New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “ПИНХАС”
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 25, ст. 10
— гл. 30, ст. 1.
Почему она так называется?
По имени, которое упоминается в первой фразе главы: “И Творец сказал Моше:
Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... ”.
Обсуждение главы “Пинхас”
13.07.03
Продолжим первую фразу нашей главы, чтобы лучше понять, о чем идет речь. Итак
в ней написано: “И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна
отвратил гнев Мой от сынов Израиля...” (гл. 25, ст. 10).
О Пинхасе и о его роли в еврейской истории можно прочесть в предыдущих
обзорах (см. на сайте, в частности,
обзор недельной главы Пинхас,
первый годовой цикл). Поэтому в обзоре этого года мы не будем анализировать этот
фрагмент и пойдем дальше по тексту.
Кратко изложив историю Пинхаса, Тора тут же переходит проблемам раздела
Эрец Исраэль между коленами и семьями, между наследниками тех, кто вышел из
Египта, но так и не достиг Обетованной Земли. Пропустим достаточно длинный
перечень имен с родословной и прочтем: “И предстали перед Моше и
Элазаром-первосвященником... перед всей общиной (дочери Цлофхада), говоря — отец
наш умер в пустыне, и не был он среди восставших против Творца сообщников Кораха
(см. обзор недельной главы Корах ,
первый,
второй и
третий годовые циклы), но за свой проступок умер; и не было у него сыновей.
Почему же исключено имя отца нашего из среды семейства?.. Дайте нам удел среди
братьев отца нашего. И представил Моше дело их пред Всевышним...” (гл. 27, ст.
2-5).
В Талмуде об этом отрывке сказано: “Законы наследования были бы даны в Торе
через Моше, даже если бы дочери Цлофхада не подали своей петиции. Но поскольку
дочери Цлофхада заслужили одобрение и награду, то своим действием они
удостоились упоминания о них в Торе. О наказании, которое полагалось бы тому,
кто нарушает законы шаббата, было бы написано в Торе. Моше, даже если бы не
произошел инцидент с дровосеком (на иврите — мекошеш), но поскольку
мекошеш осквернил шаббат, Тора дает описание этого инцидента — чтобы
показать, что награда дается за достойные деяния, а наказание — за провинность”
(трактат Бава Батра,
лист 119).
Отметим, что инцидент с дровосеком описан в книге Бамидбар (гл.
15, ст. 32-36). История проста: в одну из суббот люди увидели, что дровосек
рубит деревья на дрова. Зная, что делать это в шаббат Тора запрещает, они
схватили его и привели к Моше. Моше, как сказано в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 69), знал, что этот мекошеш заслужил смертную казнь, но не ведал,
какой вид казни полагался за его проступок.
Моше обратился с вопросом к Всевышнему и получил ответ: нарушителя следует
забросать камнями. Таким образом, на примере нарушения, которое допустил
мекошеш,
Тора уточняет, какое
именно наказание полагается тому, кто не соблюдает законы шаббата.
Но какая же связь между петицией дочерей Цлофхада и историей об этом
дровосеке?
Исследуя текст Торы, раби Акива
(величайший Учитель
Мишны, 2-й век) делает вывод: этим дровосеком-нарушителем и был Цлофхад.
В результате и Цлофхад и его дочери удостоились упоминания в Торе. В
противоположных по смыслу контекстах: дочери заслужили одобрение Творца, их отец
получил высшую меру наказания.
Попробуем заглянуть в более глубокие смысловые пласты текста Торы и признаем
уникальность данной ситуации. Цлофхад и его дочери выделены из всего
человечества — как “агенты” для передачи миру законов
Творца. И дело тут,
как мы уже догадываемся, вовсе не в родственной связи...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
14.07.03
Мидраш (Устная Тора) сообщает, что Цлофхад нарушил законы шаббата не по
неведению и не из “чувства противоречия”. Он совершил свой проступок почти сразу
же после того, как всему поколению Пустыни был вынесен смертный приговор — за
грех разведчиков (см. на сайте
обзор главы Шелах, первый
годовой цикл).
Многие “осужденные” решили в тот момент, что, поскольку им, как было обещано
ранее, не суждено войти в Эрец Исраэль и остается лишь бродить по пустыне
в ожидании смерти, обязательства соблюдать законы Торы с них снимается. Тогда-то
и решил принадлежащий этому поколению Цлофхад продемонстрировать всем остальным,
что и “отверженные” обязаны подчиняться Воле Всевышнего. Именно для этого он
сознательно пошел на нарушение, и наглядным уроком евреям стало полученное им
наказание...
С учетом этих новых сведений в целом складывается довольно странная, на
первый взгляд, картина.
Дочери Цлофхада подали в высшие инстанции прошение, руководствуясь
исключительно собственными интересами — им тоже хотелось владеть землей. При
этом Тора подчеркивает, что они заслуживают поощрения.
Сам же
Цлофхад в своих
противозаконных действиях, казалось бы, руководствовался высочайшими идеалами,
ради которых пожертвовал жизнью. И вот его объявляют виновным и казнят...
Как это понимать ?
Ответ на этот вопрос находим в истории замужества сестер. Устная традиция
доводит до нашего сведения такую информацию: все пять дочерей Цлофхада вышли
замуж, когда им было далеко за 40 лет и совершенно чудесным образом
произвели на свет детей. Талмуд объясняет, что дети у женщин в столь
“преклонном” возрасте могут появиться лишь благодаря чуду. Но о том, почему они
так долго не вступали в брак — умалчивает .
Наши Учителя сопоставляют известные исторические факты. Цлофхада казнили во
второй год странствий евреев по пустыне. Прошение о земельных наделах дочери
Цлофхада подали на 40-й год. Лишь тогда и была выведена окончательная формула
закона о наследовании.
Но зачем же было ждать решения этого вопроса? Неужели нельзя было обсуждать
земельные проблемы, имея семью?
Талмуд подчеркивает, что дочери Цлофхада были незаурядными личностями и
обладали острым умом. Они сумели правильно оценить ситуацию и сделать далеко
идущие выводы.
Попытаемся разобраться в проблеме.
Как только сестры подали прошение о наследовании, колено Менаше, со своей
стороны, обратилось к Моше с просьбой, не разрешать им выходить замуж за
представителей других колен. Беспокойство колена Менаше, к которому принадлежали
дочери Цлофхада, понятно. Согласно закону Торы, после смерти жены, ее имущество
переходит к мужу и детям. Дочери Цлофхада, получая наследный надел, становились
хозяйками значительных земельных владений, приписанных к колену Менаше. Если бы
они вышли бы замуж за мужчин из других колен, после их смерти земля колена
Менаше перешла бы в собственность других коленам. Даже если бы их наследниками
были бы не мужья, а — дети, земля все равно перешла бы со временем к другим
коленам, поскольку по еврейскому закону, дети относятся к тому колену, к
которому принадлежат их отцы. ..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
15.07.03
Итак, девушки решили отложить замужество. С одной стороны, не хотели
подвергать опасности наследование земли, выйдя замуж за кого-то не из колена
Менаше. С другой — они не испытывали романтического интереса ни к одному из
мужчин своего колена.
Талмуд свидетельствует, что в аналогичных ситуациях, наследуя земли после
смерти отцов, женщины получали законное право владения на условии, что выйдут
замуж за мужчину из их колена. Как правило, все соглашались на это.
С дочерями Цлофхада все было иначе. Петиция, поданная старейшинами колена
Менаше (с просьбой разрешить им наследование земли при условии вступления в брак
с кем-нибудь из колена Менаше) была отклонена. Что и освободило их от такого
обязательства.
По решению Всевышнего, они могли вступить в брак с мужчиной из любого колена
— по своему выбору. Творец, тем не менее, не настаивая, высказал пожелание —
чтобы сестры нашли избранников в колене Менаше, И дочери Цлофхада доказали свою
преданность Всевышнему — все пятеро прислушались к Его совету и пренебрегли
собственными романтическими предпочтениями.
Но и теперь нам еще не все ясно в этой истории. В ней, по всей видимости,
заложен еще более глубокий смысл.
В самом деле. Допустим, наследницы Цлофхада — обыкновенные женщины. И вот они
отказываются от перспективы выйти замуж за любимого человека, иметь детей, на
сорок с лишним лет сознательно отгораживаясь от столь заманчивого человеческого
счастья... И все ради достижения единственной цели — завладеть участками
земли ?
Звучит неубедительно, не так ли? Так что же тогда заставило их посвятить
овладению оставленным отцом наследством лучшие годы своей жизни?
Чтобы это понять, необходимо исследовать идею духовной значимости обретения
Земли Израиля.
Раввин Элиягу Десслер (Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го
века) объясняет, что законы наследования построены таким образом, что они
следуют за духовной реальностью. Каждый из нас пришел в этот мир с определенным
предназначением. И, поскольку дети, как правило, связаны со своими родителями не
только физически, но и духовно, духовные задачи ориентированы на семью.
Сыновья наследуют от отцов духовный потенциал, а также, в большинстве случаев —
духовные задачи.
Почему говорится — “сыновья”? Потому что и в этих вопросах между мужчиной и
женщиной существует принципиальная разница.
Имущество, — продолжает раввин Элиягу Десслер, — предназначенное человеку
Свыше, связано с духовной миссией человека в этом мире. И естественно: если мне
дана задача, то должны быть даны и материальные средства для ее выполнения. Одно
из этих средств — имущество. Поскольку отцы и сыновья приходят в этот мир для
осуществления одной и той же духовной миссии, то имущество отцов вначале служит
им для осуществления их духовной задачи, а затем переходит к сыновьям,
чтобы и они могли продолжить осуществление семейной духовной миссии.
Это правило имеет отношение к любому имуществу вообще и к вопросам раздела
Земли Израиля между коленами — в частности. Народ Израиля был поделен на
двенадцать колен, потому что общая духовная задача еврейского народа была
разделена между коленами. Каждое колено осуществляло свою часть общей духовной
задачи. Так, роль колена Иегуды — управлять народом, колено Леви — посредник
между народом Израиля и Всевышним, Иссахара — посвящать себя занятиям Торой,
роль колен, произошедших от Йосефа — управлять экономикой так, чтобы страна
Израиля достигла материального благополучия и экономической мощи.
Процесс распределения Земли Израиля и его принципы достаточно подробно
изложены в Талмуде (см., в частности — на сайте трактат Бава Батра ,
обзор
листа 122).
Поэтому здесь мы лишь подчеркнем, что каждому колену была выделена земля,
необходимая для осуществления его уникальной миссии ...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
16.07.03
Итак, раввин Десслер объясняет, что корни распределения участков в Эрец
Исраэль — в определении духовного наследия. А духовное наследие, в свою
очередь, было обусловлено потенциалом тех, кто пережил Исход.
Отметим, что неспроста вся история еврейского народа (включая современность)
рассматривается сквозь призму Избавления от египетского рабства. Поколение
Исхода содержало в себе духовные семена всех последующих поколений, т.е.
представляло собой “микрокосм” всех последующих поколений народа Израиля.
Таким образом, земля, полученная коленом ,
была чем-то вроде “конверта”, в который “упаковывался” духовный потенциал
каждого колена.
А теперь вернемся к различиям между мужчиной и женщиной в вопросе о
наследовании.
Все дети, независимо от пола, наследуют духовный потенциал своих родителей,
но духовную миссию, на этом потенциале основанную, наследуют лишь сыновья.
В Талмуде сказано, что за 40 дней до зачатия каждому еще даже в зародыше не
существующему человеку на Небесах находят пару (см. на сайте трактат Сота ,
обзор
листа 2).
А роль еврейской женщины была определена в момент создания Адама и Хавы (Евы):
женщина должна быть мужу помощницей (см. Берешит, гл.
2, ст. 19) —
никто в этом мире не в состоянии выполнить свою миссию без духовной помощи и
эмоциональной поддержки.
Каждое колено, как мы здесь говорили, обладало собственной духовной силой,
своим потенциалом. Но что делать, если представитель одного колена для
осуществления своей миссии нуждается в качествах и потенциале, заложенном в
другом колене? Реально ли добавить духовную силу и человеческие качества к
сформированной личности? Да, реально — с помощью брака. Жена из другого
колена может восполнить дефицит духовного потенциала, необходимый для
осуществления миссии.
Когда Тора называет женщину “помощницей”, она имеет ввиду духовную силу
женщины, которая дополняет духовный потенциал, заложенный в мужчине. Только в
паре мужчина и женщина могут реализовать свой потенциал в решении их общей
духовной задачи.
Ярким историческим примером, наглядно иллюстрирующим эту мысль, служит брак
раби Акивы (величайший
Учитель Мишны, 2-й век). Неграмотным пастухом познакомился он со своей будущей
женой Рахелью — дочерью одного из самых богатых евреев того времени, на которого
раби Акива и работал. Рахель рассмотрела в нем огромный духовный потенциал и,
вопреки отцовской воле, вышла за раби Акиву замуж, поставив ему единственное
условие — чтобы он посвятил свою жизнь изучению Торы.
В ярости отец лишил ее наследства, и 24 года Рахель поддерживала мужа в его
занятиях Торой, а сама жила в страшной нищете. Благодаря ей, а точнее —
присоединению к заложенным в нем потенциальным возможностям качеств Рахели, раби
Акива стал великим Учителем.
Не вдаваясь в подробности скажем лишь, что раби Акива принадлежал к колену
Иссахара — носителя мудрости Торы, Рахель — колену Звулуна, которому
предписывалось оказывать поддержку изучению Торы.
Согласно еврейской традиции, принадлежность колену определяется по отцу.
Следовательно, и духовная задача еврейской семьи определяется задачей,
возложенной на колено мужа. Поэтому законы наследования строились так, чтобы
обеспечить коленам выполнение их духовной миссии. А поскольку имущество
наследуется в соответствии с возложенной миссией (ибо являются средством для
выполнения духовной миссии), то сыновья, а не дочери, наследуют имущество отца,
а с ним — и духовную миссию.
Дочери тоже наследуют духовный потенциал колен своих отцов, но они дополняют
свою духовную энергию к духовной силе мужей.
Теперь спроецируем сказанное на ситуацию, в которой оказались дочери
Цлофхада...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
17.07.03
Цлофхад принадлежал поколению Исхода, с заложенным в нем духовным потенциалом
колена Менаше.
Из его поступка следует, что человек он, безусловно — неординарный. Его
высочайший духовный уровень проявился в его готовности на полное самоотречение.
Пожертвовав жизнью, он освятил Имя Всевышнего и спас еврейский народ от ошибки,
которая могла оказаться трагической (об этом см. выше). Более того, мотивы
своего поведения он не афишировал. Он не испугался, что ему навесят ярлык
“грешника”. Решиться на такое ради Всевышнего — это, пожалуй, самая большая
жертва, на которую способен человек.
Если бы Цлофхад не получил надел в Эрец Исраэль, его духовный
потенциал лишился бы физических “подпорок”, необходимых для реализации
возложенной на его семью духовной задачи. И тогда его духовная сила оказалась бы
для колена Менаше потерянной. Если бы его дочери, унаследовавшие его духовную
силу, вышли бы замуж за представителей других колен, нуждающихся в такой
колоссальной духовной силе, колено Менаше опять-таки не смогло бы этой силой
воспользоваться.
Дочери Цлофхада пошли по стопам отца и пожертвовали своим счастьем. Пока они
были незамужними, они оставались частью семьи своего отца. И терпеливо ждали,
когда встанет вопрос о наследовании земли в Израиле. Зная, что духовная миссия
Цлофхада не будет утрачена, если его семья получит свою долю в Эрец Исраэль,
а затем, вместе с духовным потенциалом — ею направленно воспользуется тот, кто
продолжит дело Цлофхада в реализации его духовной миссии — миссии его родового
колена Менаше.
Сестры, конечно же, рисковали. Во-первых, их прошение могли отклонить;
во-вторых, существовала опасность, что, “засидевшись в девицах”, они не смогут
реализовать себя в качестве жен и матерей. Они рисковали, в конце концов,
своей репутацией — окружающие могли счесть их алчными, готовыми, чтобы не
упустить шанс получить наследство, пожертвовать даже семейным счастьем. В
сущности, они повторили подвиг своего отца...
И вот пришло время действовать.
Талмуд описывает происшедшее так.
Моше, выступая перед лидерами еврейского лагеря, рассказывает о так
называемом “левиратном”
браке. Объясняет: если человек умер, не оставив детей, его брат обязан жениться
на вдове — чтобы дети от этого брака сохранили имя умершего и его духовное
наследие. Тут выходят дочери Цлофхада. Можно ли считать их детьми Цлофхада или
их мать должна вступить в левиратный брак? — спрашивают они. — И если они — дети
Цлофхада, именно им и предстоит продолжить дело своего отца, принять его
наследие и, следовательно — получить право унаследовать его собственность.
Всевышний публично признал и оценил их преданность, дав обратившемуся к Нему
Моше указание — просьбу дочерей Цлофхада удовлетворить и уточнил законы о
наследстве.
Дочери Цлофхада были обладательницами столь огромного духовного потенциала,
что общее правило, заключающееся в том, что духовная миссия передается только по
отцовской линии, к ним не относилось. Их духовное величие оказалось выше
духовности их избранников, поэтому духовная миссия их детей определилась по
материнской линии. Дочери Цлофхада для роли — быть чьим-то дополнением
— не
предназначались, они сами представляли собой духовные архетипы, способные
передать потомству духовный потенциал.
Независимо от того, что произойдет с материальным наследством Цлофхада, его
духовное наследие будет вечно храниться в поколениях — благодаря преданности его
дочерей.
Тора делает для них исключение, повторив их имена трижды. Ни одному не была
оказана такая честь.
Мы, евреи, и сегодня черпаем силу из огромного духовного вклада, сделанного
дочерьми Цлофхада. Нам, сжигающим нашу духовность в огне современной культуры,
хорошо было бы поучиться у этих женщин, посвятивших жизни спасению духовного
наследия своего отца, презревших ради этого физический мир с его материальными
радостями и благополучием. Их интересовала лишь та его часть, которая могла
послужить им в достижении цели, которую они перед собой поставили...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|