ВАЙЕХИ 
"ВАЙЕХИ"
ВАЙЕХИ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕХИ"

7.01.2025, 7 Tevet, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать четвертый цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. Тора — против злобных шельмователей

 

Нашу недельную главу открывает свидетельство Творца о Пинхасе. И мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что сначала поступок Пинхаса в среде сынов Израиля спровоцировал неоднозначную реакцию. О нем говорили неуважительно.

— Посмотрите на этого внука Пути! — говорили некоторые. — Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам. А он убил предводителя одного из колен Израиля!

В действительности, отец Пинхаса, Элазар, был женат на дочери Итро. У Итро было семь имен и прозвищ, каждое из которых отображало одну из сторон его многогранной личности. Так, было у него имя Путиэль, намекавшее на то, что он откармливал (питэм) телят для языческих культов.

Откармливать — это еще не означает приносить в жертву, совершать служение. Так что, выражение «откармливал телят» могло быть использовано и в переносном смысле.

Возможно, Итро изучил все виды языческих культов, был крупнейшим специалистом в области идоловедения, но не выходил за рамки кабинетного ученого-теоретика. Он консультировал практикующих жрецов и даже самого египетского фараона, хотя сам, по всей видимости, скорее всего, колдовством и языческими ритуалами не пользовался.

Пинхас, когда совершил героический поступок, и остановил мор в стане Израиля, был довольно молод. В то время как сочетание зависти и злобы — не позволяет некоторым людям адекватно воспринять чей-то успех. Героя всячески стараются ошельмовать и унизить. Ради этого не жаль вспомнить и «откормленных телят» Итро.

Но Всевышний становится на сторону Пинхаса и указывает на его происхождение от Аарона.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 82) поступок Пинхаса описывается так.

Увидев, что глава колена Шимона, Зимри бен Салу, на глазах у всех привел в стан женщину из Мидьяна и придался с ней разврату, Пинхас восстановил в памяти закон, что ревнитель должен остановить непотребство. Он пришел с этим к Моше.

— Читающий послание, — сказал ему Моше, — должен первым выполнить то, что в нем говорится...

Этими словами Моше разрешил Пинхасу искоренить разврат из среды сынов Израиля. И Пинхас спасает свой народ от гибели.

В нашей недельной главе подчеркивается, что Пинхас — внук Аарона, о котором сказано, что он «любил мир и стремился его упрочить, любил людей и приближал их к Торе» (трактат Авот, гл. 1, м. 12).

Таким образом, Всевышний свидетельствует, что поступок Пинхаса продиктован не злобой, не жестокостью, не завистью, но — исключительно милосердием и любовью, милосердием к сынам Израиля и любовью к Творцу.

В Торе четко расставлены приоритеты. Она — на стороне тех, кто движим состраданием и стремлением творить добро, а злобных шельмователей она решительно отвергает...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 



 

 

2. Когда очень стремишься выполнить заповедь — Свыше помогают

 

В конце прошлой недельной главы рассказывается, как Пинхас, пронзив копьем оскверняющих Имя Всевышнего, прекратил мор в среде сынов Израиля.

Наша недельная глава начинается с того, что Творец дает оценку его поступку — «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В книге Зогар говорится, что человек не в состоянии чего-то добиться своими силами. Во всем ему требуется помощь Небес. И на реализацию всех основных жизненных потребностей — поиски пары для создания семьи, приобретение дома, достойный заработок — требуется Милосердие Творца. Участие Свыше особенно необходимо там, где речь идет о заповедях. Обзавестись кошерным тефилином, выбрать прекрасный этрог, написать Свиток Торы, построить микву… Если не будет на это Воли Всевышнего — не помогут никакие усилия и ухищрения.

Порой помощь Свыше заключается в том, что чистые души из духовных миров даются человеку в помощники — чтобы у него было больше сил для достижения поставленных целей и выполнения заповедей.

Раби Шмуэль Ди Озейда (автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль) впервые встретился с Ари hа-кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), когда был мало кому известным 16-летним юношей. Он пришел к нему в бейт мидраш (дом учения), и великий Ари встал ему навстречу и очень тепло его поприветствовал.

Ученики очень удивились, увидев, какого приема удостоился этот отрок. Когда Шмуэль ушел, ученики обступили рава и стали расспрашивать его о госте.

— Знайте, что он сегодня совершил очень благородный поступок, но я встал вовсе не перед ним, а перед тем, кто сопровождал его в этом, ободрял и придавал силы.

Тогда особо любознательные бросились догонять Шмуэля, чтобы выяснить подробности.

— Я не совершил ничего особенного, — удивился Шмуэль столь пристальному вниманию к своей персоне.

Затем, почувствовав со стороны ребят симпатию и искреннее желание научиться чему-то хорошему, рассказал:

— Сегодня, еще засветло, я шел в синагогу на утреннюю молитву. Было довольно зябко, и я кутался в свой плащ. Вдруг я услышал душераздирающие крики и плач. Прибежав на голос, я увидел рыдающего человека в исподнем, которого только что раздел бессовестный грабитель. Сквозь слезы бедняга поведал мне, что это была его единственная одежда. Тогда я отдал ему свой плащ. Ведь дома у меня был еще субботний. Его вы на мне сейчас и видите.

Кто бы что ни говорил, но снять с себя плащ холодным зимним утром и отдать его незнакомому человеку — это очень достойный поступок. И если человек, проникнувшись чужой болью, обнаруживает в себе желание помочь, то он обретает Свыше помощника.

Когда Пинхас решил встать на сторону Всевышнего, ему в помощь были посланы души сыновей Аарона, Надава и Авиhу. Намек на это содержится в нашей фразе. Ведь в ней рядом с именем Пинхаса, дважды упомянуто слово «сын» — намек на двух сыновей Аарона.

 

на основе комментария рава Шмуэля бар Ицхака Ди Озейды

(автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль)

 

 

3. Пинхас — это пророк Элиягу

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Известно, что душа Пинхаса переродилась в пророка Элиягу.

На исходе шаббата, после Авдалы, во многих общинах принято петь особый пиют (песнь), посвященный пророку Элиягу. И, если не весь пиют — то хотя бы припев: «Элиягу пророк, Элиягу из места Тишби, что в Гиладе, вскорости придет к нам вместе с царем Машиахом, потомком царя Давида».

Этот пиют построен в алфавитном порядке, в нем есть такой куплет: «Счастлив тот, кто видел его (Элиягу) лик во сне. Счастлив тот, кто поприветствовал его словом «шалом!». Счастлив тот, кому он ответил. Да удостоимся мы увидеть его лик во сне».

В книге рава Йосефа Каро Магид ми-Йешарим объясняется, что существует три уровня, связанные с пророком Элиягу, каждый из которых свидетельствует о высокой духовности человека.

Первый уровень — увидеть его во сне. Такого удостаивается далеко не каждый.

Следующий уровень — не просто его увидеть, но еще и догадаться поприветствовать, произнеся «шалом!».

И наконец, самый высокий — удостоиться ответного приветствия. Если кто-то увидел пророка Элиягу во сне и поприветствовал его, а тот поприветствовал его в ответ — значит, у этого человека есть удел в Будущем мире.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 98) рассказывается, что Элиягу как-то открылся раби Йегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, середина 3-го века). И тот начал расспрашивать его о Машиахе.

— Я дам тебе возможность самому с ним поговорить напрямую.

После того, как разговор состоялся, Элиягу спросил о его содержании.

— Я поздоровался, и он мне ответил.

— Если ты удостоился его ответа, то знай, что и у тебя и у твоего отца есть удел в Будущем мире!

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Пинхас и Элиягу противостоят смерти

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности. Поэтому провозгласи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11-12).

Пинхас восстановил мир между Всевышним и Его народом. То же самое произойдет и в конце дней. И в Танахе об этом сказано: «Вот Я посылаю к вам пророка Элиягу перед наступлением великого и страшного дня. И возвратит он сердце отцов сыновьям» (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 23-24).

Пинхас остановил мор и восстановил мир и согласие. А в будущем Элиягу установит мир и согласие в народе и обратит к Творцу сердца сынов Израиля. Потому что Пинхас, как говорится в Мидраше Ялкут Шимони — это и есть Элиягу.

Гематрия (числовое значение) имени «Элиягу» составляет 52, у имени «Пинхас» — 208, то есть — ровно в четыре раза больше. И эта «четверка» играет важную роль.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 4) говорится, что малаху (в условном переводе — ангелу) Михаэлю, чтобы оказаться в нашем мире, нужно сделать всего одно усилие. Михаэль связан с водой и милосердием, и люди в нем часто нуждаются, поэтому ему требуется высокая скорость.

Малаху Гавриэлю, который олицетворяет огонь и строгость закона дана возможность достигать нашего мира чуть медленнее — за два усилия. Чтобы нарушитель успел раскаяться до его прибытия.

Элиягу связан с четырьмя стихиями: огнем, водой, землей и ветром. Поэтому ему, чтобы оказаться среди людей, требуется четыре усилия.

Самый медлительный малахмалах hа-мавет (отвечающий за смерть). У него дорога занимает восемь усилий. Впрочем, во время глобальных бедствий и эпидемий, он справляется за одно усилие.

В книге Зогар сказано, что перед пророком Элиягу стояла цель — исправить ошибку первого человека.

Плод с Дерева познания Добра и Зла был съеден преждевременно. Как написано: «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему» (Берешит, гл. 3, ст. 6).

В оригинале в этой фразе — четыре слова,  которые начинаются с буквы вав, а вторая у них тав.

Слово «мавет» (смерть) состоит из трех букв, две из которых — вав и тав. Таким образом, Сатан, он же — малах hа-мавет, и по совместительству — тот самый Змей, уговоривший Хаву, обложил людей с четырех сторон (поэтому четыре слова с буквами вав и тав). Но окончательное решение о смертности человечества не было принято, пока к буквам вав и тав не была добавлена мем из слова «мипирйо» (от его плодов), так, что получилось — мавет.

Уже тогда зародилась идея присутствия в мире того, кто может противостоять смерти. Поэтому Сатану удалось добиться результата, лишь с четырех попыток.

Идея эта была реализована в Пинхасе, остановившем мор. Свое развитие она получила в пророке Элиягу. Четырехкратная гематрия его имени соответствует гематрии имени «Пинхас».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. Тора — против злобных шельмователей

 

Нашу недельную главу открывает свидетельство Творца о Пинхасе. И мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что сначала поступок Пинхаса в среде сынов Израиля спровоцировал неоднозначную реакцию. О нем говорили неуважительно.

— Посмотрите на этого внука Пути! — говорили некоторые. — Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам. А он убил предводителя одного из колен Израиля!

В действительности, отец Пинхаса, Элазар, был женат на дочери Итро. У Итро было семь имен и прозвищ, каждое из которых отображало одну из сторон его многогранной личности. Так, было у него имя Путиэль, намекавшее на то, что он откармливал (питэм) телят для языческих культов.

Откармливать — это еще не означает приносить в жертву, совершать служение. Так что, выражение «откармливал телят» могло быть использовано и в переносном смысле.

Возможно, Итро изучил все виды языческих культов, был крупнейшим специалистом в области идоловедения, но не выходил за рамки кабинетного ученого-теоретика. Он консультировал практикующих жрецов и даже самого египетского фараона, хотя сам, по всей видимости, скорее всего, колдовством и языческими ритуалами не пользовался.

Пинхас, когда совершил героический поступок, и остановил мор в стане Израиля, был довольно молод. В то время как сочетание зависти и злобы — не позволяет некоторым людям адекватно воспринять чей-то успех. Героя всячески стараются ошельмовать и унизить. Ради этого не жаль вспомнить и «откормленных телят» Итро.

Но Всевышний становится на сторону Пинхаса и указывает на его происхождение от Аарона.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 82) поступок Пинхаса описывается так.

Увидев, что глава колена Шимона, Зимри бен Салу, на глазах у всех привел в стан женщину из Мидьяна и придался с ней разврату, Пинхас восстановил в памяти закон, что ревнитель должен остановить непотребство. Он пришел с этим к Моше.

— Читающий послание, — сказал ему Моше, — должен первым выполнить то, что в нем говорится...

Этими словами Моше разрешил Пинхасу искоренить разврат из среды сынов Израиля. И Пинхас спасает свой народ от гибели.

В нашей недельной главе подчеркивается, что Пинхас — внук Аарона, о котором сказано, что он «любил мир и стремился его упрочить, любил людей и приближал их к Торе» (трактат Авот, гл. 1, м. 12).

Таким образом, Всевышний свидетельствует, что поступок Пинхаса продиктован не злобой, не жестокостью, не завистью, но — исключительно милосердием и любовью, милосердием к сынам Израиля и любовью к Творцу.

В Торе четко расставлены приоритеты. Она — на стороне тех, кто движим состраданием и стремлением творить добро, а злобных шельмователей она решительно отвергает...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 



 

 

2. Когда очень стремишься выполнить заповедь — Свыше помогают

 

В конце прошлой недельной главы рассказывается, как Пинхас, пронзив копьем оскверняющих Имя Всевышнего, прекратил мор в среде сынов Израиля.

Наша недельная глава начинается с того, что Творец дает оценку его поступку — «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В книге Зогар говорится, что человек не в состоянии чего-то добиться своими силами. Во всем ему требуется помощь Небес. И на реализацию всех основных жизненных потребностей — поиски пары для создания семьи, приобретение дома, достойный заработок — требуется Милосердие Творца. Участие Свыше особенно необходимо там, где речь идет о заповедях. Обзавестись кошерным тефилином, выбрать прекрасный этрог, написать Свиток Торы, построить микву… Если не будет на это Воли Всевышнего — не помогут никакие усилия и ухищрения.

Порой помощь Свыше заключается в том, что чистые души из духовных миров даются человеку в помощники — чтобы у него было больше сил для достижения поставленных целей и выполнения заповедей.

Раби Шмуэль Ди Озейда (автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль) впервые встретился с Ари hа-кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), когда был мало кому известным 16-летним юношей. Он пришел к нему в бейт мидраш (дом учения), и великий Ари встал ему навстречу и очень тепло его поприветствовал.

Ученики очень удивились, увидев, какого приема удостоился этот отрок. Когда Шмуэль ушел, ученики обступили рава и стали расспрашивать его о госте.

— Знайте, что он сегодня совершил очень благородный поступок, но я встал вовсе не перед ним, а перед тем, кто сопровождал его в этом, ободрял и придавал силы.

Тогда особо любознательные бросились догонять Шмуэля, чтобы выяснить подробности.

— Я не совершил ничего особенного, — удивился Шмуэль столь пристальному вниманию к своей персоне.

Затем, почувствовав со стороны ребят симпатию и искреннее желание научиться чему-то хорошему, рассказал:

— Сегодня, еще засветло, я шел в синагогу на утреннюю молитву. Было довольно зябко, и я кутался в свой плащ. Вдруг я услышал душераздирающие крики и плач. Прибежав на голос, я увидел рыдающего человека в исподнем, которого только что раздел бессовестный грабитель. Сквозь слезы бедняга поведал мне, что это была его единственная одежда. Тогда я отдал ему свой плащ. Ведь дома у меня был еще субботний. Его вы на мне сейчас и видите.

Кто бы что ни говорил, но снять с себя плащ холодным зимним утром и отдать его незнакомому человеку — это очень достойный поступок. И если человек, проникнувшись чужой болью, обнаруживает в себе желание помочь, то он обретает Свыше помощника.

Когда Пинхас решил встать на сторону Всевышнего, ему в помощь были посланы души сыновей Аарона, Надава и Авиhу. Намек на это содержится в нашей фразе. Ведь в ней рядом с именем Пинхаса, дважды упомянуто слово «сын» — намек на двух сыновей Аарона.

 

на основе комментария рава Шмуэля бар Ицхака Ди Озейды

(автор книги «Мидраш Шмуэль», вторая половина 16-го века, Цфат, Израиль)

 

 

3. Пинхас — это пророк Элиягу

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Известно, что душа Пинхаса переродилась в пророка Элиягу.

На исходе шаббата, после Авдалы, во многих общинах принято петь особый пиют (песнь), посвященный пророку Элиягу. И, если не весь пиют — то хотя бы припев: «Элиягу пророк, Элиягу из места Тишби, что в Гиладе, вскорости придет к нам вместе с царем Машиахом, потомком царя Давида».

Этот пиют построен в алфавитном порядке, в нем есть такой куплет: «Счастлив тот, кто видел его (Элиягу) лик во сне. Счастлив тот, кто поприветствовал его словом «шалом!». Счастлив тот, кому он ответил. Да удостоимся мы увидеть его лик во сне».

В книге рава Йосефа Каро Магид ми-Йешарим объясняется, что существует три уровня, связанные с пророком Элиягу, каждый из которых свидетельствует о высокой духовности человека.

Первый уровень — увидеть его во сне. Такого удостаивается далеко не каждый.

Следующий уровень — не просто его увидеть, но еще и догадаться поприветствовать, произнеся «шалом!».

И наконец, самый высокий — удостоиться ответного приветствия. Если кто-то увидел пророка Элиягу во сне и поприветствовал его, а тот поприветствовал его в ответ — значит, у этого человека есть удел в Будущем мире.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 98) рассказывается, что Элиягу как-то открылся раби Йегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, середина 3-го века). И тот начал расспрашивать его о Машиахе.

— Я дам тебе возможность самому с ним поговорить напрямую.

После того, как разговор состоялся, Элиягу спросил о его содержании.

— Я поздоровался, и он мне ответил.

— Если ты удостоился его ответа, то знай, что и у тебя и у твоего отца есть удел в Будущем мире!

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Пинхас и Элиягу противостоят смерти

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности. Поэтому провозгласи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11-12).

Пинхас восстановил мир между Всевышним и Его народом. То же самое произойдет и в конце дней. И в Танахе об этом сказано: «Вот Я посылаю к вам пророка Элиягу перед наступлением великого и страшного дня. И возвратит он сердце отцов сыновьям» (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 23-24).

Пинхас остановил мор и восстановил мир и согласие. А в будущем Элиягу установит мир и согласие в народе и обратит к Творцу сердца сынов Израиля. Потому что Пинхас, как говорится в Мидраше Ялкут Шимони — это и есть Элиягу.

Гематрия (числовое значение) имени «Элиягу» составляет 52, у имени «Пинхас» — 208, то есть — ровно в четыре раза больше. И эта «четверка» играет важную роль.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 4) говорится, что малаху (в условном переводе — ангелу) Михаэлю, чтобы оказаться в нашем мире, нужно сделать всего одно усилие. Михаэль связан с водой и милосердием, и люди в нем часто нуждаются, поэтому ему требуется высокая скорость.

Малаху Гавриэлю, который олицетворяет огонь и строгость закона дана возможность достигать нашего мира чуть медленнее — за два усилия. Чтобы нарушитель успел раскаяться до его прибытия.

Элиягу связан с четырьмя стихиями: огнем, водой, землей и ветром. Поэтому ему, чтобы оказаться среди людей, требуется четыре усилия.

Самый медлительный малахмалах hа-мавет (отвечающий за смерть). У него дорога занимает восемь усилий. Впрочем, во время глобальных бедствий и эпидемий, он справляется за одно усилие.

В книге Зогар сказано, что перед пророком Элиягу стояла цель — исправить ошибку первого человека.

Плод с Дерева познания Добра и Зла был съеден преждевременно. Как написано: «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему» (Берешит, гл. 3, ст. 6).

В оригинале в этой фразе — четыре слова,  которые начинаются с буквы вав, а вторая у них тав.

Слово «мавет» (смерть) состоит из трех букв, две из которых — вав и тав. Таким образом, Сатан, он же — малах hа-мавет, и по совместительству — тот самый Змей, уговоривший Хаву, обложил людей с четырех сторон (поэтому четыре слова с буквами вав и тав). Но окончательное решение о смертности человечества не было принято, пока к буквам вав и тав не была добавлена мем из слова «мипирйо» (от его плодов), так, что получилось — мавет.

Уже тогда зародилась идея присутствия в мире того, кто может противостоять смерти. Поэтому Сатану удалось добиться результата, лишь с четырех попыток.

Идея эта была реализована в Пинхасе, остановившем мор. Свое развитие она получила в пророке Элиягу. Четырехкратная гематрия его имени соответствует гематрии имени «Пинхас».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Чему можно научиться у Пинхаса

 

Каждую неделю мы читаем новую главу из Торы, чтобы обогатить свою жизнь, воспользовавшись мудрыми советами и наставлениями. В нашей главе мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в Моей ревности. Поэтому провозгласи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11-12).

Чему нас учит Пинхас своим поступком?

Прежде всего — самоотверженности.

Человеку следует выполнять заповеди не только тогда, когда ему хочется или удобно, но, если требуется — он должен преодолеть себя, пойти против течения.

Пинхас был героем-одиночкой. Он не побоялся вступить в открытый поединок с кривдой. Его не остановил ни высокий статус оппонента, ни присутствие вооруженной охраны. Когда речь идет о выполнении заповедей, личные интересы отходят на второй план.

Пинхас действовал во имя Небес, и именно это должно стать главным побудительным мотивом человека во всех его поступках.

Некий бедняк по имени Хаим засиделся в синагоге после вечерней молитвы. В желудке пусто, зато голова будет лучше работать, — подумал он и снял с полки том Талмуда.

Разобрав сложную тему, он вышел из синагоги в хорошем расположении духа. И вдруг услышал громкие возгласы и звон монет. Трое евреев играли в карты, с азартом швыряя деньги на стол. Хаим подступил к ним в праведном гневе:

— Как вам не стыдно?! Так разбазаривать свое время и деньги!

Игроки в смущении начали просить прощения.

— Не у меня просите, обращайтесь к Творцу, — продолжил наставлять их Хаим.

Те собрали все деньги, что были на столе и отдали их бедняку.

— Добрый человек! По твоей одежде видно, что ты в серьезной нужде. Возьми эти деньги. Мы все равно были готовы их проиграть. Тебе они нужнее...

Хаим, хоть и не сразу, но все же поддался их уговорам. На какое-то время его положение улучшилось, но потом деньги кончились, и нужда снова стала его одолевать.

У тех трех евреев, тоже не сложилось. Они уже впали в зависимость, поэтому после небольшого перерыва, опять вернулись к азартным играм.

Между тем, наступил месяц нисан, и на горизонте замаячил Песах. А Хаим даже не представлял, где раздобыть средства, чтобы отметить его как положено.

Но вот, ему в голову пришла идея — почему бы снова не наведаться к тем игрокам, может, они снова ему помогут?

Хаим наблюдал некоторое время за игрой из укромного места, и когда на столе скопилась приличная сумма, он вышел из своего укрытия и произнес обличительную речь. Игроки, дико ругаясь, набросились на него с кулаками и так отделали, что до самого Песаха он не мог встать с кровати.

Вновь обретя способность ходить, Хаим первым делом отправился к раввину за разъяснениями.

И тот ему объяснил, что первый раз он действовал искренне и во имя Небес. Поэтому и заслужил вознаграждение. Следующее же его появление перед игроками было меркантильным — чтобы разжиться деньгами. Так что, плачевный итог этого предприятия не должен удивлять...

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Ее хотят подселить, а она мне не нравится…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля