New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ШЕМОТ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.
Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена на иврите — шемот.
Обсуждение главы Шемот
1. Восемь вопросов об акушерках
В нашей недельной главе написано: «И
сказал царь Египта еврейским акушеркам, имя
одной — Шифра, а другой — Пуа. И сказал он:
Принимая у еврейских женщин роды... если это
сын, умертвите его» (Шемот, гл. 1, ст.
15-16).
Этот фрагмент вызывает множество
вопросов.
Во-первых, почему дважды повторено «и
сказал»? Логичнее было бы написать: «и
позвал царь Египта еврейских акушерок, и
сказал им». Ведь, чтобы обратиться к кому-то,
вначале нужно его пригласить. И это уже —
второй вопрос.
В третьих — почему фараон называет
акушерок Шифра и Пуа? Ведь у них, как пишет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии, были другие имена:
Йохевед и Мирьям.
В четвертых — разве могло хватить двух
акушерок на всех рожениц? А если было больше,
то почему фараон говорил только с двумя?
Пятый вопрос связан с употреблением в
оригинале слова «вайидабер» («и сказал»).
Дело в том, что в иврите выражение «и
сказал» можно передать несколькими
способами: «вайомер» (как в нашем
фрагменте), а также — и «вайидабер».
Однако при том, что переводятся они
одинаково, смысловые оттенки у них — разные.
«Вайомер» — мягкое обращение, а «Вайидабер»
— более жесткое, напористое. В случае с
акушерками, казалось бы, больше подходит
выражение «вайидабер». Ведь фараон
навязывает им свою волю. Но мы видим, что он
использует мягкое обращение — «вайомер».
Почему?
Вопрос номер шесть. В продолжении
говорится, что Йохевед и Мирьям «не делали
так, как говорил им царь Египта, и сохраняли
жизнь младенцам» (Шемот, гл. 1, ст. 17).
Фараон велел убивать мальчиков. Акушерки
поступали иначе. Зачем же еще писать, что «они
сохраняли жизнь младенцам» — разве это не
следует из предыдущего высказывания?
Седьмой вопрос — почему фараон не наказал
акушерок за невыполнение его указа?
И наконец — восьмой: почему Йохевед и
Мирьям не боялись ослушаться египетского
царя?
На последний вопрос можно ответить, что
Йохевед и Мирьям гораздо больше, чем царя
Египта, боялись Царя царей. И готовы были
пойти на смерть, ради освящения Имени
Всевышнего.
Теперь по порядку ответим на все
остальные вопросы.
Конечно же, в Египте было много акушерок —
и евреек и египтянок. И все они подчинялись
Йохевед и Мирьям. Потому что Йохевед и
Мирьям были самыми знающими из всех и более
профессионально подготовленными. Поэтому
их и называли Шифра и Пуа. Шифра благотворно
влияла на ребенка, а Пуа умела его успокоить.
Поскольку Йохевед и Мирьям были назначены
старшими над всеми акушерками Египта, они
каждый день приходили в царский дворец и
докладывали фараону, сколько детей
родилось за этот день. Так фараон узнал, что
рождаемость у евреев выше, чем у египтян.
И теперь нам понятно, почему фараону не
надо было специально звать к себе акушерок.
Они и так каждый день приходили к нему сами
с докладом.
Поскольку Йохевед и Мирьям довольно часто
бывали в царском дворце, то и отношение к
ним было теплое, дружеское, как к домочадцам.
Поэтому фараон говорил с ними мягко, по-домашнему.
То, что фараон испытывал симпатию к
Йохевед и Мирьям, известно из Талмуда (трактат
Сота, лист 11). Это объясняет, почему
он их не наказал. Причем, фараон надеялся,
что его симпатия вызовет ответные чувства
— он рассчитывал на создание романтических
отношений. Но Йохевед и Мирьям ответили
отказом. Они «не делали так, как говорил им
царь Египта» — не отвечали на знаки
внимания, которые он им оказывал. И кроме
этого — нарушили также его указание по
поводу младенцев, сохраняя им жизнь.
Теперь мы видим, что в нашем отрывке нет
удвоения. Просто Тора раскрывает разные
аспекты тех событий.
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Акушерки — это мать и дочь или невестка и
свекровь?
В Талмуде (трактат Сота, лист 11)
Учителя Рав (столь великий и известный
Учитель Талмуда первого поколения, что
звание «рав» стало его именем, и все знали, о
ком идет речь; 3-й век) и Шмуэль (Учитель
Талмуда первого поколения; 3-й век),
анализируя фразу нашей недельной главы — «И
сказал царь Египта еврейским акушеркам» (Шемот,
гл. 1, ст. 15) — выясняют, в каком родстве
состояли между собой акушерки.
Один приходит к заключению, что это были
мать и дочь — Йохевед и Мирьям. Другой
открывает иную грань Истины и говорит, что
второй акушеркой была не Мирьям, а —
Элишева, жена Аарона.
Это обсуждение самым непосредственным
образом связано с другим фрагментом. Чуть
раньше в нашей недельной главе сказано: «И
встал новый царь над Египтом» (Шемот,
гл. 1, ст. 8).
Рав и Шмуэль внимательно изучили этот
отрывок и открыли в нем разные грани Истины
(трактат Сота, лист 11).
В принципе из содержания отрывка можно
понять, что на египетском троне оказался
другой человек. Но есть вероятность, что
фараоном в то время стал тот же человек.
Просто жрецы, которым не нравилось, что
фараон слишком мягок с евреями, временно
отстранили его от власти и вернули на трон,
когда он согласился притеснять и угнетать
евреев.
Но какое отношение все эти политические
перемены имеют к тому, в каком родстве
состояли акушерки?
Дело в том, что в случае, если власть над
Египтом получил другой царь, то есть —
новый (не тот же человек, который управлял
страной до этого), то идея уничтожить евреев
принадлежала всецело ему. Тогда логично
предположить, что такой злодей назначил
старшими акушерками именно свекровь и
невестку. Ведь известно (и этот вопрос
обсуждается в Талмуде — трактат Йевамот,
лист 117), что у свекрови с невесткой очень
часть — не самые лучшие отношения. Поставив
старшими над всеми египетскими акушерками
свекровь и невестку, фараон вполне мог
рассчитывать, что в ситуации, если одна из
них не подчинится его жестоким указам —
другая непременно донесет на нее.
Другое дело — если речь идет о том же
фараоне, что правил до этого. Если его
отстранили от власти, а потом вернули на
трон, когда он, вынужденно, под давлением
жрецов, только ради того, чтобы снова взять
власть в свои руки, решился изменить
политику по отношению к евреям. В этом
случае — никого не удивит, что он поручил
возглавить акушерок матери и ее дочери,
которые, как он понимал, будут действовать
заодно.
на основе комментария рава
Беньямина-Зэева Даршана из Люблина
(автор книги «Ир Беньямин», 18-й век).
3. Не хочешь сеять смерть — культивируй
жизнь
В нашей недельной главе читаем: «И сказал
царь Египта акушеркам еврейкам... Принимая у
еврейских женщин роды... если это сын,
умертвите его... Но боялись акушерки
Всевышнего и не делали так, как говорил им
царь Египта, и сохраняли жизнь младенцам» (Шемот,
гл.1, ст.15-17).
И далее написано: «И призвал царь Египта
акушерок и сказал им: Почему вы делали это и
сохраняли жизнь младенцам?» (Шемот,
гл.1, ст.18).
В своем комментарии на этот фрагмент Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что акушерки не только принимали
роды, но снабжали новорожденных едой,
питьем и всем необходимым.
Таким образом, претензию фараона к
акушеркам можно разделить на две части:
1) почему не выполнили его указание;
2) почему приносили новорожденным еду и
питье?
На первую часть вопроса акушерки ответили
— «Ведь не похожи на египтянок еврейские
женщины. Они сами себе акушерки, они
настолько живучи, что прежде, чем придет к
ним акушерка, они уже родили» (Шемот,
гл.1, ст.19).
Но как они могут объяснить то, что давали
младенцам еду и питье?
Чтобы разобраться в этом, нам нужно
углубиться в тему богобоязненности.
Так сказал об этом царь Шломо: «Если
призовешь разум и голос твой подымешь,
взывая к разумению; если будешь искать его,
как серебро, и разыскивать его, как клад, то,
в конце концов, постигнешь страх пред
Всевышним» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 2, ст. 3-5).
Интересно, что при усердном изучении и
напряжении всех интеллектуальных и
духовных способностей не сказано, что
постигнешь философию, какую-то другую науку
или законы, но — приобретешь трепет перед
Всевышним. Только искать его нужно с таким
же точно усердием, с каким разыскивают
драгоценный клад.
В книге Месилат Йешарим («Путь
праведных») Рамхаля ( Моше
Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей
Торы, великий каббалист; Италия – Эрец
Исраэль, 18-й век)
сказано, что продолжением богобоязненности
является неприятие греха. Если человек
трепещет перед Всевышним — он будет
опасаться оскорбить Его действием,
совершив что-то не подобающее. Поэтому
необходимо постоянно проверять свои
поступки, чтобы не примешалось к ним даже
несознательное нарушение.
Самый надежный способ уберечь себя от
нарушения — действовать назло своему
животному естеству.
Об этом говорит Рамбам: Тот у кого есть
склонность к дурному, — пишет Рамбам (великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век), — должен
устремиться в противоположном направлении.
Тогда он сможет уравновесить свои дурные
наклонности.
Сказано в Талмуде (трактат Назир,
лист 2), что мужчине, который видел распутную
женщину, следует воздержаться от вина.
Учителя ввели множество устрожений в
процедуру приготовления пепла красной
коровы и в последующее очищение с его
помощью от духовной нечистоты. Потому что цедуким
(садукеи) пытались изменить существующий
порядок, упразднив некоторые законы
очищения.
В летний период, время, до которого нужно
успеть завершить чтение молитвы Шма,
Исраэль, наступает довольно рано.
Поэтому многие торопятся, произнося эту
молитву, чтобы успеть к положенному сроку.
В связи с этим во многих общинах
выработался обычай, первые слова, следующие
за молитвой Шма — «Истинно и
незыблемо, и верно», произносить,
растягивая буквы, как бы нараспев. Таким
образом, компенсируется ущерб, нанесенный
поспешным чтением.
Также и акушерки, вместе с указом фараона
убивать младенцев — получили изрядную дозу
его тлетворного влияния. Они испытали страх
перед могущественным царем. Чтобы
нивелировать эти негативные воздействия,
Шифра и Пуа (так звали акушерок) не
ограничились лишь невыполнением царского
указа, они снабжали новорожденных едой,
питьем и всем необходимым для жизни. Когда
требуют сеять смерть — надо поддерживать
жизнь.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
4. Как быть, если один зародыш угрожает жизни
другого
После смерти Йосефа и его братьев евреи
очень сильно размножились в Египте. Как
сказано: «А сыны Израиля расплодились и
распространились, и умножились и окрепли
чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии на нашу недельную главу
называет причины, объясняющие столь
высокую рождаемость у евреев. У еврейских
женщин не было выкидышей, — отмечает он, — в
еврейской среде практически отсутствовала
детская смертность, и женщины рожали по
шесть детей за один раз.
В наше время у одной женщины, находящейся
на 27-й неделе мульти-эмбриональной
беременности, возникла серьезная опасность
для жизни одного из зародышей. Врачи
предложили два варианта решения возникшей
проблемы:
1) роды всех эмбрионов с помощью кесарева
сечения — тогда умирающий эмбрион будет
спасён, но вместе с тем, все эмбрионы
окажутся в весьма неблагоприятной ситуации;
некоторые из них могут быть поражены
слепотой или получить повреждение мозга;
2) ничего не предпринимать на данном этапе;
тогда эмбрион, находящийся в опасности,
скорее всего, умрет, но остальные будут
нормально развиваться в материнской утробе
и без видимых осложнений родятся в
положенный срок.
Женщина обратилась к раввину, и спросила
его: какой вариант выбрать?
Очевидно, что второй путь
предпочтительнее. Ведь нет никакого смысла
подвергать серьезной опасности здоровые
эмбрионы, лишая их возможности нормально
развиваться до естественных родов.
Преждевременные роды несут в себе
опасность всевозможных осложнений и
отклонений от нормы. Кроме того,
недоношенный ребенок имеет в нашей
традиции статус опасно больного.
Мы вообще не вправе подвергать опасности
здоровые эмбрионы — даже ради спасения
того зародыша, который находится в
критическом состоянии. Ведь это все равно,
что, к примеру, поймать на улице здорового
человека и силой отобрать у него, допустим,
почку — ради спасения жизни больного,
которому требуется срочная пересадка этого
органа.
Конечно же, так поступать — запрещено.
Некоторые Учителя говорят, что у человека
есть обязанность пожертвовать свой орган
или часть тела тому, кто в этом нуждается,
обусловленная заповедью «Не стой на крови
ближнего своего» (Ваикра, гл. 19, ст.
15). Но в любом случае, у нас нет права спасать
жизнь одному человеку, отняв орган у
другого, без его согласия.
Точно так же мы не имеем права вмешиваться
в процесс развития зародышей и подвергать
их здоровье опасности — даже если точно
известно, что невмешательство приведет к
смерти одного из них.
Таким образом, женщине нужно
порекомендовать дожидаться естественных
родов и не делать кесарево сечение раньше
положенного срока.
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
5. Чудо, затыкающее рты насмешникам
В нашей недельной главе читаем: «А сыны
Израиля плодились и размножались, и
распространились, и окрепли очень,
чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к данному отрывку
приводит разъяснение из Мидраша Танхума,
где сказано, что еврейки вынашивали и
рожали по шесть здоровых младенцев за
каждую беременность.
Очевидно, что такое развитие событий,
резко отличалось от привычного хода вещей.
Возникает вопрос: для чего понадобилось
это чудесное отклонение от заведенного
общемирового порядка?
В Талмуде (трактат Авода Зара, лист
54) Учителя обсуждают проблему запрещенной
связи с замужней женщиной. Казалось бы, в
результате таких, ненавистных Всевышнему,
связей не должно было бы появляться на свет
потомство. Зачем разбазаривать
божественные ресурсы на мамзеров (незаконнорожденных)?
Но мир все же функционирует по
определенным, изначально заданным законам,
изменение которых является чудом. Злодеи,
нарушающие заповеди Творца, конечно же, не
достойны чудес. Поэтому и от запрещенных
связей могут родиться дети.
Египтянам удалось поработить евреев. Злые
языки тогда стали говорить, что раз
египтяне властвуют над телами евреев, то,
конечно же, их власть распространяется и на
еврейских жен. В ответ на это Всевышний
совершил чудо — еврейские женщины стали
рожать по шесть детей. И все рождались —
здоровыми. Если бы еврейки действительно
вступали в связь с египтянами, ничего
подобного не могло бы произойти. Чтобы
никто не усомнился в порядочности
еврейских жен, Всевышний специально для них
внес корректив в общемировой порядок.
Следует обратить внимание, что колено
Леви было самым малочисленным.
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) объясняет, что левиты
в Египте находились на особом положении,
они были освобождены от подневольных работ.
Но раз так — о них и не могли сказать, что
египтяне имеют власть не только над их
телами, но и над их женами. А значит, не было
необходимости в чуде, доказывающем
обратное. Поэтому в колене Леви не было
такой высокой рождаемости, и оно оказалось
самым малочисленным.
На протяжении всей мировой истории в
душах людей из-за неблаговидных поступков и
запретных мыслей происходили серьезные
духовные поломки. В египетском рабстве
евреи исправили многие из них. Поэтому и
нужна была такая высокая рождаемость —
чтобы спустить «на исправление» души,
искалеченные прошлыми поколениями.
на основе комментариев рава
Йосефа-Шауля Натанзона
(автор сборника галахических
вопросов и ответо Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ШЕМОТ»
Место в Торе: книга
Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.
Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена на иврите — шемот.
Обсуждение главы Шемот
1. Восемь вопросов об акушерках
В нашей недельной главе написано: «И
сказал царь Египта еврейским акушеркам, имя
одной — Шифра, а другой — Пуа. И сказал он:
Принимая у еврейских женщин роды... если это
сын, умертвите его» (Шемот, гл. 1, ст.
15-16).
Этот фрагмент вызывает множество
вопросов.
Во-первых, почему дважды повторено «и
сказал»? Логичнее было бы написать: «и
позвал царь Египта еврейских акушерок, и
сказал им». Ведь, чтобы обратиться к кому-то,
вначале нужно его пригласить. И это уже —
второй вопрос.
В третьих — почему фараон называет
акушерок Шифра и Пуа? Ведь у них, как пишет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии, были другие имена:
Йохевед и Мирьям.
В четвертых — разве могло хватить двух
акушерок на всех рожениц? А если было больше,
то почему фараон говорил только с двумя?
Пятый вопрос связан с употреблением в
оригинале слова «вайидабер» («и сказал»).
Дело в том, что в иврите выражение «и
сказал» можно передать несколькими
способами: «вайомер» (как в нашем
фрагменте), а также — и «вайидабер».
Однако при том, что переводятся они
одинаково, смысловые оттенки у них — разные.
«Вайомер» — мягкое обращение, а «Вайидабер»
— более жесткое, напористое. В случае с
акушерками, казалось бы, больше подходит
выражение «вайидабер». Ведь фараон
навязывает им свою волю. Но мы видим, что он
использует мягкое обращение — «вайомер».
Почему?
Вопрос номер шесть. В продолжении
говорится, что Йохевед и Мирьям «не делали
так, как говорил им царь Египта, и сохраняли
жизнь младенцам» (Шемот, гл. 1, ст. 17).
Фараон велел убивать мальчиков. Акушерки
поступали иначе. Зачем же еще писать, что «они
сохраняли жизнь младенцам» — разве это не
следует из предыдущего высказывания?
Седьмой вопрос — почему фараон не наказал
акушерок за невыполнение его указа?
И наконец — восьмой: почему Йохевед и
Мирьям не боялись ослушаться египетского
царя?
На последний вопрос можно ответить, что
Йохевед и Мирьям гораздо больше, чем царя
Египта, боялись Царя царей. И готовы были
пойти на смерть, ради освящения Имени
Всевышнего.
Теперь по порядку ответим на все
остальные вопросы.
Конечно же, в Египте было много акушерок —
и евреек и египтянок. И все они подчинялись
Йохевед и Мирьям. Потому что Йохевед и
Мирьям были самыми знающими из всех и более
профессионально подготовленными. Поэтому
их и называли Шифра и Пуа. Шифра благотворно
влияла на ребенка, а Пуа умела его успокоить.
Поскольку Йохевед и Мирьям были назначены
старшими над всеми акушерками Египта, они
каждый день приходили в царский дворец и
докладывали фараону, сколько детей
родилось за этот день. Так фараон узнал, что
рождаемость у евреев выше, чем у египтян.
И теперь нам понятно, почему фараону не
надо было специально звать к себе акушерок.
Они и так каждый день приходили к нему сами
с докладом.
Поскольку Йохевед и Мирьям довольно часто
бывали в царском дворце, то и отношение к
ним было теплое, дружеское, как к домочадцам.
Поэтому фараон говорил с ними мягко, по-домашнему.
То, что фараон испытывал симпатию к
Йохевед и Мирьям, известно из Талмуда (трактат
Сота, лист 11). Это объясняет, почему
он их не наказал. Причем, фараон надеялся,
что его симпатия вызовет ответные чувства
— он рассчитывал на создание романтических
отношений. Но Йохевед и Мирьям ответили
отказом. Они «не делали так, как говорил им
царь Египта» — не отвечали на знаки
внимания, которые он им оказывал. И кроме
этого — нарушили также его указание по
поводу младенцев, сохраняя им жизнь.
Теперь мы видим, что в нашем отрывке нет
удвоения. Просто Тора раскрывает разные
аспекты тех событий.
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Акушерки — это мать и дочь или невестка и
свекровь?
В Талмуде (трактат Сота, лист 11)
Учителя Рав (столь великий и известный
Учитель Талмуда первого поколения, что
звание «рав» стало его именем, и все знали, о
ком идет речь; 3-й век) и Шмуэль (Учитель
Талмуда первого поколения; 3-й век),
анализируя фразу нашей недельной главы — «И
сказал царь Египта еврейским акушеркам» (Шемот,
гл. 1, ст. 15) — выясняют, в каком родстве
состояли между собой акушерки.
Один приходит к заключению, что это были
мать и дочь — Йохевед и Мирьям. Другой
открывает иную грань Истины и говорит, что
второй акушеркой была не Мирьям, а —
Элишева, жена Аарона.
Это обсуждение самым непосредственным
образом связано с другим фрагментом. Чуть
раньше в нашей недельной главе сказано: «И
встал новый царь над Египтом» (Шемот,
гл. 1, ст. 8).
Рав и Шмуэль внимательно изучили этот
отрывок и открыли в нем разные грани Истины
(трактат Сота, лист 11).
В принципе из содержания отрывка можно
понять, что на египетском троне оказался
другой человек. Но есть вероятность, что
фараоном в то время стал тот же человек.
Просто жрецы, которым не нравилось, что
фараон слишком мягок с евреями, временно
отстранили его от власти и вернули на трон,
когда он согласился притеснять и угнетать
евреев.
Но какое отношение все эти политические
перемены имеют к тому, в каком родстве
состояли акушерки?
Дело в том, что в случае, если власть над
Египтом получил другой царь, то есть —
новый (не тот же человек, который управлял
страной до этого), то идея уничтожить евреев
принадлежала всецело ему. Тогда логично
предположить, что такой злодей назначил
старшими акушерками именно свекровь и
невестку. Ведь известно (и этот вопрос
обсуждается в Талмуде — трактат Йевамот,
лист 117), что у свекрови с невесткой очень
часть — не самые лучшие отношения. Поставив
старшими над всеми египетскими акушерками
свекровь и невестку, фараон вполне мог
рассчитывать, что в ситуации, если одна из
них не подчинится его жестоким указам —
другая непременно донесет на нее.
Другое дело — если речь идет о том же
фараоне, что правил до этого. Если его
отстранили от власти, а потом вернули на
трон, когда он, вынужденно, под давлением
жрецов, только ради того, чтобы снова взять
власть в свои руки, решился изменить
политику по отношению к евреям. В этом
случае — никого не удивит, что он поручил
возглавить акушерок матери и ее дочери,
которые, как он понимал, будут действовать
заодно.
на основе комментария рава
Беньямина-Зэева Даршана из Люблина
(автор книги «Ир Беньямин», 18-й век).
3. Не хочешь сеять смерть — культивируй
жизнь
В нашей недельной главе читаем: «И сказал
царь Египта акушеркам еврейкам... Принимая у
еврейских женщин роды... если это сын,
умертвите его... Но боялись акушерки
Всевышнего и не делали так, как говорил им
царь Египта, и сохраняли жизнь младенцам» (Шемот,
гл.1, ст.15-17).
И далее написано: «И призвал царь Египта
акушерок и сказал им: Почему вы делали это и
сохраняли жизнь младенцам?» (Шемот,
гл.1, ст.18).
В своем комментарии на этот фрагмент Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что акушерки не только принимали
роды, но снабжали новорожденных едой,
питьем и всем необходимым.
Таким образом, претензию фараона к
акушеркам можно разделить на две части:
1) почему не выполнили его указание;
2) почему приносили новорожденным еду и
питье?
На первую часть вопроса акушерки ответили
— «Ведь не похожи на египтянок еврейские
женщины. Они сами себе акушерки, они
настолько живучи, что прежде, чем придет к
ним акушерка, они уже родили» (Шемот,
гл.1, ст.19).
Но как они могут объяснить то, что давали
младенцам еду и питье?
Чтобы разобраться в этом, нам нужно
углубиться в тему богобоязненности.
Так сказал об этом царь Шломо: «Если
призовешь разум и голос твой подымешь,
взывая к разумению; если будешь искать его,
как серебро, и разыскивать его, как клад, то,
в конце концов, постигнешь страх пред
Всевышним» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 2, ст. 3-5).
Интересно, что при усердном изучении и
напряжении всех интеллектуальных и
духовных способностей не сказано, что
постигнешь философию, какую-то другую науку
или законы, но — приобретешь трепет перед
Всевышним. Только искать его нужно с таким
же точно усердием, с каким разыскивают
драгоценный клад.
В книге Месилат Йешарим («Путь
праведных») Рамхаля ( Моше
Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей
Торы, великий каббалист; Италия – Эрец
Исраэль, 18-й век)
сказано, что продолжением богобоязненности
является неприятие греха. Если человек
трепещет перед Всевышним — он будет
опасаться оскорбить Его действием,
совершив что-то не подобающее. Поэтому
необходимо постоянно проверять свои
поступки, чтобы не примешалось к ним даже
несознательное нарушение.
Самый надежный способ уберечь себя от
нарушения — действовать назло своему
животному естеству.
Об этом говорит Рамбам: Тот у кого есть
склонность к дурному, — пишет Рамбам (великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век), — должен
устремиться в противоположном направлении.
Тогда он сможет уравновесить свои дурные
наклонности.
Сказано в Талмуде (трактат Назир,
лист 2), что мужчине, который видел распутную
женщину, следует воздержаться от вина.
Учителя ввели множество устрожений в
процедуру приготовления пепла красной
коровы и в последующее очищение с его
помощью от духовной нечистоты. Потому что цедуким
(садукеи) пытались изменить существующий
порядок, упразднив некоторые законы
очищения.
В летний период, время, до которого нужно
успеть завершить чтение молитвы Шма,
Исраэль, наступает довольно рано.
Поэтому многие торопятся, произнося эту
молитву, чтобы успеть к положенному сроку.
В связи с этим во многих общинах
выработался обычай, первые слова, следующие
за молитвой Шма — «Истинно и
незыблемо, и верно», произносить,
растягивая буквы, как бы нараспев. Таким
образом, компенсируется ущерб, нанесенный
поспешным чтением.
Также и акушерки, вместе с указом фараона
убивать младенцев — получили изрядную дозу
его тлетворного влияния. Они испытали страх
перед могущественным царем. Чтобы
нивелировать эти негативные воздействия,
Шифра и Пуа (так звали акушерок) не
ограничились лишь невыполнением царского
указа, они снабжали новорожденных едой,
питьем и всем необходимым для жизни. Когда
требуют сеять смерть — надо поддерживать
жизнь.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
4. Как быть, если один зародыш угрожает жизни
другого
После смерти Йосефа и его братьев евреи
очень сильно размножились в Египте. Как
сказано: «А сыны Израиля расплодились и
распространились, и умножились и окрепли
чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии на нашу недельную главу
называет причины, объясняющие столь
высокую рождаемость у евреев. У еврейских
женщин не было выкидышей, — отмечает он, — в
еврейской среде практически отсутствовала
детская смертность, и женщины рожали по
шесть детей за один раз.
В наше время у одной женщины, находящейся
на 27-й неделе мульти-эмбриональной
беременности, возникла серьезная опасность
для жизни одного из зародышей. Врачи
предложили два варианта решения возникшей
проблемы:
1) роды всех эмбрионов с помощью кесарева
сечения — тогда умирающий эмбрион будет
спасён, но вместе с тем, все эмбрионы
окажутся в весьма неблагоприятной ситуации;
некоторые из них могут быть поражены
слепотой или получить повреждение мозга;
2) ничего не предпринимать на данном этапе;
тогда эмбрион, находящийся в опасности,
скорее всего, умрет, но остальные будут
нормально развиваться в материнской утробе
и без видимых осложнений родятся в
положенный срок.
Женщина обратилась к раввину, и спросила
его: какой вариант выбрать?
Очевидно, что второй путь
предпочтительнее. Ведь нет никакого смысла
подвергать серьезной опасности здоровые
эмбрионы, лишая их возможности нормально
развиваться до естественных родов.
Преждевременные роды несут в себе
опасность всевозможных осложнений и
отклонений от нормы. Кроме того,
недоношенный ребенок имеет в нашей
традиции статус опасно больного.
Мы вообще не вправе подвергать опасности
здоровые эмбрионы — даже ради спасения
того зародыша, который находится в
критическом состоянии. Ведь это все равно,
что, к примеру, поймать на улице здорового
человека и силой отобрать у него, допустим,
почку — ради спасения жизни больного,
которому требуется срочная пересадка этого
органа.
Конечно же, так поступать — запрещено.
Некоторые Учителя говорят, что у человека
есть обязанность пожертвовать свой орган
или часть тела тому, кто в этом нуждается,
обусловленная заповедью «Не стой на крови
ближнего своего» (Ваикра, гл. 19, ст.
15). Но в любом случае, у нас нет права спасать
жизнь одному человеку, отняв орган у
другого, без его согласия.
Точно так же мы не имеем права вмешиваться
в процесс развития зародышей и подвергать
их здоровье опасности — даже если точно
известно, что невмешательство приведет к
смерти одного из них.
Таким образом, женщине нужно
порекомендовать дожидаться естественных
родов и не делать кесарево сечение раньше
положенного срока.
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
5. Чудо, затыкающее рты насмешникам
В нашей недельной главе читаем: «А сыны
Израиля плодились и размножались, и
распространились, и окрепли очень,
чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к данному отрывку
приводит разъяснение из Мидраша Танхума,
где сказано, что еврейки вынашивали и
рожали по шесть здоровых младенцев за
каждую беременность.
Очевидно, что такое развитие событий,
резко отличалось от привычного хода вещей.
Возникает вопрос: для чего понадобилось
это чудесное отклонение от заведенного
общемирового порядка?
В Талмуде (трактат Авода Зара, лист
54) Учителя обсуждают проблему запрещенной
связи с замужней женщиной. Казалось бы, в
результате таких, ненавистных Всевышнему,
связей не должно было бы появляться на свет
потомство. Зачем разбазаривать
божественные ресурсы на мамзеров (незаконнорожденных)?
Но мир все же функционирует по
определенным, изначально заданным законам,
изменение которых является чудом. Злодеи,
нарушающие заповеди Творца, конечно же, не
достойны чудес. Поэтому и от запрещенных
связей могут родиться дети.
Египтянам удалось поработить евреев. Злые
языки тогда стали говорить, что раз
египтяне властвуют над телами евреев, то,
конечно же, их власть распространяется и на
еврейских жен. В ответ на это Всевышний
совершил чудо — еврейские женщины стали
рожать по шесть детей. И все рождались —
здоровыми. Если бы еврейки действительно
вступали в связь с египтянами, ничего
подобного не могло бы произойти. Чтобы
никто не усомнился в порядочности
еврейских жен, Всевышний специально для них
внес корректив в общемировой порядок.
Следует обратить внимание, что колено
Леви было самым малочисленным.
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) объясняет, что левиты
в Египте находились на особом положении,
они были освобождены от подневольных работ.
Но раз так — о них и не могли сказать, что
египтяне имеют власть не только над их
телами, но и над их женами. А значит, не было
необходимости в чуде, доказывающем
обратное. Поэтому в колене Леви не было
такой высокой рождаемости, и оно оказалось
самым малочисленным.
На протяжении всей мировой истории в
душах людей из-за неблаговидных поступков и
запретных мыслей происходили серьезные
духовные поломки. В египетском рабстве
евреи исправили многие из них. Поэтому и
нужна была такая высокая рождаемость —
чтобы спустить «на исправление» души,
искалеченные прошлыми поколениями.
на основе комментариев рава
Йосефа-Шауля Натанзона
(автор сборника галахических
вопросов и ответов «Шоэль Умейшив»; Галиция,
Польша, 19 в.)
и рава Меера Шифа (Маарам Шиф)
(комментатор Талмуда, глава йешивы,
Германия, 17-й век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|