Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11
Почему она так
называется?
Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».
Умолял
на иврите — ваэтханан.
Обсуждение
главы Ваэтханан
1.
Глупец, пока не стукнется лбом, не видит дерева, мудрый представляет его корни
Наша недельная глава начинается
молитвой Моше. И мы читаем: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря:
Творец! Ты начал показывать Твоему рабу Твое величие и крепкую руку Твою» (Дварим,
гл. 3, ст. 23-24).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Дварим, гл. 11) говорится, что Моше много молился
Всевышнему, прося об отмене приговора. По этому приговору Моше не мог войти в
Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Он должен был умереть на подходе к ее
границе по эту сторону реки Иордан.
В Мидраше отмечается, что в тот
час Моше обратил к Творцу 515 молитв.
Намек на это содержится в самом
первом слове, которое и дало название нашей главе — ваэтханан (и молил).
Его гематрия (числовое значение) составляет 515.
Наряду с Моше, и Аарон тоже был
приговорен к тому же. И ему было суждено умереть вне Земли Израиля.
Возникает вопрос: почему о нем
не сказано, что он умножал молитвы, прося Всевышнего отменить приговор?
Аарон был главным коэном.
А сыны Израиля, обосновавшись в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) должны будут
давать коэнам первый приплод скота, выкупать у них своих
сыновей-первенцев и отделять для них особое приношение — труму.
Прослышав о молитвах Аарона,
любители посудачить не упустили бы возможность позлословить о том, что Аарон
вожделеет получать труму и ягнят. Поэтому, чтобы избежать подобных
пересудов, Аарон, конечно, просил Всевышнего отменить приговор, но не умножал
эти просьбы, подобно Моше.
В качестве комментария к словам
Моше Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим)
цитируют — «Как величественны дела Твои, Всевышний, очень глубоки помыслы Твои.
Человек невежественный не знает, и глупец не понимает этого» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 6-7).
Чтобы можно было понять связь
между этой цитатой и молитвой Моше расскажу притчу.
В одном парке росло удивительное
дерево. Оно было необычайно высоким — намного выше остальных деревьев. Оно имело
очень мощную корневую систему, уходящую глубоко в землю.
Людей, находящихся в парке,
условно можно разделить на 3 группы.
Люди невежественные и глупцы,
самодовольно прогуливающиеся там, или спешащие через парк по своим делам, даже и
не взглянут на чудесное дерево. Подумаешь, дерево, что в нем особенного? Растет
себе и растет.
Те, у кого есть хоть малейшее
понимание, несомненно, заинтересуются растущим исполином.
По-настоящему любознательные —
наверняка заинтересуются не только самим деревом, превосходящем все остальные
своими габаритами, но и восхитятся его мощными корнями. Корни дерева — не видны.
Но о них можно получить представление, исходя из гигантских размеров дерева.
Теперь вернемся к Моше.
Он говорит, что Всевышний начал
показывать ему Свое величие.
Фраза, которую предложили
Учителя в качестве комментария, действительно очень ярко иллюстрирует слова
Моше.
Как отреагировал бы на увиденное
глупец или человек невежественный? Он ничего не понял бы и просто прошел бы
мимо.
Обычный человек, так называемый,
«средний» в толпе, конечно, обратит внимание — на его лице будет отображено
изумление, и он пораженный воскликнет: «Как величественны дела Твои,
Всевышний!».
А мудрец скажет негромко: «Очень
глубоки помыслы Твои».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
2.
Награда ни за что
В нашей недельной главе о
молитве Моше сказано: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря: Творец!
Ты начал показывать Своему рабу величие Твое и крепкую руку Твою» (Дварим,
гл. 3, ст. 23-24).
Корень «ханан» (от него
происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает —
«безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут
обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего
лишь безвозмездный дар. Потому что Он сказал Моше: «И помилую того, кого Мне
помиловать» (Шемот, гл. 33, ст. 19). И Моше тоже не зря выбрал
выражение ваэтханан — и молил я о милости.
Эта молитва Моше явилась ответом
на слова Творца: «И сказал Он: Ты сам увидишь все сокровища Мои» (Шемот,
гл. 33, ст. 19).
В Мидраше разъясняется, что
Всевышний продемонстрировал Моше все подарки, что ожидают праведников в качестве
наград за их служение. Моше рассматривал их и спрашивал, кому и что уготовано:
— Вот это сокровище для кого?
— Для тех, кто соблюдает
заповеди, — ответил Всевышний.
— А вон тот подарок кому
предназначен?
— Тем, кто поддерживает и растит
сирот.
—А здесь, чья награда?
— Того, кто собирает цедаку,
кто занимается благотворительностью и справедливо распределяет собранные
средства между бедняками.
Всевышний ничего не утаил, все
показал Моше, продемонстрировал ему все мыслимые и немыслимые награды.
— Интересно, кто удостоится
этого сокровища?
Моше был поражен размерами и
значимостью открывшейся ему награды.
— А это для тех, у кого вообще
нет никаких заслуг. Для тех, кому награда вовсе не положена. Она вручается
безвозмездно.
Тогда-то Моше и молвил: «Ты
начал показывать Своему рабу величие Твое» (если так, я хотел бы, чтобы моя
награда была именно отсюда, из этого хранилища).
Всевышний как-то заметил: «Кто
упредил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (Танах, книга Иова, гл. 41,
ст. 3).
Таким образом, Творец как бы
полемизирует с нами. Разве я когда-то требовал исполнить заповедь обрезания, не
дав сына? Или велел отделять труму и десятины, не позаботившись о поле? Я
всегда снабжаю человека всем необходимым еще до того, как он начал исполнять
заповеди. То есть — когда ему еще не положено, когда он еще ничего не заслужил.
— Вот-вот! — подхватил Моше. —
Так дай же и мне перейти Иордан и поселиться в Израиле, пусть мне это и не
положено. Награди меня той наградой, которую вручают ни за что.
на основе комментария рава Шабтая Баса
(автор книги «Cифтей
Хахамим», Польша, Литва, 1641-1718 гг.)
3. Почему плакали
праведники
Написано в нашей недельной
главе: «И молил я о милости Всевышнего в тот час» (Дварим, гл. 3,
ст. 23).
Корень «ханан» (от него
происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает —
«безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут
обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего
лишь безвозмездный дар.
Человек приходит в этот мир,
чтобы преодолевать препятствия, побеждать в испытаниях, одолевать свое дурное
начало (на иврите — йецер
hа-ра),
следовать Воле Творца. И насколько он будет успешен в выполнении этих задач,
настолько будет велика его награда.
Люди, в основном, хотят получать
не милостыню, брошенную им в виде подачки и с вложенным трудом никак не
связанную, но — то, что они заслужили своими делами, то, что заработали своим
трудом.
Но разве комментарий Раши
соответствует такому подходу?
В Талмуде (трактат Сукка,
лист 52) рассказывается, что в будущем Всевышний выстроит на огромном плацу
праведников и злодеев и проведет мимо них йецер
hа-ра,
а затем свершит над ним публичную казнь.
Интересно, что праведники и
злодеи будут видеть его по-разному. Праведникам он представится огромной горой,
а злодеи увидят, что он — не толще волоса.
И, несмотря на разницу в
восприятии, реакция будет одинаковой. И те, и другие прольют горькие слезы.
— Как мы только смогли покорить
такую громадную гору, — станут причитать праведники.
— Какой позор, что мы не
справились с этим тоненьким волоском! — возопят злодеи.
На первый взгляд, вопли злодеев,
кажутся нам оправданными. Действительно, стыдно не взять препятствие с волос
размером. И сейчас за это придется держать ответ.
Но почему плачут праведники?
Им, казалось бы, нужно
радоваться — покорили гигантскую гору. Скорее всего, и награда будет
соответствующая. Отчего же не радоваться?
Дело в том, что праведники
трезво оценивали ситуацию (на то они и праведники). И хорошо понимали, что им
самим никогда не одолеть бы злое начало, эту громадину. Они лишь начали,
вступили в бой, а основную работу проделал за них Всевышний. Выходит, что и
награда, если им и полагается, то — в виде милостыни. А милостыню не так уж и
приятно получать.
Поэтому они плакали.
Итак, мир сотворен так, чтобы
награда человека была заслуженной, а не из разряда милостыни. Но вот, Моше
просит Всевышнего о безвозмездном даре.
Разобраться в этом поможет
притча.
Один человек сильно
проголодался. И у него не было денег, чтобы купить себе еду. Но на его счастье
ему встретился друг со звонкой монетой в кармане, который вызвался сходить в
магазин. Но голодающий отказался.
Спросите почему?
Он стеснялся пользоваться чужими
деньгами.
Теперь немного изменим условия.
Пусть голодным будет весьма
состоятельный человек, оставивший кошелек дома. Если ему предложить угоститься
за счет друга — он с радостью примет предложение. И будет это рассматривать не
как подачку, но — как подарок. Ведь он — не бедняк.
Получается, то, что считается
милостыней для бедняка, оказывается небольшим презентом, когда речь идет о
богаче.
Таким образом, праведники,
богатые заповедями и добрыми делами, вполне могут рассчитывать на безвозмездный
дар. Ведь для них это не постыдная милостыня, но приятный презент.
на основе комментария рава Мордехая Мана
(Литва – Израиль, 1917-1997 гг.)
4. Эрец Цви
— земля, с изменяющимися размерами
Написано: «Творец! Ты начал
показывать Своему рабу величие Твое и крепкую руку Твою... Позволь мне перейти и
увидеть эту прекрасную страну» (Дварим, гл. 3, ст. 24-25).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что после завоевания земель Сихона и Ога Моше подумал: Быть может,
отменен приговор (о том, что он не сможет ступить на землю Кенаана). Ведь
территория, которой управляли цари Сихон и Ог — ее часть.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 3) говорится, что размеры земли Израиля составляют 400 на 400 парсот
(мн. ч. от слова «парса» — мера длины, примерно равная 4 милям). За день, в
среднем человек проходит десять парсот (трактат Песахим,
лист 93).
В недельной главе Шелах
рассказывается о разведчиках, которые в течение 40 дней обходили землю Кенаан.
За это время они могли пройти ее от начала и до конца, но не смогли бы
вернуться.
Из текста Торы следует, что они
прошли расстояние, вдвое превышающее то, которое можно было бы преодолеть за 40
дней, идя со средней скоростью. На то, чтобы исходить страну Кенаан из конца в
конец и вернуться туда, откуда они начинали свой путь, у разведчиков должно было
уйти 80 дней. Но они справились вдвое быстрее, потому что Всевышний совершил для
них чудо.
Возникает вопрос: какой смысл
делать чудо тем, кто собирается оклеветать Землю Израиля?
Всевышний знал, что евреи
подвергнуться наказанию — по году хождений по пустыне за каждый день,
проведенный разведчиками в их путешествии.
Таким образом, при естественном
ходе событий, сынам Израиля пришлось бы пробыть в пустыне 80 лет. Но благодаря
чуду, разведчики управились в два раза быстрее, и соответственно наказание для
народа было вдвое короче.
Землю Израиля пророк Йермиягу
назвал — «Эрец Цви» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 3,
ст. 19). Этим названием он хотел подчеркнуть необычное свойство Эрец Исраэль.
Подобно оленьей коже, которую если сняли с оленя — не возможно натянуть обратно,
она, пока евреи заселяют ее — широка и просторна, вмещая всех. Но если евреи
массово покидают ее, уходя в изгнание — земля без них очень быстро сокращается в
размерах, и гораздо меньше людей могут жить и кормиться на ней. И люди эти не
будут чувствовать себя вольготно.
В праздничной молитве
Мусаф есть такие слова: «Из-за прегрешений наших мы были изгнаны из
страны и отдалены от нашей земли».
После изгнания евреев из Эрец
Исраэль и расселения их в других странах, Земля Израиля, оставшись без
своего народа, сжалась, уменьшилась в размерах, и из-за этого изгнанники
оказались еще на большем отдалении от нее.
В книге Хесед ле-Авраам
(автор — Авраам Азулай; Марокко – Израиль, конец 16-го века) сказано, что в
период галута (изгнания) Эрец Исраэль уменьшается до размеров 100
на 100 парсот.
Если предположить, что до
заселения евреями земля Кенаанская имела такие размеры, можно объяснить скорость
передвижения разведчиков по ней. И без чуда.
Но вернемся к Моше.
Когда Всевышний выносил ему
приговор о том, что он не войдет в Эрец Исраэль, евреи там еще не жили. И
значит, она имела лишь минимальные размеры — 100 на 100 парсот.
После того, как евреи
расселились в Эрец Исраэль — территория Израиля, безусловно, расширилась
до своих максимальных размеров — 400 на 400 парсот.
Так может, запрет Всевышнего
Моше входить в Израиль, относится только к его (Израиля) уменьшенному состоянию
и не распространяется на Израиль в максимальных размерах?
Но Всевышний ответил на это:
«Довольно! Больше не проси Меня об этом» (Дварим, гл. 3, ст. 26).
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Бней Брак, Израиль, наше время)
5. Служение не ради
награды
Моше просит Всевышнего разрешить
ему перейти Иордан. «Дай мне, — говорит он, — перейти и увидеть эту прекрасную
страну, что по ту сторону Иордана» (Дварим, гл. 3, ст. 25).
Но для чего ему так нужно
попасть в Израиль? Неужели ради вкусных и сочных плодов, которыми так славится
эта земля?
Конечно же, не из-за фруктов
Моше стремился попасть в Эрец Исраэль.
Существуют заповеди, выполнить
которые можно только в пределах Израиля. Ради них, как говорится в Талмуде
(трактат Сота, лист 14), Моше и стремился перейти Иордан.
На это Всевышний ему ответил:
Если ты жаждешь получить награду за их выполнение, то Я тебе засчитаю, как будто
ты их исполнил.
Только Моше это не успокоило. И
он не прекратил попытки добиться разрешения войти в Израиль.
Дело в том, что Моше хотел
служить Всевышнему так, как никто еще Ему не служил — служить не за плату, не
ради награды.
Обычно, даже если человек и
готов, скажем, отдать жизнь, служа Творцу, то он хочет за это получить награду и
статус жертвы произвола властей. Обладающие этим статусом находятся в той части
Ган Эдена (в условном переводе — райский сад), куда всем прочим вход
абсолютно заказан.
Только Моше хотел служить
Создателю, не получая за это никакую награду. Поэтому и обещание, что все
заповеди Эрец Исраэль будут ему засчитаны — не заставило его перестать
просить об отмене приговора.
Но Всевышний — не согласен,
чтобы ему служили «бесплатно». Поэтому и отвечает с такой категоричностью:
«Довольно! Больше не проси Меня об этом» (Дварим, гл. 3, ст. 26).
Однажды, накануне праздника
Суккот, руководители еврейской общины Вильно (ныне Вильнюс) не смогли достать
даже один этрог (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику).
И даже у Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век;
назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы
и праведность) не было этрога.
Вдруг нашелся один единственный
счастливый обладатель этрога. И он даже был готов его уступить, но при
одном условии. Деньги его не интересовали. Он потребовал, чтобы награда за
выполнение заповеди Виленским Гаоном полностью досталась ему.
К всеобщему удивлению Гаон сразу
согласился с этим требованием.
Когда наступил Суккот, лицо
Гаона сияло от счастья: «Сейчас я смогу исполнить заповедь совершенно
бескорыстно, не ожидая награды за нее!».
Похожая история произошла с
раби Меиром Шапирo
из Люблина (глава йешивы в городе Люблине, Польша, первая треть 20-го века).
Один богач согласился
пожертвовать солидную сумму на йешиву, при условии, что раби Меир уступит ему
свое место в Будущем мире. Рав согласился и даже подписал об этом договор.
— Но что же будет с нашим
учителем? — заволновались ученики йешивы. — Неужели он останется без места в
Будущем мире?.
— Не волнуйтесь, — ответил им
раби. — Я удостоюсь Будущего мира за то, что ради йешивы отказался от него...
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
раби Меира Шапиро из Люблина
(глава йешивы в городе Люблине, Польша, первая треть 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11
Почему она так
называется?
Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».
Умолял
на иврите — ваэтханан.
Обсуждение
главы Ваэтханан
1.
Глупец, пока не стукнется лбом, не видит дерева, мудрый представляет его корни
Наша недельная глава начинается
молитвой Моше. И мы читаем: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря:
Творец! Ты начал показывать Твоему рабу Твое величие и крепкую руку Твою» (Дварим,
гл. 3, ст. 23-24).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Дварим, гл. 11) говорится, что Моше много молился
Всевышнему, прося об отмене приговора. По этому приговору Моше не мог войти в
Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Он должен был умереть на подходе к ее
границе по эту сторону реки Иордан.
В Мидраше отмечается, что в тот
час Моше обратил к Творцу 515 молитв.
Намек на это содержится в самом
первом слове, которое и дало название нашей главе — ваэтханан (и молил).
Его гематрия (числовое значение) составляет 515.
Наряду с Моше, и Аарон тоже был
приговорен к тому же. И ему было суждено умереть вне Земли Израиля.
Возникает вопрос: почему о нем
не сказано, что он умножал молитвы, прося Всевышнего отменить приговор?
Аарон был главным коэном.
А сыны Израиля, обосновавшись в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) должны будут
давать коэнам первый приплод скота, выкупать у них своих
сыновей-первенцев и отделять для них особое приношение — труму.
Прослышав о молитвах Аарона,
любители посудачить не упустили бы возможность позлословить о том, что Аарон
вожделеет получать труму и ягнят. Поэтому, чтобы избежать подобных
пересудов, Аарон, конечно, просил Всевышнего отменить приговор, но не умножал
эти просьбы, подобно Моше.
В качестве комментария к словам
Моше Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим)
цитируют — «Как величественны дела Твои, Всевышний, очень глубоки помыслы Твои.
Человек невежественный не знает, и глупец не понимает этого» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 6-7).
Чтобы можно было понять связь
между этой цитатой и молитвой Моше расскажу притчу.
В одном парке росло удивительное
дерево. Оно было необычайно высоким — намного выше остальных деревьев. Оно имело
очень мощную корневую систему, уходящую глубоко в землю.
Людей, находящихся в парке,
условно можно разделить на 3 группы.
Люди невежественные и глупцы,
самодовольно прогуливающиеся там, или спешащие через парк по своим делам, даже и
не взглянут на чудесное дерево. Подумаешь, дерево, что в нем особенного? Растет
себе и растет.
Те, у кого есть хоть малейшее
понимание, несомненно, заинтересуются растущим исполином.
По-настоящему любознательные —
наверняка заинтересуются не только самим деревом, превосходящем все остальные
своими габаритами, но и восхитятся его мощными корнями. Корни дерева — не видны.
Но о них можно получить представление, исходя из гигантских размеров дерева.
Теперь вернемся к Моше.
Он говорит, что Всевышний начал
показывать ему Свое величие.
Фраза, которую предложили
Учителя в качестве комментария, действительно очень ярко иллюстрирует слова
Моше.
Как отреагировал бы на увиденное
глупец или человек невежественный? Он ничего не понял бы и просто прошел бы
мимо.
Обычный человек, так называемый,
«средний» в толпе, конечно, обратит внимание — на его лице будет отображено
изумление, и он пораженный воскликнет: «Как величественны дела Твои,
Всевышний!».
А мудрец скажет негромко: «Очень
глубоки помыслы Твои».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
2.
Награда ни за что
В нашей недельной главе о
молитве Моше сказано: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря: Творец!
Ты начал показывать Своему рабу величие Твое и крепкую руку Твою» (Дварим,
гл. 3, ст. 23-24).
Корень «ханан» (от него
происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает —
«безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут
обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего
лишь безвозмездный дар. Потому что Он сказал Моше: «И помилую того, кого Мне
помиловать» (Шемот, гл. 33, ст. 19). И Моше тоже не зря выбрал
выражение ваэтханан — и молил я о милости.
Эта молитва Моше явилась ответом
на слова Творца: «И сказал Он: Ты сам увидишь все сокровища Мои» (Шемот,
гл. 33, ст. 19).
В Мидраше разъясняется, что
Всевышний продемонстрировал Моше все подарки, что ожидают праведников в качестве
наград за их служение. Моше рассматривал их и спрашивал, кому и что уготовано:
— Вот это сокровище для кого?
— Для тех, кто соблюдает
заповеди, — ответил Всевышний.
— А вон тот подарок кому
предназначен?
— Тем, кто поддерживает и растит
сирот.
—А здесь, чья награда?
— Того, кто собирает цедаку,
кто занимается благотворительностью и справедливо распределяет собранные
средства между бедняками.
Всевышний ничего не утаил, все
показал Моше, продемонстрировал ему все мыслимые и немыслимые награды.
— Интересно, кто удостоится
этого сокровища?
Моше был поражен размерами и
значимостью открывшейся ему награды.
— А это для тех, у кого вообще
нет никаких заслуг. Для тех, кому награда вовсе не положена. Она вручается
безвозмездно.
Тогда-то Моше и молвил: «Ты
начал показывать Своему рабу величие Твое» (если так, я хотел бы, чтобы моя
награда была именно отсюда, из этого хранилища).
Всевышний как-то заметил: «Кто
упредил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (Танах, книга Иова, гл. 41,
ст. 3).
Таким образом, Творец как бы
полемизирует с нами. Разве я когда-то требовал исполнить заповедь обрезания, не
дав сына? Или велел отделять труму и десятины, не позаботившись о поле? Я
всегда снабжаю человека всем необходимым еще до того, как он начал исполнять
заповеди. То есть — когда ему еще не положено, когда он еще ничего не заслужил.
— Вот-вот! — подхватил Моше. —
Так дай же и мне перейти Иордан и поселиться в Израиле, пусть мне это и не
положено. Награди меня той наградой, которую вручают ни за что.
на основе комментария рава Шабтая Баса
(автор книги «Cифтей
Хахамим», Польша, Литва, 1641-1718 гг.)
3. Почему плакали
праведники
Написано в нашей недельной
главе: «И молил я о милости Всевышнего в тот час» (Дварим, гл. 3,
ст. 23).
Корень «ханан» (от него
происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает —
«безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут
обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего
лишь безвозмездный дар.
Человек приходит в этот мир,
чтобы преодолевать препятствия, побеждать в испытаниях, одолевать свое дурное
начало (на иврите — йецер
hа-ра),
следовать Воле Творца. И насколько он будет успешен в выполнении этих задач,
настолько будет велика его награда.
Люди, в основном, хотят получать
не милостыню, брошенную им в виде подачки и с вложенным трудом никак не
связанную, но — то, что они заслужили своими делами, то, что заработали своим
трудом.
Но разве комментарий Раши
соответствует такому подходу?
В Талмуде (трактат Сукка,
лист 52) рассказывается, что в будущем Всевышний выстроит на огромном плацу
праведников и злодеев и проведет мимо них йецер
hа-ра,
а затем свершит над ним публичную казнь.
Интересно, что праведники и
злодеи будут видеть его по-разному. Праведникам он представится огромной горой,
а злодеи увидят, что он — не толще волоса.
И, несмотря на разницу в
восприятии, реакция будет одинаковой. И те, и другие прольют горькие слезы.
— Как мы только смогли покорить
такую громадную гору, — станут причитать праведники.
— Какой позор, что мы не
справились с этим тоненьким волоском! — возопят злодеи.
На первый взгляд, вопли злодеев,
кажутся нам оправданными. Действительно, стыдно не взять препятствие с волос
размером. И сейчас за это придется держать ответ.
Но почему плачут праведники?
Им, казалось бы, нужно
радоваться — покорили гигантскую гору. Скорее всего, и награда будет
соответствующая. Отчего же не радоваться?
Дело в том, что праведники
трезво оценивали ситуацию (на то они и праведники). И хорошо понимали, что им
самим никогда не одолеть бы злое начало, эту громадину. Они лишь начали,
вступили в бой, а основную работу проделал за них Всевышний. Выходит, что и
награда, если им и полагается, то — в виде милостыни. А милостыню не так уж и
приятно получать.
Поэтому они плакали.
Итак, мир сотворен так, чтобы
награда человека была заслуженной, а не из разряда милостыни. Но вот, Моше
просит Всевышнего о безвозмездном даре.
Разобраться в этом поможет
притча.
Один человек сильно
проголодался. И у него не было денег, чтобы купить себе еду. Но на его счастье
ему встретился друг со звонкой монетой в кармане, который вызвался сходить в
магазин. Но голодающий отказался.
Спросите почему?
Он стеснялся пользоваться чужими
деньгами.
Теперь немного изменим условия.
Пусть голодным будет весьма
состоятельный человек, оставивший кошелек дома. Если ему предложить угоститься
за счет друга — он с радостью примет предложение. И будет это рассматривать не
как подачку, но — как подарок. Ведь он — не бедняк.
Получается, то, что считается
милостыней для бедняка, оказывается небольшим презентом, когда речь идет о
богаче.
Таким образом, праведники,
богатые заповедями и добрыми делами, вполне могут рассчитывать на безвозмездный
дар. Ведь для них это не постыдная милостыня, но приятный презент.
на основе комментария рава Мордехая Мана
(Литва – Израиль, 1917-1997 гг.)
4. Эрец Цви
— земля, с изменяющимися размерами
Написано: «Творец! Ты начал
показывать Своему рабу величие Твое и крепкую руку Твою... Позволь мне перейти и
увидеть эту прекрасную страну» (Дварим, гл. 3, ст. 24-25).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что после завоевания земель Сихона и Ога Моше подумал: Быть может,
отменен приговор (о том, что он не сможет ступить на землю Кенаана). Ведь
территория, которой управляли цари Сихон и Ог — ее часть.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 3) говорится, что размеры земли Израиля составляют 400 на 400 парсот
(мн. ч. от слова «парса» — мера длины, примерно равная 4 милям). За день, в
среднем человек проходит десять парсот (трактат Песахим,
лист 93).
В недельной главе Шелах
рассказывается о разведчиках, которые в течение 40 дней обходили землю Кенаан.
За это время они могли пройти ее от начала и до конца, но не смогли бы
вернуться.
Из текста Торы следует, что они
прошли расстояние, вдвое превышающее то, которое можно было бы преодолеть за 40
дней, идя со средней скоростью. На то, чтобы исходить страну Кенаан из конца в
конец и вернуться туда, откуда они начинали свой путь, у разведчиков должно было
уйти 80 дней. Но они справились вдвое быстрее, потому что Всевышний совершил для
них чудо.
Возникает вопрос: какой смысл
делать чудо тем, кто собирается оклеветать Землю Израиля?
Всевышний знал, что евреи
подвергнуться наказанию — по году хождений по пустыне за каждый день,
проведенный разведчиками в их путешествии.
Таким образом, при естественном
ходе событий, сынам Израиля пришлось бы пробыть в пустыне 80 лет. Но благодаря
чуду, разведчики управились в два раза быстрее, и соответственно наказание для
народа было вдвое короче.
Землю Израиля пророк Йермиягу
назвал — «Эрец Цви» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 3,
ст. 19). Этим названием он хотел подчеркнуть необычное свойство Эрец Исраэль.
Подобно оленьей коже, которую если сняли с оленя — не возможно натянуть обратно,
она, пока евреи заселяют ее — широка и просторна, вмещая всех. Но если евреи
массово покидают ее, уходя в изгнание — земля без них очень быстро сокращается в
размерах, и гораздо меньше людей могут жить и кормиться на ней. И люди эти не
будут чувствовать себя вольготно.
В праздничной молитве
Мусаф есть такие слова: «Из-за прегрешений наших мы были изгнаны из
страны и отдалены от нашей земли».
После изгнания евреев из Эрец
Исраэль и расселения их в других странах, Земля Израиля, оставшись без
своего народа, сжалась, уменьшилась в размерах, и из-за этого изгнанники
оказались еще на большем отдалении от нее.
В книге Хесед ле-Авраам
(автор — Авраам Азулай; Марокко – Израиль, конец 16-го века) сказано, что в
период галута (изгнания) Эрец Исраэль уменьшается до размеров 100
на 100 парсот.
Если предположить, что до
заселения евреями земля Кенаанская имела такие размеры, можно объяснить скорость
передвижения разведчиков по ней. И без чуда.
Но вернемся к Моше.
Когда Всевышний выносил ему
приговор о том, что он не войдет в Эрец Исраэль, евреи там еще не жили. И
значит, она имела лишь минимальные размеры — 100 на 100 парсот.
После того, как евреи
расселились в Эрец Исраэль — территория Израиля, безусловно, расширилась
до своих максимальных размеров — 400 на 400 парсот.
Так может, запрет Всевышнего
Моше входить в Израиль, относится только к его (Израиля) уменьшенному состоянию
и не распространяется на Израиль в максимальных размерах?
Но Всевышний ответил на это:
«Довольно! Больше не проси Меня об этом» (Дварим, гл. 3, ст. 26).
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Бней Брак, Израиль, наше время)
5. Служение не ради
награды
Моше просит Всевышнего разрешить
ему перейти Иордан. «Дай мне, — говорит он, — перейти и увидеть эту прекрасную
страну, что по ту сторону Иордана» (Дварим, гл. 3, ст. 25).
Но для чего ему так нужно
попасть в Израиль? Неужели ради вкусных и сочных плодов, которыми так славится
эта земля?
Конечно же, не из-за фруктов
Моше стремился попасть в Эрец Исраэль.
Существуют заповеди, выполнить
которые можно только в пределах Израиля. Ради них, как говорится в Талмуде
(трактат Сота, лист 14), Моше и стремился перейти Иордан.
На это Всевышний ему ответил:
Если ты жаждешь получить награду за их выполнение, то Я тебе засчитаю, как будто
ты их исполнил.
Только Моше это не успокоило. И
он не прекратил попытки добиться разрешения войти в Израиль.
Дело в том, что Моше хотел
служить Всевышнему так, как никто еще Ему не служил — служить не за плату, не
ради награды.
Обычно, даже если человек и
готов, скажем, отдать жизнь, служа Творцу, то он хочет за это получить награду и
статус жертвы произвола властей. Обладающие этим статусом находятся в той части
Ган Эдена (в условном переводе — райский сад), куда всем прочим вход
абсолютно заказан.
Только Моше хотел служить
Создателю, не получая за это никакую награду. Поэтому и обещание, что все
заповеди Эрец Исраэль будут ему засчитаны — не заставило его перестать
просить об отмене приговора.
Но Всевышний — не согласен,
чтобы ему служили «бесплатно». Поэтому и отвечает с такой категоричностью:
«Довольно! Больше не проси Меня об этом» (Дварим, гл. 3, ст. 26).
Однажды, накануне праздника
Суккот, руководители еврейской общины Вильно (ныне Вильнюс) не смогли достать
даже один этрог (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику).
И даже у Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век;
назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы
и праведность) не было этрога.
Вдруг нашелся один единственный
счастливый обладатель этрога. И он даже был готов его уступить, но при
одном условии. Деньги его не интересовали. Он потребовал, чтобы награда за
выполнение заповеди Виленским Гаоном полностью досталась ему.
К всеобщему удивлению Гаон сразу
согласился с этим требованием.
Когда наступил Суккот, лицо
Гаона сияло от счастья: «Сейчас я смогу исполнить заповедь совершенно
бескорыстно, не ожидая награды за нее!».
Похожая история произошла с
раби Меиром Шапирo
из Люблина (глава йешивы в городе Люблине, Польша, первая треть 20-го века).
Один богач согласился
пожертвовать солидную сумму на йешиву, при условии, что раби Меир уступит ему
свое место в Будущем мире. Рав согласился и даже подписал об этом договор.
— Но что же будет с нашим
учителем? — заволновались ученики йешивы. — Неужели он останется без места в
Будущем мире?.
— Не волнуйтесь, — ответил им
раби. — Я удостоюсь Будущего мира за то, что ради йешивы отказался от него...
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
раби Меира Шапиро из Люблина
(глава йешивы в городе Люблине, Польша, первая треть 20-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|