Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваелех»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И пошел
Моше и сказал эти слова всему народу
Израиля...”.
И пошел на иврите — ваелех.
Обсуждение главы Ваелех
1. Всевышний или Йеhошуа?
Из нашей недельной главы узнаем, что Моше
рассказал о своей просьбе войти вместе со
всеми в Израиль и о том, что на эту просьбу
ответил Всевышний.
В тексте Торы об этом читаем: «Всевышний
сказал мне: не перейдешь ты через этот
Иордан. Всевышний идет пред тобою... Йеhошуа
пойдет пред тобою» (Дварим, гл. 31, ст.
2-3).
Написано: «Всевышний идет пред тобою... Йеhошуа
пойдет пред тобою». Естественно, возникает
вопрос: кто же все-таки пойдет «пред тобою»
— Всевышний или Йеhошуа (ученик и преемник
Моше Рабейну)? Не мешало бы определиться.
И еще. Моше просит разрешить ему войти в
Израиль. Но главой народа уже назначен Йеhошуа.
Если Моше продолжит жить, то и он возглавит
сынов Израиля. Только не возлагают, как
сказано в Талмуде (трактат Хуллин,
лист 60), одну корону на двух царей. И Моше это
знает.
Так на что же он рассчитывает?
Известно, что в будущем, когда наступит
время геулы (освобождения) — во главе
еврейского народа встанут двое: Машиах бен
Давид и Машиах бен Йосеф.
Машиах бен Йосеф будет вести войны, а
Машиах бен Давид сосредоточится на
распространении Торы и знаний о Творце.
Ведь у воюющего царя, как говорится в
Талмуде (трактат Авода Зара, лист 17),
нет времени на Тору, как говорится — или
книга, или меч.
Рекомендую прочесть на сайте и ответ «Два
Машиаха: бен Давид и бен Йосеф» (№ 376) — с
ответом, обозначенным в нем ссылкой.
Так, может, именно это и имел в виду Моше?
— Действительно, руководителем народа
назначен Йеhошуа, — допустим, рассуждал он.
— Но ведь ему предстоит отвоевывать землю Кенаан.
Кто тогда будет заниматься Торой?..
Казалось бы, само собой напрашивается
решение: Йеhошуа поведет народ на войну, а
Моше будет обучать евреев Торе.
Но для этого, как понятно — необходимо
продлить годы жизни Моше. Чтобы он смог
войти вместе со всеми в Израиль.
Что же на это предложение Моше отвечает
Всевышний?
В тексте читаем: «Не перейдешь ты через
этот Иордан» (это о том, что касается
продления лет жизни).
И далее — «Всевышний идет пред тобою» (то
есть Всевышний займется уничтожением
народов, населяющих Кенаан, и будет
воевать с ними).
Поэтому нет нужды в царе, который
руководил бы военными действиями. И это
означает, что у Йеhошуа будет возможность
посвятить себя изучению Торы и обучению ей
народа Израиля. То есть и здесь для Моше —
нет вакансии. Ибо сказано — «Йеhошуа пойдет
пред тобою».
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
2. Создан, чтобы есть
В нашей недельной главе дается серьезное
предостережение тому, кто отвергнет завет
Всевышнего, пренебрежительно назовет его «ветхим»
и станет поклоняться идолам той страны, в
которую занесет его судьба.
В тексте Торы читаем: «И возгорится Мой
гнев на них в тот день, и оставлю Я их, и
сокрою Мой Лик от них, и будут они отданы на
съедение (растерзание)» (Дварим, гл.
31, ст. 17).
Употребленное в оригинале выражение «вэ-hая
леэхоль» мы перевели как — «и будут они
отданы на съедение (растерзание)». Но если
переводить дословно, получится — «…и будет
есть»
В этом переводе сокрыт глубокий смысл.
Постараемся до него добраться.
Когда человек исполняет Волю Творца — его
жизнь наполнена смыслом и имеет цель. Он
углубляет свои знания Торы, совершенствует
качества характера, исполняет заповеди,
совершает добрые дела, помогает людям.
Такая жизнь — восхождение от ступени к
ступени, от уровня к уровню, по лестнице,
основание которой покоится на земле, а
верхушка уходит в Небеса, в вечность.
Если же человек отделяет себя от
Всевышнего, не желает иметь с Ним никакой
связи, что представляет собой его жизнь? В
чем ее смысл?
Получается, что в этом случае человек
создан для того, чтобы потреблять пищу, и ни
для чего больше.
Некто, «просвещенный» еврей,
последователь движения «hаскала», которое
ставило своей целью — ассимилировать
евреев (не допусти этого Всевышний!),
восхитился французами и их культурой:
— Да, этот народ заслуживает уважения, —
говорил он. — У них сыров — 400 видов! Какой
культурный народ!
Не подумайте, что я собираюсь умалить
достижения французов, которые изобрели 400
видов сыра. Тем более, что они отличаются и
другими кулинарными изысками. Но все же...
Рассказывается в Талмуде (трактат Недарим,
лист 50), как к раби Иеhуде hа-Наси (редактор
текста Мишны, начало 3-го века) пришли два
человека и попросили их рассудить.
Истец утверждал, что ответчик обязался
научить его тысячи рецептам приготовления
фруктовых десертов, но научил только...
восьмистам.
— Сколько же разных вкусов в плодах
Всевышнего нашего! — не смог сдержать
своего восхищения раби Иеhуда.
Каждый фрукт, каждое блюдо, каждый вид
сыра — дополнительная причина, чтобы
поблагодарить Всевышнего, который так
замечательно обустроил наш мир, наполнив
его разными вкусностями. Благословен
Творец, создавший мир в котором есть все! (трактат
Берахот, лист 43).
В Иерусалимском Талмуде (трактат Кидушин,
в конце) сказано, что в будущем, каждому
придется держать ответ за те виды плодов,
что он имел возможность попробовать и не
попробовал. Ведь для кого они созданы, если
не для тебя! И для чего они созданы, если не
ради того, чтоб у тебя была возможность
поблагодарить Творца.
Но мерять сырами культуру нации?..
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) пишет, что тот, кто
ест только потому, что это вкусно, в его
глазах ничем не отличается от животного.
Ведь еда — это горючее. Горючее позволяет
машине двигаться. И разве можно сказать, что
предназначение машины потреблять горючее?
Машина — для того, чтобы ездить!
Очевидно, и человек создан не только для
того, чтобы есть. Значит, пора задуматься о
своем предназначении.
на основе комментария рава
Залмана Сороцкина
(в Украине — глава раввинского
суда Луцка; затем в Израиле возглавлял
Комитет по делам йешив и частного
образования; Украина – Израиль, 1880-1966 гг.)
3. А теперь — песня
В своих последних наставлениях Моше
особое внимание уделяет необходимости
соблюдать законы Торы. Не скупясь на
подробности, он со слов Всевышнего
описывает, к чему приведет нарушение
заповедей и идолопоклонство.
И вдруг, посреди наставлений, увещеваний и
предупреждений — встречается весьма
любопытное повеление Творца: «А теперь
запишите себе эту песнь» (Дварим, гл.
31, ст. 19).
Впрочем, сама песнь приведена в следующей
главе. Это — песнь «Внемлите, Небеса» (Дварим,
гл. 32, ст. 1-43). В Торе она записана с разрывом
строк в местах ритмических пауз, и читают ее
нараспев, как и подобает песне.
Повеление записать эту песню Всевышний
дал Моше и Йеhошуа бин Нуну (ученик и
преемник Моше Рабейну, который возглавил
еврейский народ после смерти Моше), чтобы те
записали ее вместе. Тогда Творец посвятил
бы Йеhошуа в пророки еще при жизни Моше. Но
песню записал лишь Моше. Йеhошуа, стоя рядом
с учителем, смотрел и произносил ее. Поэтому
далее написано: «И записал Моше песнь эту в
тот день» (Дварим, гл. 31, ст. 22). Йеhошуа
же — не упомянут.
Зато Йеhошуа вместе с Моше обучал этой
песне народ. Как сказано: «И пришел Моше, и
произнес все слова песни этой народу, он и
Йеhошуа бин Нун» (Дварим, гл. 32, ст. 44).
Но чему повеление записать песню учит нас?
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) пишет, что все
обязаны изучать Тору: и бедняк и богач, и
юноша, и старец, здоровый и инвалид, глава
большого семейства и одинокий нищий,
живущий подаянием. Поэтому посреди
наставлений, перечисления всевозможных
бедствий и наказаний, за пренебрежение
Торой, и звучит повеление: «А теперь... (даже
в период тяжелейшего испытания, в его
минуты роковые) запишите себе эту песнь».
Несмотря ни на что, не прекращайте
изучение Торы! Ведь, возможно, в этом и
состоит испытание. Выстоишь в испытании —
все беды исчезнут так же внезапно, как и
возникли.
В книге Сефер hа-хинух («Книга о
воспитании еврея»; автор ее не известен, мы
знаем только, что он жил в Барселоне,
Испании, в 14-м веке) говорится, что из фразы «А
теперь запишите себе эту песнь» — следует
обязанность каждого еврея иметь свой
Свиток Торы (на иврите — Сефер Тора).
Причем, должен он, этот Свиток, всегда быть
под рукой (не служить украшением витрины).
Чтобы каждый учился по нему трепету перед
Всевышним и соблюдению заповедей.
Поскольку, в наше время принято учиться не
по Свитку, но — по книгам, приобретение
Талмуда, Шульхан Аруха и других
святых книг тоже, как подчеркивает Рош (рабейну
Ашер бен Йехиэль, конец 13 – начало 14-го вв.),
считается осуществлением этой заповеди.
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
21) сказано, что на каждом еврее лежит
обязанность написать Свиток Торы.
Однако реальность такова, что далеко не
все обучены законам написания Свитков Торы.
Не у каждого достаточно денег и для того,
чтобы нанять софера (профессионального
переписчика текстов Торы). И даже
приобрести книги, необходимые для учебы,
чтобы исполнить заповедь — не все в
состоянии.
Поэтому особой похвалы заслуживают те,
кто покупает книги и дарит их домам учений (на
иврите «дом учения» — бейт мидраш),
местам открытым для публичного изучения
Торы, куда прийти может каждый.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.),
Рамбама
(великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания –
Египет, 12 век),
Роша
(рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го
– начало 14-го вв.)
и автора книги «Сефер hа-хинух»
(его имя — не известно, знаем лишь,
что он жил в Испании, в Барселоне, в 14-м веке)
4. Как распознать подделку
Заповедь о написании Свитка Торы (на
иврите — Сефер Тора), вытекающая из
повеления Всевышнего «А теперь запишите
себе эту песнь» (Дварим, гл. 31, ст. 19)
— последняя заповедь в Торе.
Интересно, что ей предшествует
предупреждение, в котором сказано: «Я же
сокрою лицо Мое в тот день за все то зло,
какое он делал» (Дварим, гл. 31, ст.18).
Всевышний предупреждает о наказании (что
Он скроет себя). И сразу же после этого —
дает заповедь о написании Свитка Торы.
Значит, Тора способна спасти человека в
испытании, защитить его от беды. Даже в
самой трудной ситуации (в которой мы,
собственно, и живем в наши дни) — когда
Всевышний полностью скрыт от нас.
Сокрытие Творца порождает мрак. Тора
дарует нам Свет. Как сказано: «Заповедь —
свеча, а Тора — свет» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).
Во времена, когда не дано пользоваться
Светом, который излучает Лик Всевышнего,
свет Торы спасает от бесплодных и
губительных блужданий во тьме. Поэтому в
наше время нужно держаться Торы вдвойне —
изучать ее, выполнять заповеди.
Рассказывают, как один еврей, идя полем,
нашел брошенный кем-то Свиток Торы. Перед
ним возник вопрос: кто написал эту Тору?
Если — нееврей или «выкрест» (который
когда-то был евреем, а потом вычеркнул себя
из среды народа Израиля, перейдя в
христианство), тогда этим свитком нельзя
пользоваться. Его нужно сжечь или, как
указано в Шульхан Арухе (раздел Йорэ
Деа, гл. 281) — захоронить. Но, если Тора
написана софером (профессионалом,
специально обученным написанию текстов
Торы), с соблюдением всех правил — этим
Свитком можно пользоваться для
общественного чтения.
Тот еврей задал свой вопрос раби Акиве
Эгеру (главный раввин Познани, автор
комментариев к Талмуду и Шульхан Аруху).
Какой же выход нашел мудрец?
Есть такой обычай. Когда софер
завершает написание Свитка Торы, он
отмечает это событие — торжественно,
празднично, при большом стечении народа.
Тогда присутствующие покупают буквы в Торе.
И каждый старается купить букву,
соответствующую первой букве его имени. Тот,
кто букву купил, как правило, ее и пишет.
Поэтому буквы последних абзацев в Свитке
Торы не похожи друг на друга. Ведь их писали
разные люди.
Об этом говорится в нашем фрагменте — «а
теперь запишите себе эту песнь».
Слово «запишите» употреблено во
множественном числе. Песнь, которая
находится в конце Торы, писал не только софер,
но и те люди, что приобрели буквы.
В продолжение нашего фрагмента читаем: «Чтобы
Мне была эта песнь свидетельством о сынах
Израиля».
Старайтесь, чтобы как можно больше людей
приобрело свою букву в Торе, и тогда эти, не
похожие друг на друга буквы в песне «Внемлите,
Небеса» — будут свидетельством, что Свиток
написал не идолопоклонник и не выкрест, но
— софер, сделавший это по всем законам и
установлениям.
на основе комментариев
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
и раби Акивы Эгера
(главный раввин Познани,
автор общепризнанных
комментариев к Талмуду и Шульхан Аруху;
1761-1837 гг.)
5. Листы Талмуда и посты
Когда Моше закончил записывать книгу Торы,
он велел коэнам (служители в Храме,
евреи, принадлежащие колену Леви): «Возьмите
эту книгу Торы и положите ее при Ковчеге
Завета Всевышнего» (Дварим, гл. 31, ст.
26).
Но что это означает — «при Ковчеге Завета»?
Этот вопрос обсуждается в Талмуде (трактат
Бава Батра, лист 14).
Некоторые Учителя говорят, что из Ковчега
наружу выступала доска (наподобие полки), и
там лежала Тора. Другие — что Тора лежала
внутри Ковчега, вместе со скрижалями.
Но какое имеет значение, где лежала Тора —
снаружи, на особой доске, или внутри Ковчега?
В оригинале эта особая доска называется —
«даф».
Гематрия (числовое значение) этого
слова составляет 84. Это дает нам намек на
прегрешения, одной из составляющих
искупления которых были 84 поста. Раскаяние
и — 84 поста.
Но кто в наше время может выдержать 84
поста?
В прошлых поколениях люди были здоровее,
выносливее, привычнее к физическим
нагрузкам, голоду и лишениям. Поэтому 84
поста были для них хоть и тяжким, но все же —
выполнимым испытанием.
Наше поколение, по сравнению с прежними —
просто «слабаки». В нашем поколении вряд ли
кто-нибудь сможет выдержать 84 поста, не
нанеся непоправимого ущерба своему
здоровью. Поэтому в нашем поколении,
согласно постановлению большинства
раввинов, такое исправление — неприемлемо.
Но как же тогда исправить эти прегрешения?
Слово «даф» мы в данном случае
перевели как — «собая доска». Но у него есть
и другое значение — «лист», лист Талмуда.
Выходит, углубленное изучение Талмуда
тоже может привести к исправлению.
Погружаясь в Талмуд, лист за листом, человек
добивается тех же результатов, которых в
предыдущих поколениях достигали постами,
восьмьюдесятью четырьмя сухими постами (по
законам нашей традиции, мы во время поста не
только не едим, но и не пьем).
Теперь мы можем лучше понять суть
обсуждения Учителями в Талмуде нашего
отрывка.
Учителя, которые говорили, что Тора лежала
снаружи, на специальной доске,
подразумевали, что исправления можно
достичь только 84 постами (как гематрия
слова «даф»). Тора снаружи дает намек на
внешнее, то есть — материальное действие,
такое как пост.
Другие Учителя, придерживающиеся позиции,
что Тора находилась внутри Ковчега
Всевышнего — открыли иную грань Истины,
которая соответствует внутренней работе. И
это в данном контексте — изучение Талмуда,
лист за листом, изо дня в день. До полного
очищения.
И если первая рекомендация — поститься 84
дня — больше подходила предыдущим
поколениям, то нашему — ближе ежедневное
изучение Талмуда.
Поэтому именно в нашем поколении возникло
движение «Даф йоми» — когда евреи
каждый день осваивают по одному листу из
Талмуда. И так — круглый год. Лист за листом,
трактат за трактатом...
на основе комментария рава
Исса Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваелех»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И пошел
Моше и сказал эти слова всему народу
Израиля...”.
И пошел на иврите — ваелех.
Обсуждение главы Ваелех
1. Всевышний или Йеhошуа?
Из нашей недельной главы узнаем, что Моше
рассказал о своей просьбе войти вместе со
всеми в Израиль и о том, что на эту просьбу
ответил Всевышний.
В тексте Торы об этом читаем: «Всевышний
сказал мне: не перейдешь ты через этот
Иордан. Всевышний идет пред тобою... Йеhошуа
пойдет пред тобою» (Дварим, гл. 31, ст.
2-3).
Написано: «Всевышний идет пред тобою... Йеhошуа
пойдет пред тобою». Естественно, возникает
вопрос: кто же все-таки пойдет «пред тобою»
— Всевышний или Йеhошуа (ученик и преемник
Моше Рабейну)? Не мешало бы определиться.
И еще. Моше просит разрешить ему войти в
Израиль. Но главой народа уже назначен Йеhошуа.
Если Моше продолжит жить, то и он возглавит
сынов Израиля. Только не возлагают, как
сказано в Талмуде (трактат Хуллин,
лист 60), одну корону на двух царей. И Моше это
знает.
Так на что же он рассчитывает?
Известно, что в будущем, когда наступит
время геулы (освобождения) — во главе
еврейского народа встанут двое: Машиах бен
Давид и Машиах бен Йосеф.
Машиах бен Йосеф будет вести войны, а
Машиах бен Давид сосредоточится на
распространении Торы и знаний о Творце.
Ведь у воюющего царя, как говорится в
Талмуде (трактат Авода Зара, лист 17),
нет времени на Тору, как говорится — или
книга, или меч.
Рекомендую прочесть на сайте и ответ «Два
Машиаха: бен Давид и бен Йосеф» (№ 376) — с
ответом, обозначенным в нем ссылкой.
Так, может, именно это и имел в виду Моше?
— Действительно, руководителем народа
назначен Йеhошуа, — допустим, рассуждал он.
— Но ведь ему предстоит отвоевывать землю Кенаан.
Кто тогда будет заниматься Торой?..
Казалось бы, само собой напрашивается
решение: Йеhошуа поведет народ на войну, а
Моше будет обучать евреев Торе.
Но для этого, как понятно — необходимо
продлить годы жизни Моше. Чтобы он смог
войти вместе со всеми в Израиль.
Что же на это предложение Моше отвечает
Всевышний?
В тексте читаем: «Не перейдешь ты через
этот Иордан» (это о том, что касается
продления лет жизни).
И далее — «Всевышний идет пред тобою» (то
есть Всевышний займется уничтожением
народов, населяющих Кенаан, и будет
воевать с ними).
Поэтому нет нужды в царе, который
руководил бы военными действиями. И это
означает, что у Йеhошуа будет возможность
посвятить себя изучению Торы и обучению ей
народа Израиля. То есть и здесь для Моше —
нет вакансии. Ибо сказано — «Йеhошуа пойдет
пред тобою».
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
2. Создан, чтобы есть
В нашей недельной главе дается серьезное
предостережение тому, кто отвергнет завет
Всевышнего, пренебрежительно назовет его «ветхим»
и станет поклоняться идолам той страны, в
которую занесет его судьба.
В тексте Торы читаем: «И возгорится Мой
гнев на них в тот день, и оставлю Я их, и
сокрою Мой Лик от них, и будут они отданы на
съедение (растерзание)» (Дварим, гл.
31, ст. 17).
Употребленное в оригинале выражение «вэ-hая
леэхоль» мы перевели как — «и будут они
отданы на съедение (растерзание)». Но если
переводить дословно, получится — «…и будет
есть»
В этом переводе сокрыт глубокий смысл.
Постараемся до него добраться.
Когда человек исполняет Волю Творца — его
жизнь наполнена смыслом и имеет цель. Он
углубляет свои знания Торы, совершенствует
качества характера, исполняет заповеди,
совершает добрые дела, помогает людям.
Такая жизнь — восхождение от ступени к
ступени, от уровня к уровню, по лестнице,
основание которой покоится на земле, а
верхушка уходит в Небеса, в вечность.
Если же человек отделяет себя от
Всевышнего, не желает иметь с Ним никакой
связи, что представляет собой его жизнь? В
чем ее смысл?
Получается, что в этом случае человек
создан для того, чтобы потреблять пищу, и ни
для чего больше.
Некто, «просвещенный» еврей,
последователь движения «hаскала», которое
ставило своей целью — ассимилировать
евреев (не допусти этого Всевышний!),
восхитился французами и их культурой:
— Да, этот народ заслуживает уважения, —
говорил он. — У них сыров — 400 видов! Какой
культурный народ!
Не подумайте, что я собираюсь умалить
достижения французов, которые изобрели 400
видов сыра. Тем более, что они отличаются и
другими кулинарными изысками. Но все же...
Рассказывается в Талмуде (трактат Недарим,
лист 50), как к раби Иеhуде hа-Наси (редактор
текста Мишны, начало 3-го века) пришли два
человека и попросили их рассудить.
Истец утверждал, что ответчик обязался
научить его тысячи рецептам приготовления
фруктовых десертов, но научил только...
восьмистам.
— Сколько же разных вкусов в плодах
Всевышнего нашего! — не смог сдержать
своего восхищения раби Иеhуда.
Каждый фрукт, каждое блюдо, каждый вид
сыра — дополнительная причина, чтобы
поблагодарить Всевышнего, который так
замечательно обустроил наш мир, наполнив
его разными вкусностями. Благословен
Творец, создавший мир в котором есть все! (трактат
Берахот, лист 43).
В Иерусалимском Талмуде (трактат Кидушин,
в конце) сказано, что в будущем, каждому
придется держать ответ за те виды плодов,
что он имел возможность попробовать и не
попробовал. Ведь для кого они созданы, если
не для тебя! И для чего они созданы, если не
ради того, чтоб у тебя была возможность
поблагодарить Творца.
Но мерять сырами культуру нации?..
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) пишет, что тот, кто
ест только потому, что это вкусно, в его
глазах ничем не отличается от животного.
Ведь еда — это горючее. Горючее позволяет
машине двигаться. И разве можно сказать, что
предназначение машины потреблять горючее?
Машина — для того, чтобы ездить!
Очевидно, и человек создан не только для
того, чтобы есть. Значит, пора задуматься о
своем предназначении.
на основе комментария рава
Залмана Сороцкина
(в Украине — глава раввинского
суда Луцка; затем в Израиле возглавлял
Комитет по делам йешив и частного
образования; Украина – Израиль, 1880-1966 гг.)
3. А теперь — песня
В своих последних наставлениях Моше
особое внимание уделяет необходимости
соблюдать законы Торы. Не скупясь на
подробности, он со слов Всевышнего
описывает, к чему приведет нарушение
заповедей и идолопоклонство.
И вдруг, посреди наставлений, увещеваний и
предупреждений — встречается весьма
любопытное повеление Творца: «А теперь
запишите себе эту песнь» (Дварим, гл.
31, ст. 19).
Впрочем, сама песнь приведена в следующей
главе. Это — песнь «Внемлите, Небеса» (Дварим,
гл. 32, ст. 1-43). В Торе она записана с разрывом
строк в местах ритмических пауз, и читают ее
нараспев, как и подобает песне.
Повеление записать эту песню Всевышний
дал Моше и Йеhошуа бин Нуну (ученик и
преемник Моше Рабейну, который возглавил
еврейский народ после смерти Моше), чтобы те
записали ее вместе. Тогда Творец посвятил
бы Йеhошуа в пророки еще при жизни Моше. Но
песню записал лишь Моше. Йеhошуа, стоя рядом
с учителем, смотрел и произносил ее. Поэтому
далее написано: «И записал Моше песнь эту в
тот день» (Дварим, гл. 31, ст. 22). Йеhошуа
же — не упомянут.
Зато Йеhошуа вместе с Моше обучал этой
песне народ. Как сказано: «И пришел Моше, и
произнес все слова песни этой народу, он и
Йеhошуа бин Нун» (Дварим, гл. 32, ст. 44).
Но чему повеление записать песню учит нас?
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) пишет, что все
обязаны изучать Тору: и бедняк и богач, и
юноша, и старец, здоровый и инвалид, глава
большого семейства и одинокий нищий,
живущий подаянием. Поэтому посреди
наставлений, перечисления всевозможных
бедствий и наказаний, за пренебрежение
Торой, и звучит повеление: «А теперь... (даже
в период тяжелейшего испытания, в его
минуты роковые) запишите себе эту песнь».
Несмотря ни на что, не прекращайте
изучение Торы! Ведь, возможно, в этом и
состоит испытание. Выстоишь в испытании —
все беды исчезнут так же внезапно, как и
возникли.
В книге Сефер hа-хинух («Книга о
воспитании еврея»; автор ее не известен, мы
знаем только, что он жил в Барселоне,
Испании, в 14-м веке) говорится, что из фразы «А
теперь запишите себе эту песнь» — следует
обязанность каждого еврея иметь свой
Свиток Торы (на иврите — Сефер Тора).
Причем, должен он, этот Свиток, всегда быть
под рукой (не служить украшением витрины).
Чтобы каждый учился по нему трепету перед
Всевышним и соблюдению заповедей.
Поскольку, в наше время принято учиться не
по Свитку, но — по книгам, приобретение
Талмуда, Шульхан Аруха и других
святых книг тоже, как подчеркивает Рош (рабейну
Ашер бен Йехиэль, конец 13 – начало 14-го вв.),
считается осуществлением этой заповеди.
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
21) сказано, что на каждом еврее лежит
обязанность написать Свиток Торы.
Однако реальность такова, что далеко не
все обучены законам написания Свитков Торы.
Не у каждого достаточно денег и для того,
чтобы нанять софера (профессионального
переписчика текстов Торы). И даже
приобрести книги, необходимые для учебы,
чтобы исполнить заповедь — не все в
состоянии.
Поэтому особой похвалы заслуживают те,
кто покупает книги и дарит их домам учений (на
иврите «дом учения» — бейт мидраш),
местам открытым для публичного изучения
Торы, куда прийти может каждый.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.),
Рамбама
(великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания –
Египет, 12 век),
Роша
(рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го
– начало 14-го вв.)
и автора книги «Сефер hа-хинух»
(его имя — не известно, знаем лишь,
что он жил в Испании, в Барселоне, в 14-м веке)
4. Как распознать подделку
Заповедь о написании Свитка Торы (на
иврите — Сефер Тора), вытекающая из
повеления Всевышнего «А теперь запишите
себе эту песнь» (Дварим, гл. 31, ст. 19)
— последняя заповедь в Торе.
Интересно, что ей предшествует
предупреждение, в котором сказано: «Я же
сокрою лицо Мое в тот день за все то зло,
какое он делал» (Дварим, гл. 31, ст.18).
Всевышний предупреждает о наказании (что
Он скроет себя). И сразу же после этого —
дает заповедь о написании Свитка Торы.
Значит, Тора способна спасти человека в
испытании, защитить его от беды. Даже в
самой трудной ситуации (в которой мы,
собственно, и живем в наши дни) — когда
Всевышний полностью скрыт от нас.
Сокрытие Творца порождает мрак. Тора
дарует нам Свет. Как сказано: «Заповедь —
свеча, а Тора — свет» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).
Во времена, когда не дано пользоваться
Светом, который излучает Лик Всевышнего,
свет Торы спасает от бесплодных и
губительных блужданий во тьме. Поэтому в
наше время нужно держаться Торы вдвойне —
изучать ее, выполнять заповеди.
Рассказывают, как один еврей, идя полем,
нашел брошенный кем-то Свиток Торы. Перед
ним возник вопрос: кто написал эту Тору?
Если — нееврей или «выкрест» (который
когда-то был евреем, а потом вычеркнул себя
из среды народа Израиля, перейдя в
христианство), тогда этим свитком нельзя
пользоваться. Его нужно сжечь или, как
указано в Шульхан Арухе (раздел Йорэ
Деа, гл. 281) — захоронить. Но, если Тора
написана софером (профессионалом,
специально обученным написанию текстов
Торы), с соблюдением всех правил — этим
Свитком можно пользоваться для
общественного чтения.
Тот еврей задал свой вопрос раби Акиве
Эгеру (главный раввин Познани, автор
комментариев к Талмуду и Шульхан Аруху).
Какой же выход нашел мудрец?
Есть такой обычай. Когда софер
завершает написание Свитка Торы, он
отмечает это событие — торжественно,
празднично, при большом стечении народа.
Тогда присутствующие покупают буквы в Торе.
И каждый старается купить букву,
соответствующую первой букве его имени. Тот,
кто букву купил, как правило, ее и пишет.
Поэтому буквы последних абзацев в Свитке
Торы не похожи друг на друга. Ведь их писали
разные люди.
Об этом говорится в нашем фрагменте — «а
теперь запишите себе эту песнь».
Слово «запишите» употреблено во
множественном числе. Песнь, которая
находится в конце Торы, писал не только софер,
но и те люди, что приобрели буквы.
В продолжение нашего фрагмента читаем: «Чтобы
Мне была эта песнь свидетельством о сынах
Израиля».
Старайтесь, чтобы как можно больше людей
приобрело свою букву в Торе, и тогда эти, не
похожие друг на друга буквы в песне «Внемлите,
Небеса» — будут свидетельством, что Свиток
написал не идолопоклонник и не выкрест, но
— софер, сделавший это по всем законам и
установлениям.
на основе комментариев
Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
и раби Акивы Эгера
(главный раввин Познани,
автор общепризнанных
комментариев к Талмуду и Шульхан Аруху;
1761-1837 гг.)
5. Листы Талмуда и посты
Когда Моше закончил записывать книгу Торы,
он велел коэнам (служители в Храме,
евреи, принадлежащие колену Леви): «Возьмите
эту книгу Торы и положите ее при Ковчеге
Завета Всевышнего» (Дварим, гл. 31, ст.
26).
Но что это означает — «при Ковчеге Завета»?
Этот вопрос обсуждается в Талмуде (трактат
Бава Батра, лист 14).
Некоторые Учителя говорят, что из Ковчега
наружу выступала доска (наподобие полки), и
там лежала Тора. Другие — что Тора лежала
внутри Ковчега, вместе со скрижалями.
Но какое имеет значение, где лежала Тора —
снаружи, на особой доске, или внутри Ковчега?
В оригинале эта особая доска называется —
«даф».
Гематрия (числовое значение) этого
слова составляет 84. Это дает нам намек на
прегрешения, одной из составляющих
искупления которых были 84 поста. Раскаяние
и — 84 поста.
Но кто в наше время может выдержать 84
поста?
В прошлых поколениях люди были здоровее,
выносливее, привычнее к физическим
нагрузкам, голоду и лишениям. Поэтому 84
поста были для них хоть и тяжким, но все же —
выполнимым испытанием.
Наше поколение, по сравнению с прежними —
просто «слабаки». В нашем поколении вряд ли
кто-нибудь сможет выдержать 84 поста, не
нанеся непоправимого ущерба своему
здоровью. Поэтому в нашем поколении,
согласно постановлению большинства
раввинов, такое исправление — неприемлемо.
Но как же тогда исправить эти прегрешения?
Слово «даф» мы в данном случае
перевели как — «собая доска». Но у него есть
и другое значение — «лист», лист Талмуда.
Выходит, углубленное изучение Талмуда
тоже может привести к исправлению.
Погружаясь в Талмуд, лист за листом, человек
добивается тех же результатов, которых в
предыдущих поколениях достигали постами,
восьмьюдесятью четырьмя сухими постами (по
законам нашей традиции, мы во время поста не
только не едим, но и не пьем).
Теперь мы можем лучше понять суть
обсуждения Учителями в Талмуде нашего
отрывка.
Учителя, которые говорили, что Тора лежала
снаружи, на специальной доске,
подразумевали, что исправления можно
достичь только 84 постами (как гематрия
слова «даф»). Тора снаружи дает намек на
внешнее, то есть — материальное действие,
такое как пост.
Другие Учителя, придерживающиеся позиции,
что Тора находилась внутри Ковчега
Всевышнего — открыли иную грань Истины,
которая соответствует внутренней работе. И
это в данном контексте — изучение Талмуда,
лист за листом, изо дня в день. До полного
очищения.
И если первая рекомендация — поститься 84
дня — больше подходила предыдущим
поколениям, то нашему — ближе ежедневное
изучение Талмуда.
Поэтому именно в нашем поколении возникло
движение «Даф йоми» — когда евреи
каждый день осваивают по одному листу из
Талмуда. И так — круглый год. Лист за листом,
трактат за трактатом...
на основе комментария рава
Иссахара Дова Рокеаха
(глава Бельзских хасидов, наше
время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|