ВАЭРА 
"ВАЭРА"
ВАЭРА 
Чтение текста
Афтары

"ВАЭРА"

19.01.2025, 19 Tevet, 5785

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


25 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Эскалация конфликта — путь к решению

 

В конце предыдущей недельной главы говорится, что, фараон не только не внял требованию отпустить евреев, но еще и утяжелил бремя рабства, приказав не давать им соломы.

 

Моше Рабейну пожаловался Всевышнему. И Он постарался успокоить Моше тем, что спасение близко. Об этом читаем: «И говорил Всевышний Моше: Я — Творец» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

 

Дрожжи, которые инициируют брожение, находятся на самом дне бочки. Родам, как правило, предшествует сильная боль. А накануне геулы (избавления) беды и страдания народа Израиля — усиливаются. И в духовном аспекте, и в физическом. Из них и произрастет — геула.

 

Во фразе: «И говорил Всевышний Моше» использовано Имя, обозначающее Меру суда. А в продолжении — «Я — Творец», используется Имя, связанное с Мерой милосердия.

 

Этим Творец говорит, что усиление рабства, которое кажется ужасным судом, на самом деле — милосердие и милость. Потому что благодаря этому — ускорится геула. Подобно тому, как сгущается тьма перед наступлением утра.

 

Написано: «Над глумящимися Он насмехается, а скромным дарует приязнь» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 34).

 

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) Учителя разъясняют, что пришедшему оскверниться — открывают, а пришедшему очиститься — помогают.

 

Это напоминает ситуацию с продавцом, торгующим керосином с неприятным запахом и благовонием. Тому, кто приходит купить керосин, он говорит: «Отмерь себе сам». А пришедшего за благовонием просит: «Подожди меня, я буду отмерять с тобой, чтобы приятно пахло и от меня, и от тебя».

 

Но что это добавляет к сказанному в Талмуде?

 

Там — пришедший оскверниться и пришедший очиститься. Здесь — продавец керосина и благовония.

 

Вся разница в слове: «подожди». Пришедшему оскверниться — сразу открывают, и он летит в пропасть. Пришедшего очиститься — проверяют («подожди»). Зато потом, если он выдержал испытание — помогают в полной мере.

 

на основе комментария рава Яакова Галинского

(Польша — Эрец Исраэль, 1921-2014 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Эскалация конфликта — путь к решению

 

В конце предыдущей недельной главы говорится, что, фараон не только не внял требованию отпустить евреев, но еще и утяжелил бремя рабства, приказав не давать им соломы.

 

Моше Рабейну пожаловался Всевышнему. И Он постарался успокоить Моше тем, что спасение близко. Об этом читаем: «И говорил Всевышний Моше: Я — Творец» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

 

Дрожжи, которые инициируют брожение, находятся на самом дне бочки. Родам, как правило, предшествует сильная боль. А накануне геулы (избавления) беды и страдания народа Израиля — усиливаются. И в духовном аспекте, и в физическом. Из них и произрастет — геула.

 

Во фразе: «И говорил Всевышний Моше» использовано Имя, обозначающее Меру суда. А в продолжении — «Я — Творец», используется Имя, связанное с Мерой милосердия.

 

Этим Творец говорит, что усиление рабства, которое кажется ужасным судом, на самом деле — милосердие и милость. Потому что благодаря этому — ускорится геула. Подобно тому, как сгущается тьма перед наступлением утра.

 

Написано: «Над глумящимися Он насмехается, а скромным дарует приязнь» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 34).

 

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) Учителя разъясняют, что пришедшему оскверниться — открывают, а пришедшему очиститься — помогают.

 

Это напоминает ситуацию с продавцом, торгующим керосином с неприятным запахом и благовонием. Тому, кто приходит купить керосин, он говорит: «Отмерь себе сам». А пришедшего за благовонием просит: «Подожди меня, я буду отмерять с тобой, чтобы приятно пахло и от меня, и от тебя».

 

Но что это добавляет к сказанному в Талмуде?

 

Там — пришедший оскверниться и пришедший очиститься. Здесь — продавец керосина и благовония.

 

Вся разница в слове: «подожди». Пришедшему оскверниться — сразу открывают, и он летит в пропасть. Пришедшего очиститься — проверяют («подожди»). Зато потом, если он выдержал испытание — помогают в полной мере.

 

на основе комментария рава Яакова Галинского

(Польша — Эрец Исраэль, 1921-2014 гг.)

 

 

2. Каждый праотец — заслужил избавление для сынов Израиля

 

Всевышний говорит Моше, что Он «открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Шемот, гл. 6, ст. 3).

 

Возникает вопрос — почему нужно было упоминать каждого праотца по имени? Ведь можно было назвать сразу всех, обобщенно.

 

Чтобы произошла геула (освобождение), надо иметь заслуги, быть достойным ее. Каждый из трех праотцов был достоин, чтобы освобождение из египетского рабства произошло именно благодаря ему.

 

Авраам был первым человеком в мире, самостоятельно пришедшим к знанию о Творце и вере в Него. Бывает, кто-то удостаивается праведных и богобоязненных родителей или опытного воспитателя и наставника и поэтому идет по жизни прямой дорогой, и, как говорится — «счастлив он, и прекрасен его удел».

 

То же самое можно сказать и о человеке, который сумел в повседневности разглядеть знак Свыше. Его заслуги — велики.

 

У того же, у кого в семье не было праведников, зато были идолопоклонники или уголовники, и с наставниками не так повезло, но сам он, тем не менее, стал достойным человеком — заслуга несравнимо выше.

 

Авраам рос, как сейчас сказали бы, в неблагополучной семье, с дурным окружением. Терах, его отец торговал идолами и всячески поощрял поклонение им.

 

Правил тогда царь Нимрод — хитрый прощелыга и закоренелый язычники. Он и Авраама хотел заставить служить идолам. А когда тот стал публично устраивать акции протеста, приказал бросить его в огненную печь.

 

Авраам был подвергнут десяти испытаниям, одно, другого — тяжелее. И с честью прошел через все. Поэтому Всевышний «открывался Аврааму». И в заслугу только одного Авраама, сыны Израиля могли удостоиться спасения.

 

Ицхак был готов пожертвовать собой ради выполнения воли Творца, ради освящения Его Имени. В возрасте 37-ми лет, он лежал на мизбеахе (в условном переводе — жертвенник) и просил связать его покрепче, чтобы не дернуться и не испортить приношение.

 

Когда Авраам с Ицхаком шли, чтобы совершить акеду (приношение), им повстречался Сатан, который принял вид благообразного старца.

 

— Куда вы направляетесь, добрые люди? — поинтересовался он.

 

— На гору Мория.

 

Тогда Сатан обратился только к Ицхаку:

 

— Твой отец выжил из ума. Он ведет тебя на заклание. Не слушай его, спасайся! Не подвергай риску еврейский народ, который должен от тебя произойти.

 

— Даже, если отец велит мне стать приношением всесожжения, я не задумываясь им стану.

 

Так Ицхак заслужил право спасти сынов Израиля из египетского рабства.

 

В чем же заслуга Яакова?

 

От Авраама произошел Ицхак, но от него произошел и Ишмаэль. Ицхак породил праведного Яакова, но он породил и злодея Эсава. И только у Яакова родились 12 прекрасных сыновей — 12 родоначальников израильских колен. За то, что вырастил таких замечательных детей, Яаков удостоился стать ключом к спасению из египетской душегубки.

 

Таким образом, мы видим, что Авраам, Ицхак и Яаков достигли столь высокого уровня, что заслуг, даже одного из них хватило бы для освобождения сынов Израиля из-под власти Египта...

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

 

3. Завет всегда связан с испытаниями

 

Всевышний помнит Свой завет, как сказано: «И вспомнил Я завет Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 5).

 

Под заветом нужно понимать союз, заключенный между двумя сторонами. Этот союз требует проверок на прочность. Поэтому завет всегда сопряжен с испытаниями.

 

В недельной главе Ки таво (когда придешь) находим важные критические наставления, состоящие из благословений для тех, кто выполняет требования Торы, и проклятий нарушителям. Завершается же это так: «Вот слова завета, который Господь повелел Моше заключить с сынами Израиля на земле Моава, помимо завета, заключенного с ними на Хореве» (Дварим, гл. 28, ст. 69).

 

Итак, Тора предупреждает сынов Израиля о необходимости соблюдать заповеди, потому что в противном случае на них могут быть ниспосланы серьезные испытания — беды и страдания.

 

А вот, что мы находим у царя Давида: «Счастлив человек, которого наказываешь Ты, Всевышний, и Торе Своей обучаешь его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 94, ст. 12).

 

Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 5) отмечают, что это высказывание относится не к какому-то отдельному человеку, но — ко всем. Поэтому нужно читать не «обучаешь его», а «обучаешь нас».

 

Но в чем общий знаменатель у наказания и обучения Торе?

 

Общий знаменатель — это «зуб и глаз». Если хозяин выбьет своему рабу зуб, или серьезно повредит глаз, то тот, согласно закону Торы, выходит на свободу.

 

По этой логике, испытания и страдания, воздействующие на все тело — очищают человека от совершенных прегрешений и нарушений, освобождают его.

 

Рассмотрим действие этого механизма чуть подробнее.

 

Йецер hа-ра, дурное начало, постоянно, с помощью разнообразных ловушек и уловок, старается сбить человека с пути Торы, запутать его. И если ему это удается — человек совершает ошибку, прегрешение. Одно прегрешение тянет за собой другое. И человек не успевает опомниться, как оказывается полностью порабощенным своим дурным началом, оказывается у него в рабстве. Тогда, чтобы его очистить и освободить, Всевышний, помня о союзе, посылает испытания и страдания. И если нарушитель воспримет их правильно, у него есть шанс выйти на свободу.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

4. Роль ножки буквы коф — в десяти казнях египетских

 

Всевышний обещает спасти сынов Израиля из египетского рабства. Здесь мы читаем: «И спасу вас мощью великой и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

 

Мы знаем, что под «страшными карами» подразумеваются десять египетских казней, десять сильнейших ударов по Египту и его жителям, которые впоследствии осуществит Творец с помощью Моше и Аарона.

 

«Страшные кары» — намек, что в ударах по Египту задействованы силы тумы (духовной нечистоты — подробнее об этом см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). И раз казней было десять — значит, египтянам пришлось иметь дело с десятью видами тумы.

 

Мир, как известно, состоит из десяти сефирот. Они перечислены и описаны в разделе книги Зогар под названием  — Патах Элиягу.

Некое подобие десяти сефирот существует и на другой стороне, на стороне зла и деструктивных сил, на стороне тумы. А иначе и быть не может. Ведь «одно против другого сотворил Всевышний» (Танах, Коэлет, гл. 7, ст. 14).

 

И если что-то находится на службе добра, то и зло должно иметь возможность распоряжаться чем-то подобным, ради сохранения паритета.

 

В книге Зогар рассказывается о букве hей. Она обладает очень высокой святостью. Поэтому с ее помощью обозначают Всевышнего.

 

Лист бумаги или пергамент, на которых написано Имя Всевышнего — нельзя выбрасывать в мусор. Их нужно хоронить в специальных хранилищах — генизах. Чтобы избежать связанных с этим неудобств, часто Имя Творца на письме заменяют буквой hей. Тогда гениза не требуется.

 

Но почему именно эту букву выбрали для обозначения Имени Всевышнего?

 

С нее начинается слово «hа-Шем» (условное наименование Всевышнего, дословно — Имя). Кроме того, при произнесении hей изо рта не выходит даже микроскопической капли слюны, чего не скажешь об остальных буквах.

 

Таким образом, буква hей, служит исключительно интересам кедуши (святости). Но если так, то согласно правилу «одно против другого сотворил Всевышний» — подобная буква должна быть и на стороне тумы. И такая буква действительно существует. Это буква коф. Своей формой и очертанием, она напоминает hей. Ее отличает уходящая вниз длинная ножка.

 

Коф, по сравнению с hей — подделка, фальшивка. Этой фальшивкой, ее длинной ножкой, и бил Всевышний египтян.

 

Коф в переводе — обезьяна. А обезьяны, как известно, любят паясничать, пытаясь изображать людей. Со стороны это выглядит забавно.

 

Египет был передовой империей. В нем были собраны богатство и самые лучшие достижения науки и техники. Египтяне считали себя венцом творения, самыми передовыми и успешными людьми. Но Творец лупил их ножкой буквы коф, показывая тем самым, что они — не люди, но — только пародия на людей, стадо диких обезьян.

 

Этот урок следует усвоить и современным империям и современным элитам. Возможно, они лишь воображают себя людьми, а на самом деле — пародия на людей, всего лишь глупые, напыщенные обезьяны...

 

на основе комментария рава Хаима Паладжи

(автор книги «Каф hа-Хаим»; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

 

 

5. Вся мудрость — в Торе

 

Прежде чем вывести сынов Израиля из Египта, Всевышний поведал им, что их ожидает в будущем. Об этом в Торе сказано: «И возьму Я вас народом Себе... И узнаете вы, что Я — Всевышний» (Шемот, гл. 6, ст. 7).

 

Можно ли познать Всевышнего? Разве мысль в состоянии охватить бесконечность?

 

Конечно же, нет. Но свет Шехины (Его проявления в нашем мире) может стать доступен благодаря изучению Торы и выполнению заповедей.

 

Всевышний говорит: «И возьму Я вас».

 

Только когда что-то берут, желательно что-то дать взамен. И Он даст самое дорогое, что есть — Свою Тору. С помощью Торы и заповедей, которые она содержит, сможет реализоваться замысел, выраженный в словах — «И узнаете вы, что Я — Всевышний».

 

Практикуя Тору и заповеди, сыны Израиля вызывают Свет Шехины, а этот Свет передает опосредованное представление о Творце. Получается, что к постижению Творца — нет другого пути, кроме пути изучения Торы.

 

Из поколения в поколение еврейские мудрецы славились глубокими познаниями в медицине, математике, астрономии. И все это — благодаря изучению Торы

 

Раздел книги Зогар — Идра Зута составил раби Шимон бар Йохай (великий Учитель Мишны, 2-й век), примерно 1.900 лет назад, в эпоху разрушения Второго Храма.

 

Там, среди прочего, очень точно описаны структура и строение человеческого мозга.

 

Раби Яаков Цемах, ученик Ари hа-Кадош написал комментарий к Идра Зута, в котором довольно подробно изложил функционирование мозга, описал процессы, происходящие в нем. В своем труде раби Яаков Цемах разъяснил и основы деятельности других органов человеческого тела. Опираясь, лишь на Идра Зута, он описал то, к чему нейрохирургия придет только в наше время. И до сих пор медики и ученые продолжают открывать то, о чем раввин писал еще 400 лет назад.

 

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12-й век) в законах о рош ходеше (новомесячье) приводит астрономические расчеты, поражающие своей точностью. Они подтверждены современными исследованиями. Разница заключается лишь в том, что нынешние ученые пользовались современными телескопами, использовали последние достижения науки и техники, а Рамбам опирался только на Тору...

 

на основе комментария раби Леви Ицхака из Бердичева

(автор труда «Кдушат Леви», 1740-1810 гг.)


Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Чем занять ребенка в субботу?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля