New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Ваишлах”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 - гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой,
к Эсаву, брату своему...”.
И послал на иврите - ваишлах .
Обсуждение главы
Ваишлах
07.12.03
Наша недельная глава рассказывает историю противостояния Яакова и Эсава. Тора
очень детально описывает, как Яаков готовился к встрече с братом.
Яаков начал с того, что попытался узнать настрой Эсава .
Для этого он отправляет к Эсаву посланцев - под видом того, что хочет известить
его о своем прибытии в Эрец Исраэль.
Посланцы вернулись с тревожным сообщением: выслушав их, Эсав немедленно
поднял своих людей и пошел навстречу Яакову. В его отряде -
400 человек.
Яаков был обеспокоен новостью. Он обратился к Всевышнему с молитвой: «О,
избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава, ибо я боюсь его: может быть, он
придет и убьет меня и мать с детьми»
(Берешит,
гл. 32, ст. 12).
Такое отношение Яакова к встрече с Эсавом - его опасения, неотложная
потребность в защите Творца, вероятно, озадачивает. Ведь Яаков к тому времени
уже получил от Всевышнего два обещания: охранять его и защищать.
Первое дано было Яакову в самом начале его путешествия в Падан Аром - перед
тем, как он оставил Израиль. Как сказано:
«И
вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда бы ты ни шел; и возвращу тебя в землю
эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе»
(Берешит,
гл.
28, ст.15).
Быть может, поскольку это обещание было дано Всевышним за двадцать лет до
описываемых в нашей главе событий, оно устарело?
Но второе обещание о защите дано относительно недавно: вместе с повелением
покинуть дом Лавана и возвратиться на родину. Из текста обещания очевидно, что
Яакову гарантирована безопасность на пути в Землю Израиля: «И сказал Всевышний
Яакову: возвратись в землю отцов твоих, на родину твою; и Я буду с тобою»
(Берешит,
гл. 31, ст. 3).
Невольно возникает вопрос: надо ли было Яакову, при таких гарантиях,
тщательно готовиться к встрече и чего-то бояться?
Из содержания молитвы Яакова видим, что и сам он воспринимал обещания Творца
как гарантию своей безопасности. Он говорит: «А Ты сказал - Я буду помогать тебе
и сделаю потомство твое, как песок морской, который неисчислим в своем
множестве» (Берешит, гл. 32, ст. 13).
Если Яаков считал, что обещания могут быть не исполнены, зачем он вспоминает
о них? Если же верил, что они - нерушимы, почему боялся?
Талмуд (трактат Брахот, лист 4) дает этому такое объяснение.
Яаков знал, что ,
порой,
и непреднамеренный проступок способен отменить обещание Творца. Поэтому считать
исполнения обещания Всевышнего гарантированным - неправильно. Творец
«излагает» людям лишь намерения по их поводу. Но они - условны и выполняются
лишь в том случае, если человек заслуживает реализации этих намерений.
Яаков опасался, что мог по случайности сделать что-то неугодное Творцу. А
тогда Его обещание защитить Яакова и его семью будет недействительным.
Такое объяснение трудно принять, - говорит Рамбан (Рабейну Моше
бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец
12-го - начало 13-го вв.). - Тем более, что второе обещание было дано совсем
недавно.
В этой проблеме он усматривает иную грань Истины. Яаков опасался, что
Всевышний не одобряет союз, который он заключил с Лаваном, - отмечает Рамбан,
- потому что Лаван был по сути своей злодеем. Хотя при заключении этого союза, у
Яакова и были самые благие намерения, он, тем не менее, боялся, что именно из-за
этого Всевышний может отменить свое обещание о защите .
Яаков, несомненно, не собирался противостоять воле Всевышнего. Договариваясь
с Лаваном, он действовал как богобоязненный человек и в соответствии с его
пониманием мира и своих обязательств перед другими людьми. Откуда же это
ощущение, что его положение в глазах Всевышнего настолько пошатнулось, что он не
может больше рассчитывать на Божественную защиту?
Возникает и другой вопрос: как вообще человек может надеяться и полагаться на
защиту Всевышнего?..
08.12.03
Чтобы понять, как можно полагаться на защиту Творца, нам следует рассмотреть
очень важную в нашей традиции концепцию. Эта концепция заключается в том, что
человек, который хочет чего-то достичь ,
должен приложить к этому максимум усилий. И тогда Всевышний поможет ему.
К примеру в Талмуде сказано: доход человека определяется на год между
праздниками Рош а-Шана; в эту сумму не входят затраты на соблюдение шаббатов
и еврейских праздников и суммы, которые он тратит на обучение детей Торе
(трактат Беца, лист 16).
Тут мгновенно возникает вопрос: если наш доход уже определен, независимо от
того, что мы делаем, чтобы обеспечить «прожиточный минимум», то зачем вообще
ходить на работу? Почему бы не углубиться в изучение Торы и служение Всевышнему,
и просто подождать, пока на счет начнут поступать деньги?
Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Давайте рассмотрим, к
примеру, концепции, выдвинутые Рамхалем (раби Моше Хаим Луцато - один из
крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия - Эрец Исраэль, 18-й
век; им написаны десятки книг )
в его работе Дерех Ашем (ч. 2, гл. 3) и Виленским Гаоном (раби
Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном -
почетнейший титул - за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) -
в его книге Эвен Шлема (гл. 1).
Идея Рамхаля состоит в том, что все мы посланы в этот мир, в основном, для
того, чтобы совершенствовать себя и свой характер.
С одной стороны, мы похожи друг на друга, и потому Всевышний дал всем нам
одни заповеди, которые мы должны выполнять. С другой - мы все очень разные. И
наша жизнь устроена так, что каждый из нас сталкивается с теми обстоятельствами,
которые подтолкнули бы нас к мысли о необходимости изменить свой характер. Все
складывается таким образом, что мы вынуждены делать что-то, что исправит то, что
в нас заложено и подлежит исправлению.
Положим, я работаю в таком месте, где начальник - тяжелый человек и постоянно
меня унижает. Часто я вынужден поступаться своей гордостью, сдерживать себя - из
боязни потерять работу. Возможно, я был послан в этот мир именно для того, чтобы
усовершенствовать свою способность быть терпеливым.
Справляясь с ситуацией, в которой я оказался, я выполняю мою духовную задачу
и Всевышний «оплачивает» мои усилия, обеспечивая меня достойным заработком. Мой
доход приходит от Творца, а не от начальника, но я должен работать в
определенном месте, чтобы его получать, потому что на самом деле, я делаю
работу, предназначенную мне Всевышним по самоусовершенствованию. Сколько усилий
я прикладываю, чтобы выполнять свои служебные обязанности, принципиального
значения не имеет. Мой заработок не превысит тот, что был мне назначен в Рош
а-Шана. Но я должен работать над задачей, которую Всевышний передо мной поставил
- чтобы получить то, что мне было назначено.
И все же, несмотря на то, что было здесь сказано, человек не должен тратить
все свое время только на заработки, обеспечивая свое физическое выживание. Его
главная цель - духовное развитие, постижение Мудрости Творца. Яркой тому
иллюстрацией служит пример поколения пустыни: люди питались манном,
который посылался Небесами и не было у них нужды заботиться о пропитании; их
одежда не снашивалась и жили они в климате, который контролировался облаком
Славы Всевышнего. Все свое время они, под руководством Моше, посвящали изучению
Мудрости Всевышнего...
09.12.03
В современном мире человек выбрал такое существование, когда он должен
зарабатывать, чтобы выжить. В Талмуде об этом сказано так.
Сказал раби Шимон бен Элизар: «Видели ли вы когда-нибудь животное или птицу,
которые занимались бы торговлей? И, тем не менее, они существуют. Им не нужно
для этого тяжело работать. Они были созданы, чтобы служить мне, а я создан,
чтобы служить Всевышнему. Разве не следует из этого, что я должен поддерживать
свое существование, не напрягаясь? Но вот я забросил свои дела и лишился средств
существования…» (трактат Кидушин, лист 82).
Но разве это не противоречит идее, что наша работа - необходимое средство для
совершенствования своего характера?
На это наша традиция отвечает: необходимость самоусовершенствования появилась
после того, как Адам нарушил запрет Творца.
Когда Адам ел плод Древа Познания Добра и Зла ,
он впустил в
себя зло. При этом, он зло проникло не только в характер человека, но и - во
вселенную.
Учителя объясняют это явление таким образом. Слово «знания» на иврите -
даат, что означает также - «соединяться». И получается, что познание зла -
это и «соединение» с ним.
Создавая человека, Всевышний вложил в свое создание только добро. Поэтому у
человека не было необходимости усовершенствовать свой характер. Творец запретил
Адаму касаться плода Древа Познания Добра и Зла, чтобы в его сущность не
проникло зло. Соединение человека со злом - результат человеческого выбора.
Человек изъявил желание попробовать вкус зла, отведав плод, выросший на Древе
Познания. Мир изначально поддерживал существование человека в расчете на
абсолютное добро. Но когда в нем появилось зло, оно тоже должно было получать
поддержку. Поэтому и существует зло в мире.
Прочтем, что сказал Адаму Всевышний, когда Адам нарушил запрет: «...проклята
земля из-за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей. И терния и
волчец произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травой. В поте лица
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо - прах
ты, и в прах возвратишься» (Берешит, гл. 3, ст. 17).
Именно смешение добра и зла спровоцировало необходимость тяжело трудиться,
прикладывать усилия, чтобы добывать пропитание. Сегодня, когда добро и зло
соседствуют друг с другом, человек обязан, не покладая рук, работать над тем,
чтобы отделить добро от зла. И это - непросто.
Более того, изначально человек сам выбрал такой путь. Однако впоследствии
труд стал условием его выживания. Это - уже не предмет выбора. И тут важно
различать работу во имя выживания и необходимость соблюдать заповеди Всевышнего.
Творец возложил на нас бремя соблюдения законов Торы. Но оставил это на наше
усмотрение. Если человек принимает решение не соблюдать заповеди Торы, это не
станет прямой угрозой его способности к выживанию. Это вопрос - духовной награды
или наказания. К физическим субстанциям жизни и смерти это отношения не имеет.
Итак, Всевышний предоставил человеку возможность выбрать, соблюдать заповеди
или не соблюдать. В отличие от этого, необходимость трудиться - данность,
которая - вне свободного выбора. Впустив в себя зло, человек обязан его
исправлять. Каждый человек. Что же касается неправильного выбора, тут надо
подчеркнуть, что наказание Творца всегда несет в себе излечение от порока, из-за
которого это наказание получено.
Авраам и Ицхак получили свое богатство чудесным образом, не прилагая к этому
ни малейших усилий. Яаков же работал 20 лет, пас стада своего дяди Лавана, и
этим заработал богатство. Лаван был «трудным начальником». При каждом удобном
случае ловчил, пытаясь запустить руку в достояние, заработанное Яаковом. Однако
опыт работы у Лавана дал Яакову возможность понять, что между богатством и
помощью Всевышнего существует прямая связь. Это понимание глубоко вошло в душу
Яакова. Он осознал, что не труд принес ему богатство, а помощь Всевышнего. Но он
должен был трудиться, чтобы получить эту помощь.
Яаков первым сделал это открытие. Он лишил еврейский народ иллюзии, что наше
материальное благосостояние - результат наших усилий. Мы трудимся во имя
Всевышнего, а не для того, чтобы заработать на хлеб.
10.12.03
Яаков всю свою жизнь трудился над тем, чтобы отделить себя от зла.
Он порвал отношения со своим братом Эсавом. Он увел своих жен от их отца
Лавана и, наконец, ему пришлось противостоять соперничеству, которое возникло
между его сыновьями. Каждому из них он помог найти свое место в жизни.
Неслучайно, при встрече с фараоном, он, подводя итог своей жизни ,
говорит ему: «…Дней жизни моей сто тридцать лет; …злополучны были дни жизни
моей, и не достиг я возраста отцов моих во время их жизни» (Берешит,
гл. 47, ст. 9).
Наконец, мы, видимо, готовы к тому, чтобы понять отношение Яакова к обещаниям
Всевышнего и разрешить возникшие у нас вопросы (см. выше) .
Будучи пророком, Яаков представлял себе всю грандиозность его жизненной
миссии. Он понимал, что его роль - внедрить в сознание еврейского народа модель
поведения, согласно которой, вверяя собственную судьбу Творцу, человек обязан
трудиться, прикладывать усилия к тому, чтобы познавать Его Мудрость. И все, что
происходило с ним, он рассматривал с этой точки зрения.
Перед теми, кто хотел бы положиться на обещания Всевышнего, не прилагая
усилий, возникает серьезная проблема. Если человек не выполнил свою работу - для
того, чтобы заслужить осуществление обещаний Творца, он не может рассчитывать,
что эти обещания для него воплотятся в жизнь. Возможно, они будут реализованы в
одном из следующих поколений. Если этого заслужат потомки.
Обещание Всевышнего освобождают человека от необходимости бороться за то, что
это обещание гарантирует. Но поскольку борьба - только средство для исправления
порока в человеке и в мире, а исправление (как обещано Творцом) неизбежно
произойдет, попытка отложить работу по собственному усовершенствованию будет
означать, что исполнение обещания Всевышнего тоже будет отложено.
Если бы Яаков полагался на обещания Всевышнего и выбрал в противостоянии
Эсаву легкий путь, он просто отложил бы столкновение с братом. Или же - вообще
оставил бы эту заботу будущим поколениям. Но, с другой стороны, если он решает
приложить усилия и противостоять Эсаву сейчас, он снимает с будущих поколений
обязанность предпринимать усилия, чтобы осуществить то, что он не сделал. Своим
решением Яаков дает пример, которому должны следовать будущие поколения. На
самом деле Яаков как будто говорит: «Я знаю, Творец, что могу положиться на Твое
обещание, но боюсь, что не заслужил Твою защиту. Если я должен бороться со злом
в моей душе - с тем самым злом, которое Эсав представляет во внешнем мире -
лучше уж я проделаю эту работу сейчас».
Выбор Яакова - решение бороться с Эсавом, вместо того, чтобы просто
положиться на обещание Творца защитить его и его семью, оказалось для еврейского
народа очень важным прецедентом. Самая долгая борьба, которую вел
еврейский народ в течение столетий - это борьба против Эсава и всего того, что
он собой являет.
Мы только что завершили миллениум. Календарь, по которому мы сделали этот
отсчет, начал новую историческую эру. Наше последнее изгнание началось
приблизительно 2000 лет назад - с разрушением Второго Храма. Это изгнание иногда
называют «диаспорой Эдома» (так называют Эсава). Потомки Эсава идентифицируются
с Эдомом (Римом). Внуки Эсава основали Рим, и это была Римская империя, которая
разрушила Второй Храм и подвергла евреев изгнанию. Структура Римской империи
была такова, что именно оттуда по всему западному миру распространилось
христианство. А христианство стало духовной силой, стоявшей за антисемитизмом,
с которым еврейскому народу приходится сталкиваться и в наши дни .
Необходимость потомков Яакова (мы называем себя вторым именем Яакова -
Исраэль) бороться с потомками Эсава проистекает из того, что Яаков получил
предназначенное Эсаву благословение обманным путем. До тех пор, пока народ
Израиля не докажет, что он реально заслуживает благословение Всевышнего, потому
что - морально достойнее Эсава во всех отношениях, присвоение благословения
Эсава и захват места, принадлежащего ему по праву первородства, не может
рассматриваться как ,
безусловно,
легитимное.
Эсав имеет претензию к еврейскому народу. И действительно, претензия христиан
к евреям, которую они пронесли сквозь столетия ,
заключается в том, что они пытаются присвоить себе «избранность» - стать
избранниками Всевышнего, вместо народа Израиля…
11.12.03
Традиция сообщает, что, готовясь к встрече с Эсавом, Яаков отправил ему
щедрые дары. Помолился Всевышнему, прося о помощи. И все же подготовился к войне
- на «крайний случай», если Эсав, несмотря ни на что, решится напасть на стан
Яакова.
Встретившись с братом, Яаков
не менее семи
раз поклонился Эсаву,
называя его - «господин мой».
Все эти действия и есть модель поведения, которую Яаков, следуя своему
предназначению, должен был внедрить в сознание своего народа. По «схеме» -
«только усилия человека могут гарантировать ему защиту и помощь Творца».
С тех пор евреи для противостояния с Эсавом (Эдомом) пользуются методом
Яакова. Эта модель, несомненно, повлияла на формирование коллективного характера
еврейского народа .
В течение двух тысяч лет евреи неоднократно «одаривали» Эсава. Еврейские умы
и еврейские деньги сыграли неоценимую роль в развитии нееврейского мира.
Закономерно возникает вопрос: что за необходимость была в том, чтобы
возводить «подкуп», по сути, в ранг еврейского закона?
Логическим обоснованием этого может служить факт, что Яаков, хитростью
овладев благословением, которое предназначалось Эсаву, не был заинтересован в
материальных благах, этим благословением гарантированных. Не раз на протяжении
истории евреи доказывали, что благословение было «отнято» Яаковом у брата с
одной целью - чтобы он и его потомки могли служить Всевышнему во имя
человечества. Поэтому и живет в народе Израиля готовность отдать материальные
блага неевреям.
Яаков поклонился Эсаву семь раз, продемонстрировав, что готов подчиниться
власти Эсава - до дней грядущего избавления.
Это - урок всем евреям на века. Мы, потомки Яакова, в этом мире не можем
рассчитывать на уважение неевреев. Мир был создан за шесть дней (седьмой -
день, когда Творец «отдыхал»). Еврейская традиция учит, что в таком же,
«физическом измерении», мир просуществует - шесть тысяч лет (во всяком случае,
не более - подробнее об этом см. в разделе «Спроси у раввина», ответ -
«Что
будет, когда придет Машиах»). Поэтому до «избавления» мы не должны
стремиться стать «главными». Напротив, формально, если так складываются
обстоятельства, нам следует с покорностью принимать, «власть» неевреев .
Евреи хорошо усвоили этот урок. Свидетельство этому - многострадальная история
нашего народа. И в экстремальных ситуациях евреи во всех бедах винили только
себя, не предъявляя претензий Эсаву и его последователям.
История доказала состоятельность модели Яакова на практике. Еврейский народ
не «потерялся», не сгинул в изгнаниях. Всегда находился «добрый» правитель,
готовый принять еврейских беженцев, спасающихся от преследователей.
Евреи жили и живут во многих странах мира. Еврейские беженцы почти в любой
точке земного шара могут рассчитывать на помощь и поддержку своих уже устроенных
собратьев.
Извлеченный из модели Яакова урок в данном случае заключается в том, что не
следует искать стабильность и безопасность у представителей «земной власти» .
И, наконец, как мы помним, Яаков молился Всевышнему. И при этом говорил:
«Недостоин я всех милостей и благодеяний, которые Ты дал рабу Твоему»
(Берешит,
гл. 32, ст. 11).
То есть он молил Всевышнего помочь ему, чтобы его усилия увенчались успехом.
Молил о том, чтобы Творец позволил ему выжить. Это - вместо того, чтобы просто
просить о защите.
Нет, не Эсава боялся Яаков. Это был страх перед грядущими испытаниями,
которые, как предвидел Яаков, придется пережить, чтобы победить Эсава. История
еврейского народа за последние 2000 лет - это, по сути, история его
противостояния с Эсавом. Это - книга, полная трагедий.
Но одновременно это - удивительная история о великой силе еврейской веры.
Вера еврейского народа в его предназначение за века не пошатнулась.
Еврейская вера - уникальна. Она не боится результата. Евреи знают, каким он
будет - избавление было обещано Творцом. Опасаются они одного - хватит ли сил
осуществить то, что от них требуется, чтобы достичь этого результата.
У нас нет сомнений, что Всевышний выполнит свое обещание. Но мы знаем, что мы
должны удостоиться его. Мы знаем, что «малы мы и лишь одной Милости Творца - не
достаточно». Поэтому и страшимся высокого пика, на который нам нужно подняться,
чтобы достичь цели …
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|