Продолжая описывать в нашей недельной
главе последний день жизни Моше Рабейну (см.
на сайте обзор недельной главы
Ницавим,
седьмой годовой цикл обсуждения), Тора, как
в большинстве недельных глав, затрагивает
несколько тем. И речь в ней идет, в частности,
о техият а-метим (возрождение умерших).
На данной теме мы и сконцентрируем внимание
в обзоре этого года.
Тора сообщает, что в тот день перед уходом
из нашего мира Моше с Иегошуа бин Нуном (своим
учеником, который возглавит еврейский
народ после него) вошли в Мишкан (переносной
Храм в пустыне). Там «в облаке» открылся им
Всевышний и, обращаясь к Моше, сказал: «Вот
ты уйдешь к отцам твоим, и поднимется народ
этот, и будет служить чужим богам страны, в
которую попадет. И оставит он Меня, и
нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним. И
возгорится гнев Мой на него в тот день, и
оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и
будет он отдан на растерзание, и постигнут
его многие беды и несчастья. И скажет он в
тот день: не потому ли, что нет Всевышнего
нашего среди нас, постигли нас беды эти?» (Дварим,
гл. 31, ст. 16-17).
Рассказывается в Талмуде (трактат Санѓедрин,
лист 90) о том, что однажды римляне спросили
одного из наших Учителей — раби Иегошуа бен
Хананью, откуда известно евреям, что
Всевышний оживит мертвых и откуда они
знают, что Ему ведомо, что произойдет
будущем.
— Ответы на оба вопроса, — сказал им
Учитель, — содержатся в Торе, в отрывке, где
написано: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и
поднимется народ этот, и будет служить
чужим богам…». Отсюда ясно видно, что
Творец знает, что произойдет в будущем. А о техият
а метим читаем в слове «поднимется», что
также означает — «возродится из мертвых».
Ответ на вопрос о всеведении Творца
римлян удовлетворил. Но на объяснение о
возрождении мертвых они выдвинули логичное,
казалось бы, возражение.
— Если слово «поднимутся» означает — «возродятся
из мертвых», — отметили они, — тогда
получается, что первая часть фразы
совершенно не вяжется с ее продолжением.
У раби Иегошуа бен Хананьи были на этот
счет убедительные аргументы, но он
предпочел уклониться от продолжения
дискуссии.
Какие же доводы были у него, и почему он не
привел их римлянам? — спрашивают Учителя,
обсуждая эту историю.
Слово «и поднимется», — пишет, анализируя
данный фрагмент, рав Авраам-Хаим Шор (один
из ведущих раввинов Западной Украины, конец
16-го – начало 17-го вв.; известен чрезвычайно
глубоким анализом текстов Талмуда) в своей
книге Торат Хаим, — здесь как будто
бы «лишнее». Тора вполне могла обойтись и
без него и сказать нам: «вот ты поднимешься
к отцам твоим, а народ этот служить будет
чужим богам». Но фраза построена иначе. И мы,
зная, что Тора скупа на слова, что в ней не
бывает не только лишнего слова, но даже —
лишнего знака, должны понять, что в слове «и
поднимется» заключен более глубокий,
скрытый при поверхностном прочтении смысл,
который нам, пользуясь полученными от
Творца принципами постижения Торы, надо
раскрыть.
Так, применяя определенную «методику»
исследования текстов Торы, Учителя узнают,
что речь в данном отрывке идет о техият а-метим.
Но почему же раби Иегошуа бен Хананья не
стал доказывать это римлянам?..
(для
иллюстрации — см. на сайте, к примеру, обзор
листа 4 трактата Хуллин).
Однако для того, чтобы пользоваться
полученными «инструментами», необходимо
достичь достаточно высокого духовного
уровня. Поэтому принципы, о которых мы
говорим, были открыты не каждому еврею, но —
сравнительно небольшой группе Учителей,
способных оперировать ими правильно.
А поскольку и в еврейской среде
означенные принципы скрыты от большинства
людей, раби Иегошуа решил, что римлянам, тем
более, не стоит открывать методы глубокого
изучения Торы. Потому и не стал
дискутировать с ними.
Но вернемся к отрывку, процитированному в
начале нашего обзора.
Другие Учителя, анализируя его текст,
усматривают в нем и иные грани Истины.
Если бы Моше Рабейну, — отмечают Учителя,
анализируя данный фрагмент, — вел сынов
Израиля в Эрец Исраэль и возглавлял
народ в период строительства
Иерусалимского Храма, Храм никогда не был
бы разрушен, и евреи не были бы изгнаны из
страны. Однако же те евреи, которые умерли в
пустыне, не войдя в Страну Израиля, навсегда
лишились бы удела в Будущем мире и не
возродились бы из мертвых.
Поэтому и устроил Всевышний все так, чтобы
Моше еще в пустыне ушел в иной мир, кончиной
своей, очистив нарушителей Его наказов от
прегрешений (смерть праведника искупает
проступки целого поколения). А очищение
даст им возможность в эпоху Машиаха (см. на
сайте, к примеру, ответ «Что будет, когда
придет Машиах?») возродиться из
мертвых.
Об этом и сообщает фраза: «Вот ты уйдешь к
отцам твоим, и поднимется (восстанет из
мертвых) народ этот» (Дварим, гл. 31,
ст. 16).
Еще одна грань Истины открывается в
Мидраше Эйха Раба — к книге Танаха Эйха
(«Плач Иермиягу»).
Рассказывается в нем, что Всевышний в день,
когда был разрушен Храм, обратился к
пророку Ирмиягу и повелел, чтобы пророк
вышел на берег Иордана и призвал Моше
Рабейну. Чтобы произнес пророк такую фразу:
«Восстань, сын Амрама (Амрам — отец Моше), и
спасай стадо свое (еврейский народ), которое
готовы проглотить враги».
Сделал пророк Иермиягу все так, как
повелел ему Творец. И восстал Моше и спросил
у пророка: «что за день сегодня такой в
череде дней, что понадобился я Всевышнему».
Но пророк ничего не сказал ему в ответ.
Тогда Моше обратился с тем же вопросом к малахим
(множественное число от слова малах —
некая духовная субстанция, осуществляющая
связь Неба с землей: в переводах нередко — «ангел»).
«Сегодня разрушен Храм, — ответили малахим,
— и еврейский народ отправлен в изгнание».
Тогда Моше направился к праотцам и вместе
они оплакивали участь своего народа и
взывали к Творцу, моля о «помиловании». И
внял Всевышний мольбам праотцев и Моше —
Храм был восстановлен.
Об этом и рассказывается в Торе, —
отмечают Учителя в Мидраше, — в отрывке, где
сказано: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и
поднимется народ этот, и будет служить
чужим богам…». Это — повествование о
разрушении и восстановлении Храма.
Здесь говорится о том, что в еврейской
среде распространилось идолопоклонство и,
как следствие — Всевышний разгневался и «скрыл
Лик свой от людей», а еврейский народ,
лишившись Его защиты, оказывается во власти
врагов, и постигают его «многие беды».
Тут следует отметить, что Всевышний
отзывается на мольбы праотцев и Моше, когда
сыны Израиля начинают осознавать истинную
причину приключившихся с ними несчастий. «…Не
потому ли, — вопрошают они, — что нет
Всевышнего нашего среди нас, постигли нас
беды эти?» (Дварим, гл. 31, ст. 17). То
есть народ раскаивается и возвращается на
пути Творца.
История повторяется. Эпоха, в которую мы
сегодня живем, напоминает времена, о
которых говорится в недельной главе Ваелех.
Действительно, сегодня определенная
часть нашего народа служит чуждым идеям (см.
на сайте ответ «Поклонение идолам сегодня
— что это»). «Лик» Всевышнего сокрыт
от нас, и нет у нас Храма.
Но мы, обсудив содержание недельной главы Валех,
знаем, что праотцы наши и величайший за всю
историю еврейский пророк Моше, вступаются
за нас, взывают к Творцу и молят Его
избавить нас от бед и несчастий.
Теперь, чтобы Всевышний «помиловал» нас, и
нам необходимо выполнить свою часть
работы. Прежде всего — осознать, что все
наши беды оттого, что «нет Всевышнего среди
нас». И, осознав — вспомнить о тех
обязательствах, которые возложены на нас по
условиям Союза, который еврейский народ
заключил с Творцом…