New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “ВАЭТХАНАН”
ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 3, ст. 23 — гл.
7, ст. 11
Почему она так называется?
Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».
Умолял на иврите — ваэтханан.
Обсуждение главы Ваэтханан
14.08.05
Если предыдущую недельную главу мы читали в ожидании сурового, трагического
дня — Девятое Ава (см. на сайте
обзор недельной главы Дварим,
пятый годовой цикл), то чтение главы этой недели будет заканчиваться в субботу,
которая носит название — шаббат нехама (в переводе с иврита — «суббота
утешения»).
Именно со слов утешения начинается афтара (значение термина — см. на
сайте
обзор недельной главы Ваикра, второй годовой цикл),
отрывок из Танаха, который будут читать во время субботней молитвы — «Утешайте,
утешайте народ Мой, говорит Всевышний ваш. Обращайтесь к сердцу Иерусалима и
возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от
руки Всевышнего вдвое за все грехи свои» (книга пророка Иешаягу,
гл. 40, ст.1-2).
Много веков назад в эти дни евреи пребывали в отчаянии. Со страхом и болью
думали они о будущем народа Израиля. И вот в этот самый момент (примерно 2600
лет назад) им было обещано возрождение. Пророк сказал им, что будущие разрушения
и изгнания в контексте вечного Союза с Творцом — временные явления.
Однако недельная глава Ваэтханан предлагает еще более глубокое
утешение — такое, которое должно придти сегодня, сейчас. И мы можем его получить
еще до прихода Машиаха (см. на сайте ответ
«Что будет, когда придет
Машиах», раздел «Спроси у раввина»).
Вся недельная глава Ваэтханан ориентирована на то, чтобы
подчеркнуть то огромное значение, которое имеет изучение Торы. Здесь вновь
повторяются Десять Заповедей и слова молитвы Шма, Исраэль, в
тексте которой звучит заповедь обучать детей Торе.
О том, как важно передавать знание Торы из поколения в поколение, мы читаем и
в другом фрагменте нашей недельной главы: «Храните же и исполняйте, ибо это
мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих
уставах, скажут — «как мудр и разумен народ, этот великий народ». Ибо кто это
народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Всевышний наш, при
всяком взывании нашем к Нему? И кто — народ великий, у которого уставы и законы
справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня? Только берегись и
весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои,
и чтобы шли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам
твоим и сынам сынов твоих — о дне, когда ты стоял пред Всевышним твоим, при
Хореве, когда сказал мне Всевышний: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова
Мои, чтобы научились они бояться» (Дварим, гл. 4, ст. 6-10).
Мы — в трауре по разрушенному Храму, потому что его разрушение означало
отдаление от нас Шехины Всевышнего (о значении термина — см. на сайте
ответ
«Шехина — святой дух…»). Эту потерю можно сравнить
только с утратой самого близкого и дорогого человека. Но глава Ваэтханан
говорит нам, что Шехина Всевышнего — с нами, она — в Его Торе. И в этом
мы находим истинное утешение.
Шехина парит даже над двумя евреями, изучающими Тору. Откуда известно,
что Всевышний знает о каждом человеке, которые изучает Тору, и назначает ему за
это награду?
Об этом в Танахе сказано: «Благо — мужу, несущему бремя (заповедей) в юности
своей. Пусть одиноко и молча сидит он, ибо Творец возложил на него это бремя» (Эйха,
гл. 3, ст. 27-28).
О том, что Шехина и после разрушения Первого Храма — с нами, но
проявляется иначе и непосредственным образом связана с процессом постижения Торы,
свидетельствуют многие еврейские источники. И сама эта концепция нам понятна —
через людей, изучающих Тору, Творец устанавливает свое Присутствие в нашем мире.
И здесь существует «обоюдная заинтересованность». Ибо Тора нужна людям.
Благодаря Торе еврейский народ выжил, не растворился в других культурах.
Благодаря Торе народ сохранил духовность, радость, силу, уверенность и мораль,
столь необходимые ему во тьме двухтысячелетнего изгнания.
В этом году в обсуждении недельной главы Ваэтханан мы
сосредоточим внимание на концепции изучения Торы и на том, какое место она
занимает в еврейском мировоззрении…
15.08.05
В Мишне (трактат Авот, гл. 1, ст. 2) говорится, что мир стоит
на трех столпах. Это — Тора, служение Всевышнему и добрые дела.
Личность человека, — пишет
Маѓараль (раби
Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих
основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век),
разъясняя
содержание Мишны —
составлена из трех частей: интеллект (ум); характер, сложившийся на основе шкалы
ценностей, выработанной под влиянием различных факторов; эмоции и побуждения.
Для того, чтобы вселенная продолжала свое существование, человек должен
установить связь с Творцом. Такая связь возможна, когда каждая часть
человеческой личности вступает в контакт с Всевышним. Ибо человек контактирует с
Творцом, когда:
— используя свой интеллект, занимается изучением Торы;
— осуществляет служение Ему, считая, что это — главное дело его жизни;
— совершает добрые дела, вкладывая в них свои положительные эмоции.
Эти три типа связи и есть три столпа, о которых говорится в Мишне.
Поскольку связь с Всевышним, основанная на служении Ему, осуществляется в
полной мере лишь в те периоды, когда есть Храм и в нем реализуются процедуры
приношения, один из этих «трех столпов» после разрушения Храмов (до тех пор,
пока не появится Третий) лишен очень важной составляющей.
Поэтому без Храма возможности человека в установлении и поддерживании связи с
Творцом — ограничены. «Центр тяжести» в осуществлении этой задачи смещается. И
человеческая способность контактировать с Всевышним попадает в полную
зависимость от его интеллекта и побуждений. Она может стать реальностью, только
если человек стремится изучать Тору и уделяет этому достаточно много времени.
Если человеку, изучающему Тору, удается установить связь с Творцом, — пишет
Маѓараль, — все три части его личности «сосуществуют» в гармонии. Интеллект
мотивирует развитие личности, которая, в свою очередь, выражает себя с помощью
эмоций.
Суть той разницы, которая существует между миром до разрушения Храма и миром
— без Храма определена сердцем человека, точнее — ролью сердца во взаимодействии
с нашим миром.
Пока стоял Храм, человек мог контактировать с Всевышним в определенном смысле
— на эмоциональном уровне. То есть — примерно так же, как он общается с
окружающими его людьми. И эта связь с Творцом шла в основном через сердце.
Однако в мире, в котором мы сегодня живем, это «общение» протекает иначе.
Сегодня связь с Всевышним возникает в основном, благодаря человеческому
интеллекту — посредством изучения Торы.
Вселенная и поныне стоит на тех же трех столпах. Но в нашем мире после
разрушения Храма сердце должно следовать за разумом, за интеллектом.
К счастью, «столп», на котором зиждется изучение Торы, независим от того,
есть у нас Храм или нет. Ничто не может разрушить его даже в самые мрачные
периоды изгнания.
Таким образом, мы видим, что в период изгнания еврейский народ способен
поддерживать контакт с Творцом, а, следовательно — и существование нашего мира,
главным образом только за счет изучения Торы…
16.08.05
Изучение Торы имеет два основных аспекта: постижение заповедей с целью их
исполнения и изучение Торы ради нее самой.
Мы знаем, к примеру, что наша традиция освобождает женщин от обязанности
изучать Тору. Однако в своде еврейских законов (Шулхан Арух,
раздел Орах Хаим, гл. 47, параграф 14) сказано, что женщины
ежедневно должны произносить бераху (благословение) на изучение Торы.
Комментаторы объясняют, что в данном случае имеется в виду, что каждый
представитель еврейского народа, включая женщин, должен знать, как правильно
выполнять заповеди. Но единственный способ научиться свободно ориентироваться в
этом — изучение Торы. И получается, что на женщине так же лежит обязанность
изучать Тору — тот ее аспект, который открывает смысл и порядок исполнения
мицвот (множественное число от слова мицва — «заповедь»).
Теперь мы убедились, что обязанность изучать Тору ради нее самой не
предполагает приобретение знаний о том, как надо исполнять мицвот. Это —
второй аспект изучения Торы, приобретение «чистого» знания. Еврейский закон не
требует, чтобы женщина постигала Тору в этом ее аспекте.
Но может ли такое быть? Ведь это, казалось бы, противоречит сути известного
высказывания раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век), которое неоднократно приводится в талмудической литературе.
Процитируем его: «Если кто-то изучает Тору, не имея в виду применить свои знания
в жизни, то лучше бы он погиб еще в утробе матери и не родился совсем» (Иерусалимский
Талмуд, трактат Берахот, глава 1).
Разве «теоретическое» изучение Торы не переплетается со знанием, как
исполнять ее заповеди?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо будет сравнить подход Торы к духовным
знаниям с подходом так называемого «нерелигиозного» мира к знаниям такого рода.
Мир, который условно можно обозначить как «светский» делит знания на «научные
и — «не научные».
«Научный» взгляд на реальность зиждется на идее, что знания поддаются
экспериментальной проверке. Исходя из этого, «научное знание» получает такое
определение: это — накопление гипотез, которые подтверждены практическими
испытаниями. Причем, подразумевается, что такие эксперименты, подтверждающие «научность»
и практическую ценность гипотезы должны давать аналогичные результаты —
независимо от того, кто их проводит, и где их проводят. И еще один принципиально
важный момент: экспериментирование неизменно предусматривает проверку гипотез с
помощью взвешивания, измерения или обнаружения какого-либо явления с помощью
средств, поддающихся количественному определению. И все это — феномены,
являющиеся частью физического мира.
Используя логику «от обратного», так называемые «светские» ученые неизбежно
приходят к выводу, что изучение метафизических явлений по определению — занятие
«ненаучное», ибо проверке — не поддается. Знание, которое проверить невозможно,
не может быть признано, по их мнению — реальностью.
Так с позиций «светской» науки заключение Маѓараля о трех «гранях»
человеческой личности (см. выше), на которых строится связь с Творцом — из
области «метафизики». Оно — «не научно», потому что его нельзя «измерить» и «взвесить»,
нельзя доказать экспериментальным путем…
17.08.05
Конечно, было бы замечательно, если бы мы могли найти реальное подтверждение
существованию Всевышнего и ответ на фундаментальный, волнующий все человечество
вопрос, с какой целью создана вселенная. Но возможности изучить это на «экспериментальной
основе» у нас нет. Поэтому, с точки зрения «светской» науки, эти и подобные им
вопросы навсегда останутся в области «неизведанного».
Излишне говорить о том, что такая точка зрения очень пессимистична. Она
предполагает, что возникновение вселенной — необъяснимая космическая случайность,
а люди обречены на бесцельную жизнь в небольшой точке, называемой Земным шаром,
который крутится вокруг своей оси в бессмысленном космосе.
Каждый человек в поисках ответа на кардинальные вопросы бытия может и должен
руководствоваться собственной интуицией. Но ответы, которые он для себя находит
— скорее, результат его эмоций, движений его сердца, нежели — интеллекта.
Поэтому такие «частные открытия» не удостаивают наградами и не ставят в ряд с
научными достижениями. Кто может гарантировать, что подобные измышления вообще
соответствуют реальности?
Вот и получается, что интеллект человека, поднявший его над всеми другими
творениями вселенной — в мире бесполезен. Нельзя сказать, что интеллект не имеет
никакой ценности. Не, это, разумеется, не так. Интеллект играет решающую роль в
исследовании научных проблем, а по мере того, как накапливаются научные знания о
мире, соответственно, повышаются и жизненные стандарты. Что же касается
разрешения таких извечных человеческих проблем, как поиск смысла и цели
существования мира и человека, тут наш интеллект — бессилен.
У каждого из нас, безусловно, есть возможность принять достижения мысли
великих интеллектуалов прошлого. Пользуясь ограниченными средствами, эти
выдающиеся личности научились проникать в неизмеримые глубины мироздания. И мы
восхищаемся этим. Но для того, чтобы постичь их духовное и моральное понимание
жизни и мира в целом, нам надо очень много работать над собой.
Светский ученый полагается, что находится на гребне научных знаний —
независимо от того, какой областью науки он занимается. Он пытается двигать
науку вперед, встав на плечи великих гигантов прошлых поколений. И в этом,
несомненно, есть рациональное зерно: даже карлик, взгромоздившись на плечи
гиганта, видит дальше, чем сам гигант.
Ответ всем скептикам мы находим в процессе изучения Торы.
Любое усилие по изучению другой реальности извне, особенно при наличии
ограниченных средств для изучения, обречено на неудачу. Чтобы изучать
альтернативную реальность, нужно обследовать ее изнутри.
Когда вы смотрите на деревья и цветы, окружающие вас в этой реальности, у вас
не остается сомнений в том, что они — существуют. Всевышний, зная эту
человеческую «особенность», дал людям Тору, в которой содержится нечто гораздо
большее, чем простой набор инструкций, которыми мы должны воспользоваться, чтобы
выжить в этом мире.
Творец передал человеку всю необходимую информацию, вооружившись которой
он может оказаться внутри духовной реальности и даже — ориентироваться в ней…
18.08.05
Ученый Торы, погруженный в ее изучение, находится внутри духовного мира, и
для него этот мир так же реален, как мир физический.
«Дороги Небес мне так же известны, — говорил Шмуэль (великий
Учитель Талмуда
первого поколения; 3-й век), — как улицы моего родного города» (Талмуд, трактат
Берахот, лист 58).
Только тот, кто всерьез никогда не занимался Талмудом (Устная Тора), может
проявлять скептицизм относительно существования Всевышнего или существования
духовных миров. Человек, который изучает Тору, знает, что она не могла быть «продуктом»
человеческого разума и воображения. Такому человеку известно; что описанный в
ней мир идей и ценностей так же реален, как все, что окружает людей в
материальном мире.
С точки зрения Торы, достижение ученого — это лишь полпути. Разум человека не
может проникать в другую реальность, это действительно так. Ему доступен только
мир физический. Наука достигла таких вершин, что мы можем узнать, что будет
через несколько секунд после Большого Взрыва. Но человеческие знания не могут
перешагнуть через саму точку взрыва. На уровне естественных законов(как мы их
понимаем) невозможно объяснить, откуда и как возникла вселенная. Научные знания
не позволяют нам взглянуть на мир Творца изнутри.
Зная это, Всевышний дал нам интеллект и Тору. Как сказано: «И сказал
Всевышний: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...» (Берешит,
гл. 1, ст. 26).
Выражение «по подобию Нашему», — писал Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот
отрывок — означает, что изначально он наделил человека интеллектом.
Вложив в человека интеллект, отражающий Его собственный, Творец рассчитывал
на то, что люди будут стремиться найти источник этого интеллекта. И не
остановятся в своих поисках, пока не обнаружат его. Всевышний знал, что,
приложив усилия, человек поймет, что его интеллект, должно быть, имеет
определенную цель. И для того, чтобы дать людям возможность осознать, в чем эта
цель состоит, Он дал нам Тору — книгу, в которой содержится вся информация,
необходимая человеку, чтобы построить фундамент для такого рода знаний.
Тот, кто интенсивно изучает Тору, понимает, что только Всевышний мог создать
такую книгу. И, когда человек приходит к этому выводу, он обретает уверенность,
что интеллект дан ему Творцом для того, чтобы он сумел решить стоящую перед ним
трудную задачу. Тут он, чтобы понять цель своего существования, не полагается
лишь на свою интуицию. Его интеллект «укоренен» в реальности, но — устремлен в
духовные миры, устройство которых он в той или иной степени способен постичь,
углубляясь в изучение Торы. И это уже — научное исследование, в процессе
которого интуиция используется только как вспомогательный «инструмент».
На более глубоких уровнях изучения Торы человек, чтобы определить реальность,
использует все доступные ему средства.
Разрушение и изгнание ведут к духовной дезориентации и эмоциональному
опустошению. Чтобы в такой ситуации суметь сохранить моральные ценности и
еврейскую традицию, человек должен хорошо представлять себе смысл реальности.
Чтобы докопаться до Истины, нужно, прежде всего, верить в силу человеческого
разума. И тогда Тора, наше самое большое наше утешение, откроет путь к ней…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|