New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Трума”
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 25, ст. 1 — гл. 27,
ст. 19.
Почему глава так называется?
По слову в первой фразе: “Скажи сынам Израиля, пусть
принесут Мне приношение ” (гл. 25, ст. 2).
Приношение на иврите — трума.
Обсуждение главы Трума
Если бы мы не знали, что в Торе в принципе не может
быть ничего лишнего, мы, наверное, задались бы вопросом:
зачем вообще нужна эта глава, как, впрочем, и многое
другое, что за ней следует?
В самом деле. Уже изложена история сотворения мира,
рассказана история формирования еврейского народа до
Египта. Потом — Исход и получение Торы (глава Итро).
В предыдущей главе — Мишпатим — дано как бы
основное ядро Законов.
Теперь, казалось бы, достаточно было бы добавить
“необходимое количество” законов и на этом Тору, как
основополагающую Книгу Мудрости, можно было бы
закончить.
Однако Творец мира видел ситуацию иначе. Он раскрыл
перед нами целую область знаний и такие сферы
человеческого поведения, которые для человеческого
разума совсем не очевидны, а вопрос о потребности в них
— не однозначен.
Здесь имеется в виду повеление о строительстве Храма
— места служения Всевышнему. И действительно. Разве
нельзя служить Ему всюду? Ведь еврей должен реализовать
Волю Творца везде и всегда.
То же самое можно сказать и о молитве .
Она, разумеется, очень важна. Но разве для контакта с
Творцом, для реализации духовной связи с Ним, требуется
какое-то конкретное место? И даже тот факт, что, по
установленным правилам, предпочтительней молиться в
группе (не менее десяти взрослых мужчин),
вовсе не обуславливает наличие какого-то “помещения”,
предназначенного для этого. А, кроме того, ведь и Сам
Всевышний определенного места не имеет...
Что же означает слово — Храм?
Вникая в смысл того или иного названия, всегда
следует анализировать соответствующее слово на иврите,
на языке, в который “вмонтирована” Небесная Мудрость.
Храм, о котором идет речь в Торе, называется
Мишкан. Корень этого слова, состоящий из букв шин ,
каф,
нун, образует ряд однокоренных слов, имеющих
отношение к глаголу “находиться, присутствовать”.
Следовательно, первая задача Храма в том, чтобы его
устройство, а также — функции отдельных элементов
помогали создавать ощущение Присутствия Всевышнего, что
на иврите определяется словом Шхина (тот же
корень — шин,
каф,
нун; часть Духовного Мира, которая говорит о
Творце, и ее в потенциале можно почувствовать).
Однако в Торе прямо сказано: помимо переносного
Храма, Мишкана, должен быть и постоянный Храм —
для служения Ему и определения законов Торы для всего
народа — место пребывания Высшего Суда (Санѓедрина ).
В книге Дварим читаем: “Если для тебя будет
непостижимо дело для разбора... встань и взойди на
место, которое изберет Всевышний. И приди к коэнам
(служителям Храма), левитам (учителям Торы) и к
судьям, которые будут в том поколении... и вынесут тебе
судебное решение” (гл. 17, ст. 8-9).
На иврите Храм в Иерусалиме — Бейт а-Микдаш.
Слово бейт (исходная форма — байт) в
переводе на русский означает — дом. Слово Микдаш
происходит от корня, состоящего из букв куф ,
далет,
шин, и переводится как “выше всего, оторванный от
материальности, поднятый над материальностью”.
Таким образом, мы приходим к пониманию сути Храма.
Это — место, которое помогает ощутить Присутствие Творца
и “надматериальность”, отличие от всего в этом мире.
Здесь интересно провести параллель с открытием Десяти
Заповедей (см. на сайте
обзор недельной главы Итро
— первый годовой цикл). Сам акт их дарования — абсолютно
“надъестественен”. Всевышний говорил с душами людей (!).
Выдержать это — невозможно. И только две первые Заповеди
были переданы с помощью “внешнего” проявления. Остальные
— через тонкие духовные “субстанции”.
Первая Заповедь говорит о Существовании Творца (“Я —
Всевышний, управляющий твоей судьбой...”).
Вторая — о том, что нет никого другого. Только — Он,
над всем. Остальное — часть Мира.
Слово Мишкан подразумевает Присутствие,
Существование.
Выражение Бейт а-Микдаш — оторванность,
возвышение над всем.
То есть, здесь также присутствует идея двух первых
Заповедей — только они были услышаны явным образом.
Итак, наша глава начинает описывать устройство и
порядок строительства Мишкана. Любопытный факт:
его создание должно начаться не с постройки самого
помещения, его стен, а с сердцевины, с того, что
называется арон а-кодеш .
Мы уже знаем, что означает корень слова кодеш
(тот же, что и слова микдаш). Слово арон в
переводе на русский язык — “вместилище сути,
содержания”, и происходит от слова ор (свет).
Как выглядел арон а-кодеш ?
Внешне он напоминал ящик, полтора метра в длину, метр
— высотой и метр — шириной. И был изготовлен из дерева
особой породы — шитим. Слово шитим —
производное от корня, состоящего из букв шин ,
тэт,
ѓэй — означает “исследовать, выстраивать,
держаться”. Само название этой древесной породы
уникально подходило для того, чтобы из этого материала
изготавливали арон а-кодеш. Ведь в нем, в этом
“вместилище”, должны находиться каменные скрижали с
Десятью Заповедями.
Но и это еще не все. Деревянный ящик вставлялся в
точно подогнанный ящик из золота, а внутрь — еще один.
Тоже — точно подогнанный и тоже — золотой. Так, что
получалось: деревянный ящик снаружи и изнутри был покрыт
золотом.
На иврите золото — заѓав. Корень этого слова
состоит из букв зайн ,
ѓэй,
вав. Две последние буквы ѓэй и
вав образуют слово, которое означает — “дай мне”.
Буква зайн уточняет — “это”. То есть, при
Сотворении мира был создан элемент — металл,
провоцирующий внутренние желания, типа — “дай мне, хочу
получить это”. Что и соответствует предназначению
арон а-кодеш, тому, что находилось в нем: Десять
Заповедей, Тора Всевышнего должны быть желанными
человеческой душе.
Эта идея и есть сердцевина концепции существования
Храма.
И еще. Мы привели размеры арон а-кодеш в
привычных для нас единицах. Но в Торе используются
сущностные единицы измерения. В качестве единицы длины
берется ама (локоть) — символ протяженности
(“дотянуться”).
Приведем размеры арон а-кодеш в оригинале. Это
— 2,5 х 1,5 х 1,5 амот .
Здесь обратим внимание вот на что: все данные размеры
— “половинчатые”. Почему?
Потому что никогда, подчеркнем — никогда, человек не
сможет постичь всю Тору целиком. Ее можно и нужно
(скажем даже — обязательно) изучать всесторонне. Но
никогда не удастся нам постичь всю глубину и одной из
сторон.
И в этом для нас — великий урок на все времена.
Автор текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|