New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая
книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9,
ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И
говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем
(Господин мира, вечный). Но открывался
Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай
(сверхъестественная сила), имя же — а-Шем
не раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра.
Обсуждение главы Ваэра
1. Взывать к Всевышнему и слышать друг
друга
Всевышний обещает спасти евреев из
египетского рабства. И в Торе об этом
написано: «И Я также установил Мой завет с
ними (с праотцами еврейского народа), чтобы
дать им землю Кенаан, землю их
проживания, на которой они жили (пришельцами).
И также Я услышал стенание сынов Израиля,
которых египтяне порабощают, и вспомнил Я
Мой завет» (Шемот, гл. 6, ст. 4-5).
Возникает вопрос: если Всевышний заключил
Союз с праотцами, почему Он вспомнил о нем
только тогда, когда услышал стенание сынов
Израиля?
Говорится в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 104), что сын может своими заслугами
смягчить наказание отца за совершенные
прегрешения, но заслуги отца — не спасают
сына. Как сказано: «И никто от руки Моей не
спасет» (Дварим, гл. 32, ст. 39).
Поэтому, — продолжает Талмуд, — Авраам не
может спасти Ишмаэля, а Ицхак — Эсава.
Но ведь в другом трактате Талмуда (трактат
Сота, лист 10) сказали Учителя, что
царь Давид, произнеся семь раз «Авшалом, сын
мой», спас того от семи уровней геhинома
(в условном переводе — «ад»). А после того,
как произнес Давид эти слова восьмой раз —
Авшалом поднялся в Ган Эден (в условном
переводе — «рай»).
Хида (рав Хаим-Йосеф-Давид
Азулай; Эрец Исраэль, 18-й век)
объясняет, что в тех случаях, когда сын
раскаивается в своих прегрешениях (делает тешуву
— возвращается на пути, указанные
Всевышним) — заслуги отца помогают ему.
Поэтому и сказано: «И также Я услышал
стенание сынов Израиля».
Иными словами, теперь, когда дети взывают
к Творцу — заслуги их отцов помогут им.
Следует понимать, что одних молитв и
стенаний для того, чтобы Всевышний «вспомнил
завет» — не достаточно. Творец ожидает,
чтобы евреи, кроме прочего, испытывали и
сострадание друг к другу.
До нас дошла такая история о великом
праведнике Хатам Софере. Однажды к нему
обратился торговец. И, рассказав, что его
дела пошли — хуже некуда, попросил у Хатам
Софера совета и благословения.
— Я слышал, что у тебя есть брат, который
живет в бедности, — сказал торговцу Хатам
Софер. — Но ты ему совсем не помогаешь.
— Но я же объяснил, что у меня
катастрофически упали продажи, —
оправдывался торговец.
- Почему, как ты думаешь, — сказал на это
Хатам Софер, — написано в Торе: «И также
Я (Всевышний) услышал стенание сынов
Израиля»? Что означает здесь
словосочетание «и также Я»?.. Дело тут в том,
что евреи и под гнетом египетского рабства,
надрываясь на каторжных работах — не
замыкались каждый лишь на собственных
бедах, но — разделяли и чужую боль, умели
сопереживать друг другу. Поэтому Всевышний
и спас их. В дни тяжкого египетского рабства
они находили возможность поддерживать друг
друга. А ты от родного брата
отворачиваешься, мотивируя это тем, что
продажи у тебя упали...
на основе комментариев раби Хаима-Йосефа-Давида
Азулаи
(известен и как Хида; Эрец Исраэль,
18-й век)
и Хатам Софера
(раби Моше Софер; вторая половина
18-го века - первая половина 19-го, Братислава,
Словакия)
2. Что стоит за «неречистостью»?
Всевышний велит Моше отправиться к Паро,
чтобы вести с ним переговоры об
освобождении евреев из рабства.
Однако Моше выражает сомнение в том, что
ему под силу такое поручение. Как сказано: «Вот
сыны Израиля не послушали меня. Как же
послушает меня Паро (фараон), а я — не речист»
(Шемот, гл. 6, ст. 12).
Таким образом, Моше обуславливает
неизбежность отказа Паро — тем, что уже
получен отказ от евреев. Но разве между
отказом евреев «послушать» Моше и
предполагаемой реакцией фараона на
предложение Моше об освобождении сынов
Израиля — есть хоть какая-то связь?
Сыны Израиля не пожелали слушать Моше «из-за
короткого (стесненного) дыхания и тяжелой
работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9). У Паро же
такая проблема — отсутствовала. Ему не
приходилось тяжело работать, и с дыханием у
него все было в порядке.
Так почему же Моше так уверен, что Паро
ответит ему отказом?
Евреи знали, что в Египте им предстоит 400-летнее
рабство. Как сказано: «Знай же, знай, что
пришельцем будет потомство твое на земле,
не им (принадлежащей), и будут порабощать их
и угнетать их, четыреста лет» (Берешит,
гл. 15, ст. 13). И вдруг Моше обещает им
освобождение намного раньше срока.
Сыны Израиля отнеслись к обещанию Моше с
недоверием.
— Но это же противоречит словам
Всевышнего!? — сказали они.
Тогда Моше попытался объяснить, что из-за
невыносимых условий рабства, из-за
каторжной работы срок изгнания (галута)
— сокращен.
Однако евреи не приняли это объяснение.
Теперь мы можем лучше понять сомнения
Моше. Он видит, в каких невыносимо трудных
условиях живут сыны Израиля в Египте.
Однако же, стеная и моля об избавлении, они
все же не поверили ему, когда он заговорил о
грядущем освобождении (геуле). И Моше не
сумел убедить их в очевидном факте, что
чрезмерная жестокость и каторжная работа
могут привести к сокращению срока галута.
Так как же я ему убедить в чем-то Паро, когда
фараон, в отличие от евреев, совершенно не
заинтересован в какой геуле? Да еще при
том, что Моше, как написано в Торе — «не
речист».
Онкелос (великий Учитель Торы времен
написания Мишны; 2-й век) объясняет «неречистость»
Моше, тем, что тот прекрасно зная цену слов,
тщательно взвешивал каждое, не расходуя их
понапрасну. Моше не произносил сладких
речей, не «заливался соловьем», не
растекался мыслью по древу. Поэтому и
завладеть сердцами евреев ему удалось не
сразу.
Известный даршан (выступающий
публично комментатор Торы) рав Яаков Райх (главный
раввин Будапешта; Венгрия, вторая половина
19-го – первая половина 20-го вв.) часто
выступал в еврейских общинах. Его
выступления (на иврите — драшот; в ед.
числе — драша), в которых он раскрывал
различные аспекты Торы, пользовались
большой популярностью и собирали множество
слушателей. Рав Яков тщательно готовил
каждую драшу. Он по несколько раз
произносил отдельные фразы, оттачивая их,
добиваясь совершенства.
— Разве такой опытный даршан, как ты,
должен тратить столько времени на
подготовку к выступлению? — спросил его с
недоумением сын. — Пусть репетируют те, кто
двух слов связать не могут. Твои же речи,
отец, подобны благоуханному меду…
— Есть люди, для которых слова как песок,
— ответил сыну раввин. — Они сыплют ими, не
зная меры. Готовятся к выступлению пять
минут, а потом пять часов могут тараторить
без остановки. Я же для пятиминутной драши
готов пять часов подбирать слова. Чтобы они
точно выражали смысл того, о чем я
рассказываю.
на основе комментариев Онкелоса
(великий Учитель Торы времен
написания Мишны, 2-й век;
был гером — неевреем, который
принял еврейство; племянник римского
императора Тита), рава Яакова-Меира (Маhарим)
Падве
(глава раввинского суда Бриска;
Литва, 1796-1855 гг.),
и рава Яакова Райха
(главный раввин Будапешта; Венгрия,
1838-1929 гг.)
3. Наше наследство
В нашей недельной главе Всевышний
упоминает Завет (Союз), который он заключил
с праотцами еврейского народа. Как сказано:
«И Я также установил Мой завет с ними, чтобы
дать им землю Кенаан, землю их
проживания, на которой они жили» (Шемот,
гл. 6, ст. 4).
Выражение «установил Мой завет» можно
перевести и по-другому: «поднял на Мой завет».
Слово «завет» (союз), на иврите — «брит»,
употребляется также и в значении — «союз
обрезания». То есть — брит мила.
В Шульхан Арухе (раздел Йоре
Деа, гл. 265, п. 1) говорится, что во время
церемонии обрезания все присутствующие (кроме
младенца и сандака, который держит
ребенка у себя на коленях) должны стоять. В
нашем фрагменте («поднял Мой завет»)
содержится намек на этот обычай.
Заповедь обрезания связана с
преобразованием духовной сефиры йесод (как
бы собирающей результаты действий
предыдущих сефирот), а та
взаимодействует с сефирой малхут (сосуд)
— разъяснение этих терминов см. на сайте, к
примеру, в ответе «10 сефирот,
5 парцуфим и Единство Творца».
Сосуд в данном случае — сущностное
объяснение сефиры малхут. Но вообще,
слово «малхут» означает — «царство».
В присутствии царя, как известно, все
обязаны стоять. Нужно встать также и перед Шехиной
(Присутствие Всевышнего), которая
олицетворяет в нашем мире Царство
Всевышнего.
В рассматриваемом нами фрагменте
содержится обещание Всевышнего, что именно
сыны Израиля удостоятся принять Его власть
и возвестить остальным, что Творец
властвует над всем миром.
Слова «земля проживания» в данном отрывке
— это Земля Жизни (на иврите — «эрец hа-хаим»).
Часто под выражением «эрец hа-хаим»
подразумевается Эрец Исраэль.
Но ведь в нашем фрагменте уже упоминалась
земля Кенаан (она же впоследствии — Эрец
Исраэль). Стало быть, в этом случае
словосочетание эрец hа-хаим означает
нечто другое.
Написано в книге Зоѓар (о ней — см.
на сайте, к примеру, в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449), что эрец hа-хаим
непосредственно связана с принятием
царской власти («малхут»).
Обращает на себя внимание выражение — «земля
проживания, на которой они жили».
Если уже сказано — «земля проживания»,
так зачем же добавлять — «на которой они
жили»?
Слово «жили» (на иврите — гару; глагол
в прошедшем времени) одновременно является
аббревиатурой термина «гимел ришоним» («три
главные»). Имеются в виду — три высшие сефиры
(духовные конструкции, из которых состоят
духовные миры): кетер (смысл), хохма (цель)
и бина (способ достижения цели). Смысл
всего этого — Всевышний. Высшая цель, сверх
задача — Его воцарение в нашем мире, в
низшем из миров. Где, как написано в Танахе (книга
пророка Йешаягу, гл. 29, ст. 24) — «блуждающие
духом познают мудрость (бина)».
Каждому обитателю земли предстоит
ответить на вопрос, который Всевышний, как
мы узнаем из Танаха (книга пророка Иова,
гл. 38, ст. 4), задал Иову: «Где был ты, когда Я
основал землю? Скажи, если обладаешь
разумом (бина)».
Слово «основал» (на иврите корень этого
слова — йасад) имеет тот же корень,
что и название сефиры йесод. Через эту сефиру
осуществляется влияние Всевышнего на миры,
через нее мир наполняется Добром.
— Где ты был, когда Я наполнял мир Добром?
— спрашивает Иова Всевышний. — Чем в это
время наполнял его ты?
Таким образом, наследство, завещанное нам
праотцами — это возможность короновать
Всевышнего на царство. И наша задача — не
растранжирить наследство, не потратить его
впустую.
Название высшей из трех главных сефирот
— «кетер». То есть в переводе на русский
язык — «корона».
Каждый выбирает, чьей короне служить,
какому царю присягать. Кто-то выбирает
деньги, кто-то — почет, кто-то — низменные
удовольствия. А Всевышний ждет, чтобы мир
пришел к правильному выбору. И тогда все
увидят сияние царской короны. Как сказано в
Танахе (книга пророка Йешаягу, гл. 11,
ст. 2): «И снизойдет дух Всевышнего (кетер),
дух мудрости (хохма) и понимания (бина),
дух совета и силы».
на основе комментариев рава
Исраэля Гофштейна из Кожниц
(Польша, 1736-1814 гг.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19-1 век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая
книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9,
ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И
говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем
(Господин мира, вечный). Но открывался
Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай
(сверхъестественная сила), имя же — а-Шем
не раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра.
Обсуждение главы Ваэра
1. Взывать к Всевышнему и слышать друг
друга
Всевышний обещает спасти евреев из
египетского рабства. И в Торе об этом
написано: «И Я также установил Мой завет с
ними (с праотцами еврейского народа), чтобы
дать им землю Кенаан, землю их
проживания, на которой они жили (пришельцами).
И также Я услышал стенание сынов Израиля,
которых египтяне порабощают, и вспомнил Я
Мой завет» (Шемот, гл. 6, ст. 4-5).
Возникает вопрос: если Всевышний заключил
Союз с праотцами, почему Он вспомнил о нем
только тогда, когда услышал стенание сынов
Израиля?
Говорится в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 104), что сын может своими заслугами
смягчить наказание отца за совершенные
прегрешения, но заслуги отца — не спасают
сына. Как сказано: «И никто от руки Моей не
спасет» (Дварим, гл. 32, ст. 39).
Поэтому, — продолжает Талмуд, — Авраам не
может спасти Ишмаэля, а Ицхак — Эсава.
Но ведь в другом трактате Талмуда (трактат
Сота, лист 10) сказали Учителя, что
царь Давид, произнеся семь раз «Авшалом, сын
мой», спас того от семи уровней геhинома
(в условном переводе — «ад»). А после того,
как произнес Давид эти слова восьмой раз —
Авшалом поднялся в Ган Эден (в условном
переводе — «рай»).
Хида (рав Хаим-Йосеф-Давид
Азулай; Эрец Исраэль, 18-й век)
объясняет, что в тех случаях, когда сын
раскаивается в своих прегрешениях (делает тешуву
— возвращается на пути, указанные
Всевышним) — заслуги отца помогают ему.
Поэтому и сказано: «И также Я услышал
стенание сынов Израиля».
Иными словами, теперь, когда дети взывают
к Творцу — заслуги их отцов помогут им.
Следует понимать, что одних молитв и
стенаний для того, чтобы Всевышний «вспомнил
завет» — не достаточно. Творец ожидает,
чтобы евреи, кроме прочего, испытывали и
сострадание друг к другу.
До нас дошла такая история о великом
праведнике Хатам Софере. Однажды к нему
обратился торговец. И, рассказав, что его
дела пошли — хуже некуда, попросил у Хатам
Софера совета и благословения.
— Я слышал, что у тебя есть брат, который
живет в бедности, — сказал торговцу Хатам
Софер. — Но ты ему совсем не помогаешь.
— Но я же объяснил, что у меня
катастрофически упали продажи, —
оправдывался торговец.
- Почему, как ты думаешь, — сказал на это
Хатам Софер, — написано в Торе: «И также
Я (Всевышний) услышал стенание сынов
Израиля»? Что означает здесь
словосочетание «и также Я»?.. Дело тут в том,
что евреи и под гнетом египетского рабства,
надрываясь на каторжных работах — не
замыкались каждый лишь на собственных
бедах, но — разделяли и чужую боль, умели
сопереживать друг другу. Поэтому Всевышний
и спас их. В дни тяжкого египетского рабства
они находили возможность поддерживать друг
друга. А ты от родного брата
отворачиваешься, мотивируя это тем, что
продажи у тебя упали...
на основе комментариев раби Хаима-Йосефа-Давида
Азулаи
(известен и как Хида; Эрец Исраэль,
18-й век)
и Хатам Софера
(раби Моше Софер; вторая половина
18-го века - первая половина 19-го, Братислава,
Словакия)
2. Что стоит за «неречистостью»?
Всевышний велит Моше отправиться к Паро,
чтобы вести с ним переговоры об
освобождении евреев из рабства.
Однако Моше выражает сомнение в том, что
ему под силу такое поручение. Как сказано: «Вот
сыны Израиля не послушали меня. Как же
послушает меня Паро (фараон), а я — не речист»
(Шемот, гл. 6, ст. 12).
Таким образом, Моше обуславливает
неизбежность отказа Паро — тем, что уже
получен отказ от евреев. Но разве между
отказом евреев «послушать» Моше и
предполагаемой реакцией фараона на
предложение Моше об освобождении сынов
Израиля — есть хоть какая-то связь?
Сыны Израиля не пожелали слушать Моше «из-за
короткого (стесненного) дыхания и тяжелой
работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9). У Паро же
такая проблема — отсутствовала. Ему не
приходилось тяжело работать, и с дыханием у
него все было в порядке.
Так почему же Моше так уверен, что Паро
ответит ему отказом?
Евреи знали, что в Египте им предстоит 400-летнее
рабство. Как сказано: «Знай же, знай, что
пришельцем будет потомство твое на земле,
не им (принадлежащей), и будут порабощать их
и угнетать их, четыреста лет» (Берешит,
гл. 15, ст. 13). И вдруг Моше обещает им
освобождение намного раньше срока.
Сыны Израиля отнеслись к обещанию Моше с
недоверием.
— Но это же противоречит словам
Всевышнего!? — сказали они.
Тогда Моше попытался объяснить, что из-за
невыносимых условий рабства, из-за
каторжной работы срок изгнания (галута)
— сокращен.
Однако евреи не приняли это объяснение.
Теперь мы можем лучше понять сомнения
Моше. Он видит, в каких невыносимо трудных
условиях живут сыны Израиля в Египте.
Однако же, стеная и моля об избавлении, они
все же не поверили ему, когда он заговорил о
грядущем освобождении (геуле). И Моше не
сумел убедить их в очевидном факте, что
чрезмерная жестокость и каторжная работа
могут привести к сокращению срока галута.
Так как же я ему убедить в чем-то Паро, когда
фараон, в отличие от евреев, совершенно не
заинтересован в какой геуле? Да еще при
том, что Моше, как написано в Торе — «не
речист».
Онкелос (великий Учитель Торы времен
написания Мишны; 2-й век) объясняет «неречистость»
Моше, тем, что тот прекрасно зная цену слов,
тщательно взвешивал каждое, не расходуя их
понапрасну. Моше не произносил сладких
речей, не «заливался соловьем», не
растекался мыслью по древу. Поэтому и
завладеть сердцами евреев ему удалось не
сразу.
Известный даршан (выступающий
публично комментатор Торы) рав Яаков Райх (главный
раввин Будапешта; Венгрия, вторая половина
19-го – первая половина 20-го вв.) часто
выступал в еврейских общинах. Его
выступления (на иврите — драшот; в ед.
числе — драша), в которых он раскрывал
различные аспекты Торы, пользовались
большой популярностью и собирали множество
слушателей. Рав Яков тщательно готовил
каждую драшу. Он по несколько раз
произносил отдельные фразы, оттачивая их,
добиваясь совершенства.
— Разве такой опытный даршан, как ты,
должен тратить столько времени на
подготовку к выступлению? — спросил его с
недоумением сын. — Пусть репетируют те, кто
двух слов связать не могут. Твои же речи,
отец, подобны благоуханному меду…
— Есть люди, для которых слова как песок,
— ответил сыну раввин. — Они сыплют ими, не
зная меры. Готовятся к выступлению пять
минут, а потом пять часов могут тараторить
без остановки. Я же для пятиминутной драши
готов пять часов подбирать слова. Чтобы они
точно выражали смысл того, о чем я
рассказываю.
на основе комментариев Онкелоса
(великий Учитель Торы времен
написания Мишны, 2-й век;
был гером — неевреем, который
принял еврейство; племянник римского
императора Тита), рава Яакова-Меира (Маhарим)
Падве
(глава раввинского суда Бриска;
Литва, 1796-1855 гг.),
и рава Яакова Райха
(главный раввин Будапешта; Венгрия,
1838-1929 гг.)
3. Наше наследство
В нашей недельной главе Всевышний
упоминает Завет (Союз), который он заключил
с праотцами еврейского народа. Как сказано:
«И Я также установил Мой завет с ними, чтобы
дать им землю Кенаан, землю их
проживания, на которой они жили» (Шемот,
гл. 6, ст. 4).
Выражение «установил Мой завет» можно
перевести и по-другому: «поднял на Мой завет».
Слово «завет» (союз), на иврите — «брит»,
употребляется также и в значении — «союз
обрезания». То есть — брит мила.
В Шульхан Арухе (раздел Йоре
Деа, гл. 265, п. 1) говорится, что во время
церемонии обрезания все присутствующие (кроме
младенца и сандака, который держит
ребенка у себя на коленях) должны стоять. В
нашем фрагменте («поднял Мой завет»)
содержится намек на этот обычай.
Заповедь обрезания связана с
преобразованием духовной сефиры йесод (как
бы собирающей результаты действий
предыдущих сефирот), а та
взаимодействует с сефирой малхут (сосуд)
— разъяснение этих терминов см. на сайте, к
примеру, в ответе «10 сефирот,
5 парцуфим и Единство Творца».
Сосуд в данном случае — сущностное
объяснение сефиры малхут. Но вообще,
слово «малхут» означает — «царство».
В присутствии царя, как известно, все
обязаны стоять. Нужно встать также и перед Шехиной
(Присутствие Всевышнего), которая
олицетворяет в нашем мире Царство
Всевышнего.
В рассматриваемом нами фрагменте
содержится обещание Всевышнего, что именно
сыны Израиля удостоятся принять Его власть
и возвестить остальным, что Творец
властвует над всем миром.
Слова «земля проживания» в данном отрывке
— это Земля Жизни (на иврите — «эрец hа-хаим»).
Часто под выражением «эрец hа-хаим»
подразумевается Эрец Исраэль.
Но ведь в нашем фрагменте уже упоминалась
земля Кенаан (она же впоследствии — Эрец
Исраэль). Стало быть, в этом случае
словосочетание эрец hа-хаим означает
нечто другое.
Написано в книге Зоѓар (о ней — см.
на сайте, к примеру, в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449), что эрец hа-хаим
непосредственно связана с принятием
царской власти («малхут»).
Обращает на себя внимание выражение — «земля
проживания, на которой они жили».
Если уже сказано — «земля проживания»,
так зачем же добавлять — «на которой они
жили»?
Слово «жили» (на иврите — гару; глагол
в прошедшем времени) одновременно является
аббревиатурой термина «гимел ришоним» («три
главные»). Имеются в виду — три высшие сефиры
(духовные конструкции, из которых состоят
духовные миры): кетер (смысл), хохма (цель)
и бина (способ достижения цели). Смысл
всего этого — Всевышний. Высшая цель, сверх
задача — Его воцарение в нашем мире, в
низшем из миров. Где, как написано в Танахе (книга
пророка Йешаягу, гл. 29, ст. 24) — «блуждающие
духом познают мудрость (бина)».
Каждому обитателю земли предстоит
ответить на вопрос, который Всевышний, как
мы узнаем из Танаха (книга пророка Иова,
гл. 38, ст. 4), задал Иову: «Где был ты, когда Я
основал землю? Скажи, если обладаешь
разумом (бина)».
Слово «основал» (на иврите корень этого
слова — йасад) имеет тот же корень,
что и название сефиры йесод. Через эту сефиру
осуществляется влияние Всевышнего на миры,
через нее мир наполняется Добром.
— Где ты был, когда Я наполнял мир Добром?
— спрашивает Иова Всевышний. — Чем в это
время наполнял его ты?
Таким образом, наследство, завещанное нам
праотцами — это возможность короновать
Всевышнего на царство. И наша задача — не
растранжирить наследство, не потратить его
впустую.
Название высшей из трех главных сефирот
— «кетер». То есть в переводе на русский
язык — «корона».
Каждый выбирает, чьей короне служить,
какому царю присягать. Кто-то выбирает
деньги, кто-то — почет, кто-то — низменные
удовольствия. А Всевышний ждет, чтобы мир
пришел к правильному выбору. И тогда все
увидят сияние царской короны. Как сказано в
Танахе (книга пророка Йешаягу, гл. 11,
ст. 2): «И снизойдет дух Всевышнего (кетер),
дух мудрости (хохма) и понимания (бина),
дух совета и силы».
на основе комментариев рава
Исраэля Гофштейна из Кожниц
(Польша, 1736-1814 гг.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19-1 век)
4. Гитлер и жаба
О второй казни, насланной по приказу
Творца на Египет, в Торе сказано: «И
поднялась жаба, и покрыла всю землю Египта»
(Шемот, гл. 8, ст. 2).
У Египта были территориальные споры с
соседней страной. Египетские жрецы
всячески разжигали конфликт. Но лягушки
четко обозначили границы Египта, покрыв
только его территорию.
Но почему в нашем фрагменте слово «жаба»
употреблено в единственном числе?
Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 67) обсуждают этот вопрос.
Вначале появилась одна гигантская жаба, —
объясняет раби Акива (величайший
Учитель Мишны, 2-й век). — Когда ее стали бить
палками — от нее начали отваливаться
мелкие лягушки, которые и наводнили собой
Египет.
Раби Элазар бен Азария (великий Учитель
Мишны, 2-й век) открывает в этом иную грань
Истины.
— Зачем тебе понадобилось заниматься
нашими преданиями? — говорит он, обращаясь
к раби Акиве. — Продолжал бы лучше изучать
признаки духовного заболевания (которые на
иврите называются — негаим; см. на сайте,
к примеру, обзор недельной главы Мецора,
первый годовой цикл обсуждения).
Действительно, в Египте появились жаба. Но
она не порождала все это скопище лягушек.
Просто подала знак — и те примчались на ее
зов со всего света.
Но почему раби Элазар бен Азарья придает
такое большое значение вопросу, откуда в
Египте взялись лягушки? Неужели так важно,
произвела их всех одна жаба, или же они
сбежались на ее зов?
Дело в том, что во времена раби Акивы и
рабби Элазара бен Азарии среди римлян стал
с невероятной силой распространяться
антисемитизм. Просвещенный, казалось бы,
народ (римляне), вдруг воспылал ярой
ненавистью к евреям, которые, по большому
счету, были вполне лояльными.
Обсуждение темы лягушек Учителями в
Талмуде представляет собой, по сути —
попытку выяснить причины возникновения
антисемитизма.
Раби Акива, говоря о громадной жабе, от
которой «отваливались» лягушки,
подразумевал, что римский император Адриан
настроил своих подданных против евреев,
породив антисемитов, и корень ненависти — в
нем.
Открывая иную грань Истины, раби Элазар
бен Азария выражал уверенность, что
ненависть к евреям уже гнездилась в сердцах
людей, и в частности — римлян. И стоило
Адриану лишь «подать знак», как антисемиты
всего мира с радостью сбежались на его «зов».
Римский наместник Тиний Руф приговорил
раби Акиву к жесточайшей казни.
В 20-м веке произошла очередная вспышка
антисемитизма. На этот раз во главе
ненавистников евреев стоял Гитлер (да
сотрется имя злодея!). И снова возникает
вопрос: можно ли считать Гитлера — «отцом»
немецкого (а вместе с ним — и мирового)
антисемитизма, или же он возглавил уже
существующую армию ненавистников?
Как видим, это — тот же вопрос о жабе,
преследующий нас на протяжении всей нашей
истории.
Если исходить из факта, что порой местное
население Европы приступало к уничтожению
евреев еще до прихода немецких войск, а
главный муфтий далекого от Германии
Иерусалима предлагал свои услуги в деле
уничтожения евреев Эрец Исраэль —
напрашивается вывод, что антисемитизм не
был детищем Гитлера. Гитлер, своим «кваканьем»
пробудил антисемитское болото, и эта жижа
поглотила миллионы еврейских жизней.
Так трагическая тысячелетняя дискуссия,
похоже, разрешилась в наши дни.
В 1947-м году вышел в свет не очень известный
русскоговорящему читателю (поскольку
написан на английском) роман Владимира
Набокова «Под знаком незаконнорожденных».
В нем описывается некое государство,
вместившее в себя черты европейских
диктатур 20-го века — в частности, Германии
времен Гитлера, а также — черты советского
режима.
Диктатор жесткой рукой насаждает свою
идеологию. Несогласные вынуждены бежать,
или оказываются в тюрьме.
Диктатору противостоит философ по имени
Адам. Он знаком с диктатором, еще с школьных
времен, и еще тогда, в школе, Адам дал ему
обидное прозвище — Жаба.
В наше время «гуманные», «демократические»
страны Европы, одна за другой, принимают
антиеврейские и антиизраильские законы. И
нам еще предстоит выяснить, какая это жаба «подает
к этому знаки».
на основе комментария рава Яакова
Кантаровича
(глава раввинского суда в
Тимковичах)
5. Лягушки — как средство от гордыни
В нашей недельной главе, там, где дано
описание наказания лягушками, Тора
использует выражение — «и поднялась жаба» (Шемот,
гл. 8, ст. 2).
Интересно употребление здесь слова «и
поднялась» (на иврите — вэ-тааль) в
применении к жабе. Похожее слово встречаем
в отрывке, где говорится о том, что
Всевышний принимает решение, что Аарону не
суждено войти в Эрец Исраэль, и что
после него главным коэном в Храме (на
иврите — коэн гадоль) будет его сын
Элазар.
Всевышний, как написано в Торе обращается
к Моше словами: «Возьми Аарона и Элазара,
сына его, и возведи (вэ-hааль) их на гору»
(Бамидбар, гл. 20, ст. 25). Схожесть слов
«вэ-тааль» и «вэ-hааль» дает намек на
некую общность, присущую объектам к которым
они относятся.
Но что может быть общего между лягушками,
Аароном и его сыном?
Лягушки самоотверженно, пренебрегая
инстинктом самосохранения, бросились
исполнять Волю Всевышнего. Они забрались в
печи и квашни, в дома и спальни, хоть и знали,
что их не ожидает там радушный прием.
Также и Аарон с Элазаром — безропотно
поднялись на гору по приказу Творца, зная,
что Аарону не суждено с нее спуститься.
Как многому можно научиться от лягушек!
В Танахе (книга пророка Даниэля, гл.
3) рассказывается о трех еврейских юношах —
Хананеле, Мишаэле и Азарии, которых
вавилонский правитель Навуходнецар
поставил перед выбором: либо поклониться построенному
им идолу, либо их сожгут в печи. И они
выбрали печь.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 53) говорится, что Хананель, Мишаэль и
Азария сделали свой выбор благодаря
лягушкам. Ведь лягушки не обязаны
жертвовать собой во имя Творца, тем не менее,
они, не раздумывая, пошли в печи.
Так еврей, обязанный освящать Имя
Всевышнего. Разве не должен он ради этого
пойти даже и в печь?!
Мы знаем, что Всевышний совершил чудо и
спас юношей.
Лягушки помогают преодолеть гордыню.
Человеку, совершившему какое-то открытие
или героический поступок, следует понимать,
что это Всевышний избрал его для
осуществления такой миссии. И тут нет
никаких оснований для гордости. Ведь не
пришло в голову ни одной лягушке гордиться
тем, что, выполняя волю Творца, она
оказалась во дворце фараона.
Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й
век) и раби Элазар бен Азария (великий
Учитель Мишны, 2-й век) обсуждают в Талмуде (трактат
Сангедрин, лист 67) природу
размножения жаб.
Раби Акива говорит, что от одной
гигантской жабы отпочковались множество
мелких лягушек, которые и наполнили собой
всю территорию Египта.
Открывая иную грань Истины, раби Элазар
бен Азария выдвигает другую точку зрения.
Безусловно, — подтверждает он, — была одна
главная жаба, но остальные родились не от
нее, но прибыли со всех концов земли по ее
призыву.
Интересно, что раби Элазар бен Азария в
этой связи советует раби Акиве заняться
изучением негаим (признаки заболевания цараат,
возникновение которого обусловлено
причинами духовного характера — см. на
сайте, к примеру, обзор
недельной главы Мецора, первый
годовой цикл обсуждения). С чего бы это?
Дело в том, что египетские казни в Торе
тоже названы — «негаим». Как написано: «И
сказал Всевышний Моше: Еще одно бедствие (на
иврите здесь употреблено слово нега —
единственное число от «негаим») наведу
Я на фараона и на Египет» (Шемот,
гл. 11, ст. 1).
А в отношении духовного заболевания цараат
в Торе сказано: «И осмотрит коэн (человека),
и если покрылось пятнами все тело его, то
признает он болезнь — чистой» (Ваикра,
гл. 13, ст. 13).
Таким образом, если у человека появилось
одно пятно, а затем оно распространилось на
все тело, духовно он — чист. Но, если на теле
есть несколько пятен (негаим), то даже
если они впоследствии покрыли всего
человека, с ног до головы, у этого человека
есть духовный изъян. То есть он — в
состоянии таме (духовной нечистоты — см. на
сайте, к примеру, обзор
недельной главы Тазриа, первый
годовой цикл обсуждения)
Выходит, если бы лягушки, покрывшие Египет,
произошли от одной жабы — эту казнь, по
приведенному выше принципу, нельзя было бы
назвать — нега. Значит, жаба призвала
остальных лягушек, а не породила их.
В этом случае наказание лягушками можно
назвать — нега. Именно это и
подразумевал раби Элазар бен Азарья,
отсылая раби Акиву к законам о негаим.
на основе комментариев рава
Йехезкеля Каценеленбогена
(раввин организации «Союз трех
общин», автор книги «Кнесет Йехезкель»;
Литва, Германия, 1668-1749 гг.)
и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19-1 век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|