Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “ВАЭТХАНАН”
Место в Торе:
Дварим,
гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11
Почему она так называется?
Глава начинается фразой: “И я умолял Всевышнего в то
время...”.
Умолял на иврите — ваэтханен .
Обсуждение главы Ваэтханан
14.07.02
Начнем наш обзор с анализа названия главы.
Слово ваэтханан — производное от глагола
леитханен. Его корень – ханан, что в переводе
на русский язык означает
–
“молить”, “умолять”, имеет две буквы нун, и это
удвоение указывает на усиление качества, выраженного
здесь двухбуквенным корнем хен (в переводе на
русский — милость).
“ Ваэтханан
Моше”, — читаем мы в нашей главе. И понимаем: Моше
умолял Всевышнего, молил Его страстно. Но... получил
отказ (см. на сайте обзор недельной главы
Ваэтханан, первый годовой цикл).
Какова задача тахануна
(мольбы)?
Есть конкретный объект желания, а есть глубинная,
часто не осознаваемая мотивация. Что побуждает человека
стремиться к конкретному объекту? Что он мечтает
обрести?
Человек хочет получить, скажем, новый автомобиль.
Допустим, он достиг своей цели — купил роскошную машину.
Но разве это дает ему ощущение счастья?..
Настоящего удовлетворения не приносит ни слава ни
популярность. Точнее, человек надеется обрести
“блаженство”, реализовав мечту. Но, получив желаемое,
ощущает внутри лишь пустоту. И снова ему чего-то не
хватает...
Потому что реальная причина его побуждений –
отсутствие душевного покоя, внутренней полноты жизни,
которых нет без Высшего одобрения его действий. К этому
реально стремится его душа. А возникает такое ощущение
только, если есть связь с Творцом мира...
Утром и днем (за исключением праздничных, полу
праздничных и некоторых других дней) в молитве читают
таханун. Его центральная часть — нефилат апаим
(в буквальном переводе на русский язык — “падение
лицом вниз”).
Прочитав Амиду, главную молитву, которую
произносят стоя и шепотом, человек опускает голову на
руку, и, признавая свою вину перед Творцом, молит Его.
О чем?
Если попытаться вложить все содержание мольбы в одну
фразу, следует процитировать стих из шестого псалма,
который входит в состав молитвы таханун: “Вернись Творец
Милосердный, освободи мою душу, спаси меня ради Твоей
доброты”.
Главное содержание мольбы каждой живой души – обрести
милость (хен ),
в
глазах Создателя. Только это приносит истинный
внутренний покой
(ноах
— это ивритское слово состоит из тех же букв, что и
слово хен), ибо от Него — все. Об этом напоминает
и субботний покой – менуха, одна из заповедей, о
которой говорится в нашей недельной главе.
15.07.02
Неужели всего этого не понимал Моше?
Но, если понимал, почему с такой настойчивостью,
многократно просил Творца, чтобы Он дал войти ему в
Землю Израиля?
Вспомним Пасхальную Агаду. Ведь мы же говорим, читая
ее во время пасхального седера: “Даже если бы не привел
нас в Землю Израиля – даейну – и этого бы нам
было достаточно”. И смысл повторов — дайену — как
раз в этом и заключен: суть жизни — не в обретении
даров, пусть даже самых великих и возвышенных.
Единственная и по-настоящему истинная цель —
приблизиться к Творцу. А это в какой-то степени возможно
в любых условиях... Главное — найти милость (хен )
в
Его глазах.
Так почему все-таки Моше так страстно молил о
возможности войти в Эрец Исраэль ?
Ответ прост. Он стремился к этому не для себя. Он
хотел таким образом выполнить волю Создателя и помочь
своему народу — Его народу.
Но замысел Всевышнего был иным. Почему?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно четко
разграничить понятия “причина” и “цель”. И люди часто
путают их, подменяя одно — другим.
Как произошло, например, в современном “уличном”
иврите: слово лама
(ле
ма — “для
чего”) вытеснило слово мадуа
(ма
адеа — “почему”, какова идея) и теперь употребляется
в обоих случаях. И эта путаница вкралась во всю нашу
жизнь: личную и общественную, экономическую,
политическую и духовную.
Кроме того, цель устремления, как правило, — одна.
Причин же может быть сразу несколько. Этим объясняется
разнообразие комментариев к текстам Торы, дискуссии в
Талмуде. Различные комментарии, разные позиции наших
Учителей не противоречат друг другу, каждое из них —
дополняет остальные. Но даже, если и может показаться,
что противоречат, то все равно — дополняют, учат нас
мыслить, искать Истину, постигать Его волю. И при этом
выражают грани Высшей Истины.
Итак, что просит Моше? “Дай мне перейти, — говорит
он, — и я увижу эту хорошую землю, что по ту сторону
Иордана, прекрасные эти горы, и Ливан” (гл. 3, ст. 25).
Почему Моше важно увидеть какие-то горы и при чем
здесь Ливан – вообще другая страна?
Комментаторы разъясняют: “прекрасные горы” – это гора
Цион в Иерусалиме и гора Мориа, на которой будет стоять
Храм. А Ливан – это и есть Храм, а вовсе не другая
страна, и название это происходит от слова лаван
(белый), потому что Храм очищал человека от его
проступков (как мы помним, белый цвет — символ духовной
чистоты).
Но почему Моше было так важно перейти Иордан, войти в
эту землю?
16.07.02
Сделать четыре шага по Святой Земле – уже мицва
(заповедь), и просто приобрести участок на этой земле –
тоже мицва. Моше, разумеется, видел смысл жизни в
исполнении Его воли, Его заповедей. Он знал: это –
единственный способ приближения к Нему. А многие
заповеди можно исполнить только на Святой земле. Так
было во времена Моше, та же ситуация — и сейчас.
Более того, исполнение заповедей вне
Эрец Исраэль наши Учителя называют лишь
тренировкой для истинного исполнения заповедей на земле
Израиля, которое требует особой точности,
сосредоточенности и вдохновения. Поэтому жизнь на этой
земле требует от человека высокого напряжения.
В частности, только на ней, на горе Мориа, можно
построить постоянный Храм. Однако мы сказали, что он
хотел войти в эту землю не только для себя и для Него,
но и — для народа.
Вспомним, когда Авраам вошел в страну Кенаан, он
исходил ее вдоль и поперек. Тора рассказывает о его
передвижениях. Но путешествовал наш праотец по
кенаанской земле не как турист. Единственным его
земельным владением, которое он приобрел для себя, за
свои деньги, в течение жизни, стало фамильное место
погребения — поле и пещера Махпела в Хевроне. Но,
обходя кенаанские земли, он приобретал их в вечное
владение для своих потомков, когда Всевышний пожелает
дать им эту землю.
А теперь Моше Рабейну мог пройти по ней и ввести этим
во владение землей и весь народ потомков Авраама. И
тогда связь с Землей, благодаря его заслугам, было бы
нерасторжимой. Но в этом крылась и опасность.
Когда у Творца появлялись причина наказывать народ
Израиля, чтобы научить его праведному поведению, Он
предпочел, например допустить разрушение Храма, но — не
уничтожил Свой народ.
Так и с землей. Лучше было отправить народ в
изгнание, чтобы страдания и преследования побудили народ
исправить свои ошибки, распространяя при этом знание о
Творце по всему миру... Ради народа Всевышний и не дал
Моше войти в эту землю.
Это — что касается цели. Но причины — не менее
поучительны, Особенно, если учесть, что таханун
часто начинается в молитве с видуя – признания
ошибок и промахов. Тихо, шепотом, перечисляя
всевозможные проступки (например, “мы крали,
мы обижали, мы лгали...”), склонив голову и
стуча себя грудь, человек берет на себя и то, что
сделали другие.
Он отвечает за всех, ибо он —
часть общины. И сознает, что своими персональными
проступками ухудшил общее положение, ибо все евреи
отвечают друг за друга. Например, если ловят одного из
нас на чем-то предосудительном, сразу указывают, что это
совершил — еврей. И каждый предосудительный поступок
потом отзывается на всех евреях, живущих во всех странах.
Это так очевидно даже в пределах всего земного шара,
пока мы еще в рассеянии.
17.07.02
В нашей главе читаем: “Но разгневался Творец на меня
из-за вас, и не слушал меня, и сказал мне: полно тебе,
не говори Мне больше об этом” (гл. 3, ст. 26).
В оригинале текста Торы написано: не “из-за вас”, а,
скорее, — “ради вас”, лемаанхем (см. на сайте
обзор недельной главы Ваэтханан,
первый годовой цикл), но многие комментарии дают
разъяснение, которое позволяет нам перевести — “из-за
вас”.
Общий принцип справедливости, который ввел Творец в
управление миром, называется мида кенегед мида — “мера
за меру”. Рассмотрим его на примере Моше, который был
наказан тем, что не вошел в эрец хемда – “желанную
землю”, как называют ее мудрецы.
Рассмотрим эту цитату по отдельным фрагментам.
Но разгневался Творец на меня из-за вас.
Из прошлых обзоров нам знакома эта ситуация:
народ в очередной раз начал роптать, выражая
недовольство своими условиями жизни, а Моше потерял
терпение и в гневе назвал его “строптивым” (см. на сайте
обзор недельной главы Хукат, книга
Дварим, второй годовой цикл).
В главе Хукат причина его наказания была не очевидна,
но в книге Дварим на нее указывает слово —
“разгневался”. Как Моше разгневался на свой народ, так и
Творец за это “разгневался” на него, представителя
Своего народа. Моше еще и добавляет — “из-за вас”.
Каждого человека всегда наказывают именно за его
собственный проступок. Моше не должен был говорить —
“из-за вас”.
Кстати, вообще никогда нельзя обвинять в чем-либо
целый народ.
Некоторые евреи считают: мне-то можно сказать правду
(полагая при этом, что их мысли и есть правда) – я сам
еврей. Но это — ошибка. Когда еврей плохо отзывается о
евреях, этот грех намного хуже, чем грех антисемитов,
наводящих на нас напраслину. Да и сказывается это ужасно
не только на душе человека, который произнес в адрес
соплеменников плохие слова, но и на всем народе.
Далее в Торе идут слова: И не слушал меня.
Моше не попросил скалу дать воду. Он стукнул по ней
своим посохом.
Почему он это сделал?
Всевышний говорил ему: возьми свой посох, пойди к
этой скале и скажи... А он уже не раз пользовался этим
посохом, как, в некотором смысле, волшебной палочкой.
Поэтому, когда обратился к скале, а она при всем народе
не дала воду (при этом, как считал Моше, был поставлен
под сомнение авторитет Творца), он ударил по скале,
зная, что это подействует.
Здесь он как бы не услышал или просто не послушал
Создателя. Он говорил ему о посохе и о слове, и этим дал
ему выбор, а он поступил неправильно.
Моше жалуется: “и (Он) не слушал меня”. Но такая
реакция справедлива: прежде Моше не послушал Всевышнего.
Не сказав скале нужные слова человека, передающего
волю Творца, чтобы увидел весь народ: земля, материя
слушает слово Всевышнего и исполняет Его волю, ибо
Творец управляет всем, Моше реально ограничил восприятие
народа. В памяти людей осталось впечатление о том, что
материальные преобразования возможны только с помощью
материального воздействия (посоха). А в Кенаане они
должны были научиться тому, что не посох
(посредничество) этого великого человека влияет на
землю, но они сами,
своими молитвами могут вызвать благодатный дождь,
гешем – символ всего материального блага (гашмиют).
Это и закрыло Моше дорогу в Эрец Исраэль.
18.07.02
Продолжим разбор цитаты.
И сказал мне: полно тебе, не говори Мне больше об
этом.
Возникает вопрос: если в Торе, как мы знаем, нет
ничего лишнего, зачем сказано “полно тебе”
(рав леха)?
Чтобы ответить на него, нужно заглянуть в недельную
главу Корах,
где встречается то же выражение “полно вам” – рав
лахем.
Кстати, толкование текста,
основанное на употреблении одного
выражения в разных местах, гзера шава,
— один из
тринадцати заповеданных способов вывода законодательных
положений. Хотя для его применения в этом случае
требуются особые условия.
Итак, обратимся к недельной главе Корах.
Речь в ней шла о том, что бунтовщики выступили против
Моше (пророка и руководителя народа) и Аарона
(первосвященника) и сказали им:
“ Полно
вам! Ведь все
—
святы, и среди них
—
Творец!.. И услышал Моше, и пал ниц. И сказал Кораху и
всем его сообщникам: Завтра утром возвестит Создатель,
кто —
Его и кто —
свят, и того приблизит к Себе. Вот, что сделайте:
возьмите себе совки... Полно вам,
сыны Леви” (Бамидбар,
гл. 16,
ст. 3-7).
Бунт начал Корах, а вскоре у него появились и
последователи. И
выступили они против структуры, которая, по воле Творца,
поддерживала и спасала весь народ. Они обвинили Моше и
Аарона в корыстной узурпации власти. И произнесли эти
слова — “полно вам”.
В ответ на это Моше говорит, что Творец Сам покажет,
какова Его воля: те, кто претендует на роль
коэнов, пусть исполнят их самую тонкую и
возвышенную работу – воскурят благовония.
Самым скромным и достойным образом Моше отвечает тем,
кто ради личной славы поставил под угрозу все
существование народа и его заповеданную связь с Творцом.
И заканчивает свою речь теми же словами, с которых Корах
и его “соратники” начали обращение к Моше и Аарону
— “полно вам”.
Разве он был в чем-то не прав? Почему же Творец,
отказывая ему, напоминает ему эти слова?
Есть выражение: Амосиф гореа
– “Добавляющий убавляет”. Все было бы
правильно, если бы Моше не ответил им в конце тем же
упреком: рав лахем – хватит вам и того, что у вас
есть. В этот момент он опустился до их уровеня. Человек,
как мы уже сказали, не может оправдать себя тем, что
другие поступили неправильно.
Он несет ответственность за свои поступки,
независимо от поведения других.
Кроме того, каждый человек должен стремиться к
высшему идеалу, должен думать: “Мир создан для меня”
(в смысле: “и для меня тоже”).
Это — не
только естественно, это единственно правильно. И
стремление этой группы к особой близости с Творцом было,
по сути, правильным. Проблема состояла лишь в том, что
цель не оправдывает средства. И Моше, предоставляя
Создателю поставить их на место, которое Он им отвел,
ничего не должен был добавлять от себя (от своего
справедливого возмущения, ставшего сразу после этих слов
несправедливым, потому что само возмущение
несправедливо).
Итак, Творец отвечает ему: они хотели приблизиться ко
Мне, а ты ответил им: полно вам. И ты хотел войти в
Землю Израиля, чтобы приблизиться ко Мне, и Я отвечаю:
“Полно тебе!”.
Личность и народ, поступки каждого еврея и общая наша
судьба неразрывно связаны Такой урок преподносит нам
наша недельная глава.
Автор текста Гедалия
Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|