Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Вайера»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “И
открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся
на иврите - вайера.
Обсуждение
главы
Вайера
1.
Можешь, но не хочешь
В нашей
недельной главе читаем, что Всевышний открывается Аврааму, когда «он сидел у
входа в шатер на самом зное» (Берешит, гл. 18, ст. 1).
В Мидраше
рассказывается, что вначале Авраам попросил своего слугу Элиэзера обойти округу
в поисках случайных путников, которых можно было бы зазвать в гости. Но Элиэзер
вернулся с пустыми руками — без гостей.
— Нет доверия
к этим рабам, — в сердцах сказал Авраам. — Пойду-ка сам посижу у входа в шатер,
может, кого и удастся зазвать.
Это
высказывание Авраама может кого-то удивить. Ведь Элиэзер был не просто рабом, но
— весьма праведным человеком, сумевшим исправить в себе негативные качества. Он
управлял собственными эмоциями и держал под контролем свое дурное начало (на
иврите — йецер
hа-ра).
И вот, одна-единственная неудача, да к тому же, вполне объяснимая (кто в такую
жару покидает свой дом и отправляется путешествовать?) — и Авраам уже проявляет
недовольство.
Действительно, реакцию Авраама очень сложно понять. Но мы все же — попытаемся.
Как-то, за
считанные часы до Йом Кипура, один из авторитетнейших иерусалимских раввинов,
рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один
из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим)
в срочном порядке вызвал к себе секретаря Совета
йешив рава Тененбаума. И поведал ему о ситуации со студентом колеля
(учебное заведение для женатых мужчин), который из-за бюрократической халатности
не смог вовремя подать документы на получение освобождение на год от службы в
армии (она полагалась ему по государственным законам), и теперь он считается
дезертиром и сидит под арестом в армейской тюрьме.
— Необходимо
заняться его освобождением, — резюмировал рав Соловейчик.
— Займусь
этим на следующий же день после Йом Кипура, — пообещал секретарь.
— Нет! —
решительно возразил раби. — Ты должен освободить его уже сегодня.
— Но это
совершенно невозможно! — взмолился рав Тененбаум, — Все офисы и канцелярии
закрыты, не с кем говорить и...
— Не говори
«не могу», — резко прервал его рав Соловейчик. — Скажи: «просто не хочу». И
никаких «но»!..
Секретарь
Совета йешив вышел из дома рава Соловейчика в смятении. После короткого раздумья
он отправился в резиденцию военного коменданта Иерусалима и попросил встречи с
офицером как можно более высокого ранга.
Через
какое-то время к нему вышел офицер и поинтересовался, чем он может помочь.
— Сегодня
канун Йом Кипура, — начал секретарь. — Не желает ли уважаемый офицер в этот
значимый для каждого еврея день получить бераху (благословение) от
величайшего раввина нашего времени?
Офицер, хоть
и не соблюдал законы Торы, все же не был чужд еврейской традиции. Поэтому кивнул
в знак согласия.
— Для этого
тебе нужно освободить призывника, оказавшегося в тюрьме по недоразумению.
— Конечно! Я
займусь этим сразу же после Йом Кипура.
— Нет, нужно
спасти парня прямо сейчас, — настаивал рав Тененбаум.
— Но это
невозможно! — воскликнул офицер.
— Не говори
«невозможно», скажи, что сейчас у тебя нет желания этим заниматься.
— Хорошо, я
попробую. Но ничего не обещаю. Ведь сейчас все закрыто.
Какие ратные
подвиги пришлось совершить офицеру — история умалчивает. Но в итоге, молодой
аврех (студент колеля) в Йом Кипур молился в своей синагоге. А рав
Соловейчик в особом публичном благословении
упомянул имя бравого офицера.
Из этой
истории хорошо видно, что слова «не могу» — только маска, за которой прячется
«не хочу». Ведь, если человек действительно хочет что-либо сделать — Всевышний
посылает ему возможность это совершить.
Теперь мы
можем лучше понять Авраама. Он считал, что Элиэзер не смог найти и привести
гостей, потому что не очень хотел этого.
А Аврааму
было нужно, чтобы в его доме появились гости. Поэтому, когда он, несмотря на
убийственный зной, покинул сень своего шатра и уселся на самом солнцепеке —
Всевышний отправил к нему гостей.
на основе комментария рава Реувена Карелинштейна
(Израиль, 1947-2013 гг.)
2.
Принимая гостей, проявляй тактичность
В нашей
недельной главе об Аврааме написано: «А он сидел у входа в шатер в самый зной» (Берешит,
гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что Авраам вышел на солнцепек, чтобы посмотреть, не покажется ли
на горизонте путник, нуждающийся в помощи.
В комментарии
Раши к этому фрагменту использовано интересное выражение — «овер ва-шав».
Чтобы это грамотно и понятно звучало по-русски, мы перевели его словом —
«путник». Однако в буквальном переводе оно означает — «проходящий и
возвращающийся».
Раши
неспроста выбрал для разъяснения именно это словосочетание.
Авраам на всю
округу славился своим гостеприимством. И многие бедняки обращались к нему за
помощью. Так что, дорога к шатру Авраама была хорошо протоптана. Но среди
нуждающихся были и очень стеснительные люди. Они шли к Аврааму, подходили к его
шатру, а зайти внутрь не решались. Покрутившись у шатра они — возвращались
восвояси. Их-то и называет Раши — «проходящие и возвращающиеся».
Авраам был
осведомлен о застенчивых нищих. Он сидел снаружи, и если бы увидел, что гость не
решается приблизиться — сам побежал бы ему навстречу и пригласил бы войти.
Рассказывают
о раби Ицхаке из Богуша (Украина), дом которого всегда был откры для всякого
нуждающегося в еде и ночлеге. У него был очень наметанный глаз. И он с первого
взгляда распознавал, нуждается ли человек, и если нуждается — то в чем.
Как-то раз к
нему пришел вполне респектабельно одетый мужчина и обратился с неожиданной
просьбой.
— Я крупный
бизнесмен и веду дела по всему миру, — отрекомендовался гость. — Мне приходит
множество деловой корреспонденции. А соседские дети имеют привычку рыться в моем
почтовом ящике, с любопытством рассматривая иностранные конверты. И я опасаюсь,
что по их вине какое-то важное письмо может пропасть. Поэтому, не соблаговолит
ли уважаемый рав разрешить, чтобы я перевел всю свою деловую переписку на его
адрес?
Рав Ицхак с
готовностью выразил свое согласие, как будто бы с подобными просьбами к нему
обращались каждый день.
Бизнесмен
стал регулярно приходить в дом рава в обеденное время и справляться о своей
почте.
Дни шли за
днями, но ни одного письма на имя важного гостя так и не пришло.
— Наверное,
он голоден, но стесняется об этом сказать напрямую, — поделился раввин своим
соображением с женой. — сделаем так: когда он завтра придет, скажи ему, что
почтальона еще не было и предложи дождаться его прихода. А чтобы скоротать
время, накорми гостя обедом.
С этого
момента в доме рава стал повторяться один и тот же ритуал. Каждый день, в
обеденный час в дом входил человек, одетый в добротный, но поношенный костюм. Он
вежливо справлялся о письмах на его имя. Рабанит неизменно отвечала, что
почтальон должен прийти с минуты на минуту, и усаживала гостя за стол —
скоротать ожидание за обедом. Тот охотно откликался на предложение.
За обедом
гость демонстрировал превосходные манеры. Затем, после недолгого отдыха,
извинившись и сославшись на необходимость вернуться к делам, он любезно
откланивался.
Время шло,
прошел год, за ним второй, а писем все не было. Почтальон каждый день
«задерживался»...
На примере
Авраама видно, что заповеди о гостеприимстве и цедаке
(благотворительности) требуют проницательности и тактичности. Чтобы ненароком не
обидеть нуждающегося человека, не задеть, не ранить его чувства. Ведь ему и так
не сладко приходится.
Порой люди,
накормив бедняка или дав ему цедаку, полагают, что они его этим —
облагодетельствовали. И не думают о том, в какую форму надо облекать
благотворительности, чтобы невзначай не унизить несчастного человека. И — лишают
себя награды, а, возможно — еще и будут наказаны за свою бесцеремонность.
Нельзя
забывать, что богач в еще большей степени нуждается в нищем, с которым можно
поделиться, скажем, деньгами и едой, исполнив заповедь, нежели бедняк нуждается
в цедаке.
Авраам был
уважаемым и значимым человеком. Тем не менее, он не гнушался того, чтобы, стоя,
прислуживать своим гостям…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3.
Почему гостеприимство важнее лицезрения Шехины
Из нашей
недельной главы узнаем, что Авраам удостаивается посещения
Шехины
(Присутствие Всевышнего), и не только. Как сказано: «А он (Авраам) сидел у входа
в шатер на самом зное. И поднял глаза, и увидел — вот три человека стоят перед
ним, и увидев, он побежал им навстречу от входа в шатер и поклонился до земли» (Берешит,
гл. 18, ст. 1-2).
Общаясь с
Шехиной, Авраам замечает трех путников, приближающихся к его дому. И тогда
он извиняется перед Шехиной, говоря: «Если обрел я милость в твоих глазах
— не уходи от твоего раба» (там же, ст. 3).
Тем самым
Авраам преподал нам урок: принимая гостей, нужно уделить им максимум внимани,
ведь гостеприимства важнее даже общения с Шехиной.
Но откуда мы
взяли, что гостеприимство — важнее? Быть может, оно — приравнивается к общению с
Шехиной?
Но что
означает — приравнивается? Все же видели, как Авраам прервал контакт с
Шехиной и всецело погрузился в заботу о гостях.
Ну и что? Из
этого еще не следует, что гостеприимство важнее. Возможно — обе эти заповеди
равны. И Авраам, выполнив одну — решил присоединить к ней еще и другую?
Попытаемся
доказать, что гостеприимство все же важнее.
Для этого
вспомним один из законов поведения в бейт кнессете (синагоге).
Установленный
законом порядок — запрещает нам бежать, покидая синагогу. Чтобы не было
впечатления, что человеку его будничные дела важнее пребывания в бейт
кнессете.
Впрочем, из
этого правила есть исключение. Если человек торопится на урок Торы (который
проходит в другом месте) — он может бежать. Потому что об изучении Торы в
Талмуде (трактат Шаббат, лист 127) говорится, что оно равноценно
исполнению всех заповедей, вместе взятых. А значит — важнее каждой заповеди в
отдельности.
Авраам,
завидев гостей, побежал им навстречу. Если бы общение с Шехиной было бы
сопоставимо с гостеприимством — он не побежал бы, но — пошел. Чтобы не
демонстрировать, что гости для него важнее.
Но Авраам
именно — побежал. И это подтверждает, что принимать гостей — важнее встречи с
Шехиной.
Когда
Всевышний решил испытать Авраама, Он велел ему возложить на мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник») единственного сына, Ицхака. И Авраам в
точности выполнил повеление Творца. Но когда он занес нож, к нему воззвал
малах (в условном переводе — «ангел»).
«Не
протягивай руку к отроку, — произнес малах, — и не делай ему ничего» (Берешит,
гл. 22, ст. 12).
Тогда Авраам
поднял глаза и, как написано — «увидел барана, который запутался рогами в
зарослях. Он пошел и взял барана и принес его во всесожжение вместо сына» (там
же, ст. 13).
Мы видим, что
здесь Авраам не бежал, он — пошел. Потому что и возложить Ицхака на мизбеах,
и принести барана во всесожжение — все это были равноценные пожелания Творца. И
нельзя сказать, что одно из них было важнее другого…
на основе комментария рава Шмуэля Таля
(автор
книги
«Таль
Хаим»,
Израиль,
наше время)
4.
Если нужно спасать основной капитал — не до процентов
Написано в
нашей недельной главе: «И открылся ему (Аврааму) Всевышний... А он сидел у входа
в шатер на самом зное. И поднял глаза, и увидел — вот три человека стоят перед
ним, и, увидев, он побежал им навстречу от входа в шатер и поклонился до земли» (Берешит,
гл. 18, ст. 1-2).
Итак, Авраам
прервал общение с Всевышним (или, если выразиться точнее — перевел это общение
на новый уровень; ведь выполняя заповедь, мы не прерываем, но наоборот —
укрепляем, усиливаем нашу связь с Творцом). Ради того, чтобы ухаживать за своими
гостями.
Отсюда
следует, что оказать гостеприимство — важнее даже общения с Всевышним, важнее,
чем лицезрение Шехины (Присутствие Всевышнего).
В Талмуде
(трактат Песахим, лист 87) говорится, что Всевышний отправил сынов
Израиля в галут (изгнание), сделал так, чтобы они жили среди народов мира
— для того, чтобы с их помощью собрать геров (неевреев, которые
присоединяются к еврейскому народу, пройдя процесс гиюра).
Когда сыны
Израиля жили в Иерусалиме, они удостоились Бейт
hа-Микдаша
(Храма) и раскрытия Шехины в нем. Но потом Всевышний приговорил их к
изгнанию и рассеял среди народов мира, чтобы собрать геров, которые
должны присоединиться к еврейскому народу.
Почему? —
спросите вы.
Потому что
принятие гостей (геров) — важнее лицезрения Шехины и общения с
ней.
Попробуем
лучше понять эту идею с помощью притчи.
Один человек
давал ссуды под проценты. И неплохо наживался на этом.
Как-то к нему
обратился за помощью его хороший приятель. Он, конечно же, откликнулся и ссудил
его деньгами, по своему обыкновению — под процент.
Прошло время,
и вот, наш ростовщик встречает на улице того самого приятеля, который все еще
ходил у него в должниках. Кредитор вежливо поздоровался с должником,
попытавшимся незаметно проскочить мимо, и из вежливости справился о его делах. А
тот, застигнутый врасплох, воспринял вопрос буквально и стал в подробностях
рассказывать о своих бедах и финансовых неудачах, нахлынувших в последнее время.
Ростовщик
снисходительно, кивая, слушал его, и в момент, когда тот сделал небольшую паузу,
чтобы перевести дыхание — напомнил о растущих с каждым днем процентах и о
необходимости регулярно выплачивать их. Должник на это неожиданно ответил весьма
эмоциональным заявлением:
— Если тебе
меня не жалко — пожалей хотя бы себя. Забудь о процентах и довольствуйся
основной частью долга. В противном случае, ты и ее не получишь…
Это — притча.
Теперь посмотрим, что за ней кроется.
В молитве
Авину Малкейну есть строка — «Отец наш, Царь наш, подними сияние
Израиля — народа твоего».
Слово «керен»
переведено здесь, как — «сияние». Но оно может употребляться и в значении —
«фонд», «основной капитал».
Исходя из
этого, молитву сынов Израиля к Всевышнему можно понять и так: «Отец наш, Царь
наш, ты отправил нас в этот ужасный галут, чтобы мы отыскали и возвысили
особенные души, пребывающие в забвении среди народов мира. Но беды и несчастья
навалились на нас, придавили нас. Поэтому мы взываем к Тебе: о каких процентах
речь?! Спаси нас, спаси хотя бы керен (основной капитал). Ведь еще
немного — и спасать уже будет некого».
на основе комментария рава Леви-Ицхака из Бердичева
(автор
книги «Кедушат Леви»; Белоруссия, вторая
половина 18-го века)
5.
Немного воды для пыльных ног
Авраам
принимает гостей. И говорит: «Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши
ноги» (Берешит, гл.18, ст. 4).
Бросается в
глаза слово «немного».
Авраам
принимал гостей с присущей ему щедростью. Старался угостить их самыми вкусными
кушаньями. Почему же на воде он решил сэкономить?
Ответить на
этот вопрос поможет история, которая произошла с равом Исраэлем Салантером
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век).
Как-то раз он
остановился на ночлег на постоялом дворе. В честь такого важного гостя, хозяин
устроил великолепную трапезу. Стол был уставлен всевозможными яствами, а от
блеска приборов слепли глаза.
Перед началом
трапезы раввин омыл руки. Причем, использовал для этого минимальное количество
воды.
Такая деталь
не ускользнула от глаз хозяина, привыкших подмечать любую мелочь.
— Почему раби
для омовения рук взял так мало воды? Ведь ее, как и еды, у меня — в изобилии? —
спросил хозяин гостя, когда тот уселся за стол и съел кусок хлеба.
— А откуда
эта вода? — ответил раввин вопросом на вопрос.
— Из колодца.
Ее служанка черпает. Прикажу — и она еще принесет.
— Я так и
думал, — сказал рав Салантер. — Поэтому и взял немного воды. Зачем лишний раз
утруждать служанку?
Авраам
большую часть еды для гостей приготовил сам. Но воду, как сказано в Талмуде
(трактат Бава Мециа, лист 86) ему доставлял другой человек.
Авраам ценил
чужой труд, поэтому предложил взять лишь немного воды.
В своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что гости Авраама
выглядели как арабы. И Авраам знал, что арабы боготворят пыль на своих ногах.
Поэтому он и предложил им вымыть ноги от пыли. Ведь поклонение пыли, приставшей
к ногам — язычество. А Авраам не желал видеть в своем доме никаких признаков
идолопоклонства.
Полагаю, у
многие, кто прочел этот комментарий Раши, подумали: «далась арабам эта пыль,
нашли чему поклоняться!? Как вообще можно боготворить пыль, осевшую на ногах?».
Человек,
которому удалось хоть как-то разбогатеть, часто задается вопросом: откуда у меня
это все, за счет чего?
Сам задает
вопрос, и сам же на него отвечает: я хожу из города в город, из страны в страну,
ищу, что можно дешевле купить и где дороже продать. Я иду за сохой, я ногами
давлю виноград. Волка ноги кормят, а меня — пыль, оседающая на них. Пыль моих
странствий в поисках выгодных сделок, пыль моей пашни и моего виноградника.
Иными словами: все начинается — с меня. И заканчивается — мной, только с
пыльными ногами.
В этой
мировоззренческой системе нет места Всевышнему.
Но что,
спрашивается, ты будешь делать, если Творец не даст дождя? Ведь сколько не
«меси» ногами пыль твоего пол — хлеб от этого не вырастет.
Выходит,
Авраам не зря сказал: немного воды — это намек на засуху.
Авраам
преподал своим гостям, а заодно — и нам с вами, очень важный урок. Чтобы
впустить в свой мир Всевышнего, нужно освободить для Него место. Иногда для
этого достаточно омыть ноги от въевшейся пыли, а голову освободить от
заносчивости в мыслях.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайера»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “И
открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся
на иврите - вайера.
Обсуждение
главы
Вайера
1.
Можешь, но не хочешь
В нашей
недельной главе читаем, что Всевышний открывается Аврааму, когда «он сидел у
входа в шатер на самом зное» (Берешит, гл. 18, ст. 1).
В Мидраше
рассказывается, что вначале Авраам попросил своего слугу Элиэзера обойти округу
в поисках случайных путников, которых можно было бы зазвать в гости. Но Элиэзер
вернулся с пустыми руками — без гостей.
— Нет доверия
к этим рабам, — в сердцах сказал Авраам. — Пойду-ка сам посижу у входа в шатер,
может, кого и удастся зазвать.
Это
высказывание Авраама может кого-то удивить. Ведь Элиэзер был не просто рабом, но
— весьма праведным человеком, сумевшим исправить в себе негативные качества. Он
управлял собственными эмоциями и держал под контролем свое дурное начало (на
иврите — йецер
hа-ра).
И вот, одна-единственная неудача, да к тому же, вполне объяснимая (кто в такую
жару покидает свой дом и отправляется путешествовать?) — и Авраам уже проявляет
недовольство.
Действительно, реакцию Авраама очень сложно понять. Но мы все же — попытаемся.
Как-то, за
считанные часы до Йом Кипура, один из авторитетнейших иерусалимских раввинов,
рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один
из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим)
в срочном порядке вызвал к себе секретаря Совета
йешив рава Тененбаума. И поведал ему о ситуации со студентом колеля
(учебное заведение для женатых мужчин), который из-за бюрократической халатности
не смог вовремя подать документы на получение освобождение на год от службы в
армии (она полагалась ему по государственным законам), и теперь он считается
дезертиром и сидит под арестом в армейской тюрьме.
— Необходимо
заняться его освобождением, — резюмировал рав Соловейчик.
— Займусь
этим на следующий же день после Йом Кипура, — пообещал секретарь.
— Нет! —
решительно возразил раби. — Ты должен освободить его уже сегодня.
— Но это
совершенно невозможно! — взмолился рав Тененбаум, — Все офисы и канцелярии
закрыты, не с кем говорить и...
— Не говори
«не могу», — резко прервал его рав Соловейчик. — Скажи: «просто не хочу». И
никаких «но»!..
Секретарь
Совета йешив вышел из дома рава Соловейчика в смятении. После короткого раздумья
он отправился в резиденцию военного коменданта Иерусалима и попросил встречи с
офицером как можно более высокого ранга.
Через
какое-то время к нему вышел офицер и поинтересовался, чем он может помочь.
— Сегодня
канун Йом Кипура, — начал секретарь. — Не желает ли уважаемый офицер в этот
значимый для каждого еврея день получить бераху (благословение) от
величайшего раввина нашего времени?
Офицер, хоть
и не соблюдал законы Торы, все же не был чужд еврейской традиции. Поэтому кивнул
в знак согласия.
— Для этого
тебе нужно освободить призывника, оказавшегося в тюрьме по недоразумению.
— Конечно! Я
займусь этим сразу же после Йом Кипура.
— Нет, нужно
спасти парня прямо сейчас, — настаивал рав Тененбаум.
— Но это
невозможно! — воскликнул офицер.
— Не говори
«невозможно», скажи, что сейчас у тебя нет желания этим заниматься.
— Хорошо, я
попробую. Но ничего не обещаю. Ведь сейчас все закрыто.
Какие ратные
подвиги пришлось совершить офицеру — история умалчивает. Но в итоге, молодой
аврех (студент колеля) в Йом Кипур молился в своей синагоге. А рав
Соловейчик в особом публичном благословении
упомянул имя бравого офицера.
Из этой
истории хорошо видно, что слова «не могу» — только маска, за которой прячется
«не хочу». Ведь, если человек действительно хочет что-либо сделать — Всевышний
посылает ему возможность это совершить.
Теперь мы
можем лучше понять Авраама. Он считал, что Элиэзер не смог найти и привести
гостей, потому что не очень хотел этого.
А Аврааму
было нужно, чтобы в его доме появились гости. Поэтому, когда он, несмотря на
убийственный зной, покинул сень своего шатра и уселся на самом солнцепеке —
Всевышний отправил к нему гостей.
на основе комментария рава Реувена Карелинштейна
(Израиль, 1947-2013 гг.)
2.
Принимая гостей, проявляй тактичность
В нашей
недельной главе об Аврааме написано: «А он сидел у входа в шатер в самый зной» (Берешит,
гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что Авраам вышел на солнцепек, чтобы посмотреть, не покажется ли
на горизонте путник, нуждающийся в помощи.
В комментарии
Раши к этому фрагменту использовано интересное выражение — «овер ва-шав».
Чтобы это грамотно и понятно звучало по-русски, мы перевели его словом —
«путник». Однако в буквальном переводе оно означает — «проходящий и
возвращающийся».
Раши
неспроста выбрал для разъяснения именно это словосочетание.
Авраам на всю
округу славился своим гостеприимством. И многие бедняки обращались к нему за
помощью. Так что, дорога к шатру Авраама была хорошо протоптана. Но среди
нуждающихся были и очень стеснительные люди. Они шли к Аврааму, подходили к его
шатру, а зайти внутрь не решались. Покрутившись у шатра они — возвращались
восвояси. Их-то и называет Раши — «проходящие и возвращающиеся».
Авраам был
осведомлен о застенчивых нищих. Он сидел снаружи, и если бы увидел, что гость не
решается приблизиться — сам побежал бы ему навстречу и пригласил бы войти.
Рассказывают
о раби Ицхаке из Богуша (Украина), дом которого всегда был откры для всякого
нуждающегося в еде и ночлеге. У него был очень наметанный глаз. И он с первого
взгляда распознавал, нуждается ли человек, и если нуждается — то в чем.
Как-то раз к
нему пришел вполне респектабельно одетый мужчина и обратился с неожиданной
просьбой.
— Я крупный
бизнесмен и веду дела по всему миру, — отрекомендовался гость. — Мне приходит
множество деловой корреспонденции. А соседские дети имеют привычку рыться в моем
почтовом ящике, с любопытством рассматривая иностранные конверты. И я опасаюсь,
что по их вине какое-то важное письмо может пропасть. Поэтому, не соблаговолит
ли уважаемый рав разрешить, чтобы я перевел всю свою деловую переписку на его
адрес?
Рав Ицхак с
готовностью выразил свое согласие, как будто бы с подобными просьбами к нему
обращались каждый день.
Бизнесмен
стал регулярно приходить в дом рава в обеденное время и справляться о своей
почте.
Дни шли за
днями, но ни одного письма на имя важного гостя так и не пришло.
— Наверное,
он голоден, но стесняется об этом сказать напрямую, — поделился раввин своим
соображением с женой. — сделаем так: когда он завтра придет, скажи ему, что
почтальона еще не было и предложи дождаться его прихода. А чтобы скоротать
время, накорми гостя обедом.
С этого
момента в доме рава стал повторяться один и тот же ритуал. Каждый день, в
обеденный час в дом входил человек, одетый в добротный, но поношенный костюм. Он
вежливо справлялся о письмах на его имя. Рабанит неизменно отвечала, что
почтальон должен прийти с минуты на минуту, и усаживала гостя за стол —
скоротать ожидание за обедом. Тот охотно откликался на предложение.
За обедом
гость демонстрировал превосходные манеры. Затем, после недолгого отдыха,
извинившись и сославшись на необходимость вернуться к делам, он любезно
откланивался.
Время шло,
прошел год, за ним второй, а писем все не было. Почтальон каждый день
«задерживался»...
На примере
Авраама видно, что заповеди о гостеприимстве и цедаке
(благотворительности) требуют проницательности и тактичности. Чтобы ненароком не
обидеть нуждающегося человека, не задеть, не ранить его чувства. Ведь ему и так
не сладко приходится.
Порой люди,
накормив бедняка или дав ему цедаку, полагают, что они его этим —
облагодетельствовали. И не думают о том, в какую форму надо облекать
благотворительности, чтобы невзначай не унизить несчастного человека. И — лишают
себя награды, а, возможно — еще и будут наказаны за свою бесцеремонность.
Нельзя
забывать, что богач в еще большей степени нуждается в нищем, с которым можно
поделиться, скажем, деньгами и едой, исполнив заповедь, нежели бедняк нуждается
в цедаке.
Авраам был
уважаемым и значимым человеком. Тем не менее, он не гнушался того, чтобы, стоя,
прислуживать своим гостям…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3.
Почему гостеприимство важнее лицезрения Шехины
Из нашей
недельной главы узнаем, что Авраам удостаивается посещения
Шехины
(Присутствие Всевышнего), и не только. Как сказано: «А он (Авраам) сидел у входа
в шатер на самом зное. И поднял глаза, и увидел — вот три человека стоят перед
ним, и увидев, он побежал им навстречу от входа в шатер и поклонился до земли» (Берешит,
гл. 18, ст. 1-2).
Общаясь с
Шехиной, Авраам замечает трех путников, приближающихся к его дому. И тогда
он извиняется перед Шехиной, говоря: «Если обрел я милость в твоих глазах
— не уходи от твоего раба» (там же, ст. 3).
Тем самым
Авраам преподал нам урок: принимая гостей, нужно уделить им максимум внимани,
ведь гостеприимства важнее даже общения с Шехиной.
Но откуда мы
взяли, что гостеприимство — важнее? Быть может, оно — приравнивается к общению с
Шехиной?
Но что
означает — приравнивается? Все же видели, как Авраам прервал контакт с
Шехиной и всецело погрузился в заботу о гостях.
Ну и что? Из
этого еще не следует, что гостеприимство важнее. Возможно — обе эти заповеди
равны. И Авраам, выполнив одну — решил присоединить к ней еще и другую?
Попытаемся
доказать, что гостеприимство все же важнее.
Для этого
вспомним один из законов поведения в бейт кнессете (синагоге).
Установленный
законом порядок — запрещает нам бежать, покидая синагогу. Чтобы не было
впечатления, что человеку его будничные дела важнее пребывания в бейт
кнессете.
Впрочем, из
этого правила есть исключение. Если человек торопится на урок Торы (который
проходит в другом месте) — он может бежать. Потому что об изучении Торы в
Талмуде (трактат Шаббат, лист 127) говорится, что оно равноценно
исполнению всех заповедей, вместе взятых. А значит — важнее каждой заповеди в
отдельности.
Авраам,
завидев гостей, побежал им навстречу. Если бы общение с Шехиной было бы
сопоставимо с гостеприимством — он не побежал бы, но — пошел. Чтобы не
демонстрировать, что гости для него важнее.
Но Авраам
именно — побежал. И это подтверждает, что принимать гостей — важнее встречи с
Шехиной.
Когда
Всевышний решил испытать Авраама, Он велел ему возложить на мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник») единственного сына, Ицхака. И Авраам в
точности выполнил повеление Творца. Но когда он занес нож, к нему воззвал
малах (в условном переводе — «ангел»).
«Не
протягивай руку к отроку, — произнес малах, — и не делай ему ничего» (Берешит,
гл. 22, ст. 12).
Тогда Авраам
поднял глаза и, как написано — «увидел барана, который запутался рогами в
зарослях. Он пошел и взял барана и принес его во всесожжение вместо сына» (там
же, ст. 13).
Мы видим, что
здесь Авраам не бежал, он — пошел. Потому что и возложить Ицхака на мизбеах,
и принести барана во всесожжение — все это были равноценные пожелания Творца. И
нельзя сказать, что одно из них было важнее другого…
на основе комментария рава Шмуэля Таля
(автор
книги
«Таль
Хаим»,
Израиль,
наше время)
4.
Если нужно спасать основной капитал — не до процентов
Написано в
нашей недельной главе: «И открылся ему (Аврааму) Всевышний... А он сидел у входа
в шатер на самом зное. И поднял глаза, и увидел — вот три человека стоят перед
ним, и, увидев, он побежал им навстречу от входа в шатер и поклонился до земли» (Берешит,
гл. 18, ст. 1-2).
Итак, Авраам
прервал общение с Всевышним (или, если выразиться точнее — перевел это общение
на новый уровень; ведь выполняя заповедь, мы не прерываем, но наоборот —
укрепляем, усиливаем нашу связь с Творцом). Ради того, чтобы ухаживать за своими
гостями.
Отсюда
следует, что оказать гостеприимство — важнее даже общения с Всевышним, важнее,
чем лицезрение Шехины (Присутствие Всевышнего).
В Талмуде
(трактат Песахим, лист 87) говорится, что Всевышний отправил сынов
Израиля в галут (изгнание), сделал так, чтобы они жили среди народов мира
— для того, чтобы с их помощью собрать геров (неевреев, которые
присоединяются к еврейскому народу, пройдя процесс гиюра).
Когда сыны
Израиля жили в Иерусалиме, они удостоились Бейт
hа-Микдаша
(Храма) и раскрытия Шехины в нем. Но потом Всевышний приговорил их к
изгнанию и рассеял среди народов мира, чтобы собрать геров, которые
должны присоединиться к еврейскому народу.
Почему? —
спросите вы.
Потому что
принятие гостей (геров) — важнее лицезрения Шехины и общения с
ней.
Попробуем
лучше понять эту идею с помощью притчи.
Один человек
давал ссуды под проценты. И неплохо наживался на этом.
Как-то к нему
обратился за помощью его хороший приятель. Он, конечно же, откликнулся и ссудил
его деньгами, по своему обыкновению — под процент.
Прошло время,
и вот, наш ростовщик встречает на улице того самого приятеля, который все еще
ходил у него в должниках. Кредитор вежливо поздоровался с должником,
попытавшимся незаметно проскочить мимо, и из вежливости справился о его делах. А
тот, застигнутый врасплох, воспринял вопрос буквально и стал в подробностях
рассказывать о своих бедах и финансовых неудачах, нахлынувших в последнее время.
Ростовщик
снисходительно, кивая, слушал его, и в момент, когда тот сделал небольшую паузу,
чтобы перевести дыхание — напомнил о растущих с каждым днем процентах и о
необходимости регулярно выплачивать их. Должник на это неожиданно ответил весьма
эмоциональным заявлением:
— Если тебе
меня не жалко — пожалей хотя бы себя. Забудь о процентах и довольствуйся
основной частью долга. В противном случае, ты и ее не получишь…
Это — притча.
Теперь посмотрим, что за ней кроется.
В молитве
Авину Малкейну есть строка — «Отец наш, Царь наш, подними сияние
Израиля — народа твоего».
Слово «керен»
переведено здесь, как — «сияние». Но оно может употребляться и в значении —
«фонд», «основной капитал».
Исходя из
этого, молитву сынов Израиля к Всевышнему можно понять и так: «Отец наш, Царь
наш, ты отправил нас в этот ужасный галут, чтобы мы отыскали и возвысили
особенные души, пребывающие в забвении среди народов мира. Но беды и несчастья
навалились на нас, придавили нас. Поэтому мы взываем к Тебе: о каких процентах
речь?! Спаси нас, спаси хотя бы керен (основной капитал). Ведь еще
немного — и спасать уже будет некого».
на основе комментария рава Леви-Ицхака из Бердичева
(автор
книги «Кедушат Леви»; Белоруссия, вторая
половина 18-го века)
5.
Немного воды для пыльных ног
Авраам
принимает гостей. И говорит: «Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши
ноги» (Берешит, гл.18, ст. 4).
Бросается в
глаза слово «немного».
Авраам
принимал гостей с присущей ему щедростью. Старался угостить их самыми вкусными
кушаньями. Почему же на воде он решил сэкономить?
Ответить на
этот вопрос поможет история, которая произошла с равом Исраэлем Салантером
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век).
Как-то раз он
остановился на ночлег на постоялом дворе. В честь такого важного гостя, хозяин
устроил великолепную трапезу. Стол был уставлен всевозможными яствами, а от
блеска приборов слепли глаза.
Перед началом
трапезы раввин омыл руки. Причем, использовал для этого минимальное количество
воды.
Такая деталь
не ускользнула от глаз хозяина, привыкших подмечать любую мелочь.
— Почему раби
для омовения рук взял так мало воды? Ведь ее, как и еды, у меня — в изобилии? —
спросил хозяин гостя, когда тот уселся за стол и съел кусок хлеба.
— А откуда
эта вода? — ответил раввин вопросом на вопрос.
— Из колодца.
Ее служанка черпает. Прикажу — и она еще принесет.
— Я так и
думал, — сказал рав Салантер. — Поэтому и взял немного воды. Зачем лишний раз
утруждать служанку?
Авраам
большую часть еды для гостей приготовил сам. Но воду, как сказано в Талмуде
(трактат Бава Мециа, лист 86) ему доставлял другой человек.
Авраам ценил
чужой труд, поэтому предложил взять лишь немного воды.
В своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что гости Авраама
выглядели как арабы. И Авраам знал, что арабы боготворят пыль на своих ногах.
Поэтому он и предложил им вымыть ноги от пыли. Ведь поклонение пыли, приставшей
к ногам — язычество. А Авраам не желал видеть в своем доме никаких признаков
идолопоклонства.
Полагаю, у
многие, кто прочел этот комментарий Раши, подумали: «далась арабам эта пыль,
нашли чему поклоняться!? Как вообще можно боготворить пыль, осевшую на ногах?».
Человек,
которому удалось хоть как-то разбогатеть, часто задается вопросом: откуда у меня
это все, за счет чего?
Сам задает
вопрос, и сам же на него отвечает: я хожу из города в город, из страны в страну,
ищу, что можно дешевле купить и где дороже продать. Я иду за сохой, я ногами
давлю виноград. Волка ноги кормят, а меня — пыль, оседающая на них. Пыль моих
странствий в поисках выгодных сделок, пыль моей пашни и моего виноградника.
Иными словами: все начинается — с меня. И заканчивается — мной, только с
пыльными ногами.
В этой
мировоззренческой системе нет места Всевышнему.
Но что,
спрашивается, ты будешь делать, если Творец не даст дождя? Ведь сколько не
«меси» ногами пыль твоего пол — хлеб от этого не вырастет.
Выходит,
Авраам не зря сказал: немного воды — это намек на засуху.
Авраам
преподал своим гостям, а заодно — и нам с вами, очень важный урок. Чтобы
впустить в свой мир Всевышнего, нужно освободить для Него место. Иногда для
этого достаточно омыть ноги от въевшейся пыли, а голову освободить от
заносчивости в мыслях.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|