25 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так
называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл.
25, ст. 2).
Приношение на иврите — трума.
Обсуждение главы
Трума
1. Трума с намеком
Наша глава носит название: «Трума»
- приношение, пожертвование. В ней Всевышний велит Моше объявить о сборе
пожертвований. И мы читаем: "Пусть возьмут приношение для Меня, от каждого
человека, сердце которого пожелает, возьмите приношение для Меня" (Шемот, гл.
25, ст. 2).
Приношения эти потребовались для
возведения Мишкана - переносного Храма. Переносной — это, как правило,
временный. А, что же с постоянным Иерусалимским Храмом?
Он был в планах уже тогда. Намек
на это находим в планировке Мишкана. Его площадь составляла ровно одну
пятидесятую площади Храма.
Слово «трума» можно
расшифровать, как «трэй ле-меа», то есть, два к сотне, или один к пятидесяти.
Таким образом, веление о труме,
предназначенной на сооружение Мишкана, также заключает в себе намек на
возведение Иерусалимского Храма в будущем.
В Мишне (трактат Трумот, гл. 4,
м. 3) говорится, что человек щедрый, широкой души отделяет труму в размере один
к сорока. Обычный, среднестатистический человек, как правило, жертвует два
процента на благотворительность. И, наконец, человек скупой, прижимистый если и
делает пожертвование, то не больше одной шестидесятой.
Учителя установили, что
правильнее всего жертвовать в виде трумы среднее количество, то есть одну
пятидесятую.
Намек на каждый из этих трех
размеров содержится в нашем фрагменте.
«Пусть возьмут приношение для
Меня» - здесь нас интересует выражение «для меня». В оригинале оно записывается,
как «ли» и имеет гематрию (числовое значение) сорок - намек на труму щедрого
человека: один к сорока.
«От каждого человека, сердце
которого пожелает» - тут следует обратить внимание на «каждого». «Каждый» - в
оригинале: коль, имеет гематрию пятьдесят, что соответствует труме обычного
человека, то есть одной пятидесятой от общего количества.
«От каждого» - в оригинале «меэт
коль». Первые буквы этих слов, мем и хаф имеют гематрию шестьдесят, что является
намеком на труму очень бережливого человека, равную одной шестидесятой общего
числа.
на основе комментария рабейну Яакова Баль hа-Турим
2. Чтобы только осталось взять
Всевышний велит Моше объявить о
сборе пожертвований на Мишкан (переносной Храм): "Пусть возьмут
приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает, возьмите
приношение для Меня" (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Казалось, правильнее было бы
написать: «пусть дадут приношение». Почему же сказано: «пусть возьмут»?
Обычно, когда нужно собрать
средства для какой-то благотворительной цели, к этому подходят как к серьезному
проекту. Печатают и расклеивают плакаты с призывом жертвовать, дают объявления в
газетах и на радио, раввины выпускают постановление о том, какие награды и
заслуги будут засчитаны жертвователям. И вот, специальные посланники уже
объезжают район за районом в машинах с громкоговорителями из которых разносятся
призывы жертвовать, а другие стучатся в двери, заходят в синагоги и старательно
уговаривают потенциальных благотворителей.
Но в тот, первый раз все было не
так. Сыны Израиля только услышали о труме (сборе пожертвований), сразу же сами
приготовили и принесли все необходимое. Моше и его помощникам требовалось только
взять. Поэтому и написано: «пусть возьмут».
Наша глава называется «Трума»,
потому что в ней описан сбор пожертвований на благое дело, произошедший впервые.
На его примере мы учим, что жертвовать нужно сразу, без задержки, чтобы просящим
не нужно было прибегать к длительным уговорам.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 21) рассказывается о человеке по имени Нахум Иш Гам Зу. Он был слепым и
беспомощным калекой. Его жилище обветшало и могло обвалиться в любую минуту.
Ученики Нахума хотели вынести его из дома. Но он им велел сперва спасать мебель
и ценные вещи, а его - в последнюю очередь.
- Пока я в доме, с ним ничего не
случится, он не рухнет.
Ученики занялись спасением
имущества и лишь в самом конце, из опустевшего дома, вынесли кровать со своим
учителем. В этот момент дом и обвалился. А Нахум Иш Гам Зу рассказал ученикам
свою историю. Как-то он нагрузил осла всяческой снедью, изысканными яствами и
напитками и направился к своему тестю. По дороге ему встретился нищий, просящий
подаяния. Нахум пообещал его покормить, как только разгрузит осла. Но когда осел
был разгружен, нищий уже испустил дух. Нахум принял это очень близко к сердцу.
Он опечалился настолько, что его разбил паралич, и он ослеп на оба глаза.
- Горе нам! - воскликнули
ученики, - что мы видим тебя в таком состоянии.
- Горе мне, если бы вы не
увидели меня таким как я сейчас!
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Чтобы не пришлось стирать Имя
В нашей главе говорится о труме
- сборе пожертвований для сооружения Мишкана (переносного Храма). И мы читаем:
"Пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого
пожелает, возьмите приношение для Меня" (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Раши объясняет, что «Мне»
означает: ради Имени Моего, во славу Имени Моего.
Итак, приношение трумы связано с
обереганием и прославлением Имени Всевышнего. Но может за этим стоит что-то еще?
Постараемся выяснить.
В самой длинной главе Торы -
Насо, говорится о маасере, отделении десятины:
"Посвященное кем-либо ему будет" (Бамидбар, гл. 5, ст. 10).
И вскоре после этого мы читаем о
женской неверности: "Всякий, чья жена совратится и явит неверность ему" (там же,
ст. 12).
Жена, которую муж подозревал в
измене называлась сота. Ее муж приводил в Иерусалимский Храм к коэну, и тот
делал ей проверку. Он писал Имя Творца на пергаменте и клал его в сосуд с водой,
чтобы вода смыла Имя. Затем коэн добавлял в эту воду прах земли и давал женщине
выпить. В результате, если жена мужу не изменяла, она благодаря этой проверке
получала благословение. Виновная же в измене умирала.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 63) говорится, что тема маасера неспроста соседствует с проверкой
добропорядочности жены. Тот, кто, собирая урожай, забывает о коэне и не отделяет
для него труму и маасер, очень скоро будет в коэне нуждаться и заподозрив свою
жену в неверности, приведет ее к нему для проверки.
Справедливость восстановлена,
правда ценой стирания Имени Всевышнего. Поэтому в нашей главе Тора дает нам
добрый совет: не забывайте про коэна, помните о нуждающихся, помогайте бедным,
отделяйте труму. И тогда, кроме непосредственной помощи и спасения чьей-то
жизни, появляется еще аспект: «ради Имени Моего и во славу Него». Чтобы не
пришлось стирать Имя.
на основе комментария раби Авраама Йегошуа Хешиля,
автора книги «Ханукат hа-Тора» (ум. 1663) Польша, Краков
4. Три уровня трумы
Написано в нашей главе: "Пусть
возьмут приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает,
возьмите приношение для Меня. И вот приношения, которые вы будете принимать от
них" (Шемот, гл. 25, ст. 2-3).
Здесь идет речь о приношении для
сооружения Мишкана (переносного Храма). Это приношение называется
трума, рассказ о нем занимает центральное место этой главы. В нашем фрагменте, в
оригинале, слово «трума» встречается три раза. Мы знаем, что в Торе случайностей
не бывает.
Так для чего нужно это
троекратное повторение?
Каждый год проводился сбор
средств на нужды Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма). И взрослые мужчины,
начиная с двадцати лет сдавали по серебряной монете номиналом в половину шекеля.
В память об этом, в некоторых общинах возник обычай перед Пуримом жертвовать три
монеты на благотворительность. Источником этого обычая и являются три «трумы»,
упомянутые в нашем фрагменте.
Кроме этого, существуют три
уровня приношения трумы.
Самый высокий уровень, когда
человек жертвует на благое дело находясь в добром здравии. Да и не только он
сам, но еще его родня и близкие. Когда в делах царит порядок, и будущее кажется
безоблачным, нужно не забывать о тех, кто нуждается и помогать им. Такая помощь
очень высоко ценится, ведь она вся во имя Небес.
Более низкий уровень трумы,
когда человек пытается с ее помощью решить свои проблемы, прекратить несчастья,
остановить беды, когда жертвует ради выздоровления, переменам к лучшему, в
общем, когда присутствует личный интерес.
И наконец, третий уровень -
трума в завещании. При жизни он не удосуживался давать цедаку
(милостыню). Но оказавшись в конце своих дней и осознав, что ничего из своего
имущества или капитала он не возьмет в грядущий мир. Но все достанется детям,
родственникам, адвокатам и налоговой службе. Он велит наследникам выплатить
что-то и в качестве трумы.
Приведем еще одну градацию
разных видов трумы.
На первом месте будет, конечно,
стоять пожертвование, сделанное с любовью и от всего сердца.
Затем идет трума
ради почета и славы, или для увековечения своего имени на фасаде здания,
упоминания в газете, в особой молитве за успех.
В самом низу стоит пожертвование
без желания, без улыбки, с постным лицом, только, чтобы отцепились.
Вот, на что намекает троекратное
повторение слова «трума».
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так
называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл.
25, ст. 2).
Приношение на иврите — трума.
Обсуждение главы
Трума
1. Трума с намеком
Наша глава носит название: «Трума»
- приношение, пожертвование. В ней Всевышний велит Моше объявить о сборе
пожертвований. И мы читаем: "Пусть возьмут приношение для Меня, от каждого
человека, сердце которого пожелает, возьмите приношение для Меня" (Шемот, гл.
25, ст. 2).
Приношения эти потребовались для
возведения Мишкана - переносного Храма. Переносной — это, как правило,
временный. А, что же с постоянным Иерусалимским Храмом?
Он был в планах уже тогда. Намек
на это находим в планировке Мишкана. Его площадь составляла ровно одну
пятидесятую площади Храма.
Слово «трума» можно
расшифровать, как «трэй ле-меа», то есть, два к сотне, или один к пятидесяти.
Таким образом, веление о труме,
предназначенной на сооружение Мишкана, также заключает в себе намек на
возведение Иерусалимского Храма в будущем.
В Мишне (трактат Трумот, гл. 4,
м. 3) говорится, что человек щедрый, широкой души отделяет труму в размере один
к сорока. Обычный, среднестатистический человек, как правило, жертвует два
процента на благотворительность. И, наконец, человек скупой, прижимистый если и
делает пожертвование, то не больше одной шестидесятой.
Учителя установили, что
правильнее всего жертвовать в виде трумы среднее количество, то есть одну
пятидесятую.
Намек на каждый из этих трех
размеров содержится в нашем фрагменте.
«Пусть возьмут приношение для
Меня» - здесь нас интересует выражение «для меня». В оригинале оно записывается,
как «ли» и имеет гематрию (числовое значение) сорок - намек на труму щедрого
человека: один к сорока.
«От каждого человека, сердце
которого пожелает» - тут следует обратить внимание на «каждого». «Каждый» - в
оригинале: коль, имеет гематрию пятьдесят, что соответствует труме обычного
человека, то есть одной пятидесятой от общего количества.
«От каждого» - в оригинале «меэт
коль». Первые буквы этих слов, мем и хаф имеют гематрию шестьдесят, что является
намеком на труму очень бережливого человека, равную одной шестидесятой общего
числа.
на основе комментария рабейну Яакова Баль hа-Турим
2. Чтобы только осталось взять
Всевышний велит Моше объявить о
сборе пожертвований на Мишкан (переносной Храм): "Пусть возьмут
приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает, возьмите
приношение для Меня" (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Казалось, правильнее было бы
написать: «пусть дадут приношение». Почему же сказано: «пусть возьмут»?
Обычно, когда нужно собрать
средства для какой-то благотворительной цели, к этому подходят как к серьезному
проекту. Печатают и расклеивают плакаты с призывом жертвовать, дают объявления в
газетах и на радио, раввины выпускают постановление о том, какие награды и
заслуги будут засчитаны жертвователям. И вот, специальные посланники уже
объезжают район за районом в машинах с громкоговорителями из которых разносятся
призывы жертвовать, а другие стучатся в двери, заходят в синагоги и старательно
уговаривают потенциальных благотворителей.
Но в тот, первый раз все было не
так. Сыны Израиля только услышали о труме (сборе пожертвований), сразу же сами
приготовили и принесли все необходимое. Моше и его помощникам требовалось только
взять. Поэтому и написано: «пусть возьмут».
Наша глава называется «Трума»,
потому что в ней описан сбор пожертвований на благое дело, произошедший впервые.
На его примере мы учим, что жертвовать нужно сразу, без задержки, чтобы просящим
не нужно было прибегать к длительным уговорам.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 21) рассказывается о человеке по имени Нахум Иш Гам Зу. Он был слепым и
беспомощным калекой. Его жилище обветшало и могло обвалиться в любую минуту.
Ученики Нахума хотели вынести его из дома. Но он им велел сперва спасать мебель
и ценные вещи, а его - в последнюю очередь.
- Пока я в доме, с ним ничего не
случится, он не рухнет.
Ученики занялись спасением
имущества и лишь в самом конце, из опустевшего дома, вынесли кровать со своим
учителем. В этот момент дом и обвалился. А Нахум Иш Гам Зу рассказал ученикам
свою историю. Как-то он нагрузил осла всяческой снедью, изысканными яствами и
напитками и направился к своему тестю. По дороге ему встретился нищий, просящий
подаяния. Нахум пообещал его покормить, как только разгрузит осла. Но когда осел
был разгружен, нищий уже испустил дух. Нахум принял это очень близко к сердцу.
Он опечалился настолько, что его разбил паралич, и он ослеп на оба глаза.
- Горе нам! - воскликнули
ученики, - что мы видим тебя в таком состоянии.
- Горе мне, если бы вы не
увидели меня таким как я сейчас!
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Чтобы не пришлось стирать Имя
В нашей главе говорится о труме
- сборе пожертвований для сооружения Мишкана (переносного Храма). И мы читаем:
"Пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого
пожелает, возьмите приношение для Меня" (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Раши объясняет, что «Мне»
означает: ради Имени Моего, во славу Имени Моего.
Итак, приношение трумы связано с
обереганием и прославлением Имени Всевышнего. Но может за этим стоит что-то еще?
Постараемся выяснить.
В самой длинной главе Торы -
Насо, говорится о маасере, отделении десятины:
"Посвященное кем-либо ему будет" (Бамидбар, гл. 5, ст. 10).
И вскоре после этого мы читаем о
женской неверности: "Всякий, чья жена совратится и явит неверность ему" (там же,
ст. 12).
Жена, которую муж подозревал в
измене называлась сота. Ее муж приводил в Иерусалимский Храм к коэну, и тот
делал ей проверку. Он писал Имя Творца на пергаменте и клал его в сосуд с водой,
чтобы вода смыла Имя. Затем коэн добавлял в эту воду прах земли и давал женщине
выпить. В результате, если жена мужу не изменяла, она благодаря этой проверке
получала благословение. Виновная же в измене умирала.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 63) говорится, что тема маасера неспроста соседствует с проверкой
добропорядочности жены. Тот, кто, собирая урожай, забывает о коэне и не отделяет
для него труму и маасер, очень скоро будет в коэне нуждаться и заподозрив свою
жену в неверности, приведет ее к нему для проверки.
Справедливость восстановлена,
правда ценой стирания Имени Всевышнего. Поэтому в нашей главе Тора дает нам
добрый совет: не забывайте про коэна, помните о нуждающихся, помогайте бедным,
отделяйте труму. И тогда, кроме непосредственной помощи и спасения чьей-то
жизни, появляется еще аспект: «ради Имени Моего и во славу Него». Чтобы не
пришлось стирать Имя.
на основе комментария раби Авраама Йегошуа Хешиля,
автора книги «Ханукат hа-Тора» (ум. 1663) Польша, Краков
4. Три уровня трумы
Написано в нашей главе: "Пусть
возьмут приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает,
возьмите приношение для Меня. И вот приношения, которые вы будете принимать от
них" (Шемот, гл. 25, ст. 2-3).
Здесь идет речь о приношении для
сооружения Мишкана (переносного Храма). Это приношение называется
трума, рассказ о нем занимает центральное место этой главы. В нашем фрагменте, в
оригинале, слово «трума» встречается три раза. Мы знаем, что в Торе случайностей
не бывает.
Так для чего нужно это
троекратное повторение?
Каждый год проводился сбор
средств на нужды Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма). И взрослые мужчины,
начиная с двадцати лет сдавали по серебряной монете номиналом в половину шекеля.
В память об этом, в некоторых общинах возник обычай перед Пуримом жертвовать три
монеты на благотворительность. Источником этого обычая и являются три «трумы»,
упомянутые в нашем фрагменте.
Кроме этого, существуют три
уровня приношения трумы.
Самый высокий уровень, когда
человек жертвует на благое дело находясь в добром здравии. Да и не только он
сам, но еще его родня и близкие. Когда в делах царит порядок, и будущее кажется
безоблачным, нужно не забывать о тех, кто нуждается и помогать им. Такая помощь
очень высоко ценится, ведь она вся во имя Небес.
Более низкий уровень трумы,
когда человек пытается с ее помощью решить свои проблемы, прекратить несчастья,
остановить беды, когда жертвует ради выздоровления, переменам к лучшему, в
общем, когда присутствует личный интерес.
И наконец, третий уровень -
трума в завещании. При жизни он не удосуживался давать цедаку
(милостыню). Но оказавшись в конце своих дней и осознав, что ничего из своего
имущества или капитала он не возьмет в грядущий мир. Но все достанется детям,
родственникам, адвокатам и налоговой службе. Он велит наследникам выплатить
что-то и в качестве трумы.
Приведем еще одну градацию
разных видов трумы.
На первом месте будет, конечно,
стоять пожертвование, сделанное с любовью и от всего сердца.
Затем идет трума
ради почета и славы, или для увековечения своего имени на фасаде здания,
упоминания в газете, в особой молитве за успех.
В самом низу стоит пожертвование
без желания, без улыбки, с постным лицом, только, чтобы отцепились.
Вот, на что намекает троекратное
повторение слова «трума».
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
5. Искупление для умерших
Написано: "Пусть возьмут
приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает, возьмите
приношение для Меня" (Шемот, гл. 25, ст. 2).
Наш долг заботиться о возвышении
душ умерших людей. Этому прекрасно способствует целевое пожертвование.
Рама пишет о хорошем обычае в
канун Рош hа-Шана идти на могилы праведников, просить там
милосердия у Творца и делать пожертвование на благотворительность, ради
вознесения души умершего родственника, или близкого человека.
В субботу, предшествующую
годовщине смерти близкого родственника, нужно стараться быть вызванным к Торе и
произнести особую молитву о вознесении его души. А на исходе шаббата,
в будний день, важно дать цедаку, чтобы помочь душе умершего.
В большинстве общин после чтения
Торы читают молитву об исцелении тяжело больных. В ней упоминают имя каждого
больного и имя его матери, но не имя отца. Это объясняется тем, что имя матери,
поскольку она его родила, точно относится к больному, чего нельзя утверждать с
полной уверенностью об имени отца. Кроме того, отец, как мужчина, может быть
повинен в более тяжелых прегрешениях, чем женщина. Например, в таких, как
пренебрежение Торой, или осквернение завета обрезания. Эти прегрешения точно
никогда не соотносятся с женщиной, поэтому в молитве о выздоровлении упоминают
именно мать. Действенность молитвы будет усилена, если в будний день ее дополнит
трума на благое дело.
В Иерусалимском Талмуде
говорится, что подобно стреле, выпущенной из лука, молитва на могиле
праведника, или после чтения Торы, а также трума на благотворительность,
устремляются в духовные миры и могут спасти душу из Геинома (в
условном переводе - из ада), а также способствовать скорейшему исцелению.
Если кто-то совершает
прегрешение, он этим вредит не только своей душе, но и душе отца. Последствия
дурного поступка или нарушения могут сказаться на умерших прямых родственниках
предыдущих поколений. Поэтому важно давать цедаку и труму, молясь, чтобы в
заслугу этих заповедей произошло вознесение душ, затронутых совершенными
прегрешениями.
на основе комментария Рашба
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|