New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “ПИНХАС”
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 25, ст.
10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так называется?
По имени, которое упоминается в первой фразе главы: “И Творец сказал Моше:
Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... ”.
Обсуждение главы “Пинхас”
01.07.07
В заключительной части предыдущей недельной главы рассказывается о поступке
Пинхаса — человека, имя которого вынесено в название нашей недельной главы. Там
мы читаем: «И вот, некто из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим
мидьянитянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Израиля, а они
плакали у входа шатра соборного. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна,
и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед из
израильтянином в нишу, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину, в чрево ее.
И прекратился мор среди сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст.
6-8).
В недельной главе Пинхас дается продолжение этой истории.
Здесь, в частности, говорится о том, какую награду получил Пинхас от Всевышнего
за этот поступок.
В награду за его поступок ему было обещано на вечные времена коэнство
(то есть он сам и его потомки во всех поколениях обрели право осуществлять
служение в Храме).
И тут у нас возникает вопрос: разве ему и без того не полагалось, по
наследству право на коэнство? Ведь он был прямым потомком, внуком,
Аарона.
Действительно, Пинхас был внуком Аарона-коэна, — разъясняет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век). — Но до того, как он совершил свой поступок, коэном он не был.
Дело в том, что коэнство впервые появилось с созданием Мишкана
(переносного Храма в пустыне). И Всевышний избрал Аарона на роль коэна гадоль
(главного коэна, первосвященника). А его сыновей и потомков, которые
впоследствии произойдут от них — «назначил» коэнами. Пинхас был сыном
Элазара, одного из сыновей Аарона. И появился на свет еще до того, как Свыше
были даны эти «назначения». То есть в число коэнов он по определению не
попадал (см. на сайте
обзор недельной главы Пинхас, первый
годовой цикл обсуждения). Но получил коэнство для себя и своих потомков —
в награду за свой поступок.
Вместе с тем, Всевышний дает Пинхасу еще одну награду: завет мира. Как
сказано в нашей недельной главе: «И Всевышний сказал Моше, говоря: Пинхас, сын
Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил грев Мой от сынов Израиля,
вступившись за Меня среди них… Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет (заключаю
с ним союз) мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 10-13).
Но что это значит?
Вторая награда — прямое следствие первой, ведь получение коэнства
означало, что Пинхас с этого момента должен был выполнять задачу, поставленную
перед коэнами Творцом — стать миротворцем (см. на сайте
обзор
недельной главы Пинхас, второй годовой цикл).
Однако есть в «завете мира» и другой аспект.
Обычно акт убийства, — объясняет Нецив из Воложина (раби Нафтали-Цви-Иегуда
Берлин, один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной
Воложинской йешивы; Польша и Литва, 19-й век), анализируя данный отрывок, —
накладывает на убийцу неизгладимый отпечаток. В нем навсегда что-то меняется.
Благословение, которое дал Всевышний Пинхасу в награду за его поступок,
призванный защитить Имя Творца, заключалось в том, что совершенное им действие
не разрушило его духовные основы и не причинило ему никакого духовного вреда.
Поскольку он убил ради Имени Всевышнего, его поступок не имел пагубных
последствий, как это бывает с другими людьми, решившимися на убийство.
Современному человеку трудно понять, как можно получить награду за убийство.
В наше время такое преступление назвали бы «религиозным фанатизмом», и никто в
суде не счел бы это «смягчающим вину» обстоятельством.
Фанатизм, — говорит в продолжении своего комментария Нецив из Воложина, —
подобен радиации. Он может быть полезен, но может быть и очень опасен.
Радиацию активно используют в медицине для лечения некоторых болезней. Но она
же может убить человека. Так же и фанатизм. Он способен приносить пользу, но
может причинить человеку серьезные духовные разрушения (см. на сайте
обзор
недельной главы Пинхас, пятый годовой цикл обсуждения).
И вот Всевышний дает Пинхасу особое благословение, которое «блокирует»
духовное состояние Пинхаса, защищая от разрушительных последствий его поступка…
02.07.07
Однажды Голда Меир (премьер-министр Израиля с 1969-го по 1974-й год) сказала,
что могла бы как-то простить арабов за то, что они убивают евреев, но невозможно
простить их за то, что они вынуждают евреев убивать арабов. Так она
сформулировала мысль, высказанную когда-то Нецивом: убийство, даже полностью
оправданное, совершенное в оборонительной войне, все равно оставляет
неизгладимый отпечаток на коллективной душе народа.
В рассматриваемом нами случае с Пинхасом это был «фанатизм, приносящий
пользу». Потому что Пинхас совершил свой поступок, защищая Имя Творца.
Детально исследуя поступок Пинхаса, рав Нецив проводит параллель с повелением
уничтожить целый город, если жители его погрязли в идолопоклонстве. Повеление
это дается в недельной главе Реэ. В ее тексте читаем: «Если
услышишь ты, что в одном из городов твоих, которые Всевышний твой, дает тебе,
чтобы жить там, выступили люди негодные из среды твоей и совратили жителей
города своего, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали».
А ты выяснял и исследовал и расспрашивал хорошо, и оказалось, что верно это,
совершена мерзость в среде твоей, то перебей жителей того города острием меча,
уничтожь его и все, что в нем, и скот его острием меча. А всю добычу его собери
на средину площади его, и сожги огнем город и всю добычу его полностью. Это
угодно Всевышнему твоему. И да будет он навеки грудой развалин, не будет он
отстроен заново (Дварим, гл. 13, ст. 13-17).
Уничтожение целого города и убийство евреев, которые населяли его,
несомненно, сопряжено с огромной духовной опасностью. Те, кому придется
осуществить этот наказ Всевышнего, могут пережить потом сильнейший духовный
надлом. Однако и тут Творец гарантирует исполнителям Его Воли духовную защиту.
Как сказано: «И да не прилипнет к руке твоей ничего из уничтожаемого, дабы
отвратил Всевышний гнев Свой, и оказал тебе милость, и помиловал тебя, и
размножил тебя, как поклялся он отцам твоим» (там же, ст. 18).
«Отголоски» поступка Пинхаса проявляются и в более поздние времена, в
эпоху Первого Храма, в период, когда Израилем правил царь Ахав,
который под влиянием своей жены Изевель, по происхождению
цидонянке (она была родом из финикийского города Цидон),
сделал поклонение некоему божку Баалу «государственной религией».
Здесь на защиту Имени Всевышнего встает пророк Элиягу.
Об этом рассказывается в Танахе (первая книга Мелахим — «Книга
Царей», гл. 16).
В столице Израильского царства — городе Шомроне Ахав построил Баалу храм.
В самом конце 16-й главы первой книги Мелахим читаем: «В его
дни Хиэйл, Бэйтэйлянин (принявший проклятие), отстроил Иерихо: Авирамом,
первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим,
поставил он ворота его, по слову Всевышнего, которое Он изрек через Иегошуа,
сына Нуна».
Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 113) объясняет: Хиэйл,
приближенный к царю Ахаву, вопреки запрету Иегошуа бин Нуна, предводителя
еврейского народа после кончины Моше, построил город Иерихо. А Иегошуа наложил
на это строительство заклятие. Как сказано в Танахе: «И заклинал Иегошуа в то
время, сказав — проклят тот человек пред Всевышним, кто встанет и построит город
этот, Иерихо. На первенце своем возведет он фундамент его и на младшем своем
поставит врата его» (книга пророка Иегошуа, гл. 6).
Так и вышло. В период строительства Иерихо дети Хиэйля погибали один за
другим.
Ахав пришел к Хиэйлю в дни его траура по детям вместе с пророком Элияѓу. Во
время беседы Хиэйль спросил у Элияѓу, как случилось, что проклятие Иегошуа
сбылось, а предупреждение самого Всевышнего, высказанное Моше — если евреи
отвратятся от служения Всевышнему и будут служить иным богам, прекратятся дожди
в Израиле — не имело последствий. В царстве Ахава служат Баалу, но Всевышний,
как прежде, посылает на эту землю дожди.
И тогда пророк Элияѓу берет у Всевышнего «ключи от Небес» и говорит
Ахаву: «…жив Всевышний Израиля, пред которым я стою. И не будет в эти годы ни
росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (первая книга Мелахим,
гл. 17).
Но как же он доказал, что миром правит только Всевышний — только Он Один?..
03.07.07
Далее Танах описывает события, которые происходят на горе Кармель
(первая книга Мелахим, гл. 17).
Элиягу собрал народ и предложил жрецам Баала попросить своего божка принять
их приношение. Они попытались сделать это, но потерпели неудачу. Тогда пророк
Элиягу построил мизбеах (в условном переводе на русский — «жертвенник»),
разложил дрова, рассек на части тушу быка и положил ее на дрова. Затем он
приказал залить жертвенник водой. Когда все было исполнено, как он велел, пророк
воззвал к Всевышнему: «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова! Сегодня всем станет
известно, что ты — Всесильный в Израиле, а я раб Твой, и по слову Твоему сделал
я все это. Ответь мне, Всевышний, ответь мне, и узнает народ этот, что ты —
Всесильный, и вновь обратишь Ты сердца их к Себе!».
И спустился огонь Всевышнего с Неба, и поглотил приношение всесожжения, а
вместе с ним и дрова, и камни, и прах земной, и воду, что была в канаве.
È
видел это весь народ, и пали люди ниц, и воскликнули: «Всевышний — Всесилен Он!
Всевышний — Всесилен Он!» (первая книга Мелахим, гл. 17, ст.
36-39). И эти слова с тех пор произносят евреи во всех синагогах в Йом Кипур.
Но на этом история не заканчивается.
В 18-й главе книги читаем: «И сказал им пророк Элиягу: схватите жрецов Баала
— да не спасется ни один из них. И схватили их, и отвел их порок Элиягу к реке
Кишон, и зарезал их там» (первая книга Мелахим, гл. 18, ст. 40).
Когда царица Изевель узнала, что пророк Элиягу сделал с ее жрецами, она
решила отомстить ему. Как сказано: «И послала Изевель посланца, чтобы передал
Элиягу: пусть то-то и то-то (злое) сделают со мною боги и еще больше (того),
если я завтра в эту же пору не сделаю с твоею жизнью то же, что (сделал ты) с
жизнью каждого из них» (первая книга Мелахим, гл. 19, ст. 2).
Пророку Элиягу пришлось прятаться от гнева Изевель. И вот, когда он
скрывался в пещере, Всевышний обратился к нему и спросил: «…что тебе (нужно)
здесь, Элиягу?» (первая книга Мелахим, гл. 19, ст. 9). И ответил
Ему Элиягу: «…весьма возревновал я за Всевышнего Цеваот (см. на сайте
ответ
«Что означает слово Цеваот»), потому что оставили
завет Твой сыны Израиля, мизбеахи Твои разрушили и пророков Твоих убили
мечом. И остался я один. Но и моей души искали они, чтобы отнять ее» (там же,
ст. 10).
Тогда Всевышний сказал Элиягу: «…выйди и стань на горе перед Всевышним. И
вот, Всевышний проходит; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и
сокрушающий скалы пред Всевышним; «не в ветре Всевышний» (говорит Элиягу). Потом
— землетрясение. «Не в землетрясении Всевышний» (говорит Элиягу). А после
землетрясения — огонь». «Не в огне Всевышний» (говорит Элиягу). И после огня —
голос тонкой тишины. И было, когда услышал (это) Элиягу, накрыл он лицо свое
плащом своим и вышел, и встал у входа в пещеру. И вот, Голос (обращенный) к нему
произносит: «Что тебе (нужно) здесь, Элиягу?» (первая книга Мелахим,
гл. 19, ст. 11-13).
И опять, как до этого, Элиягу отвечает: «…весьма возревновал я за Всевышнего
Цеваот, потому что оставили завет Твой сыны Израиля…» (там же, ст. 14).
О чем здесь идет речь?..
04.07.07
В данном отрывке, — разъясняет Мидраш, — Всевышний упрекает пророка за то,
что он «неправильно характеризует» Его народ. Не следовало ему говорить, что
сыны Израиля «оставили завет Твой». Евреи, как написано в Торе — это «сыновья
Его, потомки Авраама, Ицхака и Яакова».
Второй раз задавая, по сути, тот же вопрос, Творец как бы испытывает Элиягу,
не изменится ли его точка зрения.
Но пророк Элиягу — непоколебим. Он готов повторять вновь и вновь: «… весьма
возревновал я за Всевышнего…». Ибо он, как некогда Пинхас — истинный «ревнитель»
веры, и ради защиты Имени Всевышнего способен перейти границы обычных
представлений о том, что «можно» и что «нельзя».
Обратим внимание на то, что тем же словом «возревновал»
характеризуется в Торе и побудительный мотив поступка Пинхаса. Как написано:
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов
Израиля, возревновав за Меня среди них…» (Бамидбар, гл. 25, ст.
10).
Пророк Элиягу и Пинхас, — говорят наши Учителя (Мидраш Таргум
Йонатан, гл. 6, ст. 18) — воплощения одной и той же души.
Действия Пинхаса и пророка Элиягу, — пишет рав Мордехай Кац (глава
йешивы в Кливленде, США, вторая половина 20-го века), исследуя содержание
Мидраша Таргум Йонатан, — безусловно, были продиктованы
исторической необходимостью. И Пинхас получил за это награду Небес — вечное
коэнство. Однако «безупречными» их, конечно же, не назовешь. Потому что оба
они проявили, быть может, излишнюю суровость по отношению к еврейскому народу.
Слишком уж строго они судили сынов Израиля.
В самом деле. И Пинхас и пророк Элиягу в определенном смысле были
«фанатиками». Скажем больше — образцами «положительного фанатизма».
После Пинхаса не знала еврейская история большего ревнителя «во Имя
Всевышнего», чем пророк Элиягу. И Всевышний вознаградил его за величайшую
преданность, но и — осудил. Защищая Имя Всевышнего, он, обратившись к Творцу,
произнес: «…оставили завет Твой сыны Израиля». И это — не просто «оговорка», это
— определенная позиция.
Говоря так, Элиягу на какое-то мгновение выпустил из виду, что Творец всегда
ждет, что и те, кто сбился с пути Истины, снова найдут дорогу к Нему.
Согласно еврейской традиции, пророк Элиягу обязательно присутствует на каждой
брит миле (процедура обрезания еврейских младенцев). И всякий раз,
подготавливая для обрезания все необходимое, организаторы этой торжественной
церемонии ставят для пророка Элиягу отдельное кресло.
Он присутствует на каждой брит миле, чтобы убедиться, в том, что,
произнося «оставили завет Твой…», был неправ. Еврейский народ и сегодня хранит
Союз (брит), заключенный Всевышним еще с праотцем нашим Авраамом.
Рвение в отношении к делу — позитивная черта, — наставляют Учителя. —
Но иногда — и опасная. В его проявлениях человеку следует быть крайне деликатным
и осторожным, продумывать каждый шаг, каждое слово и каждый жест.
В этом — один из уроков, которые преподносит нам недельная глава Пинхас…
05.07.07
Однако вернемся к событиям времен Пинхаса и обсудим еще один из аспектов
нашей недельной главы.
Тора называет имя женщины, соблазнившей Зимри и убитой Пинхасом — Козби.
Сообщает, что была она дочерью Цура, о котором сказано в тексте, что он был
«главой племен отчих домов в Мидьяне» (Бамидбар, гл. 25, ст. 15).
Возникает вопрос: зачем нам все эти подробности? Тора сообщает имя
«соблазнительницы», — пишет Раши в своем комментарии к нашей недельной главе, —
чтобы подчеркнуть, сколь сильно ненавидели сынов Израиля в Мидьяне.
Настолько, что не пожалели и царскую дочь — ради духовного падения еврейских
юношей сделали ее блудницей.
В Устной Торе говорится, что сам Цур принадлежал княжескому роду (таких,
самых влиятельных князей в государстве Мидьян было пятеро). И среди них он был
самым главным, то есть — царем страны.
Однако в недельной главе Матот, в отрывке, где дается
«перечень» убитых сынами Израиля мидьянских князей (Бамидбар, гл.
31, ст. 8) имя Цур названо не первым, а третьим. С чем это связано?
Пожертвовав дочерью, — объясняет Раши, — мидьянский царь опозорил себя и свое
имя. И в глазах Небес — утратил былое величие, свой царский «статус».
Но какое значение имеет для Цура место в «перечне упоминания» убитых
мидьянских князей? Какая ему разница, что прочтут о нем в Торе евреи?
Люди Мидьяна, включая своих руководителей, поплатились за свою ненависть и
попытку нанести народу Израиля серьезный духовный урон. По велению Всевышнего и
при Его поддержке они были уничтожены. А то, что в недельной главе Матот
к Цуру не проявят должного уважения, не поставив его, как полагалось бы по
рангу, «первым в списке»… Стоит ли воспринимать это как дополнительное
«наказание»?..
Чтобы понять истинный смысл такой перестановки имен в «перечне», рав
Элиягу-Меир Блох (основатель и руководитель одной из крупнейших йешив в США,
в г. Кливленде; умер в 1954 году) исследует тексты Торы в поисках аналогий.
И находит — в истории с Эфроном-хитийцем, который упоминается в недельной
главе Хаей Сара. До того, как наш праотец Авраам говорил с ним по
поводу покупки места для захоронения Сары, его имя (Эфрон) пишется в Торе пятью
буквами: аин, пей, рейш, вав, нун софит.
Далее мы читаем о том, что во время переговоров с Авраамом Эфрон вел себя
неподобающе. И вот, после описания неприятного инцидента Тора опять упоминает
имя «Эфрон», только теперь оно состоит из четырех букв — буква вав из
имени изъята (Берешит, гл. 25, ст. 9).
И возникает тот же вопрос: какая разница Эфрону, как напишут в Торе его имя?
Может ли изъятие одной буквы из имени стать для него наказанием?
Однако подобные вопросы были бы естественными, если бы мы не знали, что после
смерти человека его жизнь не кончается. Но нам известно, пусть и в самых общих
чертах, что мир, куда попадает отделившаяся от тела душа — реальнее, нежели
наш физический мир. В земном мире мы заблуждаемся, живем иллюзиями,
ошибаемся, принимаем на веру ложные концепции… В нашем мире духовное тесно
переплетается с материальным. Поэтому очень часто мы, удовлетворяя свои
физические потребности и стремясь к удовольствиям, отказываемся от духовного.
В мире душ все иначе. Там мы не сможем убежать от реальности, которая оказала
пагубное воздействие на нашу духовность. В мире душ мы ясно увидим ту разницу,
которая существует между благотворным и пагубным влиянием на духовное «я».
Цур узнает, что, толкнув родную дочь на неблаговидный поступок, на многие
поколения вперед утратил свое «величие».
То же и с душой Эфрона. Ей, несомненно, известно, что Тора из-за его
вероломства по отношению к Аврааму сократила его имя. И это причиняет его душе
страдания.
Всевышний создал наш мир, проявляя великое Милосердие, одарив нас
«благословением» забывать. Самые яркие картины прошлого постепенно тускнеют в
нашей памяти. Человеческие беды с течением времени меркнут и перестают
восприниматься болезненно. Но в Грядущем Мире нет забвения.
Всем нам следует знать, что за излишнюю сосредоточенность на собственных
желаниях в нашем мире, в Мире Грядущем придется держать ответ.
Наш земной мир — мир иллюзий. Его легко можно «проспать» или «проиграть».
Будущий мир — мир Истины. И каждому из нас стоит хотя бы время от времени
задумываться над тем, с каким «багажом» мы попадем в Будущий мир…
Автор текста рав Иссахар Франд
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|