ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “ШОФТИМ”

Место в Торе: Дварим, гл. 16, ст. 18 — гл. 21, ст. 9.

Почему она так называется?

По первому слову нашей главы, которая начинается с фразы: “Судей и исполнителей закона назначь во всяком месте (городе), которое Творец определит каждому колену”.

Судьи на иврите — шофтим.

Обсуждение главы Шофтим

20.08.06

Наша недельная глава, как мы уже знаем из обзоров прошлых лет, посвящена описанию общественного и государственного устройства еврейской общины (в самом широком смысле этого понятия, подразумевающего весь народ Израиля). Ее текст имеет множество «планов» (см. на сайте обзор недельной главы Шофтим, первый годовой цикл обсуждения). Здесь рассматриваются, в частности, проблемы суда и создания в еврейском обществе судебной системы (см. на сайте обзор недельной главы Шофтим, второй годовой цикл), правила ведения войны (см. на сайте обзор недельной главы Шофтим, пятый годовой цикл) и т.д.

Одна из важнейших концепций, раскрытых в этой недельной главе — концепция создания в еврейской общине структур власти. Тора предлагает модель «монархической» системы правления, определяя место царя в ней. Об этом мы и будем говорить в обзоре этого года.

В нашей недельной главе читаем: «Когда придешь ты в страну, которую Всевышний дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: поставлю я над собой царя, подобно всем народам, что вокруг меня, поставь над собой царя, которого изберет Творец — из среды братьев твоих… Не можешь ты поставить над собой чужеземца, который не брат тебе. Только пусть не заводит он себе много коней и не возвращает народ в Египет… И пусть не обзаводится он множеством жен… И пусть не преумножает он (свои запасы) серебра и золота чрезмерно» (Дварим, гл. 17, ст. 14-16). И далее говорится, что у еврейского царя должен быть собственный Свиток Торы (там же, ст. 18, 19), и о том, чтобы «не возносилось сердце его над братьями его» (там же, ст. 20).

То есть здесь, как видим, даются законы, регламентирующие «выбор» и главным образом — поведение еврейского царя.

Исследуя данный фрагмент Торы, наши Учителя сопоставляют его с отрывком из Танаха, где речь тоже идет о назначении царя (книга пророка Шмуэля).

В этом отрывке рассказывается, что еврейский народ обратился к пророку Шмуэлю с просьбой поставить над ними царя. И Всевышний велел Шмуэлю разъяснить сынам Израиля законы царствования. «Таковы будут обычаи царя, — сказано здесь, — который будет царствовать над вами. Сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам… А другие будут пахать пашню его и делать ему оружие. А дочерей ваших возьмет он в поварихи и булочницы… И от посевов ваших и виноградников возьмет он десятую часть и лучших юношей ваших и ослов ваших использует он для своих работ. И возьмет он десятую часть от скота вашего, и сами будете ему слугами» (книга пророка Шмуэля, гл. 8, ст. 11-17).

Сравнивая две приведенные цитаты, легко обнаружить в них принципиальное различие. И заключается оно, прежде всего, в том, что в тексте недельной главы Шофтим речь идет об обязанностях царя перед Всевышним и народом Израиля, а в Танахе — об обязанностях народа перед царем.

Дополняя друг друга, процитированные здесь тексты, дают нам возможность на более глубоком смысловом уровне понять, что вкладывается в понятие «еврейский царь».

Внимательно прочтем еще раз посвященный еврейскому царю отрывок из Торы. И обнаружим, что перечисленные в нем обязанности царя перед Всевышним и народом Израиля одновременно служат ограничениями его возможностей.

В самом деле. Оказывается, что «всемогущий» царь, поставленный над всеми слоями общества и обладающий «неограниченной» властью, как это всегда было у других народов, в еврейской общине не так уж как будто бы и всемогущ.

Кто в среде других народов когда-либо задавался вопросом, не слишком ли много у царя жен, коней, серебра или золота? Напротив, многочисленность царской семьи, богатство царской казны считалось залогом его царской силы.

Кто в среде других народов мог упрекнуть царя или кого-то из царского семейства в «заносчивости» или «гордыне»?

Никогда и никто. Потому что эти качества для любого представителя царской фамилии считались совершенно естественными. Царя отделяла от «черни», то есть — народа, неизмеримая дистанция. И это было одной из важнейших составных его царского величия. И, если царь проявлял истинную заботу о судьбах своих подданных, это считалось проявлением величайшей царской милости.

Какое же представление о еврейском царе предлагает нам Тора?..

21.08.06

Перечисляя обязанности еврейского царя перед Всевышним и сынами Израиля, Тора подчеркивает, что главная его задача (не только царя, кстати сказать, но и любого лидера, стоящего во главе еврейской общины) — служить своему народу. Не к тому, чтобы что-то получить от народа он должен стремиться, но к тому — чтобы дать людям защиту, уверенность в завтрашнем дне. И в смысле безопасности, и в смысле материального обеспечения.

Для этого и дается в тексте нашей недельной главы особое предупреждение — «…чтобы не возносилось сердце его над братьями его» (Дварим, гл. 17, ст. 20). Ибо в случае, если царь будет ощущать свое превосходство над своими подданными, он отдалится от их нужд, и будет заботиться в основном о собственном благе и величии.

Поэтому Тора и запрещает ему иметь много коней и владеть «несметными» сокровищами.

И все же, зачем Тора ослабляет опоры царского могущества?

Но, согласно еврейской традиции, истинное могущество царя, как мы можем убедиться — не в накоплении личного богатства. Более того, считается, что царь, чрезмерно озабоченный собственным обогащением, нарушает заповедь Торы, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), анализируя недельную главу Шофтим, — и по еврейским законам должен получить наказание.

Есть у еврейского царя и такие обязанности, которых нет у «простого» еврея и ни у одного другого царя в мире. Он обязан иметь переписанный специально для него Свиток Торы. И даже в том случае, если его отец тоже был царем, а это означает, что в доме есть «семейный», отцовский Свиток, который он, разумеется, унаследовал, ему все равно необходимо приобрести собственный, изготовленный именно для него.

Здесь же дается еще одно указание: собственный Свиток Торы царю надлежит всегда иметь при себе. «И пусть читает он его все дни жизни своей, — подчеркивает Тора, — чтобы приучился он бояться Всевышнего и соблюдать все наказы Учения этого, чтобы исполнять их» (Дварим, гл. 17, ст. 19).

В этих словах, между строк, так сказать, прочитывается и обязанность еврейского царя досконально знать законы Всевышнего, свободно ориентироваться в них и уметь применять их в жизненной практике.

И это определяет роль царя, а одновременно — отношение к нему народа, который должен проявлять послушание и неукоснительно выполнять царские указы. Ибо, если царь не сможет судить народ и наказывать преступников, в еврейской общине воцарится анархия и беспредел.

Будем иметь в виду, что хронологически описания в недельной главе Шофтим относятся к тому времени, когда царская власть в еврейской общине еще не была установлена. То была «эпоха судей», предшествовавшая «эпохе царей». Поэтому в конце нашей недельной главы и дается такая картина: «В те дни не было царя у Израиля. Каждый делал то, что ему нравилось…» (Дварим, гл. 21, ст. 25).

Эта модель «безвластия», — наставляют Учителя, — выражает и то состояние, в котором находится народ, над которым нет сильной царской власти. Если царь духовно не силен, не достаточно крепко держит в руках бразды правления, это приводит к ослаблению государства, а в конечном итоге — и всего народа.

Даже если царь не требует к себе уважение, — добавляет Талмуд (трактат Кетубот, лист 17), — это не означает, что уважать его необязательно. Каждому следует воздавать ему царские почести. Потому что уважение к царю — это индикатор самоуважения народа. Царь, принимая от своих подданных почести, тем самым демонстрирует не собственные достоинства, но — величие своей страны.

Таким образом, изъявления уважения и послушания со стороны народа — тот самый «инструмент», которым вооружают царя, чтобы он мог служить на благо своих подданных…

22.08.06

Разговор об уважении к царю, которое должен демонстрировать по отношению к нему его народ, как бы перекидывает мостик к фрагменту из Танаха, который мы процитировали в начале нашего обзора. И мы убеждаемся, что обе цитаты (из Торы и из Танаха) ни в коей мере друг другу не противоречат. Наоборот, одно естественным образом вытекает из другого.

Как же это понимать? — спросят меня. Ведь только что говорилось о том, что еврейский царь должен быть слугой народа, не «грести все в свою сторону», а — давать подданным защиту и материальные блага. Как же это согласуется с обязанностью народа отдавать своему царю все, что он «возьмет» (см. выше)?

Все дело тут в том, что царская власть — тоже часть еврейской общины. И она «берет» то, что необходимо для нужд и укрепления государства. А сильное государство — залог благосостояния всего народа.

Эта мысль и раскрывается в Танахе, в том фрагменте, где написано, что Всевышний, прежде чем назначить над сынами Израиля царя, дает Шмуэлю повеление провести в народной среде разъяснительную работу, рассказать, какие требования может предъявить к ним царь. Когда люди знают, что «аппарат» царской власти вправе конфисковать часть их земель, а их самих мобилизовать в «сферы обслуживания» царского дома, они не будут конфликтовать с посланниками царя, действующими по царскому поручению. Потому что они принимают подобные указы, осознавая, что эти указы продиктованы общегосударственной необходимостью.

В подтверждение такой народной «сознательности» Талмуд (трактат Недарим, лист 24) рассказывает историю. Как-то раз один еврей предъявил другому претензии по поводу того, что тот извлекает пользу из его владений. Никакого ущерба хозяйству «истца» крестьянин, выступивший в данном случае в роли «обвиняемого», не наносил. И потому недовольный поведением соседа человек выдвинул против него такой аргумент: «Я — не царь, чтобы печься о твоем благе, но и от тебя взамен мне ничего не требуется».

А теперь вернемся к началу приведенной цитаты из Торы — «Когда придешь ты в страну, которую Всевышний дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: поставлю я над собой царя, подобно всем народам, что вокруг меня, поставь над собой царя, которого изберет Творец — из среды братьев твоих…» (Дварим, гл. 17, ст. 14-15).

О чем здесь идет речь? Подразумевают ли эти слова, что у народа есть право выбрать себе царя? Или это — обязанность членов общины Израиля? Быть может, ситуация такова, что сначала народ должен изъявить желание иметь царя, а потом попросить, чтобы на этот пост подобрали подходящую кандидатуру? И вообще: так ли уж необходим народу царь? Строго говоря, управление государством может осуществляться и без него. Судить народ по справедливости и реализовывать приговоры вполне способны судьи и надсмотрщики. Если, к примеру, нужно было принять решение о вступлении в войну, с этим благополучно справлялся Санѓедрин (Верховный суд — высший законодательный орган в еврейской общине). Для того, чтобы руководить служением в Храме, тем более не нужен царь, эту работу выполнял коэн гадоль (главный служитель Храма). Быть может, царь требуется для того, чтобы определять основные направления развития общества? Но нет, эта роль в еврейском народе отводилась избранным Всевышним пророкам…

Так, руководствуясь обычной человеческой логикой, мы приходим к выводу, что в принципе царь народу не нужен, но он может иметь царя — если того пожелает.

Однако, выстраивая эту логическую цепочку, мы упускаем из виду, что существует и более высокий уровень бытия, что достигается, когда поставленные задачи выполняются одним человеком. Под этим подразумевается, что по его слову (приказу) вершатся все дела в государстве. Он решает, надо ли замостить дорогу или окружить защитной стеной населенный пункт. Он дает указание войску выступить на позиции и т.д. То есть он владеет общегосударственной информации, к нему стекаются сведения о том, что творится за пределами страны… Поэтому у него есть возможность в высшей степени объективно оценить конкретные ситуации и сделать максимально правильные выводы. Реализацией же указаний человека (царя), в руках которого сосредоточена власть, должны заниматься министры, наместники, суды и прочие государственные учреждения.

Более того, главное преимущество централизованной государственности состоит в том, что она соответствует модели устройства системы Управления миром.

Земное царство — отражение царства Небесного, — отмечает Талмуд (см. на сайте заключительный фрагмент обзора первой части листа 58 трактата Берахот). — Земной царь в чем-то подобен Царю вселенной…

23.08.06

Итак, мы пришли к выводу, что преимущество централизованной власти в том, что она служит отражением системы Управления миром. Но почему это так важно для нас?

Тора, описывая исторические события и судьбы участвующих в ней людей, — наставляют Учителя, — дает нам модели человеческого поведения в различных ситуациях. Постигая суть той или иной модели, мы получаем определенный урок. Урок — на все времена и эпохи.

Описание структуры царского правления и законов, обуславливающие взаимоотношения «простого» человека с земным царем — своеобразная школа, которая дает нам представление о том, как строятся отношения с Творцом мира. Недаром говорится, что в молитве человек должен вести себя так, будто он стоит перед царем.

Попутно отметим, что практически вся наша жизнь и все, что мы переживаем в разные ее периоды — это «учебный класс», где человеку преподают понятие о том, что происходит в высших духовных мирах.

Так, например, отношения мужа и жены, которые любят друг друга, призваны разъяснить (пусть «схематично», пусть на уровне «азов»), что являет собой любовь Всевышнего к народу Израиля. Более того, Творец мира наделил человека способностью любить, чтобы мы имели хоть какое-то представление о Его Любви.

Теперь нам понятно, что Тора говорит о необходимости царской власти не потому, что еврейскому народу нужна «твердая, сильная рука», но потому, прежде всего, что перед нами должен быть наглядный пример, открывающий людям суть Высшей, Небесной Власти.

Осознав это, мы можем прочесть приведенную цитату из Торы под иным углом зрения.

Когда Тора устанавливает, что царь заботится о каждом подданном государства, нам открывается, что Всевышний заботится не только о созданном Им мире в целом, в поле Его внимания — судьба каждого из нас.

Отсюда следует также, что умение давать — одно из основных качеств царя.

Почему Небеса избрали первым царем Шауля? — спрашивает Талмуд (Иерусалимский Талмуд, трактат Шевиит, лист 9).

И отвечает: за заслуги своего отца, который всегда зажигал свечу, если видел, что кто-то оказался в темноте. Только тот, кто умеет давать, жертвовать чем-то ради блага других, способен уподобиться Всевышнему.

Учителя подчеркивают и еще одну важную «деталь», определяющую сходство земного царя с Царем Небесным. Царь земной требует от своих подданных выполнения определенных обязанностей. И все это, включая выплату податей, оборачивается пользой для общества и каждого его члена в отдельности. Сам царь, по большому счету, ни в чем не нуждается. Так и Царь Небесный. Он требует от нас соблюдения Его заповедей — для нашего же блага. Ибо сам Он — всемогущ и всесилен, и нам нечего Ему дать.

Откуда же тогда высказывание Учителей о том, что, старательно выполняя заповеди Торы, мы «делаем приятное» Творцу?

У Всевышнего нет ни гнева, ни радости, — объясняет Рамбам. — Он по определению не может проявлять свойства, подверженные изменениям (радость сменяется гневом, гнев — грустью и т.п.). Ибо Он — неизменен. Просто, когда мы выполняем заповедь, Творец, если можно так выразиться, «убирает помехи» на пути получения нами благ, которые нисходят в наш земной мир постоянно (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Балак, шестой годовой цикл обсуждения).

Так и земной царь, осуществляющий правление по законам Торы. Он, хоть и наделен человеческими чувствами, но в конечном итоге они — не имеют значения. Ибо все, что он делает при любых обстоятельствах — на благо народа. Только возможности его — во многом ограничены.

Новейшая история (и не только еврейская, кстати сказать) наглядно демонстрирует связь Небесного царства с земным. С переходом от монархии — к демократии, вера в Творца стала заметно ослабевать. Как только исчез из поля зрения людей реальный образ всемогущего царя, правителя державы, тут же стал исчезать из человеческих сердец и образ Творца. Атеизм во всех странах зародился и получил распространение после того, как канули в лету монархии. Еще древние римляне заметили, что восстания вспыхивали, когда ослабевала власть императора…

24.08.06

Очень важно подчеркнуть, что модель какого-либо объекта, самому этому объекту — не тождественна. В нашем случае, мы должны со всей отчетливостью понимать, что земного царя, хоть земное царство и является моделью Царства Небесного, нельзя приравнивать к Всевышнему, наделяя царя теми же свойствами, которыми обладает Творец.

В мировой истории нередко бывали случаи, когда народы возводили единовластных правителей государств в «ранг богов». Такая роковая ошибка неизменно становилась началом процесса разрушения общества и страны.

Этот запрет относится не только к «обожествлению» земных царей, но и — любых земных объектов, в том числе, сооружений.

В еврейской истории был такой эпизод. Будучи свидетелями чудес, которые происходили в Первом Храме (см. на сайте, к примеру, обзор листа 21 трактата Йома), многие люди ошибочно приписывали эти явления чудодейственным свойствам храмовых построек. В народе распространилось заблуждение, что территория Храма — некая самостоятельная сила, способная оказывать воздействие на людей, охранять их от напастей и т.п. (на самом же деле в «чудесах» проявлялось ощутимое Присутствие Творца).

Подобные представления, — предупреждал сынов Израиля пророк Иермиягу (Танах, книга пророка Иермиягу, гл. 7), — уводят с путей Всевышнего. Последствием этого станет разрушение Храма.

Но никто ему не верил. Люди не допускали и мысли о том, что Храм, куда трижды в год по большим еврейским праздникам стекался весь народ Израиля, может быть разрушен. До тех пор, пока не убедились, что пророк был прав. И это стало уроком на все времена: реализация в нашем мире надъестественных явлений доступна лишь Всевышнему.

При этом, следует понимать, что образ Храма и образ земного царя призваны пробуждать в людях чувства трепета и любви.

Перед царем народ испытывает трепет хотя бы потому, что он волен казнить, волен — миловать. И не обязан объяснять, почему принял то или иной решение. Модель подобного поведения царя разъясняет людям, что существует Высшая Воля, которой каждый из нас обязан безоговорочно подчиняться.

Праведный еврейский царь умеет заслужить любовь своего народа, и это становится «школой» любви к Творцу. Еврейская традиция свидетельствует, что образцовым царем был в еврейской истории, например, царь Давид. Он по справедливости вершил суд над людьми. И, если проигрывал бедняк и по решению суда должен был заплатить какую-то сумму, Давид оплачивал эту сумму за него из собственного кармана. К Давиду обращались за советом по вопросам ѓалахи (еврейский практический закон). И во всех делах он руководствовался исключительно законами Торы (см. на сайте первую часть обзора листа 4 трактата Берахот).

Раз в семь лет, в год шмиты (седьмой год, «суббота земли», год, в течение которого запрещалось обрабатывать землю) царю полагалось публично, перед собранием всего народа Израиля читать Тору (см. на сайте обзор недельной главы Ваелех, пятый годовой цикл обсуждения). Это действо неизменно проходило в атмосфере духовного подъема, торжественности и величия. Народ испытывал при этом такие чувства, как будто бы он заново получал Закон Творца.

Эта установленная Торой традиция, кроме всего прочего, демонстрировала сынам Израиля, что царь — посланник Всевышнего, устами которого Творец говорит с еврейским народом.

Нам, современным людям, вероятно, непросто понять и принять преимущества централизованной, «монархической» системы правления. Но постараемся не забывать, что наша жизнь — «зеркальное» отражение жизненного устройства высших духовных миров. И то состояние, в котором находится современное общество — состояние временное. На заключительном этапе материалистической истории человечества все переменится. У еврейского народа вновь будет Храм и справедливый царь…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какую работу делают евреи, чтобы починить поломку?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля