день будет
особым для вас — субботним шаббатом (в
тексте оригинала на иврите — шаббат
шаббатон)» (Шемот, гл. 35, ст. 2).
Бывает, когда человек возвращается с
ярмарки или с шумной вечеринки у него еще
долгое время шумит в ушах, а перед глазами
мелькают разные лица. Подобно этому, тот,
кто усердно занимается бизнесом в будни,
постоянно увеличивая свое состояние, не
может резко отключиться от этого в шаббат.
Телу можно приказать отпустить вожжи. Но
что делать с мыслями? Ведь шум в ушах стоит и
после окончания вечеринки.
Говорится в Талмуде, что «будничные»
мысли в шаббат — не запрещены (трактат Шаббат,
лист 113). Однако, как объясняют Учителя, Тора
просто сделала уступку дурному началу (на
иврите — йецер а-ра). Поскольку человеку
очень трудно управлять своими мыслями,
которые, как известно, имеют повадки дикого
скакуна. Истинное же желание Творца, чтобы и
душа человека отдыхала от будничных мыслей
в шаббат — точно так же, как отдыхает
тело от работы.
Учитывая все это, Учителя выводят по
данному поводу такую формулировку: «Хоть и
не запрещено в субботу размышлять о
будничном, но все же похвально, когда
человек в честь субботнего отдыха,
относится к своим повседневным делам, как к
полностью завершенным (Тур-Шулхан Арух,
раздел Орах Хаим, параграф.306).
Мысли не проходят бесследно. Они
оставляют определенный отпечаток. Поэтому
и отмечают Учителя, что мысли о запрещенном
сильнее самого запрета (трактат Йома,
лист 29).
Рассуждая в этом направлении, мы сможем
ответить на интересный вопрос, который
может возникать в процессе изучении Торы.
Известно, что ман (об этом — см. на
сайте в ответе «Что такое «ман» (манна) ?»,
№ 706) не выпадал в шаббат. Почему же
тогда в субботу бывает дождь?
Дело в том, что прежде. чем начать собирать
ман, наши предки должны были решить,
сколько им нужно собрать. Ведь разрешалось
взять лишь определенное количество — в
расчете на каждого члена семьи. И это не
всегда было постоянной величиной:
рождались дети, приобретались рабы, люди
женились и т.п. Собирая ман, люди
невольно начинали обдумывать меню трапез (ману
придавался вкус по желанию потребителя). То
есть выпадение мана в шаббат
приводило бы, как минимум, к активизации
умственной деятельности, никак не
связанной с субботой.
Дождь же, если и наводит на какие-то
размышления, то, скорее — на романтические….
И еще. Если человек соблюдает законы
субботы по всем правилам, Всевышний
позаботится о том, чтобы доход, который он
мог бы получить, работая в шаббат,
добавился к его заработку в будни. И правила
поступления мана служат тому
подтверждением (в пустыне перед шаббатом
выпадала двойная порция мана).
Отсюда следует важный вывод: тот, кто в шаббат
освободил от будничной работы своё тело, но
мысленно продолжает пребывать в офисе —
проигрывает вдвойне. Во-первых, он не
отдыхает полностью, ведь мысль его
продолжает работать, а умственная работа,
порой тяжелее физической. Во-вторых,
поскольку человек в соблюдении законов
субботы не достигает надлежащего уровня, он,
вероятно, не удостоится субботнего «бонуса».
Следовательно, его умственное напряжение в шаббат
было напрасным.
Теперь нам ясно, почему Моше было так
важно передать слова Всевышнего о шаббате,
и почему в его речи суббота названа — шаббат
шаббатон. Это удвоение используется
здесь, чтобы подчеркнуть, что наряду с тем,
что в субботу нам нельзя заниматься
созидательной деятельностью, мы должны
стараться максимально отрешиться от
будничных мыслей.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
3. Работать, чтобы отдыхать, или отдыхать,
чтобы работать?
Сказано в нашей главе: «Шесть дней делайте
работу, а седьмой день будет особым для вас
— субботним шаббатом (шаббат шаббатон)»
(Шемот, гл. 35, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Раба)
рассказывается, что у каждого будничного
дня есть пара, только суббота осталась одна.
И Всевышний утешил ее, сказав: «Народ
Израиля будет тебе парой».
Учителя в Талмуде (Йевамот, лист 63)
проводят параллель между процитированным
выше отрывком и фрагментом из книги Берешит,
где говорится, как Творец создал первому
человеку, Адаму, пару, которая, как сказано в
Торе, должна быть «в помощь, против него» (Берешит,
гл. 2, ст. 18). И объясняют: если человек того
заслужил — будет ему помощь, если же он
делает что-то неправильное, то, что могло
быть добром, обернется — против него.
Этот принцип действителен и в отношениях
еврея с субботой. Тот, кто соблюдает шаббат
по всем правилам, удостаивается того, что
суббота становится ему — помощницей. Тому
же, кто нарушает шаббат, суббота — «враг».
Ведь он нарушениями как бы расторгает союз
между субботой и народом Израиля.
Отметим еще один важный аспект шаббата.
Научные данные подтверждают, что человеку
полезно устраивать себе раз в неделю
выходной день, день отдыха. Что суточный
отдых после шести рабочих будничных дней
восстанавливает силы для следующего
шестидневного рабочего цикла. Казалось бы,
приятно отдыхать в субботу, зная, что ты, по
рекомендации медиков, психологов и
специалистов сферы научной организации
труда, не просто бездельничаешь, но —
накапливаешь внутренние ресурсы для новой
трудовой недели.
Однако в таком случае шаббат играет
служебную, вспомогательную, второстепенную
роль, отделяя один цикл важной деятельности
на трудовом фронте — от другого. Данная
схема выглядит весьма привлекательно. Вот
только есть в ней «крохотный» изъян — такое
восприятие субботы в корне противоречит
Торе. Ведь Тора заповедала нам работать
шесть дней ради того, чтобы можно было духовно
наслаждаться субботним покоем. Чувствуете
разницу? Акценты как будто бы лишь
незначительно — смещены. Одни и те же
компоненты в смеси, как известно, могут
стать лекарством, спасающим жизнь, или —
смертельным ядом. Все зависит от пропорций
элементов, составляющих эту смесь.
Поэтому бедняк, как бы тяжело он ни
работал в будни, должен четко осознавать,
что в субботу он отдыхает не ради того,
чтобы набраться сил для следующего витка
туго сжатой пружины будней, но — ради того,
чтобы в шаббат, посвящая себя
Всевышнему, ощутить себя царем. И чем
труднее дается ему выполнение заповеди
соблюдения шаббата — тем выше это
ценится.
У богача — иное испытание. В его среде
одним шевелением пальца созываются
совещания, отдаются распоряжения,
принимаются решения. И в субботу он должен
прилагать особые, недюжинные усилия, чтобы
этот «палец» невзначай — не пошевелился.
Каждый из нас поставлен — в свою ситуацию.
У каждого — свои испытания, свои задачи. И
каждому надо стараться, чтобы неземной свет
шаббат озарил его дом.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
4. Еще одна грань
Если человек занимает должность главы
йешивы, это подразумевает, что он
превосходит в знании Торы учащихся этой
йешивы. Глава раввинского суда, как правило,
имеет больший опыт в области
судопроизводства, чем остальные судьи. С
другой стороны, если человек удостоился «титула»
главы разбойников, можно быть уверенным,
что он в этой шайке — самый отпетый бандит.
Таким образом, одно и то же определение, в
зависимости от контекста, может выделить и
негативное и позитивное.
Субботу мы называем в молитвах —
украшением остальных дней недели (хемдат
а-ямим). И действительно, шаббат, как
бы возвышается над буднями. Поэтому, если
человек в будни ведет себя в соответствии с
предписаниями Торы, а субботу считает
сокровищем — он еще больше возвеличивает
ее. Если же, он, хоть и называет субботу — «красой
недели», но в будни занимается грабежом,
обманывает окружающих, не брезгует
насилием и мошенничеством — он тем самым
лишь принижает ее, по сравнению с
остальными днями недели, втаптывает ее в
грязь.
Теперь фраза из нашей недельной главы — «Вот
что повелел Всевышний делать: шесть дней
совершайте работу, а седьмой день будет
особым для вас» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2),
засияет для нас новыми гранями.
Вначале человек должен ясно понять, «что
повелел Всевышний делать». Ведь
разобравшись в этом, он сможет правильно
функционировать на протяжении шести
рабочих дней. И тогда седьмой день станет
для него — особым, выделенным.
Именно об этом говорит рассматриваемый
нами фрагмент из нашей главы. О людях,
придерживающихся этого наставления,
говорится в субботней молитве Мусаф:
«Пробующие ее вкус — удостоятся жизни».
Известно, что все работы, которые
запрещено осуществлять в шаббат,
подразделяются на 39 основных категорий.
Однако в книгах, посвященных этой теме,
часто указывается, что число категорий
запрещенных работ — «сорок без одной». С
чем связано такое странное обозначение?
В описании процесса Сотворение мира в
Торе сказано: «И завершил Всевышний в
седьмой день свою работу» (Берешит,
гл. 2, ст. 2). То есть за шесть дней труда
Всевышний мир в основном завершил создание
мира. Не хватало только одного — отдыха.
Этот недостаток был компенсирован седьмым
днем — появлением субботы.
Таким образом, отдых тоже можно считать
одним из видов работ. Ведь он тоже был
использован для Сотворения мира. Но за
выполнение этой «работы» в шаббат,
человек не получает наказания. Наоборот,
отдыхать в шаббат от будничных дел —
это заповедь. Значит, можно сказать, что
существует — сорок видов работ. Только
наказание полагается — лишь за 39. Поэтому и
появилось такое определение: «сорок видов
работ, без одной».
Именно так и нужно понимать обсуждаемый
здесь отрывок — «Вот что повелел Всевышний
делать: шесть дней совершайте работу (обычную,
будничную), а седьмой день будет особым для
вас (потому что работа в этот день особая —
отдых от повседневных работ)».
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
5. Разговорчики в строю!
Написано в нашей недельной главе: «Седьмой
день будет особым для вас» (Шемот, гл.
35, ст. 2).
Но почему, собственно, он должен быть
особенным?
Известно, что Всевышний творил мир шесть
дней. А на седьмой — завершил творение и
отдыхал. Поэтому мы в течение шести
будничных дней занимаемся созидательным
трудом, а на седьмой — воздерживаемся от
всякой будничной работы, отдыхаем.
Однако обратим внимание на то, что
Всевышний создавал мир исключительно —
речью, как сказано: «Словом Всевышнего
Небеса сотворены» (Теилим — Псалмы
царя Давида, гл. 33, ст. 6). А значит, и отдыхал
Он — воздерживаясь от речений.
Так, что же? Не означает ли это, что и наш
субботний отдых должен быть связан с
молчанием?
Впрочем, откуда мы знаем, что Творец,
действительно выделил шаббат тем, что в
течение седьмого дня воздерживался от
речений? Ведь сказано: «И завершил
Всевышний к седьмому дню свою работу» (Берешит,
гл. 2, ст. 2). Написано — «работу», о речениях
как будто бы здесь ничего нет.
Мы знаем, что Моше своими руками не строил Мишкан
(Переносной Храм) и не изготавливал
храмовую утварь. Этим занимались Бецалель и
Оhалиав. Моше же — осуществлял общее
руководство и передавал им распоряжения
Всевышнего. В Торе, тем не менее, говорится:
«И завершил Моше эту работу» (Шемот,
гл. 40, ст. 33). То есть слова, произнесенные
Моше, в которых содержались пояснения и
указания, как строить Мишкана, Тора
называет — работой. Следовательно, говоря о
завершении работы Всевышним, Тора тоже
имеет в виду завершение речений, а не работу
как таковую.
Отсюда можно сделать важный вывод: в шаббат
нужно воздерживаться не только от
будничной работы, но и от будничных
разговоров.
Теперь у нас складывается более ясное
представление о написанном в Торе, и в
Письменной и в Устной, и о взаимосвязи между
ними.
В предыдущей недельной главе (Ки Тиса)
читаем: «Суббота — вечный знак Союза между
Мною и сыновьями Израиля, напоминание о том,
что шесть дней творил Всевышний Небеса и
землю, а в седьмой день — прекратил и
пребывал в покое» (Шемот, гл. 31, ст. 17).
Но, как мы уже выяснили, Всевышний не
совершал никакой работы в шесть будничных
дней. Он создавал мир — речениями. И об этом
прямым текстом сказано в Устной Торе: «Десятью
речениями создан мир» (трактат Авот,
гл. 5). А Письменная Тора приводит нам
свидетельство: «Сказал Творец: "Да будет
свет"; и стал свет» (Берешит, гл. 1,
ст. 3). И далее: «И сказал Творец: "Да будет
пространство посреди воды и отделит оно
воду от воды» (Берешит, гл. 1, ст. 6) и т.п.
Значит, упоминаемый в Торе покой
Всевышнего в седьмой день —
отдых от
речений. Поэтому и мы должны в седьмой день
воздерживаться от будничных бесед. Ведь тот,
кто в субботу не занимается повседневным
трудом, но не следит за своей речью, тем
самым как бы ставит под сомнение, что
Всевышний создавал мир — речениями. И этим
своим сомнением — наносит вред духовным
мирам.
Поэтому, говоря о субботнем отдыхе, Тора
использует удвоение: «Шесть дней делайте
работу, а седьмой день будет особым для вас
— субботним шаббатом (шаббат шаббатон)»
(Шемот, гл. 35, ст. 2).
Шаббат — по отношению к работе, и шаббатон
— по отношению к будничным разговорам. Хотя
наказание и полагается только тем, кто
нарушает законы субботы, занимаясь в шаббат
работой, осуществлять которую, согласно
этим законам — нельзя.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: “И собрал Моше
всю общину Сынов Израиля” (Шемот, гл.
35, ст. 1).
И собрал на иврите - ваякель.
Обсуждение главы Ваякель
1.
Шаббат против золотого тельца
В прошлой недельной главе (Ки Тиса)
говорилось о золотом тельце. А наша глава
начинается с заповеди о соблюдении шаббата.
В ее тексте читаем: «И сказал им: "Вот что
повелел Всевышний сделать: шесть дней
работайте, а седьмой день будет особым для
вас — субботний день, посвященный Творцу;
всякий, кто делает работу в этот день, пусть
умрет"» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2).
Попытаемся выяснить — почему повеление
соблюдать субботу следует сразу же за
рассказом о золотом тельце?
Ответ на этот вопрос находим в Талмуде.
Учителя говорят, что тот, кто соблюдает
субботу по всем правилам, даже если он в
остальном подобен идолопоклоннику
поколения Эноша (внук Адама), ему — прощают (трактат
Шаббат, лист 118).
Поэтому после создания золотого тельца,
Моше собрал евреев и указал им путь
исправления — соблюдение законов шаббата.
Намек на субботние законы содержится в
словосочетании «вот что» (в оригинале
текста на иврите — эле hа-дварим). Гематрия
(числовое значение) слова эле — 36. Если
добавить к этой цифре количество букв,
составляющих это слово, получится — 39, что
соответствует числу категорий работ,
которые запрещено осуществлять в шаббат.
Все эти 39 категорий работ производились в
процессе строительства Мишкана (Переносного
Храма в пустыне). Интересно отметить, что
запрет совершать эти работы в субботу в
нашей главе вводится словами: «Вот что
повелел Всевышний сделать». Этим Тора
подчеркивает, что даже ради такой
возвышенной цели, как строительство Мишкана,
работу разрешено выполнять только в
течение шести будничных дней, но — не в шаббат.
Более того. Если бы Храм возводился вообще
без участия людей, то и в этом случае, на
время субботы работы были бы
приостановлены.
Обратим внимание, что в нашей главе
сказано, что «всякий, кто делает работу в
этот день, пусть умрет». Тогда как в прошлой
главе (Шемот, гл. 31, ст. 14)
используется удвоение — «мот юмат» («умирая,
умрет»), что подразумевает, что
осквернивший шаббат умрет не только в
нашем мире, но и лишится мира Грядущего. То
есть, умирая в нашем мире — умрет для
Будущего мира. Так почему же в нашей главе
нет удвоения?
Учителя объясняют это тем, что
строительство Мишкана все же —
реализация возвышенной цели. И хотя
осуществление даже таких работ в субботу и
является серьезным нарушением, за которое
положена смертная казнь, но поскольку речь
идет о возведении Храма, нарушитель,
вероятно, полностью не лишается всего
своего удела в Будущем мире. Поэтому в нашей
главе и нет удвоения.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к нашей главе пишет, что
начало главы соответствует возвращению
Моше со вторыми Скрижалями (лухот hа-брит)
на следующий день после Йом Кипура. И теперь
нам понятно, почему Моше созвал «всю общину
сынов Израиля». Чтобы объяснить народу
смысл сказанного Всевышним: «Вот что
повелел...». Тот, кто будет скрупулезно
выполнять заповеди (веления Всевышнего), —
говорит Моше, — в концентрированном виде
отображенные на Скрижалях — удостоится
возможности посвятить себя постижению Торы.
А всю работу, необходимую для материального
обеспечения, в течение шести будничных дней
будут осуществлять другие.
На этом раби Шимон бар Йохай (великий
Учитель Мишны, ученик раби Акивы,
составитель книги Зоѓар; 2-й век)
построил принцип, приведенный в Талмуде (трактат
Берахот, лист 35): в шаббат еврей
не может просить нееврея выполнить для него
какую-либо работу, которая в субботу —
запрещена.
Возникает закономерный вопрос: если
другие взяли на себя обеспечение всех
материальных нужд человека, с тем, чтобы он
всецело посвятил себя Торе и заповедям,
каким же образом он может выделить субботу
из череды будней?
Очевидно, что даже если работу в будни для
этого человека выполняют неевреи, в субботу
они не должны работать для него.
Вообще, законы соблюдения шаббата —
очень не просты. Недаром раввины всех
поколений обсуждают связанные с этим темы в
бессчетном количестве томов. Но по усилиям
— и награда! Суббота — это дарованная
Творцом бесценная возможность
приблизиться к запредельному Свету, минуя
пропасть, в которую манит «золотой телец.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
2. После вечеринки
Написано в нашей недельной главе: «Шесть
дней делайте работу, а седьмой день будет
особым для вас — субботним шаббатом (в
тексте оригинала на иврите — шаббат
шаббатон)» (Шемот, гл. 35, ст. 2).
Бывает, когда человек возвращается с
ярмарки или с шумной вечеринки у него еще
долгое время шумит в ушах, а перед глазами
мелькают разные лица. Подобно этому, тот,
кто усердно занимается бизнесом в будни,
постоянно увеличивая свое состояние, не
может резко отключиться от этого в шаббат.
Телу можно приказать отпустить вожжи. Но
что делать с мыслями? Ведь шум в ушах стоит и
после окончания вечеринки.
Говорится в Талмуде, что «будничные»
мысли в шаббат — не запрещены (трактат Шаббат,
лист 113). Однако, как объясняют Учителя, Тора
просто сделала уступку дурному началу (на
иврите — йецер а-ра). Поскольку человеку
очень трудно управлять своими мыслями,
которые, как известно, имеют повадки дикого
скакуна. Истинное же желание Творца, чтобы и
душа человека отдыхала от будничных мыслей
в шаббат — точно так же, как отдыхает
тело от работы.
Учитывая все это, Учителя выводят по
данному поводу такую формулировку: «Хоть и
не запрещено в субботу размышлять о
будничном, но все же похвально, когда
человек в честь субботнего отдыха,
относится к своим повседневным делам, как к
полностью завершенным (Тур-Шулхан Арух,
раздел Орах Хаим, параграф.306).
Мысли не проходят бесследно. Они
оставляют определенный отпечаток. Поэтому
и отмечают Учителя, что мысли о запрещенном
сильнее самого запрета (трактат Йома,
лист 29).
Рассуждая в этом направлении, мы сможем
ответить на интересный вопрос, который
может возникать в процессе изучении Торы.
Известно, что ман (об этом — см. на
сайте в ответе «Что такое «ман» (манна) ?»,
№ 706) не выпадал в шаббат. Почему же
тогда в субботу бывает дождь?
Дело в том, что прежде. чем начать собирать
ман, наши предки должны были решить,
сколько им нужно собрать. Ведь разрешалось
взять лишь определенное количество — в
расчете на каждого члена семьи. И это не
всегда было постоянной величиной:
рождались дети, приобретались рабы, люди
женились и т.п. Собирая ман, люди
невольно начинали обдумывать меню трапез (ману
придавался вкус по желанию потребителя). То
есть выпадение мана в шаббат
приводило бы, как минимум, к активизации
умственной деятельности, никак не
связанной с субботой.
Дождь же, если и наводит на какие-то
размышления, то, скорее — на романтические….
И еще. Если человек соблюдает законы
субботы по всем правилам, Всевышний
позаботится о том, чтобы доход, который он
мог бы получить, работая в шаббат,
добавился к его заработку в будни. И правила
поступления мана служат тому
подтверждением (в пустыне перед шаббатом
выпадала двойная порция мана).
Отсюда следует важный вывод: тот, кто в шаббат
освободил от будничной работы своё тело, но
мысленно продолжает пребывать в офисе —
проигрывает вдвойне. Во-первых, он не
отдыхает полностью, ведь мысль его
продолжает работать, а умственная работа,
порой тяжелее физической. Во-вторых,
поскольку человек в соблюдении законов
субботы не достигает надлежащего уровня, он,
вероятно, не удостоится субботнего «бонуса».
Следовательно, его умственное напряжение в шаббат
было напрасным.
Теперь нам ясно, почему Моше было так
важно передать слова Всевышнего о шаббате,
и почему в его речи суббота названа — шаббат
шаббатон. Это удвоение используется
здесь, чтобы подчеркнуть, что наряду с тем,
что в субботу нам нельзя заниматься
созидательной деятельностью, мы должны
стараться максимально отрешиться от
будничных мыслей.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
3. Работать, чтобы отдыхать, или отдыхать,
чтобы работать?
Сказано в нашей главе: «Шесть дней делайте
работу, а седьмой день будет особым для вас
— субботним шаббатом (шаббат шаббатон)»
(Шемот, гл. 35, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Раба)
рассказывается, что у каждого будничного
дня есть пара, только суббота осталась одна.
И Всевышний утешил ее, сказав: «Народ
Израиля будет тебе парой».
Учителя в Талмуде (Йевамот, лист 63)
проводят параллель между процитированным
выше отрывком и фрагментом из книги Берешит,
где говорится, как Творец создал первому
человеку, Адаму, пару, которая, как сказано в
Торе, должна быть «в помощь, против него» (Берешит,
гл. 2, ст. 18). И объясняют: если человек того
заслужил — будет ему помощь, если же он
делает что-то неправильное, то, что могло
быть добром, обернется — против него.
Этот принцип действителен и в отношениях
еврея с субботой. Тот, кто соблюдает шаббат
по всем правилам, удостаивается того, что
суббота становится ему — помощницей. Тому
же, кто нарушает шаббат, суббота — «враг».
Ведь он нарушениями как бы расторгает союз
между субботой и народом Израиля.
Отметим еще один важный аспект шаббата.
Научные данные подтверждают, что человеку
полезно устраивать себе раз в неделю
выходной день, день отдыха. Что суточный
отдых после шести рабочих будничных дней
восстанавливает силы для следующего
шестидневного рабочего цикла. Казалось бы,
приятно отдыхать в субботу, зная, что ты, по
рекомендации медиков, психологов и
специалистов сферы научной организации
труда, не просто бездельничаешь, но —
накапливаешь внутренние ресурсы для новой
трудовой недели.
Однако в таком случае шаббат играет
служебную, вспомогательную, второстепенную
роль, отделяя один цикл важной деятельности
на трудовом фронте — от другого. Данная
схема выглядит весьма привлекательно. Вот
только есть в ней «крохотный» изъян — такое
восприятие субботы в корне противоречит
Торе. Ведь Тора заповедала нам работать
шесть дней ради того, чтобы можно было духовно
наслаждаться субботним покоем. Чувствуете
разницу? Акценты как будто бы лишь
незначительно — смещены. Одни и те же
компоненты в смеси, как известно, могут
стать лекарством, спасающим жизнь, или —
смертельным ядом. Все зависит от пропорций
элементов, составляющих эту смесь.
Поэтому бедняк, как бы тяжело он ни
работал в будни, должен четко осознавать,
что в субботу он отдыхает не ради того,
чтобы набраться сил для следующего витка
туго сжатой пружины будней, но — ради того,
чтобы в шаббат, посвящая себя
Всевышнему, ощутить себя царем. И чем
труднее дается ему выполнение заповеди
соблюдения шаббата — тем выше это
ценится.
У богача — иное испытание. В его среде
одним шевелением пальца созываются
совещания, отдаются распоряжения,
принимаются решения. И в субботу он должен
прилагать особые, недюжинные усилия, чтобы
этот «палец» невзначай — не пошевелился.
Каждый из нас поставлен — в свою ситуацию.
У каждого — свои испытания, свои задачи. И
каждому надо стараться, чтобы неземной свет
шаббат озарил его дом.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
4. Еще одна грань
Если человек занимает должность главы
йешивы, это подразумевает, что он
превосходит в знании Торы учащихся этой
йешивы. Глава раввинского суда, как правило,
имеет больший опыт в области
судопроизводства, чем остальные судьи. С
другой стороны, если человек удостоился «титула»
главы разбойников, можно быть уверенным,
что он в этой шайке — самый отпетый бандит.
Таким образом, одно и то же определение, в
зависимости от контекста, может выделить и
негативное и позитивное.
Субботу мы называем в молитвах —
украшением остальных дней недели (хемдат
а-ямим). И действительно, шаббат, как
бы возвышается над буднями. Поэтому, если
человек в будни ведет себя в соответствии с
предписаниями Торы, а субботу считает
сокровищем — он еще больше возвеличивает
ее. Если же, он, хоть и называет субботу — «красой
недели», но в будни занимается грабежом,
обманывает окружающих, не брезгует
насилием и мошенничеством — он тем самым
лишь принижает ее, по сравнению с
остальными днями недели, втаптывает ее в
грязь.
Теперь фраза из нашей недельной главы — «Вот
что повелел Всевышний делать: шесть дней
совершайте работу, а седьмой день будет
особым для вас» (Шемот, гл. 35, ст. 1-2),
засияет для нас новыми гранями.
Вначале человек должен ясно понять, «что
повелел Всевышний делать». Ведь
разобравшись в этом, он сможет правильно
функционировать на протяжении шести
рабочих дней. И тогда седьмой день станет
для него — особым, выделенным.
Именно об этом говорит рассматриваемый
нами фрагмент из нашей главы. О людях,
придерживающихся этого наставления,
говорится в субботней молитве Мусаф:
«Пробующие ее вкус — удостоятся жизни».
Известно, что все работы, которые
запрещено осуществлять в шаббат,
подразделяются на 39 основных категорий.
Однако в книгах, посвященных этой теме,
часто указывается, что число категорий
запрещенных работ — «сорок без одной». С
чем связано такое странное обозначение?
В описании процесса Сотворение мира в
Торе сказано: «И завершил Всевышний в
седьмой день свою работу» (Берешит,
гл. 2, ст. 2). То есть за шесть дней труда
Всевышний мир в основном завершил создание
мира. Не хватало только одного — отдыха.
Этот недостаток был компенсирован седьмым
днем — появлением субботы.
Таким образом, отдых тоже можно считать
одним из видов работ. Ведь он тоже был
использован для Сотворения мира. Но за
выполнение этой «работы» в шаббат,
человек не получает наказания. Наоборот,
отдыхать в шаббат от будничных дел —
это заповедь. Значит, можно сказать, что
существует — сорок видов работ. Только
наказание полагается — лишь за 39. Поэтому и
появилось такое определение: «сорок видов
работ, без одной».
Именно так и нужно понимать обсуждаемый
здесь отрывок — «Вот что повелел Всевышний
делать: шесть дней совершайте работу (обычную,
будничную), а седьмой день будет особым для
вас (потому что работа в этот день особая —
отдых от повседневных работ)».
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
5. Разговорчики в строю!
Написано в нашей недельной главе: «Седьмой
день будет особым для вас» (Шемот, гл.
35, ст. 2).
Но почему, собственно, он должен быть
особенным?
Известно, что Всевышний творил мир шесть
дней. А на седьмой — завершил творение и
отдыхал. Поэтому мы в течение шести
будничных дней занимаемся созидательным
трудом, а на седьмой — воздерживаемся от
всякой будничной работы, отдыхаем.
Однако обратим внимание на то, что
Всевышний создавал мир исключительно —
речью, как сказано: «Словом Всевышнего
Небеса сотворены» (Теилим — Псалмы
царя Давида, гл. 33, ст. 6). А значит, и отдыхал
Он — воздерживаясь от речений.
Так, что же? Не означает ли это, что и наш
субботний отдых должен быть связан с
молчанием?
Впрочем, откуда мы знаем, что Творец,
действительно выделил шаббат тем, что в
течение седьмого дня воздерживался от
речений? Ведь сказано: «И завершил
Всевышний к седьмому дню свою работу» (Берешит,
гл. 2, ст. 2). Написано — «работу», о речениях
как будто бы здесь ничего нет.
Мы знаем, что Моше своими руками не строил Мишкан
(Переносной Храм) и не изготавливал
храмовую утварь. Этим занимались Бецалель и
Оhалиав. Моше же — осуществлял общее
руководство и передавал им распоряжения
Всевышнего. В Торе, тем не менее, говорится:
«И завершил Моше эту работу» (Шемот,
гл. 40, ст. 33). То есть слова, произнесенные
Моше, в которых содержались пояснения и
указания, как строить Мишкана, Тора
называет — работой. Следовательно, говоря о
завершении работы Всевышним, Тора тоже
имеет в виду завершение речений, а не работу
как таковую.
Отсюда можно сделать важный вывод: в шаббат
нужно воздерживаться не только от
будничной работы, но и от будничных
разговоров.
Теперь у нас складывается более ясное
представление о написанном в Торе, и в
Письменной и в Устной, и о взаимосвязи между
ними.
В предыдущей недельной главе (Ки Тиса)
читаем: «Суббота — вечный знак Союза между
Мною и сыновьями Израиля, напоминание о том,
что шесть дней творил Всевышний Небеса и
землю, а в седьмой день — прекратил и
пребывал в покое» (Шемот, гл. 31, ст. 17).
Но, как мы уже выяснили, Всевышний не
совершал никакой работы в шесть будничных
дней. Он создавал мир — речениями. И об этом
прямым текстом сказано в Устной Торе: «Десятью
речениями создан мир» (трактат Авот,
гл. 5). А Письменная Тора приводит нам
свидетельство: «Сказал Творец: "Да будет
свет"; и стал свет» (Берешит, гл. 1,
ст. 3). И далее: «И сказал Творец: "Да будет
пространство посреди воды и отделит оно
воду от воды» (Берешит, гл. 1, ст. 6) и т.п.
Значит, упоминаемый в Торе покой
Всевышнего в седьмой день —
отдых от
речений. Поэтому и мы должны в седьмой день
воздерживаться от будничных бесед. Ведь тот,
кто в субботу не занимается повседневным
трудом, но не следит за своей речью, тем
самым как бы ставит под сомнение, что
Всевышний создавал мир — речениями. И этим
своим сомнением — наносит вред духовным
мирам.
Поэтому, говоря о субботнем отдыхе, Тора
использует удвоение: «Шесть дней делайте
работу, а седьмой день будет особым для вас
— субботним шаббатом (шаббат шаббатон)»
(Шемот, гл. 35, ст. 2).
Шаббат — по отношению к работе, и шаббатон
— по отношению к будничным разговорам. Хотя
наказание и полагается только тем, кто
нарушает законы субботы, занимаясь в шаббат
работой, осуществлять которую, согласно
этим законам — нельзя.
на основе комментариев рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль )
Автор текста Мордехай Вейц
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|