ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

11.12.2024, 10 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ШМИНИ»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

Обсуждение главы Шмини

1. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу

Существует множество объяснений причины гибели двух сыновей Аарона — Надава и Авиу. В тексте Торы об этом читаем: «И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок для угля, и положили на них огонь, и возложили на него особую смесь для воскурения; и поднесли они перед Всевышним чуждый огонь, чего Он не велел им» (Ваикра, гл. 10, ст. 1). И далее следует такая фраза: «И вышел огонь от Всевышнего, и испепелил их, и умерли они перед Всевышним» (там же, ст. 2).

Отсюда мы видим, что в Торе сказано, что причиной гибели двух сыновей Аарона стал — «чуждый огонь».

В Мидраше наши Учителя называют и другие возможные причины. Например — Надав и Авиу незадолго до того, как вошли в Кодеш Кодашим (главное помещение Храма), выпили вина и приступили к службе в не совсем трезвом состоянии. Перед службой они не омыли руки и ноги. Они не надели обязательный для службы элемент одеяния коэнамеиль (особую накидку). Потому что не женились. Потому что у них не было потомства. Потому что дерзнули установить закон (галаху) в присутствии Моше, их учителя и наставника. За то, что сказали: «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон) и управление общиной перейдёт к нам?!». Из-за их отца Аарона, который изготовил золотого тельца. О некоторых из этих причин говорится на сайте, например, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения, и в других обзорах той же недельной главы.

Следует отметить, что все эти причины — весьма убедительны. Но есть у них один общий «недостаток» — они, похоже, не соответствуют причине, названной в тексте Торы (внесение чуждого огня). Впрочем, быть может, и соответствуют, но нам пока это еще неясно.

Для начала попробуем разобраться, о каком «чуждом огне» в Торе идет речь.

О разжигании огня на мизбеахе (в условном переводе — «жертвенник») в Торе написано: «И возложат сыны Аарона огонь на мизбеах, и разложат поленья на огне» (Ваикра, гл. 1, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот фрагмент, отмечает: несмотря на то, что огонь спускается с небес, заповедано также приносить для мизбеаха и обычный (земной) огонь. 

Что же тогда подразумевает употребленное в Торе понятие «чуждый огонь»?

Может, сыновьям Аарона нужно было взять огонь с мизбеаха, на котором воскуряли благовония?

В самом деле. Есть в Торе такое указание. Как сказано: «И возьмет полный совок горящих угольев с мизбеаха перед Всевышним и полные горсти благовонных трав для воскурения, и внесет за завесу» (Ваикра, гл. 16, ст. 12).

Но это указание было дано Аарону уже после гибели его сыновей. Стало быть, Надав и Авиу — не могли о нем знать. 

Значит, слова Торы о внесении чуждого огня нужно понимать не в буквальном смысле.

Тогда, вино, как причина гибели, вполне согласуется с тем, что написано в Торе. Человек, выпив вина — разжигает внутри себя огонь. Чуждый огонь. Об этом в Танахе говорится: «Горе (тем), что с раннего утра ищут пьянящее и задерживаются до ночи — вино разжигает их» (книга пророка Йешаягу, гл. 5, ст. 11). То есть — речь идет о «чуждом огне».

Мы видим, что и в тексте Письменной Торы однозначно формулируется отношение к употреблению вина коэнами (служителями в Храме). Как сказано: «Вина и пьянящего не пей — ни ты, ни твои сыновья с тобою при входе в Шатер Собрания, чтобы вы не умерли. Это — закон вечный для поколений ваших» (Ваикра, гл. 10, ст. 9). 

Но неужели Надав и Авиу нарушили прямой запрет Торы?

Конечно же, нет. Ведь этот запрет появился уже после их гибели — они ничего о нем тоже не знали.

Впрочем, они могли «логически вычислить» этот запрет путем несложных рассуждений. Написано в Танахе: «И когда используете для приношения слепое — не скверно ли (это)? И когда приносите хромое и больное — не скверно ли (это)? Поднеси-ка это правителю своему — будет ли он благоволить к тебе и окажет ли тебе почтение?» (книга пророка Малахи, гл. 1, ст. 8). Можно было бы продолжить: если ты предстанешь перед Творцом мира нетрезвым — понравится ли это ему?

Когда происходило дарование Торы, старейшины Израиля, а вместе с ними — Надав и Авиу, устроили пирушку. Вот, что об этом сказано в Торе: «А на знатных (из) сынов Израиля не поднял Он руки Своей; и созерцали они Всевышнего, и ели и пили» (Шемот, гл. 24, ст. 11).

Написано — «не поднял Своей руки», — объясняет Раши, — значит было за что поднять. Созерцание Всевышнего — акт высочайшей духовности. И что может быть грубее и материальнее, чем «есть и пить» в Его присутствии. Это — провал, за которым должно последовать самое суровое наказание. Но Всевышний — простил.

В Талмуде (трактат Таанит, лист 26) сказано, что дарование Торы — это «день свадьбы» Творца. А освящение Мишкана (Переносного Храма в пустыне) — праздник Его сердца.

Казалось бы, на свадьбе — едят, пьют, веселятся. Но тогда, у горы Синай была необычная свадьба. Это было — единение Всевышнего с еврейским народом, с Его народом. И там не было места грубой материи.

Только представьте себе: дарование Торы, а у кого-то несварение желудка. Но Всевышний тогда простил. А во второй раз, во время освящения Мишкана — нет. Потому что первая ошибка — это ошибка. Вторая — грозит превратиться в привычку. Прости Всевышний и во второй раз — люди могли начать массово разжигать в себе «чуждый огонь».

Всевышний постановил: духовных высот не достигают таким способом, это — порочный, губительный путь. Наркотики и пьянство часто начинались с поиска духовности. И ни один человек сгорел в этом огне. Если бы люди усерднее учили бы Тору — сколько жизней было бы спасено! 

Творец не стал ждать, когда чуждый огонь сожжет Надава и Авиу изнутри. Пусть лучше умрут праведниками.

В самый святой и возвышенный день, в Йом Кипур, коэн гадоль (главный служитель в Храме) входил в Кодеш Кодашим, пребывая в полном посте. Постился не только он, но — и весь народ Израиля. 

Каждый еврей должен доказать этим, что, несмотря на то, что он живет в материальном мире, его стремление — к духовности. Каждый еврей должен продемонстрировать истинную любовь, верность и преданность Творцу. Не грубое сердце надменного гордеца ожидает встретить Всевышний, но — человека с полным смирения сердцем. Сломленная гордыня — вот лучшее приношение Создателю и Хозяину мира. И именно с этим входил Аарон в Кодеш Кодашим.

Вино же часто ассоциируется — с высокомерием, с предательством. Как сказано: «И (уж) тем более (подобен) вину предательскому человек высокомерный» (Танах, книга пророка Хавакука, гл. 2, ст. 5).

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Итак, продолжим изучение причин гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, начатое в обзоре предыдущего дня. 

Известно, что Надав и Авиу не были женаты. И в этом усматривают Учителя в Мидраше одну из причин их гибели.

Мужчиной, у которого нет жены, овладевают страсти и вожделения. Они, страсти и вожделения, не просто тлеют в виде запретных мыслей о женщинах. Бывает, что «чуждый огонь» страстей вспыхивает в человеке с невиданной силой.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 81) рассказывается о раве Амраме.

На чердаке его дома поместили женщин, спасенных из плена. Чтобы взобраться на этот чердак, нужно было приставить очень тяжелую лестницу. Чтобы поднять и принести туда эту лестницу, требовалось с десяток крепких мужчин.

Рав Амрам сам, в одиночку, поднял ее, приставил к чердаку и начал взбираться по ней. Дойдя до середины, он невиданным усилием воли преодолел свое низменное стремление, остановился и громко закричал: 

— Пожар! Помогите! Горит! Дом Амрама полыхает! Дом Амрама в огне!

На крик сбежались люди. Были среди них и мудрецы Торы. Увидели, что нет никакого пожара, а рав Амрам стоит на середине лестницы, ведущей на чердак, где разместили женщин.

— Ты позоришь нас, — сказали ему.

— Лучше быть опозоренным в доме рава Амрама в этом мире, — ответил им рав Амрам, — нежели стыдиться Амрама в мире Будущем, если бы он совершил прегрешение.

После этих событий рав Амрам углубился в серьезную духовную работу, исправил свои качества, и сумел одержать верх над своим дурным началом (на иврите — йецер а-ра). Настолько, что тому пришлось покинуть раввина.

В тот миг, когда йецер оставил его, рав Амрам увидел уходящий ввысь столб огня. Это и был — «чуждый огонь».

Человек либо изгоняет его, либо — сам в нем сгорает изнутри.

Надав и Авиу были исключением. Хоть они и не совладали с чуждым огнем, но погибли — не от него. В них вошёл огонь Свыше — огонь очищающий. Поэтому они умерли полными праведниками. И к каждому, кто сокрушается по поводу их смерти — благоволит Всевышний.

В трактате Авот (гл. 4, мишна 21) сказано, что человека из этого мира выводят пагубные страсти, зависть и стремление к почестям. Эти качества — отличное топливо для чуждого огня.

Говорится в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 12), что те, кто склонен ко всему этому, воспылав страстью, завистью и т.п. — совершают плохие поступки. И за это приходится им сгорать от стыда, когда они предстают перед Высшим Судом на Небе.

В Мегилат Эстер, которую мы обычно читаем в праздник Пурим, рассказывается история злодея Амана. Он воспылал ненавистью к Мордехаю, а заодно — и ко всем евреям. И вот уже готов у него план «окончательного решения еврейского вопроса», для Мордехая построена виселица, высотой в 50 локтей (во времена Талмуда — мера длины, равная примерно 50 см).

Все продумал Аман. Одного — не учел. Не учел, что миром правит Творец. Поэтому план Амана рухнул, а его самого ожидал совершенно непредвиденный им финал. Об этом читаем: «И повесили Амана на дереве, которое приготовил он для Мордехая. И гнев царя остыл» (Мегилат Эстер, гл. 7, ст. 10).

Комментаторы отмечают, что здесь подразумевается также и Царь (с большой буквы), то есть — Творец мира. Огонь жгучей ненависти, бушевавшей в Амане, разжег Гнев Всевышнего, который и уготовил Аману столь бесславный уход из жизни.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Продолжая изучение причин гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, начатое в предыдущие дни, мы сосредоточимся здесь на следующей причине — они умерли потому, что во время служения в Мишкане у них не было одного из элементов облачения главного служителя Храма (коэна гадоль) — меиля (особая накидка).

Меиль, как известно, искупает проступки, связанные со злословием (на иврите — лашон hа-ра).

В Талмуде (трактат Эрахин, лист 16) написано, что Надав и Авиу сказали, подразумевая Моше и своего отца, Аарона: «Когда же умрут эти два старца, и управление общиной перейдет к нам?!».

Надав и Авиу считали, что Моше и Аарон занимают свои должности только благодаря их возрасту (потому что — «старцы»), но знания и духовный уровень у Надава и Авиу — выше.

Это высказывание, которое произнес один, а другой с ним согласился, конечно же — самое, что ни на есть «классическое» злословие. Даже если бы Надав и Авиу действительно по своему духовному уровню и уровню знаний превосходили Моше и Аарона — это еще не давало им право злословить.

Тот, кто произносит лашон hа-ра — разжигает тем самым чуждый огонь.

Говорится в Танахе: «Он (злословящий) подобен помешанному, который мечет огонь, стрелы и смерть» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 26, ст. 18).

К слову «стрелы», как здесь подразумевается, следует добавить эпитет — «огненные». Поэтому не удивительно, что за разжигание огня злословия, пожирающего честь и достоинство людей, за разжигание огня конфликтов, ссор и распрей — Всевышний, согласно принципу мида кенегед мида (мера за меру) — тоже отвечает огнем.

Это подчеркивается в Танахе в словах: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык злословящий? Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3-4).

Итак, меиль, как уже сказано выше, призван искупать проступки, связанные со злословием. Если бы надели Надав и Авиу меиль — быть может, они остались бы в живых.

Но тут возникает закономерный вопрос: разве Надав и Авиу имели ли право надевать меиль? Ведь это — элемент одеяния главного коэна. А главным служителем Храма был в то время Аарон. 

Тут следует отметить, что Надав был заместителем коэна гадоль. Заместитель, как говорится в Талмуде (трактат Назир, лист 47), назначался на случай, если главный коэн окажется в состоянии таме (духовной нечистоты; подробнее о принятых в еврейской традиции терминах «таме» и «тума» — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), и он не сможет выполнить свои обязанности. Выполняя необходимые работы вместо коэна гадоль, его заместитель должен был надеть соответствующие одежды. И значит, за отсутствие одной из деталей этих одежд ему полагалось наказание.

Надав и Авиу поразил Небесный огонь в момент, когда они совершали воскурение. А это по правилам служения в Храме делал лишь главный коэн, и, конечно же — в полном облачении. 

Надав, и Авиу попытались взять на себя функции главного коэна, но не надели соответствующие одежды.

Кроме того, коэн гадоль в Храме может быть только один (им в ту пору был Аарон).

Осуществление воскурений было личной инициативой Надава и Авиу. Всевышний не давал им такое указание. Поэтому и расценил их действия как внесение в Храм чуждого огня.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Продолжая рассматривать названные Учителями причины гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, в этой части обзора мы попытаемся понять смысл, заключенный во фразе — «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон), и управление общиной перейдет к нам?!» — произнесенной одним из братьев и поддержанной другим.

Есть такая негативная черта характера — заносчивость. Заносчивость подобна огню, который все время стремится вверх.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 6, ст. 2) Учителя, исследуя фрагмент Торы «Вот ола (приношение всесожжения, символизирующее тотальную связь с Творцом) находится на огне мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)…» (Ваикра, гл. 6, ст. 2), отмечают, что в нем, кроме всего прочего, заложено и предупреждение, что гордец будет приговорен к огню.

Что, казалось бы, может быть более ярким свидетельством заносчивости, высокомерия, гордыни, стремления к почету, чем процитированная выше фраза, произнесенная во время беседы Надава и Авиу? «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон), и управление общиной перейдёт к нам?!». И получается, что они в полной мере заслужили наказание огнем. Но не будем торопиться с выводами. Поспешность в суждениях — признак горячности, а значит, можно обжечься. Поэтому всегда лучше рассуждать хладнокровно, неторопливо, здраво.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 115) сказано, что в тех случаях, когда Свиток Торы испорчен, не пригоден для общественного чтения, но в нем осталось хотя бы 85 хорошо сохранившихся букв — этот Свиток полностью не утратил своей святости. Поэтому к нему необходимо проявлять почтение, и если, к примеру, случится пожар — его надо спасти из огня. 

Но почему именно 85? Откуда это число?

В Талмуде, в том же трактате, на том же листе разъясняется, что именно столько букв содержится в отрывке, который начинается словами: «И было, когда в путь выступал ковчег...» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35-36).

В Свитке Торы этот фрагмент, состоящий из двух стихов, выделен в начале и в конце двумя перевернутыми буквами «нун». Учителя отмечают, что подлинное место этого фрагмента — в главе о расположении станов колен народа Израиля, где написано: «И двинется Шатер Откровения, а стан левитов — в середине станов» (Бамидбар, гл. 2, ст. 17). После этого и должен был следовать фрагмент — «И было, когда в путь выступал ковчег...».

Таким образом, этот фрагмент как бы «вырван» из главы, где должен был находиться, и перенесен в другое место. Об этом и свидетельствуют, ограничивающие его перевернутые буквы «нун». При этом Учителя подчеркивают, что в будущем этот фрагмент будет возвращен туда, где и должен быть.

Когда же это произойдет?

Когда будет вырван, выкорчеван с корнем йецер hа-ра (дурное начало).

Мы видим, что состоящий из 85-ти букв фрагмент — «И было, когда в путь выступал ковчег...», связан с исправлением ошибки Адама (первого человека). Ведь именно из-за этого добро в мире смешалось со злом, что позволило дурному началу (йецер hа-ра) внедряться в человека.

В отрывке, повествующем о гибели Надава и Авиу — «И взяли сыны Аарона...» (Ваикра, гл. 10, ст. 1) — тоже 85 букв. В этом прочитывается намек на то, что они хотели исправить ошибку Адама и привести мир к окончательному исправлению. Если рассматривать их слова («Когда уже умрут эти два старца, и управление общиной перейдет к нам?!») под таким углом зрения — в них проступает совсем другой смысл. Тогда ни о какой гордости или заносчивости речь уже не идет. Надав и Авиу руководствовались исключительно высоким соображением — принести пользу общине сынов Израиля.

Они считали (и в какой-то мере — не безосновательно), что благодаря своему высочайшему духовному уровню они, если возглавят еврейский народ — смогут сделать для него больше, нежели Моше и Аарон. Во имя осуществления этой цели, они готовы были согласиться с утратой близких — отца и дяди.

Превосходство Надава и Авиу, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, признал сам Моше. «Аарон, брат мой! — сказал он. — Я знал, что Дом будет освящен близкими Творцу, и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу, что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!».

Тогда почему же они погибли?

Возможно, Надав и Авиу и были готовы к окончательному исправлению мира, но мир к этому еще не был готов. Поэтому Всевышний и повелел, чтобы не они совершали воскурения, но — отец их, Аарон.

Повеление Всевышнего, в отличие от бесполезной «самодеятельности» — наполняет заповедь жизненностью и глубоким смыслом. Самодеятельность в служении Творцу лишена этой жизненности, а поэтому — обречена на провал. Это следует учитывать всем искателям «новых путей» служения Всевышнему. Ведь сказал Моше: «То, что повелел Всевышний, исполняйте и тогда — явит себя вам Слава Его» (Ваикра, гл. 9, ст. 6). 

По большому счету, даже самое благородное, хорошее желание, если оно противоречит Воле Творца — продиктовано дурным началом. Хотя Надав и Авиу и обладали высочайшим духовным потенциалом, они все же попались на удочку йецер hа-ра.

Может ли быть такое?

В Талмуде (трактат Сукка, лист 52) сказано, что чем больше, чем значительнее человек — тем сильнее его дурное начало.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль),

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов;

известен как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

5. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (окончание)

 

Теперь мы на данном этапе заканчиваем изучение причин гибели сыновей Аарона Надава и Авиу.

Как отмечалось выше, одной из причин случившегося с Надавом и Авиу несчастья было отсутствие у них потомства. А, кроме того, говорилось, что их гибель стала в определенной степени — последствием проступка, создания золотого тельца.

Эти два, казалось бы, совершенно разных факта, на самом деле тесно связаны между собой. Попытаемся в этом разобраться.

Создание золотого тельца, в сущности — идолопоклонство. И в Торе написано, что Всевышний «поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения» (Шемот, гл. 34, ст. 7).

Творец благоволил Аарону, поэтому готов был максимально отдалить наказание. То есть — до третьего или даже до четвертого поколения.

Надав и Авиу принадлежали второму поколению. И наказание в принципе должно было бы их миновать. Но поскольку у них не было потомства, а значит, не предвиделось третьего поколения — Всевышнему пришлось «предъявить счет» им, сыновьям Аарона.

Аарон выплавил золотого тельца с помощью огня. В Торе об этом читаем: «И сказал я им: у кого золото... Они сняли и дали мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец» (Шемот, гл. 32, ст. 24).

Надав и Авиу хотели искупить прегрешение золотого тельца. Они полагали, что с ними произойдет чудо, точно так же, как это случилось с их отцом, Аароном — «и вышел этот телец».

Они, конечно же, не имели намерения создавать тельца, поэтому взяли не золото, но — воскурения. Однако, поскольку за основу было взято именно создание тельца, то и огонь их оказался — «чуждым». Потому что нельзя сделать добро на основе зла. 

Надав и Авиу надеялись исправить не только ту роковую ошибку, которую совершили евреи, «соорудив» золотого тельца, но и — известный проступок Адама (первого человека). В итоге — переоценили свои силы и возможности.

Из текста Торы известно, что Адам нарушил запрет Творца, попав, скажем так, под влияние Змея. Одно из названий змея в Торе — сараф. Одно из значений слова «сараф» в переводе — «сжег». Стихия змея — огонь. Подобно огню, змеиный яд — сжигает изнутри укушенного.

Змеи обычно появляются там, где нет воды. Как сказано: «Который вел тебя по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье» (Дварим, гл. 8, ст. 15).

А теперь вспомним, что среди причин гибели Надава и Авиу, упоминалось и о том, что они перед тем, как войти в главное помещение Храма, не омыли (не освятили) водой руки и ноги. Ведь там, где нет воды — появляются змей и огонь…

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

    

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШМИНИ»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

Обсуждение главы Шмини

1. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу

Существует множество объяснений причины гибели двух сыновей Аарона — Надава и Авиу. В тексте Торы об этом читаем: «И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок для угля, и положили на них огонь, и возложили на него особую смесь для воскурения; и поднесли они перед Всевышним чуждый огонь, чего Он не велел им» (Ваикра, гл. 10, ст. 1). И далее следует такая фраза: «И вышел огонь от Всевышнего, и испепелил их, и умерли они перед Всевышним» (там же, ст. 2).

Отсюда мы видим, что в Торе сказано, что причиной гибели двух сыновей Аарона стал — «чуждый огонь».

В Мидраше наши Учителя называют и другие возможные причины. Например — Надав и Авиу незадолго до того, как вошли в Кодеш Кодашим (главное помещение Храма), выпили вина и приступили к службе в не совсем трезвом состоянии. Перед службой они не омыли руки и ноги. Они не надели обязательный для службы элемент одеяния коэнамеиль (особую накидку). Потому что не женились. Потому что у них не было потомства. Потому что дерзнули установить закон (галаху) в присутствии Моше, их учителя и наставника. За то, что сказали: «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон) и управление общиной перейдёт к нам?!». Из-за их отца Аарона, который изготовил золотого тельца. О некоторых из этих причин говорится на сайте, например, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения, и в других обзорах той же недельной главы.

Следует отметить, что все эти причины — весьма убедительны. Но есть у них один общий «недостаток» — они, похоже, не соответствуют причине, названной в тексте Торы (внесение чуждого огня). Впрочем, быть может, и соответствуют, но нам пока это еще неясно.

Для начала попробуем разобраться, о каком «чуждом огне» в Торе идет речь.

О разжигании огня на мизбеахе (в условном переводе — «жертвенник») в Торе написано: «И возложат сыны Аарона огонь на мизбеах, и разложат поленья на огне» (Ваикра, гл. 1, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот фрагмент, отмечает: несмотря на то, что огонь спускается с небес, заповедано также приносить для мизбеаха и обычный (земной) огонь. 

Что же тогда подразумевает употребленное в Торе понятие «чуждый огонь»?

Может, сыновьям Аарона нужно было взять огонь с мизбеаха, на котором воскуряли благовония?

В самом деле. Есть в Торе такое указание. Как сказано: «И возьмет полный совок горящих угольев с мизбеаха перед Всевышним и полные горсти благовонных трав для воскурения, и внесет за завесу» (Ваикра, гл. 16, ст. 12).

Но это указание было дано Аарону уже после гибели его сыновей. Стало быть, Надав и Авиу — не могли о нем знать. 

Значит, слова Торы о внесении чуждого огня нужно понимать не в буквальном смысле.

Тогда, вино, как причина гибели, вполне согласуется с тем, что написано в Торе. Человек, выпив вина — разжигает внутри себя огонь. Чуждый огонь. Об этом в Танахе говорится: «Горе (тем), что с раннего утра ищут пьянящее и задерживаются до ночи — вино разжигает их» (книга пророка Йешаягу, гл. 5, ст. 11). То есть — речь идет о «чуждом огне».

Мы видим, что и в тексте Письменной Торы однозначно формулируется отношение к употреблению вина коэнами (служителями в Храме). Как сказано: «Вина и пьянящего не пей — ни ты, ни твои сыновья с тобою при входе в Шатер Собрания, чтобы вы не умерли. Это — закон вечный для поколений ваших» (Ваикра, гл. 10, ст. 9). 

Но неужели Надав и Авиу нарушили прямой запрет Торы?

Конечно же, нет. Ведь этот запрет появился уже после их гибели — они ничего о нем тоже не знали.

Впрочем, они могли «логически вычислить» этот запрет путем несложных рассуждений. Написано в Танахе: «И когда используете для приношения слепое — не скверно ли (это)? И когда приносите хромое и больное — не скверно ли (это)? Поднеси-ка это правителю своему — будет ли он благоволить к тебе и окажет ли тебе почтение?» (книга пророка Малахи, гл. 1, ст. 8). Можно было бы продолжить: если ты предстанешь перед Творцом мира нетрезвым — понравится ли это ему?

Когда происходило дарование Торы, старейшины Израиля, а вместе с ними — Надав и Авиу, устроили пирушку. Вот, что об этом сказано в Торе: «А на знатных (из) сынов Израиля не поднял Он руки Своей; и созерцали они Всевышнего, и ели и пили» (Шемот, гл. 24, ст. 11).

Написано — «не поднял Своей руки», — объясняет Раши, — значит было за что поднять. Созерцание Всевышнего — акт высочайшей духовности. И что может быть грубее и материальнее, чем «есть и пить» в Его присутствии. Это — провал, за которым должно последовать самое суровое наказание. Но Всевышний — простил.

В Талмуде (трактат Таанит, лист 26) сказано, что дарование Торы — это «день свадьбы» Творца. А освящение Мишкана (Переносного Храма в пустыне) — праздник Его сердца.

Казалось бы, на свадьбе — едят, пьют, веселятся. Но тогда, у горы Синай была необычная свадьба. Это было — единение Всевышнего с еврейским народом, с Его народом. И там не было места грубой материи.

Только представьте себе: дарование Торы, а у кого-то несварение желудка. Но Всевышний тогда простил. А во второй раз, во время освящения Мишкана — нет. Потому что первая ошибка — это ошибка. Вторая — грозит превратиться в привычку. Прости Всевышний и во второй раз — люди могли начать массово разжигать в себе «чуждый огонь».

Всевышний постановил: духовных высот не достигают таким способом, это — порочный, губительный путь. Наркотики и пьянство часто начинались с поиска духовности. И ни один человек сгорел в этом огне. Если бы люди усерднее учили бы Тору — сколько жизней было бы спасено! 

Творец не стал ждать, когда чуждый огонь сожжет Надава и Авиу изнутри. Пусть лучше умрут праведниками.

В самый святой и возвышенный день, в Йом Кипур, коэн гадоль (главный служитель в Храме) входил в Кодеш Кодашим, пребывая в полном посте. Постился не только он, но — и весь народ Израиля. 

Каждый еврей должен доказать этим, что, несмотря на то, что он живет в материальном мире, его стремление — к духовности. Каждый еврей должен продемонстрировать истинную любовь, верность и преданность Творцу. Не грубое сердце надменного гордеца ожидает встретить Всевышний, но — человека с полным смирения сердцем. Сломленная гордыня — вот лучшее приношение Создателю и Хозяину мира. И именно с этим входил Аарон в Кодеш Кодашим.

Вино же часто ассоциируется — с высокомерием, с предательством. Как сказано: «И (уж) тем более (подобен) вину предательскому человек высокомерный» (Танах, книга пророка Хавакука, гл. 2, ст. 5).

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Итак, продолжим изучение причин гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, начатое в обзоре предыдущего дня. 

Известно, что Надав и Авиу не были женаты. И в этом усматривают Учителя в Мидраше одну из причин их гибели.

Мужчиной, у которого нет жены, овладевают страсти и вожделения. Они, страсти и вожделения, не просто тлеют в виде запретных мыслей о женщинах. Бывает, что «чуждый огонь» страстей вспыхивает в человеке с невиданной силой.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 81) рассказывается о раве Амраме.

На чердаке его дома поместили женщин, спасенных из плена. Чтобы взобраться на этот чердак, нужно было приставить очень тяжелую лестницу. Чтобы поднять и принести туда эту лестницу, требовалось с десяток крепких мужчин.

Рав Амрам сам, в одиночку, поднял ее, приставил к чердаку и начал взбираться по ней. Дойдя до середины, он невиданным усилием воли преодолел свое низменное стремление, остановился и громко закричал: 

— Пожар! Помогите! Горит! Дом Амрама полыхает! Дом Амрама в огне!

На крик сбежались люди. Были среди них и мудрецы Торы. Увидели, что нет никакого пожара, а рав Амрам стоит на середине лестницы, ведущей на чердак, где разместили женщин.

— Ты позоришь нас, — сказали ему.

— Лучше быть опозоренным в доме рава Амрама в этом мире, — ответил им рав Амрам, — нежели стыдиться Амрама в мире Будущем, если бы он совершил прегрешение.

После этих событий рав Амрам углубился в серьезную духовную работу, исправил свои качества, и сумел одержать верх над своим дурным началом (на иврите — йецер а-ра). Настолько, что тому пришлось покинуть раввина.

В тот миг, когда йецер оставил его, рав Амрам увидел уходящий ввысь столб огня. Это и был — «чуждый огонь».

Человек либо изгоняет его, либо — сам в нем сгорает изнутри.

Надав и Авиу были исключением. Хоть они и не совладали с чуждым огнем, но погибли — не от него. В них вошёл огонь Свыше — огонь очищающий. Поэтому они умерли полными праведниками. И к каждому, кто сокрушается по поводу их смерти — благоволит Всевышний.

В трактате Авот (гл. 4, мишна 21) сказано, что человека из этого мира выводят пагубные страсти, зависть и стремление к почестям. Эти качества — отличное топливо для чуждого огня.

Говорится в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 12), что те, кто склонен ко всему этому, воспылав страстью, завистью и т.п. — совершают плохие поступки. И за это приходится им сгорать от стыда, когда они предстают перед Высшим Судом на Небе.

В Мегилат Эстер, которую мы обычно читаем в праздник Пурим, рассказывается история злодея Амана. Он воспылал ненавистью к Мордехаю, а заодно — и ко всем евреям. И вот уже готов у него план «окончательного решения еврейского вопроса», для Мордехая построена виселица, высотой в 50 локтей (во времена Талмуда — мера длины, равная примерно 50 см).

Все продумал Аман. Одного — не учел. Не учел, что миром правит Творец. Поэтому план Амана рухнул, а его самого ожидал совершенно непредвиденный им финал. Об этом читаем: «И повесили Амана на дереве, которое приготовил он для Мордехая. И гнев царя остыл» (Мегилат Эстер, гл. 7, ст. 10).

Комментаторы отмечают, что здесь подразумевается также и Царь (с большой буквы), то есть — Творец мира. Огонь жгучей ненависти, бушевавшей в Амане, разжег Гнев Всевышнего, который и уготовил Аману столь бесславный уход из жизни.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Продолжая изучение причин гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, начатое в предыдущие дни, мы сосредоточимся здесь на следующей причине — они умерли потому, что во время служения в Мишкане у них не было одного из элементов облачения главного служителя Храма (коэна гадоль) — меиля (особая накидка).

Меиль, как известно, искупает проступки, связанные со злословием (на иврите — лашон hа-ра).

В Талмуде (трактат Эрахин, лист 16) написано, что Надав и Авиу сказали, подразумевая Моше и своего отца, Аарона: «Когда же умрут эти два старца, и управление общиной перейдет к нам?!».

Надав и Авиу считали, что Моше и Аарон занимают свои должности только благодаря их возрасту (потому что — «старцы»), но знания и духовный уровень у Надава и Авиу — выше.

Это высказывание, которое произнес один, а другой с ним согласился, конечно же — самое, что ни на есть «классическое» злословие. Даже если бы Надав и Авиу действительно по своему духовному уровню и уровню знаний превосходили Моше и Аарона — это еще не давало им право злословить.

Тот, кто произносит лашон hа-ра — разжигает тем самым чуждый огонь.

Говорится в Танахе: «Он (злословящий) подобен помешанному, который мечет огонь, стрелы и смерть» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 26, ст. 18).

К слову «стрелы», как здесь подразумевается, следует добавить эпитет — «огненные». Поэтому не удивительно, что за разжигание огня злословия, пожирающего честь и достоинство людей, за разжигание огня конфликтов, ссор и распрей — Всевышний, согласно принципу мида кенегед мида (мера за меру) — тоже отвечает огнем.

Это подчеркивается в Танахе в словах: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык злословящий? Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3-4).

Итак, меиль, как уже сказано выше, призван искупать проступки, связанные со злословием. Если бы надели Надав и Авиу меиль — быть может, они остались бы в живых.

Но тут возникает закономерный вопрос: разве Надав и Авиу имели ли право надевать меиль? Ведь это — элемент одеяния главного коэна. А главным служителем Храма был в то время Аарон. 

Тут следует отметить, что Надав был заместителем коэна гадоль. Заместитель, как говорится в Талмуде (трактат Назир, лист 47), назначался на случай, если главный коэн окажется в состоянии таме (духовной нечистоты; подробнее о принятых в еврейской традиции терминах «таме» и «тума» — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), и он не сможет выполнить свои обязанности. Выполняя необходимые работы вместо коэна гадоль, его заместитель должен был надеть соответствующие одежды. И значит, за отсутствие одной из деталей этих одежд ему полагалось наказание.

Надав и Авиу поразил Небесный огонь в момент, когда они совершали воскурение. А это по правилам служения в Храме делал лишь главный коэн, и, конечно же — в полном облачении. 

Надав, и Авиу попытались взять на себя функции главного коэна, но не надели соответствующие одежды.

Кроме того, коэн гадоль в Храме может быть только один (им в ту пору был Аарон).

Осуществление воскурений было личной инициативой Надава и Авиу. Всевышний не давал им такое указание. Поэтому и расценил их действия как внесение в Храм чуждого огня.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (продолжение)

 

Продолжая рассматривать названные Учителями причины гибели сыновей Аарона, Надава и Авиу, в этой части обзора мы попытаемся понять смысл, заключенный во фразе — «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон), и управление общиной перейдет к нам?!» — произнесенной одним из братьев и поддержанной другим.

Есть такая негативная черта характера — заносчивость. Заносчивость подобна огню, который все время стремится вверх.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 6, ст. 2) Учителя, исследуя фрагмент Торы «Вот ола (приношение всесожжения, символизирующее тотальную связь с Творцом) находится на огне мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)…» (Ваикра, гл. 6, ст. 2), отмечают, что в нем, кроме всего прочего, заложено и предупреждение, что гордец будет приговорен к огню.

Что, казалось бы, может быть более ярким свидетельством заносчивости, высокомерия, гордыни, стремления к почету, чем процитированная выше фраза, произнесенная во время беседы Надава и Авиу? «Когда уже умрут эти два старца (Моше и Аарон), и управление общиной перейдёт к нам?!». И получается, что они в полной мере заслужили наказание огнем. Но не будем торопиться с выводами. Поспешность в суждениях — признак горячности, а значит, можно обжечься. Поэтому всегда лучше рассуждать хладнокровно, неторопливо, здраво.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 115) сказано, что в тех случаях, когда Свиток Торы испорчен, не пригоден для общественного чтения, но в нем осталось хотя бы 85 хорошо сохранившихся букв — этот Свиток полностью не утратил своей святости. Поэтому к нему необходимо проявлять почтение, и если, к примеру, случится пожар — его надо спасти из огня. 

Но почему именно 85? Откуда это число?

В Талмуде, в том же трактате, на том же листе разъясняется, что именно столько букв содержится в отрывке, который начинается словами: «И было, когда в путь выступал ковчег...» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35-36).

В Свитке Торы этот фрагмент, состоящий из двух стихов, выделен в начале и в конце двумя перевернутыми буквами «нун». Учителя отмечают, что подлинное место этого фрагмента — в главе о расположении станов колен народа Израиля, где написано: «И двинется Шатер Откровения, а стан левитов — в середине станов» (Бамидбар, гл. 2, ст. 17). После этого и должен был следовать фрагмент — «И было, когда в путь выступал ковчег...».

Таким образом, этот фрагмент как бы «вырван» из главы, где должен был находиться, и перенесен в другое место. Об этом и свидетельствуют, ограничивающие его перевернутые буквы «нун». При этом Учителя подчеркивают, что в будущем этот фрагмент будет возвращен туда, где и должен быть.

Когда же это произойдет?

Когда будет вырван, выкорчеван с корнем йецер hа-ра (дурное начало).

Мы видим, что состоящий из 85-ти букв фрагмент — «И было, когда в путь выступал ковчег...», связан с исправлением ошибки Адама (первого человека). Ведь именно из-за этого добро в мире смешалось со злом, что позволило дурному началу (йецер hа-ра) внедряться в человека.

В отрывке, повествующем о гибели Надава и Авиу — «И взяли сыны Аарона...» (Ваикра, гл. 10, ст. 1) — тоже 85 букв. В этом прочитывается намек на то, что они хотели исправить ошибку Адама и привести мир к окончательному исправлению. Если рассматривать их слова («Когда уже умрут эти два старца, и управление общиной перейдет к нам?!») под таким углом зрения — в них проступает совсем другой смысл. Тогда ни о какой гордости или заносчивости речь уже не идет. Надав и Авиу руководствовались исключительно высоким соображением — принести пользу общине сынов Израиля.

Они считали (и в какой-то мере — не безосновательно), что благодаря своему высочайшему духовному уровню они, если возглавят еврейский народ — смогут сделать для него больше, нежели Моше и Аарон. Во имя осуществления этой цели, они готовы были согласиться с утратой близких — отца и дяди.

Превосходство Надава и Авиу, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, признал сам Моше. «Аарон, брат мой! — сказал он. — Я знал, что Дом будет освящен близкими Творцу, и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу, что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!».

Тогда почему же они погибли?

Возможно, Надав и Авиу и были готовы к окончательному исправлению мира, но мир к этому еще не был готов. Поэтому Всевышний и повелел, чтобы не они совершали воскурения, но — отец их, Аарон.

Повеление Всевышнего, в отличие от бесполезной «самодеятельности» — наполняет заповедь жизненностью и глубоким смыслом. Самодеятельность в служении Творцу лишена этой жизненности, а поэтому — обречена на провал. Это следует учитывать всем искателям «новых путей» служения Всевышнему. Ведь сказал Моше: «То, что повелел Всевышний, исполняйте и тогда — явит себя вам Слава Его» (Ваикра, гл. 9, ст. 6). 

По большому счету, даже самое благородное, хорошее желание, если оно противоречит Воле Творца — продиктовано дурным началом. Хотя Надав и Авиу и обладали высочайшим духовным потенциалом, они все же попались на удочку йецер hа-ра.

Может ли быть такое?

В Талмуде (трактат Сукка, лист 52) сказано, что чем больше, чем значительнее человек — тем сильнее его дурное начало.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль),

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов;

известен как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

5. Чуждый огонь или почему умерли Надав и Авиу (окончание)

 

Теперь мы на данном этапе заканчиваем изучение причин гибели сыновей Аарона Надава и Авиу.

Как отмечалось выше, одной из причин случившегося с Надавом и Авиу несчастья было отсутствие у них потомства. А, кроме того, говорилось, что их гибель стала в определенной степени — последствием проступка, создания золотого тельца.

Эти два, казалось бы, совершенно разных факта, на самом деле тесно связаны между собой. Попытаемся в этом разобраться.

Создание золотого тельца, в сущности — идолопоклонство. И в Торе написано, что Всевышний «поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения» (Шемот, гл. 34, ст. 7).

Творец благоволил Аарону, поэтому готов был максимально отдалить наказание. То есть — до третьего или даже до четвертого поколения.

Надав и Авиу принадлежали второму поколению. И наказание в принципе должно было бы их миновать. Но поскольку у них не было потомства, а значит, не предвиделось третьего поколения — Всевышнему пришлось «предъявить счет» им, сыновьям Аарона.

Аарон выплавил золотого тельца с помощью огня. В Торе об этом читаем: «И сказал я им: у кого золото... Они сняли и дали мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец» (Шемот, гл. 32, ст. 24).

Надав и Авиу хотели искупить прегрешение золотого тельца. Они полагали, что с ними произойдет чудо, точно так же, как это случилось с их отцом, Аароном — «и вышел этот телец».

Они, конечно же, не имели намерения создавать тельца, поэтому взяли не золото, но — воскурения. Однако, поскольку за основу было взято именно создание тельца, то и огонь их оказался — «чуждым». Потому что нельзя сделать добро на основе зла. 

Надав и Авиу надеялись исправить не только ту роковую ошибку, которую совершили евреи, «соорудив» золотого тельца, но и — известный проступок Адама (первого человека). В итоге — переоценили свои силы и возможности.

Из текста Торы известно, что Адам нарушил запрет Творца, попав, скажем так, под влияние Змея. Одно из названий змея в Торе — сараф. Одно из значений слова «сараф» в переводе — «сжег». Стихия змея — огонь. Подобно огню, змеиный яд — сжигает изнутри укушенного.

Змеи обычно появляются там, где нет воды. Как сказано: «Который вел тебя по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье» (Дварим, гл. 8, ст. 15).

А теперь вспомним, что среди причин гибели Надава и Авиу, упоминалось и о том, что они перед тем, как войти в главное помещение Храма, не омыли (не освятили) водой руки и ноги. Ведь там, где нет воды — появляются змей и огонь…

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

    


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как призвать евреев селиться в городах Израиля со «смешанным населением»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля