ВАЭРА 
"ВАЭРА"
ВАЭРА 
Чтение текста
Афтары

"ВАЭРА"

19.01.2025, 19 Tevet, 5785

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Чем выше, тем меньше различий

 

Наша недельная глава открывается обращением Всевышнего к Моше. И мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал ему: "Я — Творец"» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

В начале этой фразы в Торе используется Имя Элоким (Всевышний), а в завершении — четырехбуквенное Имя (здесь переведено, как Творец).

Имя Элоким связано с мерой суда, а четырехбуквенное — олицетворяет меру милосердия.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Всевышний говорил с Моше сурово, осуждая за то, что он отважился говорить резко и сказал: «Почему Ты содеял зло этому народу?» (Шемот, гл. 5, ст. 22).

Кроме того, Тора показывает нам, что в нашем мире существуют строгие границы и различия между милосердием и судом, но в высших, духовных мирах — разница не столь очевидна. Создатель может выступать в роли строгого судьи, или быть добросердечным заступником, и одно не противоречит другому.

Последние 86 лет пребывания евреев в Египте были самыми тяжкими. Мирьям, сестра Моше Рабейну, получила свое имя не от хорошей жизни, но — в память о том, что жизнь становилась все горше (этимологически это имя восходит к слову марор, что в переводе с иврита — «горечь»).

Гематрия (числовое значение) слова Элоким — 86. И действительно, все эти 86 лет мера суда была особенно строга по отношению к сынам Израиля.

Вспомним, что пока были живы братья Йосефа, евреям неплохо жилось в Египте. Так почему же все так переменилось с их уходом в иной мир? Почему начались страдания, началось рабство?

Чтобы научить нас, — объясняют Учителя в Талмуде (трактат Берахот, гл. 9, Мишна 5), — что «человек обязан благодарить Всевышнего за плохое так же, как он благодарит Его за хорошее». Ведь там, наверху, в духовных мирах, нет зла. Там — только добро. И Всевышний, во всех Его проявлениях, и через меру милосердия и через меру суда, без разницы — сплошное добро и благо.

Написано в Танахе: «Об одном говорил Всевышний — два услышал я, что сила – у Него» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 12).

«Один... два» — что это за подсчеты?

И еще находим: «Во Всевышнего, чье слово хвалю я. В Творца, чье слово хвалю я» (там же, гл. 56, ст. 11).

Раши объясняет, что здесь упоминаются мера суда (Элоким, переведено — Всевышний) и мера милосердия (четырехбуквенное Имя, переведено — Творец). И что и в том, и в другом случае нужно восхвалять и благодарить за плохое, как за хорошее.

В Торе используются два близких по значению, но разных по написанию слова — дибур и амира. Оба связаны с речью.

Дибур — это жесткий, напористый, нелицеприятный разговор. Амира — мягкое, вкрадчивое обращение.

Когда в Торе упоминается мера суда, то обычно используется оборот «вайомер Элоким» (и сказал Всевышний). Чтобы не переусердствовать с напористостью и жесткостью в речи, с мерой суда, употребляется мягкое обращение. Ведь мера суда, сама по себе, олицетворяет строгость, если еще и обращение будет жестким, то это в сумме может произвести чересчур сильный эффект.

С другой стороны, с четырехбуквенным Именем часто употребляется оборот «вайдабер hа-Шем» (и сказал Творец), чтобы жесткие слова создали необходимые рамки и границы для милосердия. Поскольку безграничное милосердие может нанести вред.

В нашем фрагменте написано: «вайдабер Элоким» (и говорил Всевышний). То есть, наряду с упомянутой мерой суда, использована жесткая форма разговора.

Об этом и говорится в упомянутом отрывке из Теилим: «Об одном говорил Всевышний».

Если с целью жесткого воздействия упоминается мера суда — для равновесия разговор, как правило, ведется мягко. То есть, если используется Имя Элоким — нет необходимости еще и в «дибуре».

«Два услышал я». В нашем фрагменте присутствуют и мера суда, и «дибур».

Почему?

Потому что «сила — у Него». И даже если проявления этой силы нам здесь, внизу, кажутся чем-то плохим, мы должны благодарить Его за плохое точно также, как благодарим за хорошее.

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(автор книги «Каф hа-Хаим»; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Чем выше, тем меньше различий

 

Наша недельная глава открывается обращением Всевышнего к Моше. И мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал ему: "Я — Творец"» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

В начале этой фразы в Торе используется Имя Элоким (Всевышний), а в завершении — четырехбуквенное Имя (здесь переведено, как Творец).

Имя Элоким связано с мерой суда, а четырехбуквенное — олицетворяет меру милосердия.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Всевышний говорил с Моше сурово, осуждая за то, что он отважился говорить резко и сказал: «Почему Ты содеял зло этому народу?» (Шемот, гл. 5, ст. 22).

Кроме того, Тора показывает нам, что в нашем мире существуют строгие границы и различия между милосердием и судом, но в высших, духовных мирах — разница не столь очевидна. Создатель может выступать в роли строгого судьи, или быть добросердечным заступником, и одно не противоречит другому.

Последние 86 лет пребывания евреев в Египте были самыми тяжкими. Мирьям, сестра Моше Рабейну, получила свое имя не от хорошей жизни, но — в память о том, что жизнь становилась все горше (этимологически это имя восходит к слову марор, что в переводе с иврита — «горечь»).

Гематрия (числовое значение) слова Элоким — 86. И действительно, все эти 86 лет мера суда была особенно строга по отношению к сынам Израиля.

Вспомним, что пока были живы братья Йосефа, евреям неплохо жилось в Египте. Так почему же все так переменилось с их уходом в иной мир? Почему начались страдания, началось рабство?

Чтобы научить нас, — объясняют Учителя в Талмуде (трактат Берахот, гл. 9, Мишна 5), — что «человек обязан благодарить Всевышнего за плохое так же, как он благодарит Его за хорошее». Ведь там, наверху, в духовных мирах, нет зла. Там — только добро. И Всевышний, во всех Его проявлениях, и через меру милосердия и через меру суда, без разницы — сплошное добро и благо.

Написано в Танахе: «Об одном говорил Всевышний — два услышал я, что сила – у Него» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 62, ст. 12).

«Один... два» — что это за подсчеты?

И еще находим: «Во Всевышнего, чье слово хвалю я. В Творца, чье слово хвалю я» (там же, гл. 56, ст. 11).

Раши объясняет, что здесь упоминаются мера суда (Элоким, переведено — Всевышний) и мера милосердия (четырехбуквенное Имя, переведено — Творец). И что и в том, и в другом случае нужно восхвалять и благодарить за плохое, как за хорошее.

В Торе используются два близких по значению, но разных по написанию слова — дибур и амира. Оба связаны с речью.

Дибур — это жесткий, напористый, нелицеприятный разговор. Амира — мягкое, вкрадчивое обращение.

Когда в Торе упоминается мера суда, то обычно используется оборот «вайомер Элоким» (и сказал Всевышний). Чтобы не переусердствовать с напористостью и жесткостью в речи, с мерой суда, употребляется мягкое обращение. Ведь мера суда, сама по себе, олицетворяет строгость, если еще и обращение будет жестким, то это в сумме может произвести чересчур сильный эффект.

С другой стороны, с четырехбуквенным Именем часто употребляется оборот «вайдабер hа-Шем» (и сказал Творец), чтобы жесткие слова создали необходимые рамки и границы для милосердия. Поскольку безграничное милосердие может нанести вред.

В нашем фрагменте написано: «вайдабер Элоким» (и говорил Всевышний). То есть, наряду с упомянутой мерой суда, использована жесткая форма разговора.

Об этом и говорится в упомянутом отрывке из Теилим: «Об одном говорил Всевышний».

Если с целью жесткого воздействия упоминается мера суда — для равновесия разговор, как правило, ведется мягко. То есть, если используется Имя Элоким — нет необходимости еще и в «дибуре».

«Два услышал я». В нашем фрагменте присутствуют и мера суда, и «дибур».

Почему?

Потому что «сила — у Него». И даже если проявления этой силы нам здесь, внизу, кажутся чем-то плохим, мы должны благодарить Его за плохое точно также, как благодарим за хорошее.

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(автор книги «Каф hа-Хаим»; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

 

 

 

2. Всевышний — наш отец

 

Всевышний рассказывает Моше — «И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Шемот, гл. 6, ст. 3).

Всевышний явил себя праотцам («к отцам»), — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Но что добавляет этот комментарий?

Внук Раши, рабейну Там, свидетельствует, что, если бы не было Раши, он сам ничуть не хуже мог бы написать комментарии к Талмуду, книгам Пророков и Писаниям. Но — не комментарии на Тору.

Раши примерно три года постился (речь, конечно же, идет о дневных постах, не о суточных) прежде, чем написать этот комментарий. В нем нет ни одного лишнего слова, и каждое стоит на своем месте.

Но, что означает это — «к отцам»?

Тот, кто обращается к Всевышнему, как к отцу — тому Он открывается.

Как обычно поступает человек, если что-то пошло не так? Вызывает врача? Звонит адвокату? Едет к другу?

Но может лучше начать с Творца? Прежде всего, обратиться к Нему? Ведь именно от Него придет спасение. А потом уже можно и к врачу, и к адвокату, и к психоаналитику — по ситуации.

Когда приходит беда, конечно же, нельзя сидеть, сложа руки. Нужно проявить старание, приложить силы, делать, что-нибудь, в конце концов. Если, к примеру, заболел — иди к врачу, но перед этим помолись Творцу, чтобы врач действительно помог.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 60) говорится, что перед тем, как приступить к какой-либо медицинской процедуре нужно произнести: «да будет на то Воля Твоя, Всевышний, чтобы это дело пошло мне на пользу, и Ты меня исцелил. Ведь Ты — Целитель надежный, и лечение, что Ты посылаешь действенно!».

Наша недельная глава называется Ваэра (в переводе — «и Я явил Себя»). Раши комментирует — «к отцам». Кто взывает к Всевышнему, как в трудную минуту обращаются к отцу — тому Он откроется (явит Себя) и того Он спасет из беды, как это делают любящие родители.

В Мидраше рассказывается, что однажды, когда Моше страдал от зубной боли — Всевышний справился, все ли у него в порядке.

— Владыка мира! — ответил Моше, — почему Ты спрашиваешь? Тебе же и так все открыто.

— Тем не менее, Я хочу, чтобы ты ответил. Расскажи о своей проблеме.

Когда Моше сказал про зубы, Всевышний велел ему взять определенное растение и сделать из него настойку.

Моше все в точности исполнил, и зубы у него перестали болеть.

Через какое-то время, у Моше снова разболелся зуб. Он не стал беспокоить Всевышнего, ведь он помнил, какое растение помогает от зубной боли. Он его нашел, сделал настойку и хорошо прополоскал ею рот. Но зубная боль не прекратилась. И Всевышний снова спросил, все ли у Моше в порядке. И тот так же ответил — Тебе ли не знать?

— И все же, скажи! — потребовал Всевышний.

— Зубы болят.

— Настойкой полоскал?

— Полоскал.

— Помогло?

— Нет.

— Разве настойка исцеляет? Слово Мое исцеляет! В прошлый раз Я велел тому растению снять тебе зубную боль, поэтому она у тебя тогда прошла.

Есть успешные врачи, есть действенные лекарства, но нужно помнить, Кто над всем этим.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

3. Порабощение не означает — издевательства

 

Написано в нашей недельной главе: «И также услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне» (Шемот, гл. 6, ст. 5).

Египтяне не только поработили евреев и принуждали их к тяжелому труду, они еще издевались над ними. Целый день сыны Израиля работали на египтян, а те их нещадно избивали. Лишь под вечер они возвращались домой обессиленные, а на теле не оставалось живого места от побоев.

Работа на египтян была каторжным трудом, который не приносил никакого удовлетворения. Долгое время сыны Израиля строили города-хранилища для фараона, Питом и Раамсес, но весь их труд пошел насмарку. Все построенное тут же разрушалось или проваливалось под землю.

На это намекают сами названия городов. Питом — «пи теhом» (бездна поглотила). И Раамсес — «ришон митросес» (первый разваливается).

Осознание, что твой труд не приносит пользы, что ты работаешь впустую — сильнодействующее издевательство.

Заключая союз с Авраамом, Всевышний открыл ему, что его потомки будут пришельцами в чужом краю, и их будут там порабощать и притеснять 400 лет (см. Берешит, гл. 15, ст. 13).

Порабощать означает — заставлять тяжело работать. А притеснять при этом — еще и издеваться.

Первым из всех евреев в Египет попал Йосеф. Сперва в доме Потифара, а затем и в тюрьме, он сполна испил горькую чашу всевозможных издевательств. Таким образом, Йосеф принял на себя все издевательства и притеснения, полагавшиеся сынам Израиля.

Об этом в Танахе сказано: «Мучили кандалами ноги его, железо вошло в его тело. Пока не пришло слово Его — слово Всевышнего очистило его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 105, ст. 18-19).

Выходит, что порабощение евреев должно было подразумевать только трудовую повинность нетто, без всяких издевательств и притеснений. Но египтяне во главе с фараоном проявили себя не только как поработители, но и как жестокие изуверы, которым неведомо милосердие. За это Египет будет разрушен, а египтяне и фараон получат суровое наказание.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

4. Тяготы или терпение

 

В нашей недельной главе читаем: «И Я выведу вас из-под тягот (в оригинале — сивлот) — тяжких трудов на Египет» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Слово «сивлот» здесь переведено, как «тяготы». Но в нем заложены и иные смыслы.

Объясню с помощью притчи.

У сильного и могущественного царя был сын — надежда и преемник, обладавший многими достоинствами. Но однажды он связался с плохой компанией и стал вместе с ними разбойничать и дебоширить.

Царь пытался вразумить отпрыска, наставить его на путь истинный. Только куда там — дурной пример заразителен. Принц остался глух ко всем увещеваниям, и на наставления никак не отреагировал.

Тогда царь стал наказывать сына все строже и строже, но и это не возымело действия. И отцу ничего не осталось, кроме как изгнать смутьяна из дворца и из столицы. Он отослал его на остров с редким, малочисленным населением.

 Жизнь избалованного принца в корне изменилась. Теперь он вставал ни свет, ни заря и выгонял скот на пастбище, а затем весь день его пас. Так продолжалось семь долгих лет. И вот, из столицы пришла весть, что царь готовится прибыть на остров с царским визитом.

Жители острова тотчас начали приводить в порядок дороги, мести и мыть улицы, украшать фасады домов портретами царя и государственными флагами. 

В назначенный день делегация, состоящая из самых уважаемых людей острова, отправилась встречать царя. Перед монархом предстали сливки местного общества — врач, архитектор, вдова отставного генерала...

Принца среди них не было. На вопрос царя о сыне, ему ответили срывающимся шепотом, что он, мол, пасет скот где-то в окрестностях.

Монарх распорядился немедленно его привести. И царский приказ был с поспешностью исполнен. 

Принца доставили прямо с выгона для скота, в пастушьей одежде. Впрочем, другой одежды у него все равно не было.

Царь уединился с сыном для сердечной беседы. И тот поведал отцу, что практически не общается с людьми, но все больше со скотом, что погружен в раздумья и что пересмотрел свои прежние взгляды и много трудится над тем, чтобы исправиться.

Для них накрыли стол, и когда сердце царя размягчилось от вкусных блюд и выдержанного вина, он предложил сыну сказать, что тому не хватает.

— Может, ты согласишься подарить мне новый ранец, а то моя пастушеская сумка совсем прохудилась.

— Тебя заботит изношенная сумка? — удивился царь. — Ведь ты мог просить вернуть тебя во дворец...

Во время изгнания в Египте, в разгар тяжких мучений и рабства, Моше объявил евреям, что Всевышний решил освободить их из-под египетского ига и привести в Эрец Исраэль. Но евреи ответили, что их все устраивает, лишь бы не стало хуже.

Тогда Всевышний и произнес эту фразу — «И Я выведу вас из-под тягот».

Слово «севель» имеет тот же корень, что и совланут (терпение). Сыны Израиля были готовы терпеть рабство и издевательства египтян, лишь бы не стало хуже. Но Всевышний спас евреев из того галута, вопреки их терпению.

Кстати, у нас сложилась похожая ситуация. Люди сталкиваются с проблемами в быту и на работе, со здоровьем и в личной жизни. Они взывают к Всевышнему и просят о решении той или иной локальной проблемы. Вместо того, чтобы просить окончательного избавления.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Чувство благодарности

 

Самое первое наказание Египту и египтянам — казнь кровью. Написано: «Скажи Аарону: Возьми cвой посох и простри твою руку над водами Египта» (Шемот, гл. 7, ст. 19).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает такое разъяснение. За то, что река оберегала Моше, когда его, младенцем, бросили в ее воды, она не пострадала от его руки (и не была поражена через него) ни кровью, ни жабами. Но наказание пришло от руки Аарона.

Отсюда мы видим, насколько важна благодарность. Что ее проявляют не только по отношению к другим людям, но даже и к неодушевленным предметам.

Глава йешивы Нецах Исраэль в Иерусалиме (1906-1991 гг.) сам поливал плодовые деревья, которые росли на территории йешивы, и никому эту работу не доверял.

Однажды его попросили рассказать об истоках этого обычая, и вот, что он поведал.

В молодости он был судьей в бейт дине (раввинском суде) рава Хаима Озера Гродзинского (возглавлял раввинский суд Вильнюса; 1863-1940 гг.).

Рав Хаим часто брал Нецаха с собой за город, и там они вместе гуляли, беседуя о Торе.

Раби Хаим Озер также подробно рассказывал обо всех встреченных деревьях — какие из них дают съедобные плоды, а чьи плоды ядовиты, и их ни в коем случае нельзя есть.

Молодой человек недоумевал, почему рав столько внимания уделяет ботанике и садоводству. Ведь его можно было бы посвятить изучению Торы.

 Впрочем, очень скоро он получил ответ на свой незаданный вопрос.

Началась Вторая мировая война, и молодому раввину пришлось прятаться и жить в поле.

Он питался плодами растущих там деревьев. Благодаря раби Гродзинскому, он хорошо знал, какие плоды можно есть, а от каких следует держаться подальше.

В ветвях деревьев будущий глава йешивы прятался от фашистов и их подручных, а их плодами он поддерживал силы.

Так он и пережил эту страшную войну. И потом до конца своих дней, уже живя в Иерусалиме, ухаживал за деревьями, растущими на территории его йешивы...

 

на основе комментария рава Исраэля Густмана

(глава йешивы «Нецах Исраэль», Литва – Израиль, 1906-1991 гг.)  


Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

У жениха умер дедушка. Можно ли делать хупу в ближайший год?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля