ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

25.11.2024, 24 Heshvan, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “ШМИНИ”

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9 ст.1 — гл.11 ст.47

Почему глава так называется?

По первой фразе. Раздел начинается словами: “И было, на восьмой день призвал Моше Аарона, его сыновей и старейшин…” (Ваикра, 9:1). Шмини — “восьмой”.

 

Обсуждение главы Шмини:

Из предыдущих недельных разделов мы знаем, что евреи после Исхода из Египта на каком-то этапе скитаний по Синайской пустыне приступили к строительству Переносного храма, построили его, освятили (т.е. подготовили к работе), после чего священники – Аарон и его сыновья – несколько дней проходили особый обряд “вступления в должность”. Сколько времени он длился? На этот вопрос отвечает само название нашего недельного раздела – восемь дней.

Священники приносят специальные жертвы, очищая себя и приобретая тем самым “способность” нести храмовую службу. Аарон благословляет народ. Огонь спускается с неба – и “съедает” жертвы, принесенные семьей Аарона. Жертвы приняты — Аарон и сыновья посвящены в священники (теперь говорят – прошли инаугурацию или даже — интронизацию). Отныне эта должность (не звание, а должность, ибо быть коэном, священником в Храме – тяжелая и очень важная работа) закреплена за ними навсегда…

В нашем разделе — несколько тем. Главные из них: введение Аарона в должность; указание о жертвах, приносимых коэнами (священниками); законы кашрута (еврейских законов о дозволенной пище). Но есть здесь маленькая вставка – странный эпизод, рассказывающий о необычной смерти сыновей Аарона.

Произошла эта катастрофа на глазах народа сразу после обряда посвящения, в первый день работы Храма. Такой же спустившийся с неба огонь (как тот, который только что принял их жертвоприношения) вдруг перекидывается на двух из четырех сыновей Аарона – и они погибают. Весь народ (как и мы, читающие Тору) понимает, что Всевышний убил их за какую-то неисправимую ошибку. Но за какую – об этом в тексте ничего не сказано. Об этом мы можем прочесть только в комментариях и записях Устной Торы.

Согласно первому объяснению, Надав и Авиу, сыновья Аарона, были наказаны за то, что не женились. Не захотели обзавестись семьей. Обо всех наших праотцах, персонажах Торы, говорится, сколько у них было сыновей и как их звали, но про этих двоих – ни слова. Значит, погибли, будучи уже не молодыми, но – все еще холостяками. В то время как Тора высказывает прямое повеление: каждый из нас обязан найти себе супругу или супруга. “Не хорошо человеку быть в одиночестве” — это простое правило знал еще первый человек Адам.


Люди должны заселить и освоить землю, созданную Всевышним. Заселяя ее, заполняя страны и материки, они как бы сотрудничают с Творцом, построившим для них огромный планетарный дом. “Плодитесь и размножайтесь” – с этим призывом Создатель обращается не только к древним обитателям нашего мира, но и к любому человеку во все времена. “Плодитесь” сказано каждому, что означает – воспроизводите следующее поколение. “Размножайтесь” сказано мужу и жене, что подразумевает — оставьте после себя больше двух детей.

Евреи это правило понимают буквально: недопустимо, чтобы мужчина или женщина оказались вне семьи, бобылями. Еврей и еврейка обязаны вступить в брак. Человеку надо найти себе пару – самостоятельно или при помощи общины, других людей, раввинов. Молодым людям помогают родители, а тем, чтобы помочь женить взрослых детей, – люди специальной “профессии”, шадханы (сваты). Никакого принуждения здесь нет. Молодые люди получают совет, на кого обратить внимание, но они в любой момент могут отказаться. В конечном счете, жить в данном браке предстоит им, а не советчикам.

Наш праотец Авраам, подыскивая невесту для сына Ицхака, отправил на свою родину слугу Элиэзера. Тот привез Ривку (согласившуюся с ним поехать), ее встретил Ицхак. Написано, что сначала сын Авраама ввел Ривку в шатер умершей Сары (женился), а потом полюбил ее. Это очень важный момент – любовь появляется как результат сознательного выбора, не подчиненного страстям и желанию обладать. Там, где главенствует “хочу”, всегда есть опасность охлаждения чувств, отчужденности и, как следствие, — развода. Еврейский брак традиционно крепок. В основе еврейской семьи лежит принцип долгой любви, а отнюдь не все сжигающая страсть, которая быстро проходит.


И еще два слова о браке.
Испокон веков в еврейском народе считалось, что руководитель (раввин или учитель) должен быть женатым человеком. Тот, у кого нет своих детей, вряд ли с пониманием и состраданием отнесется к чужим детям. Тот, кто не испытывает радостей семейной жизни и не беспокоится о пропитании своей семьи (потому что ее у него нет), вряд ли будет должным образом беспокоиться о нуждах общины.

Собственно говоря, поэтому и пострадали Надав и Авиу. Хотели стать руководителями? По крайней мере, вышли, чтобы от лица всего народа совершить службу в Храме? И при этом не обзавелись семьей? — Тут же спустился с неба огонь и уничтожил их.

“Плодитесь и размножайтесь” – это не просто совет. Это приказ. И его должен выполнить каждый.

Есть еще одно объяснение эпизоду смерти сыновей Аарона. Оно, так сказать, более распространено. Прочтем фразу Моше, которую он произносит, обращаясь к Аарону, сразу же после этой скорбной сцены: “Вина не пей ни ты, ни твои сыновья, когда входите в Храм, — чтобы не умереть. Таков вечный закон во всех ваших поколениях – чтобы различали вы между святым и не святым, между чистым и не чистым”.

Вывод, который можно сделать: дети Аарона, скорее всего, вошли в Храм, отведав вина, например, прочтя кидуш над бокалом. А это строго запрещено священникам перед началом их работы в Храме. Возможно, по этой причине еврейский народ воздержан в вине. Воздержан, несмотря на то, что происходит из страны, земля которой не просто славится виноделием, а считается родиной виноградной лозы.

Евреи издревле знакомы с культурой вина, которое лежит в основе выполнения многих заповедей: кидуш (освящение субботы и праздника), авдала (особый ритуал при завершении субботы и праздника), Пурим, Песах (когда надо выпить четыре бокала на Седере). Евреи пьют вино за праздничным столом. Но всегда умеренно, не теряя головы и без крайностей. Ибо знают ему цену. Еще древние мудрецы учили: вошло вино, вышла тайна. Т.е. у этого напитка обманчивая сущность: питье без меры может привести не к радости, а к печали. Развязывается язык, теряется контроль над собой; можно, не дай Б-г, совершить проступок.

Тема вина и его употребления не проста для евреев-выходцев из общин славянских стран. Многие, что греха таить, прожив весомую часть жизни в нееврейском окружении, научились у соседей умению легко обращаться с рюмкой. Но это умение в принципе не свойственно еврейскому народу. Евреи предпочитают веселиться без возлияний, как и подобает мудрой нации.


И еще. Мы упомянули Пурим. Повсеместно считается, что в этот день непременно надо напиться. Дескать, такова заповедь, которую нельзя не выполнить. Но в том-то и дело, что для евреев это, может быть, самая трудная заповедь; другим народам не надо специально говорить: напейтесь, чтобы не отличить Мордехая от Амана, – они и так не отличают…

Что касается практического выполнения пуримской заповеди, то всегда можно выпить чуть-чуть больше обычного, больше, чем конкретный человек выпил бы в обычной ситуации. Не надо ни насиловать себя, ни распускаться. Выпить и вздремнуть полчасика. Когда человек дремлет, он, согласитесь, не замечает разницы между брахой (благословением) Мордехая и проклятием Амана…

Замечание. Еврейский закон запрещает употреблять вино, сделанное не евреями. Запрет сам по себе не очень труден, ибо в большинстве стран легко найти еврейское, кашерное (разрешенное) вино. По крайней мере, проблем с вином для кидуша на субботу нет ни в Америке, ни в Израиле. В крайнем случае, еврей, соблюдающий заповеди, может приготовить вино дома, своими руками. Оно от этого приобретает добавочный вкус: согласитесь, домашнее кашерное вино – это что-нибудь да значит.


Теперь – о теме кашрута, которой занимается наш недельный раздел. Всевышний обратился через пророка Моше ко всем евреям: “Вот живые существа, которых вы можете есть…” (Ваикра, 11:2).

Слово кашерный означает разрешенный, годящийся, подходящий. Под словом кашрут понимается весь комплекс положений и законов, регламентирующий питание еврея. Это не законы диеты, это – в прямом смысле религиозная норма. Подобно тому, как у евреев запрещено поклонение идолам, убийство и прелюбодеяние, так же запрещено класть в рот все то, что Торой отмечено как “нечистое”. Причем этот список отнюдь не ограничивается одной свининой.

Можно сказать, что в практике еврейской традиционной жизни наиглавнейшую роль играют три основы: обрезание (знак на теле), суббота (знак времени) и кашрут (знак на столе, а значит, на всем еврейском доме). Без этих трех основ нет никакого еврейства, нет возвращения к Торе, нет ничего. Человек, выросший вне еврейского круга и решивший вернуться к своим корням, своему народу, прежде всего, делает себе обрезание (если он мужчина), начинает справлять субботы и сразу же перестает есть то, что Торой запрещено.

Впрочем, последний пункт можно расчленить на этапы постепенного приближения к требуемому уровню. Сначала из ассортимента блюд убираются: свинина, кролики, сомы, тюлени и пр. Затем человек начинает соблюдать запрет на употребление крови, на неправильно убитых животных, на смешение молочных блюд с мясными и т.д. и т.п. Правил много, все они детально прописаны, и их можно изучить. Более того, их приятно учить — настолько они логичны и глубоки. Для настоящей “еврейской головы” здесь есть над чем поработать. Но если кто-то скажет, что их, этих правил так много, что нельзя требовать от человека их выполнения, возразим лишь одним аргументом: вот уже на протяжении многих веков весь еврейский народ выполняет эти правила, и еще никто ни разу не пожаловался на их сложность…

Реувен Пятигорский,

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Производство кошерного сыра


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля