ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Ваелех”

16.09.2001

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

Остановимся на первом слове главы — ваелех (и пошел). На первый взгляд, кажется, что оно не несет дополнительной информации и только повторяет то, что мы уже знаем из предыдущих глав. Эти несколько глав представляют собой, по сути, прямую речь — обращение Моше ко всему народу Израиля. Почему же здесь, в самом начале, Тора вновь говорит — ваелех (пошел, чтобы сказать, начал говорить).

Мидраш (составная часть Устной Торы, раскрывающая мировоззренческие пласты) сообщает: в этой главе говорится о том, что Моше обратился (пошел) к душам Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы доложить — он, их посланник, “успешно выполнил свою миссию”.

Почему об этом надо было докладывать? Почему — им? Почему — именно в тот момент?

По еврейскому закону, если тебя послали куда-то с конкретным заданием, ты обязан вернуться к пославшему тебя и отчитаться (как минимум, сделать это по телефону). Передавать свой отчет через кого-то не полагается. Дело в том, что посланник — глаза, уста и руки того, кто дал ему задание. Только он может ответить на все вопросы и, тем самым, помочь пославшему его продолжить начатое дело. Неважно, кому это будет поручено — ему же или другому человеку.

Чьим же посланником был Моше?

Мидраш открывает нам, что Моше послали с определенной миссией праотцы еврейского народа — Авраам, Ицхак и Яаков. И вот почему.

Авраам был не просто “первым евреем”. Он был отцом нации. От него пошел весь еврейский народ. Он установил Брит (Союз) между Всевышним и своими потомками, то есть — нами (о Брите см. на сайте в обзоре прошлой недельной главы Нецавим).

Нет смысла в этом Союзе, если одна из сторон его нарушает. Моше всю свою жизнь стремился к тому, чтобы евреи были участниками этого Союза. И обеспечил его сохранность. В этом смысле он — посланник Авраама.

Ицхак подтвердил перед Творцом свою готовность хранить верность Союзу. Более того, он сумел выстоять, не нарушить завет, в самых тяжелых условиях. Даже во время страшной засухи, когда пришлось голодать, он не покинул Страну Израиля. Он продемонстрировал потомкам, что такое прочная связь с Эрец Исраэль. Но чего она стоила бы, если бы во времена Моше евреи отказались бы от завещанной им Всевышним земли?

40 лет шли евреи по пустыне. И вот теперь они стояли у границ Израиля. Моше привел их сюда.

В этом смысле он — посланник Ицхака.

Яаков взял на себя выполнение наиважнейшей задачи. Он показал всему дому своему (12 сыновей, дочери, огромное хозяйство), что значит жить по-еврейски.

А теперь Моше продемонстрировал это всему народу, потомкам Яакова. Он передал им Тору (Письменную и Устную) и, тем самым, утвердил еврейский образ жизни на все времена. В этом он был посланником Яакова и выполнил “задание”.

Почему же Моше “доложил” о выполнении задания именно в тот момент, который описывается в нашей главе?

 

 

17.09.2001

В Торе написано: “И сказал им — сегодня мне исполняется 120 лет, не смогу больше входить в Мишкан (походный Храм) и выходить оттуда (чтобы сообщать вам законы Торы)...”.

То есть, Моше знал, что миссия его на земле закончилась в тот день, и поэтому он должен был пойти и отчитаться перед теми, кто послал его.

Но откуда он знал это?

Мидраш сообщает: Моше в тот момент почувствовал, что каналы его восприятия Мудрости Всевышнего перекрыты. Конечно, имеются в виду каналы его уровня.

Ощущение, что миссия на земле завершена, — продолжает свои пояснения Мидраш, — великая милость Небес. Тогда человек входит в иной (будущий) мир в умиротворенном состоянии.

Моше заслужил эту милость Небес.

Тут возникает еще один вопрос: как вообще мог Моше отчитаться перд Авраамом, Ицхаком и Яаковом?

Не было пророка, подобного Моше, определяет Тора: “И не появлялся больше пророк (такого уровня), как Моше...” (гл. 34, ст. 10).

Обычный человек не “ощущает” на себе влияние высших духовных миров. У пророка верхние этажи души (в духовных мирах) активно соединены с низшими, управляющими судьбой человека в нашем мире. Время от времени, находясь в нашем мире, он входит в состояние, которое позволяет ему осознавать различные этажи собственной души. В том числе — верхние.

Моше отличался от всех пророков тем, что мог входить в это состояние в любой момент. Поэтому у него была возможность пойти (ваелех) к Аврааму, Ицхаку и Яакову и отчитаться перед ними. Его душа в высоких духовных слоях была в контакте с их душами, и он осознавал это.

Важно отметить, что в нашей, главе (Ваелех), вслед за которой идет еще одна глава, приводятся две последние (из 613) заповеди Торы. Постараемся понять, почему они даны именно здесь...

 

20.09.2001

В Торе читаем: “...По истечении семи лет, а именно — в год шмиты, в праздник Суккот. Когда весь Израиль приходит предстать (дословно по тексту — показать себя) перед Всевышним, в месте, которое Он изберет — там прочтешь эту Тору перед всем Израилем” (гл. 31, ст. 10-11).

Если рассматривать нашу главу как подведение итогов жизни еврея — земного представителя и посланника Авраама, Ицхака и Яакова, а точнее — самого Всевышнего, каждое слово цитаты становится понятным.

По истечении семи лет. Число семь — всегда означает “цель”. Шесть дней Творения — ради Седьмого дня и т.п. Здесь выражение “По истечении семи лет” означает — в конце жизни, подводя итоги стремления к цели.

В год шмиты. Каждый седьмой год на Земле Израиля запрещено сеять и собирать урожай. Такой год становится годом веры в Творца, в то, что, если Он обещал — будет хорошо и в седьмом году, и в восьмом, несмотря на то, что в седьмом не сеяли. Итоги жизни проверяются на уровне веры в Творца.

В праздник Суккот. Находясь в сукке, шалаше (специальной временной постройке) с крышей из веток, как того требует закон этого праздника, человек укрепляется в понимании, что спасает его не “крыша” над головой, но только — Воля Творца.

Весь Израиль. Речь идет о каждом из нас, каждом еврее.

Приходит предстать (показать себя). Здесь речь о том, что, подводя итоги, следует быть честными перед собой.

Там прочтешь эту Тору. То есть по ней будешь сверять успех свой миссии.

Но Тора идет дальше и уточняет сказанное: “...чтобы дошли до них (дословно: услышали), и чтобы постигли (дословно: научились), и прониклись потрясающим душу трепетом перед Всевышним, и удержались в выполнении всей Торы” (гл. 31, ст. 12).

Обратите внимание на последовательность итогового, финального выстраивания человеческой души: сердцем услышать, потом — постичь, научиться, а в результате — ощутить, проникнуться охватывающим всю душу трепетом (в этом — понимание своего места перед Творцом) и остаться с Ним навеки.

Именно такая последовательность дает пищу для размышлений.

А Тора не останавливается и дает ответ на возникающий вопрос: мы говорим об итогах жизни человека, но ведь на этом жизнь народа не заканчивается?

“А дети их, — читаем в Торе, — которые (ничего этого) не знали (еще), — они услышат и научатся трепету перед Всевышним...” (гл. 31, ст. 13).

Тонкий нюанс: не говорится “чтобы услышали и научились”, но утвердительно констатируется: так будет. Если ты успешно выполнил свою миссию.

И еще: услышат и научатся трепету. Так просто и четко определена задача образования, воспитания нового поколения. И состоит она в том, чтобы помочь ребенку ощутить трепет перед Всевышним. Остальное — приложится.

Теперь нам понятен смысл последней (итоговой) 613-й заповеди: “А теперь (вот она): напишите себе слова Песни этой...” (гл. 31, ст. 19).

Каждый еврей должен стремиться написать Свиток Торы. И это — еще одна грань Итогов его жизни.

Здесь следует сразу отметить, что заповедь эта обращена к каждому. Но конкретный метод ее исполнения не обязательно в том, что еврей сам напишет Свиток. Хорошо, конечно, если он в состоянии это сделать. Но ведь для этого надо специально учиться несколько лет. Поэтому можно заказать Свиток у профессионального писца, чтобы он сделал это для тебя. Он становится твоим посланником. И это означает, что ты выполнил заповедь, выполнил задание.

Об этом и была наша глава.


Автор текста Элиягу Эссас


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Устная Тора допускает изменение Галахи?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля