Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ШЕЛАХ»
Место в Торе: Четвертая
книга Торы — Бамидбар, гл. 13, ст. 1 —
гл. 15, ст. 41.
Почему она так называется?
В первых двух фразах главы говорится: «И
сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей
осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю
сынам Израиля…».
Отправь (пошли) на иврите — шелах.
Обсуждение главы Шелах
1. Хождение во власть
Моше отправляет разведчиков с важной
миссией — осмотреть землю Кенаан, пойти
на разведку. В Торе (Бамидбар, гл. 13,
ст. 4-15) все они перечислены поименно.
Вызывает интерес тот порядок, в
соответствии с которым они упомянуты. По
какому принципу строился он, этот порядок,
строился?
Очевидно, что они перечислены не в
порядке расположения колен в стане, и не по
численности их, и даже не по старшинству
родоначальников колен (во всяком случае,
начиная с представителя колена Иссахара,
так как представители первых трех колен
перечислены в соответствии с порядком дат
рождения — Реувена, Шимона и Иеhуды).
Остается предположить, что они
перечислены с учетом личных достоинств
самих разведчиков.
Написано в нашей недельной главе, что все
они были людьми — выдающимися, главами
народа (Бамидбар, гл. 13, ст. 3). Но не
были они равны — по своим духовным
достоинствам. Одни превосходили других —
мудростью и авторитетом. И первыми названы
самые достойные, самые авторитетные из них,
которые выделялись не достижениями своих
колен, но — именно собственными личными
качествами.
Так же при перечислении вождей перед
разделом земли Кенаан — упомянуты они
не по возрасту (кто старше), но — в
соответствии со своими личностными
качествами.
В этом списке (составленном на основе
личных духовных качеств) Калев занимает
третье место, а Иеhошуа бин Нун (ближайший
ученик Моше, после смерти Моше Рабейну
возглавивший еврейский народ) — пятое.
Не удивительно ли это?! Ведь в последствии,
Калев возглавит колено Иеhуды, царское
колено, и сыграет важную роль в захвате Кенаана.
А Иеhошуа бин Нун станет царем Израиля.
В Танахе о нем сказано: «Всякий, кто
воспротивится повелению твоему и не
послушает слов твоих во всем, что ты ни
повелишь ему, предан будет смерти» (книга Иеhошуа,
гл. 1, ст. 18).
То есть, если сконцентрироваться на этом «перечне»,
приходишь к выводу, что Иеhошуа бин Нун,
который в нем не был ни первым, ни вторым — «середнячок».
Тогда напрашивается вполне, казалось бы,
закономерный вопрос: как же ему удалось
обойти многих и выйти на «первую позицию»?
Ответ на этот вопрос уже дан. И содержится
он в Торе, в недельной главе Ки-Тиса.
Здесь мы читаем: «А его служитель, Йеhошуа
бин Нун, юноша, не отлучался от шатра» (Шемот,
гл. 33, ст. 11).
Йеhошуа проявил прилежание в учебе, в
изучении Торы. Благодаря этому — и занял
самое высокое место в иерархии управления.
В Талмуде (трактат Недарим, лист 62)
об этом сказано: «Учись с любовью, и в итоге
— достигнешь почета и уважения».
Это дает шанс всем, кто посвящает себя
изучению Торы в йешиве. Присмотритесь к ним.
Быть может, перед вами сейчас стоит будущий
еврейский царь.
на основе комментария Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
2. Они хлеб для нас — мы их съедим
Разведчики, отправленные Моше осмотреть
землю Кенаан вернулись с недобрыми
вестями на устах.
Землю ту сплошь населяют богатыри, —
говорили они, — исполины и великаны. И живут
они в укрепленных городах — стены до небес.
Воевать с ними подобно самоубийству…
Услышав такое, люди заплакали.
Тогда слово взял Калев. «Ее бойтесь народа
этой земли, — сказал он, — ведь они хлеб для
нас! И Всевышний с нами. Не страшитесь!» (Бамидбар,
гл. 14, ст.9).
Бросается в глаза выражение: «они хлеб для
нас».
Ведь нам оно должно быть понятнее, нежели
поколению пустыни, которое питалось маном
— см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?»
(№ 706), выпадающим для них прямо с неба. Нам
же хорошо известно, сколько труда нужно
вложить, чтобы заработать на кусок хлеба.
В Талмуде (трактат Песахим, лист 118)
говорится, что добыть пропитание порой не
легче, чем заставить море расступиться.
Иногда, достаток человека, пропитание,
которое дается ему и его семье — граничит с
чудом. И всегда это — Милосердие,
Милосердие Творца. Как сказано: «Дающий
хлеб всякой плоти, поскольку навеки милость
Его» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 136, ст. 25).
Каждому приходится задумываться о своем
пропитании — где его добыть и как облегчить
себе эту задачу.
Нужно не забыть поблагодарить Всевышнего
за проявленную милость.
Действительно, сегодняшний хлеб можно
сравнить с чудом, Только он не падает нам с
неба. Всевышний создал мир так, что человек
должен трудиться, а Он, Творец, пошлет ему
благословение (на иврите — бераха). Как
написано в Торе: «И благословит тебя
Всевышний во всем, что будешь делать» (Дварим,
гл. 15, ст. 18).
Обратите внимание. Даже ман в пустыне
не сыпался прямо в рот и не рос в шатре.
Сказано — «и будет выходить народ, и
собирать» (Шемот, гл. 16, ст. 4).
И выходили люди каждый день и собирали ман,
а перед субботой — двойную порцию.
Теперь мы можем лучше понять, что Калев
имел в виду, произнося такие слова.
Кенаанейцы, действительно — могучие,
сильные, огромные. Только «спасение, как
говорится в Танахе — у Всевышнего» (Теилим,
гл. 3, ст. 9).
А Он, Творец, ждет от нас, чтобы мы начали
действовать. И тогда Он пошлет нам свое
благословение и помощь Небес.
«Они хлеб для нас, — говорит Калев. То есть
— как бы сильны они ни были, мы их «съедим»,
одолеем.
Что может быть труднее, чем изо дня в день
добывать пропитание? Сколько людям
приходится трудиться, чтобы заработать
себе на кусок хлеба?!
А мы — выходим из наших шатров, чтобы
собирать то, что дает Всевышний. Каждому —
его долю.
Не смотрите на рост кенаанейцев и на
ширину их плеч! Когда выйдите на войну с
ними — победите их, и они будут лежать у
ваших ног. Как хлеб, как ман, что дан нам
Свыше.
на основе комментария рава Дова
Яффе
(Израиль, 1928-2017 гг.)
3. Должен ли царь шить?
События, описанные в нашей недельной
главе — удручают. Тем более — что речь идет
о поколении знания. О поколении, в котором,
как писал Рамбам (великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) — «меньшая из жен в
повседневной жизни видела больше, чем
пророк Йехезкель в эпоху пророчеств. О
поколении, в котором даже преступники
совершали свои прегрешения во Имя Небес.
Человек, которого застигли за тем, что он
рубил дерево на дрова в шаббат, желал на
своем примере показать, что осквернение
субботы — не шуточное дело. Он нарушил
закон шаббата, чтобы укрепить его
соблюдение (комментарий Учителей эпохи
Тосафот к трактату Талмуда Бава Батра,
лист 109).
Разведчики знали, что погибнут страшной
смертью от эпидемии, доселе невиданной. Они
понимали, что утратят право на удел в
Будущем мире. Тем не менее — совершили то,
что совершили. И действовали они — во Имя
Небес.
Разведчики лишились обоих миров, земного
и Грядущего — чтобы преподать нам важный
урок: хулящего Эрец Исраэль (Землю
Израиля) ждет тяжелейшее наказание.
Замечу в скобках, что поскольку Тора
актуальна во все времена, я не рекомендовал
бы жителям Израиля вздыхать и жаловаться на
местную погоду и т.д. Ведь на самом-то деле
наша земля, как отмечается в Торе (Бамидбар,
гл. 14, ст. 7) — очень, очень хороша.
С хулой и наказанием за нее мы —
разобрались. А вот, полагается ли награда
тому, кто превозносит нашу землю,?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, был
избран Иеhошуа.
Почему именно он?
В общем-то просто — в одночасье отдать
жизнь и лишиться всего, получив суровое
наказание. Учитывая, что делается это —
ради благой цели. Но сказать добрые, хорошие,
правильные слова об Израиле, получить
награду, да еще какую — стать приемником
Моше, вождем народа, который приведет
евреев в страну, дарованную Всевышним — в
этом кроется большая опасность. Опасность
— возгордиться.
Написано в нашей недельной главе: «И Моше
назвал Гошеа, сына Нуна — Иеhошуа» (Бамидбар,
гл. 13, ст. 16).
Моше увидел, насколько скромен Иеhошуа, —
объясняет раби Йонатан бен Узиэль (великий
Учитель Мишны, 1-й век), — и помолился о нем.
Если скромный, значит — не возгордится.
Такому можно поручить в позитивном ключе
отозваться об Эрец Исраэль, А потом — и
наградить за это.
Так Иеhошуа стал положительным примером —
в противовес другим разведчикам.
И все же картина получается — неполная.
Ведь, кроме разведчиков, решивших
положить свои жизни ради предостережения
остальных евреев от неуважения к Израилю, и
Йеhошуа, которого избрал Моше, чтобы
показать, как велика награда тому, кто любит
землю Израиля и восхваляет ее — был среди
разведчиков и Калев.
Калев не уподобился другим разведчикам,
не стал жертвовать собой, своей жизнью,
своим будущим, ради острастки других. Он
воздал должное Земле Израиля, отметил ее
великолепие — не идя за большинством.
Что мы можем сказать о нем?
Ничего! Потому что Всевышний уже
сказал о нем: «Слуга Мой, Калев» (Бамидбар,
гл. 15, ст. 24).
Это — высшая оценка качеств человека,
которой удостаивались лишь единицы.
Вдобавок, Калев получил щедрую награду —
его потомкам был обещан Хеврон, вместе с
пещерой Махпела, в которой похоронены
Адам и Хава, а также — праотцы еврейского
народа.
Анализируя поступок Калева, мы приходим к
важному для всех нас выводу.
Калев был прав в том, что не пожелал
присоединяться к остальным разведчикам.
Потому что нечего человеку пытаться быть
умнее Творца. Задача человека — в точности
исполнить Волю Всевышнего, и не производить
собственных расчетов, не пытаться улучшить
Замысел Создателя. Царь вовсе не должен еще
и немножечко шить!..
на основе комментария рава
Йехиэля Данцигера
(духовный наставник хасидской
общины городов Александра и Ворки, Польша,
1828-1894 гг.)
4. День за год
Наказание народу Израиля за прегрешение
разведчиков было весьма суровым. И в нашей
недельной главе мы читаем: «По числу дней,
что осматривали вы землю — сорок дней, по
году за каждый день, понесете вы наказание
за ваши прегрешения, сорок лет, и познаете
Мой укор» (Бамидбар, гл. 14, ст. 34).
За день нарушения — год наказания. Сорок
дней в земле Кенаанской — сорок лет
переходов с места на места в пустыне. Разве
это справедливо?
В Талмуде (трактат Хагига, лист 5)
находим рассказ, который должен помочь
найти ответ на этот вопрос.
Попутно подчеркну, что этот рассказ имеет
отношение ко всем нам. Поэтому важно его
внимательно изучить.
Итак — вот он.
Рав Иди, отец раби Яакова, учился в йешиве раби
Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль, составитель Иерусалимского
Талмуда; 3-й век). На учебу он любил ходить из
дома пешком. Дорога в один конец у него
занимала три месяца.
Он отправился в путь сразу после
праздника Суккот и прибыл в йешиву в
середине зимы. Один день он учился, а
назавтра — засобирался обратно. Чтобы
успеть домой к Пасхальному Седеру. Ведь
он обещал жене на Песах быть дома и радовать
ее, как и подобает мужу в праздник.
Сполна исполнив обещание, завершив Песах,
он оставил дом, чтобы идти в йешиву. Куда
благополучно добрался — к середине лета.
В йешиве он сразу погрузился в учебу. Но
уже на следующий день его ждала обратная
дорога. Ведь осенние праздники он хотел
провести в кругу семьи.
Один день в йешиве и полгода в пути —
разве это нормально?
Учащиеся йешивы стали потешаться над
равом Иди. «Ученик-однодневка», — дразнили
они его.
Осерчал рав Иди: «Посмешищем стал я для
друга моего» (фраза из Танаха, в книге Иова,
гл. 12, ст. 4), — воскликнул он. И в его словах
слышалась горечь обиды.
Глава йешивы раби Йоханан испугался, что
его ученики будут наказаны Свыше за
причиненную обиду и поспешил успокоить
рава Иди, стараясь примирить его с
остальными учащимися. Он собрал всю йешиву
и процитировал фразу из книги пророка
Йешаягу (гл. 58, ст. 2): «А ищут они Меня изо дня
в день, и знать хотят пути Мои».
Выражение «изо дня в день» — это наш
перевод. В оригинале же сказано «йом, йом»,
то есть дословно — «день, день».
Отсюда следует, что даже тому, кто
занимается Торой только один день в году,
засчитывают, как будто он изучал ее весь год.
Это — награде. Но и о наказании сказано (как
раз в нашей недельной главе): «По числу дней,
что осматривали вы землю — сорок дней, по
году за каждый день понесете вы наказание
за ваши прегрешения».
Выходит, тому, кто один только день
совершал злодейства — могут засчитать
круглый год злодейства, целый злодейский
год.
В русском языке есть выражение — «год за
два». Очевидно, что источник его здесь, в
Торе. Только, пока оно добралось до России —
потрепалось, износилось и девальвировалось.
Поэтому наше, еврейское — «день за год», в
русском получило интерпретацию — «год за
два».
на основе комментария рава Хаима
Йосефа Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль, 18-й век)
5. И жизнь и смерть — в языке
На примере разведчиков мы видим,
насколько страшна сила языка, выраженная в
речи. Сколько народу полегло из-за
преступных речей!
Написано в нашей недельной главе: «То, как
вы говорили передо Мной, так Я сделаю вам. В
этой пустыне падут ваши трупы... от
двадцатилетнего и старше — за то, что
роптали вы на Меня» (Бамидбар, гл. 14,
ст. 28-29).
Впрочем, язык обладает и другой, чудесной
силой, способной творить добро. Изучение
Торы, благословения, молитвы, приветствия,
примирение — все это тоже благодаря языку.
— Что здесь удивительного? — скажете Вы.
— Есть и другие элементы мироздания, каждый
из которых способен и вредить и приносить
пользу. Огонь, например, может обогреть, а
может — сжечь. Вода утоляет жажду, она же —
в состоянии затопить, скажем, поле и/или
населенный пункт на берегу водоема. И т.п.
Однако у языка, по сравнению со всеми
другими — есть все же одно существенное
отличие. Если вред причинен огнем —
спасение мы ищем в воде. Когда вода
разливается и угрожает затопить все вокруг
— нужно попытаться отгородиться от нее с
помощью, допустим, камней. Но вот, тот, кто на
словах выступил в роли вредителя — не может
тут же, одновременно, превратиться в
спасителя.
Вместе с тем, вред, причиненный
неосторожным словом, словом же — и
излечивается. Распря, вспыхнувшая из-за
злого языка, гасится тем же языком, только
для этого он должен стать примиряющим,
успокаивающим.
Мир в доме после скандала
восстанавливается мудрыми речами, идущими
от сердца.
Как исправиться тому, кто любит
позлословить, посплетничать?
Рекомендуют такому человеку — молиться,
вкладывая в свое обращение к Творцу, больше
души и сердца. А еще — больше времени, сил и
усердия вкладывать в изучение Торы.
В Танахе (книга Мишлей — «Притчи
царя Шломо», гл. 15, ст. 4) сказано: «Кротость
языка — древо жизни.
Особая сила и особая роль языка — хорошо
видна в притче, которую мы находим в в
Мидраше Ялкут Шимони.
В некой стране царь слег от диковинной
болезни. Врачи прописали ему лечение
молоком львицы. Но кто же отважится ее
подоить?
Однако нашелся человек, который решил
услужить царю и добыть для него львиное
молоко. Он каждый день кормил львицу
отборным мясом, пока та не стала подпускать
его к себе, и не позволила ее подоить.
Разжившись львиным молоком, человек,
ликуя, направился в царский дворец. По
дороге он устроил небольшой привал под
деревом. В тени этого дерева — и уснул.
Во сне ему привиделся разговор, который
непринужденно вели между собой его органы.
Каждый старался приписать себе главную
роль в успешном овладении молоком. Ноги,
считали, что цель достигнута благодаря им —
ведь это они привели к заветной цели. Рука
видела залогом успеха себя — ведь это она
доила львицу. Уши приписывали заслугу себе
— они услышали львиный рык, и благодаря
этому удалось найти львицу. Глаза — увидели,
где она обитает. Словом, каждый, что
называется — «тянул одеяло на себя»,
каждому хотелось наград и похвал. И только
язык загадочно произнес:
— Еще поглядим, кто тут — главный…
Человек, отдохнув и, набравшись сил,
продолжил путь к царю.
— Радуйся царь! — воскликнул смельчак,
представ перед царскими очами. — Я принес
тебе молоко собаки!
Но царь не спешил радоваться. Вместо этого,
он велел организовать публичную казнь
наглеца.
Органы тела этого человека — не ожидали
подобного развития событий и впали в ступор.
Тогда язык проявил инициативу и взял
руководство на себя
Когда человеку было дано последнее слово
перед казнью, язык произнес
прочувствованную речь.
— Чем я провинился, что ты за добро решил
отплатить мне злом? — воззвал он к царскому
чувству справедливости. — Ведь я, рискуя
жизнью, добыл тебе это молоко...
— Да ты просто посмеялся надо мной! —
ответил царь осужденному на казнь. — Мне
нужно было львиное молоко, а ты принеся —
собачье.
— Это недоразумение. В местности, откуда я
родом, львиц называют собаками. Так что, я,
как и требовалось, принес тебе львиное
молоко львицы. Твои врачи это подтвердят.
Врачи — подтвердили. Тогда царь
немедленно помиловал человека и щедро его
наградил.
Так слово было исправлено словом…
на основе комментария раби Йосефа
Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы,
открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ШЕЛАХ»
Место в Торе: Четвертая
книга Торы — Бамидбар, гл. 13, ст. 1 —
гл. 15, ст. 41.
Почему она так называется?
В первых двух фразах главы говорится: «И
сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей
осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю
сынам Израиля…».
Отправь (пошли) на иврите — шелах.
Обсуждение главы Шелах
1. Хождение во власть
Моше отправляет разведчиков с важной
миссией — осмотреть землю Кенаан, пойти
на разведку. В Торе (Бамидбар, гл. 13,
ст. 4-15) все они перечислены поименно.
Вызывает интерес тот порядок, в
соответствии с которым они упомянуты. По
какому принципу строился он, этот порядок,
строился?
Очевидно, что они перечислены не в
порядке расположения колен в стане, и не по
численности их, и даже не по старшинству
родоначальников колен (во всяком случае,
начиная с представителя колена Иссахара,
так как представители первых трех колен
перечислены в соответствии с порядком дат
рождения — Реувена, Шимона и Иеhуды).
Остается предположить, что они
перечислены с учетом личных достоинств
самих разведчиков.
Написано в нашей недельной главе, что все
они были людьми — выдающимися, главами
народа (Бамидбар, гл. 13, ст. 3). Но не
были они равны — по своим духовным
достоинствам. Одни превосходили других —
мудростью и авторитетом. И первыми названы
самые достойные, самые авторитетные из них,
которые выделялись не достижениями своих
колен, но — именно собственными личными
качествами.
Так же при перечислении вождей перед
разделом земли Кенаан — упомянуты они
не по возрасту (кто старше), но — в
соответствии со своими личностными
качествами.
В этом списке (составленном на основе
личных духовных качеств) Калев занимает
третье место, а Иеhошуа бин Нун (ближайший
ученик Моше, после смерти Моше Рабейну
возглавивший еврейский народ) — пятое.
Не удивительно ли это?! Ведь в последствии,
Калев возглавит колено Иеhуды, царское
колено, и сыграет важную роль в захвате Кенаана.
А Иеhошуа бин Нун станет царем Израиля.
В Танахе о нем сказано: «Всякий, кто
воспротивится повелению твоему и не
послушает слов твоих во всем, что ты ни
повелишь ему, предан будет смерти» (книга Иеhошуа,
гл. 1, ст. 18).
То есть, если сконцентрироваться на этом «перечне»,
приходишь к выводу, что Иеhошуа бин Нун,
который в нем не был ни первым, ни вторым — «середнячок».
Тогда напрашивается вполне, казалось бы,
закономерный вопрос: как же ему удалось
обойти многих и выйти на «первую позицию»?
Ответ на этот вопрос уже дан. И содержится
он в Торе, в недельной главе Ки-Тиса.
Здесь мы читаем: «А его служитель, Йеhошуа
бин Нун, юноша, не отлучался от шатра» (Шемот,
гл. 33, ст. 11).
Йеhошуа проявил прилежание в учебе, в
изучении Торы. Благодаря этому — и занял
самое высокое место в иерархии управления.
В Талмуде (трактат Недарим, лист 62)
об этом сказано: «Учись с любовью, и в итоге
— достигнешь почета и уважения».
Это дает шанс всем, кто посвящает себя
изучению Торы в йешиве. Присмотритесь к ним.
Быть может, перед вами сейчас стоит будущий
еврейский царь.
на основе комментария Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
2. Они хлеб для нас — мы их съедим
Разведчики, отправленные Моше осмотреть
землю Кенаан вернулись с недобрыми
вестями на устах.
Землю ту сплошь населяют богатыри, —
говорили они, — исполины и великаны. И живут
они в укрепленных городах — стены до небес.
Воевать с ними подобно самоубийству…
Услышав такое, люди заплакали.
Тогда слово взял Калев. «Ее бойтесь народа
этой земли, — сказал он, — ведь они хлеб для
нас! И Всевышний с нами. Не страшитесь!» (Бамидбар,
гл. 14, ст.9).
Бросается в глаза выражение: «они хлеб для
нас».
Ведь нам оно должно быть понятнее, нежели
поколению пустыни, которое питалось маном
— см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?»
(№ 706), выпадающим для них прямо с неба. Нам
же хорошо известно, сколько труда нужно
вложить, чтобы заработать на кусок хлеба.
В Талмуде (трактат Песахим, лист 118)
говорится, что добыть пропитание порой не
легче, чем заставить море расступиться.
Иногда, достаток человека, пропитание,
которое дается ему и его семье — граничит с
чудом. И всегда это — Милосердие,
Милосердие Творца. Как сказано: «Дающий
хлеб всякой плоти, поскольку навеки милость
Его» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 136, ст. 25).
Каждому приходится задумываться о своем
пропитании — где его добыть и как облегчить
себе эту задачу.
Нужно не забыть поблагодарить Всевышнего
за проявленную милость.
Действительно, сегодняшний хлеб можно
сравнить с чудом, Только он не падает нам с
неба. Всевышний создал мир так, что человек
должен трудиться, а Он, Творец, пошлет ему
благословение (на иврите — бераха). Как
написано в Торе: «И благословит тебя
Всевышний во всем, что будешь делать» (Дварим,
гл. 15, ст. 18).
Обратите внимание. Даже ман в пустыне
не сыпался прямо в рот и не рос в шатре.
Сказано — «и будет выходить народ, и
собирать» (Шемот, гл. 16, ст. 4).
И выходили люди каждый день и собирали ман,
а перед субботой — двойную порцию.
Теперь мы можем лучше понять, что Калев
имел в виду, произнося такие слова.
Кенаанейцы, действительно — могучие,
сильные, огромные. Только «спасение, как
говорится в Танахе — у Всевышнего» (Теилим,
гл. 3, ст. 9).
А Он, Творец, ждет от нас, чтобы мы начали
действовать. И тогда Он пошлет нам свое
благословение и помощь Небес.
«Они хлеб для нас, — говорит Калев. То есть
— как бы сильны они ни были, мы их «съедим»,
одолеем.
Что может быть труднее, чем изо дня в день
добывать пропитание? Сколько людям
приходится трудиться, чтобы заработать
себе на кусок хлеба?!
А мы — выходим из наших шатров, чтобы
собирать то, что дает Всевышний. Каждому —
его долю.
Не смотрите на рост кенаанейцев и на
ширину их плеч! Когда выйдите на войну с
ними — победите их, и они будут лежать у
ваших ног. Как хлеб, как ман, что дан нам
Свыше.
на основе комментария рава Дова
Яффе
(Израиль, 1928-2017 гг.)
3. Должен ли царь шить?
События, описанные в нашей недельной
главе — удручают. Тем более — что речь идет
о поколении знания. О поколении, в котором,
как писал Рамбам (великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) — «меньшая из жен в
повседневной жизни видела больше, чем
пророк Йехезкель в эпоху пророчеств. О
поколении, в котором даже преступники
совершали свои прегрешения во Имя Небес.
Человек, которого застигли за тем, что он
рубил дерево на дрова в шаббат, желал на
своем примере показать, что осквернение
субботы — не шуточное дело. Он нарушил
закон шаббата, чтобы укрепить его
соблюдение (комментарий Учителей эпохи
Тосафот к трактату Талмуда Бава Батра,
лист 109).
Разведчики знали, что погибнут страшной
смертью от эпидемии, доселе невиданной. Они
понимали, что утратят право на удел в
Будущем мире. Тем не менее — совершили то,
что совершили. И действовали они — во Имя
Небес.
Разведчики лишились обоих миров, земного
и Грядущего — чтобы преподать нам важный
урок: хулящего Эрец Исраэль (Землю
Израиля) ждет тяжелейшее наказание.
Замечу в скобках, что поскольку Тора
актуальна во все времена, я не рекомендовал
бы жителям Израиля вздыхать и жаловаться на
местную погоду и т.д. Ведь на самом-то деле
наша земля, как отмечается в Торе (Бамидбар,
гл. 14, ст. 7) — очень, очень хороша.
С хулой и наказанием за нее мы —
разобрались. А вот, полагается ли награда
тому, кто превозносит нашу землю,?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, был
избран Иеhошуа.
Почему именно он?
В общем-то просто — в одночасье отдать
жизнь и лишиться всего, получив суровое
наказание. Учитывая, что делается это —
ради благой цели. Но сказать добрые, хорошие,
правильные слова об Израиле, получить
награду, да еще какую — стать приемником
Моше, вождем народа, который приведет
евреев в страну, дарованную Всевышним — в
этом кроется большая опасность. Опасность
— возгордиться.
Написано в нашей недельной главе: «И Моше
назвал Гошеа, сына Нуна — Иеhошуа» (Бамидбар,
гл. 13, ст. 16).
Моше увидел, насколько скромен Иеhошуа, —
объясняет раби Йонатан бен Узиэль (великий
Учитель Мишны, 1-й век), — и помолился о нем.
Если скромный, значит — не возгордится.
Такому можно поручить в позитивном ключе
отозваться об Эрец Исраэль, А потом — и
наградить за это.
Так Иеhошуа стал положительным примером —
в противовес другим разведчикам.
И все же картина получается — неполная.
Ведь, кроме разведчиков, решивших
положить свои жизни ради предостережения
остальных евреев от неуважения к Израилю, и
Йеhошуа, которого избрал Моше, чтобы
показать, как велика награда тому, кто любит
землю Израиля и восхваляет ее — был среди
разведчиков и Калев.
Калев не уподобился другим разведчикам,
не стал жертвовать собой, своей жизнью,
своим будущим, ради острастки других. Он
воздал должное Земле Израиля, отметил ее
великолепие — не идя за большинством.
Что мы можем сказать о нем?
Ничего! Потому что Всевышний уже
сказал о нем: «Слуга Мой, Калев» (Бамидбар,
гл. 15, ст. 24).
Это — высшая оценка качеств человека,
которой удостаивались лишь единицы.
Вдобавок, Калев получил щедрую награду —
его потомкам был обещан Хеврон, вместе с
пещерой Махпела, в которой похоронены
Адам и Хава, а также — праотцы еврейского
народа.
Анализируя поступок Калева, мы приходим к
важному для всех нас выводу.
Калев был прав в том, что не пожелал
присоединяться к остальным разведчикам.
Потому что нечего человеку пытаться быть
умнее Творца. Задача человека — в точности
исполнить Волю Всевышнего, и не производить
собственных расчетов, не пытаться улучшить
Замысел Создателя. Царь вовсе не должен еще
и немножечко шить!..
на основе комментария рава
Йехиэля Данцигера
(духовный наставник хасидской
общины городов Александра и Ворки, Польша,
1828-1894 гг.)
4. День за год
Наказание народу Израиля за прегрешение
разведчиков было весьма суровым. И в нашей
недельной главе мы читаем: «По числу дней,
что осматривали вы землю — сорок дней, по
году за каждый день, понесете вы наказание
за ваши прегрешения, сорок лет, и познаете
Мой укор» (Бамидбар, гл. 14, ст. 34).
За день нарушения — год наказания. Сорок
дней в земле Кенаанской — сорок лет
переходов с места на места в пустыне. Разве
это справедливо?
В Талмуде (трактат Хагига, лист 5)
находим рассказ, который должен помочь
найти ответ на этот вопрос.
Попутно подчеркну, что этот рассказ имеет
отношение ко всем нам. Поэтому важно его
внимательно изучить.
Итак — вот он.
Рав Иди, отец раби Яакова, учился в йешиве раби
Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль, составитель Иерусалимского
Талмуда; 3-й век). На учебу он любил ходить из
дома пешком. Дорога в один конец у него
занимала три месяца.
Он отправился в путь сразу после
праздника Суккот и прибыл в йешиву в
середине зимы. Один день он учился, а
назавтра — засобирался обратно. Чтобы
успеть домой к Пасхальному Седеру. Ведь
он обещал жене на Песах быть дома и радовать
ее, как и подобает мужу в праздник.
Сполна исполнив обещание, завершив Песах,
он оставил дом, чтобы идти в йешиву. Куда
благополучно добрался — к середине лета.
В йешиве он сразу погрузился в учебу. Но
уже на следующий день его ждала обратная
дорога. Ведь осенние праздники он хотел
провести в кругу семьи.
Один день в йешиве и полгода в пути —
разве это нормально?
Учащиеся йешивы стали потешаться над
равом Иди. «Ученик-однодневка», — дразнили
они его.
Осерчал рав Иди: «Посмешищем стал я для
друга моего» (фраза из Танаха, в книге Иова,
гл. 12, ст. 4), — воскликнул он. И в его словах
слышалась горечь обиды.
Глава йешивы раби Йоханан испугался, что
его ученики будут наказаны Свыше за
причиненную обиду и поспешил успокоить
рава Иди, стараясь примирить его с
остальными учащимися. Он собрал всю йешиву
и процитировал фразу из книги пророка
Йешаягу (гл. 58, ст. 2): «А ищут они Меня изо дня
в день, и знать хотят пути Мои».
Выражение «изо дня в день» — это наш
перевод. В оригинале же сказано «йом, йом»,
то есть дословно — «день, день».
Отсюда следует, что даже тому, кто
занимается Торой только один день в году,
засчитывают, как будто он изучал ее весь год.
Это — награде. Но и о наказании сказано (как
раз в нашей недельной главе): «По числу дней,
что осматривали вы землю — сорок дней, по
году за каждый день понесете вы наказание
за ваши прегрешения».
Выходит, тому, кто один только день
совершал злодейства — могут засчитать
круглый год злодейства, целый злодейский
год.
В русском языке есть выражение — «год за
два». Очевидно, что источник его здесь, в
Торе. Только, пока оно добралось до России —
потрепалось, износилось и девальвировалось.
Поэтому наше, еврейское — «день за год», в
русском получило интерпретацию — «год за
два».
на основе комментария рава Хаима
Йосефа Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль, 18-й век)
5. И жизнь и смерть — в языке
На примере разведчиков мы видим,
насколько страшна сила языка, выраженная в
речи. Сколько народу полегло из-за
преступных речей!
Написано в нашей недельной главе: «То, как
вы говорили передо Мной, так Я сделаю вам. В
этой пустыне падут ваши трупы... от
двадцатилетнего и старше — за то, что
роптали вы на Меня» (Бамидбар, гл. 14,
ст. 28-29).
Впрочем, язык обладает и другой, чудесной
силой, способной творить добро. Изучение
Торы, благословения, молитвы, приветствия,
примирение — все это тоже благодаря языку.
— Что здесь удивительного? — скажете Вы.
— Есть и другие элементы мироздания, каждый
из которых способен и вредить и приносить
пользу. Огонь, например, может обогреть, а
может — сжечь. Вода утоляет жажду, она же —
в состоянии затопить, скажем, поле и/или
населенный пункт на берегу водоема. И т.п.
Однако у языка, по сравнению со всеми
другими — есть все же одно существенное
отличие. Если вред причинен огнем —
спасение мы ищем в воде. Когда вода
разливается и угрожает затопить все вокруг
— нужно попытаться отгородиться от нее с
помощью, допустим, камней. Но вот, тот, кто на
словах выступил в роли вредителя — не может
тут же, одновременно, превратиться в
спасителя.
Вместе с тем, вред, причиненный
неосторожным словом, словом же — и
излечивается. Распря, вспыхнувшая из-за
злого языка, гасится тем же языком, только
для этого он должен стать примиряющим,
успокаивающим.
Мир в доме после скандала
восстанавливается мудрыми речами, идущими
от сердца.
Как исправиться тому, кто любит
позлословить, посплетничать?
Рекомендуют такому человеку — молиться,
вкладывая в свое обращение к Творцу, больше
души и сердца. А еще — больше времени, сил и
усердия вкладывать в изучение Торы.
В Танахе (книга Мишлей — «Притчи
царя Шломо», гл. 15, ст. 4) сказано: «Кротость
языка — древо жизни.
Особая сила и особая роль языка — хорошо
видна в притче, которую мы находим в в
Мидраше Ялкут Шимони.
В некой стране царь слег от диковинной
болезни. Врачи прописали ему лечение
молоком львицы. Но кто же отважится ее
подоить?
Однако нашелся человек, который решил
услужить царю и добыть для него львиное
молоко. Он каждый день кормил львицу
отборным мясом, пока та не стала подпускать
его к себе, и не позволила ее подоить.
Разжившись львиным молоком, человек,
ликуя, направился в царский дворец. По
дороге он устроил небольшой привал под
деревом. В тени этого дерева — и уснул.
Во сне ему привиделся разговор, который
непринужденно вели между собой его органы.
Каждый старался приписать себе главную
роль в успешном овладении молоком. Ноги,
считали, что цель достигнута благодаря им —
ведь это они привели к заветной цели. Рука
видела залогом успеха себя — ведь это она
доила львицу. Уши приписывали заслугу себе
— они услышали львиный рык, и благодаря
этому удалось найти львицу. Глаза — увидели,
где она обитает. Словом, каждый, что
называется — «тянул одеяло на себя»,
каждому хотелось наград и похвал. И только
язык загадочно произнес:
— Еще поглядим, кто тут — главный…
Человек, отдохнув и, набравшись сил,
продолжил путь к царю.
— Радуйся царь! — воскликнул смельчак,
представ перед царскими очами. — Я принес
тебе молоко собаки!
Но царь не спешил радоваться. Вместо этого,
он велел организовать публичную казнь
наглеца.
Органы тела этого человека — не ожидали
подобного развития событий и впали в ступор.
Тогда язык проявил инициативу и взял
руководство на себя
Когда человеку было дано последнее слово
перед казнью, язык произнес
прочувствованную речь.
— Чем я провинился, что ты за добро решил
отплатить мне злом? — воззвал он к царскому
чувству справедливости. — Ведь я, рискуя
жизнью, добыл тебе это молоко...
— Да ты просто посмеялся надо мной! —
ответил царь осужденному на казнь. — Мне
нужно было львиное молоко, а ты принеся —
собачье.
— Это недоразумение. В местности, откуда я
родом, львиц называют собаками. Так что, я,
как и требовалось, принес тебе львиное
молоко львицы. Твои врачи это подтвердят.
Врачи — подтвердили. Тогда царь
немедленно помиловал человека и щедро его
наградил.
Так слово было исправлено словом…
на основе комментария раби Йосефа
Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы,
открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого
кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
вторая половина 19-го века – первая половина
20-го, Багдад, Ирак)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|