Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так
называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение”
(гл. 25, ст. 2).
Приношение
на иврите — трума.
Обсуждение главы
Трума
1.
Выполнение заповедей по желанию или по необходимости
Наша недельная глава начинается
словами: «И говорил Всевышний Моше так: "Передай сынам Израиля, пусть возьмут
приношение для Меня"» (Шемот, гл. 25, ст. 1-2).
В Мидраше говорится, что между
нашей недельной главой и предыдущей существует связь, которая выражена в
Теилим (Псалмы царя Давида), где написано: «Вершил я суд и творил
справедливость» (гл. 119, ст. 121).
Приведенное высказывание — лишь
начало фразы. А вот ее продолжение: «Не оставь меня в руках притеснителей моих»
(там же).
Если прочесть фразу целиком —
непонятно, как ее первая часть соотносится со второй. И точно так же — неясно, в
чем связь между такими, казалось бы, непохожими недельными главами
Мишпатим и Трума.
Но если Учителя сказали, что она
есть — ее надо найти.
Встречаются люди, много времени,
сил и средств отдающие благотворительности. Это объясняется тем, что они добры
по натуре. Творить добро для них — удовольствие, или как сейчас говорят — «в
кайф». Страдания, нищета, лишения, даже чужие, причиняют им душевную боль. Вот
они и стараются их уменьшить, а если удастся — то и ликвидировать. И ни будь они
евреями, не заповедай им Тора давать цедаку (пожертвования) — они давали
бы ее по своему желанию, по велению души.
Но есть люди жестокие. До такой
степени, что они, если бы Тора не обязала их любить ближнего, они с
удовольствуем травили бы и мучили его. А если вдруг потребуется выполнить
веление об обреченном городе, который подлежит полному уничтожению и разрушению
— они охотно предложат себя в качестве исполнителей. Добровольно и с радостью
возьмутся за дело.
Возникает вопрос: когда человек
дает цедаку — он делает это по указанию Всевышнего или по велению
собственной души?
Когда кто-то выполняет заповеди,
требующие твердости, и даже в какой-то мере, жестокости (например, шехита
— кашерное умерщвление скота, обусловленный законами Торы), и те, для выполнения
которых, требуется доброта и милосердие (например, цедака, помощь
сиротам), можно сказать, что он руководствуется не личными пристрастиями. Но —
законами Торы и желанием исполнить Волю Всевышнего.
Именно это и имел в виду царь
Давид, говоря — «Вершил я суд и творил справедливость». Под судом
подразумеваются заповеди, требующие строгости и ограничений. А употребленное в
оригинале слово «цедек» (справедливость) имеет тот же корень, что и слово
«цедака», что и намекает на связанные с ней заповеди.
Таким образом, Давид
провозглашает, что применял строгость и ограничения, когда это требовалось, и в
других ситуациях — излучал добро и милосердие. Поэтому он просит Всевышнего: «Не
оставь меня в руках притеснителей моих». То есть — не слушай тех, кто скажет,
что я лишь удовлетворял свои прихоти.
Теперь мы можем понять, почему
две столь непохожие недельные главы (Мишпатим и Трума)
следуют в Торе одна за другой. Заповеди, собранные в главе Мишпатим,
соответствуют категории суда (суд, в оригинале — мишпат). А в недельной
главе Трума речь идет о добровольных приношениях, о цедаке,
о благотворительности. И слова царя Давида «Вершил я суд и творил
справедливость» — действительно проявляют внутреннюю, духовную связь между этими
недельными главами.
Царь Давид использовал и
строгость и доброту, дин и хесед, мишпат и цедаку, и
все это вместе свидетельствует, что он действовал не ради собственных прихотей,
но во имя Небес. Так же и сынам Израиля следует стараться выполнять указания,
которые даются в обеих недельных главах — ради Торы и Всевышнего.
на основе комментария рава Акивы Софера
(автор книги «Дат Софер», раввин Братиславы, затем — глава йешивы «Прешбург» в
Иерусалиме; Чехословакия – Израиль, 1878-1959 гг.)
2.
Цедака
без намерений
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит сынам Израиля: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот,
гл. 25, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что слово «Мне» означает — ради Имени Моего, во славу Имени
Моего.
Получается, Всевышнему важно,
чтобы заповедь, которая вынесена в название нашей недельной главы, заповедь о
труме (приношении), выполнялась во Имя и во славу Небес.
Но ведь любую заповедь следует
исполнять во Имя Небес, в противном случае, от совершенного действия не будет
никакой пользы.
Впрочем, заповедь о цедаке
(пожертвование на благотворительность) — вовсе не обязана быть во славу Творца.
Главное — чтобы нищий получил монетку, и неважно, какие при этом намерения были
у того, кто эту монетку ему дал.
Об этом свидетельствуют и
Учителя в Талмуде (трактат Песахим, лист 8). Если человек
заявляет, — пишут они, — что эти деньги пойдут на цедаку с его
пожеланием, чтобы сын выздоровел, чтобы долго жил, или, чтобы удостоился удела в
Грядущем мире — он имеет право так говорить, и ему засчитывается выполнение
заповеди.
Но это справедливо лишь в случае
с бедняком, который сильно стеснен в средствах и испытывает нужду. Когда ему
дают деньги — его не интересуют мотивы доброго спонсора. Главное для него —
чтобы на них можно было купить то, в чем он нуждается.
Совсем иначе обстоит дела с
трумой (приношением) для Творца. Ведь нельзя сказать, что Он нуждается в
ней. Всевышний ни в чем не нуждается. Поэтому труму на сооружение
Мишкана (Переносного Храма), обязательно нужно давать «ради Имени Моего».
Очень важно, чтобы человек начал
выполнять заповеди. И не имеет большого значения, с какой целью. Ведь даже если
он пока выполняет их не во Имя Небес — спустя какое-то время ситуация коренным
образом изменится.
Например, ребенок начинает учить
Тору лишь потому, что он за это получает сладости. Затем он продолжает ее
изучать из-за того, что ему за это платят стипендию. Потом он хочет, чтобы его
называли равом или раби, а изучение Торы как раз этому способствует.
Что можно сказать обо всей этой
учебе?
Пусть учится! Ведь, есть шанс,
что, в конце концов, наевшись конфет, пресытившись деньгами и почестями, он
придет к изучению во Имя Небес.
Нужно только предупредить, что
вышесказанное относится к заповеди, которую выполняют регулярно — изо дня в
день, из недели в неделю. Но труму на Мишкан жертвовали разово. Поэтому,
одним из условий было — приношение во славу Имени Творца. Об этом и предупредил
нас Раши в своем комментарии.
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и
рава Йехезкеля Ландау
(автор книги «Нода бе-Йегуда», главный раввин Праги; Польша – Чехия, 1713-1793
гг.)
3. Ради Имени Моего
Написано в нашей недельной
главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Имени
Моего, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этой фразе.
Еще Раши разъясняет, что было
всего три вида приношений. Одно из введенных тогда приношений стало ежегодным.
Оно представляло собой половину серебряного шекеля с человека и шло на
приобретение животных для общественных корбанот (приношений).
В Талмуде (трактат Шкалим,
гл. 1, мишна 1) говорится, что первого Адара объявляли о начале сбора
монет в пол шекеля на общественные приношения. Завершить же этот сбор нужно было
к первому Нисана. На практике же управлялись обычно за одну-две недели.
Но если сбор пожертвований занимал, максимум, полмесяца — почему же тогда его
начинали не в середине Адара, а в начале месяца?
На этот вопрос отвечает Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век).
Известно, что в будущем злодей
Аман предложит свое серебро царю Ахашверошу — в качестве компенсации и покрытия
расходов на логистику при уничтожении евреев.
Зная об этом, Всевышний упредил
Амана, снабдив сынов Израиля "лекарством" еще до того, как наступила "болезнь".
Евреи сдали свои шекели раньше, и их серебро перевесило взятку Амана. В итоге,
уничтожены были, как написано в Талмуде (трактат Мегила, лист 13)
Аман десять его сыновей и множество их соплеменников-амалекитян.
Всевышний, как говорится в
Мидраше Танхума, поклялся, что Имя Его не будет целостным, пока не
сотрется имя Амалека.
Таким образом, ранний сбор
трумы (приношения) привел к уничтожению Амана, которое, в свою очередь,
включается в стирание имени Амалека, и, следовательно — направлено на
восстановление целостности Имени Творца.
То есть трума
способствовала исправлению, починке (на иврите — тикун) в нашем мире,
которое должно объединить две половинки четырехбуквенного Имени Всевышнего в
единое целое. Поэтому и сказано: «Пусть возьмут труму Мне». То есть —
ради Имени Моего.
Еще в Талмуде (трактат
Песахим, лист 50) сказано, что четырехбуквенное Имя Всевышнего читается не
так, как пишется.
Записывается оно буквами «йод»,
"hей»,
«вав» и «hей».
А читается — «Адо-най». И те «умники», которые пытаются прочесть Имя прямо по
написанному, и произносят это вслух — нарушают серьезный запрет. Ведь лишь в
Иерусалимском Храме (или Мишкане — Переносном Храме) разрешено
произносить четырехбуквенное Имя Творца так, как оно написано.
Поэтому можно сказать, что сбор
трумы на строительство Мишкана производился, в том числе, и ради
Имени Всевышнего. Ведь там его будут произносить...
на основе комментария
раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина
19-го)
4. Рука руку не очистит
Написано в нашей недельной
главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Моего
Имени, — комментирует эти слова Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Когда умер рав Иегуда Цви
Бранвайн (автор книги Шеарит Иегуда, 1780-1844 гг.), двое его
учеников отправились на поиски нового раввина и наставника. Дороги странствий
привели их к раби Меиру из Пермышлян (глава
хасидской общины, автор книги Ор Торато шель раби Меир; Украина,
1780-1850 гг.). Он сидел за столом и перекладывал деньги из одной руки в
другую. А когда закончил перекладывать, положил их на стол.
Тогда к столу подошла женщина,
которая все это время стояла неподалеку, взяла деньги и вышла.
Ученики рава Иегуды
переглянулись, пожали плечами и хотели уйти. Они решили, что раввин, который
себя так странно ведет — не подходит им в наставники. Однако раби Меир
неожиданно остановил их. Он попросил сесть к столу, и когда те уселись, начал
говорить.
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 82) говорится, что тот, кто ведет дела с женщинами, не должен с ними
уединяться.
Вероятно, здесь имеется в виду
человек, который в силу своей профессии должен общаться с женщинами — например,
ювелир или парфюмер. Так вот, он должен вдвойне остерегаться нарушения. Ведь
соблазн запретных связей очень силен. И вдобавок, мужчина, занимающийся
обслуживанием женщин, обычно легко с ними сходится. И как ему устоять перед
соблазном?
Значит, ему запрещено уединяться
с женщинами.
Позвольте, но ведь это запрещено
любому мужчине!? Так что же тогда имели в виду Учителя в Талмуде?
Но посмотрим, что пишет
великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из
крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) о заповеди
помогать подаянием бедняку.
Когда человек выполняет эту
заповедь, ему следует сосредоточиться на присоединении к ней Имени Всевышнего.
Каким образом?
Он должен представить первую
букву Имени, «йод», в виде монеты. Ведь она — самая маленькая из всех и
подобна мелкой монете. Следующая буква, «hей»,
символизирует кисть руки дающего, у которой пять пальцев, а гематрия
(числовое значение) буквы «hей»
как раз равняется 5-ти. Далее — буква «вав», которая напоминает руку
дающего. И наконец, последняя буква «hей»
— это ладонь протянутой руки бедняка, принимающего цедаку
(пожертвование).
Теперь понятно, почему Раши
написал такой комментарий к фразе «И пусть возьмут приношение Мне». «Мне», —
отмечает он, — это ради Моего Имени. Он намекал, что трума (приношение)
или цедака связаны с Именем Всевышнего, которое нужно присоединить к
выполнению заповеди.
Теперь вернемся к раби Меиру из
Пермышлян. На его плечах лежала забота о несчастных вдовах.
Написано в Танахе: «Рука руку не
очистит» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 21).
О чем это?
Учителя в Талмуде (трактат
Эрувин, лист 18) дают такое разъяснение. Если мужчина, желая помочь
бедной женщине, дает ей деньги прямо в руки, но попутно еще и надеется бросить
взгляд на ее кисть (у некоторых женщин кисти рук очень изящные и ухоженные) —
ничто не очистит его от прегрешений, за которые положен Геином (в
условном переводе — ад).
Но как же, в таком случае,
поступить раби Меиру? Ведь, чтобы присоединить Имя Всевышнего к заповеди, он
должен, казалось бы, дать деньги вдове прямо в руку, а это, как следует из
Талмуда, чревато Геиномом.
С собой человеку «уединяться» —
не запрещено. Поэтому раби Меир и перекладывал деньги из одной своей руки в
другую руку, присоединяя к заповеди Имя Всевышнего. Потом он положил деньги на
стол. И вдова взяли их уже со столешницы. И только стол видел, какие у нее руки,
насколько они изящны. Ну, а столу — не грозит Геином.
Когда юноши разобрались в сути
увиденной ими картины — у рава Меира прибавилось два новых ученика.
на основе комментария раби Меира из Пермышлян
(глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина,
1780-1850
гг.)
5. Сделка, ссуда или
подарок?
В нашей недельной главе
говорится о благотворительности, о пожертвованиях и приношениях, о раскрытии
сердец и кошельков. И мы читаем: «И пусть возьмут приношение Мне. От каждого
человека добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл.
25, ст. 2).
Случилось, что известная йешива
«Хахмей Люблин» оказалась в трудном финансовом положении. Ее глава, рав Меир
Шапиро, всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытался изыскать средства
существования для учеников и преподавателей. Путем невероятных усилий ему
удалось организовать форум состоятельных людей города. И когда все сливки
общества собрались в бейт мидраше (помещение для занятий Торой) йешивы,
он выступил перед ними со словами мудрости и наставления. Он ярко, в красках
описал величину заслуги тех, кто поддерживает изучение Торы, и попросил
собравшихся не допустить закрытия йешивы, оказав ей посильную помощь.
Когда рав закончил свою речь,
люди стали молча расходиться. Коробочка для пожертвований не заполнилась даже на
четверть.
Бейт мидраш
опустел, и раввин с удивлением увидел одиноко сидящего ребенка, который
участвовал в форуме вместе с взрослыми.
— Тебе не было скучно, малыш? —
спросил его раввин с доброй улыбкой. — Ты понял о чем я говорил?
— Как ни старался, я вообще
ничего не понял, — ответил тот. — Единственное, что до меня дошло, что ребе
говорил о деньгах.
— Если так, ты смекнул лучше
любого из взрослых, что сидели здесь рядом с тобой.
Однажды раввин Ицхак Вайс
приехал в город, где жили многие его ученики. Большинство из них были весьма
состоятельными людьми. С утра у дверей дома, в котором остановился раби,
выстроилась длиннющая очередь из его учеников и последователей. Каждый терпеливо
ждал, когда придет его очередь войти внутрь, чтобы излить сердце перед раввином
и наставником.
Закончив излагать свои нужды,
евреи, как водится, передавали раву Ицхаку записку с именами близких для молитвы
и конверт с «выкупом души» (на иврите — пидьон нефеш).
Конверты словно соревновались
друг с другом в плотности наполнения. А вечером для всех была устроена шикарная
трапеза. Приглашенные внимательно смотрели на раввина, стараясь следить за
каждым его движением. Чтобы потом в точности перенимать его поведение.
Только раби не совершал никаких
загадочных действий, и никаких особых молитв не произносил. Присутствовавшие на
трапезе были несколько разочарованы.
Но вот настало время читать
Биркат а-мазон (благословение после трапезы с хлебом). И тут все
обратили внимание, что ребе с особым выражением и чувством произносит отрывок «И
не допусти Всевышний наш, чтобы зависели мы от подарков или от ссуд (одолжений)
человека из плоти и крови, но только рука Твоя, пусть дарует нам пропитание».
Один из сотрапезников усмехнулся
в бороду и произнес:
— Весь день наш раби получал
пухлые конверты с «пидьон нефеш», а сейчас он просит освобождения от
зависимости от подарков и одолжений (ссуд)?
Раввин услышал его слова. И
когда все начали расходиться, он задержал того еврея и усадил рядом с собой.
— Когда ко мне приходит ученик
со своей просьбой, я обращаюсь с молитвой к Всевышнему, чтобы он просьбу
исполнил. Ученик, кроме просьбы еще передает мне свое пожертвование. Иногда
Всевышний практически сразу отвечает. Тогда это похоже на сделку. Человек
заплатил, а я оказал ему услугу. Бывает, что Творец решает повременить и
удовлетворяет просьбу лишь спустя какое-то время. В этом случае, деньги в
конверте превращаются в ссуду. Но случается, что Всевышний отказывается принять
мою молитву. Значит, пожертвование для меня превратилось в подарок. Поэтому я
изо всех сил молю Всевышнего, чтобы мне не приходилось зависеть ни от бесплатных
подарков, ни от одолжений (ссуд) человеческих. То есть, чтобы все молитвы и
просьбы Творец сразу принял и исполнил сполна...
на основе комментария рава Ицхака Вайса
(автор книги «Хелек Ицхак», погиб в Освенциме; Венгрия, 1875-1944 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТРУМА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.
Почему глава так
называется?
По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение”
(гл. 25, ст. 2).
Приношение
на иврите — трума.
Обсуждение главы
Трума
1.
Выполнение заповедей по желанию или по необходимости
Наша недельная глава начинается
словами: «И говорил Всевышний Моше так: "Передай сынам Израиля, пусть возьмут
приношение для Меня"» (Шемот, гл. 25, ст. 1-2).
В Мидраше говорится, что между
нашей недельной главой и предыдущей существует связь, которая выражена в
Теилим (Псалмы царя Давида), где написано: «Вершил я суд и творил
справедливость» (гл. 119, ст. 121).
Приведенное высказывание — лишь
начало фразы. А вот ее продолжение: «Не оставь меня в руках притеснителей моих»
(там же).
Если прочесть фразу целиком —
непонятно, как ее первая часть соотносится со второй. И точно так же — неясно, в
чем связь между такими, казалось бы, непохожими недельными главами
Мишпатим и Трума.
Но если Учителя сказали, что она
есть — ее надо найти.
Встречаются люди, много времени,
сил и средств отдающие благотворительности. Это объясняется тем, что они добры
по натуре. Творить добро для них — удовольствие, или как сейчас говорят — «в
кайф». Страдания, нищета, лишения, даже чужие, причиняют им душевную боль. Вот
они и стараются их уменьшить, а если удастся — то и ликвидировать. И ни будь они
евреями, не заповедай им Тора давать цедаку (пожертвования) — они давали
бы ее по своему желанию, по велению души.
Но есть люди жестокие. До такой
степени, что они, если бы Тора не обязала их любить ближнего, они с
удовольствуем травили бы и мучили его. А если вдруг потребуется выполнить
веление об обреченном городе, который подлежит полному уничтожению и разрушению
— они охотно предложат себя в качестве исполнителей. Добровольно и с радостью
возьмутся за дело.
Возникает вопрос: когда человек
дает цедаку — он делает это по указанию Всевышнего или по велению
собственной души?
Когда кто-то выполняет заповеди,
требующие твердости, и даже в какой-то мере, жестокости (например, шехита
— кашерное умерщвление скота, обусловленный законами Торы), и те, для выполнения
которых, требуется доброта и милосердие (например, цедака, помощь
сиротам), можно сказать, что он руководствуется не личными пристрастиями. Но —
законами Торы и желанием исполнить Волю Всевышнего.
Именно это и имел в виду царь
Давид, говоря — «Вершил я суд и творил справедливость». Под судом
подразумеваются заповеди, требующие строгости и ограничений. А употребленное в
оригинале слово «цедек» (справедливость) имеет тот же корень, что и слово
«цедака», что и намекает на связанные с ней заповеди.
Таким образом, Давид
провозглашает, что применял строгость и ограничения, когда это требовалось, и в
других ситуациях — излучал добро и милосердие. Поэтому он просит Всевышнего: «Не
оставь меня в руках притеснителей моих». То есть — не слушай тех, кто скажет,
что я лишь удовлетворял свои прихоти.
Теперь мы можем понять, почему
две столь непохожие недельные главы (Мишпатим и Трума)
следуют в Торе одна за другой. Заповеди, собранные в главе Мишпатим,
соответствуют категории суда (суд, в оригинале — мишпат). А в недельной
главе Трума речь идет о добровольных приношениях, о цедаке,
о благотворительности. И слова царя Давида «Вершил я суд и творил
справедливость» — действительно проявляют внутреннюю, духовную связь между этими
недельными главами.
Царь Давид использовал и
строгость и доброту, дин и хесед, мишпат и цедаку, и
все это вместе свидетельствует, что он действовал не ради собственных прихотей,
но во имя Небес. Так же и сынам Израиля следует стараться выполнять указания,
которые даются в обеих недельных главах — ради Торы и Всевышнего.
на основе комментария рава Акивы Софера
(автор книги «Дат Софер», раввин Братиславы, затем — глава йешивы «Прешбург» в
Иерусалиме; Чехословакия – Израиль, 1878-1959 гг.)
2.
Цедака
без намерений
В нашей недельной главе читаем,
что Всевышний велит сынам Израиля: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот,
гл. 25, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что слово «Мне» означает — ради Имени Моего, во славу Имени
Моего.
Получается, Всевышнему важно,
чтобы заповедь, которая вынесена в название нашей недельной главы, заповедь о
труме (приношении), выполнялась во Имя и во славу Небес.
Но ведь любую заповедь следует
исполнять во Имя Небес, в противном случае, от совершенного действия не будет
никакой пользы.
Впрочем, заповедь о цедаке
(пожертвование на благотворительность) — вовсе не обязана быть во славу Творца.
Главное — чтобы нищий получил монетку, и неважно, какие при этом намерения были
у того, кто эту монетку ему дал.
Об этом свидетельствуют и
Учителя в Талмуде (трактат Песахим, лист 8). Если человек
заявляет, — пишут они, — что эти деньги пойдут на цедаку с его
пожеланием, чтобы сын выздоровел, чтобы долго жил, или, чтобы удостоился удела в
Грядущем мире — он имеет право так говорить, и ему засчитывается выполнение
заповеди.
Но это справедливо лишь в случае
с бедняком, который сильно стеснен в средствах и испытывает нужду. Когда ему
дают деньги — его не интересуют мотивы доброго спонсора. Главное для него —
чтобы на них можно было купить то, в чем он нуждается.
Совсем иначе обстоит дела с
трумой (приношением) для Творца. Ведь нельзя сказать, что Он нуждается в
ней. Всевышний ни в чем не нуждается. Поэтому труму на сооружение
Мишкана (Переносного Храма), обязательно нужно давать «ради Имени Моего».
Очень важно, чтобы человек начал
выполнять заповеди. И не имеет большого значения, с какой целью. Ведь даже если
он пока выполняет их не во Имя Небес — спустя какое-то время ситуация коренным
образом изменится.
Например, ребенок начинает учить
Тору лишь потому, что он за это получает сладости. Затем он продолжает ее
изучать из-за того, что ему за это платят стипендию. Потом он хочет, чтобы его
называли равом или раби, а изучение Торы как раз этому способствует.
Что можно сказать обо всей этой
учебе?
Пусть учится! Ведь, есть шанс,
что, в конце концов, наевшись конфет, пресытившись деньгами и почестями, он
придет к изучению во Имя Небес.
Нужно только предупредить, что
вышесказанное относится к заповеди, которую выполняют регулярно — изо дня в
день, из недели в неделю. Но труму на Мишкан жертвовали разово. Поэтому,
одним из условий было — приношение во славу Имени Творца. Об этом и предупредил
нас Раши в своем комментарии.
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
и
рава Йехезкеля Ландау
(автор книги «Нода бе-Йегуда», главный раввин Праги; Польша – Чехия, 1713-1793
гг.)
3. Ради Имени Моего
Написано в нашей недельной
главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Имени
Моего, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этой фразе.
Еще Раши разъясняет, что было
всего три вида приношений. Одно из введенных тогда приношений стало ежегодным.
Оно представляло собой половину серебряного шекеля с человека и шло на
приобретение животных для общественных корбанот (приношений).
В Талмуде (трактат Шкалим,
гл. 1, мишна 1) говорится, что первого Адара объявляли о начале сбора
монет в пол шекеля на общественные приношения. Завершить же этот сбор нужно было
к первому Нисана. На практике же управлялись обычно за одну-две недели.
Но если сбор пожертвований занимал, максимум, полмесяца — почему же тогда его
начинали не в середине Адара, а в начале месяца?
На этот вопрос отвечает Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век).
Известно, что в будущем злодей
Аман предложит свое серебро царю Ахашверошу — в качестве компенсации и покрытия
расходов на логистику при уничтожении евреев.
Зная об этом, Всевышний упредил
Амана, снабдив сынов Израиля "лекарством" еще до того, как наступила "болезнь".
Евреи сдали свои шекели раньше, и их серебро перевесило взятку Амана. В итоге,
уничтожены были, как написано в Талмуде (трактат Мегила, лист 13)
Аман десять его сыновей и множество их соплеменников-амалекитян.
Всевышний, как говорится в
Мидраше Танхума, поклялся, что Имя Его не будет целостным, пока не
сотрется имя Амалека.
Таким образом, ранний сбор
трумы (приношения) привел к уничтожению Амана, которое, в свою очередь,
включается в стирание имени Амалека, и, следовательно — направлено на
восстановление целостности Имени Творца.
То есть трума
способствовала исправлению, починке (на иврите — тикун) в нашем мире,
которое должно объединить две половинки четырехбуквенного Имени Всевышнего в
единое целое. Поэтому и сказано: «Пусть возьмут труму Мне». То есть —
ради Имени Моего.
Еще в Талмуде (трактат
Песахим, лист 50) сказано, что четырехбуквенное Имя Всевышнего читается не
так, как пишется.
Записывается оно буквами «йод»,
"hей»,
«вав» и «hей».
А читается — «Адо-най». И те «умники», которые пытаются прочесть Имя прямо по
написанному, и произносят это вслух — нарушают серьезный запрет. Ведь лишь в
Иерусалимском Храме (или Мишкане — Переносном Храме) разрешено
произносить четырехбуквенное Имя Творца так, как оно написано.
Поэтому можно сказать, что сбор
трумы на строительство Мишкана производился, в том числе, и ради
Имени Всевышнего. Ведь там его будут произносить...
на основе комментария
раби Моше Софера
(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина
19-го)
4. Рука руку не очистит
Написано в нашей недельной
главе: «И пусть возьмут приношение Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).
«Мне», то есть, ради Моего
Имени, — комментирует эти слова Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Когда умер рав Иегуда Цви
Бранвайн (автор книги Шеарит Иегуда, 1780-1844 гг.), двое его
учеников отправились на поиски нового раввина и наставника. Дороги странствий
привели их к раби Меиру из Пермышлян (глава
хасидской общины, автор книги Ор Торато шель раби Меир; Украина,
1780-1850 гг.). Он сидел за столом и перекладывал деньги из одной руки в
другую. А когда закончил перекладывать, положил их на стол.
Тогда к столу подошла женщина,
которая все это время стояла неподалеку, взяла деньги и вышла.
Ученики рава Иегуды
переглянулись, пожали плечами и хотели уйти. Они решили, что раввин, который
себя так странно ведет — не подходит им в наставники. Однако раби Меир
неожиданно остановил их. Он попросил сесть к столу, и когда те уселись, начал
говорить.
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 82) говорится, что тот, кто ведет дела с женщинами, не должен с ними
уединяться.
Вероятно, здесь имеется в виду
человек, который в силу своей профессии должен общаться с женщинами — например,
ювелир или парфюмер. Так вот, он должен вдвойне остерегаться нарушения. Ведь
соблазн запретных связей очень силен. И вдобавок, мужчина, занимающийся
обслуживанием женщин, обычно легко с ними сходится. И как ему устоять перед
соблазном?
Значит, ему запрещено уединяться
с женщинами.
Позвольте, но ведь это запрещено
любому мужчине!? Так что же тогда имели в виду Учителя в Талмуде?
Но посмотрим, что пишет
великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из
крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) о заповеди
помогать подаянием бедняку.
Когда человек выполняет эту
заповедь, ему следует сосредоточиться на присоединении к ней Имени Всевышнего.
Каким образом?
Он должен представить первую
букву Имени, «йод», в виде монеты. Ведь она — самая маленькая из всех и
подобна мелкой монете. Следующая буква, «hей»,
символизирует кисть руки дающего, у которой пять пальцев, а гематрия
(числовое значение) буквы «hей»
как раз равняется 5-ти. Далее — буква «вав», которая напоминает руку
дающего. И наконец, последняя буква «hей»
— это ладонь протянутой руки бедняка, принимающего цедаку
(пожертвование).
Теперь понятно, почему Раши
написал такой комментарий к фразе «И пусть возьмут приношение Мне». «Мне», —
отмечает он, — это ради Моего Имени. Он намекал, что трума (приношение)
или цедака связаны с Именем Всевышнего, которое нужно присоединить к
выполнению заповеди.
Теперь вернемся к раби Меиру из
Пермышлян. На его плечах лежала забота о несчастных вдовах.
Написано в Танахе: «Рука руку не
очистит» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 21).
О чем это?
Учителя в Талмуде (трактат
Эрувин, лист 18) дают такое разъяснение. Если мужчина, желая помочь
бедной женщине, дает ей деньги прямо в руки, но попутно еще и надеется бросить
взгляд на ее кисть (у некоторых женщин кисти рук очень изящные и ухоженные) —
ничто не очистит его от прегрешений, за которые положен Геином (в
условном переводе — ад).
Но как же, в таком случае,
поступить раби Меиру? Ведь, чтобы присоединить Имя Всевышнего к заповеди, он
должен, казалось бы, дать деньги вдове прямо в руку, а это, как следует из
Талмуда, чревато Геиномом.
С собой человеку «уединяться» —
не запрещено. Поэтому раби Меир и перекладывал деньги из одной своей руки в
другую руку, присоединяя к заповеди Имя Всевышнего. Потом он положил деньги на
стол. И вдова взяли их уже со столешницы. И только стол видел, какие у нее руки,
насколько они изящны. Ну, а столу — не грозит Геином.
Когда юноши разобрались в сути
увиденной ими картины — у рава Меира прибавилось два новых ученика.
на основе комментария раби Меира из Пермышлян
(глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина,
1780-1850
гг.)
5. Сделка, ссуда или
подарок?
В нашей недельной главе
говорится о благотворительности, о пожертвованиях и приношениях, о раскрытии
сердец и кошельков. И мы читаем: «И пусть возьмут приношение Мне. От каждого
человека добровольное пожертвование от всего сердца» (Шемот, гл.
25, ст. 2).
Случилось, что известная йешива
«Хахмей Люблин» оказалась в трудном финансовом положении. Ее глава, рав Меир
Шапиро, всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытался изыскать средства
существования для учеников и преподавателей. Путем невероятных усилий ему
удалось организовать форум состоятельных людей города. И когда все сливки
общества собрались в бейт мидраше (помещение для занятий Торой) йешивы,
он выступил перед ними со словами мудрости и наставления. Он ярко, в красках
описал величину заслуги тех, кто поддерживает изучение Торы, и попросил
собравшихся не допустить закрытия йешивы, оказав ей посильную помощь.
Когда рав закончил свою речь,
люди стали молча расходиться. Коробочка для пожертвований не заполнилась даже на
четверть.
Бейт мидраш
опустел, и раввин с удивлением увидел одиноко сидящего ребенка, который
участвовал в форуме вместе с взрослыми.
— Тебе не было скучно, малыш? —
спросил его раввин с доброй улыбкой. — Ты понял о чем я говорил?
— Как ни старался, я вообще
ничего не понял, — ответил тот. — Единственное, что до меня дошло, что ребе
говорил о деньгах.
— Если так, ты смекнул лучше
любого из взрослых, что сидели здесь рядом с тобой.
Однажды раввин Ицхак Вайс
приехал в город, где жили многие его ученики. Большинство из них были весьма
состоятельными людьми. С утра у дверей дома, в котором остановился раби,
выстроилась длиннющая очередь из его учеников и последователей. Каждый терпеливо
ждал, когда придет его очередь войти внутрь, чтобы излить сердце перед раввином
и наставником.
Закончив излагать свои нужды,
евреи, как водится, передавали раву Ицхаку записку с именами близких для молитвы
и конверт с «выкупом души» (на иврите — пидьон нефеш).
Конверты словно соревновались
друг с другом в плотности наполнения. А вечером для всех была устроена шикарная
трапеза. Приглашенные внимательно смотрели на раввина, стараясь следить за
каждым его движением. Чтобы потом в точности перенимать его поведение.
Только раби не совершал никаких
загадочных действий, и никаких особых молитв не произносил. Присутствовавшие на
трапезе были несколько разочарованы.
Но вот настало время читать
Биркат а-мазон (благословение после трапезы с хлебом). И тут все
обратили внимание, что ребе с особым выражением и чувством произносит отрывок «И
не допусти Всевышний наш, чтобы зависели мы от подарков или от ссуд (одолжений)
человека из плоти и крови, но только рука Твоя, пусть дарует нам пропитание».
Один из сотрапезников усмехнулся
в бороду и произнес:
— Весь день наш раби получал
пухлые конверты с «пидьон нефеш», а сейчас он просит освобождения от
зависимости от подарков и одолжений (ссуд)?
Раввин услышал его слова. И
когда все начали расходиться, он задержал того еврея и усадил рядом с собой.
— Когда ко мне приходит ученик
со своей просьбой, я обращаюсь с молитвой к Всевышнему, чтобы он просьбу
исполнил. Ученик, кроме просьбы еще передает мне свое пожертвование. Иногда
Всевышний практически сразу отвечает. Тогда это похоже на сделку. Человек
заплатил, а я оказал ему услугу. Бывает, что Творец решает повременить и
удовлетворяет просьбу лишь спустя какое-то время. В этом случае, деньги в
конверте превращаются в ссуду. Но случается, что Всевышний отказывается принять
мою молитву. Значит, пожертвование для меня превратилось в подарок. Поэтому я
изо всех сил молю Всевышнего, чтобы мне не приходилось зависеть ни от бесплатных
подарков, ни от одолжений (ссуд) человеческих. То есть, чтобы все молитвы и
просьбы Творец сразу принял и исполнил сполна...
на основе комментария рава Ицхака Вайса
(автор книги «Хелек Ицхак», погиб в Освенциме; Венгрия, 1875-1944 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|