ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Праведники не боятся колдунов

Открываем книгу Шемот и видим, что она начинается с перечисления имен в семье Яакова, прибывающей в Египет. Как написано: «И вот имена сынов Израиля…» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Теперь понятно, — говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1),— что все спустившиеся в Египет были праведниками.

На чем же основано это утверждение?

Оказывается настоящее имя Ноаха вовсе не Ноах, но — Ханина. Об этом сказано в Мидраше (Ялкут Шимони на недельную главу Бешалах).

И мы узнаем, что он назвался Ноахом — чтобы не стать жертвой колдунов, которые в его поколении были необычайно сильны и зловредны.

Но ведь и египетские чародеи немалой колдовской силой. Это подтверждает дальнейшее развитие событий (Шемот, гл. 7, ст. 11). Об этом говорится и в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49).

Сыны Израиля, спускаясь в Египет, конечно же, были осведомлены о возможностях тамошних волхвов. Но имена, тем не менее — не изменили. Реувен не скрывал, что он Реувен, а Шимон не стал представляться, к примеру, Семеном. 

Но разве можно жить в чужой стране, в чуждой культуре под своим настоящим именем и не пытаться переделать его, хотя бы слегка, в угоду местным традициям?  

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, как колдунья собрала прах с места, на котором стоял раби Ханина бен Доса (великий ученый Торы, 1-й век), чтобы ворожбой свести его в могилу. Раби Ханина бен Доса, хоть и понял ее намерения, не попытался ей воспрепятствовать и предоставил ей полную свободу действий. В конечном итоге, у колдуньи ничего не вышло. Но не потому, что она плохо старалась, проявила небрежность в работе или же ей не хватило квалификации. С этим как раз у нее все было в порядке. Дело было не в ней, а в раби Ханине. Он записал на свой счет множество заповедей и добрых дел. Они-то его и защитили от происков колдуньи.  

Колдовство (на иврите — кишуф) — это отрицание (hакхаша) высших сил, уничтожение духовности, разрушение гармонии. Но против того, кто прилепился к Источнику высших сил и духовности — колдовство бессильно. Он — выше любых чар.  

Поэтому слова Торы — «И вот имена сынов Израиля» (настоящие, не измененные имена) — свидетельство праведности членов семьи Яакова. Ведь только перед праведниками бессильно колдовство. 

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Как стать звездой

 

Итак, наша недельная глава начинается фразой — «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом — почему здесь повторяются имена членов семьи Яакова, спускавшихся в Египет? Ведь они уже были названы в недельной главе Ваигаш (Берешит, гл. 46, ст. 8).

Объяснение этому Раши находит в Мидраше Танхума. Там, как говорится в Мидраше, это было при их жизни. Теперь же в Торе вновь перечислены их имена — после смерти. Тем самым подчеркивается, что они настолько были дороги Всевышнему, что уподоблены звездам, которые Он выводит и возвращает на прежнее место по счету и по именам. И в Танахе об этом написано: «Тот, Кто выводит их воинство, по счету всех их по имени называет» (книга пророка Йешаягу, гл. 40, ст. 26).

Но чем сыны Израиля походят на звезды? И почему у Творца к звездам особое отношение?

Звезды, как известно, сосчитать невозможно. Мы знаем это из Торы, из недельной главы Лех Леха. В ней Всевышний говорит Аврааму: «Взгляни же на небо и сосчитай звезды. Можешь сосчитать их? И сказал Он ему: Таким будет твое потомство» (Берешит, гл. 15, ст. 5).

Но человек — не в состоянии сосчитать звезды. Творец же, согласно уже процитированному свидетельству пророка, прекрасно с этим справляется. И не только знает точное число звезд и планет, но и помнит имя каждой звезды. 

Чем вызвана эта особая симпатия Всевышнего к небесным телам?

Ответ содержится в истории их Сотворения.

Вначале «Всевышний создал два великих светила» (Берешит, гл. 1, ст. 16). Это были — солнце и луна. Он сотворил их — равновеликими. Но затем, как сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 60), за то, что стала жаловаться, мол «не могут два царя носить один венец», луна была уменьшена. И, поскольку она, безропотно исполнила приговор, — добавляют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 6), — Творец решил умиротворить наказанную, увеличив ее звездное воинство.  

Выходит, смысл существования звезд — умиротворение луны. Еще звезды указывают путь, помогают не сбиться с дороги, не заплутать, дарят надежду влюбленным и вдохновляют поэтов. Когда кто-то ставит перед собой цель помочь ближнему, успокоить, утешить его, поддержать в трудную минуту, этим он — вызывает особую любовь Творца.

Сыны Израиля уподоблены звездам. Творец любит их за взаимовыручку, за желание прийти на помощь ближнему, подставить плечо. Всевышний знает их счет и зовет по имени каждого, подобно звездам. И с любовью отмечает любое, даже самое малое доброе дело, даже просто улыбку, скрупулезно занося все это в особую книжечку.

Видишь человека, который испытывает те или иные трудности — помоги ему. Не можешь помочь — подержи добрым словом, подбодри, или хотя бы улыбнись ему. И твоя улыбка, подобно звезде, сделает мир чуточку светлее. Это — твой звездный час.

 

на основе комментария рава Лейба Бакшта

(глава йешивы в Детройте, наше время, США)

  

 

 

3. Достойные люди имен не меняют

 

Написано в самом начале нашей недельной главы: «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим, пришли они» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Обратите внимание. Сначала сказано — «прибывающих в Египет» (в настоящем времени). Потом — «каждый с домом своим, пришли они» (в прошедшем времени).

Какой смысл в это вложен? Что мы должны из этого понять?

Порой еврею, велением судьбы или обстоятельств, приходится долгое время жить на чужбине, вдали от родины, от близких людей, от общины. Если нам доведется встретиться с ним — как можно понять, остался ли он по-прежнему сыном своего народа, или уже впитал местные обычаи и весь прогнил изнутри?

Прежде всего, нужно узнать как его теперь зовут, сохранил ли он в чужих краях свое еврейское имя, продолжают ли люди тех мест называть его именем, которое дали ему при рождении отец и мать.

Сохранил свое имя — сохранил свою еврейскую сущность, еврейское самоопределение. Изменил имя в угоду местным традициям, решил быть как все, не выделяться — значит, зачерствело его сердце и покрылось плесенью. Угасла в нем еврейская искра. Точнее, сам решил ее загасить. Чтобы не мешала жить. Жить так, как хочется.

Зеев Жаботинский в романе «Пятеро» пишет о двух родных братьях. Старшего звали Абрам Моисеевич, второго — Борис Маврикиевич. «И это различие в стилизации одного и того же отчества, — отмечает автор, — определяло многое в их несходной натуре».

Для аромата приведу еще две цитаты.

«Борис Маврикиевич был всего лет на пять моложе, но воспитан был, или сам себя воспитал, совсем по-иному».

«В клубе он играл в винт исключительно с чиновниками — тут-то и любил старший брат подойти и сказать во всеуслышание: "Бейриш, пора домой, твоя жена Фейгеле беспокоится,. А тот был холостяк, и никакой Фейгеле и на свете не было». 

Но вернемся к тексту Торы. 

«И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет…». Эти слова говорят нам: смотрите, какими праведными были потомки Яакова! Даже спустя годы, живя в Египте, в этом средоточии мерзости и порока, они ни на шаг не сблизились с местным населением, они так и остались «прибывающими». Потому что не отказались от своих имен и родных традиций — «каждый с домом своим, пришли они». Их прошлое сохранилось в настоящем, и это стало залогом будущего.

А у «бейришей», ставших «борисами» — нет будущего.

 

на основе комментария рава Йосефа-Цви hа-Леви

(глава раввинского суда Яффо, Польша – Израиль, 1874-1960 гг.)

 

 

4. Что стало известно Моше?

 

Моше убил египтянина, избивавшего еврея и спрятал тело в песке. На следующий день он увидел двух ссорящихся сыновей своего народа. Когда он вступился за одного, обидчик, дерзким выпадом дал понять, что ему известно о вчерашнем убийстве. И далее читаем: «И испугался Моше, и сказал: Верно, стало это известно» (Шемот, гл. 2, ст. 14).

В оригинале первое слово во фразе, произнесенной Моше — «ахен». Мы перевели его, как — «верно». Однако Рашбам (раби Шмуэль бен Моше — комментатор Торы и Талмуда, внук Раши; 12-й век) в своем комментарии к этому отрывку отмечает, что его, слово «ахен», можно разделить на два слова «ах» и «кен». И тогда слова Моше приобретут несколько другой оттенок — «только уже это известно». 

Но как это понимать?

Поясню на примере.

Мальчишки из многодетной семьи играли в войнушку в карьере. Один поскользнулся и шлепнулся в грязь, порвал и испачкал одежду. На следующий день он спорил и ссорился с младшим братом. И тот, уступая в силе, пригрозил, что, если старший не включит задний ход, то  родителям станет известно о вчерашнем происшествии с падением в грязь и порчей одежды. Глаза всех детей обращены на старшего. Как он поступит: поддастся на шантаж и уступит или принципиально продолжит гнуть свою линию, несмотря ни на что?

Старший, чтобы скрыть свой страх и сохранить авторитет среди братьев, невозмутимо бросает: 

— Родители и так уже все знают. Я сам им все рассказал.

Родители, конечно же, еще ничего не знают. Но вдруг уловка сработает?..

Моше, столкнувшись с наглой угрозой доноса, предпринял попытку охладить пыл наглеца и одновременно не показать свой испуг.

Написано в Торе: «И испугался Моше». Конечно же — испугался. Ведь если на него донесут фараону, дело может кончиться смертной казнью.

«Только это уже известно», — говорит он в ответ на угрозу. В надежде, что Датан и Авирам (так звали ссорившихся евреев, за одного из которых вступился Моше) — не станут доносить, или хотя бы помедлят с доносом.

Впрочем, Моше понимал, что крылья этой надежды весьма не надежны. Поэтому и бежал из Египта в Мидьян.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

5. Два обещания — когда одно противоречит другому

 

Всевышний обещает Моше, что, несмотря на рабство и угнетение, сыны Израиля, в конце концов, покинут Египет. И — не с пустыми руками. Как сказано: «И попросит (одолжит) женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме серебряные и золотые вещи и одежду, и возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Египет» (Шемот, гл. 3, ст. 22).

Итак, из слов Творца видим, что тяжелый, каторжный труд евреев, в конце концов, все же будет сполна оплачен. Это, конечно же, вселяет надежду.

Вспомним, что евреи не впервые оказались в Египте. Их предок Авраам со своей семьей уже посещал эту страну и был принят ее правителем. А когда он отправился в обратный путь, фараон распорядился, чтобы Авраама сопровождали и охраняли в пути (Берешит, гл. 12, ст. 20). И сам фараон лично вышел проводить Авраама. Он сделал вместе с ним четыре шага. В заслугу этого, как говорится в Талмуде (трактат Сота, лист 46), Всевышний пообещал фараону, что потомки Авраама, целый народ, будут работать на него и на благо его страны. Исходя из этого, сынам Израиля вовсе не полагается никакой оплаты за их рабский труд.   

Два обещания: одно — фараону, другое — Аврааму. Два обещания, противоречащие друг другу. Какое из них будет исполнено? Если их дал Творец, то исполнятся оба.

Но как это возможно?

Сейчас увидим.

Сказано в Торе, что в Египте «сыны Израиля умножились и окрепли чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).

А в Мидраше Танхума разъясняется, что еврейские женщины в Египте чудесным образом рожали по шесть детей за раз.

Понятно, что фараону было обещано, что на него будет трудиться, не покладая рук и в поте лица, народ, возникший естественным путем, а не благодаря чуду. Следовательно, бесплатным может быть труд только тех людей, что родились в результате естественного прироста населения. Но за работу тех, кто родился в результате чуда — придется заплатить.  

Теперь нам понятнее слова Торы — «И попросит (одолжит) женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме серебряные и золотые вещи и одежду, и возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Египет».

«И возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей» — родившихся чудесным образом, по шесть за раз. Ведь вам самим, вообще-то —  ни серебро, ни золото не положено (в силу обещания, данного Всевышним фараону). Поэтому — «возложите их на ваших сыновей и дочерей ваших» (как-бы отнесите на их счет).

Мы видим, что для Всевышнего нет ничего невозможного. И оба обещания, на первый взгляд, исключающие друг друга, оказались — выполненными. Так что, с одной стороны, и фараон не был обманут, с другой — и евреи покинули Египет не с пустыми руками.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Праведники не боятся колдунов

Открываем книгу Шемот и видим, что она начинается с перечисления имен в семье Яакова, прибывающей в Египет. Как написано: «И вот имена сынов Израиля…» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Теперь понятно, — говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1),— что все спустившиеся в Египет были праведниками.

На чем же основано это утверждение?

Оказывается настоящее имя Ноаха вовсе не Ноах, но — Ханина. Об этом сказано в Мидраше (Ялкут Шимони на недельную главу Бешалах).

И мы узнаем, что он назвался Ноахом — чтобы не стать жертвой колдунов, которые в его поколении были необычайно сильны и зловредны.

Но ведь и египетские чародеи немалой колдовской силой. Это подтверждает дальнейшее развитие событий (Шемот, гл. 7, ст. 11). Об этом говорится и в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49).

Сыны Израиля, спускаясь в Египет, конечно же, были осведомлены о возможностях тамошних волхвов. Но имена, тем не менее — не изменили. Реувен не скрывал, что он Реувен, а Шимон не стал представляться, к примеру, Семеном. 

Но разве можно жить в чужой стране, в чуждой культуре под своим настоящим именем и не пытаться переделать его, хотя бы слегка, в угоду местным традициям?  

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, как колдунья собрала прах с места, на котором стоял раби Ханина бен Доса (великий ученый Торы, 1-й век), чтобы ворожбой свести его в могилу. Раби Ханина бен Доса, хоть и понял ее намерения, не попытался ей воспрепятствовать и предоставил ей полную свободу действий. В конечном итоге, у колдуньи ничего не вышло. Но не потому, что она плохо старалась, проявила небрежность в работе или же ей не хватило квалификации. С этим как раз у нее все было в порядке. Дело было не в ней, а в раби Ханине. Он записал на свой счет множество заповедей и добрых дел. Они-то его и защитили от происков колдуньи.  

Колдовство (на иврите — кишуф) — это отрицание (hакхаша) высших сил, уничтожение духовности, разрушение гармонии. Но против того, кто прилепился к Источнику высших сил и духовности — колдовство бессильно. Он — выше любых чар.  

Поэтому слова Торы — «И вот имена сынов Израиля» (настоящие, не измененные имена) — свидетельство праведности членов семьи Яакова. Ведь только перед праведниками бессильно колдовство. 

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Как стать звездой

 

Итак, наша недельная глава начинается фразой — «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом — почему здесь повторяются имена членов семьи Яакова, спускавшихся в Египет? Ведь они уже были названы в недельной главе Ваигаш (Берешит, гл. 46, ст. 8).

Объяснение этому Раши находит в Мидраше Танхума. Там, как говорится в Мидраше, это было при их жизни. Теперь же в Торе вновь перечислены их имена — после смерти. Тем самым подчеркивается, что они настолько были дороги Всевышнему, что уподоблены звездам, которые Он выводит и возвращает на прежнее место по счету и по именам. И в Танахе об этом написано: «Тот, Кто выводит их воинство, по счету всех их по имени называет» (книга пророка Йешаягу, гл. 40, ст. 26).

Но чем сыны Израиля походят на звезды? И почему у Творца к звездам особое отношение?

Звезды, как известно, сосчитать невозможно. Мы знаем это из Торы, из недельной главы Лех Леха. В ней Всевышний говорит Аврааму: «Взгляни же на небо и сосчитай звезды. Можешь сосчитать их? И сказал Он ему: Таким будет твое потомство» (Берешит, гл. 15, ст. 5).

Но человек — не в состоянии сосчитать звезды. Творец же, согласно уже процитированному свидетельству пророка, прекрасно с этим справляется. И не только знает точное число звезд и планет, но и помнит имя каждой звезды. 

Чем вызвана эта особая симпатия Всевышнего к небесным телам?

Ответ содержится в истории их Сотворения.

Вначале «Всевышний создал два великих светила» (Берешит, гл. 1, ст. 16). Это были — солнце и луна. Он сотворил их — равновеликими. Но затем, как сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 60), за то, что стала жаловаться, мол «не могут два царя носить один венец», луна была уменьшена. И, поскольку она, безропотно исполнила приговор, — добавляют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 6), — Творец решил умиротворить наказанную, увеличив ее звездное воинство.  

Выходит, смысл существования звезд — умиротворение луны. Еще звезды указывают путь, помогают не сбиться с дороги, не заплутать, дарят надежду влюбленным и вдохновляют поэтов. Когда кто-то ставит перед собой цель помочь ближнему, успокоить, утешить его, поддержать в трудную минуту, этим он — вызывает особую любовь Творца.

Сыны Израиля уподоблены звездам. Творец любит их за взаимовыручку, за желание прийти на помощь ближнему, подставить плечо. Всевышний знает их счет и зовет по имени каждого, подобно звездам. И с любовью отмечает любое, даже самое малое доброе дело, даже просто улыбку, скрупулезно занося все это в особую книжечку.

Видишь человека, который испытывает те или иные трудности — помоги ему. Не можешь помочь — подержи добрым словом, подбодри, или хотя бы улыбнись ему. И твоя улыбка, подобно звезде, сделает мир чуточку светлее. Это — твой звездный час.

 

на основе комментария рава Лейба Бакшта

(глава йешивы в Детройте, наше время, США)

  

 

 

3. Достойные люди имен не меняют

 

Написано в самом начале нашей недельной главы: «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим, пришли они» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Обратите внимание. Сначала сказано — «прибывающих в Египет» (в настоящем времени). Потом — «каждый с домом своим, пришли они» (в прошедшем времени).

Какой смысл в это вложен? Что мы должны из этого понять?

Порой еврею, велением судьбы или обстоятельств, приходится долгое время жить на чужбине, вдали от родины, от близких людей, от общины. Если нам доведется встретиться с ним — как можно понять, остался ли он по-прежнему сыном своего народа, или уже впитал местные обычаи и весь прогнил изнутри?

Прежде всего, нужно узнать как его теперь зовут, сохранил ли он в чужих краях свое еврейское имя, продолжают ли люди тех мест называть его именем, которое дали ему при рождении отец и мать.

Сохранил свое имя — сохранил свою еврейскую сущность, еврейское самоопределение. Изменил имя в угоду местным традициям, решил быть как все, не выделяться — значит, зачерствело его сердце и покрылось плесенью. Угасла в нем еврейская искра. Точнее, сам решил ее загасить. Чтобы не мешала жить. Жить так, как хочется.

Зеев Жаботинский в романе «Пятеро» пишет о двух родных братьях. Старшего звали Абрам Моисеевич, второго — Борис Маврикиевич. «И это различие в стилизации одного и того же отчества, — отмечает автор, — определяло многое в их несходной натуре».

Для аромата приведу еще две цитаты.

«Борис Маврикиевич был всего лет на пять моложе, но воспитан был, или сам себя воспитал, совсем по-иному».

«В клубе он играл в винт исключительно с чиновниками — тут-то и любил старший брат подойти и сказать во всеуслышание: "Бейриш, пора домой, твоя жена Фейгеле беспокоится,. А тот был холостяк, и никакой Фейгеле и на свете не было». 

Но вернемся к тексту Торы. 

«И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет…». Эти слова говорят нам: смотрите, какими праведными были потомки Яакова! Даже спустя годы, живя в Египте, в этом средоточии мерзости и порока, они ни на шаг не сблизились с местным населением, они так и остались «прибывающими». Потому что не отказались от своих имен и родных традиций — «каждый с домом своим, пришли они». Их прошлое сохранилось в настоящем, и это стало залогом будущего.

А у «бейришей», ставших «борисами» — нет будущего.

 

на основе комментария рава Йосефа-Цви hа-Леви

(глава раввинского суда Яффо, Польша – Израиль, 1874-1960 гг.)

 

 

4. Что стало известно Моше?

 

Моше убил египтянина, избивавшего еврея и спрятал тело в песке. На следующий день он увидел двух ссорящихся сыновей своего народа. Когда он вступился за одного, обидчик, дерзким выпадом дал понять, что ему известно о вчерашнем убийстве. И далее читаем: «И испугался Моше, и сказал: Верно, стало это известно» (Шемот, гл. 2, ст. 14).

В оригинале первое слово во фразе, произнесенной Моше — «ахен». Мы перевели его, как — «верно». Однако Рашбам (раби Шмуэль бен Моше — комментатор Торы и Талмуда, внук Раши; 12-й век) в своем комментарии к этому отрывку отмечает, что его, слово «ахен», можно разделить на два слова «ах» и «кен». И тогда слова Моше приобретут несколько другой оттенок — «только уже это известно». 

Но как это понимать?

Поясню на примере.

Мальчишки из многодетной семьи играли в войнушку в карьере. Один поскользнулся и шлепнулся в грязь, порвал и испачкал одежду. На следующий день он спорил и ссорился с младшим братом. И тот, уступая в силе, пригрозил, что, если старший не включит задний ход, то  родителям станет известно о вчерашнем происшествии с падением в грязь и порчей одежды. Глаза всех детей обращены на старшего. Как он поступит: поддастся на шантаж и уступит или принципиально продолжит гнуть свою линию, несмотря ни на что?

Старший, чтобы скрыть свой страх и сохранить авторитет среди братьев, невозмутимо бросает: 

— Родители и так уже все знают. Я сам им все рассказал.

Родители, конечно же, еще ничего не знают. Но вдруг уловка сработает?..

Моше, столкнувшись с наглой угрозой доноса, предпринял попытку охладить пыл наглеца и одновременно не показать свой испуг.

Написано в Торе: «И испугался Моше». Конечно же — испугался. Ведь если на него донесут фараону, дело может кончиться смертной казнью.

«Только это уже известно», — говорит он в ответ на угрозу. В надежде, что Датан и Авирам (так звали ссорившихся евреев, за одного из которых вступился Моше) — не станут доносить, или хотя бы помедлят с доносом.

Впрочем, Моше понимал, что крылья этой надежды весьма не надежны. Поэтому и бежал из Египта в Мидьян.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

5. Два обещания — когда одно противоречит другому

 

Всевышний обещает Моше, что, несмотря на рабство и угнетение, сыны Израиля, в конце концов, покинут Египет. И — не с пустыми руками. Как сказано: «И попросит (одолжит) женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме серебряные и золотые вещи и одежду, и возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Египет» (Шемот, гл. 3, ст. 22).

Итак, из слов Творца видим, что тяжелый, каторжный труд евреев, в конце концов, все же будет сполна оплачен. Это, конечно же, вселяет надежду.

Вспомним, что евреи не впервые оказались в Египте. Их предок Авраам со своей семьей уже посещал эту страну и был принят ее правителем. А когда он отправился в обратный путь, фараон распорядился, чтобы Авраама сопровождали и охраняли в пути (Берешит, гл. 12, ст. 20). И сам фараон лично вышел проводить Авраама. Он сделал вместе с ним четыре шага. В заслугу этого, как говорится в Талмуде (трактат Сота, лист 46), Всевышний пообещал фараону, что потомки Авраама, целый народ, будут работать на него и на благо его страны. Исходя из этого, сынам Израиля вовсе не полагается никакой оплаты за их рабский труд.   

Два обещания: одно — фараону, другое — Аврааму. Два обещания, противоречащие друг другу. Какое из них будет исполнено? Если их дал Творец, то исполнятся оба.

Но как это возможно?

Сейчас увидим.

Сказано в Торе, что в Египте «сыны Израиля умножились и окрепли чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).

А в Мидраше Танхума разъясняется, что еврейские женщины в Египте чудесным образом рожали по шесть детей за раз.

Понятно, что фараону было обещано, что на него будет трудиться, не покладая рук и в поте лица, народ, возникший естественным путем, а не благодаря чуду. Следовательно, бесплатным может быть труд только тех людей, что родились в результате естественного прироста населения. Но за работу тех, кто родился в результате чуда — придется заплатить.  

Теперь нам понятнее слова Торы — «И попросит (одолжит) женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме серебряные и золотые вещи и одежду, и возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Египет».

«И возложите их на ваших сыновей и на ваших дочерей» — родившихся чудесным образом, по шесть за раз. Ведь вам самим, вообще-то —  ни серебро, ни золото не положено (в силу обещания, данного Всевышним фараону). Поэтому — «возложите их на ваших сыновей и дочерей ваших» (как-бы отнесите на их счет).

Мы видим, что для Всевышнего нет ничего невозможного. И оба обещания, на первый взгляд, исключающие друг друга, оказались — выполненными. Так что, с одной стороны, и фараон не был обманут, с другой — и евреи покинули Египет не с пустыми руками.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

По сравнению с тем, что было раньше, сейчас более мирное время?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля