ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ШОФТИМ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 16, ст. 18 — гл. 21, ст. 9.

 

Почему она так называется?

По первому слову нашей главы, которая начинается с фразы: “Судей и исполнителей закона назначь во всяком месте (городе), которое Творец определит каждому колену”.

Судьи на иврите — шофтим.

 

Обсуждение главы Шофтим

 

1. Власть законодательная и исполнительная

 

Наша недельная глава начинается повелением Всевышнего — «Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Чтобы общество развивалось и функционировало на основе законов, требуются усиление двух ветвей власти — той, что законы формулирует и трактует, и той, что следит за их исполнением.

К первой ветви власти относятся судьи и законодатели, ко второй — стражи и блюстители порядка.

В Торе находим повеление, чтобы все наши врата были отданы под контроль обеих этих ветвей.

Человек взаимодействует с миром через пять «ворот»: два глаза, два уха и рот. Причем, взаимодействие осуществляется по двум направлениям — внутрь и наружу. И далеко не все разрешено пропускать туда и обратно.

Возьмем, к примеру, уста, или по-простому — рот. В него нужно впускать только разрешенные виды еды и питья. А выходить из него должно только то, что разрешено произносить.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) перечисляет пять видов речений, которые нужно отфильтровывать, чтобы они не исходили из уст. Это — злословие, сплетни, ложь, грязные и недостойные слова и выражения, например, ругань, а также пустую болтовню, не имеющую смысла, беседу ни о чем — переливание из пустого в порожнее.

Сюда можно отнести и обсуждение того, что привело такого-то к богатству. Одна из излюбленных тем — за счет чего и насколько разбогател очередной нувориш, в надежде, что что-то из богатства прилипнет и к всезнающим диванным экспертам.

Очень важный вход — глаза. И далеко не все разрешено пропускать через эти врата.

Уши — тоже ворота. И неважно, насколько лопоух их хозяин. Имеет значение лишь то, как он организовал контроль на входе.

По велению Всевышнего во всех этих вратах надлежит поставить судей и стражей — судебную и исполнительную власть, чтобы защитить и укрепить их. Обязанность эта лежит на каждом. Беспечность, когда врата оставляют без охраны и надзора, может очень дорого стоить и будет наказуема.

Судья на основе своих знаний выносит решение, а страж претворяет это решение в жизнь. Такое взаимодействие двух систем должно уберечь человека от прегрешения.

Судья олицетворяет мудрость — он должен хорошо знать, что разрешено законом и что запрещено.

Страж символизирует богобоязненность. Его обязанность — стоять на страже закона и осуществлять решения судьи. Но если, наряду с богобоязненностью, страж еще пытается изобразить из себя приятного человека, то может возникнуть проблема. Например, судья постановил, что подсудимый должен заплатить тысячу шекелей. Он отправляет стража изъять эти деньги и доставить по назначению. Когда блюститель порядка предстает перед осужденным, тот пытается оправдаться, заявляя, что суд не учел важные детали. А закончив перечислять доводы в свою защиту, он как бы вскользь добавляет: «Да и вообще, у меня нет ни гроша в кармане, я не могу себе позволить чашку кофе с круассаном. Откуда мне взять тысячу?». И мягкосердечный полицейский Азулай ограничивается взиманием лишь двухсот шекелей, вместо требуемой тысячи.

Когда у богобоязненности есть подобные изъяны, решения судьи уже не имеют особого значения. И действительно. Какая разница, что решит разум человека, если его сердце все равно это решение смягчит и подстроит его под свои желания?

Допустим, человек (точнее — судья, что внутри него, то есть — его разум) принял решение больше не опаздывать на молитву, которая начинается без четверти семь утра. Положив себе полчаса на сборы, он устанавливает будильник на шесть пятнадцать. И вот будильник звенит, а это значит, что прибыл страж. И человек вступает с ним в переговоры.

— Я очень устал, ведь я поздно лег спать, да и двадцати минут мне вполне хватит за глаза...

И мягкотелый полицейский отступает, он позволяет ему поспать еще десять минут. В итоге, человек приступает к молитве с десятиминутным опозданием.

В Торе читаем: «Судей и стражей поставь себе».

Судей и стражей — вместе. Не разделяй их. После того, как судья вынес решение, не забывай о нем и не полагайся всецело на стража. Он может проявить излишнюю мягкость. Судей и стражей поставь себе, поставь их справа и слева. Пусть надежно охраняют врата и ведут тебя по жизни мудрость и богобоязненность...

 

на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит», в аббревиатуре — «hа-Шла»; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.)

 

 

2. Фальшивые деньги и разбавленное молоко

 

Судьи нужны для того, «чтобы они судили народ судом праведным» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Из поколения в поколение перед судьями стоит задача — докопаться до истины. А она порой так ловко спрятана, что найти ее, казалось бы, нет никакой возможности. Но лучшие умы еврейского народа, проявляя недюжинную смекалку, все же отыскивали ее.

Одним из известнейших судей своего времени был раби Элиягу Хаим Майзель, глава раввинского суда Лодзи (Польша, 1821-1912 гг.). Он обладал глубочайшими познаниями в Торе, был наделен сильными лидерскими качествами и, вместе с тем, имел очень доброе и отзывчивое сердце. Его неиссякаемое стремление к Истине снискало ему уважение и за пределами еврейской общины. Так что, и поляки, жители Лодзи, часто обращались к нему за советом или с просьбой рассудить между тяжущимися сторонами.

Как-то зимним вечером к нему зашел сосед Янек и начал изливать душу. И вот, что он рассказал.

Янек принимал активное участие в польском восстании 1863-64 гг. против власти русского царя. Восстание было подавленно, а его участников сурово покарали. Но лично Янека пока еще возмездие не настигло. Более того, у него оказались, принадлежавшие комитету восставших десять тысяч рублей — очень крупная по тем временам сумма. И он решил сохранить их, не тратя ни копейки из этих общественных денег. Янек опасался, что за ним в любой момент могут прийти и устроить обыск. Поэтому он спрятал деньги не дома, а в заброшенном подвале. Время от времени он проверял сохранность своего клада. И вот, давеча обнаружил его полное отсутствие. Некоторое время он пробовал сжиться с потерей, но понял, что это выше его сил. Если общественные деньги не найдутся, то он либо тронется рассудком, либо наложит на себя руки.

Раввин от всего сердца посочувствовал соседу и спросил, не подозревает ли он кого-нибудь.

— Еще как подозреваю! — оживился Янек, — соседа вашего, Янкеля.

— Почему именно его?

— Он бедный сапожник, семья его вечно голодала, дома, хоть шаром покати, все ходили в рванье с чужого плеча. А сейчас, ишь ты, смотри — жена его в новом платье, детям костюмчики справили, новую мебель начали покупать. Я его прямо спросил: на какие шиши веселье? А он и отвечает, мол, родственник в Англии помер, бездетный и жутко богатый. Свежо придание, да верится с трудом. А, что до меня, так совсем не верится.

— Я постараюсь тебе помочь, — пообещал раввин. — Приходи завтра, а я до тех пор, что-нибудь придумаю.

На этом и распрощались. И рав Элиягу послал за Янкелем-сапожником.

— Я слышал, ты разбогател, — обратился рав Майзель к гостю, после обмена приветствиями. — Почему же ты не приходишь ко мне, чтобы поддержать один из моих благотворительных проектов, как принято среди богачей нашей общины?

— Но, ведь, это еще не поздно исправить?! — ответил Янкель, слегка покраснев.

— Я слышал, ты получил наследство из Англии? А в каком городе, если не секрет, проживал твой родственник и как его звали? Надо будет посвятить урок возвышению его души.

— Вроде, он жил в Лидсе, — гость почему-то начал заикаться.

— Ах, Лидс! Я дружен с их раввином! Обязательно напишу ему.

Раби Элиягу понял, что английский родственник — выдумка. Он сделал знак гостю, чтобы тот приблизился и перешел на шепот.

— Знай, в городе поговаривают, что ты расплачиваешься фальшивыми деньгами. Ты, конечно, ловко наладил производство, но если не позаботишься о безопасном сбыте, то скоро окажешься за решеткой. А у тебя маленькие дети. Подумай о них, если тебе себя не жалко.

— Это не я! Это сосед поляк, Янек. Это все он! Почему я должен страдать из-за него? Да, я не получил наследства, я нашел эти деньги в подвале, в тайнике Янека. Но я не знал, что они фальшивые! Почему теперь я должен идти в тюрьму вместо этого гоя?!

— Принеси сюда деньги, и я подумаю, как тебя спасти.

В считанные минуты на столе рава оказалось все, что осталось от десяти тысяч.

— Деньги настоящие. Только никогда больше не покушайся на то, что тебе не принадлежит! — резюмировал раввин. — Завтра я верну деньги их хозяину.

Так была восстановлена истина в этой истории.

 

на основе комментария рава Элиягу-Хаима Майзеля

(раввин Лодзи, Польша, 1821-1912 гг.)

 

 

3. Твое только то, что Всевышний дает тебе

 

Написано в нашей недельной главе: «Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих, которые Всевышний дает тебе» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Акцент нужно сделать на выражении «дает тебе», — пишет в своем комментарии к книге Дварим (гл. 3, ст. 23) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Человек должен понимать, что все ворота, которые открываются перед ним на его жизненном пути, открываются не потому, что он это заслужил, но — благодаря тому, что Всевышний дает ему, дает в подарок.

Для этого и нужен судья, чтобы выяснить: никаких заслуг нет, человек гол, как сокол - какие заслуги? Даже праведный человек не станет уповать на заслуги, которые возможно у него накопились, но будет просить, чтобы все, что посылает ему Всевышний, имело статус безвозмездного дара.

У каждого колена есть особые, только ему принадлежащие врата. И в Танахе об этом сказано: «И ворота города названы будут по именам колен Израиля... одни ворота — Реувена…» (книга пророка Йехезкеля, гл. 48, ст. 31-32).

Точно так же и у каждого человека есть персональные врата, ведущие к Всевышнему. Через эти ворота Творец ведет распределение благ и посылает человеку то, что считает для него необходимым в данную минуту.

Некоторые любят лазить по чужим подворотням, высматривая и вынюхивая, что там у соседа, в надежде поживиться более зеленой травой и прочими «плюшками». Только и травинки чужой он взять не в состоянии, и способен взять лишь то, что Всевышний дает ему.

Эту мысль призваны донести до него судьи и стражи. Они же призваны направлять его в сторону ворот, с которыми он связан и не пускать к соседским.

Это — одна из самых трудных задач.

«Отворите мне ворота Истины» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 19), — провозглашает человек. Но почему-то порывается открыть ворота соседского участка. Вот, где нужны судьи и стражи.

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) приведено важное правило: по какой дороге хочет идти человек — по той его и ведут. И если человек старается выставить судей и стражей, чтобы охраняли его от попадания на чужую дорогу, то и Свыше его будут направлять так, чтобы исключить подобную ошибку.

Человеку — не следует начинать судить других, пока он не разберется с самим собой. Ведь не зря же написано: «Судей и стражей поставь себе» (начни — с себя).

И еще написано — «во всех вратах твоих».

Слово шаареха (врата твои) можно прочесть и как шиуреха — твои размеры.

Если собираешься судить другого, подходи к нему с твоими размерами, то есть меряй его тем же аршином, которым ты измерял себя. Не будь снисходительным к себе и строгим с другими. Тогда и Всевышний не будет подходить к тебе со всей строгостью...

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 


4. Один раз взял — все последующие суды изолгал

 

В нашей недельной главе дается наставление — «Не бери взяток, потому что взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников» (Дварим, гл. 16, ст. 19).

Когда судья берет взятку, он теряет способность устанавливать истину, и его суд не будет праведным, не будет справедливым.

Разберем это на примере.

Шимон судится с Леви. Ему очень хочется выиграть. Поэтому он подкупает судью, и тот выносит несправедливый приговор.

Шимон торжествует, празднуя победу. Проходит какое-то время, и вот, Шимон и Леви снова встречаются в суде. Их тяжбу разбирает тот же судья.

На этот раз Шимон поскупился на взятку, он уверен, что все и так кончится в его пользу. Но судья принимает сторону Леви, и Шимон с треском проигрывает по всем статьям.

Но он-то знает, что ранее судья был подкуплен. В глазах Шимона этот судья утратил весь свой лоск и величие. Взятка низвергла его с пьедестала вершителей судеб. Теперь, что бы ни постановил когда-то подкупленный судья, для Шимона это будет выглядеть ложью и враньем.

Мы видим, что взятка влияет не только на конкретный процесс, в рамках которого она дана, но и на все последующие. Сперва она ослепляет глаза подкупленному судье. А в последующих процессах — извращает слова правды, делегитимирует саму суть справедливого суда.

Чтобы в суде торжествовала истина, Тора призывает нас вместо того, чтобы давать или принимать взятки, стремиться к справедливости (Дварим, гл. 16, ст. 20).

Взятка, даже самая незначительная, пагубно сказывается не только на судье, но вообще на любом человеке, лишая его способности рассуждать здраво.

У жителей одного местечка возник конфликт с жителями соседней общины. Было решено, что интересы каждой из сторон будет представлять раввин. И оба раввина предстанут перед судьей, который и определит, кто прав.

В одной из этих общин жил известный раввин — раби Шабтай Ашкенази, которого больше знали под именем Шах, который написал книгу Шифтей коэн.

Вторую общину представлял раввин из другого города, знаток Торы.

Судья выслушал претензии обоих представителей и вынес решение не в пользу рава Ашкенази.

— Но, ведь, в Талмуде описана схожая ситуация! — удивился раби Шабтай. — И решение совпадает с нашей претензией.

— Ничего подобного! — парировал судья. — Да будет тебе известно, что эта ситуация из Талмуда подробно разобрана в недавно вышедшей книге Шифтей коэн, и ее автор делает вывод, прямо противоположный твоему.

Раби Ашкенази был поражен, но все же взял себя в руки, и объяснил окружившим его соратникам:

— Поскольку я живу на территории вашего местечка, а претензии материальные, то я — заинтересованное лицо. Выходит, что я как бы подкуплен. Так даже эта микроскопическая взятка оказывает самое разрушительное воздействие. И я уже забыл, что написал в своей же книге. Меня сразили моим же аргументом...

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

и рава Бенциона Аба Шауля

(автор книги «Ор ле-Цийон», Израиль, 1924-1998 гг.)

 

 

5. Не перенимать чужие обычаи

 

Написано в нашей недельной главе: «Не сажай у себя кумирного дерева, никакого дерева при мизбеахе (в условном переводе — жертвенник) Всевышнего твоего, который сделаешь себе, не сажай» (Дварим, гл. 16, ст. 21).

В те времена был очень распространен языческий культ, в котором деревья играли важную роль. Кумирное дерево, или на языке Торы — ашера, служило объектом поклонения у народов, населяющих Кенаан, страну, которую Всевышний предназначил сынам Израиля.  

Тора учит нас, что нельзя уподобляться народам мира не только в запрещенном, но и вообще — нельзя перенимать любые их обычаи.

Ашера — под абсолютным запретом, ибо она — объект идолопоклонства. И в этом нет ничего удивительного — язычество никак не может вписаться в еврейское мировоззрение.

Но Тора не останавливается на этом запрете, она идет дальше.

Возле мизбеаха (в условном переводе — жертвенник) запрещено сажать, даже самое безобидное деревцо — например, заурядную яблоню, не имеющую никакого отношения к ашере. Ей никто и не думает поклоняться — ее сажают для красоты или тени. И помещать ее рядом с мизбеахом запрещено лишь потому, что кенаанские народы любили сажать деревья рядом со своими жертвенниками.

Мы видим, что Тора старается оградить сынов Израиля от следования чужим обычаям — даже в тех случаях, когда это не связано с чем-то запрещенным.

Отличный праздник новый год, горячо любимый выходцами из бывшего СССР. Сколько копьев сломано в попытке выяснить, можно ли его праздновать! Однако, даже если выяснится, что в этом праздновании нет ничего предосудительного — его все равно нельзя разрешить, потому что это нееврейский обычай, совершенно чуждый еврею.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 7) говорится, что назначение неподходящего судьи подобно насаждению ашеры в Израиле. Как сказано: «Не сажай у себя ашеры, никакого дерева».

  Но какая связь между судьей и ашерой?

Когда человек берет дорогое золото и выплавляет из него распятье, шестирукого шиву или какого-нибудь другого идола — тут хотя бы все понятно, кто есть кто.

Ашра же, по сути своей, являясь идолом — выглядит, как обычное дерево, с ветвями и листьями. Присевший под его сень усталый путник может и не знать, что отдыхает в языческой молельне.

Также и продажный судья. На нем — добротно скроенный фрак, у него шикарная белая пышная борода, он подолгу молится, сыплет цитатами из Талмуда. Непосвященный человек — никогда не догадается, что перед ним не праведник, подобный цветущей пальме, но — мерзкая ашера.

Взяточничество — не еврейское изобретение. У нас оно — под полным запретом. Только законченный циник и лицемер способен переступить через этот запрет.

Когда судья берет взятку, он мгновенно превращается в ашеру. Когда еврей следует чужим обычаям, вроде бы не связанным с нарушением запретов — процесс его превращения в ашеру просто растягивается во времени...

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШОФТИМ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 16, ст. 18 — гл. 21, ст. 9.

 

Почему она так называется?

По первому слову нашей главы, которая начинается с фразы: “Судей и исполнителей закона назначь во всяком месте (городе), которое Творец определит каждому колену”.

Судьи на иврите — шофтим.

 

Обсуждение главы Шофтим

 

1. Власть законодательная и исполнительная

 

Наша недельная глава начинается повелением Всевышнего — «Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Чтобы общество развивалось и функционировало на основе законов, требуются усиление двух ветвей власти — той, что законы формулирует и трактует, и той, что следит за их исполнением.

К первой ветви власти относятся судьи и законодатели, ко второй — стражи и блюстители порядка.

В Торе находим повеление, чтобы все наши врата были отданы под контроль обеих этих ветвей.

Человек взаимодействует с миром через пять «ворот»: два глаза, два уха и рот. Причем, взаимодействие осуществляется по двум направлениям — внутрь и наружу. И далеко не все разрешено пропускать туда и обратно.

Возьмем, к примеру, уста, или по-простому — рот. В него нужно впускать только разрешенные виды еды и питья. А выходить из него должно только то, что разрешено произносить.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) перечисляет пять видов речений, которые нужно отфильтровывать, чтобы они не исходили из уст. Это — злословие, сплетни, ложь, грязные и недостойные слова и выражения, например, ругань, а также пустую болтовню, не имеющую смысла, беседу ни о чем — переливание из пустого в порожнее.

Сюда можно отнести и обсуждение того, что привело такого-то к богатству. Одна из излюбленных тем — за счет чего и насколько разбогател очередной нувориш, в надежде, что что-то из богатства прилипнет и к всезнающим диванным экспертам.

Очень важный вход — глаза. И далеко не все разрешено пропускать через эти врата.

Уши — тоже ворота. И неважно, насколько лопоух их хозяин. Имеет значение лишь то, как он организовал контроль на входе.

По велению Всевышнего во всех этих вратах надлежит поставить судей и стражей — судебную и исполнительную власть, чтобы защитить и укрепить их. Обязанность эта лежит на каждом. Беспечность, когда врата оставляют без охраны и надзора, может очень дорого стоить и будет наказуема.

Судья на основе своих знаний выносит решение, а страж претворяет это решение в жизнь. Такое взаимодействие двух систем должно уберечь человека от прегрешения.

Судья олицетворяет мудрость — он должен хорошо знать, что разрешено законом и что запрещено.

Страж символизирует богобоязненность. Его обязанность — стоять на страже закона и осуществлять решения судьи. Но если, наряду с богобоязненностью, страж еще пытается изобразить из себя приятного человека, то может возникнуть проблема. Например, судья постановил, что подсудимый должен заплатить тысячу шекелей. Он отправляет стража изъять эти деньги и доставить по назначению. Когда блюститель порядка предстает перед осужденным, тот пытается оправдаться, заявляя, что суд не учел важные детали. А закончив перечислять доводы в свою защиту, он как бы вскользь добавляет: «Да и вообще, у меня нет ни гроша в кармане, я не могу себе позволить чашку кофе с круассаном. Откуда мне взять тысячу?». И мягкосердечный полицейский Азулай ограничивается взиманием лишь двухсот шекелей, вместо требуемой тысячи.

Когда у богобоязненности есть подобные изъяны, решения судьи уже не имеют особого значения. И действительно. Какая разница, что решит разум человека, если его сердце все равно это решение смягчит и подстроит его под свои желания?

Допустим, человек (точнее — судья, что внутри него, то есть — его разум) принял решение больше не опаздывать на молитву, которая начинается без четверти семь утра. Положив себе полчаса на сборы, он устанавливает будильник на шесть пятнадцать. И вот будильник звенит, а это значит, что прибыл страж. И человек вступает с ним в переговоры.

— Я очень устал, ведь я поздно лег спать, да и двадцати минут мне вполне хватит за глаза...

И мягкотелый полицейский отступает, он позволяет ему поспать еще десять минут. В итоге, человек приступает к молитве с десятиминутным опозданием.

В Торе читаем: «Судей и стражей поставь себе».

Судей и стражей — вместе. Не разделяй их. После того, как судья вынес решение, не забывай о нем и не полагайся всецело на стража. Он может проявить излишнюю мягкость. Судей и стражей поставь себе, поставь их справа и слева. Пусть надежно охраняют врата и ведут тебя по жизни мудрость и богобоязненность...

 

на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит», в аббревиатуре — «hа-Шла»; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.)

 

 

2. Фальшивые деньги и разбавленное молоко

 

Судьи нужны для того, «чтобы они судили народ судом праведным» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Из поколения в поколение перед судьями стоит задача — докопаться до истины. А она порой так ловко спрятана, что найти ее, казалось бы, нет никакой возможности. Но лучшие умы еврейского народа, проявляя недюжинную смекалку, все же отыскивали ее.

Одним из известнейших судей своего времени был раби Элиягу Хаим Майзель, глава раввинского суда Лодзи (Польша, 1821-1912 гг.). Он обладал глубочайшими познаниями в Торе, был наделен сильными лидерскими качествами и, вместе с тем, имел очень доброе и отзывчивое сердце. Его неиссякаемое стремление к Истине снискало ему уважение и за пределами еврейской общины. Так что, и поляки, жители Лодзи, часто обращались к нему за советом или с просьбой рассудить между тяжущимися сторонами.

Как-то зимним вечером к нему зашел сосед Янек и начал изливать душу. И вот, что он рассказал.

Янек принимал активное участие в польском восстании 1863-64 гг. против власти русского царя. Восстание было подавленно, а его участников сурово покарали. Но лично Янека пока еще возмездие не настигло. Более того, у него оказались, принадлежавшие комитету восставших десять тысяч рублей — очень крупная по тем временам сумма. И он решил сохранить их, не тратя ни копейки из этих общественных денег. Янек опасался, что за ним в любой момент могут прийти и устроить обыск. Поэтому он спрятал деньги не дома, а в заброшенном подвале. Время от времени он проверял сохранность своего клада. И вот, давеча обнаружил его полное отсутствие. Некоторое время он пробовал сжиться с потерей, но понял, что это выше его сил. Если общественные деньги не найдутся, то он либо тронется рассудком, либо наложит на себя руки.

Раввин от всего сердца посочувствовал соседу и спросил, не подозревает ли он кого-нибудь.

— Еще как подозреваю! — оживился Янек, — соседа вашего, Янкеля.

— Почему именно его?

— Он бедный сапожник, семья его вечно голодала, дома, хоть шаром покати, все ходили в рванье с чужого плеча. А сейчас, ишь ты, смотри — жена его в новом платье, детям костюмчики справили, новую мебель начали покупать. Я его прямо спросил: на какие шиши веселье? А он и отвечает, мол, родственник в Англии помер, бездетный и жутко богатый. Свежо придание, да верится с трудом. А, что до меня, так совсем не верится.

— Я постараюсь тебе помочь, — пообещал раввин. — Приходи завтра, а я до тех пор, что-нибудь придумаю.

На этом и распрощались. И рав Элиягу послал за Янкелем-сапожником.

— Я слышал, ты разбогател, — обратился рав Майзель к гостю, после обмена приветствиями. — Почему же ты не приходишь ко мне, чтобы поддержать один из моих благотворительных проектов, как принято среди богачей нашей общины?

— Но, ведь, это еще не поздно исправить?! — ответил Янкель, слегка покраснев.

— Я слышал, ты получил наследство из Англии? А в каком городе, если не секрет, проживал твой родственник и как его звали? Надо будет посвятить урок возвышению его души.

— Вроде, он жил в Лидсе, — гость почему-то начал заикаться.

— Ах, Лидс! Я дружен с их раввином! Обязательно напишу ему.

Раби Элиягу понял, что английский родственник — выдумка. Он сделал знак гостю, чтобы тот приблизился и перешел на шепот.

— Знай, в городе поговаривают, что ты расплачиваешься фальшивыми деньгами. Ты, конечно, ловко наладил производство, но если не позаботишься о безопасном сбыте, то скоро окажешься за решеткой. А у тебя маленькие дети. Подумай о них, если тебе себя не жалко.

— Это не я! Это сосед поляк, Янек. Это все он! Почему я должен страдать из-за него? Да, я не получил наследства, я нашел эти деньги в подвале, в тайнике Янека. Но я не знал, что они фальшивые! Почему теперь я должен идти в тюрьму вместо этого гоя?!

— Принеси сюда деньги, и я подумаю, как тебя спасти.

В считанные минуты на столе рава оказалось все, что осталось от десяти тысяч.

— Деньги настоящие. Только никогда больше не покушайся на то, что тебе не принадлежит! — резюмировал раввин. — Завтра я верну деньги их хозяину.

Так была восстановлена истина в этой истории.

 

на основе комментария рава Элиягу-Хаима Майзеля

(раввин Лодзи, Польша, 1821-1912 гг.)

 

 

3. Твое только то, что Всевышний дает тебе

 

Написано в нашей недельной главе: «Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих, которые Всевышний дает тебе» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Акцент нужно сделать на выражении «дает тебе», — пишет в своем комментарии к книге Дварим (гл. 3, ст. 23) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Человек должен понимать, что все ворота, которые открываются перед ним на его жизненном пути, открываются не потому, что он это заслужил, но — благодаря тому, что Всевышний дает ему, дает в подарок.

Для этого и нужен судья, чтобы выяснить: никаких заслуг нет, человек гол, как сокол - какие заслуги? Даже праведный человек не станет уповать на заслуги, которые возможно у него накопились, но будет просить, чтобы все, что посылает ему Всевышний, имело статус безвозмездного дара.

У каждого колена есть особые, только ему принадлежащие врата. И в Танахе об этом сказано: «И ворота города названы будут по именам колен Израиля... одни ворота — Реувена…» (книга пророка Йехезкеля, гл. 48, ст. 31-32).

Точно так же и у каждого человека есть персональные врата, ведущие к Всевышнему. Через эти ворота Творец ведет распределение благ и посылает человеку то, что считает для него необходимым в данную минуту.

Некоторые любят лазить по чужим подворотням, высматривая и вынюхивая, что там у соседа, в надежде поживиться более зеленой травой и прочими «плюшками». Только и травинки чужой он взять не в состоянии, и способен взять лишь то, что Всевышний дает ему.

Эту мысль призваны донести до него судьи и стражи. Они же призваны направлять его в сторону ворот, с которыми он связан и не пускать к соседским.

Это — одна из самых трудных задач.

«Отворите мне ворота Истины» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 19), — провозглашает человек. Но почему-то порывается открыть ворота соседского участка. Вот, где нужны судьи и стражи.

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) приведено важное правило: по какой дороге хочет идти человек — по той его и ведут. И если человек старается выставить судей и стражей, чтобы охраняли его от попадания на чужую дорогу, то и Свыше его будут направлять так, чтобы исключить подобную ошибку.

Человеку — не следует начинать судить других, пока он не разберется с самим собой. Ведь не зря же написано: «Судей и стражей поставь себе» (начни — с себя).

И еще написано — «во всех вратах твоих».

Слово шаареха (врата твои) можно прочесть и как шиуреха — твои размеры.

Если собираешься судить другого, подходи к нему с твоими размерами, то есть меряй его тем же аршином, которым ты измерял себя. Не будь снисходительным к себе и строгим с другими. Тогда и Всевышний не будет подходить к тебе со всей строгостью...

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 


4. Один раз взял — все последующие суды изолгал

 

В нашей недельной главе дается наставление — «Не бери взяток, потому что взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников» (Дварим, гл. 16, ст. 19).

Когда судья берет взятку, он теряет способность устанавливать истину, и его суд не будет праведным, не будет справедливым.

Разберем это на примере.

Шимон судится с Леви. Ему очень хочется выиграть. Поэтому он подкупает судью, и тот выносит несправедливый приговор.

Шимон торжествует, празднуя победу. Проходит какое-то время, и вот, Шимон и Леви снова встречаются в суде. Их тяжбу разбирает тот же судья.

На этот раз Шимон поскупился на взятку, он уверен, что все и так кончится в его пользу. Но судья принимает сторону Леви, и Шимон с треском проигрывает по всем статьям.

Но он-то знает, что ранее судья был подкуплен. В глазах Шимона этот судья утратил весь свой лоск и величие. Взятка низвергла его с пьедестала вершителей судеб. Теперь, что бы ни постановил когда-то подкупленный судья, для Шимона это будет выглядеть ложью и враньем.

Мы видим, что взятка влияет не только на конкретный процесс, в рамках которого она дана, но и на все последующие. Сперва она ослепляет глаза подкупленному судье. А в последующих процессах — извращает слова правды, делегитимирует саму суть справедливого суда.

Чтобы в суде торжествовала истина, Тора призывает нас вместо того, чтобы давать или принимать взятки, стремиться к справедливости (Дварим, гл. 16, ст. 20).

Взятка, даже самая незначительная, пагубно сказывается не только на судье, но вообще на любом человеке, лишая его способности рассуждать здраво.

У жителей одного местечка возник конфликт с жителями соседней общины. Было решено, что интересы каждой из сторон будет представлять раввин. И оба раввина предстанут перед судьей, который и определит, кто прав.

В одной из этих общин жил известный раввин — раби Шабтай Ашкенази, которого больше знали под именем Шах, который написал книгу Шифтей коэн.

Вторую общину представлял раввин из другого города, знаток Торы.

Судья выслушал претензии обоих представителей и вынес решение не в пользу рава Ашкенази.

— Но, ведь, в Талмуде описана схожая ситуация! — удивился раби Шабтай. — И решение совпадает с нашей претензией.

— Ничего подобного! — парировал судья. — Да будет тебе известно, что эта ситуация из Талмуда подробно разобрана в недавно вышедшей книге Шифтей коэн, и ее автор делает вывод, прямо противоположный твоему.

Раби Ашкенази был поражен, но все же взял себя в руки, и объяснил окружившим его соратникам:

— Поскольку я живу на территории вашего местечка, а претензии материальные, то я — заинтересованное лицо. Выходит, что я как бы подкуплен. Так даже эта микроскопическая взятка оказывает самое разрушительное воздействие. И я уже забыл, что написал в своей же книге. Меня сразили моим же аргументом...

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

и рава Бенциона Аба Шауля

(автор книги «Ор ле-Цийон», Израиль, 1924-1998 гг.)

 

 

5. Не перенимать чужие обычаи

 

Написано в нашей недельной главе: «Не сажай у себя кумирного дерева, никакого дерева при мизбеахе (в условном переводе — жертвенник) Всевышнего твоего, который сделаешь себе, не сажай» (Дварим, гл. 16, ст. 21).

В те времена был очень распространен языческий культ, в котором деревья играли важную роль. Кумирное дерево, или на языке Торы — ашера, служило объектом поклонения у народов, населяющих Кенаан, страну, которую Всевышний предназначил сынам Израиля.  

Тора учит нас, что нельзя уподобляться народам мира не только в запрещенном, но и вообще — нельзя перенимать любые их обычаи.

Ашера — под абсолютным запретом, ибо она — объект идолопоклонства. И в этом нет ничего удивительного — язычество никак не может вписаться в еврейское мировоззрение.

Но Тора не останавливается на этом запрете, она идет дальше.

Возле мизбеаха (в условном переводе — жертвенник) запрещено сажать, даже самое безобидное деревцо — например, заурядную яблоню, не имеющую никакого отношения к ашере. Ей никто и не думает поклоняться — ее сажают для красоты или тени. И помещать ее рядом с мизбеахом запрещено лишь потому, что кенаанские народы любили сажать деревья рядом со своими жертвенниками.

Мы видим, что Тора старается оградить сынов Израиля от следования чужим обычаям — даже в тех случаях, когда это не связано с чем-то запрещенным.

Отличный праздник новый год, горячо любимый выходцами из бывшего СССР. Сколько копьев сломано в попытке выяснить, можно ли его праздновать! Однако, даже если выяснится, что в этом праздновании нет ничего предосудительного — его все равно нельзя разрешить, потому что это нееврейский обычай, совершенно чуждый еврею.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 7) говорится, что назначение неподходящего судьи подобно насаждению ашеры в Израиле. Как сказано: «Не сажай у себя ашеры, никакого дерева».

  Но какая связь между судьей и ашерой?

Когда человек берет дорогое золото и выплавляет из него распятье, шестирукого шиву или какого-нибудь другого идола — тут хотя бы все понятно, кто есть кто.

Ашра же, по сути своей, являясь идолом — выглядит, как обычное дерево, с ветвями и листьями. Присевший под его сень усталый путник может и не знать, что отдыхает в языческой молельне.

Также и продажный судья. На нем — добротно скроенный фрак, у него шикарная белая пышная борода, он подолгу молится, сыплет цитатами из Талмуда. Непосвященный человек — никогда не догадается, что перед ним не праведник, подобный цветущей пальме, но — мерзкая ашера.

Взяточничество — не еврейское изобретение. У нас оно — под полным запретом. Только законченный циник и лицемер способен переступить через этот запрет.

Когда судья берет взятку, он мгновенно превращается в ашеру. Когда еврей следует чужим обычаям, вроде бы не связанным с нарушением запретов — процесс его превращения в ашеру просто растягивается во времени...

 

на основе комментария раби Хаима из Бриска

(рав Хаим Соловейчик, один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Чему должно научить посланное Творцом испытание?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля