ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “ШЕЛАХ”

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

Обсуждение главы Шелах

11.06.06

Центральная тема нашей недельной главы — рассказ о разведчиках, о событиях которые оставили глубокий след в еврейской истории (см. на сайте обзоры недельной главы Шелах, первый, второй, третий, четвертый и пятый годовые циклы обсуждения). В этом рассказе столько важных аспектов, что мы до сего дня лишь вскользь касались того факта, что в недельной главе Шелах, наряду с «повествовательной» ее частью, формулируется обращенная к еврейским мужчинам заповедь о ношении цицит. На этой заповеди мы и сосредоточим внимание в данном обзоре.

В заключительной части нашей недельной главы читаем: «…чтобы делали они (сыны Израиля) себе цицит на краях одежды своей во всех поколениях их, и вплетали в цицит нить из голубой шерсти» (Бамидбар, гл. 15, ст. 38).

Итак, из текста Торы мы узнаем, что цицит состоят из нитей (см. на сайте обзор листа 38 трактата Менахот). А нити, добавим, должны быть завязаны в узлы. Однако об этом сообщается в другой книге Торы, где сказано: «Кисти с узлами сделай себе на четырех углах одежды твоей» (Дварим, гл. 22, ст. 12). То есть, как видим, текст заповеди о цицит «распределен» в Торе по двум разным книгам.

Само слово цицит, — разъясняет Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в книге Мишна Берура (комментарии к Шульхан Аруху, полному Кодексу еврейских законов), ссылаясь на исследование Аризаля (великий Ари; раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов в Эрец Исраэль; 16-й век), — одновременно является рашей тевот. То есть — «аббревиатурой». Оно как бы состоит из начальных букв фразы — «цадик яфрит цициёт тамид» (буква «я» в данном выражении в оригинале обозначена буквой йуд, которая здесь звучит как «и»), что в переводе означает — «праведник всегда разделит нити цицит».

О чем идет речь? Почему о нитях цицит написано в одном фрагменте Торы, а об узлах, которые соединяющих нити в кисти — в другом? Почему так важно «разделять нити цицит»?

Каждая из двух частей заповеди, — разъясняют Учителя, раскрывая суть проблемы, — снабжена собственным внутренним содержанием. Отдельная нить символизирует человеческую индивидуальность, подчеркивает, что каждый человек занимает свое место в общине. Узловое соединение нитей олицетворяет единство еврейского народа.

Наша традиция наставляет: для того, чтобы осуществить заповедь о цицит, недостаточно иметь намерение ее выполнить — необходимо при этом помнить, какой смысл вкладывается в данную заповедь. Как написано в тексте, посвященном заповеди о ношении цицит: «…чтобы помнили вы и исполняли заповеди мои» (Бамидбар, гл. 15, ст. 40).

Если в формулировке заповеди есть слово «чтобы» (на иврите — лемаин), — отмечают Учителя, анализируя тексты первоисточника, — это означает, что мы должны понимать и помнить смысл заповеди, которую собираемся выполнять.

Поэтому, в частности, и дает Мишна Берура разъяснение, цитируя высказывание великого Ари: даже праведник, который неустанно трудится на благо общины, обязан помнить, что он — личность, помнить о том, что человеку следует сохранять свою индивидуальность. Именно это и имел в виду Ѓилель (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век), произнося широко известные в последствии слова: «Если не я для себя — кто для меня? Но если я только для себя — кто я?» (Трактат Пиркей Авот, гл. 1, ст. 14).

Есть в нашей недельной главе и такая фраза: «И, глядя на них (на цицит), вы будете вспоминать все заповеди, и исполнять их» (Бамидбар, гл. 15, ст. 39).

Что это означает?..

12.06.06

Визуальные образы, — объясняют Учителя, анализируя цитату, — «освежают» память человека. По ассоциации, увидев перед собой конкретный образ, в нашем случае — цицит, он вспоминает то, что, казалось — забытым.

И действительно, текст Торы, ассоциативно связывая кисти цицит с остальными заповедями, выстроен с учетом особенностей человеческой психологии. Даже если забыл, увидел — и вспомнил.

Но вспомнить можно лишь то, что знаешь. Если человеку известно, какие именно заповеди и как полагается осуществлять, ему достаточно ненавязчивого визуального напоминания. Ну, а если он вообще ничего не знает о других заповедях?.. Тут данный принцип оказывается бесполезным — цицит не станут для него «подсказкой».

Если человек не сведущ в заповедях Торы, и знаком, скажем, только с заповедью о цицит, — говорят Учителя, — он не в состоянии выполнить, как следует, и эту заповедь. Каждому человеку необходимо изучать заповеди, учиться их выполнять. Тогда цицит будут ему напоминанием о том, что ему нужно делать.

Цицит в каком-то смысле подобны «списку продуктов», который человек составляет перед тем, как отправиться в магазин за покупками. Если мне известны продукты, которые я хочу купить, мне достаточно бегло просмотреть составленный перечень, чтобы восстановить его в своей памяти. И тогда можно не сомневаться в том, что, оказавшись в супермаркете, я ничего не забуду приобрести. Если же в списке — продукты, о которых я не имею ни малейшего представления, список вряд ли поможет, даже если я, не отрываясь, буду в него смотреть. В магазине мне будет трудно найти те виды еды, которые отмечены в таком списке.

Человеку, который идет дорогами Торы и выполняет заповеди, — отмечает рав Хаим Медянник из Литвы (в преклонном возрасте переехал в Америку, в Чикаго), цицит служит предостережением — чтобы не сбился с пути. Тому же, кто совершил ошибку и отдалился от Всевышнего — ориентиром для возвращения к Нему.

Но ведь не может лекарство, излечивающее от тяжелой болезни (к примеру, антибиотик) одновременно считаться и профилактическим средством. Сильнодействующий антибиотик, заглушающий воспалительные процессы, здоровому пациенту способен лишь навредить. Обычно здоровым людям, в целях профилактики, врачи прописывают, скажем, витамины.

Что же за «целительное средство» такое — цицит? Оно, одновременно — и «витамин» и «антибиотик».

Об универсальном действии цицит написано в самой Торе. В нашей недельной главе читаем: «И будет у вас цицит, и, глядя на них, будете вспоминать все заповеди и исполнять их» (Бамидбар, гл. 15, ст. 39).

Это адресовано явно — «здоровому» человеку.

А далее, в том же стихе, идет такой текст: «…И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими, как блуждаете ныне…».

Тут прямо сказано: цицит укажет путь «заблудшему».

Конечно же, ассоциация с «антибиотиками» и «витаминами» в нашем случае неверна. Эти лекарственные препараты «ремонтируют» тело. Мы же, говоря о цицит, рассматриваем свойства от духовных недугов. А в сфере духовности расстояние между «здоровьем» и «смертельной опасностью» очень часто измеряется одним лишь шагом, бывает — и еще меньшей «мерой». Ежедневно и ежечасно дурные наклонности пытаются овладеть разумом и сердцем человека. Ежедневно и ежечасно каждый из нас сражается с ними.

Победы одерживать — нелегко. Порой лишь тончайшая «перепонка» отделяет тебя от «падения» и опасности. На помощь приходит цицит — укрепляет здоровое сердце и залечивает полученные в сражениях «ранения»…

13.06.06

В нашей недельной главе есть отчетливое указание на то, как должны выглядеть цицит — «чтобы делали они (сыны Израиля) себе цицит… и вплетали в цицит нить из голубой шерсти» (Бамидбар, гл. 15, ст. 38). В оригинале на иврите дано более точное название цвета — тхелет, то есть — цвет морской лазури. Именно так, согласно повелению Торы, надо окрашивать шерстяные нити, которые должны быть вплетены в цицит.

Однако, как известно, еще с времен Талмуда (так — и в наши дни) евреи носят чисто-белые цицит — без голубых нитей. Как же получилось, что из поколения в поколение мы «нарушаем» повеление Торы?

Дело в том, что секрет изготовления краски тхелет после разрушения Храма был утерян. Поэтому все нити цицит и делают до сих пор, как правило, белого цвета.

Но разве это — проблема? Современные технологии позволяют воспроизвести любой цвет. Что особенного в цвете морской лазури, что его невозможно скопировать?

Скопировать и воспроизвести цвет в наши дни действительно — простая задача. Но в выполнении «инструкций» Всевышнего, как мы говорили в обзоре предыдущей недельной главы, важен не только сам результат, но и каждая мелочь в процессе, который ведет к получению этого результата (см. на сайте обзор недельной главы Беhаалотха, шестой годовой цикл обсуждения).

Наши Учителя, проводя глубокий анализ текстов Торы, сделали очень важный вывод: распоряжения Всевышнего необходимо выполнять в точности; если ты сомневаешься, что твое действие во всем, без каких бы то ни было «вариаций», выразит Волю Творца, лучше его не совершать. Ибо каждая, даже самая мелкая и, казалось бы, «незначительная» деталь занимает свое, только ей отведенное место в сложной системе Управления миром. Чуть-чуть «сместив» ее из уготованной ей «ячейки», мы рискуем внести в эту систему «поломку». Насколько серьезной будет такая «поломка», как она повлияет на функционирование всей Системы — нам не дано оценить.

Именно этот вывод и сыграл решающую роль в отказе от изготовления голубых нитей цицит.

Подробно обсуждая проблемы изготовления и применения для окрашивания нитей цицит краски тхелет, наши Учителя отмечают, что даже в тот период, когда наши предки еще знали «рецепт», не каждый ее производитель (и не всегда) мог сделать краситель, пригодный для «целевого» употребления (см. на сайте обзор листа 40 трактата Менахот). Так можем ли мы быть уверенными, что современные технологии способны воспроизвести процесс изготовления данного красителя — с учетом всех «пожеланий» Всевышнего?

По дошедшим до нас сведениям, зафиксированным, в частности, в Талмуде, «сырьем» для изготовления краски тхелет была кровь улитки хилазон (см. на сайте ответ «Почему в цицит нет голубых нитей?»). Что за вид морского животного носит такое название, никто теперь не знает. Никому неизвестно, существует ли данный вид в наши дни. Вполне вероятно, что улитки хилазон давным-давно вымерли. Но, быть может, именно они — та «недостающая деталь», без которой самая точная копия красителя тхелет все равно останется непригодной для применения подделкой?

Впрочем, на современном этапе еврейской истории все же начались поиски отвечающего требованиям Торы способа производства тхелет для окраски нитей цицит (см. там же). И — не случайно…

14.06.06

Интересно, что в течение многих столетий после утраты рецепта изготовления краски тхелет для нитей цицит не было попыток найти отвечающий требованиям Торы способ ее воспроизводства. И только теперь, в последнее столетие, на завершающем этапе материалистической истории человечества возникли конструктивные идеи, как это можно было бы сделать (см. на сайте ответ «Почему в цицит нет голубых нитей?»).

Ведущие раввины нашего времени усматривают в этом явный признак приближения эпохи Машиаха, периода, когда у еврейского народа появится Третий Храм.

В самом деле. Если для выполнения заповеди цицит мы можем обойтись без голубых нитей, то для осуществления служения в Храме нити цвета тхелет — крайне необходимы. Особенно — в процессе реализации процедуры приношения корбанот (множественное число от слова корбан — «приношение в Храме»). И тем более — в нашу эпоху, когда в мире так много тумы (духовная нечистота — см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Ибо только циц (специальная пластина из золота, которая надевалась на лоб коэна гадоль — главного служителя в Храме) в состоянии очистить корбанот от тумы (см. на сайте обзор листа 8 трактата Йома, а также — обзор листа 25 трактата Менахот). Одежда коэна (каждая ее деталь), в которой он осуществляет различные процедуры, составляющие служение в Храме, имеет, как мы знаем, чрезвычайно важное значение (см. на сайте обзор листа 88 трактата Зевахим). А циц на голове коэна гадоль полагается завязывать сзади шнуром, сплетенным из нитей цвета тхелет.

Ученые Торы проследили и такую закономерность: секрет изготовления голубых нитей евреи утратили, оказавшись в галуте, попытки восстановить рецепт начались на этапе возвращения в Эрец Исраэль.

Анализируя данную закономерность, Учителя обратили внимание на то, что слово тхелет образовано от того же корня, что и слово тахлит, что в переводе означает — «цель». Это раскрывает суть связи между историческим статусом еврейского народа и секретом производства нитей тхелет. В изгнании человек может выполнять лишь часть мицвот (множественное число от слова мицва — «заповедь»). Поэтому в галуте он лишен возможности полностью реализовать свое предназначение и достичь цели. Но на Земле Израиля для этого есть все предпосылки. Поэтому сейчас, когда евреи возвращаются в Эрец Исраэль, люди снова и снова ищут «варианты изготовления голубых нитей». Ибо приближается время Геулы (окончательного Освобождения — см. на сайте, к примеру, обзор второй части листа 3 трактата Берахот).

Кстати сказать, и цицит в этот период приобретут особое значение, будут выполнять особую роль. В Танахе об этом написано: «…в те дни схватятся по десять представителей из других народов разноязыких за края цицит и держаться будут за них, говоря — мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Всевышний» (книга пророка Захарии, гл. 8, ст. 23).

Исследуя эти строки, наши Учителя производят расчет: в период геулы за цицит каждого еврея будут держаться по 2.800 человек (по 10 представителей от каждого народа, а народов на земле — 70; полученную цифру «700» надо умножить на четыре — у цицит четыре края). То есть каждый еврей будет передавать духовность, Свет Творца, Мудрость Его Торы без малого трем тысячам неевреев.

Если же умножить число взрослых мужчин-евреев — обязанность выполнять заповедь о цицит лежит на мужчинах, начиная с 13-ти лет — на наш результат (2800 человек — на каждого мужчину-еврея, а их — несколько миллионов), получится, что сыны Израиля должны будут нести ответственность за духовное состояние населения всего земного шара (миллиарды людей).

К такому же выводу ведет и иной, более простой подсчет: четыре кисти цицит символизируют четыре стороны света. Таким образом, самим «устройством» цицит Тора сообщает о том, что сыны Израиля — в ответе за духовность (по сути — за судьбу) всего мира…

15.06.06

Еврейская традиция разъясняет, что белый цвет цицит символизирует милосердие (на иврите — хесед), а голубой, цвет тхелет — правосудие (дин).

В изгнании, в отрыве от Эрец Исраэль, еврейский народ может существовать лишь за счет Милосердия Всевышнего. Когда сыны Израиля возвращаются в Эрец Исраэль, у них появляется реальная возможность достичь более высокого духовного уровня. И в их жизнь должна войти тхелет — в ознаменование того, что отныне они в состоянии держать ответ перед Судом.

Кроме того, белый цвет — символ земли, а цвет тхелет — Неба. В Эрец Исраэль мы видим характерные признаки самых разнообразных климатических поясов. И это свидетельствует, что в этом месте — соединение всех земель, здесь Земля соединяется с Небом.

Изложенная концепция находит свое «практическое» выражение в цицит. В заповеди о цицит как бы объединяются все мицвот Торы. Гематрия (числовое значение) букв, составляющих слово цицит — 600. Если к этой цифре прибавить количество узлов в каждой кисти цицит (5) и количество нитей в каждой кисти (8), получится 613. Это и есть количество заповедей, которые дал нам Творец мира.

По установленным правилам, человек перед произнесением утренней Шма (о молитве Шма, Исраэль — см. на сайте, к примеру, обзор первой части листа 2 трактата Берахот), соединяет в руках кисти цицит и подносит их к сердцу. И это означает, в частности, что он принимает Власть Всевышнего над миром и готов выполнять Его заповеди.

Главное предназначение заповеди о цицит — напоминание обо всех мицвот Всевышнего, — пишет рав Пинхас а-Леви (великий Учитель; Барселона, Испания, Средние века) в одной из своих ранних работ Сефер а-Хинух, где он детально анализирует все заповеди, полученные сынами Израиля. — И это напоминание — «весь день на глазах и сердце им укрыто».

Белые нити цицит, — отмечает рав Пинхас а-Леви, — связаны с человеческим телом, а нити цвета тхелет — с его душой.

Каждая нить, — уточняет Мидраш Ялкут Реувени связана с определенными органами человеческого тела. Одна из нитей напоминает о мицвот и аверот (множественное число от слова авера — «нарушение заповеди»), имеющим отношение к ушам (еврею запрещено, например, слушать лашон а-ра; см. на сайте, к примеру, ответ «Как сообщить на работе отрицательное мнение о человеке?»). Другая — к горлу, то есть связана с едой и питьем. И т.д.

Кроме того, как мы уже знаем (см. выше), цицит имеет и «целебные свойства» — охраняет человека от соблазнов. И в Торе об этом написано: «…И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими, как блуждаете ныне» (Бамидбар, гл. 15, ст. 39).

Анализируя этот фрагмент, Учителя задаются вопросом: почему говорится сначала о сердце, а потом — о глазах? Ведь обыкновенная человеческая логика как будто бы подсказывает обратный порядок: чтобы в сердце человека зажглось желание получить что-то, ему надо сначала это увидеть. Иными словами основное орудие соблазна — глаза.

Ответом на этот вопрос может служить рассказанная в Талмуде история о человеке, который не расставался с цицит, наилучшим образом исполняя эту заповедь. Но — не слишком усердствовал в осуществлении других мицвот и был неравнодушен к женскому полу. И вот как-то раз сказали ему, что где-то за морями живет женщина необыкновенной красоты… Не будем излагать всю историю (достаточно подробно она рассказывается в трактате Менахот — см. на сайте обзор листа 44). И сразу заглянем в ее финал. В момент, когда этот человек был готов совершить дурной поступок, кисти цицит хлестнули его по глазам. Он опомнился и избежал ошибки. То есть глаза его «сыграли свою роль» в последний момент, а вначале он взлелеял соблазн в своем сердце.

В продолжение приведенной здесь цитаты, в самом конце нашей недельной главы, сказано: «…Я — Всевышний ваш, который вывел вас из земли Египетской» (Бамидбар, гл. 15, ст. 41)

Этой фразой, — разъясняют Учителя, — Тора говорит нам: даже если когда-нибудь ваши сердца и ваши глаза отдалят вас от Всевышнего, будут давать вам свидетельства, что Его законы можно не соблюдать, цицит напомнят вам о необходимости выполнять заповеди. И возвращение ваше на путь, указанный Творцом, будет сопровождаться чудесами, сопоставимыми с теми, что были совершены ради сынов Израиля в период Исхода из Египта…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как голова Эсава оказалась в одной могиле с Яаковом?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля