New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Ваишлах”
Место в Торе:
Книга
Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой,
к Эсаву, брату своему...”.
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы
Ваишлах
03.12.06
В нашей недельной главе продолжается жизнеописание семьи Яакова. Рассказ об
этой семье не закончится до конца книги. И то, что он занимает в Торе так много
места — совершенно естественно. Ведь судьбы Яакова и его сыновей, как мы
говорили в обзорах прошлых лет — модель судьбы еврейского народа.
В предыдущей недельной главе речь шла о зарождении народа (история женитьбы
Яакова на Лее и Рахели, рождение сыновей — см. на сайте, к примеру,
обзор
недельной главы Вайеце, шестой годовой цикл обсуждения).
Теперь перед нами — самое начало процесса его формирования.
В недельной главе Ваишлах — немало событий. А начинается она,
скажем так — с подготовки к кульминационному моменту в отношениях Яакова с
Эсавом, которые представляют в Торе модель противостояния сынов Израиля
чуждому, враждебному им миру.
Яаков собирается встретиться с Эсавом. Отправляет к брату посланников — «И
отправил Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...» (Берешит,
гл. 32, ст. 4).
И далее в нашей недельной главе написано: «…И взял их, и перевел через поток,
и перевел все, что (было) у него. И остался Яаков один...» (Берешит,
гл. 32, ст. 24-24).
В этом месте закономерно возникает вопрос: если Яаков переправил все свое
имущество на другой берег реки Ябок, почему же он сам вернулся, в одиночестве
оказался на противоположном берегу? В тексте нашей недельной главы ничего об
этом не сказано.
Маленькие кувшинчики остались там, — объясняет Талмуд (см. на сайте
обзор
листа 91
трактата Хуллин), и он вернулся, чтобы забрать их.
Почему же Яаков проявил такую неосторожность? Остаться одному в чужом месте…
Неужели так дороги ему были эти кувшинчики? Судя по тому, что написано в Торе —
«и перевел все, что (было) у него» — эти небольшие сосуды не имели
большой ценности. Так почему же Яаков вернулся ради них?
В одном из предыдущих обзоров недельной главы Ваишлах мы
говорили о том, что Яаков вернулся, потому что знал, что там, у места переправы
через реку Ябок, ему предстоит один на один встретиться с Эсавом и сражаться с
ним. Исход этой решающей битвы, как мы уже знаем, во многом определит судьбу
сынов Израиля. В связи с этим говорили мы и о символическом значении некоторых
употребленных в приведенном выше отрывке слов. В частности — слова «кувшин» (в
оригинале на иврите — пах), названия реки, на берегу которой поджидал Яаков
брата (см. на сайте
обзор недельной главы Ваишлах, первый
годовой цикл обсуждения).
Однако у каждого события в Торе, как нам известно — множество аспектов,
множество смысловых пластов. И в каждом из них — свой смысловой «поворот». В
нашем обзоре этой недельной главы мы рассмотрим то же событие (Яаков вернулся на
противоположный берег к месту переправы) под иным углом зрения.
Праведники дорожат своим имуществом, — объясняют Учителя, исследуя содержание
данного фрагмента недельной главы Ваишлах с иных позиций, — ибо
они наживают добро честным трудом. А Яаков, несомненно, был великим праведником.
Вместе с тем, известно, что Яаков, работая на Лавана, сумел хорошо обеспечить
семью и мог в принципе просто не обратить внимания на то, что при переправе
пропали какие-то мелкие вещички. Действительно, Яаков возвращался с чужбины
богатым человеком. Такой вывод делают Учителя, анализируя содержание Мидрашей, в
одном из которых, к примеру, рассказывается, что для охраны его многочисленного,
тучного стада, которое гнали сопровождающие Яакова от Лавана, требовалось
огромное количество собак. Разве это — не показатель большого богатства?
Так почему же Яаков так заботился о каких-то маленьких кувшинчиках?..
04.12.06
Праведники берегут свое имущество, независимо от того, сколько этого
имущества у них накопилось, — уточняет рав Моше бен Йосеф Тарни (Мабит). — Ибо
понимают: все, что есть у них — подарок самого Всевышнего. Поэтому каждая мелочь
представляет для них особую ценность.
Рассказывают, что однажды рав Аарон Роках (середина 20-го века), духовный
наставник белзских хасидов, подарил одному мальчику на бар мицву (день
совершеннолетия; по еврейской традиции — день, когда мальчику исполняется 13
лет, с этого возраста на него ложится обязанность соблюдать заповеди Торы)
монету. Это была обычная мелкая монета — единственное, что нашлось у него в
кармане. Хасиды потом хотели эту монету выкупить, предлагали за нее довольно
крупную сумму, но мальчик не согласился — настолько дорог был ему подарок
великого раввина его времени.
Приведенный здесь рассказ в определенном смысле — притча, отражающая суть
отношения праведников к любой мелочи, которую дарует им Всевышний.
Но что имеют в виду наши Учителя, когда говорят, что праведники, независимо
от их благосостояния, дорожат собственным имуществом, потому что оно «не
награблено»?
На первый взгляд, вопрос может показаться слишком уж очевидным. Но в том-то и
дело, что смысл этих слов гораздо глубже, нежели то, что достояние праведников
заработано честным трудом.
Понятие «воровство», — разъясняет еврейская традиция, — подразумевает не
только такое явление, когда один человек отбирает что-то у другого, помимо его
воли, но и — небрежное отношение к вещам.
Каждый предмет, которым владеет человек, дан ему Всевышним как бы «на
хранение» — как вклад, как некий залог. И если кто-то не бережет вверенные
ему вещи, не заботится об их сохранности, он, скажем так, злоупотребляет
доверием Творца и совершает, по сути, воровство.
Более того,
воровство вообще и, в частности, воровство, о котором мы здесь говорим, чревато
далеко идущими последствиями. Не заботясь о имуществе, полученном от Всевышнего,
человек разрушает свою связь с Творцом мира и ставит себя в ситуацию, когда он
лишается защиты Небес перед лицом жизненных испытаний.
Как преодолеваются испытания?
Чтобы выдержать «удары судьбы» человек вступает в бой с разрушительными
силами, которые делают все возможное, чтобы человек испытание «провалил».
Всевышний, посылая человеку испытание, одновременно дает ему силы его
преодолеть.
И еще: Творец никогда не подвергает людей «проверкам на прочность», которые
они не в состоянии выдержать.
Что же происходит с теми, кто в своей жизненной практике допускает
«воровство»?
Если человек сам, что называется, «лезет на рожон», он уже не может
рассчитывать на помощь Свыше. Он рискует остаться с деструктивными силами один
на один. Сумеет ли он в одиночестве выстоять в этом сражении? Это — большой
вопрос, на который ни у кого из нас нет, и не может быть, определенного ответа…
05.12.06
Праведники придерживаются правила, согласно которому человеку запрещено
самому создавать опасные в этом смысле ситуации. Они делают все, чтобы не
ослабла их связь с Творцом. И, прежде всего — стараются избегать поступков,
которые способны эту связь разрушить. Эта идея высказана в притчах царя Шломо:
«…Дабы, обеднев, я не стал воровать и не осквернил Имя Всевышнего» (Мишлей,
гл. 30, ст. 9).
Тот, кто осторожен в действиях и не нарушает запрет на воровство, не
разбазаривает вверенное ему Творцом имущество, и очень бережно относится к
любому предмету в своем хозяйстве.
Следует отметить, что понятие «воровство» в еврейской традиции имеет очень
широкие рамки. К примеру, Учителя называют «вором» того, кто, встретив знакомого
на улице, не ответил на его приветствие. Ибо он как будто бы «прикарманил» право
этого знакомого, который поздоровался первым, на ответное приветствие.
«Вором» в нашей традиции считается и человек, который без веской на то
причины разбудил спящего. В самом деле. Ведь этот человек посягнул на право
другого иметь полноценный отдых, по сути — «украл» у него сон.
Теперь нам понятно, что у небрежного, неаккуратного человека гораздо больше
шансов стать «вором», нежели — у бережливого. Бережливый умеет ценить все, что у
него есть, и заботится о сохранности даже самой незначительной вещицы.
В Торе нам дается заповедь, запрещающая беспричинное уничтожение или порчу
какого-либо имущества.
В своей книге Сефер а-Хинух, где детально анализируются все
заповеди Торы, рав Пинхас а-Леви (великий Учитель; Барселона, Испания,
Средние века) пишет об этом запрете. Подчеркивая, что праведный человек,
опасаясь его нарушить, старается бережно относиться не только к собственному
имуществу, но — к любой вещи в мире (от самой большой до самой маленькой), с
которой так или иначе ему приходится соприкасаться. Так он проявляет истинное
уважение к каждому творению Всевышнего. И, даже к горчичному зернышку. Увидев
его, скажем, на полу, праведник поднимет, его и посадит в землю — чтобы оно не
пропало.
Наши Учителя, всесторонне рассматривая в Талмуде связанные с бережливостью
запреты Торы (трактат Шаббат, лист 140), говорят, например, что
тот, кто испек хлеб из муки грубого помола, но пренебрегает им и ест хлеб из
тонкой муки, нарушает запрет Торы, который называется — баль ташхит.
Тора учит бережливости и в указаниях, которые даются в обсуждении
подробностей служения в Храме. Так, во все дни года, кроме Йом Кипура,
полагается выгребать угли из мизбеаха (в условном переводе —
«жертвенник») медным совком, но — не золотым. Потому что совок из золота от золы
может испортиться.
Приведем здесь практический пример того, что и, казалось бы, несущественные
мелочи могут иметь в человеческой жизни решающее значение.
Некий «просвещенный» драматург решил выступить против скрупулезности
еврейской традиции. Он написал пьесу о том, как женщина осталась одна, без права
выйти замуж вторично, ибо гет (разводное письмо), который она получила,
признали недействительным — только потому, что буква йуд в имени мужа
была написана неразборчиво.
Автор сей пьесы был хорошим драматургом и умел сыграть на эмоциях публики.
Спектакль пользовался огромным успехом.
Однажды один очень богатый и религиозный бизнесмен, посмотрев эту пьесу,
отправил на имя ее создателя чек на крупную сумму. Драматург, конечно же, очень
обрадовался и тут же отправился в банк, чтобы получить причитающиеся ему деньги.
Но деньги ему не выдали. И сказали, что этот бизнесмен, выписывая чеки на сумму,
большую, чем, скажем, 10 тысяч долларов, ставит на них определенный значок,
незаметный для человека непосвященного. На чеке, высланном драматургу, этот
значок отсутствовал.
Придя в себя от потрясения, писатель понял, какой урок преподал ему
бизнесмен…
06.12.06
Учителя учат нас с вниманием относиться к каждой, пусть даже на первый взгляд
совершенно «незначительной» вещи, и на примерах из Торы. Тора, скажем, дает
указание дважды взвешивать все ингредиенты, входящие в состав масла для
помазания на «должность» коэна гадоль (главного служителя в Храме).
Дважды — чтобы вес каждого ингредиента в точности соответствовал тому, что
записано в «инструкции».
Из этого мы извлекаем и другой урок: порой самые малозначимые вещи,
объединившись в одно целое, могут образовать нечто важное для нас, нечто
незаменимое. Известно, что крошечные капли воды совместными усилиями способны
пробить брешь даже в камне.
С неизменным вниманием относиться к мелочам — этому принципу следовал в своей
жизни Яаков. Этому он хотел научить и своих потомков, вернувшись за оставленными
у переправы маленькими кувшинчиками.
Здесь следует отметить, что различные концепции, открывающиеся во фрагментах
Торы, тесно переплетены между собой. Так — в каждом ее отрывке. И в этом смысле
наша недельная глава, конечно же — не исключение.
Безусловно, Яаков, будучи пророком, знал, что на оставленном его семьей
берегу ему предстоит битва с Эсавом. Это было основной причиной его возвращения
на тот берег. Но он также знал, что в будущем его народу не раз придется
вступать в сражения с народом Эсава (вспомним, что противостояние Яакова и Эсава
— модель противостояния сынов Израиля чуждому, враждебному им миру).
Поэтому он, выполняя свою миссию, попутно старался сделать все, чтобы его
потомки усвоили важные принципы еврейского мировоззрения. В данном случае — о
внимании к мелочам. Чтобы понимали они, что из малого складывается большое, из
«несущественного» — значимое. Яаков был очень мудрым человеком.
Но что такое истинная мудрость?
В Талмуде (трактат Тамид, лист 31) Учителя исследуют этот
вопрос и приходят к такому заключению: истинно мудрый человек — тот, «кто видит
родившееся». Что это значит?
Быть может, правильнее было бы сказать — «тот, кто видит, что родится в
будущем»? — спрашивает Хатам Софер (раби Моше Софер; вторая половина
18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия). И, проведя глубокий
анализ, уточняет: будущее дано видеть пророкам; мудрец же видит явления в
зародыше и способен предсказать, к чему приведет это в будущем.
И мы понимаем: Яаков, так же, как его отец и дед (Ицхак и Авраам), был и
пророком и мудрецом.
Всевышний сообщил Аврааму, что его потомкам предстоит египетское изгнание.
Побывав в Египте, он оценил ситуацию с присущей ему мудростью и понял, насколько
оно будет тяжким. Поэтому и сделал все возможное, чтобы облегчить народу,
который произошел от него, трудности предстоящего испытания. Для этого он
старался развить в потомках такие черты, которые помогут им выжить в галуте.
Ицхак вырыл колодец, но филистимляне затеяли ссору с его слугами и засыпали
этот источник воды. Ицхак понял: его потомки построят Храм Всевышнему (вода
олицетворяет прямую связь с Творцом) — Дом, где будет обитать Шехина (см.
на сайте ответ «Шехина — святой дух…», № 533). Но враждебные
еврейскому народу силы разрушат его. Тогда Ицхак вырыл еще один колодец, но и он
был засыпан фелистимлянами. Ицхак понял: значит, и Второй Храм будет разрушен.
Ицхак роет третий колодец. И никто на него не посягнул. Следовательно, — сделал
вывод Ицхак, — Третий Храм будет стоять вечно.
Так Ицхак, проявив истинную мудрость, сумел заглянуть в далекое будущее.
07.12.06
Конечно же, любое отмеченное явление может порой привести мудрых людей к
разным выводам. Это во многом зависит от «точки отсчета» и от «широты зрения».
Еврейская традиция доносит до нас такую историю,
Мудрецы, в их числе был и раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й
век), шли к Иерусалиму и увидели Храмовую гору. Приблизившись, они увидели
лисицу, выбежавшую из руин Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное
помещение Храма).
Мудрецы заплакали. А раби Акива улыбнулся счастливой улыбкой.
— Чему ты радуешься? — спросили раби Акиву его спутники.
— Скажите сначала, почему вы плачете? — попросил их раби Акива.
— Посмотри, какое здесь запустение! — с горечью сказали они. — В святом месте
лисы устроили норы…
— Потому-то я и радуюсь! — объяснил им свою реакцию раби Акива. — Вспомните
пророчество: «Опустела гора Сион, и лисицы ходили по ней» (Танах, книга
Эйха, «Плач Ирмеягу», гл. 5, ст. 18). Оно в буквальном смысле
исполнилось. Значит, исполнится и пророчество об Освобождении, которое скоро
наступит. Лисы здесь — предвестники хороших событий…
— Ты нас утешил, Акива! — повеселели мудрецы.
Спутники раби Акивы отреагировали на печальную данность. Сам же он,
руководствуясь принципом «Все, что делает Всевышний — для нашего блага!», сумел
заглянуть в будущее. И в этом для нас — ценный урок: чтобы понять будущее, надо
анализировать прошлое и настоящее.
В этом смысле наша недельная глава — бесценный дар Торы.
Многие Учителя имели обычай углубленно изучать недельную главу Ваишлах
перед встречей с нееврейскими властями. Ведь в ней рассказывается о битве Яакова
с Эсавом.
Рассказывают, что однажды раби Иегуда а-Наси (редактор текста Мишны,
начало 3-го века) не прочел ее еще раз перед встречей с представителем римской
администрации. В результате ему пришлось столкнулся с большими трудностями,
преодолеть которые он смог, лишь заплатив высокую цену.
Некоторые наши Учителя изучали обычно эту главу на исходе каждого шаббата.
Другие — только перед путешествием. В ней черпали они мудрость, позволяющую
понять будущее. Ее содержание учило их, как вести себя в нееврейском окружении.
Есть в нашей главе эпизод, сообщающий о женитьбе Эсава на дочери Ишмаэля. Как
сказано: «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махлат, дочь Ишмаэля и сестру Невиота,
себе в жены» (Берешит, гл. 28, ст. 9).
Мидраш разъясняет, что Эсав, вступая в этот брак, лелеял далеко идущие планы.
Он надеялся, что Ишмаэль убьет Яакова, а тогда он, Эсав, убьет Ишмаэля как бы из
мести за убийство брата. И станет он, Эсав, хозяином мира, единственным
наследником Авраама и Ицхака.
Связь между Эсавом и Ишмаэлем не раз проявлялась на протяжении всей истории
человечества.
В Слихот (специальных молитвах, которые читают в дни постов и в
период Десяти дней раскаяния) говорится: «Уничтожь козла и его тестя,
поднявшихся против Сиона».
Козел на иврите — сеир. Но то же самое слово можно прочесть и как —
саир (что в переводе означает — «волосатый»). Про Эсава сказано, что он
родился волосатым. Поэтому процитированную здесь фразу нужно понимать так:
«Уничтожь потомков Эсава, объединившихся с потомками его тестя Ишмаэля против
еврейских поселений в Эрец Исраэль».
В Торе Эсав много раз назван «красным» (был он рыжеволосым). И страна его
обитания — Эдом (в переводе с иврита это слово означает — «красный»; подробнее
об этом — см. на сайте
обзор недельной главы Толдот, второй
годовой цикл обсуждения). И еще. В Мидраше Эсав назван «медведем»…
Одно только слово «красный» вызывает множество весьма недвусмысленных
ассоциаций.
Красный — был цветом государственного флага СССР. «Красной» долгое время
называлась советская армия. Советская страна участвовала (снабжая вооружением,
отправляя специалистов-инструкторов) в подготовке практически всех войн, которые
потомки Ишмаэля, арабы, вели против государства Израиль. Ныне эту «традицию»
продолжает Россия. Российское оружие постоянно поступает в распоряжении арабских
армий и оказывается в руках Хизбаллы и других террористических организаций,
воюющих против Израиля.
Сказано в Теилим (Псалмы царя Давида): «Храни меня Всевышний от
нечестивых, которые, как разбойники, грабят меня, врагов души моей. Встань
Всевышний, выйди навстречу им» (гл. 17, ст. 8-9, 13).
Пять раз царь Давид призывал Всевышнего, — говорит Мидраш, комментируя эти
строки из Теилим. — Но ответил ему Творец: «…сколько бы раз ты ни
призывал Меня, не наступит геула до тех пор, пока народ уподобится
курице, хлопающей крыльями, чтобы отряхнуть с них пыль и грязь».
Имеется в виду, — объясняет рав Хаим Шмулевич (глава иешивы «Мир», Литва –
Иерусалим, вторая половина 20-го века), — что геула придет, когда
пробудится народ, и никакие внешние силы тут помочь не могут. Ведь если пытаться
отчистить грязь и пыль с крыльев курицы щеткой, они только глубже проникнут в
ее перья. Она сама должна встряхнуть крыльями.
Это отчетливо осознавали наши праотцы, и Яаков — в частности. И делали все,
как видно из содержания недельной главы Ваишлах, чтобы пробудить
народ и приблизить Освобождение…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|