ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

25.11.2024, 24 Heshvan, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. Почему малахим и почему — два?

Наша недельная глава начинается того, что Яаков отправляет посланников к своему брату Эсаву (Берешит, гл. 32, ст. 4).

В Мидраше говорится, что посланниками были малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). Настоящие малахим

В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, откуда известно, что это были малахим? И во-вторых — зачем понадобилось отправлять к Эсаву двух малахим, почему Яаков не ограничился одним?

Отвечая на эти вопросы, Мидраш отмечает, что посланники Якова направились по двум адресам: один пошел к Ицхаку — проверить, не там ли находится в данный момент Эсав, другой — в страну Эдом, где жил Эсав. 

Это служит косвенным доказательством, что посланниками были — именно малахим.

Известно, что для выполнения заданий в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) и за ее приделами нужны были разные малахим. Тех, что могли пойти с поручением в Израиль, нельзя использовать за границей. Ицхак жил в Эрец Исраэль, а Эдом находился за ее приделами. 

Так, что факт, что посланников было двое, свидетельствует, что речь идет о малахим. Ведь человек мог сначала пойти в Эдом, и если, допустим, Эсава там не застанет — отправиться на его поиски в дом Ицхака. Но малах, побывавший в Эдоме, уже не мог пойти в Эрец Исраэль. Поэтому Яакову понадобились два посланника.

Теперь остается выяснить, почему сказано, что малахим были настоящими?

В нашей молитве «Унетане токев», которую читают в Рош а-Шана и Йом Кипур, есть такие слова: «И будут трепетать малахим, и скажут — наступает День Суда!». 

На первый взгляд, отчего, казалось бы, трепетать малаху? Ведь он просто выполняет Волю Творца.

Учителя разъясняют, что малахим в определенном смысле — творение рук человеческих. Люди создают их, выполняя заповеди и совершая добрые дела.

То есть можно сказать, что сыны Израиля, своими поступками порождают «ангелов». Если человек допускает нарушение — рождается ангел-обвинитель. Если выполняет заповеди — появляются малахим-защитники.

Но ведь заповеди можно выполнять — по-разному. Кто-то вкладывает в духовную работу всю свою душу. Кто-то — относится к заповедям «формально» и осуществляет их, что называется, «спустя рукава».

Если заповедь выполняется «технически», без стремления реализовать ее наилучшим образом, то и малах рождается — ущербным. Понятно, что такой малах трепещет в ожидании Судного Дня… 

Из Торы мы знаем, что Яаков служил Всевышнему всей душой и сердцем, прикладывая к выполнению заповеди максимально возможные усилия. Поэтому и сотворенные им малахим были — совершенными, без изъянов. Поэтому Мидраш и называет их — «настоящими».

 

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века) и

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

2. Красный в красной стране

 

В нашей недельной главе читаем: «И отправил Яаков посланников пред собой к Эсаву, брату своему, на землю Сеира, в поле Эдома» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Почему Тора в таких подробностях уточняет конечный пункт в маршруте посланников Яакова — «земля Сеира, поле Эдома»? Почему нельзя было просто сказать, что он отправил посланников к Эсаву?

Этот вопрос тесно связан с другим — почему Яакову было так важно отобрать у Эсава первородство?

До того как был построен Мишкан (Переносной Храм в пустыне) можно было служить Всевышнему, используя мизбеахи (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»). Их разрешалось строить в любом месте, а роль коэнов выполняли — первенцы.

Эсав был первенцем, ибо первым появился на свет. И Яаков не без оснований полагал, что злодей (каким стал Эсав) не должен вести службу Творцу. Это было бы позором. Поэтому и приложил максимум усилий, чтобы первородство досталось ему, Яакову. 

И все равно непонятно — для чего нужно было так стараться? Ведь сказано в Талмуде, что человек с черной кожей, с красной кожей и альбинос считаются увечными и не вправе вести службу Всевышнему (трактат Бехорот, лист 45). И мы знаем, что Эсава звали — Эдом (то есть — красный), ибо кожа у него была красной, а волосы — рыжими, он носил красную одежду, предпочитал блюда красного цвета и жил в стране Эдом (красной). Обо всем этом написано, в частности, в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.75).

Значит, Эсав, несмотря на то, что был первенцем, не имел права осуществлять служение Всевышнему. И Яакову вовсе не нужно было из кожи вон лезть, чтобы отнять у него первородство.

Но вместе с тем, из другого трактата Талмуда (трактат Сукка, лист 34) мы узнаем, что этрог (особый, напоминающий лимон плод, обычно — желтого), если он — черный, не пригоден для исполнения в Суккот заповеди «арба миним», то есть — о четырех растениях. Ибо черный цвет для этрога — критический недостаток, изъян, не позволяющий использовать этот плод для служения Всевышнему. Общие сведения о данной заповеди можно найти на сайте в материалах, посвященных празднику Суккот (в разделе «Праздники»). 

Впрочем, в процессе обсуждения, Учителя приходят к выводу, что на территории страны Куш, родины этого (черного) этрога, его все же можно использовать для выполнения заповеди. Потому что в этой стране черный цвет у этрога — не изъян.

Теперь вспомним, что до появления Мишкана, как сказано выше, мизбеахи разрешалось возводить повсюду.

Следовательно, Эсав мог возвести жертвенник в своей стране — Земле Эдом. 

По аналогии с черным этрогом, мы можем предположить, что формально Эсаву было бы разрешено служить Творцу на своей территории. Ведь, если черный этрог в стране, где он произрастает таким — приобретает кашерность, то и красному Эсаву в «красной» стране (Эдом), очевидно, разрешено построить мизбеах и осуществлять служение. Поэтому Яаков и отнял у него первородство — чтобы злодей нигде не мог руководить службой Творцу.

Теперь нам понятна такая скрупулезная точность Торы — «И отправил Яаков посланников к Эсаву... на землю Сеира, в поле Эдома». Ведь Эсав по прозвищу Эдом, мог построить мизбеах и служить Всевышнему в стране Эдом. Чтобы этого не произошло, Яаков и получил первородство.

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. Почему малахим и почему — два?

Наша недельная глава начинается того, что Яаков отправляет посланников к своему брату Эсаву (Берешит, гл. 32, ст. 4).

В Мидраше говорится, что посланниками были малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). Настоящие малахим

В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, откуда известно, что это были малахим? И во-вторых — зачем понадобилось отправлять к Эсаву двух малахим, почему Яаков не ограничился одним?

Отвечая на эти вопросы, Мидраш отмечает, что посланники Якова направились по двум адресам: один пошел к Ицхаку — проверить, не там ли находится в данный момент Эсав, другой — в страну Эдом, где жил Эсав. 

Это служит косвенным доказательством, что посланниками были — именно малахим.

Известно, что для выполнения заданий в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) и за ее приделами нужны были разные малахим. Тех, что могли пойти с поручением в Израиль, нельзя использовать за границей. Ицхак жил в Эрец Исраэль, а Эдом находился за ее приделами. 

Так, что факт, что посланников было двое, свидетельствует, что речь идет о малахим. Ведь человек мог сначала пойти в Эдом, и если, допустим, Эсава там не застанет — отправиться на его поиски в дом Ицхака. Но малах, побывавший в Эдоме, уже не мог пойти в Эрец Исраэль. Поэтому Яакову понадобились два посланника.

Теперь остается выяснить, почему сказано, что малахим были настоящими?

В нашей молитве «Унетане токев», которую читают в Рош а-Шана и Йом Кипур, есть такие слова: «И будут трепетать малахим, и скажут — наступает День Суда!». 

На первый взгляд, отчего, казалось бы, трепетать малаху? Ведь он просто выполняет Волю Творца.

Учителя разъясняют, что малахим в определенном смысле — творение рук человеческих. Люди создают их, выполняя заповеди и совершая добрые дела.

То есть можно сказать, что сыны Израиля, своими поступками порождают «ангелов». Если человек допускает нарушение — рождается ангел-обвинитель. Если выполняет заповеди — появляются малахим-защитники.

Но ведь заповеди можно выполнять — по-разному. Кто-то вкладывает в духовную работу всю свою душу. Кто-то — относится к заповедям «формально» и осуществляет их, что называется, «спустя рукава».

Если заповедь выполняется «технически», без стремления реализовать ее наилучшим образом, то и малах рождается — ущербным. Понятно, что такой малах трепещет в ожидании Судного Дня… 

Из Торы мы знаем, что Яаков служил Всевышнему всей душой и сердцем, прикладывая к выполнению заповеди максимально возможные усилия. Поэтому и сотворенные им малахим были — совершенными, без изъянов. Поэтому Мидраш и называет их — «настоящими».

 

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века) и

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

2. Красный в красной стране

 

В нашей недельной главе читаем: «И отправил Яаков посланников пред собой к Эсаву, брату своему, на землю Сеира, в поле Эдома» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Почему Тора в таких подробностях уточняет конечный пункт в маршруте посланников Яакова — «земля Сеира, поле Эдома»? Почему нельзя было просто сказать, что он отправил посланников к Эсаву?

Этот вопрос тесно связан с другим — почему Яакову было так важно отобрать у Эсава первородство?

До того как был построен Мишкан (Переносной Храм в пустыне) можно было служить Всевышнему, используя мизбеахи (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»). Их разрешалось строить в любом месте, а роль коэнов выполняли — первенцы.

Эсав был первенцем, ибо первым появился на свет. И Яаков не без оснований полагал, что злодей (каким стал Эсав) не должен вести службу Творцу. Это было бы позором. Поэтому и приложил максимум усилий, чтобы первородство досталось ему, Яакову. 

И все равно непонятно — для чего нужно было так стараться? Ведь сказано в Талмуде, что человек с черной кожей, с красной кожей и альбинос считаются увечными и не вправе вести службу Всевышнему (трактат Бехорот, лист 45). И мы знаем, что Эсава звали — Эдом (то есть — красный), ибо кожа у него была красной, а волосы — рыжими, он носил красную одежду, предпочитал блюда красного цвета и жил в стране Эдом (красной). Обо всем этом написано, в частности, в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.75).

Значит, Эсав, несмотря на то, что был первенцем, не имел права осуществлять служение Всевышнему. И Яакову вовсе не нужно было из кожи вон лезть, чтобы отнять у него первородство.

Но вместе с тем, из другого трактата Талмуда (трактат Сукка, лист 34) мы узнаем, что этрог (особый, напоминающий лимон плод, обычно — желтого), если он — черный, не пригоден для исполнения в Суккот заповеди «арба миним», то есть — о четырех растениях. Ибо черный цвет для этрога — критический недостаток, изъян, не позволяющий использовать этот плод для служения Всевышнему. Общие сведения о данной заповеди можно найти на сайте в материалах, посвященных празднику Суккот (в разделе «Праздники»). 

Впрочем, в процессе обсуждения, Учителя приходят к выводу, что на территории страны Куш, родины этого (черного) этрога, его все же можно использовать для выполнения заповеди. Потому что в этой стране черный цвет у этрога — не изъян.

Теперь вспомним, что до появления Мишкана, как сказано выше, мизбеахи разрешалось возводить повсюду.

Следовательно, Эсав мог возвести жертвенник в своей стране — Земле Эдом. 

По аналогии с черным этрогом, мы можем предположить, что формально Эсаву было бы разрешено служить Творцу на своей территории. Ведь, если черный этрог в стране, где он произрастает таким — приобретает кашерность, то и красному Эсаву в «красной» стране (Эдом), очевидно, разрешено построить мизбеах и осуществлять служение. Поэтому Яаков и отнял у него первородство — чтобы злодей нигде не мог руководить службой Творцу.

Теперь нам понятна такая скрупулезная точность Торы — «И отправил Яаков посланников к Эсаву... на землю Сеира, в поле Эдома». Ведь Эсав по прозвищу Эдом, мог построить мизбеах и служить Всевышнему в стране Эдом. Чтобы этого не произошло, Яаков и получил первородство.

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Излишние усилия

В нашей недельной главе рассказывается как Яаков отправил посланников к своему брату Эсаву (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Но разве была нужда в этих посланниках? Ведь излишние усилия (на иврите — иштадлут) могут привести к негативным последствием. И мы видим, что то, что Яаков отправил посланников к Эсаву, побудило того выйти навстречу Яакову, что было не безопасно. Неизвестно, чего можно ожидать от такой встречи…

Человек, прилагающий излишние усилия, демонстрирует тем самым недостаток веры в Творца.

В книге Ховот а-Левавот (автор — раби Бахье ибн Пекуда, Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) сказано, что человек, когда он полагается исключительно на собственные усилия или помощь других людей — тем самым лишает себя покровительства Свыше. 

В Танахе об том устами пророка Всевышний говорит: «Два зла совершил народ Мой: Меня, источник живой воды, оставили они... ради водоемов, которые не держат воды» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 13).

Когда человек полагается на силу своих рук, на изворотливость ума и различные ухищрения — он не достигнет желаемого, только зря будет стараться. Ибо ослабнут его руки, и притупиться его разум. Ккак сказано: «Разрушает замыслы хитрецов, и руки их не преуспеют» (книга пророка Иова, гл. 5, ст. 12).

Йосеф просидел два дополнительных года в темнице — за то, что понадеялся на человека больше, чем на Всевышнего. Он просил царского виночерпия замолвить за него словечко перед фараоном (Берешит, гл. 40, ст. 14).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 119) рассказывается об одном очень состоятельном человеке. Ему принадлежали обширные поля, виноградники и стада. Однажды ему предсказали, что всем его имуществом завладеет другой. Чтобы иметь возможность постоянно держать все, что имел под контролем, он все продал, а на вырученные деньги приобрел невероятно дорогой изумруд. И спрятал его в шапку, которую никогда не снимал.

Однажды, когда он шел по мосту, подул сильный ветер, сорвал с него шапку, и та упала в реку. Рыба проглотила изумруд. Эту рыбу на последние деньги купил для субботней трапезы еврей-бедняк. Так еврей-праведник, соблюдавший законы Торы и всецело уповающий на Творца, удостоился богатства.

Следует отметить, что бывший богач, надеясь спасти имущество собственными усилиями, лишь ускорил свое «банкротство». Ведь передать праведнику контроль над всеми полями, виноградниками и стадами, было бы, согласитесь, гораздо сложнее. 

Рассказывается в Талмуде (трактат Сукка, лист 53) и удивительная история о том, как царь Шломо узнал, что двоих его приближенных должен забрать малах а-мавет (в условном переводе — «ангел смерти»). Желая их спасти, царь отослал этих людей в город Луз, поскольку там малах а-мавет не имеет власти.

На следующий день малах а-мавет появился перед Шломо в радостном настроении. 

— У меня была очень сложная задача, — объяснил он. — Мне нужно было забрать души двух твоих приближенных именно в окрестностях города Луз. Но они постоянно находились в Иерусалиме. Если бы не твоя помощь, я, наверное, так бы и не сумел сделать это.

Так усилия, которые приложил Шломо, чтобы спасти своих людей, наоборот — сделали его пособником их гибели.

Братья Йосефа, решив воспрепятствовать воцарению Йосефа, продали его в рабство Египет. А в результате их брат пришел к власти и приобрел влияние.

Подобных примеров, когда прилагают излишние усилия, полагаясь лишь на себя, зачастую приходят к прямо противоположным результатам, можно привести бесконечное множество. В том числе — и в нашей новейшей истории.

Наша история тоже изобилует такими примерами. 

К примеру, арабы не желали мириться с нашим присутствием в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). Но все их усилия — войны, теракты, бойкоты — приводили, в конечном итоге, лишь к увеличению еврейского присутствия, росту еврейского населения в Израиле. 

Так же и евреи. Если надеялись только на свою силу — терпели поражение. Война Судного Дня — красноречивый тому пример. Во время этой войны был нанесен серьезный удар по рукотворным идолам, на которых многие наивно полагались. Эти «идолы» — линия укреплений Бар Лева, разведка, генералитет, ВВС — принесли немало разочарований. А Всевышний, о котором пытались забыть, сжалился над своим заблудшим народом и спас его от серьезной беды. Да так, что даже военные специалисты назвали это спасение — чудом.

Следует подчеркнуть, что речь идет об излишних усилиях, когда человек и вовсе не полагается на Творца. В критических ситуациях человек не должен сидеть, сложа руки, но — действовать, руководствуясь здравым смыслом и надеяться на помощь Всевышнего.

Хороший урок всем нам — подготовка Яакова к встрече с Эсавом. Он, как известно, разбил два лагеря и разместил своих домочадцев частично — в одном из них, частично — в другом. Впоследствии Овадья использовал этот опыт — поделил пророков, спасая их от преследования, на две группы по 50 человек и спрятал их в двух разных пещерах.

Яаков собирался задобрить Эсава подарками. Вместе с тем — молился Творцу о спасении. И не забыл о необходимых мерах предосторожности — на случай, если придется отражать атаку врага.

Такую предусмотрительность в подготовке к опасной и судьбоносной встрече взяли на вооружение многие лидеры еврейского народа в разные времена. Впрочем, и по сей день этот опыт не утратил свою актуальность.

Однако возникает вопрос: как отличить необходимые усилия от — излишних? В каких пропорциях должна сочетаться собственная активность с надеждой на Творца?

Быть может, правильный ответ содержится в книге Эмуна ве-бетахон, автором которой считают Рамбана (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.).

Сказано в ней, что праведник, старается как можно меньше беспокоить Всевышнего, поэтому к решению проблем прилагает усилия сам. Вместе с тем, понимает, что никакими усилиями ничего не добьешься, если на то не будет Воли Творца.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

.

4. Намек понятен только на языке Торы

 

Итак, Яаков отправляет посланников к Эсаву и просит передать ему сообщение следующего содержания: «Так сказал твой слуга Яаков: У Лавана я жил» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание, что гематрия (числовое значение) слова «гарти» («я жил») составляет 613. Это соответствует числу заповедей Торы. Таким образом, Яаков дает понять Эсаву, что, несмотря на то, что он жил у злодея Лавана, он соблюдал заповеди и не следовал дурному примеру.

Но для чего Эсаву нужно это знать?

По мнению Рамбана (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), праотцы выполняли заповеди Торы только на территории, которая впоследствии будет названа Землей Израиля. Эсав поселился за ее пределами — в надежде, что это позволит ему совершать преступления и при этом не выглядеть злодеем в глазах его отца Ицхака. 

Но Яаков разрушает душевный покой Эсава. Втаптывать заповеди в грязь и считать, что всё шито-крыто?

«Я тоже жил за границей, — передает Яаков через посланников. — Но в отличие от тебя, соблюдал все 613 заповедей.   

Но почему Яаков не говорит это прямо? Для чего он использует своеобразные «коды»?

Для того, вероятно, чтобы у Эсава не создалось впечатления, будто бы Яаков унижает его перед посланниками.

Но откуда у Яакова была уверенность, что Эсав поймет намек брата, зашифрованный в послании?

Неким «ключом к шифру» в данном случае, — объясняют Учителя, — служит первое слово послания во фразе — «Так сказал твой слуга».

В оригинале Яаков использует здесь слово «ко», что в переводе с иврита означает — «так». Его употребление — знак, что текст составлен на лашон а-кодеш, то есть на языке Торы, каждое слово и каждая буква которого, содержит в себе разные грани и смысловые пласты. См. на сайте, к примеру, ответ «Вы говорите, что Тору нельзя изучать на русском. А как же ваш сайт?» (№ 4427). Что только на этом языке, вооружившись «инструментами» постижения Торы, и можно понять суть высказывания. Тогда будет ясно, что выражение «гарти» («я жил») нужно прочесть, подсчитав также и его гематрию, которая, как мы уже говорили, равна 613-ти. И это — количество заповедей Торы…

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

5. Два лагеря

 

В нашей недельной главе говорится, в частности, о том, как наш праотец Яаков готовился к встрече со своим братом-близнецом Эсавом. И уже знаем, что он, кроме всего прочего, разбил для своих домочадцев не один, а два лагеря, чтобы разместить их в двух разных лагерях.

«Если Эсав нападет на один из лагерей, — говорит он, — второй уцелеет.

В своем комментарии к данному фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) подчеркивает, что второй лагерь уцелеет в любом случае.

На чем основана такая уверенность?

Чтобы это понять, нужно хотя бы в общих чертах воспроизвести ту логическую цепочку, которую выстроил Раши, исследуя текст нашей недельной главы.

Отсылая сына Яакова из отчего дома к своему брату Лавану, Ривка, прежде всего, надеялась спасти его таким образом от гнева Эсава. У нее не было сомнений, что второй ее сын, Эсав, захочет отомстить Яакову за то, что тот «украл» у него отцовские благословения, получив статус первенца.

Обратим внимание на фразу, которую произносит Ривка, напутствуя Яакова, давая ему материнский наказ. «Для чего мне, — говорит она, — лишаться обоих моих сыновей в один день?» (Берешит, гл. 27, ст. 45).

Из этого следует, что Ривка опасается возможной гибели не только Яакова, но также — и Эсава.

Откуда у нее эти тревожные мысли?

Раши объясняет, что Ривка, обладавшая пророческим видением, знала, что Яаков и Эсав умрут в один день.

Тут надо сказать, что Яаков расположил свои стоянки (два лагеря), как отмечает Раши, далеко друг от друга — на таком расстоянии, на преодоление которого требовался целый день. Сам он остался в первом лагере, то есть — на передовой. Соответственно, второй стан Яакова оказался в глубоком тылу.

Если Эсав решится атаковать Яакова, первым на его пути будет лагерь, в котором находится Яаков. В этом случае возможны два варианта развития событий.

Если победу одержит Яаков — второй стан, как очевидно, непременно сохранится. Ведь на него уже некому будет напасть.

Если же верх возьмет Эсав и уничтожит Яакова — второй стан все равно будет в безопасности. Ведь расстояние между станами составляет день пути. Стало быть, Эсав погибнет по дороге, не добравшись до него. Ибо по пророчеству Ривки, Эсав должен умереть в тот же день, что и Яаков.

Так что, второй лагерь в любой ситуации останется невредимым. 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

    


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Женские болезни и пути улучшения ситуации


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля