New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Ваишлах”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 - гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...”.
И послал на иврите - ваишлах.
Обсуждение главы
Ваишлах
21.11.04
Наша
недельная глава продолжает развивать темы
предыдущей (см. на сайте обзоры недельной
главы Вайеце, первый, второй,
третий и четвертый годовые циклы). В
тексте читаем: «И убоялся Яаков очень, и
стало ему тесно...» (Берешит, гл. 32, ст.
8).
Здесь возникает вполне закономерный
вопрос. Всевышний дважды обещал Яакову свою
защиту: первый раз, когда он покидал
отцовский дом и второй - когда уходил от
Лавана. Почему же Яаков все же боялся Эсава?
Яаков, - объясняет Раши (раби Шломо бен
Ицхак - величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя
данный фрагмент, - опасался, что допущенные
им за этот период ошибки могут аннулировать
обещание Творца.
Но здесь возникает другая проблема.
Допустим, Яаков действительно лишился
защиты Всевышнего. Разве это означает, что
он и его семья автоматически подвергаются
опасности и могут погибнуть от руки Эсава?
Конечно же, ни Яаков, ни члены его семьи не
совершали никаких серьезных преступлений.
Тогда тем более мотивы страхов Яакова
кажутся непостижимыми. Не мог же он не
понимать, что на совести его жен и детей нет
поступков, за которые они поплатились бы
гибелью. Не мог он и полагать, что несчастья,
выпадающие на долю людей - цепь
случайностей. Ведь он искренне, всей
душой верил, что все в мире - под контролем
Всевышнего.
Так чего же тогда он боялся?
Это - один из самых принципиальных и
сложных вопросов, возникающих у людей,
которые возвращаются к вере в Творца.
Такому человеку трудно понять, как можно
служить Всевышнему, который способен
допустить убийство его детей? Ведь даже
Авраам, готовый на все ради Него, не
выдержал и вступил в «спор» с Творцом, узнав
о Его решении уничтожить Сдом: «...неужели Ты
погубишь праведного с нечестивым? Может
быть, есть пятьдесят праведников в этом
городе? Неужели Ты погубишь и не простишь
места сего ради пятидесяти праведников в
нем? Неблагопристойно Тебе делать подобное,
чтобы погубить праведного с нечестивым и
чтобы праведный был, как нечестивый!..
Неужели Судья всей земли допустит
несправедливость?» (Берешит, гл. 18,
ст. 23-25).
И, тем не менее, в реальной жизни мы часто
наблюдаем, что невинных - убивают и,
возможно, даже чаще, чем тех, на ком есть
тяжкая вина. Более того, Тора сама говорит,
что такова Божественная «политика».
Эта тема обсуждается в Талмуде, в трактате
Бава Кама (лист 60).
Разве праведники так мало стоят, что с
ними можно не считаться? - вопрошает рав
Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего
поколения, начало 4-го века), процитировав
фразу из Торы: «...а вы не выходите никто за
двери дома своего до утра» (Шемот, гл.
12, ст. 22). Ведь здесь сказано вот о чем: если малах
а-мавет (небесный посланник, «ангел»
смерти) получил разрешение губить, он не
делает различий между праведником и
грешником. Мало того, он «приступает к
работе», начиная именно с праведников.
Иную грань Истины усматривает в этом Абайе
(один из крупнейших Учителей Талмуда в
Вавилоне; первая половина 4-го века).
Напротив, это награда праведным, -
говорит он. - Им не придется стать
свидетелями гибели и страданий других
людей, потому что они погибнут первыми. Ибо
сказано: «Мужи благочестия погибают, и
никто не понимает, что от зла погиб
праведник» (Танах, книга пророка Иешаягу,
гл. 57, ст. 1).
Как это понимать?..
22.11.04
Чтобы ответить на этот вопрос, мы прежде
должны ответить на другой - откуда в этом
мире берется зло?
С момента Сотворения мира Всевышний
ассоциируется только с Добром, - объясняет рав
Моше Хаим Луцато (один из крупнейших
Учителей Торы, великий каббалист; Италия - Эрец
Исраэль, 18-й век) в своем основополагающем
труде Дерех А-Шем. - Даже если
Всевышний судит народ, Он делает это только
из лучших побуждений. Он - не карает. То, что
мы называем «наказанием», в системе Его
правосудия (мида кенегед мида - мера за
меру) имеет «терапевтическую» цель. По сути
своей, это - не зло, даже если наказание -
болезненно. Оно всегда - во благо.
Цель зла никогда не бывает
терапевтической. Зло не имеет ни каких-либо
«пропорций», ни ограничений. Творец никогда
не связан со злом.
И все-таки зло этого мира создано
Всевышним. Творец, как описывается в первой
главе книги Берешит, создал его еще
до Сотворения вселенной. Без зла, в мире не
было бы выбора, то есть был бы, но только -
между различными формами добра. В таком
мире человек лишился бы альтернатив, а,
следовательно - самой возможности свободно
выбирать. Если человек изначально
планировался как обладатель свободной воли,
то существование зла в мире - неизбежно и
обязательно.
Итак, Всевышний сотворил зло. Но - в особой
форме. Созданное Им зло - не реальность, а
некая потенциальная энергия, способная
трансформироваться в кинетическую энергию
только в том случае, если ей предоставляют
такую возможность. Творец не хотел, чтобы
люди ассоциировали Его со злом. Ибо Он
всегда ассоциируется с Добром. Постараемся
понять, как работает система Управления
миром, установленная Всевышним.
Зло сродни темноте, а добро - свету.
Отношения между добром и злом сравнимы с
законами взаимодействия света и тьмы. Это
означает, что даже немного света в
состоянии рассеять достаточно плотное
скопление тьмы.
Если мир наполнен светом добра, тьма зла
подавлена и существует лишь в форме
потенциальной силы. Только в том случае,
если люди, воспользовавшись свободой
выбора, решают заменить свет добра на тьму
зла, оно может заполнить мир.
Тора подводит итог шести дням Творения
такой фразой: «И увидел Всевышний все, что
Он создал, и (увидел, что это) хорошо…» (Берешит,
гл. 1, ст. 31).
Иными словами, в момент, когда Всевышний
передал мир человеку, этот мир был наполнен
светом. Тьма была сжата до самых
минимальных размеров.
Если бы Адам не нарушил запрет Творца и не
ел бы плод Древа Познания Добра и Зла, тьма и
зло в этом мире были бы уничтожены.
Именно человек, а не Всевышний,
активизировал потенциальное зло. Человек дал
злу возможность реализоваться и в нем самом
и в мире. Таким образом, из существа, которое
по замыслу Творца должно было олицетворять
добро, человек стал существом, в котором зло
также обрело реальные позиции...
23.11.04
Мы без труда найдем подтверждение этому,
анализируя проявления наших негативных
качеств.
Рассмотрим, к примеру, такую ситуацию.
Человек входит в дом и застает жену с
посторонним мужчиной. Вне себя от гнева,
придя в состояние невменяемости, он убивает
обоих.
Подобные случаи множество раз
рассматривались в суде. Большинство судей
склоняются к тому, что убийство такого рода
требует снисхождения. Не раз бывало, что
человека, совершившего тяжкое преступление
в состоянии аффекта, прямо из зала суда
отпускали на свободу.
Если через некоторое время спросить
такого убийцу, как получилось, что он (нередко
это - обычный человек, без особых дурных
наклонностей) пошел на преступление, он
вряд ли даст своему поступку какое-либо
разумное объяснение. В конце концов, жена -
не собственность мужа, а самое главное -
никто не имеет права отнять у другого
человека жизнь, даже обманутые и
оскорбленные. Вместе с тем, мы осознаем, что
не разум толкнул человека на убийство, но -
гнев, безотчетное чувство, которое
захватило его и лишило контроля над
собственными действиями. Это - наиболее
типичный пример проявления зла в человеке.
Люди, никогда не совершавшие преступлений,
прочитав в газете о таком убийстве,
испытывают отвращение и ужас. Ибо всем нам
знакомо ощущение гнева, заполняющего все
человеческое существо.
Кому из нас не ведомы застревающие внутри
чувства гнева и разочарования, которые
время от времени выплескиваются на близких
нам людей, причиняя им душевную боль и
страдание? Конечно же, испорченное другому
настроение несравнимо с убийством. Но и это
- пример разрушения во имя самого
разрушения. Такое поведение тоже -
неподотчетно разуму. И это, несомненно -
проявление гнездящегося в человеке зла. Разница
между нами и убийцей лишь в уровне
интенсивности порожденных злом чувств.
Шекспировская история любви Ромео и
Джульетты - еще один пример проявления зла,
которое мы склонны понять и которому готовы
сочувствовать. Осознав, что родители
никогда не дадут согласия на их брак,
молодые люди лишают себя жизни. Изложим
ситуацию на языке эмоций. В конечном счете,
она выглядит так: если мое желание любить не
может быть немедленно удовлетворено, я
уничтожу и объект моей любви и себя. Это -
достаточно известное в нашем обществе
явление, хотя и не в столь экстремальной
форме.
Многие люди ради удовлетворения своих
романтических устремлений, готовы
расторгнуть брак, тем самым, обрекая на
страдания своих детей, жен и себя. И в таких
случаях разум не контролирует чувства. Это -
также проявление зла, с которым мы
постоянно сталкиваемся в жизни.
24.11.04
Одно из наибольших зол, которое открывает
возможность реализации других
потенциальных форм зла - эгоцентризм
человека. Когда человек ощущает себя так,
будто он - центр вселенной. Эта ошибочная,
гипертрофированная оценка своего места в
мире выдвигает на первый план
удовлетворение его эгоистических желаний.
Тут схема такова: если я чего-то хочу,
достижение моей цели может оправдывать в
моих глазах любые средства, даже если мне
придется причинить кому-то неприятности и -
страдания. В мире, созданном Всевышним, где
все имеет высший, далеко не всегда понятный
нам смысл, такое отношение к жизни, по
меньшей мере - абсурдно.
Совершив проступок (ослушавшись Творца),
Адам как бы открыл путь различным
проявлениям зла в мире. Главные из них -
идолопоклонство, убийство и прелюбодеяние (когда
человек вступает в запретную интимную
связь). На все связанные с этим действия
Тора накладывает строжайший запрет. Тот,
кто уступил своим порочным наклонностям
и нарушил эти запреты, становится
вместилищем зла, которое побеждает в нем
доброе начало. То есть такой человек
становится - злодеем, по крайней мере, на
время. Ибо у него все же остается
возможность раскаяться и вернуться на пути
Творца…
Теперь мы, пожалуй, готовы к тому, чтобы
проанализировать опасениям Яакова и
попытаться понять, чего именно он боялся.
Яаков боялся Эсава, потому что его брат-близнец
был воплощением зла. Ему ничего не стоило
уничтожить Яакова и всю его семью - лишь бы
отомстить за то, что в свое время у него
якобы отняли право первенца (как будто бы не
сам он продал его за чечевичную похлебку).
На уровне разума подобные устремления -
необъяснимы. Но Эсав руководствовался не
подотчетными разуму злыми силами
разрушительного гнева. Поскольку в мире
присутствует и добро и зло, проявления
такого рода зла - возможны. И человек
обычного духовного уровня бессилен против
него и нуждается в защите Всевышнего.
Только величайшие праведники (на иврите - цадиким),
находясь на столь высоком духовном уровне,
что становятся средоточием добра, могут в
каком-то смысле не бояться сил зла. Ибо зло
не способно проникнуть в среду, наполненную
светом добра. Когда зло контактирует с
такой средой, оно сжимается до минимума,
начиная представлять собой лишь
потенциальную силу, которая, сама по себе,
не может кому-либо навредить. Зло источает
энергию лишь в «пространстве», где свет
добра недостаточно активен.
Яаков, как отмечают наши Учителя, был
скромным человеком, а потому не был уверен,
что он и его семья достигли того уровня
духовного совершенства, когда зло Эсава не
может причинить вред. Поэтому, считал он,
без защиты Всевышнего они - уязвимы для сил
зла. А поскольку Яаков опасался, что защиты,
некогда обещанной ему Всевышним он, вполне
вероятно - не заслуживает. Вот он и боялся
мести Эсава.
Вспомним, однако, о том, что мы говорили об
Аврааме (см. выше). Почему он вступил в спор с
Творцом по поводу Сдома? Ведь речь шла о «тотальном»
уничтожении города, включая праведников,
которые должны были погибнуть вместе с «нечестивцами»,
а такое уничтожение, как мы выяснили,
характерно для неподвластных Разуму сил
зла.
Смысл «пререканий» Авраама с Творцом
состоит в том, что Авраам твердо знал -
Всевышний не может осуществлять действия,
свойственные силам зла, и выражал
беспокойство по поводу того, что «поголовное»
уничтожение населения города бросит тень
на великое Имя Всевышнего. И - надежду, что
силы добра, сосредоточенные в душах
немногочисленных праведников Сдома в
состоянии, быть может, рассеять тьму зла.
Всевышний же предупредил Авраама, что
плотность темноты в «атмосфере» города
такова, что ее не пробить слабым лучикам
света. И нет другого пути, кроме проявления
атрибута Правосудия (о том, что люди
собственным поведением активизируют силы
зла, нам уже известно).
25.11.04
Отношение между Яаковом и Эсавом имели ту
же динамику, что и взаимодействие добра со
злом. Метафорой такого взаимодействия
становится, как говорится в Талмуде (трактат
Мегила, лист 6), описание отношений
между двумя городами: святым Иерусалимом и
Кесарией (город, который во времена Второго
Храма был во власти римлян и считался
местом, где царили распущенность и порок).
Их противостояние настолько обострилось,
что, в конце концов, один из этих городов
неминуемо должен был пасть.
«Если кто-то скажет вам, что и Иерусалим и
Кесария - в руинах, не верьте, - пишет в
Танахе пророк Иехезкель. - Если кто-то
скажет вам, что оба города - на подъеме, не
верьте. Но если кто-то скажет, что Кесария - в
руинах, а Иерусалим - процветает или
наоборот: Иерусалим - в руинах, а Кесария
процветает, можете верить этому... (книга
пророка Иехезкеля, гл. 26, ст. 2).
О том же написано в Торе, - подчеркивает
рав Нахман бар Ицхак, цитируя: «И сказал
Всевышний ей (Ривке) - два народа во чреве
твоем, и два народа из утробы твоей
разойдутся; и народ народа сильнее будет...»
(Берешит, гл. 25, ст. 23).
История рождения и противостояния Эсава и
Яакова отражает общую картину
противоборства добра и зла.
Эсав - воплощение зла. Он, по замыслу
Всевышнего, появился на свет первым. И стал
испытанием, которое Яакову предстояло
выдержать. Чтобы выжить, Яакову надо было
одолеть олицетворенные в Эсаве силы зла.
Как любое зло, Эсав в определенном смысле
«неподотчетен» Творцу. Его мощь
увеличивается или уменьшается в
зависимости от количества света, который
привносит в мир Яаков.
Когда интенсивность света, порожденного
отношениями между Яаковом и Всевышним,
слабеет и становится ниже определенного
уровня, зло Эсава набирает силу - до
неистовой ярости. Обретая способность
причинять вред Яакову и его потомкам,
сокрушая праведников вместе с грешниками.
Результатом может стать массовое
разрушение, катастрофа.
Добро всегда - персонально. Для человека,
умеющего сдерживать себя и ставить себе
определенные рамки, богатство может быть
благом. Человеку импульсивному оно может
принести несчастье.
Зло всегда обезличено, его цель -
разрушение всего, что встречается на его
пути. Злу безразлично, кого уничтожать. В то
же время добро, исходящее от Всевышнего,
всегда точно отмерено и отрегулировано.
Еврейский народ пережил множество
бедствий. И личного и общенародного
масштаба. Личные проблемы - всегда
результат проявления атрибута Правосудия
Творца. Такого рода трудности неизменно
имеют терапевтическую природу и даются
человеку в соответствии с принципом - мида
кенегед мида («мера за меру»).
Крупномасштабные разрушения, катастрофы -
всегда результат проявления сил зла.
Всевышний заповедал Адаму бороться со
злом. Обязанность продолжать эту борьбу,
выраженную в заповеди вести войну с
Амалеком, унаследовал и еврейский народ.
Ведь Амалек, с точки зрения концентрации
сил зла - прямой преемник Эсава. В Торе об
этом сказано: «...вот рука - на престоле
Всевышнего… война у Всевышнего против
Амалека - из рода в род» (Шемот, гл. 17,
ст. 16).
Рука Амалека все время тянется к трону
Всевышнего. Однако Творец может уничтожить
его только одним способом - полностью
уничтожив зло в мире. Но тогда человек
лишился бы свободы выбора. А это означало бы,
что у мира отнята цель его существования.
Поэтому обязанность бороться со злом лежит
на нас - не на Творце.
Каждому из нас, прежде всего, следует
научиться контролировать зло в себе. Это
возможно, если мы будем выполнять заповеди
Торы. Если мы сумеем рассеять поселившуюся
внутри нас тьму - зло нашего мира тоже
попадет под контроль разума. Свет
цивилизации рассеет тьму примитивного
порыва к разрушению…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|