Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ШМИНИ»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11,
ст. 47.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «И было, на восьмой
день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).
Восьмой на
иврите – шмини.
Обсуждение главы
Шмини
1.
Приношение Аарона и приношения сынов Израиля
В нашей недельной главе
говорится о приношениях Аарона и сынов Израиля. И мы читаем: «И сказал Аарону:
Возьми себе молодого тельца для приношения хатат... И так скажи сынам
Израиля: возьмите... тельца и ягненка однолетних без порока для приношения
ола (всесожжения)» (Ваикра, гл. 9, ст. 2-3).
Мы видим, что и от имени Аарона
и от общины сынов Израиля были осуществлены приношения тельцов. Аарон принес
тельца в качестве хатата (очистительного приношения), а телец от общины
Израиля стал всесожжением. Тельцы одни и те же, приношения — разные.
Чем это объясняется?
Попытаемся выяснить, в чем
заключалось участие каждой из сторон в прегрешении с золотым тельцом.
Аарон фактически своими руками
создал золотого идола. Но намерения его были чисты — как можно дольше потянуть
время, чтобы Моше успел вернуться.
Таким образом, прегрешение
Аарона свелось к неосознанному действию.
В Талмуде (трактат Авода
Зара, лист 5) сказано, что сынам Израиля совершенно не подобало
идолопоклонство. И тельца они сделали, чтобы показать на собственном примере,
что из себя представляет коллективное раскаяние, коллективная тешува.
Только это было уже постфактум.
А изначально, у них были совсем другие мысли, очень далекие от тешувы.
Скажем прямо — изначально их мысли заполнило стремление к разврату и
вакханалиям.
Выходит, у сынов Израиля
проблемными были не поступки, а мысли.
Теперь понятно, почему Аарон
своего тельца использовал для приношения хатат. Ведь хатат
предназначен искупить нарушения, совершенные по ошибке, случайно,
непреднамеренно.
Сыны же Израиля, напротив,
своего тельца посвятили приношению всесожжения — ола, поскольку, именно
ола искупает тайные влечения сердца, склонность человека к пагубным
вожделениям.
И Аарону и сынам Израиля взять
тельца для приношения (каждому для своего), как известно, велел Всевышний. И уже
только поэтому, еще до любых объяснений — было понятно, что молодая, сочная
телятина пойдет не на котлеты. Тельцы, как говорится в Мидраше Сифра
— послужат залогом искупления. Через них Всевышний дарует прощение за проступок,
связанный с созданием золотого тельца.
Один из важнейших атрибутов дней
тешувы и раскаяния месяца Тишрей — трубление в шофар. Так
вот, шофар — запрещено делать из рога быка. Потому что обвинитель едва ли
превратится в адвоката. Шофар из бычьего рога напомнит о золотом тельце, и
вместо милосердия — призовет меру суда.
Тогда почему здесь, для служения
в Мишкане, были взяты тельцы, и не возникло опасение, что они напомнят о золотом
тельце?
В Талмуде (трактат Йома,
лист 86) задается вопрос: если нарушение человека состояло в том, что на исходе
дня в некоем месте он встретил женщину и вступил с ней в запрещенную связь —
каким должно быть исправление?
Конечно, согрешивший должен
устыдиться своего проступка, должен полностью раскаяться в нем, сделать
тешуву (вернуться на правильный путь) и пообещать, что в будущем он не
совершит ничего подобного. Причем, это его обещание должно пройти проверку. Если
когда-нибудь снова на исходе дня он окажется в том же месте и встретит ту же
женщину, но на этот раз устоит перед искушением — значит, его тешува была
искренней, и он заслужил прощение.
Для пасхального приношения берут
ягненка. И это неспроста. Овен был одним из главных египетских божеств,
которому, к сожалению, поклонялись и некоторые евреи.
Таким образом, совершая
пасхальное приношение, поджаривая ягненка, евреи, в том числе, искупали
идолопоклонство, заключавшееся в поклонении овну, которое практиковалось в
Египте.
Получается, что для искупления
прегрешения следует использовать то, что с этим прегрешением связано. Но для
выполнения другой заповеди, не следует использовать то, что может напомнить о
былом прегрешении. Ведь, открыв рот обвинителю, мы уже не сможем сделать его
адвокатом.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Нет любви — нет берахи
В нашей недельной главе мы
читаем о том, как Аарон благословляет народ. Написано: «И воздел Аарон свои руки
к народу, и благословил их» (Ваикра, гл. 9, ст. 22).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что это было тройное благословение, которым коэны по сей
день благословляют сынов Израиля. Они произносят: «Да благословит тебя Всевышний
и сохранит тебя. Да озарит Он тебя своим лицом и помилует тебя. Да обратит
Творец лицо Свое к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар, гл. 6, ст.
24-26).
Далее говорится о нисхождении
Шехины (Присутствия Всевышнего).
Возникает вопрос: почему Аарон
ждал, почему не благословил сынов Израиля раньше?
В галахическом кодексе
Шулхан Арух записан закон: если коэн не ладит с общиной, или же
люди, общину составляющие, мягко говоря, не испытывают теплых чувств к коэну
— этот коэн должен воздержаться от коэнского благословения. Он не вправе
благословлять тех, с кем в ссоре.
Аарон изготовил золотого тельца.
Причем, доподлинно известно, что делать он этого не хотел, и действовал против
своей воли.
Очевидно, что в сердце своем
Аарон затаил обиду на тех, из-за кого ему пришлось замарать руки идолом.
Безусловно, и сыны Израиля не
одобряли Аарона, поскольку в их глазах он был создателем золотого тельца.
Понятно, что в состоянии
взаимных претензий и недовольства, Аарон, никак не мог благословить народ
благословением коэнов.
Теперь же, когда были совершены
приношения Всевышнему, и Он принял их и простил прегрешение народу Своему, и все
пространство заполнила любовь, Аарон почувствовал в себе силы благословить свой
народ. И тогда он произнес с любовью: «Да благословит тебя Всевышний и сохранит
тебя».
Чтобы благословить кого-либо
по-настоящему, от всего сердца — необходимо испытывать к нему любовь.
Раввин провел беседу с
родителями на тему правильного воспитания детей. Одна женщина очень внимательно
слушала и не сводила с него глаз. А по окончании подошла к раввину и попросила
молиться за ее сына, который связался с плохой компанией и начал отбиваться от
рук.
Рав согласился и записал имя
подростка. Тогда женщина, согласно принятому в ее общине обычаю, протянула
раввину купюру среднего достоинства.
Рав был удивлен, но быстро
понял, что женщина может обидеться, если он откажется принять деньги. Поэтому,
поблагодарив, он опустил купюру в карман.
Затем он зашел в кондитерскую и
выбрал там самое аппетитное пирожное. Подаренных денег хватило еще и на чашку
ароматного кофе. Насладившись неожиданным перекусом, раввин достал листок с
именем сына женщины и помолился за него от всего сердца, путь к которому был
проложен вкуснейшим пирожным и ароматным кофе.
на основе комментария рава Шимшона Давида Пинкуса
(один из выдающихся духовных наставников нашего времени; США – Израиль,
1943-2000 гг.)
3.
Слезы — самый прочный фундамент
Один из важных уроков нашей
главы состоит в том, что человек должен молиться, чтобы его поступки были угодны
Всевышнему, чтобы были приняты им, чтобы не произошла никакая духовная поломка.
Даже если он — всегда выполняет Волю Творца.
Судите сами. Сыны Израиля
исполнили в отношении Мишкана все повеления Всевышнего, но Шехина
(Присутствие Всевышнего) не спускалась к ним, пока их не благословили Моше и
Аарон. Как сказано: «И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их... И
вошли Моше и Аарон в Шатер Откровения, а выйдя, благословили народ. И явилась
Слава Создателя всему народу» (Ваикра, гл. 9, ст. 22-23).
Сыны Израиля возвели Мишкан.
Чтр, казалось, может быть достойнее?
Однако Всевышний не сразу явил
Себя. Это произошло лишь после благословений и молитв Моше и Аарона.
Так же, если человек затевает
нужный и полезный проект на благо всего общества, каким бы замечательным и
высокоморальным он ни был — необходимы еще и молитвы, чтобы этот проект не
развалился и не похоронил под обломками благие начинания.
Йешива рава Хаима из Воложина
(выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.) считается праматерью
всех современных йешив. Основатели других йешив брали ее за образец.
Один раввин решил открыть в
своем городе йешиву, подобную воложинской. Он изучил, как там поставлены дела, и
постарался наладить все так же в своей йешиве.
Однако дело не заладилось, и его
йешива вскоре закрылась. Причем, недоуменный раввин так и не понял почему.
Однажды он встретился с равом
Хаимом и, воспользовавшись случаем, задал ему вопрос, который мучал: почему твоя
йешива процветает, а моя, как две капли воды похожая, долго не просуществовала?
— Как прошло открытие йешивы? —
спросил рав Хаим.
— На самом высоком уровне! Мы
устроили шикарную трапезу, пригласили лучших в городе музыкантов.
— А мы в день открытия йешивы
устроили пост и читали слихот (особые молитвы, сопровождающиеся
раскаянием в прегрешениях и просьбами о прощении). По-видимому, слезы и
тешува — более прочный фундамент, нежели вино и танцы.
Рассказывают, что раби Йосеф
Шломо Каhанеман,
во время закладки первого камня в основании йешивы «Поневеж» в Бней Браке — так
расчувствовался, что, к удивлению присутствующих — заплакал. Тогда пришедший на
церемонию Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы,
Литва – Израиль, первая половина 20-го века) поддержал рава Каhанемана.
— Когда начинают с шампанского,
или просто вина, то могут преуспеть или не преуспеть. Трудно сказать наперед. Но
если вместо игристых пузырьков Всевышний видит искренние слезы раскаяния — даю
гарантию, что дело выгорит. Ведь недаром сказано: «Сеявшие в слезах — жать будут
с песней» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 126, ст. 5).
Йешива «Поневеж» стала одной из
самых крупных и известных йешив не только в Израиле, но и во всем мире.
Человек, проливающий слезы,
показывает, что он не считает себя совершенным и еще — что
он не винит и не
подозревает
никого, кроме себя. Именно этого и ожидает Всевышний.
Когда Аарон увидел, что
Шехина задерживается, он это принял на свой счет. «Я знаю, что Всевышний
разгневался на меня, и из-за меня Шехина не низошла к Израилю».
Он счел себя недостойным,
поскольку своими руками создал золотого тельца. И Аарон стал молить о
милосердии.
Его пример — урок всем нам.
Никогда не следует пытаться объяснить невзгоды низким духовным уровнем общества.
Но следует винить только себя.
Так же и пророк Йона — не стал
искать виновных в разыгравшейся стихии, он сразу признал, что буря и шторм из-за
него.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(лава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Благословение
праведника
В нашей недельной главе о
благословении Аарона написано: «И воздел Аарон руки свои к народу, и благословил
их» (Ваикра, гл. 9, ст. 22).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что это было тройное благословение, которым коэны по сей
день благословляют сынов Израиля — «Да благословит тебя Всевышний и сохранит
тебя. Да озарит Он тебя своим лицом и помилует тебя. Да обратит Творец лицо Свое
к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар, гл. 6, ст. 24-26).
Вечером в Рош
hа-Шана,
по завершении праздничной молитвы, вся еврейская община города Радина
выстроилась в очередь к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), чтобы получить
благословение из уст праведника.
Первым в очереди за берахой
(благословением) стоял зять Хафец Хаима, рав Левинсон. Праведник благословил его
такими словами: «Да поможет Всевышний, чтобы ты никогда не был богат и вообще —
был как можно меньше связан с этим материальным миром».
Стоящий следом за ним еврей,
услышав эту бераху, решил сбежать, чтобы и его не благословили чем-то
подобным. Но праведник в последний момент его удержал.
— Не переживай! — сказал ему
раби Исраэль. — Своему зятю я пожелал то же самое, что желаю себе. Тебя же я
благословлю тем, что ты хочешь для себя.
Хафец Хаим, как известно, был
потомком Аарона. Благодаря ему, мы сможем понять, для чего Аарон воздевал руки,
какой в этом был смысл.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Коэлет, гл. 5) говорится, что человек приходит в наш мир
со сжатыми кулаками. Этим он как бы заявляет, что весь этот мир — ради меня, я
его хозяин. Когда же приходит время покинуть наш мир, его ладони раскрыты, чтобы
показать, что он не в состоянии ничего унести с собой, даже жалкие крохи.
Коэны,
благословляя народ, максимально раскрывают свои ладони, демонстрируя тем самым,
что они готовы передать благословение полностью, без остатка, ничего не утаив
для себя.
Когда Аарон с раскрытыми
ладонями воздел руки для берахи — он этим дал понять, что благословляет
евреев, не тем, что желает самому себе, но тем, что каждый хотел бы получить для
себя.
В отличие от Аарона, Корах (о
нем — см. на сайте в обзоре недельной главы Корах, первый
годовой цикл обсуждения) мечтал заполучить место главного коэна для
удовлетворения личных желаний и амбиций. Намек на это мы находим (как мне
кажется) в словах: «и взял Корах» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Истинные намерения Кораха —
взять для себя...
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
5. Похвала Аарону —
похвала всей общине
Написано в нашей недельной
главе: «И спустился огонь Всевышнего на мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник»)... и увидел весь народ, и возликовали (в оригинале — вайярону)
они» (Ваикра, гл. 9, ст. 24).
Слово «вайярону»
подразумевает также и выражение похвалы и восхищения чудесным нисхождением огня
на мизбеах.
Чтобы понять, когда именно это
произошло, восстановим хронологию событий.
Ранее сказано, что Моше и Аарон
вошли в Шатер Откровения, затем вышли из него и помолились о том, чтобы
Всевышний явил Себя. Огонь, сошедший на мизбеах, был ответом на их
молитву. Тогда народ выразил свое ликование и почтение.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 25) рассказывается, что однажды в Израиле выдался очень засушливый год,
долгое время не было дождей. Тогда Учителя объявили о дневном посте. И вся
община Израиля была готова поститься. Но только взошло солнце, пост едва
начался, как с Небес полились потоки воды, этот пост отменяющие.
Народ ликовал. Сыны Израиля
решили, что благодаря их заслугам, Всевышний ответил моментально — так, что даже
не пришлось поститься. Но среди Учителей был Шмуэль (Учитель Талмуда, 3-й
век), который добавил ложку дегтя в бочку всеобщего ликования.
— Когда раб просит у хозяина
награду, — сказал он, — а тот велит слугам: дайте ему поскорее, чтобы он уже
отвязался, в этом нет никакой похвалы. И это ровно то, что произошло сегодня.
Всевышнему не нужен ни ваш пост, ни ваши молитвы. И Он послал дождь еще до
начала поста, только, чтобы от вас поскорее отделаться.
Через какое-то время снова
случилась засуха, и Учителя назначили день поста и молитв. Весь день, с раннего
утра, община сынов Израиля постилась и молилась, взывала к Творцу. А когда
солнце село, полил дождь. Люди были очень довольны и возбуждены:
— Всевышнему приятны наши
молитвы, ведь Он их слушал целый день, — говорили они наперебой.
Но Шмуэль опять всех отрезвил:
— Я вам объясню, на что это
похоже. Раб просит у хозяина награду, а тот велит слугам: ладно, дайте ему,
только пусть прежде как следует покорячится, поклянчит, пусть на брюхе
поползает. Только после того, что вы целый день, до самого захода солнца
изнуряли ваши души постом, плакали и умоляли — пошел дождь.
После этого объяснения, люди
полностью опешили:
— Сразу пошел дождь — плохо, не
сразу — тоже плохо. Но это же замкнутый круг! А как Всевышний поступает, когда
Он нами доволен?
— Действительно, если нужно
просить и упрашивать — значит, ваш духовный уровень не на высоте. Но когда даже
просить не нужно — в этом тоже нет ничего хорошего. А вот, если вы попросили, и
тут же пошел дождь — это знак, что Всевышний вами доволен.
Теперь вернемся в Мишкан
(Переносной Храм).
Огонь спустился с Неба ровно
тогда, когда Моше и Аарон о нем попросили Всевышнего. Тогда люди поняли, что
Творец доволен Моше и Аароном, и возликовали.
А нам остается отметить, что
Моше и Аарон были посланниками общины. А раз Создатель доволен посланниками —
значит, доволен и общиной.
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ШМИНИ»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11,
ст. 47.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «И было, на восьмой
день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).
Восьмой на
иврите – шмини.
Обсуждение главы
Шмини
1.
Приношение Аарона и приношения сынов Израиля
В нашей недельной главе
говорится о приношениях Аарона и сынов Израиля. И мы читаем: «И сказал Аарону:
Возьми себе молодого тельца для приношения хатат... И так скажи сынам
Израиля: возьмите... тельца и ягненка однолетних без порока для приношения
ола (всесожжения)» (Ваикра, гл. 9, ст. 2-3).
Мы видим, что и от имени Аарона
и от общины сынов Израиля были осуществлены приношения тельцов. Аарон принес
тельца в качестве хатата (очистительного приношения), а телец от общины
Израиля стал всесожжением. Тельцы одни и те же, приношения — разные.
Чем это объясняется?
Попытаемся выяснить, в чем
заключалось участие каждой из сторон в прегрешении с золотым тельцом.
Аарон фактически своими руками
создал золотого идола. Но намерения его были чисты — как можно дольше потянуть
время, чтобы Моше успел вернуться.
Таким образом, прегрешение
Аарона свелось к неосознанному действию.
В Талмуде (трактат Авода
Зара, лист 5) сказано, что сынам Израиля совершенно не подобало
идолопоклонство. И тельца они сделали, чтобы показать на собственном примере,
что из себя представляет коллективное раскаяние, коллективная тешува.
Только это было уже постфактум.
А изначально, у них были совсем другие мысли, очень далекие от тешувы.
Скажем прямо — изначально их мысли заполнило стремление к разврату и
вакханалиям.
Выходит, у сынов Израиля
проблемными были не поступки, а мысли.
Теперь понятно, почему Аарон
своего тельца использовал для приношения хатат. Ведь хатат
предназначен искупить нарушения, совершенные по ошибке, случайно,
непреднамеренно.
Сыны же Израиля, напротив,
своего тельца посвятили приношению всесожжения — ола, поскольку, именно
ола искупает тайные влечения сердца, склонность человека к пагубным
вожделениям.
И Аарону и сынам Израиля взять
тельца для приношения (каждому для своего), как известно, велел Всевышний. И уже
только поэтому, еще до любых объяснений — было понятно, что молодая, сочная
телятина пойдет не на котлеты. Тельцы, как говорится в Мидраше Сифра
— послужат залогом искупления. Через них Всевышний дарует прощение за проступок,
связанный с созданием золотого тельца.
Один из важнейших атрибутов дней
тешувы и раскаяния месяца Тишрей — трубление в шофар. Так
вот, шофар — запрещено делать из рога быка. Потому что обвинитель едва ли
превратится в адвоката. Шофар из бычьего рога напомнит о золотом тельце, и
вместо милосердия — призовет меру суда.
Тогда почему здесь, для служения
в Мишкане, были взяты тельцы, и не возникло опасение, что они напомнят о золотом
тельце?
В Талмуде (трактат Йома,
лист 86) задается вопрос: если нарушение человека состояло в том, что на исходе
дня в некоем месте он встретил женщину и вступил с ней в запрещенную связь —
каким должно быть исправление?
Конечно, согрешивший должен
устыдиться своего проступка, должен полностью раскаяться в нем, сделать
тешуву (вернуться на правильный путь) и пообещать, что в будущем он не
совершит ничего подобного. Причем, это его обещание должно пройти проверку. Если
когда-нибудь снова на исходе дня он окажется в том же месте и встретит ту же
женщину, но на этот раз устоит перед искушением — значит, его тешува была
искренней, и он заслужил прощение.
Для пасхального приношения берут
ягненка. И это неспроста. Овен был одним из главных египетских божеств,
которому, к сожалению, поклонялись и некоторые евреи.
Таким образом, совершая
пасхальное приношение, поджаривая ягненка, евреи, в том числе, искупали
идолопоклонство, заключавшееся в поклонении овну, которое практиковалось в
Египте.
Получается, что для искупления
прегрешения следует использовать то, что с этим прегрешением связано. Но для
выполнения другой заповеди, не следует использовать то, что может напомнить о
былом прегрешении. Ведь, открыв рот обвинителю, мы уже не сможем сделать его
адвокатом.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Нет любви — нет берахи
В нашей недельной главе мы
читаем о том, как Аарон благословляет народ. Написано: «И воздел Аарон свои руки
к народу, и благословил их» (Ваикра, гл. 9, ст. 22).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что это было тройное благословение, которым коэны по сей
день благословляют сынов Израиля. Они произносят: «Да благословит тебя Всевышний
и сохранит тебя. Да озарит Он тебя своим лицом и помилует тебя. Да обратит
Творец лицо Свое к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар, гл. 6, ст.
24-26).
Далее говорится о нисхождении
Шехины (Присутствия Всевышнего).
Возникает вопрос: почему Аарон
ждал, почему не благословил сынов Израиля раньше?
В галахическом кодексе
Шулхан Арух записан закон: если коэн не ладит с общиной, или же
люди, общину составляющие, мягко говоря, не испытывают теплых чувств к коэну
— этот коэн должен воздержаться от коэнского благословения. Он не вправе
благословлять тех, с кем в ссоре.
Аарон изготовил золотого тельца.
Причем, доподлинно известно, что делать он этого не хотел, и действовал против
своей воли.
Очевидно, что в сердце своем
Аарон затаил обиду на тех, из-за кого ему пришлось замарать руки идолом.
Безусловно, и сыны Израиля не
одобряли Аарона, поскольку в их глазах он был создателем золотого тельца.
Понятно, что в состоянии
взаимных претензий и недовольства, Аарон, никак не мог благословить народ
благословением коэнов.
Теперь же, когда были совершены
приношения Всевышнему, и Он принял их и простил прегрешение народу Своему, и все
пространство заполнила любовь, Аарон почувствовал в себе силы благословить свой
народ. И тогда он произнес с любовью: «Да благословит тебя Всевышний и сохранит
тебя».
Чтобы благословить кого-либо
по-настоящему, от всего сердца — необходимо испытывать к нему любовь.
Раввин провел беседу с
родителями на тему правильного воспитания детей. Одна женщина очень внимательно
слушала и не сводила с него глаз. А по окончании подошла к раввину и попросила
молиться за ее сына, который связался с плохой компанией и начал отбиваться от
рук.
Рав согласился и записал имя
подростка. Тогда женщина, согласно принятому в ее общине обычаю, протянула
раввину купюру среднего достоинства.
Рав был удивлен, но быстро
понял, что женщина может обидеться, если он откажется принять деньги. Поэтому,
поблагодарив, он опустил купюру в карман.
Затем он зашел в кондитерскую и
выбрал там самое аппетитное пирожное. Подаренных денег хватило еще и на чашку
ароматного кофе. Насладившись неожиданным перекусом, раввин достал листок с
именем сына женщины и помолился за него от всего сердца, путь к которому был
проложен вкуснейшим пирожным и ароматным кофе.
на основе комментария рава Шимшона Давида Пинкуса
(один из выдающихся духовных наставников нашего времени; США – Израиль,
1943-2000 гг.)
3.
Слезы — самый прочный фундамент
Один из важных уроков нашей
главы состоит в том, что человек должен молиться, чтобы его поступки были угодны
Всевышнему, чтобы были приняты им, чтобы не произошла никакая духовная поломка.
Даже если он — всегда выполняет Волю Творца.
Судите сами. Сыны Израиля
исполнили в отношении Мишкана все повеления Всевышнего, но Шехина
(Присутствие Всевышнего) не спускалась к ним, пока их не благословили Моше и
Аарон. Как сказано: «И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их... И
вошли Моше и Аарон в Шатер Откровения, а выйдя, благословили народ. И явилась
Слава Создателя всему народу» (Ваикра, гл. 9, ст. 22-23).
Сыны Израиля возвели Мишкан.
Чтр, казалось, может быть достойнее?
Однако Всевышний не сразу явил
Себя. Это произошло лишь после благословений и молитв Моше и Аарона.
Так же, если человек затевает
нужный и полезный проект на благо всего общества, каким бы замечательным и
высокоморальным он ни был — необходимы еще и молитвы, чтобы этот проект не
развалился и не похоронил под обломками благие начинания.
Йешива рава Хаима из Воложина
(выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.) считается праматерью
всех современных йешив. Основатели других йешив брали ее за образец.
Один раввин решил открыть в
своем городе йешиву, подобную воложинской. Он изучил, как там поставлены дела, и
постарался наладить все так же в своей йешиве.
Однако дело не заладилось, и его
йешива вскоре закрылась. Причем, недоуменный раввин так и не понял почему.
Однажды он встретился с равом
Хаимом и, воспользовавшись случаем, задал ему вопрос, который мучал: почему твоя
йешива процветает, а моя, как две капли воды похожая, долго не просуществовала?
— Как прошло открытие йешивы? —
спросил рав Хаим.
— На самом высоком уровне! Мы
устроили шикарную трапезу, пригласили лучших в городе музыкантов.
— А мы в день открытия йешивы
устроили пост и читали слихот (особые молитвы, сопровождающиеся
раскаянием в прегрешениях и просьбами о прощении). По-видимому, слезы и
тешува — более прочный фундамент, нежели вино и танцы.
Рассказывают, что раби Йосеф
Шломо Каhанеман,
во время закладки первого камня в основании йешивы «Поневеж» в Бней Браке — так
расчувствовался, что, к удивлению присутствующих — заплакал. Тогда пришедший на
церемонию Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы,
Литва – Израиль, первая половина 20-го века) поддержал рава Каhанемана.
— Когда начинают с шампанского,
или просто вина, то могут преуспеть или не преуспеть. Трудно сказать наперед. Но
если вместо игристых пузырьков Всевышний видит искренние слезы раскаяния — даю
гарантию, что дело выгорит. Ведь недаром сказано: «Сеявшие в слезах — жать будут
с песней» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 126, ст. 5).
Йешива «Поневеж» стала одной из
самых крупных и известных йешив не только в Израиле, но и во всем мире.
Человек, проливающий слезы,
показывает, что он не считает себя совершенным и еще — что
он не винит и не
подозревает
никого, кроме себя. Именно этого и ожидает Всевышний.
Когда Аарон увидел, что
Шехина задерживается, он это принял на свой счет. «Я знаю, что Всевышний
разгневался на меня, и из-за меня Шехина не низошла к Израилю».
Он счел себя недостойным,
поскольку своими руками создал золотого тельца. И Аарон стал молить о
милосердии.
Его пример — урок всем нам.
Никогда не следует пытаться объяснить невзгоды низким духовным уровнем общества.
Но следует винить только себя.
Так же и пророк Йона — не стал
искать виновных в разыгравшейся стихии, он сразу признал, что буря и шторм из-за
него.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(лава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
4. Благословение
праведника
В нашей недельной главе о
благословении Аарона написано: «И воздел Аарон руки свои к народу, и благословил
их» (Ваикра, гл. 9, ст. 22).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что это было тройное благословение, которым коэны по сей
день благословляют сынов Израиля — «Да благословит тебя Всевышний и сохранит
тебя. Да озарит Он тебя своим лицом и помилует тебя. Да обратит Творец лицо Свое
к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар, гл. 6, ст. 24-26).
Вечером в Рош
hа-Шана,
по завершении праздничной молитвы, вся еврейская община города Радина
выстроилась в очередь к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), чтобы получить
благословение из уст праведника.
Первым в очереди за берахой
(благословением) стоял зять Хафец Хаима, рав Левинсон. Праведник благословил его
такими словами: «Да поможет Всевышний, чтобы ты никогда не был богат и вообще —
был как можно меньше связан с этим материальным миром».
Стоящий следом за ним еврей,
услышав эту бераху, решил сбежать, чтобы и его не благословили чем-то
подобным. Но праведник в последний момент его удержал.
— Не переживай! — сказал ему
раби Исраэль. — Своему зятю я пожелал то же самое, что желаю себе. Тебя же я
благословлю тем, что ты хочешь для себя.
Хафец Хаим, как известно, был
потомком Аарона. Благодаря ему, мы сможем понять, для чего Аарон воздевал руки,
какой в этом был смысл.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Коэлет, гл. 5) говорится, что человек приходит в наш мир
со сжатыми кулаками. Этим он как бы заявляет, что весь этот мир — ради меня, я
его хозяин. Когда же приходит время покинуть наш мир, его ладони раскрыты, чтобы
показать, что он не в состоянии ничего унести с собой, даже жалкие крохи.
Коэны,
благословляя народ, максимально раскрывают свои ладони, демонстрируя тем самым,
что они готовы передать благословение полностью, без остатка, ничего не утаив
для себя.
Когда Аарон с раскрытыми
ладонями воздел руки для берахи — он этим дал понять, что благословляет
евреев, не тем, что желает самому себе, но тем, что каждый хотел бы получить для
себя.
В отличие от Аарона, Корах (о
нем — см. на сайте в обзоре недельной главы Корах, первый
годовой цикл обсуждения) мечтал заполучить место главного коэна для
удовлетворения личных желаний и амбиций. Намек на это мы находим (как мне
кажется) в словах: «и взял Корах» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Истинные намерения Кораха —
взять для себя...
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
5. Похвала Аарону —
похвала всей общине
Написано в нашей недельной
главе: «И спустился огонь Всевышнего на мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник»)... и увидел весь народ, и возликовали (в оригинале — вайярону)
они» (Ваикра, гл. 9, ст. 24).
Слово «вайярону»
подразумевает также и выражение похвалы и восхищения чудесным нисхождением огня
на мизбеах.
Чтобы понять, когда именно это
произошло, восстановим хронологию событий.
Ранее сказано, что Моше и Аарон
вошли в Шатер Откровения, затем вышли из него и помолились о том, чтобы
Всевышний явил Себя. Огонь, сошедший на мизбеах, был ответом на их
молитву. Тогда народ выразил свое ликование и почтение.
В Талмуде (трактат Таанит,
лист 25) рассказывается, что однажды в Израиле выдался очень засушливый год,
долгое время не было дождей. Тогда Учителя объявили о дневном посте. И вся
община Израиля была готова поститься. Но только взошло солнце, пост едва
начался, как с Небес полились потоки воды, этот пост отменяющие.
Народ ликовал. Сыны Израиля
решили, что благодаря их заслугам, Всевышний ответил моментально — так, что даже
не пришлось поститься. Но среди Учителей был Шмуэль (Учитель Талмуда, 3-й
век), который добавил ложку дегтя в бочку всеобщего ликования.
— Когда раб просит у хозяина
награду, — сказал он, — а тот велит слугам: дайте ему поскорее, чтобы он уже
отвязался, в этом нет никакой похвалы. И это ровно то, что произошло сегодня.
Всевышнему не нужен ни ваш пост, ни ваши молитвы. И Он послал дождь еще до
начала поста, только, чтобы от вас поскорее отделаться.
Через какое-то время снова
случилась засуха, и Учителя назначили день поста и молитв. Весь день, с раннего
утра, община сынов Израиля постилась и молилась, взывала к Творцу. А когда
солнце село, полил дождь. Люди были очень довольны и возбуждены:
— Всевышнему приятны наши
молитвы, ведь Он их слушал целый день, — говорили они наперебой.
Но Шмуэль опять всех отрезвил:
— Я вам объясню, на что это
похоже. Раб просит у хозяина награду, а тот велит слугам: ладно, дайте ему,
только пусть прежде как следует покорячится, поклянчит, пусть на брюхе
поползает. Только после того, что вы целый день, до самого захода солнца
изнуряли ваши души постом, плакали и умоляли — пошел дождь.
После этого объяснения, люди
полностью опешили:
— Сразу пошел дождь — плохо, не
сразу — тоже плохо. Но это же замкнутый круг! А как Всевышний поступает, когда
Он нами доволен?
— Действительно, если нужно
просить и упрашивать — значит, ваш духовный уровень не на высоте. Но когда даже
просить не нужно — в этом тоже нет ничего хорошего. А вот, если вы попросили, и
тут же пошел дождь — это знак, что Всевышний вами доволен.
Теперь вернемся в Мишкан
(Переносной Храм).
Огонь спустился с Неба ровно
тогда, когда Моше и Аарон о нем попросили Всевышнего. Тогда люди поняли, что
Творец доволен Моше и Аароном, и возликовали.
А нам остается отметить, что
Моше и Аарон были посланниками общины. А раз Создатель доволен посланниками —
значит, доволен и общиной.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|