New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “ШЕЛАХ”
Место в Торе:
Четвертая книга Торы
-
Бамидбар,
гл. 13, ст.
1 - гл. 15, ст. 41.
Почему она так называется?
В первых двух фразах главы говорится: “И сказал Всевышний Моше: пошли людей
осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…”.
Пошли на иврите - шелах .
Обсуждение главы Шелах
06.06.04
Речь в нашей главе
идет о
разведчиках, то есть людях, которых Моше, по
велению
Всевышнего,
отправил осмотреть землю, где евреям предстоит жить, и других, связанных с этим
событиях
(см. на сайте обзоры
недельной главы Шелах,
первый,
второй и
третий годовые циклы).
Отметим, что одна из центральных концепций главы Шелах состоит
в том, чтобы еще раз убедительно продемонстрировать, что ашгахат пратит
(Высшее провидение) - неотъемлемая часть еврейской судьбы.
Это было очевидным еще для поколения Пустыни. В не меньшей мере это актуально
и сегодня. Без постоянного вмешательства, защиты и покровительства Всевышнего
народ Израиля не может мирно жить в Эрец Исраэль. Отдаление, ограничение
участия Творца в судьбе сынов Израиля ставило народ под удар - на Землю Израиля
нападали захватчики, уничтожали, брали в плен евреев, отправляли в изгнание...
Наше нежелание принять этот факт и есть основная тема недельной главы
Шелах .
В ней говорится о том, что будущее еврейского народа связано с заселением
Земли Израиля, хотя это и сопряжено с очень многими трудностями.
Следует отметить, что переход от жизни в пустыне к расселению в Эрец
Исраэль принципиально ничего не изменил в духовном качестве еврейской жизни.
Для еврейского народа это стало фактически распространением в Эрец Исраэль
опыта жизни в пустыне. По-прежнему и здесь на каждом шагу ощущалось явное
вмешательство Творца. В пустыне существование народа поддерживали чудеса -
ман (см. на сайте ответ
«Что такое ман ?»), выпадающий с Небес, облако, которое служило людям как бы «платформой
передвижения» (см. на сайте
обзор недельной главы Беhаалотха,
четвертый годовой цикл). Но для выживания народа на Земле Израиля тоже нужны
были чудеса. Просто потом они уже были сокрыты пеленой реальности физического
мира.
Божественное Провидение поместило меня, автора текста этого обзора (ныне -
жителя Израиля, куда я приехал почти четверть века назад) в город за границей.
Там я вырос.
…Это произошло как раз в период чтения недельной главы Шелах .
Мы всей семьей
уезжали в Израиль.
Тогда самые популярные американские радиостанции неустанно вещали «очевидные
истины», говорили, в частности, о том, что Израиль - очень опасное место.
Население этой страны, мол, ежедневно подвергает свои жизни опасности. С визитом
ехать туда явно не стоит. И уж тем более - переселяться в «горячую точку» всей
семьей...
Но мы уезжали. Знакомые восприняли это, будто бы мы собрались на луну. И мне
пришлось объяснять окружающим, почему мы оставляем привычное, удобное для жизни
и защищенное место.
Я и сейчас
уверен, что такое решение было ниспослано нам Свыше. Это подтверждает история
европейского еврейства.
Итак, началом возвращения в Эрец Исраэль стала Катастрофа
европейского еврейства.
Мне могут возразить, что ученики Виленского Гаона и раввина Бааль Шем Това
начали процесс заселения Земли Израиля еще в начале девятнадцатого столетия.
Действительно, невозможно недооценить роль сионистов 18-го - начала 19-го веков
в создании государства Израиль. Но их усилия не увенчались бы успехом не будь
огромного наплыва беженцев, спасавшихся от ужасов Второй мировой войны.
Израиль вряд ли сумел победить в войне за Независимость без помощи тех, кто,
не успев еще восстановить силы после концентрационных лагерей евреев,
высадившись на израильский берег ,
тут же шли воевать. Но был и еще один принципиальный фактор: народы мира, быть
может, и не согласились бы на создание еврейского государства, если бы не шок,
который пережил мир, когда узнал о страшных издевательствах нацистов над
евреями. Их охватило коллективное чувство вины...
07.06.04
Это наблюдение дает нам возможность сделать потрясающий вывод: в еврейской
истории нет ровных, гладких процессов, которые от изгнания евреев две тысячи лет
назад привели бы к образованию еврейского государства. Создание государства
Израиль - это возникновение нового мира, построенного на обломках старого,
уничтоженного Катастрофой и ее последствиями.
Общины ашкеназских евреев Европы физически были уничтожены Катастрофой почти
полностью. В то время, как сефардским евреям, проживавшим в арабских странах,
никто не угрожал. Над ними не нависала туча физического истребления. Однако они
оказались внутри энергетического поля лютой арабской ненависти, которая после
образования молодого еврейского государства «святой (как они полагали)
мусульманской земле» только усилилась.
Итак, мы вынуждены констатировать, что после Второй Мировой войны старый
еврейский мир прекратил свое существование.
Хочу чтобы меня поняли правильно: в корне неверно было бы говорить,
подчеркиваю, что между Катастрофой и созданием государства Израиль есть
«инициированная Свыше » причинно-следственная связь. Катастрофа, сама по себе -
непостижимая трагедия. И только Всевышний знает, как такое могло произойти. Нам
же остается ждать прихода Машиаха. Лишь тогда откроются истинные причины
случившегося.
Иными словами, нельзя утверждать, что Катастрофа явилась причиной создания
еврейского государства на Земле Израиля, но некая корреляция между этими двумя
событиями, тем не менее, безусловно, имеется.
Не менее важно заметить, что с точки зрения Торы, каждый исторический поворот
в судьбе еврейского народа, пусть иногда сложным и запутанным образом, но
обязательно связан с актом передачи Торы народу Израиля.
Согласно ѓалахе (еврейский практический закон) в эпоху Талмуда на
еврейском народе не лежала обязанность завоевать Эрец Исраэль. В Талмуде
даже сказано, что Тора запрещает такое завоевание.
Талмуд
(трактат Ктубот,
лист 111)
приводит дискуссию на
эту тему и сообщает, что раби Зейра (великий Учитель Талмуда третьего
поколения; 3-й век) избегал встреч с раби Иегудой (старший коллега раби
Зейры).
Потому что не хотел,
чтобы тот узнал, что он, раби Зейра,
собирается уехать из Вавилона (территория современного Ирака) в Израиль.
Тот, кто уезжает из Вавилона в Израиль, - говорил раби Иегуда, - нарушает
заповедь Торы .
Ибо написано в Танахе у пророка Иермиягу: «…так сказал Всевышний об утвари,
оставшейся в доме Всевышнего и в доме царя Иудейского, и в Иерусалиме: в Бавэл
будет она принесена и там она останется до того дня, когда Я вспомню о ней и
велю вывезти ее, и возвратить на это место» (книга пророка Иермиягу,
гл. 27, ст. 22).
Раби Зейра отметил, что этот запрет относился к святой утвари, но - не к
евреям.
В ответ на это раби Иеуда цитирует другую фразу из Танаха: «Заклинаю я вас,
дочери Иерусалима, газелями или ланями полевыми - не будите и не пробуждайте
любовь, доколе не пожелает она» (Шир а-Ширим - Песнь Песней,
гл. 2, ст. 7). И пояснил: здесь говорится о народе Израиля. И в переводе на
обыденный язык метафора прозвучит так: «Заклинаю тебя, народ Израиля,
собирающийся пойти в Иерусалим - если ты сделаешь так, и осмелишься пробуждать
любовь Всевышнего до того, как Он захочет этой любви, ты станешь таким же
беззащитным, как газели и лани полевые».
Здесь идет речь о преждевременном военном захвате Земли Израиля, - говорит
раби Зейра, - До того, как Всевышний даст ясный знак, что настало тому время, но
отдельные евреи могут вернуться в Эрец Исраэль, когда захотят…
08.06.04
Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец
12-го - начало 13-го вв.),
в своем комментарии к разделу Мицвот
основного труда
Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век),
подчеркивает,
что заповедь, предписывающая завоевывать Землю Израиля,
актуальна во все времена. Но ѓалаха следует позиции Рамбама, - эта
мицва (заповедь) исполняется по особому велению Творца, как сказано в
Талмуде (трактат Ктубот, лист 111).
Подводя итог данной дискуссии, Учителя, всесторонне исследовав еврейские
источники, приходят к выводу, что мицва селиться в Эрец Исраэль
дана народу Израиля на все времена, но военное завоевание страны запрещено -
пока Всевышний не даст своему народу особый знак, свидетельствующий, что период
изгнания закончился. Если Всевышний не санкционировал
завоевание, оно
не просто запрещено, но и таит в себе для людей - смертельную опасность. И тут
вступает в силу другой запрет Творца - «не ставь свою жизнь под угрозу».
С точки зрения ѓалахи, обычного пути массового возвращения в Эрец
Исраэль у евреев, которые жили по законам Торы, не было. Только Катастрофа
могла привести нас сюда, потому что Земля Израиля для евреев - единственное
место, где они могли укрыться от преследований.
Именно так все и сложилось к концу Второй мировой войны. Соединенные Штаты
Америки готовы были принять очень ограниченное количество иммигрантов. Остаться
в Европе… Пережив ужасы разбросанных по европейским странам концлагерей и гетто,
евреи стремились поскорее покинуть края, где прежние соседи отдавали их в руки
нацистов или сами принимали непосредственное участие в акциях уничтожения.
Для большинства религиозных евреев Израиль оказался единственной
альтернативой. В Катастрофе они усмотрели тот особый знак Божественного
Проведения, который и должен был сообщить евреям, что настало время заселения
страны Израиля. Великие еврейские мыслители того времени, в том числе - Хофец
Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины
20-го века), предвидели такое развитие событий. И сделали все, что было в их
силах, чтобы заложить фундамент для перемещения Торы в Эрец Исраэль. С
этой целью, задолго до начала Второй мировой войны, они отправляли в Израиль
группы своих лучших учеников.
Есть и еще одна принципиально важная для нас в этом контексте проблема, в
понимании которой мы пока не достигли определенной ясности.
Расставим акценты правильно: мир нуждается в Торе - сама же Тора не
зависит
от исторических
процессов. Она - неизменна, обстоятельства «места и времени» (где живут
евреи в тот или иной период) не оказывают на нее никакого влияния. Однако,
анализируя наши представления о мире, мы можем сказать, что Всевышний во все
времена заботится о сохранении Торы. Если мы с этой точки зрения оценим
сегодняшнюю реальность, мы увидим, что в период новейшей истории Высшее
Провидение связало сохранность Торы с созданием еврейского государства в Эрец
Исраэль. Существование Страны Израиля играет в этом процессе ведущую роль.
Теперь попытаемся проследить отдельные этапы процесса перемещения Торы.
До Шестидневной войны (1967 г.), одним из основных центров изучения Торы были
Соединенные Штаты Америки. Возможно, самым значительным результатом удивительной
победы в этой войне стал переезд многие студентов американских иешив в Израиль,
где они продолжили изучение Торы. Сегодня около 60 процентов религиозных семей
диаспоры, как минимум - для учебы, отправляют своих детей в Израиль, ибо уверены
- только здесь, в Эрец Исраэль возможно по-настоящему интенсивное
постижение Торы. Многие из них создают семьи и остаются жить в Израиле.
Так Высшее Провидение реализовало записанное в Танахе пророчество Иешаягу: «И
будет, в конце дней - утвердится гора дома Всевышнего как вершина (всех) гор, и
возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и
скажут: давайте взойдем на гору Всевышнего, в дом Всевышнего Яакова, чтобы Он
научил нас путям Своим и чтобы пошли мы путями Его. Ибо из Циона выйдет Тора ,
и из Иерусалима - слово Всевышнего» (книга пророка Иешаягу, гл. 2,
ст. 2-3).
09.06.04
Процесс утверждения за Ционом «статуса источника Торы» сопровождался массовым
движением Тешувы (возвращения к Всевышнему). Удивительные события
Шестидневной войны взбудоражили умы сионистски настроенной еврейской молодежи.
Началась массовая алия в Израиль.
После двух столетий постепенного ухода от еврейской традиции, духовный вектор
еврейского народа, наконец, изменил свое направление. Многие молодые евреи,
воодушевленные пребыванием на святой еврейской земле, вновь открыли для себя
свои еврейские корни и вернулись к соблюдению заповедей Торы.
Сегодня эта «динамика» распространилась по всему миру. Практически во всех
странах, где живут евреи, действуют центры по изучению Торы. Те, кто заново
открыл для себя мудрость и красоту нашей традиции, делятся приобретенными
знаниями со своими братьями. Эта плеяда новых учителей Торы - олицетворение
слов пророка Иешаягу :
«...из Циона выйдет Тора, и из Иерусалима - слово Всевышнего».
Само существование еврейского государства служит мощным оплотом, удерживающим
евреев от ассимиляции. Даже тех, кто все еще живет в диаспоре. Потому что ныне
каждый еврей в той или иной мере испытывает на себе влияние «слова, выходящего
из Циона».
Наша сегодняшняя недельная глава преподала нам урок: Всевышний вновь связал
выживание еврейского народа с заселением Земли Израиля. Впервые со времени
разрушения Второго Храма, Эрец Исраэль вновь стала центром еврейского
мира.
И это означает, что мы получили сигнал, информирующий нас об изменении
духовной политики .
На протяжении двух тысяч лет нашей жизни в галуте, выживание Торы и
еврейского народа связывалось с побудительной, но негативной духовной силой -
антисемитизмом. До 20-го века даже ассимиляция не спасала евреев диаспоры -
евреи были отделены от народов, в среде которых жили. Это отделение сыграло свою
положительную роль: обособленное существование обеспечивало связь с еврейской
традицией, соблюдение законов Торы.
В середине 19-го века во многих странах евреи получили возможность селиться
там, где им заблагорассудится. Тогда-то и началось набирающее темп движение к
ассимиляции.
Евреи оставляли Тору - везде, где антисемитизм принимал скрытые формы. В
конце 19-го - начале 20-го века в Соединенные Штаты Америки, в основном из
Европы, иммигрировали три миллиона евреев. В своем большинстве это были евреи из
религиозных семей.
После Второй мировой войны, когда часть вырвавшихся из страшных «клещей»
Катастрофы евреев приехала в США, они обнаружили в этой огромной стране всего
два-три весьма «скромных» центра углубленного изучения Торы. Соблюдающие законы
нашей традиции евреи составляли в еврейской общине Америки незначительное
меньшинство. Их слабые голоса терялись в общем хоре поборников «цивилизации» и
«прогресса»…
10.06.04
Чуть лучше была ситуация в Европе. Но и здесь полным ходом развивались
процессы ассимиляции. Одержимые «идеями прогресса» евреи Германия, Франция и
Англия наглухо отгораживались от «устаревших» традиций предков. Многие другие,
не желая жить в изоляции, меняли «вероисповедание. Уровень знаний Торы и
соблюдения ее законов был невероятно низким.
В недолгий период, когда антисемитизм на время вышел из моды, традиционный
еврейский мир оказался на грани полного разрушения. Но мы сейчас говорим,
напомню, о «старом» еврейском мире. Катастрофа ознаменовала конец его
существования.
Новый еврейский мир формировался, когда антисемитизм, после яростного
всплеска, вновь принял более мягкие очертания. В большинстве стран мира, где
оставались евреи, другие народы вынуждены были занять по отношению к ним
умеренные позиции и - отказаться от открытой социальной дискриминации.
В таких условиях процесс распространения еврейской традиции демонстрирует
огромную позитивную силу Торы. Ее голос, который снова, как когда-то, в древние
времена, исходит из Циона, проникает в еврейские сердца. И нет уже необходимости
в негативном внешнем факторе, выталкивающем евреев из страны их пребывания - в
страну Израиля. Действующая изнутри позитивная сила - восстановилась.
С точки зрения Торы, мы живем в удивительное время - время новых надежд и
духовного возрождения. Изначальный позитивный толчок, который спровоцировал и
другие положительные изменения - это возвращение народа Израиля в Эрец
Исраэль и создание еврейского государства. Высшее Провидение воссоздает
Тору, воплощая в действительность предвидение пророка Иешаягу. По всему миру
распространяется «Тора из Циона и слово Всевышнего - из Иерусалима».
Тора - вечна. Она останется в мире, что бы ни случилось. Но тот, кто строит
свою жизнь согласно воле Всевышнего, становится орудием Творца в реализации Его
планов. Нет сомнения, что именно Всевышний привел нас в Эрец Исраэль.
Свидетельство тому - сама новейшая еврейская история. Народ Израиля - живой и
энергичный - снова на завещанной Творцом, обещанной еще Аврааму земле... Трудно
представить себе возможность извлечения какой-либо реальной духовную пользы вне
Эрей Исраэль. И точно так же трудно поверить, что, переехав с семьей
туда, где концентрируется внутренняя сила Торы, можно утратить духовность.
Но ведь не скажешь, что жить в Израиле - безопасно. Если мы принимаем, что
Всевышний хочет восстановить нашу жизнь здесь, в Эрец Исраэль, мы должны
констатировать, что гораздо большая опасность угрожает жизням евреев, которые
живут за границей .
Представим себе на мгновение, что евреи в страхе перед интифадой перестали
приезжать в Израиль. Если прекращение алии примет массовый характер и
продлится достаточно долго, Всевышний будет вынужден продемонстрировать, сколь
опасна жизнь еврея - вне Эрец Исраэль .
В наше трудное для Израиля время, большинство крупнейших раввинов мира
рекомендуют родителям отправлять своих детей учиться в Израиль. Они, конечно же,
осознают, что тем самым берут на себя огромную ответственность за жизни молодых
людей. Всем известно, что в Израиле, в нашей маленькой стране, любой человек
может стать жертвой теракта. Но раввинам видна и другая сторона проблемы:
готовность нашего народа к самопожертвованию (на иврите -
месират
нефеш) - источник заслуг и исправление проступка разведчиков, о котором идет
речь в нашей главе.
Чтобы завершить круг еврейской истории, мы должны исправить ошибку,
допущенную во времена Моше Рабейну двенадцатью разведчиками. А это возможно,
если мы по велению сердца и разума сделаем принципиальный для всего народа
Израиля выбор - приедем жить в Эрец Исраэль …
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|