ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайера»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите - вайера.

 

Обсуждение главы Вайера

 

1. Что это за «короткий», и что он мешал услышать?

 

В нашей недельной главе читаем, что Моше сообщает евреям о скором освобождении из рабства. Но те не спешат принимать его слова на веру. Как сказано: «И говорил Моше так сынам Израиля, но не послушали они его из-за короткого духа и из-за тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9).

Человек, которые долгие годы был в неволе, как приговоренный к длительному тюремному заключению. Его избивали, пытали и всячески издевались над ним. Но со временем он привык к своему положению бесправного узника, сжился с рутиной и научился переносить все тяготы тюремной жизни с минимальными потерями. И если к нему вдруг придет вестник с воли и объявит о досрочном освобождении — он, скорее всего, не поверит в благую весть.

То, что сынам Израиля предстоит египетское изгнание, было решено во время брита бейн hа-бетарим (Союза, заключенного Всевышним с Авраамом посредством рассечения туш животных). Тогда и было установлено, что этот галут (изгнание) будет длиться 430 лет.

Если за точку отсчета принять заключение Союза между Творцом и Авраамом, то спустя 430 лет (то есть с момента вынесения приговора до Исхода евреев из Египта) должно было пройти более четырех столетий.

И вот, Моше через 210 лет объявляет, что настал срок избавления («И говорил Моше так сынам Израиля»). Но они, как написано — «не послушали его из-за короткого духа».

Гематрия (числовое значение) выражения «из-за короткого» (в оригинале — ми-коцер) составляет 430.

Теперь понятно, что это за «короткий», из-за которого евреи не послушали Моше. Они знали, что с момента вынесения приговора и до завершения срока их пребывания в Египте должно пройти 430 лет. Моше же объявил об освобождении, в их понимании — задолго до окончания этого периода. Моше объявил об освобождении досрочно

«Короткий!», — решили они, — срок галута значительно длиннее. И не поверили в грядущее избавление (в геулу).

Но ведь в конце предыдущей недельной главы (Шемот) написано: «И пересказал Аарон все, о чем говорил Всевышний... И поверил народ, и понял, что вспомнил Творец о сынах Израиля, и поклонились они, и пали ниц» (Шемот, гл. 4, ст. 30-31).

Почему же сейчас, спустя несколько дней, они передумали?

Дело в том, что Моше объявил не просто о дословном освобождении, но — об условно досрочном освобождении. А это требовало выполнения определенных условий, которые и назвал Моше.

Аарон же говорил лишь о свободе — без всяких условий. Только человек не может быть просто свободным. Он так устроен, что освободившись из одного рабства — неминуемо попадет в другое. И станет рабом привычек, дурных наклонностей, пагубных страстей, стереотипов, предубеждений, чужих верований, манипуляторов и властолюбцев...

Единственный приемлемый вариант — стать слугой Всевышнего, принять Его  
Власть и Его Мудрость. Что означало — построить жизнь в соответствии с Его заповедями.

Это и попытался донести Моше до сознания своих собратьев.

Только жизнь по Торе и соблюдение 613-ти заповедей показалось евреям «тяжелой работой». Работа на фараона, конечно же, легче. Вот и не послушали они Моше «из-за короткого духа и из-за тяжелой работы», предпочитая условно досрочному освобождению — весь срок, от звонка до звонка. Но не учли одного — по истечении 430-ти лет, освобождать уже будет некого.

 

на основе комментария рава Йосефа-Шалома Эльяшива

(один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.)

 

 

 

2. Почему избавление от египетского изгнания не было окончательным

 

Моше принес сынам Израиля слова Всевышнего об окончании рабства и освобождении (геуле). Но — «не послушали они его из-за короткого духа и из-за тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9).

Возникает вопрос: как тяжелая работа может помешать услышать известие об освобождении от нее?

Раби Йонатан бен Узиэль (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) в своем комментарии к нашей недельной главе отмечает, что под «тяжелой работой» следует понимать чуждое служение, идолопоклонство, которым стали заниматься евреи в те времена.

Сказано в Мидраше Ялкут Гершуни, что избавление, если оно приходит от человека — не будет окончательным. Только дарованная Всевышним геула может быть полной и абсолютной.

Подтверждение этой идеи находим в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 107, ст. 1-2), где сказано: «Благодарите Всевышнего, потому что Он добр, потому что навеки милость Его, — скажут спасенные Творцом, которых избавил Он от беды».

Кто может благодарить Всевышнего, «милость которого навеки»?

Только те, кого «Он избавил от беды". Ведь лишь то спасение вечное, которое организовал непосредственно Он, Творец. Спасение же, которое приходит от человека из плоти и крови — приносит временное облегчение, не более того.

О том же читаем и в Танахе — «Израиль же спасен Всевышним спасением вечным» (книга пророка Йешаягу, гл. 45, ст. 17).

Когда спасение Израиля будет окончательным и вечным?

Когда его спасет Всевышний.

Но спасение через посланника вечным — не будет.

Моше, зная это, попросил Всевышнего лично заняться освобождением евреев из Египта. И Тот ответил ему: «Я открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову как Творец, но под Своим Именем Всевышнего Я не предстал перед ними. И заключил Я с ними Союз Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 3-4).

То есть, выражаясь простым языком, Всевышний сказал Моше; «Тебе известно о святых праотцах еврейского народа. Они служили мне преданно. Но им не довелось использовать свои заслуги, поскольку они знали Меня только под Именем Творец. Все их заслуги сохранены для следующих поколений». И далее Всевышний продолжает: «Услышал Я стенание сынов Израиля, которых египтяне порабощают, и вспомнил Я Союз Мой" (там же, ст. 5).

Таким образом, у евреев накопились заслуги их праотцов, а кроме того — Всевышний услышал их молитвы.

И тут мы читаем: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Итак, евреи, образно говоря, «вытащили счастливый билет» — Всевышний Сам, без всяких посредников, готов их спасти из египетского рабства. И это спасение будет полным и абсолютным — таким, что они больше никогда не попадут под власть другого народа.

Но когда Моше пришел сообщить им это — им было не до него. Они были заняты своими божками, написанием монографий по исследованию египетской литературы, подготовкой к фестивалю верхнего Нила. Они не услышали Моше из-за короткого дыхания и тяжелой работы.

Всевышний хотел освободить сынов Израиля лично, но те оказались недостойны этого. И подтверждением, сразу после дарования Торы — стало их участие в поклонении золотому тельцу.

Поэтому Творец поручил Моше заниматься освобождением евреев из рабства, сказав: «Пойди, говори с фараоном, царем Египта, и отпустит он сынов Израиля из страны своей» (Шемот, гл. 6, ст. 10).

Поскольку освобождение из египетского галута было осуществлено не Самим Всевышним, а Его посланником — оно было временным. И еврейский народ еще не раз после этого оказывался в галуте.

 

на основе комментария рава Шалома Рокеаха

(известен и как Сар Шалом из Белз; первый Ребе Белзских хасидов, Украина, 1781-1855 гг.)

 

 

3. Фараон не поверит Моше из-за проверки, которой тот подвергся

 

Итак, в нашей недельной главе говорится, что Всевышний посылает Моше к фараону, чтобы добиться освобождения евреев. Но Моше сомневается в успехе своей миссии.

«Вот сыны Израиля не послушали меня, — произносит он. — Как же будет слушать меня фараон?! Ведь я косноязычен» (Шемот, гл. 6, ст. 12).

Очевидно, что Моше опасается, что его не услышат не из-за дефекта речи, но потому, что фараон ему просто не поверит. Не поверит, что Моше был избран на роль духовного лидера и избавителя евреев.

Откуда у него эти сомнения?

Когда Моше был еще совсем крошечным и рос в царском дворце, фараон любил брать ребенка на руки, сажал его к себе на колени, тискал его и сюсюкал с ним в порыве переполнявшей его нежности. А Моше, не будь промах — потянулся ручонками к золотой короне, сорвал ее, и сразу примерил на себя.

Египетские волхвы усмотрели в этом недобрый для фараона знак. В будущем, — нашептывали они, — этот ребенок отнимет у тебя твой престол. Возможно, из него вырастет тот самый легендарный освободитель евреев, о котором мы тебя предупреждали. Поэтому лучше умертви его.

Но там был Итро, и он вступился за Моше. Он еще — несмышленыш, — оправдывал малыша Итро.

Впрочем, если хотите — его можно проверить. Принесите золото и горящие угли и положите перед ним. Если выберет золото — убейте его, ну а если глупыш схватится за угли — пусть живет.

Так и сделали.

Моше потянулся, было, к золоту. Но малах (в условном переводе — «ангел») Гавриэль направил его руку к углям.

Моше взял пылающий уголек и положил себе в рот. Он, конечно же, очень сильно обжегся, получив на всю жизнь дефект речи, но смерти — избежал. И избавителем евреев при дворе фараона его не признали. Точнее, экспериментальным путем — установили, что Моше не может быть духовным вождем и лидером еврейского народа.

Это событие было записано в хрониках египетского царства.

Теперь, если Моше по заданию Всевышнего придет к фараону с требованием освободить сынов Израиля — тот наверняка наведет о нем справки, или сам вспомнит о той проверке и о ее результате.

Это и подразумевал Моше, говоря: «Ведь я косноязычен!». И вспоминая, что подвергся испытанию, в результате которого обжег себе язык и гортань, что спасло ему жизнь, но доказало фараону, что он — не избавитель евреев.

Так как же он поверит Моше? Скорее всего, он не воспримет его слова всерьез.

Таким образом, миссия Моше выглядела абсолютно провальной. И то, что она, в конце концов, увенчалась успехом, в очередной раз показывает, что для Всевышнего — нет ничего невозможного.

 

на основе комментария рава Птахьи Менкина

(автор книги «Пардес Птахья»; Украина – Беларусь – Израиль, 1881-1947 гг.)

 

 

  

4. Что такое каль ва-хомер

 

В нашей недельной главе читаем о том, что Моше получил задание от Всевышнего — пойти к фараону и убедить его освободить евреев из рабства. Но Моше одолели сомнения. Как написано: «И молвил Моше пред Всевышним, говоря: сыны Израиля не послушали меня — как же будет слушать меня фараон?! Ведь я косноязычен» (Шемот, гл. 6, ст. 12).

Обычно, когда в Торе используется оборот «молвил... говоря» — это указывает на дополнительных адресатов, на то, что сказанное относится к кому-то еще.

В нашем случае, Моше обращается к Всевышнему. Но, выходит — не только к Нему. Тогда, к кому же еще?

В своем комментарии к этому месту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что во фразе «Сыны Израиля не послушали меня — как же послушает меня фараон?» заключен один из принципов понимания текста Торы. И в нашей традиции он называется — «каль ва-хомер» (от простого — к сложному или от легкого аргумента — к более весомому).

В Торе — всего десять подобных фраз.

«Сыны Израиля не послушали меня» — это «легкий» аргумент. «Как же послушает меня фараон» — более весомый.

Почему высказывание «сыны Израиля не послушали меня» — «легкий» аргумент, а словосочетание «как же послушает меня фараон» — более весомый? Ведь Сыны Израиля, как никто другой, должны были быть заинтересованы в геуле (освобождении). И если они не услышали Моше, то фараон, которому выгодно, чтобы евреи были рабами — тем более не услышит.

Получается, что слова Всевышнего легче донести до сынов Израиля, даже если они порабощены и сильно отягощены каторжной работой, нежели довести их до сознания инородца, будь он хоть образованный монарх.

Понятие «каль ва-хомер» изучают в йешивах. И Моше просит Творца, чтобы Он рассказал об этом каль ва-хомере в Небесной йешиве — в той, в которую попадают праведники, оставляя наш мир.

В словах Моше прослеживается, что он заступается за еврейский народ. Ведь евреи не послушали Моше из-за того, что были поглощены тяжелой работой. Фараон же не желает принять волю Всевышнего из-за упрямства и невиданной наглости, которая выразилась в его реакции — «А кто такой Всевышний, чтобы я Его слушался!?» (Шемот, гл. 5, ст. 2).

Вместе с тем, Моше добавляет, что он косноязычен. То есть, его языка не хватает, чтобы как следует оправдать сынов Израиля. Поскольку получается, что у них есть только одна заслуга — они лучше фараона.

Как правило, один человек не слушает другого, если считает себя умнее.

В нашем случае, и евреи и фараон — не послушали Моше. А считать себя умнее Моше, причем, в ситуации, когда он говорит не от себя, но передает слова Всевышнего — несусветная глупость.

Написано в Танахе: «Скажи мудрости: Ты — сестра моя!» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 7, ст. 4).

Подобно тому, как запрещено вступать в интимные отношения с родной сестрой, точно также — нельзя человеку возомнить о себе, что он приобрел мудрость.

 

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера — (известен и как Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19-й в.)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Разве фараон заслужил почести?

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном, и дал им повеления о сынах Израиля и о фараоне, царе Египта» (Шемот, гл. 6, ст. 13).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что Всевышний повелел оказывать фараону почтение в разговоре с ним.

Но разве фараон, руки которого были обильно обагрены еврейской кровью, заслужил к себе уважительное отношение?

В Мегилат Эстер (Книга Эстер, гл. 5, ст. 4) рассказывается о пире, который устроила Эстер для царя Ахашвероша и злодея Амана. Быть единственным приглашенным на пир к царице с царем — великая честь. Было бы интересно узнать, за что Аман удостоился этой чести?

Мы знаем, что в почестях была спрятана смерть Амана. Как сказано: «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 16, ст. 18).

То есть перед тем, как уничтожить злодея, Всевышний возвышает его, чтобы падение было еще болезненней.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 15) говорится, что Эстер, устраивая пир, очень рассчитывала на чудо («Может, почувствует Творец и устроит нам чудо»).

Раши объясняет, что Эстер надеялась, что Всевышний воспримет ситуацию на пиру как своеобразное приношение (на иврите — корбан) злодея. Кроме того, она рассчитывала, что Творец оценит ее унижения перед злодеем и ее вынужденную лесть.

Магарша (великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век) добавляет, что Эстер своим поступком, дала понять, что еврейский народ — в состоянии, которое можно определить словами — «нет спасенного и защищенного». В соответствии с тем, что написано в Торе — «Когда судить будет Всевышний Свой народ и о слугах Своих изменит решение, увидев как крепнет вражеская рука, и нет спасенного и защищенного» (Дварим, гл. 32, ст. 36).

То есть Творец, увидев, что силы ненавистников растут — так что евреям уже не видно спасения, и нет в их среде спасенного и защищенного — повернет Свой Гнев от евреев на их преследователей.

Так же и Моше с Аароном, оказывая почести фараону — тем самым превращают его в жертву для заклания. Они пренебрегают самоуважением, ведут себя со злодеем смиренно — в надежде, что это отвратит Гнев Всевышнего от их народа, а Гнев, направленный на фараона — разгорится.

Рассказывают, что на трапезе, устроенной по случаю свадьбы раби Хаима из Бриска (рав Хаим Соловейчик; один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь), его отцу сообщили, что среди гостей сидит один необычайно богатый человек, который за свою жизнь копейки не дал на благотворительность. А между тем, ударили холода, и нужно топить, но у многих евреев нет на это денег, и они сильно мерзнут.

— Я выужу у него деньги, — сказал отец рава Соловейчика.

Он подсел к богачу и завел с ним беседу, полную почтения и лести.

— В честь столь уважаемого гостя, я готов совершить уникальное чудо, — произнес он. — Положи четыре ассигнации по пятьсот рублей на углы этого стола. Я произнесу всего одно слово, и деньги окажутся в этой салатнице…

— А вдруг не получится? — засомневался гость.

— Тогда я заплачу неустойку в размере двух тысяч. Но если чудо все-таки произойдет — эти деньги пойдут на дрова для бедняков.

Любопытство взяло верх над скупостью, и богач выложил купюры по углам стола.

— Хаимке! — громко крикнул раввин.

Тут же жених проворно схватил деньги и быстро поместил их в салатницу. Не дав богачу опомниться, отец жениха вынул купюры, очистил их от прилипшего салата и передал ответственному за сбор средств на отопление.

— Я все же рассчитывал увидеть чудо, — недовольно проворчал богач, — а это просто обман.

— Выманить у тебя столь солидную сумму и есть самое настоящее чудо!..


на основе комментария рава Шломо Левинштейна

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайера»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите - вайера.

 

Обсуждение главы Вайера

 

1. Что это за «короткий», и что он мешал услышать?

 

В нашей недельной главе читаем, что Моше сообщает евреям о скором освобождении из рабства. Но те не спешат принимать его слова на веру. Как сказано: «И говорил Моше так сынам Израиля, но не послушали они его из-за короткого духа и из-за тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9).

Человек, которые долгие годы был в неволе, как приговоренный к длительному тюремному заключению. Его избивали, пытали и всячески издевались над ним. Но со временем он привык к своему положению бесправного узника, сжился с рутиной и научился переносить все тяготы тюремной жизни с минимальными потерями. И если к нему вдруг придет вестник с воли и объявит о досрочном освобождении — он, скорее всего, не поверит в благую весть.

То, что сынам Израиля предстоит египетское изгнание, было решено во время брита бейн hа-бетарим (Союза, заключенного Всевышним с Авраамом посредством рассечения туш животных). Тогда и было установлено, что этот галут (изгнание) будет длиться 430 лет.

Если за точку отсчета принять заключение Союза между Творцом и Авраамом, то спустя 430 лет (то есть с момента вынесения приговора до Исхода евреев из Египта) должно было пройти более четырех столетий.

И вот, Моше через 210 лет объявляет, что настал срок избавления («И говорил Моше так сынам Израиля»). Но они, как написано — «не послушали его из-за короткого духа».

Гематрия (числовое значение) выражения «из-за короткого» (в оригинале — ми-коцер) составляет 430.

Теперь понятно, что это за «короткий», из-за которого евреи не послушали Моше. Они знали, что с момента вынесения приговора и до завершения срока их пребывания в Египте должно пройти 430 лет. Моше же объявил об освобождении, в их понимании — задолго до окончания этого периода. Моше объявил об освобождении досрочно

«Короткий!», — решили они, — срок галута значительно длиннее. И не поверили в грядущее избавление (в геулу).

Но ведь в конце предыдущей недельной главы (Шемот) написано: «И пересказал Аарон все, о чем говорил Всевышний... И поверил народ, и понял, что вспомнил Творец о сынах Израиля, и поклонились они, и пали ниц» (Шемот, гл. 4, ст. 30-31).

Почему же сейчас, спустя несколько дней, они передумали?

Дело в том, что Моше объявил не просто о дословном освобождении, но — об условно досрочном освобождении. А это требовало выполнения определенных условий, которые и назвал Моше.

Аарон же говорил лишь о свободе — без всяких условий. Только человек не может быть просто свободным. Он так устроен, что освободившись из одного рабства — неминуемо попадет в другое. И станет рабом привычек, дурных наклонностей, пагубных страстей, стереотипов, предубеждений, чужих верований, манипуляторов и властолюбцев...

Единственный приемлемый вариант — стать слугой Всевышнего, принять Его  
Власть и Его Мудрость. Что означало — построить жизнь в соответствии с Его заповедями.

Это и попытался донести Моше до сознания своих собратьев.

Только жизнь по Торе и соблюдение 613-ти заповедей показалось евреям «тяжелой работой». Работа на фараона, конечно же, легче. Вот и не послушали они Моше «из-за короткого духа и из-за тяжелой работы», предпочитая условно досрочному освобождению — весь срок, от звонка до звонка. Но не учли одного — по истечении 430-ти лет, освобождать уже будет некого.

 

на основе комментария рава Йосефа-Шалома Эльяшива

(один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.)

 

 

 

2. Почему избавление от египетского изгнания не было окончательным

 

Моше принес сынам Израиля слова Всевышнего об окончании рабства и освобождении (геуле). Но — «не послушали они его из-за короткого духа и из-за тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9).

Возникает вопрос: как тяжелая работа может помешать услышать известие об освобождении от нее?

Раби Йонатан бен Узиэль (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) в своем комментарии к нашей недельной главе отмечает, что под «тяжелой работой» следует понимать чуждое служение, идолопоклонство, которым стали заниматься евреи в те времена.

Сказано в Мидраше Ялкут Гершуни, что избавление, если оно приходит от человека — не будет окончательным. Только дарованная Всевышним геула может быть полной и абсолютной.

Подтверждение этой идеи находим в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 107, ст. 1-2), где сказано: «Благодарите Всевышнего, потому что Он добр, потому что навеки милость Его, — скажут спасенные Творцом, которых избавил Он от беды».

Кто может благодарить Всевышнего, «милость которого навеки»?

Только те, кого «Он избавил от беды". Ведь лишь то спасение вечное, которое организовал непосредственно Он, Творец. Спасение же, которое приходит от человека из плоти и крови — приносит временное облегчение, не более того.

О том же читаем и в Танахе — «Израиль же спасен Всевышним спасением вечным» (книга пророка Йешаягу, гл. 45, ст. 17).

Когда спасение Израиля будет окончательным и вечным?

Когда его спасет Всевышний.

Но спасение через посланника вечным — не будет.

Моше, зная это, попросил Всевышнего лично заняться освобождением евреев из Египта. И Тот ответил ему: «Я открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову как Творец, но под Своим Именем Всевышнего Я не предстал перед ними. И заключил Я с ними Союз Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 3-4).

То есть, выражаясь простым языком, Всевышний сказал Моше; «Тебе известно о святых праотцах еврейского народа. Они служили мне преданно. Но им не довелось использовать свои заслуги, поскольку они знали Меня только под Именем Творец. Все их заслуги сохранены для следующих поколений». И далее Всевышний продолжает: «Услышал Я стенание сынов Израиля, которых египтяне порабощают, и вспомнил Я Союз Мой" (там же, ст. 5).

Таким образом, у евреев накопились заслуги их праотцов, а кроме того — Всевышний услышал их молитвы.

И тут мы читаем: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Итак, евреи, образно говоря, «вытащили счастливый билет» — Всевышний Сам, без всяких посредников, готов их спасти из египетского рабства. И это спасение будет полным и абсолютным — таким, что они больше никогда не попадут под власть другого народа.

Но когда Моше пришел сообщить им это — им было не до него. Они были заняты своими божками, написанием монографий по исследованию египетской литературы, подготовкой к фестивалю верхнего Нила. Они не услышали Моше из-за короткого дыхания и тяжелой работы.

Всевышний хотел освободить сынов Израиля лично, но те оказались недостойны этого. И подтверждением, сразу после дарования Торы — стало их участие в поклонении золотому тельцу.

Поэтому Творец поручил Моше заниматься освобождением евреев из рабства, сказав: «Пойди, говори с фараоном, царем Египта, и отпустит он сынов Израиля из страны своей» (Шемот, гл. 6, ст. 10).

Поскольку освобождение из египетского галута было осуществлено не Самим Всевышним, а Его посланником — оно было временным. И еврейский народ еще не раз после этого оказывался в галуте.

 

на основе комментария рава Шалома Рокеаха

(известен и как Сар Шалом из Белз; первый Ребе Белзских хасидов, Украина, 1781-1855 гг.)

 

 

3. Фараон не поверит Моше из-за проверки, которой тот подвергся

 

Итак, в нашей недельной главе говорится, что Всевышний посылает Моше к фараону, чтобы добиться освобождения евреев. Но Моше сомневается в успехе своей миссии.

«Вот сыны Израиля не послушали меня, — произносит он. — Как же будет слушать меня фараон?! Ведь я косноязычен» (Шемот, гл. 6, ст. 12).

Очевидно, что Моше опасается, что его не услышат не из-за дефекта речи, но потому, что фараон ему просто не поверит. Не поверит, что Моше был избран на роль духовного лидера и избавителя евреев.

Откуда у него эти сомнения?

Когда Моше был еще совсем крошечным и рос в царском дворце, фараон любил брать ребенка на руки, сажал его к себе на колени, тискал его и сюсюкал с ним в порыве переполнявшей его нежности. А Моше, не будь промах — потянулся ручонками к золотой короне, сорвал ее, и сразу примерил на себя.

Египетские волхвы усмотрели в этом недобрый для фараона знак. В будущем, — нашептывали они, — этот ребенок отнимет у тебя твой престол. Возможно, из него вырастет тот самый легендарный освободитель евреев, о котором мы тебя предупреждали. Поэтому лучше умертви его.

Но там был Итро, и он вступился за Моше. Он еще — несмышленыш, — оправдывал малыша Итро.

Впрочем, если хотите — его можно проверить. Принесите золото и горящие угли и положите перед ним. Если выберет золото — убейте его, ну а если глупыш схватится за угли — пусть живет.

Так и сделали.

Моше потянулся, было, к золоту. Но малах (в условном переводе — «ангел») Гавриэль направил его руку к углям.

Моше взял пылающий уголек и положил себе в рот. Он, конечно же, очень сильно обжегся, получив на всю жизнь дефект речи, но смерти — избежал. И избавителем евреев при дворе фараона его не признали. Точнее, экспериментальным путем — установили, что Моше не может быть духовным вождем и лидером еврейского народа.

Это событие было записано в хрониках египетского царства.

Теперь, если Моше по заданию Всевышнего придет к фараону с требованием освободить сынов Израиля — тот наверняка наведет о нем справки, или сам вспомнит о той проверке и о ее результате.

Это и подразумевал Моше, говоря: «Ведь я косноязычен!». И вспоминая, что подвергся испытанию, в результате которого обжег себе язык и гортань, что спасло ему жизнь, но доказало фараону, что он — не избавитель евреев.

Так как же он поверит Моше? Скорее всего, он не воспримет его слова всерьез.

Таким образом, миссия Моше выглядела абсолютно провальной. И то, что она, в конце концов, увенчалась успехом, в очередной раз показывает, что для Всевышнего — нет ничего невозможного.

 

на основе комментария рава Птахьи Менкина

(автор книги «Пардес Птахья»; Украина – Беларусь – Израиль, 1881-1947 гг.)

 

 

  

4. Что такое каль ва-хомер

 

В нашей недельной главе читаем о том, что Моше получил задание от Всевышнего — пойти к фараону и убедить его освободить евреев из рабства. Но Моше одолели сомнения. Как написано: «И молвил Моше пред Всевышним, говоря: сыны Израиля не послушали меня — как же будет слушать меня фараон?! Ведь я косноязычен» (Шемот, гл. 6, ст. 12).

Обычно, когда в Торе используется оборот «молвил... говоря» — это указывает на дополнительных адресатов, на то, что сказанное относится к кому-то еще.

В нашем случае, Моше обращается к Всевышнему. Но, выходит — не только к Нему. Тогда, к кому же еще?

В своем комментарии к этому месту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что во фразе «Сыны Израиля не послушали меня — как же послушает меня фараон?» заключен один из принципов понимания текста Торы. И в нашей традиции он называется — «каль ва-хомер» (от простого — к сложному или от легкого аргумента — к более весомому).

В Торе — всего десять подобных фраз.

«Сыны Израиля не послушали меня» — это «легкий» аргумент. «Как же послушает меня фараон» — более весомый.

Почему высказывание «сыны Израиля не послушали меня» — «легкий» аргумент, а словосочетание «как же послушает меня фараон» — более весомый? Ведь Сыны Израиля, как никто другой, должны были быть заинтересованы в геуле (освобождении). И если они не услышали Моше, то фараон, которому выгодно, чтобы евреи были рабами — тем более не услышит.

Получается, что слова Всевышнего легче донести до сынов Израиля, даже если они порабощены и сильно отягощены каторжной работой, нежели довести их до сознания инородца, будь он хоть образованный монарх.

Понятие «каль ва-хомер» изучают в йешивах. И Моше просит Творца, чтобы Он рассказал об этом каль ва-хомере в Небесной йешиве — в той, в которую попадают праведники, оставляя наш мир.

В словах Моше прослеживается, что он заступается за еврейский народ. Ведь евреи не послушали Моше из-за того, что были поглощены тяжелой работой. Фараон же не желает принять волю Всевышнего из-за упрямства и невиданной наглости, которая выразилась в его реакции — «А кто такой Всевышний, чтобы я Его слушался!?» (Шемот, гл. 5, ст. 2).

Вместе с тем, Моше добавляет, что он косноязычен. То есть, его языка не хватает, чтобы как следует оправдать сынов Израиля. Поскольку получается, что у них есть только одна заслуга — они лучше фараона.

Как правило, один человек не слушает другого, если считает себя умнее.

В нашем случае, и евреи и фараон — не послушали Моше. А считать себя умнее Моше, причем, в ситуации, когда он говорит не от себя, но передает слова Всевышнего — несусветная глупость.

Написано в Танахе: «Скажи мудрости: Ты — сестра моя!» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 7, ст. 4).

Подобно тому, как запрещено вступать в интимные отношения с родной сестрой, точно также — нельзя человеку возомнить о себе, что он приобрел мудрость.

 

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера — (известен и как Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19-й в.)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Разве фараон заслужил почести?

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном, и дал им повеления о сынах Израиля и о фараоне, царе Египта» (Шемот, гл. 6, ст. 13).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что Всевышний повелел оказывать фараону почтение в разговоре с ним.

Но разве фараон, руки которого были обильно обагрены еврейской кровью, заслужил к себе уважительное отношение?

В Мегилат Эстер (Книга Эстер, гл. 5, ст. 4) рассказывается о пире, который устроила Эстер для царя Ахашвероша и злодея Амана. Быть единственным приглашенным на пир к царице с царем — великая честь. Было бы интересно узнать, за что Аман удостоился этой чести?

Мы знаем, что в почестях была спрятана смерть Амана. Как сказано: «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 16, ст. 18).

То есть перед тем, как уничтожить злодея, Всевышний возвышает его, чтобы падение было еще болезненней.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 15) говорится, что Эстер, устраивая пир, очень рассчитывала на чудо («Может, почувствует Творец и устроит нам чудо»).

Раши объясняет, что Эстер надеялась, что Всевышний воспримет ситуацию на пиру как своеобразное приношение (на иврите — корбан) злодея. Кроме того, она рассчитывала, что Творец оценит ее унижения перед злодеем и ее вынужденную лесть.

Магарша (великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век) добавляет, что Эстер своим поступком, дала понять, что еврейский народ — в состоянии, которое можно определить словами — «нет спасенного и защищенного». В соответствии с тем, что написано в Торе — «Когда судить будет Всевышний Свой народ и о слугах Своих изменит решение, увидев как крепнет вражеская рука, и нет спасенного и защищенного» (Дварим, гл. 32, ст. 36).

То есть Творец, увидев, что силы ненавистников растут — так что евреям уже не видно спасения, и нет в их среде спасенного и защищенного — повернет Свой Гнев от евреев на их преследователей.

Так же и Моше с Аароном, оказывая почести фараону — тем самым превращают его в жертву для заклания. Они пренебрегают самоуважением, ведут себя со злодеем смиренно — в надежде, что это отвратит Гнев Всевышнего от их народа, а Гнев, направленный на фараона — разгорится.

Рассказывают, что на трапезе, устроенной по случаю свадьбы раби Хаима из Бриска (рав Хаим Соловейчик; один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь), его отцу сообщили, что среди гостей сидит один необычайно богатый человек, который за свою жизнь копейки не дал на благотворительность. А между тем, ударили холода, и нужно топить, но у многих евреев нет на это денег, и они сильно мерзнут.

— Я выужу у него деньги, — сказал отец рава Соловейчика.

Он подсел к богачу и завел с ним беседу, полную почтения и лести.

— В честь столь уважаемого гостя, я готов совершить уникальное чудо, — произнес он. — Положи четыре ассигнации по пятьсот рублей на углы этого стола. Я произнесу всего одно слово, и деньги окажутся в этой салатнице…

— А вдруг не получится? — засомневался гость.

— Тогда я заплачу неустойку в размере двух тысяч. Но если чудо все-таки произойдет — эти деньги пойдут на дрова для бедняков.

Любопытство взяло верх над скупостью, и богач выложил купюры по углам стола.

— Хаимке! — громко крикнул раввин.

Тут же жених проворно схватил деньги и быстро поместил их в салатницу. Не дав богачу опомниться, отец жениха вынул купюры, очистил их от прилипшего салата и передал ответственному за сбор средств на отопление.

— Я все же рассчитывал увидеть чудо, — недовольно проворчал богач, — а это просто обман.

— Выманить у тебя столь солидную сумму и есть самое настоящее чудо!..


на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Жена категорически против моей помощи тете, которая вырастила меня…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля