ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

11.12.2024, 10 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. В чем провинились египтяне

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше со словами: «И также Я услышал стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я союз Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 5).

Всевышний обещает спасти евреев и наказать египтян во главе с фараоном. Но ведь можно сказать, что фараон лишь выполнял Волю Творца. И действительно. Говорится в Торе: «И сказал Он (Творец) Авраму: Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их 400 лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Так за что наказывать фараона и египтян?

Существует, как минимум, два ответа на этот вопрос.

1.   Если бы египтяне нагружали евреев работой на благо Египта и ради процветания их страны — это еще можно было бы понять, а, возможно — и оправдать. Но прочтем, что написано: «И поставили над Израилем уполномоченных по повинностям, чтобы притеснять его тяжким трудом, и чтобы строил он города-хранилища для фараона: Питом и Раамсес» (Шемот, гл. 1, ст. 11).

Город получил название Питом. Это название складывается из двух слов: «пи» (рот, пасть) и «теhом» (пропасть). То есть в переводе это — «пасть пропасти».

Все, что удавалось построить днем, ночью оседало и как бы поглощалось гигантской пастью пропасти.

Название другого города, Раамсес, восходит к глаголу «митросес» (разрушается, разбивается вдребезги). Так и было — все, что строили, рассыпалось, разваливалось на глазах.

Получается, что в этом строительстве не было никакого смысла. Единственная цель, которую поставили перед собой египтяне, заставляя евреев строить эти города — поиздеваться над евреями. За это фараон и египтяне, конечно же, заслуживают наказания.

2.   Египтяне и фараон притесняли сынов Израиля не для того, чтобы исполнить Волю Творца. О Нем они вообще не думали. Просто угнетение евреев доставляло им удовольствие.

Намек на это находим в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида). Написано в ней: «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают имени Твоего» (гл. 79, ст. 6).

Эти народы и царства порабощали народ Израиля, уничтожали и изводили его не во Имя Всевышнего, но — чтобы излить свою жестокость, потрафить своим самым темным, самым мерзким и отвратительным качествам души. И за это они — заслуживают наказания.

В чем же разница между этими двумя ответами?

В первом случае, фараон, вместо того, чтобы дать евреям работу на благо Египта, заставлял их заниматься совершенно бесполезным, бессмысленным трудом. Наказать его за это мог не только Всевышний, но даже и Его малах (в условном переводе — «ангел»). Ведь и малах вполне мог разобраться в ситуации.

Во втором — египтяне, мягко говоря, не проявляли никакого интереса к Воле Творца. Им было важно потешить свою злость и жестокость, выгулять ненависть на беззащитном нацменьшинстве.

Диагностировать это и, соответственно — наказать виновных, мог только Всевышний. Ведь малах, в отличие от Него — не обучен читать побуждения человеческих сердец.

Но вернемся к процитированному выше фрагменту, в котором Всевышний говорил Аврааму: «Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет».

Теперь прочтем и продолжение этого отрывка: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я, а затем они выйдут с большим имуществом» (Берешит, гл. 15, ст. 14).

Каждому понятно, что за то, что египтяне угнетали евреев, им положено наказание. А евреям, соответственно — возмещение физического, материального и морального ущерба.

В качестве компенсации, сыны Израиля унесли из страны своих истязателей их деньги и золото.

Но почему фараон был наказан за порабощение евреев? Ведь это предусматривалось договором, заключенным с Авраамом.

Наказан фараон был  за то, что ему не было дела до Всевышнего.

«Кто такой Творец, чтобы я послушался его?», — вопрошал он (Шемот, гл. 5, ст. 2).

То есть на самом деле порабощение сынов Израиля произошло без всякой связи с Волей Творца. Но определить это мог только сам Всевышний. Поэтому и сказано: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я».

Судить будет только Он, Творец мира. Ведь кроме Него, никто больше так судить не вправе.

 

на основе комментариев раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот hа-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

и Маhарама

(автор книги «Тхелет Мордехай»)

 

 

2. Испытания, как соль — хороши в меру

 

Всевышний вспоминает о своем Союзе (брите), который он заключил с Израилем. И об этом в тексте Торы сказано: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я Союз (брит) Мой. Поэтому скажи им: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 5-6).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учители обсуждают этот Союз. И раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), говорит, что понятие «брит» (Союз) связано с солью, а вместе с тем — и с испытаниями и бедами

О связи с солью написано и в тексте Торы — «И не оставь без соли, Союза Творца, хлебного приношения; со всяким приношением давай соль» (Ваикра, гл. 2, ст. 13).

Что же касается связи с испытаниями — об этом свидетельствует другой фрагмент Торы. Там, после перечисления всевозможных бедствий, которые обещаны евреям за нарушение Союза, сказано: «Это слова Союза» (Дварим, гл. 28, ст. 69).

Теперь нам осталось выяснить, какая существует связь между солью и испытаниями.

Соль очищает мясо от крови. Этот процесс называется высаливанием.

Подобно этому, беды и испытания — очищают человека от совершенных прегрешений.

Соль, если добавить ее в еду в небольшом количестве, сделает эту еду вкуснее. Но если блюдо пересоленное — оно станет непригодным для еды. Его можно выбросить.

Подобное свойство имеют и испытания, ниспосланные человеку, чтобы наказать его, очистить и исправить.

В небольших количествах испытания искупают прегрешения. Но если их слишком много — человек может озлобиться, и, вместо того, чтобы исправиться — станет только хуже. Тогда испытания не только не достигнут своей цели, но, наоборот, окажут на человека негативное воздействие.

Все это намеком присутствует в рассматриваемом нами фрагменте.

Всевышний говорит: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне». То есть Он увидел, что египтяне угнетают евреев чересчур жестоко. И понял, что вся полезная составляющая испытаний — вот-вот будет утрачена. И Творец вмешался в ситуацию. Как сказано: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами».

В Мидраше (Мидраш Псикта Зутрата на книгу Шемот, гл. 6) написано, что Всевышний вывел евреев из-под египетского ига и избавил от служения им, и спас, и взял под свое покровительство. В заслугу того, что они не перестали говорить на родном языке, не изменили свои имена, не переделали их на египетский манер, не сделали более благозвучными для египетского уха, и одевались, как было установлено в еврейском народе, не переняв египетскую моду, и не прекратили делать обрезание (брит милу).

Таким образом, Творец даровал сынам Израиля четыре уровня освобождения — в соответствии с четырьмя их заслугами перед Ним. Израиль предоставил Всевышнему четыре доказательства, что он блюдет Союз. В ответ Всевышний удостоил его четырьмя уровнями геулы (освобождения).

Как-то к раввину пришел один еврей, одетый с иголочки, по последнему писку моды. Пришел он, разумеется, не для того, чтобы продемонстрировать великолепный покрой своего английского костюма, хотя и для этого тоже.

— Известно ли тебе, как одевался Авраам? — спросил он раввина. — Уверен, что Авраам не носил такой фрак, как у тебя, да и шляпа у него, конечно же, была другой формы. То есть ты изменил изначальному еврейскому стилю одежды. И если тебе можно — то и мне не запрещено щеголять в добротном европейском костюме, — заключил визитер.

— Я не знаю, как именно одевался Авраам, — парировал раввин. — Но мне абсолютно точно известно, что он не одевался как инородец!..

 

на основе комментариев рава Менахема Менделя из Риманова

(Римановский Ребе, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

3. Чтобы оценить свое положение — надо взглянуть на него со стороны

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Моше: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и Я выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу мощью великой и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Пять слов, обещающих освобождение, произнес Всевышний. Их принято называть — «Пять выражений геулы (окончательного избавления)». Вот они: «И вывел, и избавил, и спас, и взял (себе народом), и привел (в свою страну)». В нашем фрагменте присутствуют три из этих пяти слов — выведу, избавлю и спасу.

Их порядок вызывает вопрос. Казалось, правильнее было бы расположить их так: и избавил, и вывел. Сначала Всевышний избавил сынов Израиля от рабского труда, а затем — вывел из Египта, из дома рабства. Почему же в Торе порядок иной? Зачем внесено это изменение?

Чтобы научить нас важному правилу.

Часто бывает, что под грузом бед и несчастий человек даже не понимает, в какой ужасной ситуации он оказался. И весь ужас положения, в котором он пребывал, открывается ему только в момент, когда удается выбраться из мрака на свет. Только тогда человек начинает осознавать всю значимость чуда избавления.

Лишь после того, как Творец вывел евреев из-под ига египтян, они увидели, насколько они приблизились к «точке невозврата», к полному исчезновению.

Поясню это притчей.

Один царь решил хорошо воспитать своего единственного сына — закалить его, научить преодолевать трудности, выпутываться из трудных ситуаций, выживать в любых, даже самых стесненных обстоятельствах.

Без копейки денег, с котомкой за плечами, в которой был самый минимальный запас вещей первой необходимости, отрока вывезли в отдаленную провинцию царства и отпустили там на все четыре стороны.

Принцу пришлось забыть роскошь беззаботной жизни во дворце, когда прекрасно вымуштрованная прислуга выполняла любую его прихоть. Он был вынужден скитаться и нищенствовать, живя впроголодь, побираясь и прося милостыню.

Спустя год, отец обратился к нему через посланника и спросил у парня, в чем тот нуждается, чего ему не хватает.

— Новой котомки, — ответил сын. — Моя уже совсем износилась...

Этот ответ продемонстрировал, в какой глубокой яме оказался молодой человек. Ведь он мог просить все, что угодно. Но его беспокоило лишь некондиционное состояние котомки.

Если спросить еврея, чем ему нужно помочь — в большинстве случаев он ответит, что хорошо было бы, если ему повысили зарплату. С остальным он сам справится.

В Талмуде (трактат Бейца, лист 16) говорится, что накануне шаббата, Всевышний посылает человеку дополнительную душу. А на исходе субботы — забирает ее назад. Как написано: «Шаббат вайинафаш (шаббат и отдохновение)» (Шемот, гл. 31, ст. 17).

Если слегка изменить порядок букв в слове «вайинафаш», получим — «вай нефеш». То есть с наступлением шабата мы сокрушаемся о потере дополнительной души.

Фразу «Шаббат вайинафаш» произносят в субботней вечерней молитве — в самом начале шаббата. Получается, что уже в начале субботы мы сожалеем и сокрушаемся о потере дополнительной души. Но ведь эта потеря случится только на исходе шаббата. Что-то здесь не так?

В действительности речь идет не о дополнительной душе человека, которую он получает на шаббат, но — о той, что в нем постоянно. Просто получив дополнительную душу, человек начинает лучше понимать ситуацию с его постоянной душой. И ситуация эта, прямо скажем — плачевна. Всю неделю, все рабочие дни, человек недостаточно времени посвящает изучению Торы и выполнению заповедей. Но понимание этого приходит только в субботу, с приобретением дополнительной души.

Как-то главу колеля (еврейское религиозное учебное заведение для женатых мужчин) в Афуле пригласили в тюрьму. Там начальник рассказал об одном заключенном, который отбывает свой срок за отказ дать супруге гет (разводное письмо). Начальник тюрьмы попросил уговорить этого заключенного дать гет в обмен на свободу.

Раввин проговорил с этим заключенным не один час. А потом вышел к начальнику тюрьмы и объяснил, что сейчас уговорить «отказника» — практически невозможно. Тот привык к жизни за решеткой, и другую уже себе не мыслит. Нужно его отпустить на месяц, — резюмировал рав, — чтобы он ощутил вкус свободы, а затем вернуть в тюрьму.

Так и сделали. В первый же день по возвращении с «каникул» тот мужчина дал жене гет.

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; его называют и Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Менахема-Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн, Польша, первая половина 19-го века)

 

 

 

4. Почему на пасхальном Седере выпивают четыре бокала вина

 

В нашей недельной главе написано, что Всевышний обещает Израилю освобождение, говоря: «И выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Себе народом... И узнаете вы, что Я Всевышний... И приведу вас в страну» (Шемот, гл. 6, ст. 6-8).

В этом фрагменте можно насчитать пять разных видов освобождения, обещанных Всевышним — выведу, избавлю, спасу, возьму, приведу. Первые четыре — гарантированы, но пятый элемент этого пазла предварен условием — «И узнаете вы, что Я Всевышний».

То есть владение страной, жизнь в ней зависит от знания и абсолютной веры в Творца. Потому те, кто вышел из Египта и не доверился полностью Всевышнему в пустыне — не удостоились увидеть Эрец Исраэль (Землю Израиля).

Во время Пасхального Седера мы выпиваем четыре бокала вина — в соответствии с четырьмя этапами геулы (освобождения), которыми удостоил нас Творец.

Что же с пятым этапом — и привел? Почему в честь него мы не пьем пятый бокал?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 91) рассказывается, что в ситуации, когда в регион вторглись войска Александра Македонского, египтяне потребовали, чтобы евреи вернули золото и сокровища, которые сыны Израиля вынесли из Египта во время Исхода.

— Разве не из Торы вы узнали, что наши предки вынесли из Египта ценности? — спросили у них евреи. — Тогда и мы ответим вам на основе того, о чем сказано в Торе. А там написано, что 600 тысяч еврейских мужчин рабски вкалывали на египтян в течение 430 лет. Так что, если вы требуете от нас вернуть унесенное из Египта во время Исхода евреями под руководством Моше — мы потребуем оплатить каторжный, рабский труд более чем полумиллиона мужчин на протяжении четырех веков. И вы еще останетесь нам должны.

Египтяне попросили три дня на размышление. И три дня спустя выяснилось, что они предпочли тихо ретироваться.

Возможно, зря. Они могли бы спросить — откуда взялось 430 лет? Ведь известно, что евреи провели в Египте лишь 210 лет. И далеко не все эти годы прошли в рабстве. Тяжелому угнетению сыны Израиля подвергались ровно 86 лет. На это нам намекает имя Мирьям, происходящее от корня «мар», что в переводе означает — «горький». Мирьям родилась в год, когда египтяне начали делать жизнь евреев горькой, невыносимой — начали порабощать и угнетать их. А во время Исхода ей исполнилось 86 лет.

Выходит, египтяне должны были оплатить евреям не 430 лет подневольного труда, но — лишь 86?

Однако расчет этот — не верен.

Всевышний постановил, что 600 тысяч человек должны находиться в рабстве430 лет (см. Берешит, гл. 15, ст. 13-14).

Но евреи чрезвычайно расплодились и размножились в Египте (см. Шемот, гл. 1, ст. 7). Так что, в рабстве оказалось 3 миллиона мужчин (см. комментарий Раши к Шемот, гл. 13, ст. 18).

Итак, если на египтян работало в 5 раз больше людей — следовательно, они должны были работать в 5 раз меньше лет. Пятая часть от 430 — это как раз 86. То есть труд 600 тысяч человек в течении 430-ти лет — равен работе 3-х миллионов за 86 лет.

Теперь вернемся к нашей традиции пить во время Пасхального Седера четыре стакана вина.

Гематрия (числовое значение) слова «кос» (стакан) составляет 86. Умножим на 4 (по числу выпитых стаканов) — получим 344.

Четыре стакана вина на Седере мы выпиваем в память о четырех этапах геулы. Геула эта наступила на 344 года раньше срока (430-86=344). Это сокращение срока рабства и символизируют четыре стакана пасхального вина.

Можно также сказать, что пятый этап геулы — «и привел», имеет отношение только к тем, кто получил земельный надел на Земле Израиля. Следовательно, колено Леви, своих наделов не имевшее, должно во время Седера пить четыре бокала вина, тогда как представители всех остальных колен — по пять.

Учителя, руководствуясь правилом «не вносить раскол» — обязали представителей всех колен пить на Седере по четыре бокала вина.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 122) говорится, что в будущем все евреи, абсолютно всех колен, включая и колено Леви — удостоятся своего земельного надела в Эрец Исраэль. Значит, каждый еврей, вместе с левитами и коэнами, за пасхальным столом будет выпивать по пять бокалов вина.

 

на основе комментариев раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

и Магарша

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

 

 

 5. Богач, бедняк и разжалованный офицер

 

Написано в нашей недельной главе: «И спасу вас…» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Спасение, освобождение, геула (избавление)… Мы постоянно молим Всевышнего об этом.

Евреи на протяжении всей своей истории жили этими понятиями. Сами подпитывались ими и передавали следующим поколениям. Вера в окончательную геулу впитывалась с молоком матерей, бережно хранилась в талитах отцов, в огромных томах Талмуда и Шульхан Аруха, стоящих на полке, на самом почетном месте.

Теперь пришел наш черед принимать эту эстафету.

Но, что мы можем сказать о геуле — о великой грядущей геуле Всевышнего?

Когда у деревенского жителя в добрый час рождается сын, он начинает хлопотать над телегами.

Для чего? — спросите вы.

Чтобы доставить из города моэля (специалиста, профессионально осуществляющего обрезание — брит милу), родных, друзей и близких.

Если отец новорожденного — богат, он снаряжает в город несколько вместительных и удобных повозок с широкими колесами на рессорах, чтобы привезти на брит милу приглашенных в великом множестве. И, конечно же — раввина и моэля.

Селянин среднего достатка отправляет в город за моэлем и самыми близкими родственниками одну телегу, из разряда — «бывают и получше».

Бедняк же посылает в город осла, чтобы доставить в деревню моэля.

Примерно то же самое будет происходить, когда настанет время геулы.

Если сыны Израиля будут богаты Торой, заповедями и добрыми делами — Всевышний пошлет транспорт, в котором найдется место для каждого еврея. И всех соберут с четырех концов света и с почестями доставят в Иерусалим.

Но если народ будет беден Торой — Всевышний спасет только самых выдающихся, самых праведных.

Чтобы понять еще один важный аспект геулы, рассмотрим притчу о разжалованном офицере.

Однажды царь объявил строевой смотр своей гвардии. Все гвардейцы в полной боевой выкладке выстроились на плацу в ожидании царя.

Денек выдался очень жарким, офицеры и солдаты страдали от того, что были вынуждены стаять под палящим солнцем.

И вот, один офицер покинул строй и отошел в тень. «Я услышу шаги приближающегося царя, — подумал он, — и успею вернуться на свое место».

Однако и в тени ему было некомфортно. Поэтому офицер снял с себя всю амуницию и оголился по пояс.

Только он почувствовал облегчение — как на плац стремительно вошел царь и тут же начал проводить смотр.

Остановившись против пустующего интервала в строю и заметив прохлаждающегося в тени офицера, одетого не по форме, точнее, наполовину раздетого — царь пришел в негодование. Он разжаловал горе-офицера в рядовые, да еще и высмеял его перед всеми.

Разжалованный от позора был готов провалиться сквозь землю. А ведь стоило ему совсем немного потерпеть — и он избежал бы всего этого стыда и лишения офицерского звания…

Какой посыл кроется за этой притчей?

Близится тот день, когда Всевышний в Славе своей откроется всему миру. Тогда Он по-царски наградит, кто сохранил верность Торе и заповедям. Ну, а те, что покинули строй — пусть не взыщут, им несдобровать…

 

на основе комментариев Магида из Дубно

(магид — в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

и раби Исраэль-Меир hа-Коэн

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. В чем провинились египтяне

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше со словами: «И также Я услышал стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я союз Мой» (Шемот, гл. 6, ст. 5).

Всевышний обещает спасти евреев и наказать египтян во главе с фараоном. Но ведь можно сказать, что фараон лишь выполнял Волю Творца. И действительно. Говорится в Торе: «И сказал Он (Творец) Авраму: Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их 400 лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Так за что наказывать фараона и египтян?

Существует, как минимум, два ответа на этот вопрос.

1.   Если бы египтяне нагружали евреев работой на благо Египта и ради процветания их страны — это еще можно было бы понять, а, возможно — и оправдать. Но прочтем, что написано: «И поставили над Израилем уполномоченных по повинностям, чтобы притеснять его тяжким трудом, и чтобы строил он города-хранилища для фараона: Питом и Раамсес» (Шемот, гл. 1, ст. 11).

Город получил название Питом. Это название складывается из двух слов: «пи» (рот, пасть) и «теhом» (пропасть). То есть в переводе это — «пасть пропасти».

Все, что удавалось построить днем, ночью оседало и как бы поглощалось гигантской пастью пропасти.

Название другого города, Раамсес, восходит к глаголу «митросес» (разрушается, разбивается вдребезги). Так и было — все, что строили, рассыпалось, разваливалось на глазах.

Получается, что в этом строительстве не было никакого смысла. Единственная цель, которую поставили перед собой египтяне, заставляя евреев строить эти города — поиздеваться над евреями. За это фараон и египтяне, конечно же, заслуживают наказания.

2.   Египтяне и фараон притесняли сынов Израиля не для того, чтобы исполнить Волю Творца. О Нем они вообще не думали. Просто угнетение евреев доставляло им удовольствие.

Намек на это находим в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида). Написано в ней: «Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают имени Твоего» (гл. 79, ст. 6).

Эти народы и царства порабощали народ Израиля, уничтожали и изводили его не во Имя Всевышнего, но — чтобы излить свою жестокость, потрафить своим самым темным, самым мерзким и отвратительным качествам души. И за это они — заслуживают наказания.

В чем же разница между этими двумя ответами?

В первом случае, фараон, вместо того, чтобы дать евреям работу на благо Египта, заставлял их заниматься совершенно бесполезным, бессмысленным трудом. Наказать его за это мог не только Всевышний, но даже и Его малах (в условном переводе — «ангел»). Ведь и малах вполне мог разобраться в ситуации.

Во втором — египтяне, мягко говоря, не проявляли никакого интереса к Воле Творца. Им было важно потешить свою злость и жестокость, выгулять ненависть на беззащитном нацменьшинстве.

Диагностировать это и, соответственно — наказать виновных, мог только Всевышний. Ведь малах, в отличие от Него — не обучен читать побуждения человеческих сердец.

Но вернемся к процитированному выше фрагменту, в котором Всевышний говорил Аврааму: «Знай же, знай, что пришельцами, чужаками будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет».

Теперь прочтем и продолжение этого отрывка: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я, а затем они выйдут с большим имуществом» (Берешит, гл. 15, ст. 14).

Каждому понятно, что за то, что египтяне угнетали евреев, им положено наказание. А евреям, соответственно — возмещение физического, материального и морального ущерба.

В качестве компенсации, сыны Израиля унесли из страны своих истязателей их деньги и золото.

Но почему фараон был наказан за порабощение евреев? Ведь это предусматривалось договором, заключенным с Авраамом.

Наказан фараон был  за то, что ему не было дела до Всевышнего.

«Кто такой Творец, чтобы я послушался его?», — вопрошал он (Шемот, гл. 5, ст. 2).

То есть на самом деле порабощение сынов Израиля произошло без всякой связи с Волей Творца. Но определить это мог только сам Всевышний. Поэтому и сказано: «И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду Я».

Судить будет только Он, Творец мира. Ведь кроме Него, никто больше так судить не вправе.

 

на основе комментариев раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот hа-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

и Маhарама

(автор книги «Тхелет Мордехай»)

 

 

2. Испытания, как соль — хороши в меру

 

Всевышний вспоминает о своем Союзе (брите), который он заключил с Израилем. И об этом в тексте Торы сказано: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Я Союз (брит) Мой. Поэтому скажи им: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 5-6).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учители обсуждают этот Союз. И раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), говорит, что понятие «брит» (Союз) связано с солью, а вместе с тем — и с испытаниями и бедами

О связи с солью написано и в тексте Торы — «И не оставь без соли, Союза Творца, хлебного приношения; со всяким приношением давай соль» (Ваикра, гл. 2, ст. 13).

Что же касается связи с испытаниями — об этом свидетельствует другой фрагмент Торы. Там, после перечисления всевозможных бедствий, которые обещаны евреям за нарушение Союза, сказано: «Это слова Союза» (Дварим, гл. 28, ст. 69).

Теперь нам осталось выяснить, какая существует связь между солью и испытаниями.

Соль очищает мясо от крови. Этот процесс называется высаливанием.

Подобно этому, беды и испытания — очищают человека от совершенных прегрешений.

Соль, если добавить ее в еду в небольшом количестве, сделает эту еду вкуснее. Но если блюдо пересоленное — оно станет непригодным для еды. Его можно выбросить.

Подобное свойство имеют и испытания, ниспосланные человеку, чтобы наказать его, очистить и исправить.

В небольших количествах испытания искупают прегрешения. Но если их слишком много — человек может озлобиться, и, вместо того, чтобы исправиться — станет только хуже. Тогда испытания не только не достигнут своей цели, но, наоборот, окажут на человека негативное воздействие.

Все это намеком присутствует в рассматриваемом нами фрагменте.

Всевышний говорит: «И услышал Я стенание сынов Израиля, которых порабощают египтяне». То есть Он увидел, что египтяне угнетают евреев чересчур жестоко. И понял, что вся полезная составляющая испытаний — вот-вот будет утрачена. И Творец вмешался в ситуацию. Как сказано: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великою и страшными карами».

В Мидраше (Мидраш Псикта Зутрата на книгу Шемот, гл. 6) написано, что Всевышний вывел евреев из-под египетского ига и избавил от служения им, и спас, и взял под свое покровительство. В заслугу того, что они не перестали говорить на родном языке, не изменили свои имена, не переделали их на египетский манер, не сделали более благозвучными для египетского уха, и одевались, как было установлено в еврейском народе, не переняв египетскую моду, и не прекратили делать обрезание (брит милу).

Таким образом, Творец даровал сынам Израиля четыре уровня освобождения — в соответствии с четырьмя их заслугами перед Ним. Израиль предоставил Всевышнему четыре доказательства, что он блюдет Союз. В ответ Всевышний удостоил его четырьмя уровнями геулы (освобождения).

Как-то к раввину пришел один еврей, одетый с иголочки, по последнему писку моды. Пришел он, разумеется, не для того, чтобы продемонстрировать великолепный покрой своего английского костюма, хотя и для этого тоже.

— Известно ли тебе, как одевался Авраам? — спросил он раввина. — Уверен, что Авраам не носил такой фрак, как у тебя, да и шляпа у него, конечно же, была другой формы. То есть ты изменил изначальному еврейскому стилю одежды. И если тебе можно — то и мне не запрещено щеголять в добротном европейском костюме, — заключил визитер.

— Я не знаю, как именно одевался Авраам, — парировал раввин. — Но мне абсолютно точно известно, что он не одевался как инородец!..

 

на основе комментариев рава Менахема Менделя из Риманова

(Римановский Ребе, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

3. Чтобы оценить свое положение — надо взглянуть на него со стороны

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Моше: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Всевышний, и Я выведу вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу мощью великой и страшными карами» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Пять слов, обещающих освобождение, произнес Всевышний. Их принято называть — «Пять выражений геулы (окончательного избавления)». Вот они: «И вывел, и избавил, и спас, и взял (себе народом), и привел (в свою страну)». В нашем фрагменте присутствуют три из этих пяти слов — выведу, избавлю и спасу.

Их порядок вызывает вопрос. Казалось, правильнее было бы расположить их так: и избавил, и вывел. Сначала Всевышний избавил сынов Израиля от рабского труда, а затем — вывел из Египта, из дома рабства. Почему же в Торе порядок иной? Зачем внесено это изменение?

Чтобы научить нас важному правилу.

Часто бывает, что под грузом бед и несчастий человек даже не понимает, в какой ужасной ситуации он оказался. И весь ужас положения, в котором он пребывал, открывается ему только в момент, когда удается выбраться из мрака на свет. Только тогда человек начинает осознавать всю значимость чуда избавления.

Лишь после того, как Творец вывел евреев из-под ига египтян, они увидели, насколько они приблизились к «точке невозврата», к полному исчезновению.

Поясню это притчей.

Один царь решил хорошо воспитать своего единственного сына — закалить его, научить преодолевать трудности, выпутываться из трудных ситуаций, выживать в любых, даже самых стесненных обстоятельствах.

Без копейки денег, с котомкой за плечами, в которой был самый минимальный запас вещей первой необходимости, отрока вывезли в отдаленную провинцию царства и отпустили там на все четыре стороны.

Принцу пришлось забыть роскошь беззаботной жизни во дворце, когда прекрасно вымуштрованная прислуга выполняла любую его прихоть. Он был вынужден скитаться и нищенствовать, живя впроголодь, побираясь и прося милостыню.

Спустя год, отец обратился к нему через посланника и спросил у парня, в чем тот нуждается, чего ему не хватает.

— Новой котомки, — ответил сын. — Моя уже совсем износилась...

Этот ответ продемонстрировал, в какой глубокой яме оказался молодой человек. Ведь он мог просить все, что угодно. Но его беспокоило лишь некондиционное состояние котомки.

Если спросить еврея, чем ему нужно помочь — в большинстве случаев он ответит, что хорошо было бы, если ему повысили зарплату. С остальным он сам справится.

В Талмуде (трактат Бейца, лист 16) говорится, что накануне шаббата, Всевышний посылает человеку дополнительную душу. А на исходе субботы — забирает ее назад. Как написано: «Шаббат вайинафаш (шаббат и отдохновение)» (Шемот, гл. 31, ст. 17).

Если слегка изменить порядок букв в слове «вайинафаш», получим — «вай нефеш». То есть с наступлением шабата мы сокрушаемся о потере дополнительной души.

Фразу «Шаббат вайинафаш» произносят в субботней вечерней молитве — в самом начале шаббата. Получается, что уже в начале субботы мы сожалеем и сокрушаемся о потере дополнительной души. Но ведь эта потеря случится только на исходе шаббата. Что-то здесь не так?

В действительности речь идет не о дополнительной душе человека, которую он получает на шаббат, но — о той, что в нем постоянно. Просто получив дополнительную душу, человек начинает лучше понимать ситуацию с его постоянной душой. И ситуация эта, прямо скажем — плачевна. Всю неделю, все рабочие дни, человек недостаточно времени посвящает изучению Торы и выполнению заповедей. Но понимание этого приходит только в субботу, с приобретением дополнительной души.

Как-то главу колеля (еврейское религиозное учебное заведение для женатых мужчин) в Афуле пригласили в тюрьму. Там начальник рассказал об одном заключенном, который отбывает свой срок за отказ дать супруге гет (разводное письмо). Начальник тюрьмы попросил уговорить этого заключенного дать гет в обмен на свободу.

Раввин проговорил с этим заключенным не один час. А потом вышел к начальнику тюрьмы и объяснил, что сейчас уговорить «отказника» — практически невозможно. Тот привык к жизни за решеткой, и другую уже себе не мыслит. Нужно его отпустить на месяц, — резюмировал рав, — чтобы он ощутил вкус свободы, а затем вернуть в тюрьму.

Так и сделали. В первый же день по возвращении с «каникул» тот мужчина дал жене гет.

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; его называют и Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Менахема-Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн, Польша, первая половина 19-го века)

 

 

 

4. Почему на пасхальном Седере выпивают четыре бокала вина

 

В нашей недельной главе написано, что Всевышний обещает Израилю освобождение, говоря: «И выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Себе народом... И узнаете вы, что Я Всевышний... И приведу вас в страну» (Шемот, гл. 6, ст. 6-8).

В этом фрагменте можно насчитать пять разных видов освобождения, обещанных Всевышним — выведу, избавлю, спасу, возьму, приведу. Первые четыре — гарантированы, но пятый элемент этого пазла предварен условием — «И узнаете вы, что Я Всевышний».

То есть владение страной, жизнь в ней зависит от знания и абсолютной веры в Творца. Потому те, кто вышел из Египта и не доверился полностью Всевышнему в пустыне — не удостоились увидеть Эрец Исраэль (Землю Израиля).

Во время Пасхального Седера мы выпиваем четыре бокала вина — в соответствии с четырьмя этапами геулы (освобождения), которыми удостоил нас Творец.

Что же с пятым этапом — и привел? Почему в честь него мы не пьем пятый бокал?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 91) рассказывается, что в ситуации, когда в регион вторглись войска Александра Македонского, египтяне потребовали, чтобы евреи вернули золото и сокровища, которые сыны Израиля вынесли из Египта во время Исхода.

— Разве не из Торы вы узнали, что наши предки вынесли из Египта ценности? — спросили у них евреи. — Тогда и мы ответим вам на основе того, о чем сказано в Торе. А там написано, что 600 тысяч еврейских мужчин рабски вкалывали на египтян в течение 430 лет. Так что, если вы требуете от нас вернуть унесенное из Египта во время Исхода евреями под руководством Моше — мы потребуем оплатить каторжный, рабский труд более чем полумиллиона мужчин на протяжении четырех веков. И вы еще останетесь нам должны.

Египтяне попросили три дня на размышление. И три дня спустя выяснилось, что они предпочли тихо ретироваться.

Возможно, зря. Они могли бы спросить — откуда взялось 430 лет? Ведь известно, что евреи провели в Египте лишь 210 лет. И далеко не все эти годы прошли в рабстве. Тяжелому угнетению сыны Израиля подвергались ровно 86 лет. На это нам намекает имя Мирьям, происходящее от корня «мар», что в переводе означает — «горький». Мирьям родилась в год, когда египтяне начали делать жизнь евреев горькой, невыносимой — начали порабощать и угнетать их. А во время Исхода ей исполнилось 86 лет.

Выходит, египтяне должны были оплатить евреям не 430 лет подневольного труда, но — лишь 86?

Однако расчет этот — не верен.

Всевышний постановил, что 600 тысяч человек должны находиться в рабстве430 лет (см. Берешит, гл. 15, ст. 13-14).

Но евреи чрезвычайно расплодились и размножились в Египте (см. Шемот, гл. 1, ст. 7). Так что, в рабстве оказалось 3 миллиона мужчин (см. комментарий Раши к Шемот, гл. 13, ст. 18).

Итак, если на египтян работало в 5 раз больше людей — следовательно, они должны были работать в 5 раз меньше лет. Пятая часть от 430 — это как раз 86. То есть труд 600 тысяч человек в течении 430-ти лет — равен работе 3-х миллионов за 86 лет.

Теперь вернемся к нашей традиции пить во время Пасхального Седера четыре стакана вина.

Гематрия (числовое значение) слова «кос» (стакан) составляет 86. Умножим на 4 (по числу выпитых стаканов) — получим 344.

Четыре стакана вина на Седере мы выпиваем в память о четырех этапах геулы. Геула эта наступила на 344 года раньше срока (430-86=344). Это сокращение срока рабства и символизируют четыре стакана пасхального вина.

Можно также сказать, что пятый этап геулы — «и привел», имеет отношение только к тем, кто получил земельный надел на Земле Израиля. Следовательно, колено Леви, своих наделов не имевшее, должно во время Седера пить четыре бокала вина, тогда как представители всех остальных колен — по пять.

Учителя, руководствуясь правилом «не вносить раскол» — обязали представителей всех колен пить на Седере по четыре бокала вина.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 122) говорится, что в будущем все евреи, абсолютно всех колен, включая и колено Леви — удостоятся своего земельного надела в Эрец Исраэль. Значит, каждый еврей, вместе с левитами и коэнами, за пасхальным столом будет выпивать по пять бокалов вина.

 

на основе комментариев раби Хаима бен Атара

(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

и Магарша

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

 

 

 5. Богач, бедняк и разжалованный офицер

 

Написано в нашей недельной главе: «И спасу вас…» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

Спасение, освобождение, геула (избавление)… Мы постоянно молим Всевышнего об этом.

Евреи на протяжении всей своей истории жили этими понятиями. Сами подпитывались ими и передавали следующим поколениям. Вера в окончательную геулу впитывалась с молоком матерей, бережно хранилась в талитах отцов, в огромных томах Талмуда и Шульхан Аруха, стоящих на полке, на самом почетном месте.

Теперь пришел наш черед принимать эту эстафету.

Но, что мы можем сказать о геуле — о великой грядущей геуле Всевышнего?

Когда у деревенского жителя в добрый час рождается сын, он начинает хлопотать над телегами.

Для чего? — спросите вы.

Чтобы доставить из города моэля (специалиста, профессионально осуществляющего обрезание — брит милу), родных, друзей и близких.

Если отец новорожденного — богат, он снаряжает в город несколько вместительных и удобных повозок с широкими колесами на рессорах, чтобы привезти на брит милу приглашенных в великом множестве. И, конечно же — раввина и моэля.

Селянин среднего достатка отправляет в город за моэлем и самыми близкими родственниками одну телегу, из разряда — «бывают и получше».

Бедняк же посылает в город осла, чтобы доставить в деревню моэля.

Примерно то же самое будет происходить, когда настанет время геулы.

Если сыны Израиля будут богаты Торой, заповедями и добрыми делами — Всевышний пошлет транспорт, в котором найдется место для каждого еврея. И всех соберут с четырех концов света и с почестями доставят в Иерусалим.

Но если народ будет беден Торой — Всевышний спасет только самых выдающихся, самых праведных.

Чтобы понять еще один важный аспект геулы, рассмотрим притчу о разжалованном офицере.

Однажды царь объявил строевой смотр своей гвардии. Все гвардейцы в полной боевой выкладке выстроились на плацу в ожидании царя.

Денек выдался очень жарким, офицеры и солдаты страдали от того, что были вынуждены стаять под палящим солнцем.

И вот, один офицер покинул строй и отошел в тень. «Я услышу шаги приближающегося царя, — подумал он, — и успею вернуться на свое место».

Однако и в тени ему было некомфортно. Поэтому офицер снял с себя всю амуницию и оголился по пояс.

Только он почувствовал облегчение — как на плац стремительно вошел царь и тут же начал проводить смотр.

Остановившись против пустующего интервала в строю и заметив прохлаждающегося в тени офицера, одетого не по форме, точнее, наполовину раздетого — царь пришел в негодование. Он разжаловал горе-офицера в рядовые, да еще и высмеял его перед всеми.

Разжалованный от позора был готов провалиться сквозь землю. А ведь стоило ему совсем немного потерпеть — и он избежал бы всего этого стыда и лишения офицерского звания…

Какой посыл кроется за этой притчей?

Близится тот день, когда Всевышний в Славе своей откроется всему миру. Тогда Он по-царски наградит, кто сохранил верность Торе и заповедям. Ну, а те, что покинули строй — пусть не взыщут, им несдобровать…

 

на основе комментариев Магида из Дубно

(магид — в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

и раби Исраэль-Меир hа-Коэн

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если человеку не хватает денег на необходимое, он должен отделять цедаку?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля