New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 4
ГЛАВА “Вайера”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано:
“И открылся ему (Аврааму) в
дубраве Мамре...”.
Открылся на иврите — вайера.
Обсуждение главы
Вайера
21.10.07
В нашей недельной главе, как
мы знаем из предыдущих обзоров
(см. на сайте обзоры главы Вайера,
первый, второй, третий,
четвертый, пятый и шестой
годовые циклы), описывается
несколько важных событий,
определивших ход еврейской
истории. Среди них — рождение
Ицхака, сына Авраама, рассказ о
«приношении Ицхака» (на иврите
— акеда; см. на сайте обзор
недельной главы Вайера,
четвертый годовой цикл
обсуждения) и о племяннике
Авраама, Лоте и т.д. И в каждом «сюжете»
находит свое отражение тема
становления личности Авраама.
Каждое из описанных в Торе
событий, связанных с Авраамом,
открывает нам его черты,
которые становятся
составляющими «модели еврея».
Из предыдущей недельной
главы (Лех Леха), мы, к
примеру, узнаем о величайшей
скромности Авраама. В ней, в
частности, написано: «И было,
когда он (Авраам) близко
подошел к Египту, то сказал он
Сарай (так звали в то время Сару),
жене своей: вот, я знаю, что ты —
женщина красивая…» (Берешит,
гл. 12, ст. 11).
Авраам был настолько скромен,
— пишет в своем комментарии к
книге Берешит Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век), — что
стеснялся всматриваться даже в
свою жену. И только в момент
опасности, обдумывая план, как
спасти жизнь Саре, он увидел,
что она хороша собой.
В нашей недельной главе мы
читаем о великодушии Авраама, о
его умении сострадать другим
людям и ценить человеческую
жизнь. Узнав, что Всевышний
принял решение уничтожить два
города, Седом и Амору (в русских
переводах — Содом и Гоморра),
он вступает с Творцом в диалог,
пытаясь отстоять перед Ним
людей, обреченных на гибель (см.
на сайте обзор недельной
главы Вайера, первый
годовой цикл обсуждения).
В Талмуде (трактат Йевамот,
лист 79) Учителя отмечают три
основные черты, присущие
истинно еврейскому характеру: скромность,
великодушие и стремление
делать добро. И подчеркивают,
что эти свойства народ
унаследовал от своих праотцев.
У каждого из трех наших
праотцев был свой, уникальный
путь служения Всевышнему. И для
того, чтобы это подчеркнуть, мы
произносим в молитвах: «Всевышний
Авраама, Всевышний Ицхака и
Всевышний Яакова».
Определяющей чертой Авраама
в служении Творцу было
милосердие (на иврите — хесед).
И — не случайно. Именно он,
Авраам, заложил духовные
основы формирования
еврейского народа. А в Танахе
по этому поводу сказано: «Милосердие
отстроит мир» (Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 3).
Закрепившись в последующих
поколениях, это свойство
постоянно рождает в нашем
народе ощущение необходимости
помогать ближнему. И не только
материально, но и в духовном
развитии.
Тора начинается с добрых дел,
— наставляет Талмуд (трактат Сота,
лист 14), — и добрыми делами
заканчивается. Перед тем, как
возносить молитвы Всевышнему,
человеку следует принять на
себя заповедь «люби ближнего,
как самого себя».
Милосердие — основа основ.
Ибо именно Милосердие стало «решающим
фактором», когда Творец
задумал создать человечество.
Устная Тора (Мидраш Берешит
Раба, гл. 8) сообщает, что
перед тем, как сотворить Адама,
Всевышний, если так можно
выразиться, «обсудил» свою
идею с малахим (множественное
число от слова малах —
духовная субстанция,
осуществляющая связь Неба с
землей; в русских переводах — «ангелы»).
И мнения их разделились. Многие
выступили против этого,
объясняя свои возражения тем,
что у человека будут
недостатки, которые способны
внести в мир хаос. Но
Всевышнему требовалась «сфера»
проявления Его Милосердия на
земле. И данный довод победил
все контраргументы (подробнее
об этом — см. на сайте обзор
недельной главы Берешит,
седьмой годовой цикл
обсуждения).
22.10.07
Итак, решение создать
человека Всевышний принял,
чтобы распространить в нашем
земном мире Милосердие. И для
этого в определенном смысле —
«пожертвовал истиной» (см. на
сайте обзор недельной главы
Берешит,
седьмой годовой цикл
обсуждения).
Но почему именно — истиной?
Потому, — разъясняют Учителя,
— что истина могла вскрыть
неблаговидные мотивы
милосердия, проявляющегося в
добрых поступках некоторых
людей.
И действительно. Порой
человек, помогая, к примеру,
ближнему, руководствуется не
высокими духовными
устремлениями, но — сугубо
личными, эгоистическими
побуждениями. Собственными
амбициями, желанием «покрасоваться»
перед другими и т.п.
Но почему же Творец предпочел
«закрыть на это глаза»? —
спрашивают Учителя.
И отвечают: потому что доброе
дело имеет огромную ценность
само по себе. Даже если некто
дал пожертвование бедняку из
эгоистических соображений,
бедняк все равно получил то, в
чем он остро нуждался.
А, кроме того, с позиций
высших миров любое
осуществленное доброе дело (независимо
от внутренних целей, которые
ставит перед собой человек,
совершая его) — это реализация
потенциала добра, заложенного
в каждом человеке.
Эгоистические побуждения
возникают лишь за счет
наслоившихся в душе
индивидуума негативных
наклонностей, которые искажают
этот потенциал.
На основе данного принципа Рамбам
(великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12
век) разъясняет закон, согласно
которому в случаях, когда
мужчина должен дать гет (разводное
письмо) своей жене, но не дает,
его следует заставить
сделать это. Пользуясь всеми
доступными принудительными
средствами — вплоть до
физического воздействия.
Но ведь в Торе сказано, что
решающее слово в
бракоразводном процессе — за
мужчиной. Жена может получить гет,
только если муж согласен на это.
Так о каких же принудительных
мерах мы говорим?
В душе каждого человека есть
искра Всевышнего, — пишет
Рамбам. — Но дурные
наклонности, которые есть в нем,
могут «заслонить» ее свет,
проявляя в человеке негативные
свойства (в данной ситуации —
упрямство). Так вот,
принудительные меры и, в
частности — физическое
наказание способны снять этот
«заслон». И тогда свет искры
Всевышнего озарит человека, и
он сделает то, что должен был
сделать.
Эта концепция дает нам
возможность получить некое
представление о том, как
работают отдельные рычаги
бесконечно сложного механизма
Управления миром.
Мы начинаем осознавать, что, в
сущности, всеми нами движет
потенциал добра, заложенный в
наши души. Каков будет
результат, насколько полно
реализуется данный потенциал
— это зависит от того,
насколько успешно человек
справляется со своими дурными
наклонностями. Если дурные
наклонности не в силах
победить в нас стремление к
милосердию, оно наиболее ярко
проявляется в добрых делах,
которые мы совершаем. И это
приближает нас к Творцу мира.
Немало зависит и от «объема»,
если можно так выразиться, того
положительного потенциала,
которым наделен конкретный
человек. Чем «объемнее» этот
потенциал, чем ярче горят в
душах людей искры Всевышнего,
тем больше «энергии» добра,
милосердия распространяется в
мире. Хорошие поступки излучают
свет, который теснит в мире
тьму…
23.10.07
«Энергетика» добрых дел не
исчезает, — говорят Учителя. —
Она навсегда как бы «фиксируется»
в высших мирах.
И это позволяет нам хотя бы в
какой-то степени осознать,
сколь огромный вклад внес в
еврейскую историю наш праотец
Авраам.
Милосердие, стремление
совершать добрые дела были
основой его личности. Он сумел,
устраняя любые препятствия,
максимально реализовать
заложенный в нем потенциал
добра. Его поступки, его
отношение к людям навечно «зафиксировались»
в высших мирах, озарив светом
милосердия весь еврейский
народ. Добрые дела, которые он
совершал, «засчитываются», как
заслуги его потомков во всех
поколениях.
Эти «заслуги», приобретенные
благодаря Аврааму, стали
первопричиной многих
надъестественных явлений (чудес),
которые в различных ситуациях
были осуществлены Всевышним
ради спасения еврейского
народа.
В самом начале нашей
недельной главы читаем: «И
открылся ему (Аврааму)
Всевышний в дубраве Мамре. А он
(Авраам) сидел при входе в шатер
во время зноя дневного. И
возвел очи свои и увидел — вот
три мужа стоят возле него. И,
увидев, он побежал навстречу им
от входа в шатер…» (Берешит,
гл. 18, ст. 1-2).
Устная Тора уточняет, что в
данном отрывке описывается
весьма трудный момент жизни
Авраама. Это был третий день
после того, как он сделал себе
обрезание. И он плохо себя
чувствовал — каждый шаг
причинял ему боль. Потому-то
Авраам и сидел у входа в свой
шатер, оставив повседневные
заботы.
Всевышний, «сострадая»
Аврааму, создал условия, чтобы
никто не беспокоил его — день
был очень жарким, и люди
отсиживались по домам.
Но оказалось, что наш праотец
гораздо больше страдал от
отсутствия возможности кому-то
помочь, нежели от физического
недомогания. И тогда Всевышний
послал к нему трех малахим (множественное
число от слова малах —
некая духовная субстанция,
осуществляющая связь Неба с
землей) в образе странников.
И мы видим, что Авраам, как
будто бы забыв о физической
боли, бежит по направлению к
ним, чтобы встретить их и
пригласить в свой дом —
подкрепиться и передохнуть.
Именно — «бежит», как
подчеркивает Тора. Чтобы
путники как можно скорее
укрылись от зноя.
В этом отрывке мы читаем о
заботливой торопливости
Авраама. Сначала он «побежал
навстречу» странникам, потом —
«поспешил в шатер к Саре»,
чтобы распорядиться о встрече
гостей (Берешит, гл. 18,
ст. 6), затем — «к скоту побежал
и взял теленка нежного» (там же,
ст. 7) и поставил еду перед
странниками, «а сам стоял подле
них под деревом» (там же, ст. 8).
Иными словами, даже когда
Авраам, наконец, обеспечил
гостей всем необходимым, он не
присел и не прилег, но —
продолжал оказывать путникам
почет и уважение. Столь велики
были его милосердие,
стремление помочь людям,
желание творить добро.
Авраам умел побеждать боль,
— разъясняют Учителя, — потому
что всей душой ощущал, что
физические страдания — лишь
явление материального мира,
тогда как стремление к добрым
делам имеет Высший Источник.
Поэтому физическое в нем было
полностью подчинено духовному.
Отличительная черта
праведников, — подчеркивается
в Мидраше Берешит Раба (гл.
10, ст. 17), — стремительность и
быстрота в осуществлении
добрых дел. Потому-то и Авраам
так торопился, принимая гостей.
В награду за эту заслугу, за
ту торопливость, которую наш
праотец проявил, принимая в
своем шатре посланников
Всевышнего (об этом Авраам не
знал, думая, что встретил на
дороге обычных странников),
Творец пообещал, что
максимально приблизит
освобождение его потомков из
египетского рабства…
24.10.07
Конкретные действия Авраама,
его милосердие и доброта и, в
частности то, как он принимал малахим
в обличии путников, — пишет
Талмуд (трактат Бава Мециа,
лист 86), — в последствии
оказали благотворное влияние
на ход всей еврейской истории.
В исследуемом нами отрывке
читаем: «…и взял масло и молоко
и поставил перед ними (гостями)»
(Берешит, гл. 18, ст. 8).
За это, — разъясняют в
трактате Бава Мециа
Учителя, — его потомки в
течение сорока лет перехода по
пустыне ежедневно получали с
Небес ман (см. на сайте
ответ «Что такое ман (манна)?»).
В заслугу того, что Авраам
стоял возле гостей под деревом,
пока они ели, Всевышний защищал
его потомков в пустыне — на
протяжении всего перехода, все
сорок лет, сынов Израиля
сопровождало Облако,
оберегающее их от дневного
зноя. А по ночам дорогу им
освещал огненный столб.
В награду за то, что Авраам
сказал: «Пусть возьмут (они,
гости) немного воды», Всевышний
устроил так, чтобы у потомков
его в долгие годы перехода по
пустыне всегда была чистая
вода.
Сам же Авраам за его
стремление к добрым делам, за
его искреннее желание оказать
путникам достойный прием,
несмотря на жару и на то, что,
обслуживая гостей, ему
пришлось ежесекундно «воевать»
с физической болью, был
награжден доброй вестью —
Всевышний сообщил ему, что у
него родится сын Ицхак.
Далее из текста нашей
недельной главы мы узнаем, что
Творец посвящает Авраама в
свои Планы, сообщив, что
собирается уничтожить город
Седом. Ибо жители этого города
погрязли в разврате. Посвящает,
разумеется, зная, что Авраам
всегда заботится о ближних,
независимо от их происхождения,
положения в обществе и
мироощущения.
Тут следует отметить, что
шатер Авраама находился в
таком месте, что большинство
путников, которых он зазывал в
свой дом, предоставляя им еду и
питье, а если требовалось — то
и ночлег, были жителями
Седома, то есть — люди, мягко
говоря, не отличавшиеся
добродетельностью.
Комментируя недельную главу Вайера,
Раши пишет, что после того, как
Седом подвергся уничтожению,
Аврааму пришлось раскинуть
шатер в другом месте, ибо почти
совсем не стало путников на
дорогах, проложенных
неподалеку от его прежнего
шатра. И некому было оказывать
гостеприимство.
Эта «неразборчивость» нашего
праотца, как может показаться
на первый взгляд, принимавшего
в своем доме путешествующих
жителей Седома, на самом деле
была ярким свидетельством его
милосердия высшего порядка,
такой его необычайной доброты,
которой не было ни у кого, кроме
него.
Авраам твердо верил, что
милосердие спасет мир, что люди,
избравшие в жизни неверный
путь, испытав на себе
проявление доброты, могут
изменить свое понимание мира и
осознать, что всем сущим
управляет Творец.
И эта его вера находила
практические подтверждения.
Вспомним, что, уйдя от Авраама,
его племянник Лот поселился в
Седоме. И только он из всех
жителей остался в живых —
благодаря тому, что, будучи
воспитанником Авраама, он по-прежнему
хранил в душе искры милосердия.
Когда двое малахим в
человеческом обличье пришли в
Седом, — пишет Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец
Исраэль, конец 12-го – начало
13-го вв.) в своем комментарии к
нашей недельной главе, — Лот,
увидев «путников», по традиции,
перенятой у Авраама, пригласил
их к себе в дом — подкрепиться
и отдохнуть.
Поначалу малахим, —
продолжает Рамбан, — понимая,
что человека, пригласившего их,
праведником не назовешь,
отказались. «Но Лот, — как
написано в Торе, — продолжал их
убеждать» (Берешит, гл.
19, ст. 3). И они проявили
милосердие — позволив Лоту
выполнить заповедь,
предписывающую привечать
путников и быть гостеприимным
хозяином, что сохранило жизнь и
ему самому и его семье (подробнее
о Лоте — см. на сайте обзор
недельной главы Вайера,
шестой годовой цикл обсуждения)…
25.10.07
Многие наши Учителя отмечая,
что уровень милосердия Авраама
был выше обычного
человеческого понимания,
называют его — «символом
милосердия».
Население Седома занимало
прямо противоположную позицию.
В момент, когда Всевышний
говорит Аврааму о своем
решении уничтожить Седом, наш
праотец, казалось бы, должен
был «поддержать» Его. Злодеи
будут по заслугам наказаны…
Разве это не справедливо?
Но Авраам просит Всевышнего
помиловать их (см. на сайте обзор
недельной главы Вайера,
первый годовой цикл обсуждения).
Прав ли он был, защищая перед
Творцом недостойных?
Ответ на этот вопрос Учителя
находят в Торе, анализируя ее
тексты.
Известно, например, что Ноах,
узнав, что все люди, кроме него
и его семьи, погибнут в водах
Потопа, принял это к сведению и
по указанию Всевышнего начал
строить ковчег. И даже не
попытался защитить народ перед
Творцом (см. на сайте обзор
недельной главы Ноах,
седьмой годовой цикл
обсуждения). И в этом — одно из
принципиальных его отличий от
Авраама.
И в результате не он, Ноах, но
— именно Авраам, стал праотцем
еврейского народа.
Даже «законченный грешник»,
— наставляет нас Тора, — заслуживает
милосердия. Хотя бы потому,
что у каждого человека есть
возможность раскаяться в своих
проступках и вернуться на пути
Всевышнего. Этой концепции
придерживался Авраам, а
впоследствии они стала одним
из основополагающих принципов
еврейского мировоззрения.
Олицетворение данной идеи
находим в Танахе, в книге
пророка Йоны. Творец отправил
Йону в Нинве — с сообщением,
что этот город, за проступки
его жителей, будет стерт с лица
земли. Однако, получив
предупреждение о грядущем
наказании, царь разорвал на
себе одежды, посыпал голову
пеплом и, признав власть
Всевышнего, вместе со своим
народом молил Его о прощении. И
наказание было отменено.
В конце книги читаем: «Ты
сожалеешь о клещевине, над
которой не трудился, которую не
растил, которая выросла в одну
ночь, и в одну ночь пропала. А Я (Всевышний)
не пожалею Нинве, город великий,
в котором — более ста двадцати
тысяч человек и множество
скота?!» (книга пророка Йоны,
гл. 4, ст. 10-11).
В Мидраше Ялкут Шимони
(Устная Тора) рассказывается о
том, что после того, как евреи
благополучно перешли
расступившееся перед ними море,
а их преследователи-египтяне
погибли в морской пучине,
малахим хотели воспеть
хвалебную песнь Всевышнему. Но
Творец остановил их, произнеся:
«Сотворенные Мною тонут в
водах моря. А вы собрались петь?»
(см. на сайте обзор недельной
главы Ваэра, шестой
годовой цикл обсуждения).
Примеры милосердия высокого
уровня находим и в изложенной в
Торе истории жизни Моше
Рабейну.
Моше вырос во дворце фараона,
ни в чем не зная нужды. Однако
рабство сынов Израиля он
воспринимал как личную
трагедию. В момент, когда Моше
увидел, как надсмотрщик
избивает раба (еврея), он, не
задумываясь, бросился спасать
жертву насилия. Хотя и
отчетливо осознавал, что
рискует собственным
благополучием. В итоге
беззаботную обеспеченную
жизнь ему пришлось поменять на
полную опасностей и лишений
горькую долю изгнанника. Но и в
скитаниях на чужбине он не
утратил своего милосердия, из-за
которого пострадал в Египте.
Напротив — лишь развил в себе
доброе отношение к людям и
умение сострадать. Его
милосердие проявляется не
только в отношении к
соплеменникам, но — и к
неевреям (он защищает дочерей
Итро от пастухов), не только к
людям, но — и к животным, то
есть — по отношению ко всем
живым существам.
Именно благодаря своему
милосердию, — сообщает Устная
Тора, — Моше Рабейну
удостоился высочайшей чести
получить Тору на горе Синай.
Из Торы мы узнаем, что Моше
долгое время пас скот,
принадлежащий Итро. Увидев, как
он заботится о каждом животном
стада, Всевышний решил, что
может доверить такому пастуху
и «Свое стадо» (еврейский народ).
Та же мысль высказывается и в
отношении царя Давида: «И
избрал Давида, слугу Своего, и
взял его из загонов овечьих…
пасти народ Свой» (Теилим
— «Псалмы», гл. 78, ст. 70).
Устная Тора разъясняет, что
Творец избрал Давида царем
народа Израиля, видя, как он заботился
о животных: вначале выпускал
на пастбище молодняк, чтобы им
досталась самая сочная трава (ведь
им надо расти и набираться сил),
потом — взрослые особи
женского пола и лишь после них
— мужского.
В еврейской традиции —
бесчисленное множество
примеров наиболее полной
реализации потенциала
милосердия и добра,
заложенного в людские души
Всевышним. И все они — живые
свидетельства того, что мир
строится на милосердии.
Милосердие Авраама дало жизнь
целому народу. Милосердие Моше
спасло еврейский народ от
рабства и подарило миру Тору…
Описывая эту черту
выдающихся личностей, Тора
учит нас всех быть
милосердными. А тому, кто
прежде всего думает о себе,
стараясь ухватить «лучший
кусок», — предупреждает Талмуд
(трактат Песахим, лист
50), — Творец не даст
благословение…
Автор текста Мордехай
Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|