ВАЕЛЕХ 
Рош а-Шана
начинается с вечера

2 октября
"ВАЕЛЕХ"
ВАЕЛЕХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЕЛЕХ"

28.09.2024, 25 Elul, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

 

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

 

Обсуждение главы Шелах

 

1. Душа — в помощь душе

 

Наша недельная глава начинается повелением — «Отправь от себя людей, и разведают они землю Кенаан» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Для этой разведывательной миссии от каждого колена были отобраны значимые и уважаемые люди, состоящие в руководстве. Но Моше, обладая пророческим даром предвидения, знал, что эти разведчики не выдержат испытания и оклевещут прекрасную землю, обещанную Самим Всевышним.

Представители колен, хоть и пользовались авторитетом среди евреев, но, в своем большинстве, оказались, что называется — «интересантами». Им нравилось быть лидерами, занимать в общине. видное положение. Они считали, что, войдя в Эрец Исраэль и перейдя от кочевого к оседлому образу жизни, они утратят все свои привилегии. Поэтому решили отговорить евреев от этого шага и сделать все возможное, чтобы сохранить все, как было.

И все же даже у самого закоренелого злодея есть шанс исправиться. И Моше старается помочь разведчикам не упустить свой шанс. Он «закрепляет» за ними, отправляет им в помощь — души родоначальников их колен.

Далее в Торе поименно перечислены все разведчики, с указанием колена, которое каждый из них представлял. И мы читаем: «…вот их имена: от колена Peyвeнa Шамуа — сын Закура. От колена Шимона Шафат — сын Хори…» (Бамидбар, гл. 13, ст. 4-5) и т.д. Потому что вместе с Шамуа бен Закуром следовал Реувен (его душа), а в помощь Шафату был направлен Шимон (речь об уровне души) и т.д.

В продолжение написано: «От колена Йосефа, от колена Менаше — Гади бен Суси» (там же, ст. 11).

Здесь видим, что Гади бен Суси поддерживала не душа Йосефа, но — душа Менаше, а Эфраим помогал Иегошуа бин Нуну.

В нашем фрагменте сказано: «отправь от себя людей». Но что означает в данном контексте выражение «от себя»?

Дело в том, что Моше не только снарядил в дорогу разведчиков, он еще от себя снабдил их помощниками, в надежде, что те уберегут их от роковой ошибки.

В книге Дварим Тора возвращается к рассказу о разведчиках. Там мы читаем об инициативе сынов Израиля — «Пошлем людей пред собою, и они разведают нам землю» (Дварим, гл. 1, ст. 22). И далее говорится, каким образом разведчики реализовали порученное им — «И обратились они... и высмотрели ее» (там же, ст. 24).

Применительно к разведывательным действиям Тора использует три понятия: непосредственно разведка, обзор и высматривание.

Слово «разведка» (ригуль) связано со словом «регель» — нога. Разведчик крутится среди людей, слушает, о чем они говорят и на основании этого составляет представление о вражеской армии, о ее вооружении, о передвижениях и технических возможностях.

Цель — собрать информацию о слабых местах противника и его проблемах.

Обозревать — значит видеть потенциал места, его позитивные стороны.

Итак, Всевышний велел разведать землю, увидеть ее уникальность, прелесть и красоту. Сыны Израиля сочли уместным разведать подходы к городам, пути снабжения и возможности маневра. Но — предпочли при этом высматривать недостатки земли, чтобы именно на них акцентировать внимание евреев. Чрезмерное желание видеть только плохое и привело их к клевете и оговору.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая

(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

 

2. Ясно — как солнечный день

 

Всевышний велит Моше: «Отправь от себя людей, и разведают они землю Кенаан» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Моше, обладая пророческим даром, даром предвидения — знал, что разведчики не справятся с испытанием и оклевещут прекрасную землю, которую обещал еврейскому народу Сам Всевышний.

Моше относился к колену Леви и родился от Леи. Он понимал, что сынам Израиля придется задержаться в пустыне и странствовать по ней 40 лет, потому что не ему суждено ввести их в Эрец Исраэль. Во главе с Йегошуа бин Нуном из колена Эфраима, потомком Рахели, войдут они в Израиль и расселятся в нем.

Лея была подобна солнцу, а Рахель — луне. Поэтому сказано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 75), что лик Моше светился и сиял как солнце, а лицо Йегошуа отражало свет, подобно луне. Ведь корень души Моше был от Леи, символизировавшей солнце, а корень души Йегошуа — от луноликой Рахели.

Земля Израиля духовно связана с луной, а не с солнцем. Значит — Йегошуа, а не Моше должен возглавить расселение на ней.

«Лик Моше сиял подобно солнцу», потому что Моше был источником Света, источником пророчества. Он, как никто другой, так ясно мог видеть духовные объекты и явления. Мы читали об этом в предыдущей главе, где сказано: «Из уст в уста говорю Я с ним — ясно, не загадками. И он видит образ Всевышнего» (Бамидбар, гл. 12, ст. 8).

Когда какой-либо объект или какое-то явление становятся человеку абсолютно понятными, он говорит, что ему это — «ясно, как солнечный день». Подразумевая, что солнце светит само по себе и не нуждается в дополнительных источниках света.

«Лицо Йегошуа подобно луне». Луна не светит сама по себе, она получает свет от солнца и отражает его. Лунный свет не такой уж и ясный, в нем видно далеко не так четко, как днем.

Земля Израиля находится под непосредственным управлением Всевышнего — этим она подобна луне, получающей свой свет только от солнца и ни от какой другой звезды или небесного тела.

Свой поход в Эрец Исраэль Йегошуа неслучайно начал с города Йерихо (Иерихон). Ведь название Йерихо указывает на связь с яреах — луной.

Но перед этим, сыны Израиля 40 лет учили Тору с Моше. И благодаря его разъяснениям, она сделалась ясной и понятной, как солнечный день...

 

на основе комментария рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

3. Женщины — часть мира

 

Предыдущая недельная глава (Беhаалотха) завершается рассказом о наказании Мирьям за неуместное высказывание о Моше.

Наша недельная глава начинается адресованным Моше повелением Всевышнего о разведчиках — «Отправь от себя людей, и разведают они землю Кенаан» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Возникает вопрос: есть ли связь между этими событиями?

В Мидраше Учителя обращают внимание, что Всевышний велит отправить в разведку только мужчин, но не женщин. И объясняют это тем, что женщины чересчур говорливы. Как сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49): «десять мер говорливости было спущено в мир — девять из них взяли себе женщины, и лишь одна мера досталась всему миру».

Расскажу в связи с этим поучительную историю.

До войны за Независимость йешива «Порат Йосеф» располагалась в еврейском квартале Старого города в Иерусалиме. В нем тогда царили теснота и большая скученность. Множество домов и домишек, построек и пристроек, теремков и флигельков теснились в одном дворе.

Одну из комнатушек йешивы занимал молодой, подающий большие надежды знаток Торы. В будние дни он все свое время проводил в учебном зале йешивы, а по субботам штудировал Тору дома.

По соседству с ним жила очень говорливая женщина. Своей непрерывной болтовней она мешала ему как следует сосредоточиться.

В один из шаббатов его терпению пришел конец, и он решил высказать ей все, что об этом думает. А думал он, в основном, словами Талмуда или Танаха. Поэтому он сказал ей:

— В мир спущено десять мер говорливости. Девять из них взяли себе женщины. Но слыша, как ты болтаешь, у меня сложилось впечатление, что тебе досталось больше девяти мер. Ты со мной согласна?

— Вполне!— ответила соседка. — Мне действительно, как следует из сказанного в Талмуде, досталось больше девяти мер.

— Но откуда это следует? — удивился молодой знаток Торы.

— Сказано, что девять мер болтливости достались женщинам, и одна мера — всему миру. Мир включает в себя и женщин тоже. Поэтому, женщины, кроме своих кровных девяти мер, на законных основаниях, заполучили еще какую-то часть общемировой меры.

Тут парень понял, что его соседка отличается не только болтливостью, но и нетривиальной сообразительностью...

 

на основе комментария рава Эзры Атия

(глава йешивы «Порат Йосеф»; Халеб, Сирия – Иерусалим, Израиль, 1887-1970 гг.)

 

 

4. Когда слово считается делом

 

Написано в нашей недельной главе: «Отправь от себя людей, и разведают они землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Выражение «которую Я даю сынам Израиля» может показаться здесь лишним. Ведь повеление разведать землю Кенаан и без уточнений понятно. У сынов Израиля не возникло бы никаких сомнений, о какой именно земле идет речь. Так для чего понадобилось уточнение — «которую Я даю сынам Израиля»?

Попробуем в этом разобраться.

Если один говорит другому — «я дам тебе подарок», с точки зрения закона, это его ни к чему не обязывает. Человек не может пойти в суд и потребовать подарок только на основании устного обещания.

Мы помним, как Всевышний велел Аврааму: «Встань, исходи эту землю в длину ее и в ширину, потому что тебе дам ее» (Берешит, гл. 13, ст. 17).

В дополнение к обещанию Всевышнего, еще потребовалось действие Авраама.

Как происходит приобретение земли?

Новый хозяин должен продемонстрировать свою связь с ней — скажем, начать ее обрабатывать, или оградить забором. Но если территория слишком велика, то вступающий в права новый владелец, должен исходить ее вдоль и поперек. Этим действием он демонстрирует, что земля отныне принадлежит ему.

Важно подчеркнуть, что даже если хозяин земельного участка вслух выразил согласие передать его во владение другому — пока тот не совершит обход этой земли, сделка не имеет юридической силы.

Теперь давайте рассмотрим вопрос — с какого момента земля Кенаан стала принадлежать сынам Израиля?

Когда Всевышний произнес: «землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля».

Позвольте, но ведь они еще не произвели с землей никаких действий?! И даже разведчики еще не ходили по ней.

Дело в том, что действие нужно произвести, когда речь идет о передаче владения от одного человека другому. Но если некто желает посвятить что-то Всевышнему, придать этому статус «кадош» (отделенный, выделенный, посвященный) — здесь достаточно произнести соответствующие слова. Действие не требуется.

Приведу пример.

Человек достает из кармана купюру в 100 шекелей и в присутствии свидетелей торжественно провозглашает, что дарит эти деньги такому-то. Пока он не даст сотню в руки счастливчика, он остается хозяином денег, и никто не вправе у него их потребовать.

Но когда кто-то заявляет, что эти 100 шекелей он отдает на цедаку (благотворительность), с этого момента деньги обретают статус цедаки, и ему уже не принадлежат. В подобных случаях устное заявление приравнивается к передаче в руки.  

Веля «отправь от себя людей, и разведают они землю Кенаан», а затем, добавляя — «которую Я даю сынам Израиля», Всевышний учит нас силе слова. Особенно — в ситуации обретения статуса «кадош». А Змлю Израиля называют — «Эрец hа-кодеш».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Левит в разведку не пошел

 

Написано в нашей недельной главе: «Отправь от себя людей, и разведают они (в оригинале — веятуру) землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля. По человеку от каждого колена» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

На это задание каждое колено отправило на землю, на которой им предстояло жить, своего представителя. Потомки Йосефа отправили даже двоих — от колена Эфраима и от колена Менаше. И только левита не было среди разведчиков.

Возникает вопрос — почему?

Разведчиков отправили в Кенаан, среди прочего, и для того, чтобы они собственными глазами увидели землю, на которой им предстояло жить. Землю, которую они будут возделывать, на которой будут пасти скот. Левитам же сельскохозяйственные угодья — не полагались. Их предназначением было не сеять хлеб и не ухаживать за садами, не разводить овец, но — служить Всевышнему, быть хранителями Его законов, обучать Торе. Поэтому левиты не делегировали своего представителя в разведку.

Во времена жестоких гонений и притеснений, когда евреев изгнали со своей земли, роль левитов взяли на себя мудрецы Торы. Великие в учебе и в исполнении заповедей, они часто оказываются очень непрактичными в делах материальных, в особенности — в том, что касается пропитания и заработка.

Как-то одна из йешив столкнулась с весьма серьезными материальными трудностями. Тогда глава йешивы выбрал трех лучших учеников — самых знающих, самых сообразительных и благочестивых — и отправил их в крупный город, чтобы они убедили богачей дать пожертвования на йешиву.

Он нанял для них повозку с извозчиком и снабдил деньгами на дорожные расходы.

Извозчик оказался тертым калачом и пройдохой. Он быстро понял, что юноши, возможно, и продвинулись в учебе, но в практической жизни мало, что смыслят. Хитростью, обманом и манипуляциями он выманил у них все деньги.

В городе ученики ходили по домам, призывая жертвовать на йешиву. Они были прямы, честны и бесхитростны, поэтому особого успеха не имели. А то немногое, что им удалось собрать ушло на обратную дорогу. Так что, в родные пенаты они вернулись ни с чем. И предстали перед главой йешивы с пустыми карманами и кошельками — нет денег, как и не было. А те, что были — сплыли.

В ответ глава йешивы пересказал им фрагмент из нашей недельной главы.

Поведал, что Моше отправил разведчиков в путешествие, которое длилось 40 дней. Оно, конечно же, было сопряжено с путевыми расходами.

Всевышний велит Моше: «Отправь от себя людей, и разведают они» — отправь их «от себя», то есть — снабди всем необходимым, включая деньги. Но только пусть они по возвращении — «веятуру», пусть принесут назад больше, принесут еще, пусть не вернутся с пустыми руками. 

Мы знаем, что разведчики не вернулись с пустыми руками. Только их речи все испортили.

Ученики йешивы речами — не причинили никакого вреда. Но вот, в материальном плане — сплоховали...

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваелех»

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

1. Какой гер?

В нашей недельной главе говорится о важной заповеди, предписывающей в год шмиты (о значении термина — см. на сайте в ответе «Год шмиты вне Эрец Исраэль», № 1671), в праздник Суккот, когда весь народ собирается в Иерусалиме, организовать особое изучение Торы. Как сказано: «Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и гера (пришельца), который во вратах твоих, чтобы они слушали и чтобы они изучали и соблюдали все слова Учения этого» (Дварим, гл. 31, ст. 12).

Возникает вопрос: о каком гере идет речь в этом фрагменте?

Существует два вида геровгер тошав (пришелец, осевший на еврейской земле по экономическим соображениям) и гер цедек (если можно так выразиться — идейный пришелец). 

Гер тошав обязан выполнять семь заповедей потомков Ноаха. Он — не еврей. Гер цедек — прошел процесс гиюра и присоединился к еврейскому народу, приняв на себя еврейское мировоззрение и соблюдение всех наших заповедей.

Так кто же из них подразумевается в данном отрывке?

Сформулированная в нем заповедь не входит в число заповедей, которые должны соблюдать потомки Ноаха. Значит, гер тошав — освобождается от ее реализации. 

А вот гер цедек, конечно же, обязан исполнять это повеление. Ведь он — неотъемлемая частица еврейского народа. Однако, если речь в нашем фрагменте — о нем, тогда неясно, почему он упоминается в Торе отдельно.

Рав Авраам Ибн Эзра (известный комментатор Торы; Испания, конец 11-го — начало 12-го вв.) пишет, что в этом отрывке подразумевается гер тошав. Возможно, услышав слова Торы, он проникнется ими настолько, что захочет присоединиться к еврейскому народу.

Но ведь обучать неевреев определенным разделам Торы — запрещено. Кроме того, евреям запрещается — миссионерство. Наоборот, нужно всячески отговаривать от гиюра тех, кто изъявляет такое желание. Говорится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 47), что потенциального кандидата в геры следует предупреждать о том, что евреи гонимый и преследуемый народ.

Разобраться в запутанной ситуации и понять, о каком же гере сказано в нашем фрагменте, помогает текст Торы. В ней уточняется, что имеется в виду пришелец, «который во вратах твоих». 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что выражение «врата твои» обычно предполагает раввинский суд (на иврите — бейт hа-дин), в прежние времена часто располагавшийся у городских ворот. 

Если гер тошав не удовлетворяется исполнением лишь Семи заповедей потомков Ноаха и хочет служить Всевышнему в полном объеме — он приходит в бейт hа-дин, чтобы пройти процесс гиюра и присоединиться к еврейскому народу. Поэтому в Торе предлагается взять такого человека с собой на праздник в Иерусалим, чтобы он вместе с тобой «изучал все слова Учения этого».

на основе комментариев Ибн Эзры

(известный комментатор Торы; Испания, конец 11-го — начало 12-го вв.)

и рава Иеhошуа-Лейба Дискина

(духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) 

2. Обучать даже неспособных

Одна из важнейших заповедей из изложенных в нашей недельной главе называется «hакhель» (собери) — «Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей... чтобы они слушали и чтобы они изучали и соблюдали все слова Учения этого» (Дварим, гл. 31, ст. 12).

Речь — об обязанности всего народа в праздник собираться в Иерусалиме и изучать Тору.

В Талмуде (трактат Хагига, лист 3), раби Элазар бен Азария (великий Учитель Мишны, 2-й век) рассматривая этот фрагмент, уточняет, что мужчин собирают, чтобы они учились и изучали Тору. Женщин — чтобы те слушали законы и наставления. А маленьких детей — чтобы наградить тех, кто их приводит.

Услышав это разъяснение раби Йеhошуа воскликнул:

— Поколение раби Элазара бен Азарии — не одиноко! Есть кому о нем позаботиться!

Но разве до раби Элазара бен Азарии не было известно, что те, кто берет с собой детей, получат за это награду? Ведь за исполнение любой заповеди Всевышнего положена награда.

Что же нового сообщил нам раби Элазар бен Азария, объясняя, для чего Всевышний велел брать с собой маленьких детей?

На отце лежит обязанность обучить своего сына Торе, чтобы тот знал еврейские законы и понимал, как следует поступить в той или иной ситуации.

Но, поскольку есть заповедь, то йецер hа-ра (дурное начало) будет стремиться помешать выполнить ее надлежащим образом. Йецер предлагает отцам «оценить» потенциальные способности своих сыновей. И на основании этих оценок, часто не правильных, те делают неверные выводы.

Отец, например, может подумать, что его сын настолько талантлив, умен и сообразителен, что отцовская помощь ему не нужна. Ибо он в состоянии изучать Тору — самостоятельно.

Или, скажем, взрослому человеку может прийти в голову, что его сын — «сущий оболтус», и все равно ничего не поймет. Стало быть, заниматься с ним — только зря время терять.

Может быть и такой вариант, когда отцу кажется, что его сына ничто не заставит соблюдать законы Творца. Значит, и обучать его — незачем.

Слова раби Элазара бен Азарии представляют собой попытку вырвать отца из цепких лап йецер hа-ра. Он объяснил, что, прежде всего, нужно не прогнозировать результат, но — прилагать усилия к тому, чтобы обучать своих детей Торе. Существуют заповеди, о пользе соблюдения которых мы не имеем ни малейшего представления. Но мы, тем не менее — выполняем их. Потому что это — заповеди, которые дал нам сам Творец мира.

Обучать Торе ребенка необходимо, даже если нам кажется, что — «не в коня корм». Хотя бы ради награды для тех — кто приводит детей туда, где учат Тору.

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из авторитетнейших Учителей в области ѓалахи,

автор сборника ответов «Игрот Моше»; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)

 

3. Тора как песня

В нашей недельной главе читаем: «И теперь запишите себе эту песнь, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в их уста, чтобы была эта песнь свидетельством Мне о сынах Израиля» (Дварим, гл. 31, ст. 19).

Здесь идет речь о Торе, которую Всевышний даровал избранному Им народу.

В Танахе (книга пророка Йегошуа, гл. 5, ст. 13-14) описывается такая история.

В период, когда Йегошуа бин Нун (преемник Моше Рабейну, предводитель еврейского народа) во главе еврейской армии, завоевывая Эрец Исраэль, осаждал город Иерихо, ему навстречу вышел человек с обнаженным мечом в руке.

— С нами ты или против нас? — обратился к нему Йегошуа.

— Я — предводитель воинства Всевышнего, — ответил «незнакомец».

В Талмуде (трактат Мегила, лист 3) разъясняется, что посланник Всевышнего прибыл, потому что евреи допустили два нарушения: накануне не совершили постоянное приношение Всевышнему (на иврите — корбан тамид), а в тот самый день, когда произошла встреча с посланником Творца, пренебрегли изучением Торы.  

Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) отмечают, что Йегошуа знал об этих нарушениях. В его вопросе содержится намек на них.

Выражение «с нами» (на иврите — лану, дословно — «нам») содержит намек на слова — «Тора цива лану». Что в переводе означает — «Тора, которую заповедал нам...» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Слова «против нас» (на иврите — ле-царейну, дословно — «нам на беду») намекают на постоянное приношение, защищающее от бед. 

— Какое именно из двух нарушений заставило тебя прийти? — спрашивает Йегошуа.

А посланник Всевышнего говорит в ответ:

— Теперь я пришел...

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что из слов посланника видно, что основной причиной его прихода (а значит, Гнева Всевышнего) стало сегодняшнее нарушение — праздное отношение к изучению Торы (на иврите — битуль Тора). Ведь, в противном случае, он пришел бы еще накануне.

На рассматриваемый нами фрагмент дает намек и слово «теперь» (на иврите — эта) в ответе посланника, с которого начинается и весь этот отрывок. А в нем, напомню, идет речь о Торе.

Но почему посланник, отвечая Йегошуа, не использовал намек на Тору (лану), но произнес слово «теперь» (эта)?

Потому что он хотел указать Йегошуа не только на само нарушение (о нем Йегошуа и сам знал), но и — объяснить причину.

Написано: «Тора, которую заповедал нам...». Изучать ее — повеление Всевышнего. Однако человек, если Тора для него — лишь заповеданная обязанность, всегда может найти причину, оправдывающую невыполнение этого повеления. Например, в случае с войском Йегошуа такое, казалось бы, легко объяснить: на изучение Торы не оставалось ни времени, ни сил — вели тяжелые, изнурительные бои… Вполне законное оправдание. 

Но если Тора для тебя — песня, как написано в рассматриваемом нами фрагменте: «И теперь запишите себе эту песнь…» (Дварим, гл. 31, ст. 19), тогда и оправдания излишни. Потому что песня с человеком — всегда и всюду: когда ему весело и когда грустно, когда он работает и когда отдыхает. Песня — всегда отрада, отрада для души.

Если мы научимся воспринимать Тору песней — тогда «это станет свидетельством Мне о сынах Израиля».

на основе комментария рава Йосефа-Шломо Каганемана

(основатель и глава йешивы «Поневеж»; Литва – Израиль, 1888-1969 гг.)

4. Спрятался, но не ищут

В нашей недельной главе говорится о сокрытии Всевышнего. Здесь мы читаем: «Я же, сокрывая — скрою лицо Мое в тот день» (Дварим, гл. 31, ст. 18).

Как-то в комнату к раби Баруху из Меджибожа (глава меджибожской общины; вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) вбежал его внук, весь в слезах.

— Дедушка, я играл с друзьями в прятки, я спрятался, а они меня не ищут. Я целый час сидел за старой корзиной в пыльном чулане, а они и не думали меня искать. 

— Теперь ты знаешь, как плачет Всевышний, — грустно сказал раби Барух, — когда мы не ищем Его...

— А мы должны его искать? — удивился внук.

Для чего же тогда написано «Я же, сокрывая — скрою лицо Мое»? Зачем Ему скрываться от нас? — Чтобы мы Его искали! В Торе об этом прямо сказано: «И искать станете вы Всевышнего, и ты найдешь, ибо искать будешь Его всем сердцем твоим и всею душой твоей» (Дварим, гл. 4, ст. 29).

— Если будете Меня искать, — говорит Всевышний, — обязательно найдете. И тогда завершится ваше изгнание. 

Беда только в том, что мы Его не ищем...

Не случайно слово «сокрытие» дважды повторено в тексте фрагмента — «сокрывая, сокрою». Проблема не только в том, что Творец скрывается от нас, но — и в том, что мы не помним даже о Его сокрытии. Всевышний прячет добро и милосердие, покрывая их толстым слоем бед и напастей. И мы уже не в состоянии разглядеть ростки избавления, пробивающиеся сквозь толщу несчастий. 

— Я не боюсь одного сокрытия, — продолжил свое наставление раби Барух из Меджибожа. — Если Творец мира хочет явить добро под видом несчастий — я готов это принять. Но двойное сокрытие, когда за несчастьями не видно добра, когда не понимаешь, ради чего страдаешь — это уже страшно.

На склоне лет рав Натан-Цви Финкель (глава йешивы «Мир»; Иерусалим, вторая половина 20-го века) страдал от тяжелых недугов, которые день за днем подтачивали его силы. Ученики по очереди дежурили у постели больного, помогая, чем могли, и стараясь облегчить страдания Учителя. Как-то один из учеников по ошибке, вместо дистиллированной воды, дал раву выпить чистый медицинский спирт. Рав сильно закашлялся, начал задыхаться. Хорошо, что врач подоспел вовремя и вернул рава Натана к жизни.

Ученик, совершивший ошибку, чуть было не закончившуюся трагедией, очень испугался и постарался как можно скорее уйти. Но рав Натан-Цви Финкель попросил вернуть его.

— Ты подарил мне большую радость, — сказал он смущенному юноше, когда тот предстал перед ним. — Я уже думал, что настал мой последний час, так мне было худо. Но вот жизнь вернулась ко мне, мне полегчало, и теперь я стал лучше понимать, что в самой непроглядной тьме может прятаться истинный свет. Я стал лучше понимать двойное сокрытие…

на основе комментариев раби Баруха из Меджибожа

(возглавлял хасидскую общину в Меджибоже,

внук и духовный последователь Бааль Шем-Това, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв

и рава Натана Цви Финкеля

(глава йешивы «Мир»; Иерусалим, вторая половина 20-го века)

5. Записанная алия (вызов к чтению Торы)

В нашей недельной главе говорится об обязанности царя в праздник читать Тору всему народу. Как сказано: «Читай это Учение при всем Израиле» (Дварим, гл. 31, ст. 11).

В наши дни произошла такая история.

Турист по имени Дэвид пришел в субботу в синагогу на утреннюю службу. Габай (человек, ответственный за порядок в синагоге) сразу распознал в нем состоятельного человека. Поэтому важного гостя вызвали к Торе. Причем, он получил особо почетную, седьмую алию. Прочли за него и особую молитву «Ми шеберех» (тот, кто благословил).

Во время этой молитвы вызванный к Торе, как известно, обязуется сделать пожертвование на синагогу. Дэвид пообещал дать приличную сумму, и через несколько дней пришел, чтобы выполнить обещание. Со словами благодарности он протянул габаю 200 долларов. Но тот, вместо того, чтобы сказать жертвователю «спасибо» — недовольным тоном произнес:

— С вас еще 300 долларов, уважаемый!

— С какой это стати? — удивился Дэвид.

— В субботу вы обещали пожертвовать на синагогу 500 долларов, — объяснил габай.

— Но я обещал 200…

— Сейчас проверим, — заключил габай, доставая из-под бархатного покрытия бимы (возвышение для чтения Торы) миниатюрное записывающее устройство. И включил его на воспроизведение.

Из записи явствовало, что гость обязался выплатить 500 долларов на нужды синагоги. Но это доказательство произвело совершенно неожиданный эффект. Вместо того, чтобы добавить недостающие 300 долларов, Дэвид положил обратно в карман уже, было, заплаченные 200.

— Я не дам ни цента на синагогу, — сказал он, — в которой нарушают законы шаббата!

Вернувшись домой и немного поостыв, он все же решил спросить у раввина, правильно ли он поступил.

Если бы Дэвид заранее знал, что все, что он произносил в шаббат в то время, когда стоял на биме, будет записано — он бы наверняка отказался от алии. Ведь это скорее — спуск, нежели подъем (в буквальном переводе с иврита слово алия означает — «подъем»). А как еще можно назвать нарушение субботы?

Но если бы Дэвид не поднялся к Торе, то и обещания пожертвовать деньги на синагогу он не давал бы. Значит, его обещание пожертвовать 500 долларов нужно признать — ошибочным.

Более того, поскольку из-за поступка синагога не получила денег, то габаю, чтобы снять с себя вину перед Небесами (в данном случае земной суд не может обязать его заплатить) — надо было бы возместить этот ущерб. Впрочем, достаточно и того, если он внесет в кассу синагоги 200 долларов. Ведь именно столько собирался пожертвовать состоятельный турист.

на основе комментария рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Она расплачивается за несдержанность мужчин?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля