Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ШЕМОТ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.
Почему глава так
называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена
на иврите — шемот.
Обсуждение
главы
Шемот
1.
Кем лучше быть — мудрецом или неучем?
После смерти
Йосефа и всех его братьев жизнь евреев в Египте приняла новый оборот.
Одним из
ключевых изменений стал резкий всплеск рождаемости. Как сказано: «А сыны Израиля
плодились и размножались и стали очень многочисленны» (Шемот, гл.
1, ст. 7).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Танаха Шир
hа-Ширим,
гл. 1) рассказывается такая история.
Однажды,
когда раби Иегуда
hа-Наси
(редактор текста Мишны, начало 3-го века)
разъяснял людям Тору, они начали засыпать. Тогда он, чтобы пробудить их и
привлечь внимание к тому, что он рассказывает, сказал: «А вы знаете, что одна
женщина в Египте за раз родила шестьсот тысяч? Не удивляйтесь. Эту женщину звали
Йохевед. Она была матерью Моше, который один равнялся шестистам тысячам».
Тут возникают
вопросы. Почему именно на уроке у раби Иегуды народ начал дремать? И почему он
решил разбудить их историей о Моше?
Говорится в
Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 33), что после того, как раби
Иегуда
hа-Наси
составил Мишну, все бросились ее обсуждать и истолковывать — словом, создавать
Гемару (Мишна и Гемара вместе образуют Талмуд).
На это людей
подвигли слова пророка: «Объяви народу Моему преступность их, и дому Яакова —
промахи их» (Талмуд, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 1).
«Народ
Всевышнего» — это мудрецы Торы. Они, конечно же, не допускают ошибки
сознательно. Только по ошибке, случайно, они могут что-то нарушить. И если они
не обучают простых, малообразованных людей премудростям Торы, эта случайная
оплошность будет им засчитана на Небесах, как полновесное прегрешение.
Так и нужно
понимать слова Йешаягу — «Объяви народу Моему преступность их».
«Дом Яакова»
— простые люди, народ. Они, конечно же, нарушают законы Торы и даже весьма
серьезно, но у них есть смягчающие обстоятельства. Им не разъясняли Мишну, не
объясняли толком правила и законы. Поэтому они хоть и, как говорится, «наломали
дров», но Всевышний снял с них значительную часть ответственности и переложил ее
на мудрецов Торы. И рассматривает их провинности, как промахи, сделанные
неосознанно, по незнанию, по ошибке.
Но если так,
то предпочтительнее, пожалуй, быть неучем. Ведь с них Творец снимает тяжесть
вины. Тогда как мудрецом быть не выгодно — слишком высока ответственность.
Впрочем, и у
мудреца есть возможность избежать повышенного усиления наказания.
Написано в
Талмуде (трактат Йома, лист 84), что тот, кто обучает Торе широкие
слои населения — сам не нарушит ее законов и убережет от нарушения других.
Моше обучал
Торе весь народ Израиля, и поэтому один равнялся шестистам тысяч (такова была
численность взрослых мужчин вышедших из Египетского рабства).
Теперь мы
можем лучше понять, о чем сказано в Мидраше и сумеем ответить на поставленные
вопросы.
Когда раби
Иегуда
hа-Наси
составил, отредактировал и записал Мишну, все загорелись интересом и желанием
дополнить ее и разъяснить — чтобы получилась Гемара.
Но вот,
истолковали сказанное пророком — «Объяви народу Моему преступность их и дому
Яакова — промахи их». И стало известно о высокой ответственности мудрецов Торы и
о поблажках для неучей. Тогда многие решили, что им выгоднее оставаться
необразованными. И тут же, утратив интерес к учебе, они начали засыпать.
Раби Иегуда
понял, что людей нужно будить. Тогда он рассказал им, еще сонным, о том, что
Моше приравнивается к шестистам тысячам, потому что обучал их Торе. А кто
обучает Торе — и сам не нарушит ее законов и убережет от нарушения других.
Следовательно, изучать Тору и обучать ее законам других — лучше, нежели дремать,
позевывая, пребывая в неведении, и надеяться на списание долгов.
Значит,
мудрец Торы предпочтительнее неуча.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша – Германия, первая половина 18-го века)
2.
Политические расследования в древнем Египте
Написано в
нашей недельной главе: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»
(Шемот, гл. 1, ст. 8).
В своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что выражение «новый
царь» можно понимать и буквально (новый правитель) и иносказательно (прежний
царь издал новые указы, то есть, выражаясь современным языком — изменил
политический курс).
Вполне
возможно, что в процитированной выше фразе подразумевались обе причины,
названные Раши. Чтобы лучше разобраться в ситуации — надо вспомнить предысторию.
Йосеф в
течение 80-ти лет был фактическим правителем Египта. Он добился небывалого
подъема в экономике. Страна при нем процветала. И каждый житель ощущал это
процветание. У всех был достаток. Люди жили себе припеваючи. Так как же
египетский фараон мог не знать Йосефа?
Однако
сначала нужно выяснить, откуда он его знал?
Фараону о
Йосефе впервые доложил придворный виночерпий. Об этом в Торе читаем: «И там с
нами был юноша еврей, раб начальника палачей» (Берешит, гл. 41,
ст. 12).
По египетским
законам, как пишет Раши, раб не мог стать правителем и не имел права облачаться
в платье вельмож.
В Египте
действовал закон, согласно которому, раб не мог править. Но Йосеф же правил!
На каком
основании?
Ответ прост:
если очень нужно — на что-то можно закрыть глаза. Особенно — в стране с
авторитарным режимом.
Таким
образом, Йосеф получил свой высокий пост в нарушение египетских законов. И
египтяне пошли на это ради собственной выгоды.
Когда Фараон
поручил Йосефу руководить хозяйством страны, наверняка нашлись "знатоки закона"
и "правдолюбцы", которые указали ему на то, что в Египте невозможно назначить
раба на руководящую должность. Но фараон нашел, что им ответить. Он объяснил,
что раба (пусть даже и бывшего) не ставят управлять, потому что человек, став
рабом, утрачивает человеческое достоинство. Но Йосеф оказался в рабстве по
ошибке. Его рабство — не сломило.
Фараон
произносит сакраментальную фразу: «Найдем ли мы еще такого, мужа, в котором дух
Всевышнего?» (Берешит, гл. 41, ст. 38).
Слово «муж»
(в оригинале, разумеется) отмечено знаком констелляции, который называется «закеф
гадоль». Закеф означает — разгибаться, распрямлять спину.
Так вот,
фараон как бы говорит своим подданным: «Мы помогаем распрямиться и подняться во
весь рост человеку, который сам по себе — велик (гадоль),
государственному мужу, а не какой-то мелочи. Ведь, в противном случае, над
словом «муж» стоял бы знак «закеф катон» (распрямить мелкого).
Проходит 80
лет, за которые Йосеф сполна оправдывает надежды фараона. Но вот, он умирает. И
тогда поднимается фараон — новый или прежний — и громогласно заявляет: «Именем
закона! Я желаю выяснить, каким образом, Йосеф стал высокопоставленным
вельможей? Кто способствовал его противозаконному возвышению?».
Фараон
создает следственную комиссию, чтобы расследовала это дело, выявила виновных и
строго их покарала.
Комиссия,
конечно же, никого не находит. Ведь кроме фараона — винить некого.
Тогда фараон
спасает положение, предлагая не упоминать ни Йосефа, ни его достижения.
Вот вам и
новый (или не очень) фараон с новыми (точнее обновленными, вытащенными из-под
сукна) указами.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3.
Считается ли новым основательно обновленный
Все беды
евреев в Египте начались с новой «метлы», которая, как известно, и метет
по-новому. Точнее — с нового фараона. Как сказано: «И встал новый царь над
Египтом, который не знал Йосефа» (Шемот, гл. 1, ст. 8).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что выражение «новый царь» можно понимать буквально — воцарение
нового правителя. А можно — иносказательно: фараон остался прежним, новыми были
только его указы. То есть произошло обновление политики в отношении к евреям.
Невозможно
себе представить, чтобы один и тот же человек сначала был добр к евреям, а потом
вдруг стал их злейшим врагом. Понятно, что столь разительные перемены должны
были иметь серьезные причины.
Попытаемся в
них разобраться.
Итак, один из
вариантов — прежний, доброжелательный фараон скончался, и на смену ему пришел
жуткий антисемит.
Второй —
фараон всегда был таким. Просто вначале, когда ему было выгодно — он удачно
притворялся добреньким, а потом — перестал. И это — не блажь и не прихоть.
Фараон твердо шел к своей цели, используя разные методы ее достижения.
Его цель —
уничтожить, извести еврейский народ, ни больше, ни меньше.
Вначале
фараон использовал пряник, но потом взялся за кнут. Он приближал сынов Израиля,
чтобы приобщить их к египетской культуре, совершенно чуждой евреям. И когда те
начали поклоняться египетским богам и активно включились в общественную жизнь,
фараон понял, что пришло время от духовного уничтожения перейти к физическому.
Интересно,
что за всю последующую историю нашего народа менялись страны, менялись фараоны,
но их цели и задачи всегда оставались неизменными — духовное и/или физическое
уничтожение.
К примеру, в
20-м веке в странах Европы евреев уничтожали физически, а в Америке — духовно.
В СССР в
начале 30-х годов в синагогах еще можно было встретить выдающихся знатоков Торы.
Но уже через 50 лет ситуация коренным образом изменилась. Не в лучшую сторону.
В США в
начале 20-го века еврейство было духовной пустыней.
Возникает
вопрос: есть ли практическая разница между сменой фараона и сменой доктрины
прежним фараоном?
Не такая уж
заметная, надо сказать.
Один человек
продал другому новый дом. Только на поверку дом оказался не совсем новый, но —
как новый. Таким «новым» он стал после евроремонта, на что и указал покупатель.
Но ведь и в
Торе сказано, что в Египте «встал новый царь». И Раши объяснил, что вполне
возможно, в данном случае подразумевается, что не царь — новый, что новые — его
указы. Да и они, как мы выяснили, могут быть не новыми, но — хорошо забытыми
старыми.
В общем,
основательно обновленный дом, тоже можно назвать новым.
И раз мы уже
заговорили о доме — как тут не вспомнить один из законов о призыве на воинскую
службу. Точнее — об освобождении от нее.
Написано в
Торе: «Кто построил новый дом и не обновил его — пусть пойдет и возвратится в
свой дом; чтобы не умер он на войне, и другой не обновил бы его» (Дварим,
гл.20, ст.5).
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своем комментарии
на Мишну указывает, что для освобождения от воинской службы, не обязательно
строить совершенно новый дом — достаточно основательно обновить прежний. Так,
человек, разрушивший свой дом и на его месте выстроивший точно такой же, на
войну не пойдет.
Выходит,
когда в Торе говорится о чем-то новом — это не всегда абсолютно новое. Тут может
подразумеваться и кардинально обновленное.
на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора
(автор книги «Торат Хаим», Галиция, конец 16-го — первая половина 17-го вв.)
4.
Бааль тешува
подобен новому царю
В нашей
недельной главе говорится о начале тяжелых для евреев времен. И мы читаем: «И
встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа» (Шемот, гл.
1, ст. 8).
В Талмуде
(трактат Сота, лист 11.) Учителя обсуждают вопрос: о ком идет речь
— об абсолютно новом царе, совершенно другом человеке, или же подразумевается
прежний фараон, но его мировоззрение стало иным и, как следствие, появились
новые указы и законы? Быть может, в Торе он назван «новым царем», потому что в
нем произошли кардинальные перемены?
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в законах о
тешуве (раскаянии и возвращение на путь, указанный Всевышним) отмечает, что
тот, кто когда-то жил по-еврейски, а потом оставил еврейский образ жизни, но
через какое-то время по всем правилам совершил тешуву (в нашей традиции
такой человек называется бааль тешува) — становится другим человеком. Ему
прощаются прошлые нарушения — так, будто их никогда не было. И если царь,
который в корне изменил свое мировоззрение, зовется «новым царем» — то и
бааль тешува, оставивший путь зла и вставший на дорогу Торы и заповедей,
конечно же, становится новым творением.
Исходя из
этого, рассмотрим высказывание Моше, произнесенное им в разгаре конфликта с
Корахом.
«Если смертью
всякого человека умрут эти, — сказал Моше, — и предрешенное всякому человеку
постигнет их, то не Всевышний послал меня» (Бамидбар, гл. 16, ст.
29).
На первый
взгляд может показаться, что Моше, говоря так, подвергает себя немалому риску.
Ведь Корах и его сообщники могли тут же раскаяться, сделать тешуву, и
тогда, вместо отпетых злодеев, перед сынами Израиля предстанут нормальные люди,
живущие нормальной жизнью, которым уготована самая обычная смерть.
Что тогда
подумают о Моше? Что он — не посланник Всевышнего?
На самом же
деле, Моше всегда быль осторожен в своих высказываниях и точен в формулировках.
Если бы Корах и его единомышленники вернулись к Творцу, они перестали бы быть
прежними. Ведь тешува «этих» превратили бы их в других. Моше же говорил —
«эти умрут». Но их больше не было бы, в результате тешувы они полностью
изменились бы. Значит, и умирать сверхъестественной смертью, уготованной злодеям
— некому.
Теперь
вернемся к нашей фразе о новом царе. Точнее — к тому, что говорится о нем в
Талмуде.
Мы видели,
что Учителя рассматривают два возможных варианта. Продемонстрируем, что они не
вступают в противоречие, но лишь дополняют друг друга.
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) говорится, что то, что евреи
начали играть заметную роль в культуре и экономике Египта, вызвало зависть у
исконной египетской знати. И представители элиты потребовали, чтобы фараон
«решил еврейский вопрос».
Однако фараон
отказался притеснять сынов Израиля. Тогда его отстранили от управления страной.
Через три
месяца он сломался и согласился возглавить борьбу с еврейским засильем. Тогда
его вернули на трон. Об этом и написано в Торе — «встал новый царь над Египтом».
И
действительно. Ведь в Торе не сообщается, что стало с прежним царем. Нигде не
написано, что он умер. Сказано только, что пришел новый.
Причем,
говорить, что вернулся прежний царь — было бы некорректным. Ибо это был уже
другой человек — с новыми взглядами, принципами, мировоззрением.
Если человек,
раньше нарушавший законы Торы, решает строить свою жизнь в соответствии с
заповедями Творца, его называют — бааль тешува и воспринимают как нового,
появившегося впервые.
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
5.
Как справиться с новым
Написано в
нашей недельной главе: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»
(Шемот, гл. 1, ст. 8).
Объясняя, что
означает употребленное здесь выражение «новый царь», Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) приводят слова пророка:
«Всевышнему изменили они, ибо чужих детей породили; теперь пожрет их новый
вместе с уделом их» (Танах, книга пророка Ошеа, гл. 5, ст. 7).
Подразумевается, что после смерти Йосефа, евреи решили стать похожими на
египтян, среди которых они жили. Они нарушили союз обрезания — изменили
Всевышнему, перестали обрезать своих детей («чужих детей породили»). Поэтому —
«пожрет их новый».
Что это за
новый?
Новый царь
Египта, который вплотную займется «решением еврейского вопроса».
Как этот
египетский «новый», спрашивается — мог угрожать сынам Израиля? Ведь написано в
Танахе (Коэлет, гл. 1, ст. 9) — «нет ничего нового под солнцем».
То есть ничто
«под солнцем» — не властно над сынами Израиля, находящимися в духовном плане
значительно выше. Но измена Всевышнему, отказ от союза обрезания сбросили их
вниз — туда, где хозяйничает своими кровавыми ручищами новый египетский царь. А
его намерения — «сожрать» всех.
Когда сыны
Израиля решили прилепиться не к египтянам с их распутными нравами и
идолопоклонством, но — к Всевышнему и к Его Торе, когда они изъявили желание
следовать за Творцом, куда бы Он их ни повел, хоть в пустыню, на землю
незасеянную — Творец отдал и фараона, и его гвардию, и все богатство Египта в
руки Своих сыновей. Как сказано: «Месяц (в оригинале — «ходеш») этот —
вам» (Шемот, гл. 12, ст. 2). Слово «ходеш» можно прочесть и
как — «хадаш» (новый). Тогда получится: «Этот новый - вам!».
Таким будет
конец каждого, кто пытается воевать против Всевышнего и Его народа.
Еще следует
отметить, что в словосочетании «который не знал Йосефа», слово «йосеф»
можно писать и с маленькой буквы. Это — не только имя, оно используется и в
значении — «прибавляет». К примеру, в Теилим (Псалмы царя Давида)
мы читаем: «Прибавляет (в оригинале — йосеф) Всевышний вам, вам и вашим
сыновьям. Благословенны вы перед Ним» (гл. 115, ст. 14-15).
То есть,
факту, что евреи плодились и размножались в Египте с невероятной скоростью,
невозможно дать какое-то медицинское или физиологическое объяснение. Такое
происходило только потому, что «Всевышний прибавляет вам».
Написано, что
сыны Израиля в Египте «плодились и размножались и стали очень многочисленны» (Шемот,
гл. 1, ст. 7). А в Мидраше разъясняется, что женщины за раз рожали по шесть
детей.
Этот феномен
привлек внимание фараона. Он пытался понять — за счет чего происходит такой
всплеск рождаемости?
Возможно, он
изучал гены, проверял наследственность... Но истинная причина осталась от него
скрытой. Он так и не понял, что это Всевышний добавляет (йосеф). Поэтому
и сказано — «который не знал йосефа (о добавлении)» — о добавлении,
которым занимался Сам Творец мира.
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
рава Шломо Левинштейна
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ШЕМОТ»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.
Почему глава так
называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена
на иврите — шемот.
Обсуждение
главы
Шемот
1.
Кем лучше быть — мудрецом или неучем?
После смерти
Йосефа и всех его братьев жизнь евреев в Египте приняла новый оборот.
Одним из
ключевых изменений стал резкий всплеск рождаемости. Как сказано: «А сыны Израиля
плодились и размножались и стали очень многочисленны» (Шемот, гл.
1, ст. 7).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Танаха Шир
hа-Ширим,
гл. 1) рассказывается такая история.
Однажды,
когда раби Иегуда
hа-Наси
(редактор текста Мишны, начало 3-го века)
разъяснял людям Тору, они начали засыпать. Тогда он, чтобы пробудить их и
привлечь внимание к тому, что он рассказывает, сказал: «А вы знаете, что одна
женщина в Египте за раз родила шестьсот тысяч? Не удивляйтесь. Эту женщину звали
Йохевед. Она была матерью Моше, который один равнялся шестистам тысячам».
Тут возникают
вопросы. Почему именно на уроке у раби Иегуды народ начал дремать? И почему он
решил разбудить их историей о Моше?
Говорится в
Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 33), что после того, как раби
Иегуда
hа-Наси
составил Мишну, все бросились ее обсуждать и истолковывать — словом, создавать
Гемару (Мишна и Гемара вместе образуют Талмуд).
На это людей
подвигли слова пророка: «Объяви народу Моему преступность их, и дому Яакова —
промахи их» (Талмуд, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 1).
«Народ
Всевышнего» — это мудрецы Торы. Они, конечно же, не допускают ошибки
сознательно. Только по ошибке, случайно, они могут что-то нарушить. И если они
не обучают простых, малообразованных людей премудростям Торы, эта случайная
оплошность будет им засчитана на Небесах, как полновесное прегрешение.
Так и нужно
понимать слова Йешаягу — «Объяви народу Моему преступность их».
«Дом Яакова»
— простые люди, народ. Они, конечно же, нарушают законы Торы и даже весьма
серьезно, но у них есть смягчающие обстоятельства. Им не разъясняли Мишну, не
объясняли толком правила и законы. Поэтому они хоть и, как говорится, «наломали
дров», но Всевышний снял с них значительную часть ответственности и переложил ее
на мудрецов Торы. И рассматривает их провинности, как промахи, сделанные
неосознанно, по незнанию, по ошибке.
Но если так,
то предпочтительнее, пожалуй, быть неучем. Ведь с них Творец снимает тяжесть
вины. Тогда как мудрецом быть не выгодно — слишком высока ответственность.
Впрочем, и у
мудреца есть возможность избежать повышенного усиления наказания.
Написано в
Талмуде (трактат Йома, лист 84), что тот, кто обучает Торе широкие
слои населения — сам не нарушит ее законов и убережет от нарушения других.
Моше обучал
Торе весь народ Израиля, и поэтому один равнялся шестистам тысяч (такова была
численность взрослых мужчин вышедших из Египетского рабства).
Теперь мы
можем лучше понять, о чем сказано в Мидраше и сумеем ответить на поставленные
вопросы.
Когда раби
Иегуда
hа-Наси
составил, отредактировал и записал Мишну, все загорелись интересом и желанием
дополнить ее и разъяснить — чтобы получилась Гемара.
Но вот,
истолковали сказанное пророком — «Объяви народу Моему преступность их и дому
Яакова — промахи их». И стало известно о высокой ответственности мудрецов Торы и
о поблажках для неучей. Тогда многие решили, что им выгоднее оставаться
необразованными. И тут же, утратив интерес к учебе, они начали засыпать.
Раби Иегуда
понял, что людей нужно будить. Тогда он рассказал им, еще сонным, о том, что
Моше приравнивается к шестистам тысячам, потому что обучал их Торе. А кто
обучает Торе — и сам не нарушит ее законов и убережет от нарушения других.
Следовательно, изучать Тору и обучать ее законам других — лучше, нежели дремать,
позевывая, пребывая в неведении, и надеяться на списание долгов.
Значит,
мудрец Торы предпочтительнее неуча.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша – Германия, первая половина 18-го века)
2.
Политические расследования в древнем Египте
Написано в
нашей недельной главе: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»
(Шемот, гл. 1, ст. 8).
В своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что выражение «новый
царь» можно понимать и буквально (новый правитель) и иносказательно (прежний
царь издал новые указы, то есть, выражаясь современным языком — изменил
политический курс).
Вполне
возможно, что в процитированной выше фразе подразумевались обе причины,
названные Раши. Чтобы лучше разобраться в ситуации — надо вспомнить предысторию.
Йосеф в
течение 80-ти лет был фактическим правителем Египта. Он добился небывалого
подъема в экономике. Страна при нем процветала. И каждый житель ощущал это
процветание. У всех был достаток. Люди жили себе припеваючи. Так как же
египетский фараон мог не знать Йосефа?
Однако
сначала нужно выяснить, откуда он его знал?
Фараону о
Йосефе впервые доложил придворный виночерпий. Об этом в Торе читаем: «И там с
нами был юноша еврей, раб начальника палачей» (Берешит, гл. 41,
ст. 12).
По египетским
законам, как пишет Раши, раб не мог стать правителем и не имел права облачаться
в платье вельмож.
В Египте
действовал закон, согласно которому, раб не мог править. Но Йосеф же правил!
На каком
основании?
Ответ прост:
если очень нужно — на что-то можно закрыть глаза. Особенно — в стране с
авторитарным режимом.
Таким
образом, Йосеф получил свой высокий пост в нарушение египетских законов. И
египтяне пошли на это ради собственной выгоды.
Когда Фараон
поручил Йосефу руководить хозяйством страны, наверняка нашлись "знатоки закона"
и "правдолюбцы", которые указали ему на то, что в Египте невозможно назначить
раба на руководящую должность. Но фараон нашел, что им ответить. Он объяснил,
что раба (пусть даже и бывшего) не ставят управлять, потому что человек, став
рабом, утрачивает человеческое достоинство. Но Йосеф оказался в рабстве по
ошибке. Его рабство — не сломило.
Фараон
произносит сакраментальную фразу: «Найдем ли мы еще такого, мужа, в котором дух
Всевышнего?» (Берешит, гл. 41, ст. 38).
Слово «муж»
(в оригинале, разумеется) отмечено знаком констелляции, который называется «закеф
гадоль». Закеф означает — разгибаться, распрямлять спину.
Так вот,
фараон как бы говорит своим подданным: «Мы помогаем распрямиться и подняться во
весь рост человеку, который сам по себе — велик (гадоль),
государственному мужу, а не какой-то мелочи. Ведь, в противном случае, над
словом «муж» стоял бы знак «закеф катон» (распрямить мелкого).
Проходит 80
лет, за которые Йосеф сполна оправдывает надежды фараона. Но вот, он умирает. И
тогда поднимается фараон — новый или прежний — и громогласно заявляет: «Именем
закона! Я желаю выяснить, каким образом, Йосеф стал высокопоставленным
вельможей? Кто способствовал его противозаконному возвышению?».
Фараон
создает следственную комиссию, чтобы расследовала это дело, выявила виновных и
строго их покарала.
Комиссия,
конечно же, никого не находит. Ведь кроме фараона — винить некого.
Тогда фараон
спасает положение, предлагая не упоминать ни Йосефа, ни его достижения.
Вот вам и
новый (или не очень) фараон с новыми (точнее обновленными, вытащенными из-под
сукна) указами.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3.
Считается ли новым основательно обновленный
Все беды
евреев в Египте начались с новой «метлы», которая, как известно, и метет
по-новому. Точнее — с нового фараона. Как сказано: «И встал новый царь над
Египтом, который не знал Йосефа» (Шемот, гл. 1, ст. 8).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что выражение «новый царь» можно понимать буквально — воцарение
нового правителя. А можно — иносказательно: фараон остался прежним, новыми были
только его указы. То есть произошло обновление политики в отношении к евреям.
Невозможно
себе представить, чтобы один и тот же человек сначала был добр к евреям, а потом
вдруг стал их злейшим врагом. Понятно, что столь разительные перемены должны
были иметь серьезные причины.
Попытаемся в
них разобраться.
Итак, один из
вариантов — прежний, доброжелательный фараон скончался, и на смену ему пришел
жуткий антисемит.
Второй —
фараон всегда был таким. Просто вначале, когда ему было выгодно — он удачно
притворялся добреньким, а потом — перестал. И это — не блажь и не прихоть.
Фараон твердо шел к своей цели, используя разные методы ее достижения.
Его цель —
уничтожить, извести еврейский народ, ни больше, ни меньше.
Вначале
фараон использовал пряник, но потом взялся за кнут. Он приближал сынов Израиля,
чтобы приобщить их к египетской культуре, совершенно чуждой евреям. И когда те
начали поклоняться египетским богам и активно включились в общественную жизнь,
фараон понял, что пришло время от духовного уничтожения перейти к физическому.
Интересно,
что за всю последующую историю нашего народа менялись страны, менялись фараоны,
но их цели и задачи всегда оставались неизменными — духовное и/или физическое
уничтожение.
К примеру, в
20-м веке в странах Европы евреев уничтожали физически, а в Америке — духовно.
В СССР в
начале 30-х годов в синагогах еще можно было встретить выдающихся знатоков Торы.
Но уже через 50 лет ситуация коренным образом изменилась. Не в лучшую сторону.
В США в
начале 20-го века еврейство было духовной пустыней.
Возникает
вопрос: есть ли практическая разница между сменой фараона и сменой доктрины
прежним фараоном?
Не такая уж
заметная, надо сказать.
Один человек
продал другому новый дом. Только на поверку дом оказался не совсем новый, но —
как новый. Таким «новым» он стал после евроремонта, на что и указал покупатель.
Но ведь и в
Торе сказано, что в Египте «встал новый царь». И Раши объяснил, что вполне
возможно, в данном случае подразумевается, что не царь — новый, что новые — его
указы. Да и они, как мы выяснили, могут быть не новыми, но — хорошо забытыми
старыми.
В общем,
основательно обновленный дом, тоже можно назвать новым.
И раз мы уже
заговорили о доме — как тут не вспомнить один из законов о призыве на воинскую
службу. Точнее — об освобождении от нее.
Написано в
Торе: «Кто построил новый дом и не обновил его — пусть пойдет и возвратится в
свой дом; чтобы не умер он на войне, и другой не обновил бы его» (Дварим,
гл.20, ст.5).
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своем комментарии
на Мишну указывает, что для освобождения от воинской службы, не обязательно
строить совершенно новый дом — достаточно основательно обновить прежний. Так,
человек, разрушивший свой дом и на его месте выстроивший точно такой же, на
войну не пойдет.
Выходит,
когда в Торе говорится о чем-то новом — это не всегда абсолютно новое. Тут может
подразумеваться и кардинально обновленное.
на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора
(автор книги «Торат Хаим», Галиция, конец 16-го — первая половина 17-го вв.)
4.
Бааль тешува
подобен новому царю
В нашей
недельной главе говорится о начале тяжелых для евреев времен. И мы читаем: «И
встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа» (Шемот, гл.
1, ст. 8).
В Талмуде
(трактат Сота, лист 11.) Учителя обсуждают вопрос: о ком идет речь
— об абсолютно новом царе, совершенно другом человеке, или же подразумевается
прежний фараон, но его мировоззрение стало иным и, как следствие, появились
новые указы и законы? Быть может, в Торе он назван «новым царем», потому что в
нем произошли кардинальные перемены?
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в законах о
тешуве (раскаянии и возвращение на путь, указанный Всевышним) отмечает, что
тот, кто когда-то жил по-еврейски, а потом оставил еврейский образ жизни, но
через какое-то время по всем правилам совершил тешуву (в нашей традиции
такой человек называется бааль тешува) — становится другим человеком. Ему
прощаются прошлые нарушения — так, будто их никогда не было. И если царь,
который в корне изменил свое мировоззрение, зовется «новым царем» — то и
бааль тешува, оставивший путь зла и вставший на дорогу Торы и заповедей,
конечно же, становится новым творением.
Исходя из
этого, рассмотрим высказывание Моше, произнесенное им в разгаре конфликта с
Корахом.
«Если смертью
всякого человека умрут эти, — сказал Моше, — и предрешенное всякому человеку
постигнет их, то не Всевышний послал меня» (Бамидбар, гл. 16, ст.
29).
На первый
взгляд может показаться, что Моше, говоря так, подвергает себя немалому риску.
Ведь Корах и его сообщники могли тут же раскаяться, сделать тешуву, и
тогда, вместо отпетых злодеев, перед сынами Израиля предстанут нормальные люди,
живущие нормальной жизнью, которым уготована самая обычная смерть.
Что тогда
подумают о Моше? Что он — не посланник Всевышнего?
На самом же
деле, Моше всегда быль осторожен в своих высказываниях и точен в формулировках.
Если бы Корах и его единомышленники вернулись к Творцу, они перестали бы быть
прежними. Ведь тешува «этих» превратили бы их в других. Моше же говорил —
«эти умрут». Но их больше не было бы, в результате тешувы они полностью
изменились бы. Значит, и умирать сверхъестественной смертью, уготованной злодеям
— некому.
Теперь
вернемся к нашей фразе о новом царе. Точнее — к тому, что говорится о нем в
Талмуде.
Мы видели,
что Учителя рассматривают два возможных варианта. Продемонстрируем, что они не
вступают в противоречие, но лишь дополняют друг друга.
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) говорится, что то, что евреи
начали играть заметную роль в культуре и экономике Египта, вызвало зависть у
исконной египетской знати. И представители элиты потребовали, чтобы фараон
«решил еврейский вопрос».
Однако фараон
отказался притеснять сынов Израиля. Тогда его отстранили от управления страной.
Через три
месяца он сломался и согласился возглавить борьбу с еврейским засильем. Тогда
его вернули на трон. Об этом и написано в Торе — «встал новый царь над Египтом».
И
действительно. Ведь в Торе не сообщается, что стало с прежним царем. Нигде не
написано, что он умер. Сказано только, что пришел новый.
Причем,
говорить, что вернулся прежний царь — было бы некорректным. Ибо это был уже
другой человек — с новыми взглядами, принципами, мировоззрением.
Если человек,
раньше нарушавший законы Торы, решает строить свою жизнь в соответствии с
заповедями Творца, его называют — бааль тешува и воспринимают как нового,
появившегося впервые.
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
5.
Как справиться с новым
Написано в
нашей недельной главе: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»
(Шемот, гл. 1, ст. 8).
Объясняя, что
означает употребленное здесь выражение «новый царь», Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) приводят слова пророка:
«Всевышнему изменили они, ибо чужих детей породили; теперь пожрет их новый
вместе с уделом их» (Танах, книга пророка Ошеа, гл. 5, ст. 7).
Подразумевается, что после смерти Йосефа, евреи решили стать похожими на
египтян, среди которых они жили. Они нарушили союз обрезания — изменили
Всевышнему, перестали обрезать своих детей («чужих детей породили»). Поэтому —
«пожрет их новый».
Что это за
новый?
Новый царь
Египта, который вплотную займется «решением еврейского вопроса».
Как этот
египетский «новый», спрашивается — мог угрожать сынам Израиля? Ведь написано в
Танахе (Коэлет, гл. 1, ст. 9) — «нет ничего нового под солнцем».
То есть ничто
«под солнцем» — не властно над сынами Израиля, находящимися в духовном плане
значительно выше. Но измена Всевышнему, отказ от союза обрезания сбросили их
вниз — туда, где хозяйничает своими кровавыми ручищами новый египетский царь. А
его намерения — «сожрать» всех.
Когда сыны
Израиля решили прилепиться не к египтянам с их распутными нравами и
идолопоклонством, но — к Всевышнему и к Его Торе, когда они изъявили желание
следовать за Творцом, куда бы Он их ни повел, хоть в пустыню, на землю
незасеянную — Творец отдал и фараона, и его гвардию, и все богатство Египта в
руки Своих сыновей. Как сказано: «Месяц (в оригинале — «ходеш») этот —
вам» (Шемот, гл. 12, ст. 2). Слово «ходеш» можно прочесть и
как — «хадаш» (новый). Тогда получится: «Этот новый - вам!».
Таким будет
конец каждого, кто пытается воевать против Всевышнего и Его народа.
Еще следует
отметить, что в словосочетании «который не знал Йосефа», слово «йосеф»
можно писать и с маленькой буквы. Это — не только имя, оно используется и в
значении — «прибавляет». К примеру, в Теилим (Псалмы царя Давида)
мы читаем: «Прибавляет (в оригинале — йосеф) Всевышний вам, вам и вашим
сыновьям. Благословенны вы перед Ним» (гл. 115, ст. 14-15).
То есть,
факту, что евреи плодились и размножались в Египте с невероятной скоростью,
невозможно дать какое-то медицинское или физиологическое объяснение. Такое
происходило только потому, что «Всевышний прибавляет вам».
Написано, что
сыны Израиля в Египте «плодились и размножались и стали очень многочисленны» (Шемот,
гл. 1, ст. 7). А в Мидраше разъясняется, что женщины за раз рожали по шесть
детей.
Этот феномен
привлек внимание фараона. Он пытался понять — за счет чего происходит такой
всплеск рождаемости?
Возможно, он
изучал гены, проверял наследственность... Но истинная причина осталась от него
скрытой. Он так и не понял, что это Всевышний добавляет (йосеф). Поэтому
и сказано — «который не знал йосефа (о добавлении)» — о добавлении,
которым занимался Сам Творец мира.
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|