New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 4
ГЛАВА “Вайера”
Место в Торе:
Книга
Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся на иврите — вайера.
Обсуждение главы
Вайера
05.11.06
Наша недельная глава, как мы знаем из обзоров прошлых
лет (см. на сайте обзоры главы Вайера,
первый,
второй,
третий,
четвертый
и
пятый годовые циклы), плотно насыщена
событиями. Главная тема в ней, как и в предыдущей
недельной главе (см. на сайте, к примеру,
обзор
недельной главы Лех Леха, первый
годовой цикл обсуждения) — духовное становление Авраама,
его путь к Творцу мира, и испытания, которые ему
пришлось преодолеть на этом пути. В недельной главе
Вайера речь идет о девятом и десятом
испытаниях (см. на сайте обзоры недельной главы
Вайера,
пятый и
четвертый годовые
циклы, соответственно).
Однако попутно затрагиваются в ней и другие сюжеты.
Так, в частности, рассказывается здесь о судьбе
племянника Авраама, Лота — о том, как он спасся от
гибели, когда Всевышний приказал разрушить Седом, город,
в котором жил Лот после того, как расстался с Авраамом.
При поверхностном размышлении над данным отрывком
трагическая фигура Лота может показаться несколько
странной. Его дядя, Авраам, оказался величайшим
человеком своего времени, который дал начало всей
еврейской истории. Нам уже известно, что он владел
прекрасными человеческими качествами. Но Лот, несмотря
ни на что, не сумел с ним ужиться.
Устная Тора сообщает подробности его биографии. Лот
сравнительно рано потерял отца, и Авраам взял над ним
опеку, стал его наставником. Кроме того, Авраам с Сарой
были бездетными. И мы понимаем, что в их добрых сердцах,
безусловно, нашлось место для осиротевшего племянника.
Более того, мы видим, что и после того, как Лот покинул
дом Авраама, дядя продолжает беспокоиться о нем. И не
просто беспокоиться — он готов ради Лота на самые
решительные действия (достаточно вспомнить, как Авраам,
собрав немногочисленный отряд, бросился спасать
племянника, когда узнал, что тот попал в плен). Таким
образом, разрыв Лота с семьей Авраама можно, пожалуй,
объяснить лишь тем, что Лот либо не сумел, либо не
захотел что-то сделать, чтобы выстроить с тетей и дядей
хорошие отношения.
История разрушения Седома, несомненно — самая
известная и самая трагическая из всех, связанных с
судьбой Лота историй. Лоту удается бежать. Когда город
гибнет, Лот — уже за его пределами. Он спасается вместе
со своей семьей, но в самом начале пути теряет жену (см.
на сайте, к примеру, ответ
«Жена Лота и соляной
столб»)…
В указанном ответе анализируется лишь эпизод гибели
жены Лота. Однако мы уже понимаем, что все описание этих
событий имеет глубокий подтекст. Попытаемся заглянуть в
его глубины. Но для этого прежде рассмотрим
«хронологическую линию» данного эпизода.
Еврейская традиция сообщает, что Ицхак, сын Авраама и
Сары, родился в дни праздника Песах. На это есть
очевидный намек в самой Торе. В начале нашей недельной
главы рассказывается, как в гости к Аврааму пожаловали
малахим (множественное число от слова малах
— некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с
землей, которая способна воплощаться в конкретных
визуальных образах; в традиции некоторых народов —
«ангел»). Они сказали, что через год Сара родит сына. А
угощали малахим во время их визита — лепешками.
Но откуда нам знать, что те самые лепешки были кошерны для Песаха?
В этом мы убеждаемся, сопоставив два фрагмента из
Торы.
В книге Берешит читаем: «И поспешил
Авраам в шатер к Саре, и сказал — поторопись, три меры
тончайшей муки замеси и сделай лепешки» (Берешит,
гл. 18, ст. 6).
И — второй фрагмент, из книги Шемот: «И
пекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками
пресными, ибо оно не сквасилось, так как они изгнаны
были из Египта, и не могли медлить, и даже пищей не
запаслись» (Шемот, гл 12, ст. 39).
Интересно, что Лот в Седоме угощал малахим
пресными лепешками (мацой). Как сказано: «…но он
сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и зашли в
дом его, и он сделал для них пир, и испек опресноки, и
они ели» (Берешит, гл. 19, ст. 3).
Лот подавал гостям «опресноки», Авраам — «лепешки».
Значит, малахим были у них в гостях в дни Песаха.
Но тут возникает проблема: как Авраам и Лот могли
соблюдать Песах, если праздника такого в их времена
еще не было? Ведь все это происходило задолго до
египетского рабства и, разумеется, до Исхода из Египта…
06.11.06
В наших книгах поведение Авраама и Сары объясняется
тем, что они находились на столь высоком духовном
уровне, и их души были настолько «просветлены», что Тора
открылась им еще до того, как она была дана народу
Израиля у горы Синай. И они соблюдали ее заповеди
(см. на сайте ответ
«Авраам соблюдал Песах — до
Исхода!»).
Однако Песах, — продолжают Учителя, — был для Авраама
особой заповедью. Всевышний сказал ему, что его потомки
будут рабами в Египте, а потом обретут свободу от
рабства. В Торе об этом написано: «…знай, что
пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и
служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет.
Íо
и над народом, которому они служить будут, произведу Я
суд, и они выйдут с большим достоянием» (Берешит,
гл. 15, ст. 13-14).
Вот Авраам и праздновал Песах, радуясь будущему
Исходу из Египта, что в его восприятии было реализацией
обещания Творца.
Впрочем, все это не облегчает нам понимание мотивов поведения Лота.
Единственное, что мы могли бы сказать, так это то, что Лот, будучи воспитанником
Авраама, мог перенять и закрепить в своем сознании ряд обычаев дома дяди. Но
прочтем соответствующий текст еще раз.
«И пришли двое малахим в Седом вечером, когда
Лот сидел у ворот Седома. И увидел (их) Лот, и встал
навстречу им, и поклонился им до земли. И сказал: «вот,
господа мои, заверните в дом раба вашего, и переночуйте,
омойте ноги ваши, а как встанете рано, пойдете своей
дорогой». Они же ответили: «нет, на улице переночуем».
Но он сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и
зашли в дом его, и он устроил для них пир, и испек
опресноки, и они ели» (Берешит, гл. 19,
ст. 1-3).
Нельзя не заметить сходство приведенного отрывка с
фрагментом, где описывается, как встречал малахим
Авраам. Лот сидит «у ворот» города. Авраам — у входа в
шатер. Лот, как и Авраам, готов принять гостей с
максимальным гостеприимством. Основная разница состоит в
том, что Авраам живет обособленно, Лот же — в
недружелюбном городе.
Тут надо обратить внимание и на то, что Лот сидит «у
городских ворот», что в Торе обычно — место, где
заседают судьи и вершится правосудие.
Далее в Торе мы находим подтверждение, что слова,
указывающие, что Лот «сидел у ворот», в приведенной выше
цитате — не случайны и означают, что он имел отношение к
правосудию. Ибо написано, что соседи Лота нападают на
него за то, что он поставил себя судьей над ними — «Но
они сказали: пойди прочь! И еще сказали: этот жить
пришел и судить начал! Теперь мы еще хуже поступим с
тобою, нежели с ними» (Берешит, гл. 19,
ст. 9).
Здесь мы и находим одну из разгадок трагедии Лота.
Очевидно, ему надоело прятаться в тени прославленного
дяди, и он решил сам добиться почета и славы. Он — не
просто последователь Авраама. Лот пытается установить
моральные принципы в обществе, в котором живет. Он
стремится стать в Седоме лидером и судьей. В каком-либо
другом месте быть судьей — почетно. Но — не в Седоме. В
этом городе стать судьей означает, по меньшей мере —
неудачно выбрать поле деятельности.
Однако попытки следовать в своем поведении Аврааму
ему, похоже, не удаются. Когда гости вошли в его
«судейскую комнату», Лот, казалось бы, получает
возможность проявить гостеприимство, достойное Авраама.
Но у него при этом возникает серьезная проблема: он
знает, что в глазах населения Седома гостеприимство,
оказанное «чужакам» — преступление. Поэтому ему
приходится играть роль радушного хозяина наспех (пока не
явились к его дому сограждане). Его нервозность заметна
по его же словам. Зазывая гостей, он тут же говорит и об
их уходе: «И сказал — вот, господа мои, заверните в дом
раба вашего и переночуйте, омойте ноги ваши, а как
встанете рано, пойдете своей дорогой» (Берешит,
гл. 19, ст 2).
В самом деле. Лот всей душой стремится к добру.
Знает, что — хорошо, что — плохо. И старается
руководствоваться этим знанием в своих поступках. Но ему
далеко до Авраама. Интересно, что в тексте Торы прямо и
сразу сказано, что в доме Лота гостями были малахим.
В аналогичной ситуации, когда гости (малахим)
посетили Авраама, о них говорилось, что в дом Авраама
пришли «обычные люди».
И в этом прочитывается намек на то, что Авраам всех,
независимо от «регалий», принимал в своем доме
«по-царски», делясь с пришельцами самым лучшим, что у
него было. Лоту же для того, чтобы он принял гостей,
вероятно, требовалась «дополнительная мотивация».
Поэтому его гости с первого момента и обозначены в Торе
как малахим .
У Лота, как будто бы — правильно выстроенная шкала
приоритетов и ценностей. Но он боится гнева сограждан.
Гости еще не переступили порог его дома, а Лот уже
думает о том, чтобы они скорее ушли. Поэтому он и
угощает их «опресноками». Не потому что в его доме
празднуется Песах, а потому что ему важно самым
быстрым способом испечь хлеб к столу…
07.11.06
Добрые намерения сильны в душе Лота. Он уговаривает,
зазывает гостей в дом и устраивает для них трапезу,
презрев реальную угрозу расправы. Но вскоре опасность
обретает реальные очертания. Тора рассказывает: «Они еще
не легли, а люди города, люди Седома, окружили дом, от
отрока до старца, весь народ... И воззвали они к Лоту, и
сказали ему: где люди, которые пришли к тебе в эту ночь?
Выведи их к нам, и мы познаем их!» (Берешит,
гл. 19, ст. 4-5).
Как поступает в этой ситуации Лот?
Перед лицом опасности он, вероятно, пытался понять,
что сделал бы на его месте Авраам. Но в результате
принял собственное решение: «героически»
предложил разъяренной толпе вместо посланников
Всевышнего взять на растерзание его дочерей-девственниц.
Обращаясь к взбешенным согражданам, он, как написано в
Торе, говорит им: «…не делайте зла, братья мои!
Âот,
у меня две дочери, которые не познали мужей, их я выведу
к вам, и делайте с ними, что угодно в глазах ваших…
Только этим людям не делайте ничего, ведь они вошли под
сень крова моего!» (Берешит, гл. 19, ст.
6-8).
Вдумаемся в сущность реакции Лота на «беспорядки»,
учиненные перед его домом. Сострадая гостям и не желая
дать их в обиду, он готов пожертвовать дочерьми,
осознавая, что их ждет, попади они в руки озверевшей
толпы. И мы вынуждены признать, что он лишь
приблизительно представляет себе, что такое истинное
милосердие. Разве такого милосердия к людям ждет от нас
Всевышний?..
Устная Тора (Мидраш Берешит Раба)
сообщает, что Лот внешне был очень похож на Авраама.
Настолько, что в войне двух коалиций — четыре царства
против пяти царств (коалицию из пяти царств возглавлял
правитель Седома), описанной в главе Лех Леха
(книга Берешит, гл. 14), Лота взяли в плен
по ошибке — его приняли за Авраама.
Но «внутреннее содержание» Лота — иное. Он не в
состоянии подняться на ту духовную высоту, которой
достиг Авраам. Поэтому он и оказался в Седоме (как бы
«спустился» в это неблагополучное с позиций духовности
место). А поскольку мы знаем, что в Торе даются модели
главных событий истории человечества, нам нетрудно
догадаться, что тот самый «спуск» Лота в Седом и его
проживание в этом обреченном на уничтожение городе —
«модель египетского рабства». Ведь Лот, по сути,
поселившись в Седоме, попадает в рабство. Только его
рабство — духовное. В Седоме его благие духовные
устремления — «подконтрольны» безнравственности
седомской толпы.
В ответ на предъявленное Лоту согражданами требование
выдать им гостей, он принимает весьма опрометчивое,
скажем так, решение (см. выше). И предопределяет тем
самым собственный исход из этого «гиблого» места.
На первый взгляд может показаться, что этот эпизод не
имеет ничего общего с историей Исхода из Египта. Однако
внимательное прочтение теста Торы открывает нам
удивительные параллели.
Трапеза, которую устраивает Лот перед уходом из
Седома, напоминает первый пасхальный седер в
Египте. С той разницей, что в Египте, еврейский народ
знал, что поутру евреи покинут страну, Лот же в тот
момент еще не знал, что его ждет.
Или вспомним, к примеру, момент, когда люди,
осаждавшие дом Лота, были ослеплены. В Торе об этом
написано: «…Но малахим простерли руки свои и
ввели Лота в его дом и дверь заперли. А людей, которые
оставались у входа в дом, поразили ослеплением — от
малого до великого. Так, что они измучились в поисках
входа» (Берешит, гл. 19, ст. 10-11).
И это ассоциируется с одной из египетских казней — с
казнью темнотой.
Как Исход сынов Израиля из Египта, так и уход Лота с
семьей из Седома, предрешены повелением Свыше. Впрочем,
из Египта еврейский народ ведет Сам Творец мира, Лот же
покидает Седом по настоянию и под покровительством
малахим, посланников Всевышнего: «Когда взошла заря,
малахим поторопили Лота, говоря: встань, возьми
жену твою и двух дочерей твоих… И он медлил (в оригинале
на иврите — ваитмаhема), и малахим взяли
за руку его, и за руку жену его, и за руку двоих дочерей
его… И вывели его, и оставили вне города» (Берешит,
гл. 19, ст. 15-16).
В текстах Торы сходство ситуаций подчеркивается
использованием в описаниях (в книге Шемот
— об Исходе и в книге Берешит) одно и того
же слова — ваитмаhема. Так в книге Шемот сказано:
«…и пекли они тесто, которое вынесли из Египта,
лепешками пресными, ибо оно не сквасилось, так как они
изгнаны были из Египта, и не могли медлить (в оригинале
— ло яхлу лэhитмаhмэа), и даже пищей не
запаслись» (Шемот, гл. 12, ст. 39) .
Перечень сопоставлений можно было бы продолжить. Но и
без того уже очевидно, что между этими двумя событиями
(уход Лота из Седома и Исход из Египта) есть явная
связь. В чем же ее смысл?..
08.11.06
Лот так и не стал настоящим лидером. Возможно, он не
был злодеем. Но и величие ускользнуло от него.
Следует отметить, что в своих комментариях к книге
Берешит, анализируя эпизод, когда Лот
оставляет Авраама, не призвав к порядку своих пастухов
(см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы
Лех Леха, шестой годовой цикл), Раши
(раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) все же называет Лота
«злодеем».
Очень может быть, что его поведение в момент, когда
он пытается спасти малахим, снимает с него
«обвинение в злодействе». Но, способ, который Лот
избирает для защиты гостей от разнузданной седомской
толпы, как мы уже говорили, демонстрирует его неумение
принимать правильные решения.
Так почему же при уничтожении Седома ему было
даровано спасение? Разве он был праведником (на иврите —
цадик)? Быть может, его с семьей оставили в живых
ради Авраама, за его, Авраама, заслуги перед Небом?
Именно об этом и пишет Раши, исследуя тексты книги
Берешит: Лота вывели из обреченного на гибель
города исключительно благодаря заслугам Авраама.
В Письменной Торе Лоту посвящен сравнительно
небольшой отрывок. И из всех его хороших поступков здесь
описывается только попытка защитить малахим. Но и
тут его стремлению к добру не дано реализоваться
полностью.
Так почему же все-таки его уход из Седома служит
«моделью» будущего Исхода из Египта? Не означает ли это,
что и сынов Израиля Всевышний вывел из Египта за заслуги
Авраама? И вообще, можно ли сравнивать ситуацию, в
которой оказался Лот — с той, в которой находились
евреи, порабощенные египтянами?
Эти две ситуации, — говорят наши Учителя, — несмотря
на их кажущуюся несхожесть, вполне сопоставимы. Ибо
еврейский народ, спасенный Всевышним, был далек от
«идеала», имея множество недостатков. А в своей
духовности сыны Израиля за годы пребывания в Египте
опустились на 49 уровней.
Кроме того, Египет для еврейского народа, как и Седом
для Лота, был чуждой, враждебной средой. И эта среда,
естественно (за 200 лет рабства), оказала на сынов
Израиля определенное влияние.
Получается, что сам по себе народ не заслуживал того,
чтобы его освободили от египетского рабства. Почему же
Творец его спас? Не потому ли, что сыны Израиля
были потомками Авраама, а Всевышний в свое время обещал
праотцу, что освободит их, даже если они не будут
достойны этого?
Здесь нельзя не отметить интересную деталь. Еврейский
народ верил в свое спасение из рабства. Эта уверенность
придала людям смелости, и они, не боясь поработителей,
отметили трапезой свой первый в истории Песах. Евреи
совершили приношение, в качестве которого использовали
молодых барашков. А ведь баран в Египте считался
«святым» животным. Они же, кроме всего прочего, кровью
ягнят пометили дверные косяки своих домов. И — сели за
позднюю праздничную трапезу, чтобы назавтра — они в этом
не сомневались — отправиться в путь…
Но откуда же у них была эта уверенность?
Дело в том, — разъясняют Учителя, — что Моше повелел
всем евреям в ночь перед Исходом на трапезе есть
«опресноки» (мацу). И это стало для них особым
«знаком» — в еврейской коллективной памяти
запечатлелось, что маца символизирует неполную
реализацию стремления к добру (что когда-то произошло с
Лотом). И сыны Израиля решили: если уж Лот был спасен из
Седома, несмотря на все его недостатки, то и они будут
спасены.
Замыслы Всевышнего — выше человеческого понимания. В
обоих означенных случаях суд человеческий, возможно,
вынес бы определение, что «данные объекты спасения не
достойны». Но у Суда Небес — иные мотивы.
Дальнейшие события жизненной истории Лота
разворачиваются «по нисходящей». В Торе об этом
написано: «…и поднялся Лот из Цоара, и поселился в
горах, и с ним обе дочери его. Ибо боялся он жить в
Цоаре и жил в пещере — он и обе дочери его. И сказала
старшая младшей: отец наш стар, и нет в стране мужчины,
чтобы войти к нам по обычаю всей земли; пойдем,
напоим отца нашего вином и ляжем с ним и наживем себе
потомство от отца нашего. И они напоили отца своего
вином в ту же ночь, и пришла старшая, и легла с отцом
своим, а он не знал, когда она легла и когда встала
(далее идет сообщение о близости младшей дочери с отцом
— мы его опустим)… И зачали обе дочери Лота от отца
своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя Моав.
Он — родоначальник моавитян доныне. А младшая тоже родила сына и нарекла ему имя Бен-Ами.
Он — родоначальник сынов Амона доныне» (Берешит,
гл. 19, ст. 30-36).
Но зачем Тора рассказывает нам об этом?..
09.11.06
Связь этого эпизода с исходом Лота из Седома не лежит
на поверхности. Быть может, Тора, сообщая об отношениях
Лота с дочерьми, говорит нам, что жизнь в среде
аморальных людей не проходит даром и сказывается на
моральном облике молодого поколения?
Поведение Лота кажется, по меньшей мере, странным.
Он, не ведая зачем, выпивает столько вина, что его
сознание отключается. Все, что происходит с ним под
воздействием вина — вне его контроля. Но ведь это — не
оправдание тяжкого проступка, который он совершает,
вступая в интимную близость с дочерьми.
Впрочем, в любом случае в происшедшем виноваты не
только его дочери. Их поведение, в сущности,
предопределено выбором Лота — когда он решил поселиться
в Седоме, не задумываясь над тем, какие последствия
будет иметь его решение для его семьи и даже народов…
Но стоит ли в этой истории искать «виноватого»? Если
она приводится в Торе, это означает, что в тексте
содержится важная, более глубоко «спрятанная»
информация. Какая же?
Читая текст в русском переводе, мы лишены возможности
узнавать многие смысловые нюансы ее текстов. Ведь в Торе
глубинные слои информации могут открывать отдельные
ивритские слова (а порой — даже знаки). Поэтому,
вернувшись немного назад, бросим взгляд еще раз на
ключевую для понимания заинтересовавших нас
обстоятельств фразу. В ней написано: «Встань, возьми
жену твою и двух дочерей твоих, находящихся здесь (на
иврите — штей бенотэха hанимцаот), чтобы ты не
погиб за грехи города» (Берешит, гл. 19,
ст. 15).
Анализируя данную фразу и сопоставляя ее со
сведениями, почерпнутыми в других еврейских
первоисточниках, наши Учителя открывают в ней нечто,
совершенно для нас неожиданное.
Раби Тувия бен раби Ицхак обращает внимание на
использованное в Торе в данном фрагменте выражение —
«двух дочерей твоих, находящихся здесь… (штей
бенотэха hанимцаот)». Глагол нимца в переводе
с иврита означает — «находиться», «присутствовать». И то
же самое слово можно перевести как — «находка». В ходе
своего исследования раби Тувия приходит к выводу, что в
этом отрывке идет речь не о дочерях Лота, но — о
потомках, которые произойдут от них: моавитянка Рут и
амонитянка Наама.
Подтверждение тому раби Тувия бен раби Ицхак находит
в Теилим (Псалмы царя Давида, пс. 89), где
сказано: «Нашел Я Давида, слугу Моего». Где же
Всевышний нашел Давида? — спрашивают Учителя. И
отвечают: в Седоме (Мидраш Раба к книге
Берешит, гл. 50).
Иначе говоря, наши Учителя открывают нам, что в
результате событий в Седоме родился Давид,
избранный Всевышним, чтобы основать династию израильских
царей, род Машиаха. То есть Творец заложил основы
будущего избавления (Геулы) задолго до
порабощения народа Израиля египтянами.
Основной чертой Авраама был хесед (милосердие,
доброта). То же качество было заложено и в Лоте, но он
не сумел правильно им распорядиться. И это имело свои
последствия в дальнейшей истории еврейского народа.
Спустя много лет моавитяне, потомки старшей дочери
Лота, отправили своих дочерей в лагерь израильтян —
чтобы моавитянские женщины подорвали моральные и
нравственные устои потомков Авраама (см. на сайте, к
примеру,
обзор недельной главы
Пинхас,
шестой годовой цикл обсуждения). Правители Моава не
позволили израильтянам пройти по их земле, когда они шли
по пустыне в Кенаан. Интересно, что гематрия
(числовое значение) слова «моав» — 49. И именно
на 49 уровней духовно опустился народ Израиля в Египте.
За отсутствие хеседа и порицает Всевышний
Моав. И в Торе об этом сказано: «Амонитяне и моавитяне
не войдут в собрание Всевышнего, и десятое их поколение
не войдет в собрание Всевышнего вовеки. Потому что они
не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вышли
вы из Египта, и за то, что он нанял против тебя Билама,
чтобы тот проклял тебя» (Дварим, гл. 23,
ст. 4-5).
Однако сыны Израиля, — предупреждают Учителя, —
должны стараться не вступать в конфликты с потомками
Лота. Как написано: «Всевышний сказал мне — не враждуй с
Моавом и не затевай с ним войны, ибо не дам Я тебе от
земли его никакого владения, так как сынам Лота отдал Я
местность Ар во владение»
(Дварим, гл. 2, ст. 9).
Смысл этого повеления состоит в том, что народ Моава — в родстве с Авраамом.
Поэтому этот народ имеет потенциал духовного возвышения. Когда народ Моава
проявит истинный хесед, он не будет исключен из «собрания Всевышнего».
Такое было уже в истории, когда молодая женщина из Моава, сумела воспользоваться
заложенными в ней хорошими качествами. Имя этой женщины — Рут (см. на сайте, к
примеру,
обзор недельной главы
Итро, третий годовой цикл
обсуждения). Она стала прабабушкой царя Давида и всей династии израильских
царей. Корнями ее жизненная история восходит к событиям в Седоме.
Теперь мы ясно видим связь между исходом из Седома, Исходом из Египта и
будущим, окончательным избавлением, которое наступит в конце материалистической
истории человечества. И самое интересное, что ключом к этому открытию
становится слово маца («опресноки»), которую подавал Лот своим гостям в
Седоме…
Автор текста рав Ари Кан
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|