New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “ШЕЛАХ”
Место в Торе:
Четвертая книга Торы
—
Бамидбар,
гл. 13, ст. 1 —
гл. 15, ст. 41.
Почему она так называется?
В первых двух фразах главы говорится: “И сказал Всевышний Моше: пошли людей
осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…”.
Пошли на иврите — шелах .
Обсуждение главы Шелах
15.06.03
Итак ,
в начале нашей главы читаем: “И сказал Всевышний Моше: пошли людей осмотреть
Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля, по одному от колена отцов пошлите,
каждый из них (один из) ваших вождей. И послал их Моше из пустыни Паран,
по слову Творца, и все они люди доблестные, главы сынов Израиля” (гл. 13, ст.
2,3).
Эти слова — ключ к пониманию смысла всей этой недельной главы. И речь в ней
идет о повелении Всевышнего отправить группу людей осмотреть землю, в которой
евреям предстоит жить — на разведку.
Забегая немного вперед, скажем, что разведчики не составили об этой земле
“благоприятного” впечатления, и их выводы имели для народа Израиля тяжкие
последствия.
Большинство комментаторов объясняют историю с разведчиками таким образом:
они, а вслед за ними — весь еврейский народ, понимали, им не удастся завоевать,
а в дальнейшем — удерживать в своих руках, страну без надъестественного,
постоянного вмешательства Всевышнего.
Используем эту концепцию как основу для более глубокого анализа.
У еврейского народа, конечно же, не было сомнений, что Всевышний предоставит
необходимую помощь. Евреи могли убедиться в этом в пустыне, когда каждый
прожитый ими день полностью зависел от Творца. Но теперь им хотелось иметь
возможность жить, как обыкновенные люди — обеспечивать себя всем необходимым для
существования и сохранять определенный контроль над собственными жизнями.
Посетив Землю Израиля, разведчики убедились в том, что в ближайшее время
надежды на это у еврейского народа нет. Да и потом, скорее всего, такой
возможности у него тоже не будет. Народ Израиля в тот период не имел военной
силы, достаточной для завоевания земель. Уже не говоря о том, что завоеванное
надо еще и защищать. Ведь им предстояло поселиться на территории, со всех сторон
окруженной враждебными народами...
В действительности, еврейский народ проявил нежелание принять не Землю
Израиля, но — постоянную зависимость от Творца.
Тут возникает сразу же несколько проблем. Разве верующий человек не осознает,
что им постоянно руководит Божественное Проведение (на иврите — ашгаха пратит)?
Ведь все, что происходило с еврейским народом до этого — не случайное стечение
обстоятельств, но — реализация Плана Всевышнего. Но если это так, почему же на
“пороге” Земли, обещанной евреям Творцом, они воспротивились Его Воле?
Комментаторы объясняют: еврейский народ не хотел признавать меру Его
правосудия, которая существует одновременно с мерой милосердия Творца .
Приведем пример, который поможет понять суть этой концепции.
Допустим, некий, одержавший множество побед, спортсмен подписал
многомиллионный контракт. Внезапно, как это нередко бывает в жизни спортсменов,
его показатели резко ухудшились. Если такое случается с “одним из многих”,
который получает за выступления обычное вознаграждение, никто не обратит на это
особое внимание. Но тут полосу неудач переживает спортсмен выдающийся. Он — на
виду. В расчете на грядущие победы в него вложены огромные деньги, его успехи
широко рекламируют в прессе... Падение такого спортсмена не пройдет
незамеченным. Ему не простят слабости .
В аналогичной ситуации оказывается тот, кто всем своим существованием обязан
Всевышнему...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
16.06.03
Вся еврейская история демонстрирует: стоит еврейскому народу понизить свой
духовный уровень, как он немедленно оказывается под Судом Небес. Это,
безусловно, пугает людей. Ведь никто не в состоянии всегда находиться на пике
духовного развития. В жизни каждого человека бывают подъемы и падения. Такова
человеческая природа.
Это вполне логичное объяснение поведения разведчиков. Почему же Всевышний не
принял их доводы?
Народ, казалось бы, оплатил их “страхи и сомнения” сорока годами странствий
по пустыне. Но и сегодня этот духовный срыв продолжает оказывать влияние на
еврейскую историю...
Чтобы это понять, вспомним, что такое “мера правосудия”.
В Торе читаем: “Вначале сотворил Всевышний небо и землю” (Берешит,
гл. 1, ст. 1)
В оригинале в этой фразе используется имя Всевышнего — Эло hим,
которое связано
с мерой правосудия. Раши (раби
Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век)
приводит Мидраш, объясняющий, почему здесь выбрано именно это имя. Творец
предполагал создать мир, используя Свой атрибут правосудия, но предвидел, что
“под судом” мир не выживет. И тогда проявилось другое Его качество — милосердие.
Но почему Творец хотел создать мир и судить его мерой правосудия? Как это
вписывается в идею, что Сотворение мира — акт чистого Добра?
Еврейская традиция учит: самое большое добро — когда человек, на которого это
добро направлено, обретает определенную независимость от дающего. Поэтому
Всевышний, поставив перед собой цель дать Своим творениям только добро, создавая
людей по Своему образу и подобию, намеревался оценивать мир мерой правосудия.
Если человек прилагает усилия к тому, чтобы ощущать связь с Творцом и достигает
желаемого, он может максимально насладиться обретенной духовностью и полностью
реализовать свой потенциал. Это — единственный путь сохранения чувства
независимости. Это — единственный способ, воспользовавшись которым человек может
гордиться своими достижениями. Лишь это — основа для подлинного самоуважения.
Иллюстрируя эту концепцию, еврейская традиция дает такой пример.
Предположим, у богатого человека есть родственник-бедняк, которому он хотел
бы помочь. Если богач в трудные для его родственника периоды снабжает его
деньгами — это, разумеется, тоже помощь. Но существует и более достойный способ
оказать поддержку бедному родственнику. Скажем — предоставить ему возможность
открыть собственный бизнес, благодаря которому в дальнейшем бедняк перестанет
нуждаться и сможет самостоятельно обеспечить себя и свою семью.
Отметим, что оба способа расцениваются как акты проявления добра. Но второй,
в отличие от первого, позволяет бедняку сохранить гордость и чувство
собственного достоинства.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
17.06.03
Вернемся к словам Раши и подчеркнем очень важную мысль.
Согласно Раши, Всевышний вначале предполагал создать мир определенным
способом, но обнаружив, что мир на этой основе не сможет существовать,
воспользовался другим, еще лучшим.
Сомнений нет, что Всевышний, которому абсолютно все ведомо, который
существует вне времени, не нуждается в том, чтобы учиться на своих ошибках. Тем
более, нет у Него необходимости приспосабливаться к смертным. Что же могло Ему
помешать создать мир в соответствии с Его первоначальным желанием? Если Он
хотел, чтобы мир функционировал под контролем правосудия, почему Он не создал
его именно таким?
Ключ к разгадке находим в еврейской истории и еврейском характере .
Творец действительно создал такой мир, который и намеревался создать. Мир, в
котором мера милосердия вместе с мерой правосудия заставляет человека жить так,
чтобы каждый мог предстать перед Судом Небес, но в то же время — имел
возможность выжить, даже если какой-либо конкретный индивидуум не соответствует
общему “стандарту”.
Еврейскому народу была дана Земля Израиля, которую невозможно было ни
захватить, ни удержать, если бы еврейский народ жил по тем же правилам, что и
остальное человечество. Чтобы выжить, народ Израиля нуждался в поддержке Творца,
которая предоставляется, как мы знаем, на определенных условиях. Поэтому
разведчики и испугались, что не оправдают возложенных на них надежд — не сумеют
сохранить высокий уровень духовности, не сумеют выстоять под пристальным
наблюдением Всевышнего. А мы понимаем, что нет более мощного альтернативного
стимула к духовному совершенству, чем желание выжить.
И даже потеря Земли Израиля не меняет сути этого принципа, установленного для
евреев Всевышним. В наши дни он не менее действенен вне Эрец Исраэль, в
диаспоре.
Сказано в Талмуде: “...Сила и мощь Творца очевидны, они — в его сдержанности,
в том, что Он может сдержать Свой гнев. Если бы не Его сила, как мог бы
еврейский народ выжить среди других народов?” (трактат Йома, лист
69).
На всех этапах еврейской истории евреи, чтобы выжить, нуждались в помощи
Всевышнего, в сотворенном Им “чуде”. И народ, как целое, должен был оплачивать
эту заботу соответствием духовного уровня — тому, который устанавливается мерой
правосудия.
Эта историческая данность и породила особенности еврейского характера.
О каких чертах характера мы говорим? Действительно ли есть такие черты,
которые обязательно присутствуют в характере любого еврея?
Да, есть. И прежде всего это — чувство вины ...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
18.06.03
Еврею свойственно, пусть и на подсознательном уровне, брать на себя вину за
все, что происходит вокруг. Откуда возникла в нас эта черта? Ее возникновение
обусловлено всей еврейской историей .
Мы говорили, что для того, чтобы выжить, евреи нуждались в надъестественных
явлениях, в поддержке Творца. Но они не получали ее даром, но вынуждены были
соответствовать уровню, продиктованному мерой правосудия. А это всегда
подразумевает вопрос: достойны ли они этого ?
Поскольку самосовершенствование стало непреложным условием для выживания,
евреи быстро научились с особой тщательностью и строгостью анализировать свои
поступки. Эта особенность, очевидно, настолько глубоко засела в еврейском
сознании, что сохранилась даже у тех, кто порвал связи с еврейской традицией.
Как мы уже говорили, главная задача книги Бамидбар — показать
динамику формирования еврейского общества и развитие доминантных черт еврейского
характера на фоне исторической реальности.
Сейчас у нас есть собственная страна и сильная армия. Окружающий мир в
основном признает нас. Мы — общество равноправных граждан, со всеми гражданскими
правами и защитой гражданских свобод. В юридическом смысле мы не отличаемся от
граждан других демократических стран мира.
Но можем ли мы
сказать, что теперь не нуждаемся в чудесах? Позволительно ли нам сбросить с себя
“духовное напряжение” с его бесконечным стремлением к совершенству?
Некоторые дали себе на эти вопросы утвердительный ответ. И в результате —
отдалились от Торы .
Но давайте спросим себя: реально ли, чтобы история сделала столь крутой
поворот?
Сам факт, что нам неведомы Высшие замыслы, еще не означает, что объективная
реальность коренным образом меняется.
И еще спросим себя: есть ли принципиальные отличия между нами и нашими
предками, которые странствовали по пустыне?
И будем вынуждены признать, что в принципе наше, казалось бы, естественное
желание “расслабиться” — лишь повторение истории с разведчиками .
Три тысячи лет назад существовала та же динамика развития. Измученный
египетским рабством еврейский народ также, как мы теперь, испытывал желание
“расслабиться” и жить на своей земле, как другие народы, не ощущая над собой
“занесенную руку” правосудия. Они жаждали обыкновенных человеческих проблем. Но
вся ситуация
с разведчиками показывает,
что нам это — не дано, что у нас — свое, особое предназначение.
Те, кто усомнился в ценности дара Всевышнего (Эрец Исраэль) так и
остались в пустыне. Тем, кто вошел в обещанную Творцом страну, оставалось лишь
принять и признать над собой Высший Суд. Еврею некуда уйти от этого.
Но почему? Почему наша готовность принять Тору обернулась для нас столь
жестокой судьбой?
Тут дело в том, что в принципе человек сам определяет “качество” своей
судьбы. Цель творения, как мы уже говорили — в предоставлении человеку
возможности самому заслужить награду (в соответствии с мерой правосудия). Но
процесс “накопления заслуг” не может начаться по инициативе Творца. Человек сам
должен взять на себя эту задачу, сам должен сделать первый шаг навстречу
Всевышнему.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
19.06.03
Первым это сделал наш праотец Авраам. Он заключил Союз с Творцом,
согласившись жить по установленным мерой правосудия правилам..
Вот тут-то человек и познает меру милосердия Всевышнего. Потому что, как
только человек находит путь к истинной цели существования, он заслуживает того,
чтобы удерживать так нелегко давшуюся ему духовную победу — даже в соответствии
с жесткими “стандартами”, этими правилами предусмотренными.
В молитве Шмонэ-эсре (одна из основных еврейских молитв) мы
говорим именно об этом свойстве Всевышнего, называя Его “Защитником Авраама”.
Так мы “характеризуем” Творца в самом первом благословении.
Всевышний помогал Аврааму закрепить так нелегко доставшуюся ему духовную
победу. Вот почему это первое благословение посвящено еврейскому выживанию и
избавлению. Душа еврея признает, что секрет духовного выживания связан с особой
милостью, которую Он явил, дав возможность жить в соответствии с мерой
правосудия.
Это верно, кстати говоря, не только для народа Израиля. Путь к Творцу открыт
всем народам мира. Тот, кто выберет этот путь, признает над собой правосудие
Небес и будет жить, руководствуясь законами Торы, получит такую же защиту. Но с
этого момента у него уже не будет пути назад.
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) приводит
цитату из Торы: “Сыны вы Всевышнему вашему: не делайте на себе надрезов, и плеши
не делайте над глазами своими по умершим; ибо ты — народ святой у Всевышнего
твоего, и тебя избрал Творец мира, чтобы был ты особым народом из всех народов,
которые на земле” (Дварим, гл. 14, ст. 1,
2). И комментирует
этот фрагмент так:
Слова — “ты народ святой” подразумевают гарантию всем душам народа Израиля.
Иными словами, поскольку Израиль — особый народ, наделенный особым
предназначением, Всевышний оберегает его и не откажется ни от одной души,
сделает так, чтобы ни одна душа не была потеряна.
Мера милосердия гарантирует возвращение каждой души, даже той, которая
кажется окончательно потерянной для еврейского народа из-за ассимиляции или
смерти. Есть две стороны у нашей истории. С одной стороны, мы постоянно должны
жить с ощущением “вины”, руководствуясь в наших поступках мерой правосудия. С
другой —
Всевышний гарантирует нам,
что ни одна душа не будет потеряна и отделена от народа.
Мы можем не знать, как Всевышний это осуществит. Главное — что у нас есть
Его гарантия ...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|