ШЕМОТ 
"ШЕМОТ"
ШЕМОТ 
Чтение текста
Афтары

"ШЕМОТ"

15.01.2025, 15 Tevet, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать четвертый цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Главы и их знаки

 

Наша недельная глава открывается словами Моше Рабейну: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Наши великие Учителя так организовали чтение Торы, что главу Ваэтханан всегда читают в субботу, наступающую после поста Девятого Ава.

Есть и другие главы, которые привязаны к определенным датам. Наши Мудрецы снабдили их определенными мнемоническими знаками.

Так в субботу перед Песахом, в шаббат hа-Гадоль обычно читают недельную главу Цав, потому что в ее тексте упоминается кашерование посуды, что накануне Песаха становится весьма актуальным. Фраза — «И глиняный сосуд, в котором она варилась, будет разбит, а если в медном сосуде варилась, то будет он вычищен и вымыт водой» (Ваикра, гл. 6, ст. 21) — лежит в основе законов кашерования кухонной утвари. Отсюда выведены многие положения этого раздела.

Знак для запоминания, что перед Песахом читают недельную главу Цав, предложенный Учителями — «пикду у-фисху» (командовали и отпраздновали Песах). Пикду намекает на «цав» (заповедай, прикажи, распорядись), а «писху» — на Песах.

В високосные годы перед Песахом читают недельную главу Мецора, потому что и в ней упоминается кашерование посуды — «И сосуд глиняный, которого коснется имеющий истечение, будет разбит, а всякий сосуд деревянный будет вымыт водой» (Ваикра, гл. 15, ст. 12).

Знаком для этой главы служит — «сигру у-фисху» (закрыли и отпраздновали Песах). Сигру намекает на мецору

В субботу накануне праздника Шавуот, называемого, также Ацерет, читают недельную главу Бамидбар — с тем, чтобы не читать предшествующую ей Бехукотай. Ведь в ней перечислены наказания за нарушение заповедей. А в Шавуот на Небесах выносится решение о плодах деревьев, то есть — присутствуют элементы Суда, накануне которого лучше не давать лишнего повода обвинителю. Ведь чтение о нарушениях и наказаниях — способно активировать меру Суда.

В начале недельной главы Бамидбар говорится о подсчете сынов Израиля. Поэтому знаком для нее выбрали — «мену ве-ицру» (подсчитали и остановили). Подсчет отсылает нас к Бамидбару, а ицру — к Ацерету.

В субботу «Утешения» (шаббат Нехама) после траурного дня поста Девятого Ава всегда читают недельную главу Ваэтханан (и молил). Делается это с тем, чтобы перед Девятым Ава была прочитана глава Дварим, содержащая критику и наставления.

Критика и наставления способные привести к тешуве (раскаянию и возвращение на пути, указанные Всевышним), перед таким днем, как Девятое Ава — и уместны и очень полезны.

Знак для недельной главы Ваэтханан — «цуму ве-цалу» (постились и молились). Цуму намекает на пост Девятого Ава, а цалу — на Ваэтханан (и молил).

Перед Судным днем Рош hа-Шана читают недельную главу Нецавим, в которой рассматриваются аспекты тешувы, необходимой в эти дни.

В обозначении этой недельной главы, «куму ве-тику» (встали и трубили), куму — отсылка к Нецавим (стоите), а трубление в шофар, конечно же, намекает на Рош hа-Шана.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наши дни)

 

 

2. Чтобы молитва была услышана

 

В нашей недельной главе об обращении Моше с молитвой к Всевышнему читаем: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Чтобы молитва была услышана, нужно уподобить себя бедняку, стучащемуся в дверь. Бедняку, пришедшему за подаянием. Как сказано: «С мольбою говорит бедняк» (Танах, Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 18, ст. 23).

Даже если ты считаешь, что то, о чем ты молишь, положено тебе по праву — не уподобляйся истцу, требующему взыскания долга. Будь просителем..

Наши Учителя наставляют нас в словах из трактата Мишны Пиркей Авот (гл. 2, м. 13) — «Когда ты молишься, пусть молитва твоя будет не повинностью, но искренней просьбой о милосердии и мольбой».

Бывает, человеку дали задание прочесть определенный текст. И он читает его, думая о том, как поскорее исполнить обязанность и освободиться.

Так, некоторые приходят на утреннюю молитву с мыслью — «быстрее бы она уже закончилась, чтобы можно было, наконец, заняться своими делами».

Если внешне это и выглядит как молитва — по сути своей такое обращение к Творцу все равно не молитва. Ведь молитва должна быть просьбой, должна быть мольбой.

Об Эсаве в Торе читаем: «И приготовил также и он яства и принес отцу своему, и сказал он отцу своему: Встанет мой отец и поест от добычи сына своего, чтобы благословила меня твоя душа!» (Берешит, гл. 27, ст. 31).

Эсав требует от отца, чтобы он встал и ел, в чем просвечивают наглость и грубость.

Праведники так не разговаривают.

В обращении Яакова к отцу слышится почтение, в его лексиконе присутствует слово «пожалуйста» (см. Берешит, там же, ст. 19). Поэтому, именно Яаков удостоился отцовского благословения.

Всевышний провозглашает Моше: «И помилую Я, когда будет милосердие, и пожалею, когда проявится жалость» (Шемот, гл. 33, ст. 19).

Таким образом, Творец милует того, кто милостив к другим, и жалеет — проявляющего жалость.

С излишне требовательного и непреклонного, Всевышний спросит по максимуму и останется непреклонным в Его требованиях.

Моше стремился научить нас правильно молиться. Поэтому и написано — ваэтханан (и молил). То есть, обращаясь к Творцу, правильно — просить и молить.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

 

3. К кому обращаться в молитве

 

Молитва Моше может служить образцом для каждого из нас. Прочтем еще раз — «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Человеку следует отчетливо и ясно понимать, к кому он обращается с молитвой. Молитва может быть адресована — исключительно Всевышнему.

Особенно об этом нужно помнить, молясь на могиле праведника. Ведь не ему, не праведнику, направляются молитвы. Но молясь Творцу — можно упомянуть о заслугах праведника, который служил Ему всем сердцем.

Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел бедный, побитый жизнью еврей. И рассказал, что у его соседа сплошные несчастья: хронически нет денег, болеют дети и на днях околела корова — единственная кормилица. И этот сосед отправил его к раввину с просьбой помолиться о нем.

— Знаешь что мне напоминает? — пожал плечами Хафец Хаим, — Историю, как один нищий попросил другого, чтобы тот сходил к третьему и уговорил того зайти к богачу, чтобы разжиться копейкой. Ты не находишь, друг мой, что правильнее было бы первому бедняку самому, напрямую, обратиться к богачу, минуя всю эту компанию посредников, и сэкономить на комиссионных? Передай своему соседу, что Всевышний внемлет молитве каждых уст, поэтому он вполне может сам Ему помолиться...

Из нашего фрагмента мы видим, что Моше не искал посредников. Он каждый раз — лично молил Всевышнего, невзирая на отказы.

Написано: "А я – молитва моя Тебе, Творец, во время благоволения» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 69, ст. 14).

Таким образом, становится ясно, что молиться Всевышнему — всегда хорошо. Но особенно действенной считается молитва, произнесенная в час благоволения.

Моше молился Творцу «в ту пору» — в пору, когда Всевышний был особенно расположен внимать молитве.

Самое благоприятное для молитвы — время после урока Торы. Когда человек выполнил заповедь, или совершил доброе дело — ему стоит помолиться. Потому что в это время его молитва желанна, и есть неплохие шансы на то, что она будет услышана.

В полночь, когда человек прочел Тикун хацот (специальные молитвы, которые принято читать после полуночи), погоревал о разрушении Храма и о страданиях Шехины (Присутствие Всевышнего в нашем мире), он тем самым, создал атмосферу особого расположения Создателя, и теперь может перейти к личным просьбам.

Время перед восходом солнца — очень благоприятное для молитв, особенно — о детях. Весьма благоприятным временем, периодом благоволения Всевышнего, считается время субботней минхи (после полудня и до захода солнца).

Перед наступлением рош ходеша (новомесячья) принято читать молитвы малого Йом Кипура, потому что в это время можно искупить прегрешения, совершенные в течение этого месяца.

 

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция, 1787-1867 гг.) 

 

 

 

4. Свои просьбы нужно уточнять и детализировать

 

Моше неустанно молился Всевышнему. Как сказано: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, так…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Из его молитвы мы можем многому научиться. Например — важному принципу, состоящему в том, что просьба должна быть конкретной и, по возможности, детализированной, но никак не двусмысленной.

В Мидраше (Мидраш Раба на Мегилат Эстер, гл. 7) рассказывается такая история.

Один путник в дороге подвернул ногу. Ему было тяжело идти, щиколотка распухла и болела. Он шел и молился: «О, Всевышний! Мне бы осла!».

Молитва была искренней, и у Творца не было причин не откликнуться. И вот, вскоре, путника нагоняет знатный римлянин, у которого ослица принесла потомство. Он велит путнику взвалить на плечи новорожденного осла и нести его до ближайшего города.

Молитва исполнилась, но радости это нашему путнику почему-то не прибавило — то ли из-за боли в ноге, то ли из-за тяжелой ноши. В какой-то момент, путник сам почувствовал себя ослом...

Весь остаток дороги он очень сожалел, что не уточнил, что осел ему нужен в качестве средства передвижения.

В молитвах в Рош hа-Шана и Йом Кипура мы просим о пропитании. Причем, согласно тексту молитвы, составленной Учителями — не ограничиваемся просьбой о пропитании и хорошем заработке, но обращаясь к Всевышнему, уточняем, что нам нужен заработок в достатке, а не в стеснении, заработок легальный, без нарушения законов, заработок, приносящий удовлетворение, а не страдания, заработок, не сопряженный с позором и унижениями.

Учителя объясняют, что, желая благословить другого человека, не следует ограничиваться лишь пожеланием долголетия. Необходимо развить мысль и сказать — желаю, чтобы ты удостоился многих лет жизни и чтобы они были добрыми, приятными и несли тебе благо.

Когда к раву Йосефу Хаиму из Багдада (Ирак, вторая половина 19-го века) приходили бездетные пары и просили благословить их потомством, он имел обыкновение уточнять: да благословит вас Всевышний здоровыми и полноценными детьми со счастливой судьбой!

В нашем фрагменте, сообщающем о молитве Моше, слово «так» (в оригинале — лемор), указывает на перечисление, на уточнение, на конкретизацию молитвы, исключающую двусмысленность.

И еще одно важное правило. Чтобы молитва была услышана — ее следует расширить. И молиться не только о себе и своих близких, но и обо всех нуждающихся в том же. Ведь если ты будешь думать и заботиться о других — Всевышний скорее позаботится и о тебе.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Главы и их знаки

 

Наша недельная глава открывается словами Моше Рабейну: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Наши великие Учителя так организовали чтение Торы, что главу Ваэтханан всегда читают в субботу, наступающую после поста Девятого Ава.

Есть и другие главы, которые привязаны к определенным датам. Наши Мудрецы снабдили их определенными мнемоническими знаками.

Так в субботу перед Песахом, в шаббат hа-Гадоль обычно читают недельную главу Цав, потому что в ее тексте упоминается кашерование посуды, что накануне Песаха становится весьма актуальным. Фраза — «И глиняный сосуд, в котором она варилась, будет разбит, а если в медном сосуде варилась, то будет он вычищен и вымыт водой» (Ваикра, гл. 6, ст. 21) — лежит в основе законов кашерования кухонной утвари. Отсюда выведены многие положения этого раздела.

Знак для запоминания, что перед Песахом читают недельную главу Цав, предложенный Учителями — «пикду у-фисху» (командовали и отпраздновали Песах). Пикду намекает на «цав» (заповедай, прикажи, распорядись), а «писху» — на Песах.

В високосные годы перед Песахом читают недельную главу Мецора, потому что и в ней упоминается кашерование посуды — «И сосуд глиняный, которого коснется имеющий истечение, будет разбит, а всякий сосуд деревянный будет вымыт водой» (Ваикра, гл. 15, ст. 12).

Знаком для этой главы служит — «сигру у-фисху» (закрыли и отпраздновали Песах). Сигру намекает на мецору

В субботу накануне праздника Шавуот, называемого, также Ацерет, читают недельную главу Бамидбар — с тем, чтобы не читать предшествующую ей Бехукотай. Ведь в ней перечислены наказания за нарушение заповедей. А в Шавуот на Небесах выносится решение о плодах деревьев, то есть — присутствуют элементы Суда, накануне которого лучше не давать лишнего повода обвинителю. Ведь чтение о нарушениях и наказаниях — способно активировать меру Суда.

В начале недельной главы Бамидбар говорится о подсчете сынов Израиля. Поэтому знаком для нее выбрали — «мену ве-ицру» (подсчитали и остановили). Подсчет отсылает нас к Бамидбару, а ицру — к Ацерету.

В субботу «Утешения» (шаббат Нехама) после траурного дня поста Девятого Ава всегда читают недельную главу Ваэтханан (и молил). Делается это с тем, чтобы перед Девятым Ава была прочитана глава Дварим, содержащая критику и наставления.

Критика и наставления способные привести к тешуве (раскаянию и возвращение на пути, указанные Всевышним), перед таким днем, как Девятое Ава — и уместны и очень полезны.

Знак для недельной главы Ваэтханан — «цуму ве-цалу» (постились и молились). Цуму намекает на пост Девятого Ава, а цалу — на Ваэтханан (и молил).

Перед Судным днем Рош hа-Шана читают недельную главу Нецавим, в которой рассматриваются аспекты тешувы, необходимой в эти дни.

В обозначении этой недельной главы, «куму ве-тику» (встали и трубили), куму — отсылка к Нецавим (стоите), а трубление в шофар, конечно же, намекает на Рош hа-Шана.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наши дни)

 

 

2. Чтобы молитва была услышана

 

В нашей недельной главе об обращении Моше с молитвой к Всевышнему читаем: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Чтобы молитва была услышана, нужно уподобить себя бедняку, стучащемуся в дверь. Бедняку, пришедшему за подаянием. Как сказано: «С мольбою говорит бедняк» (Танах, Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 18, ст. 23).

Даже если ты считаешь, что то, о чем ты молишь, положено тебе по праву — не уподобляйся истцу, требующему взыскания долга. Будь просителем..

Наши Учителя наставляют нас в словах из трактата Мишны Пиркей Авот (гл. 2, м. 13) — «Когда ты молишься, пусть молитва твоя будет не повинностью, но искренней просьбой о милосердии и мольбой».

Бывает, человеку дали задание прочесть определенный текст. И он читает его, думая о том, как поскорее исполнить обязанность и освободиться.

Так, некоторые приходят на утреннюю молитву с мыслью — «быстрее бы она уже закончилась, чтобы можно было, наконец, заняться своими делами».

Если внешне это и выглядит как молитва — по сути своей такое обращение к Творцу все равно не молитва. Ведь молитва должна быть просьбой, должна быть мольбой.

Об Эсаве в Торе читаем: «И приготовил также и он яства и принес отцу своему, и сказал он отцу своему: Встанет мой отец и поест от добычи сына своего, чтобы благословила меня твоя душа!» (Берешит, гл. 27, ст. 31).

Эсав требует от отца, чтобы он встал и ел, в чем просвечивают наглость и грубость.

Праведники так не разговаривают.

В обращении Яакова к отцу слышится почтение, в его лексиконе присутствует слово «пожалуйста» (см. Берешит, там же, ст. 19). Поэтому, именно Яаков удостоился отцовского благословения.

Всевышний провозглашает Моше: «И помилую Я, когда будет милосердие, и пожалею, когда проявится жалость» (Шемот, гл. 33, ст. 19).

Таким образом, Творец милует того, кто милостив к другим, и жалеет — проявляющего жалость.

С излишне требовательного и непреклонного, Всевышний спросит по максимуму и останется непреклонным в Его требованиях.

Моше стремился научить нас правильно молиться. Поэтому и написано — ваэтханан (и молил). То есть, обращаясь к Творцу, правильно — просить и молить.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

 

3. К кому обращаться в молитве

 

Молитва Моше может служить образцом для каждого из нас. Прочтем еще раз — «И молил я о милости Всевышнего в ту пору» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Человеку следует отчетливо и ясно понимать, к кому он обращается с молитвой. Молитва может быть адресована — исключительно Всевышнему.

Особенно об этом нужно помнить, молясь на могиле праведника. Ведь не ему, не праведнику, направляются молитвы. Но молясь Творцу — можно упомянуть о заслугах праведника, который служил Ему всем сердцем.

Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел бедный, побитый жизнью еврей. И рассказал, что у его соседа сплошные несчастья: хронически нет денег, болеют дети и на днях околела корова — единственная кормилица. И этот сосед отправил его к раввину с просьбой помолиться о нем.

— Знаешь что мне напоминает? — пожал плечами Хафец Хаим, — Историю, как один нищий попросил другого, чтобы тот сходил к третьему и уговорил того зайти к богачу, чтобы разжиться копейкой. Ты не находишь, друг мой, что правильнее было бы первому бедняку самому, напрямую, обратиться к богачу, минуя всю эту компанию посредников, и сэкономить на комиссионных? Передай своему соседу, что Всевышний внемлет молитве каждых уст, поэтому он вполне может сам Ему помолиться...

Из нашего фрагмента мы видим, что Моше не искал посредников. Он каждый раз — лично молил Всевышнего, невзирая на отказы.

Написано: "А я – молитва моя Тебе, Творец, во время благоволения» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 69, ст. 14).

Таким образом, становится ясно, что молиться Всевышнему — всегда хорошо. Но особенно действенной считается молитва, произнесенная в час благоволения.

Моше молился Творцу «в ту пору» — в пору, когда Всевышний был особенно расположен внимать молитве.

Самое благоприятное для молитвы — время после урока Торы. Когда человек выполнил заповедь, или совершил доброе дело — ему стоит помолиться. Потому что в это время его молитва желанна, и есть неплохие шансы на то, что она будет услышана.

В полночь, когда человек прочел Тикун хацот (специальные молитвы, которые принято читать после полуночи), погоревал о разрушении Храма и о страданиях Шехины (Присутствие Всевышнего в нашем мире), он тем самым, создал атмосферу особого расположения Создателя, и теперь может перейти к личным просьбам.

Время перед восходом солнца — очень благоприятное для молитв, особенно — о детях. Весьма благоприятным временем, периодом благоволения Всевышнего, считается время субботней минхи (после полудня и до захода солнца).

Перед наступлением рош ходеша (новомесячья) принято читать молитвы малого Йом Кипура, потому что в это время можно искупить прегрешения, совершенные в течение этого месяца.

 

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция, 1787-1867 гг.) 

 

 

 

4. Свои просьбы нужно уточнять и детализировать

 

Моше неустанно молился Всевышнему. Как сказано: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, так…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Из его молитвы мы можем многому научиться. Например — важному принципу, состоящему в том, что просьба должна быть конкретной и, по возможности, детализированной, но никак не двусмысленной.

В Мидраше (Мидраш Раба на Мегилат Эстер, гл. 7) рассказывается такая история.

Один путник в дороге подвернул ногу. Ему было тяжело идти, щиколотка распухла и болела. Он шел и молился: «О, Всевышний! Мне бы осла!».

Молитва была искренней, и у Творца не было причин не откликнуться. И вот, вскоре, путника нагоняет знатный римлянин, у которого ослица принесла потомство. Он велит путнику взвалить на плечи новорожденного осла и нести его до ближайшего города.

Молитва исполнилась, но радости это нашему путнику почему-то не прибавило — то ли из-за боли в ноге, то ли из-за тяжелой ноши. В какой-то момент, путник сам почувствовал себя ослом...

Весь остаток дороги он очень сожалел, что не уточнил, что осел ему нужен в качестве средства передвижения.

В молитвах в Рош hа-Шана и Йом Кипура мы просим о пропитании. Причем, согласно тексту молитвы, составленной Учителями — не ограничиваемся просьбой о пропитании и хорошем заработке, но обращаясь к Всевышнему, уточняем, что нам нужен заработок в достатке, а не в стеснении, заработок легальный, без нарушения законов, заработок, приносящий удовлетворение, а не страдания, заработок, не сопряженный с позором и унижениями.

Учителя объясняют, что, желая благословить другого человека, не следует ограничиваться лишь пожеланием долголетия. Необходимо развить мысль и сказать — желаю, чтобы ты удостоился многих лет жизни и чтобы они были добрыми, приятными и несли тебе благо.

Когда к раву Йосефу Хаиму из Багдада (Ирак, вторая половина 19-го века) приходили бездетные пары и просили благословить их потомством, он имел обыкновение уточнять: да благословит вас Всевышний здоровыми и полноценными детьми со счастливой судьбой!

В нашем фрагменте, сообщающем о молитве Моше, слово «так» (в оригинале — лемор), указывает на перечисление, на уточнение, на конкретизацию молитвы, исключающую двусмысленность.

И еще одно важное правило. Чтобы молитва была услышана — ее следует расширить. И молиться не только о себе и своих близких, но и обо всех нуждающихся в том же. Ведь если ты будешь думать и заботиться о других — Всевышний скорее позаботится и о тебе.

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

5. Проявлять почтение к Израилю

 

Написано в нашей недельной главе: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, так говоря…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Когда в Торе используется слово «лемор» (так говоря), это означает, что сказанное нужно передать другим людям.

Возникает вопрос: действует ли это правило и в нашем фрагменте? И, если действует, то, каким образом?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2) разъясняется, что Моше был наказан и лишен возможности войти в Эрец Исраэль (в Страну Израиль) из-за инцидента, произошедшего во время чудесного извлечения воды из скалы.Когда Моше выступил с беспрецедентной критикой сынов Израиля — «Внемлите же, строптивые!» (Бамидбар, гл. 20, ст. 10).

Евреи вели себя неподобающе, и Моше позволил себе высказать в их адрес нравоучение. Но Всевышний взыскал за это. Сказал царь Давид: «В назидание наказываешь Ты человека за прегрешение, и заставляешь истаять, как от моли, плоть его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 39, ст. 12).

Моше критиковал сынов Израиля в назидание. Но Творец взыскивает с праведников по самому высокому счету. Поэтому Моше его поступок был засчитан за прегрешение. И в качестве наказания, его самая заветная мечта — войти в Эрец Исраэль — истаяла, словно изъеденная молью.

Пророк называет Эрец Исраэль — «вожделенной Землей» и «уделом прекрасным» (см. Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 3, ст. 19).

Это показывает, насколько Моше она была важна. И как сурово наказание, лишающее возможности войти туда.

И если такой праведник как Моше не избежал наказания за критику сынов Израиля, за то, что назвал их строптивыми, причем, справедливо назвал — что может ожидать простых людей, посягающих на честь еврейского народа?!

Но вернемся к нашему фрагменту.

Моше множество раз взывал и молил Всевышнего, простить ему совершенное нарушение, когда он назвал евреев строптивыми. Однако этот промах Моше так и не был прощен. Чтобы все понимали, насколько важно Творцу почтительное отношение к Его народу. Ведь критиковать Израиль — это все-равно, что подвергать критике Самого Всевышнего, или Его Тору.

Пусть услышит это каждый и одумается...

 

на основе комментария рава Ицхака Атии

(автор книги «Ваикра Ицхак»; Халеб, Сирия, 1755-1830 гг.)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что Вы думаете о книге, названной мной в письме?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля