Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ПИНХАС»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так
называется?
По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше:
Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.
Обсуждение
главы «Пинхас»
1. Пеор против золотого тельца
Всевышний высоко оценивает
поступок Пинхаса. И мы в нашей недельной главе читаем: «Пинхас, сын Элазара,
внук Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав обо
Мне среди них» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, почему в описании происхождения Пинхаса указан не только его
отец, Элазар, но еще и дед — Аарон.
Некоторые евреи неуважительно
отзывались о Пинхасе. «Посмотрите на этого внука Пути! — говорили они. — Его дед
по матери, Итро (он же Путиэль), откармливал тельцов для жертвоприношений
идолам. Так что не удивительно, что его потомок убил предводителя одного из
колен Израиля!».
Чтобы заставить наглецов
замолчать, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83) в
Торе указано, что он происходит от Аарона.
Пинхас убил Зимри, главу колена
Шимона. И вместе с ним — Козби, мидьянскую принцессу.
Девушки Мидьяна соблазняли
еврейских мужчин, распространяя разврат и распутство, и подбивали их служить
языческому божеству Пеору.
До инцидента с Пеором евреи
«отличились» поклонением тельцу, отлитому из золота. Казалось бы, и то и другое
— идолопоклонство, язычество. Однако между этими двумя культами существует
принципиальное различие. Один, в каком-то смысле — противоречит другому.
Поклонение Пеору представляло
собой срам в чистом виде. Ничего более постыдного за всю свою историю язычество
не знало. Обряд служения Пеору заключался в испражнении на него. С целью —
продемонстрировать, что божок не выше своего творения, но — рядом с ним, и в
буквальном смысле готов на равных участвовать во всех процессах человеческой
жизнедеятельности, включая и те, что не принято выставлять на всеобщее
обозрение.
Что касается поклонения отлитому
из золота тельцу — оно, хоть и несло в себе сущностную ошибку, в некоторых
аспектах было все же ближе к вере народа Израиля. Телец, по замыслу его
создателей, должен был стать проводником Шехины (Присутствия Всевышнего)
в нашем мире. То есть в случае с тельцом, проблема была не в цели, но в ее
реализации.
Зная, что евреи запятнали себя
служением тельцу, Балак задумал столкнуть их еще ниже. Поэтому он «отвел Билама
на вершину Пеора» (Бамидбар, гл. 23, ст. 28). Чтобы Билам проклял
сынов Израиля прямо из пеоровской отхожей ямы.
Но Билам «в этот раз не
использовал ворожбу, он обратил лицо к пустыне» (там же, гл. 24, ст. 1).
Раши в своем комментарии
ссылается на перевод-комментарий Онкелоса (великий Учитель Торы времен
написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство;
племянник римского императора Тита), который пишет, что Билам обратил свое лицо
к тому месту, где евреи поклонялись золотому тельцу.
То есть отправной точкой для
проклятия Билам избрал не служение (потенциальное) Пеору, но — именно поклонение
тельцу.
И действительно, хотя в
дальнейшем некоторые евреи и согласились, поддавшись уговорам мидьянских женщин,
послужить туалетному божку — они делали это, как написано в книге Зогар,
только для того, чтобы опозорить и унизить его. Тогда как золотому тельцу
поклонялись — искренне.
Когда Пинхас, сын дочери Итро,
убил Зимри за участие в служении Пеору, наглецы и циники стали насмехаться над
ним. «Глядите! — говорили они. — Его дед откармливал тельцов для
идолопоклонства, а он возомнил себя неизвестно кем и убил главу колена Шимона!».
Упомянув тельцов, они намекали
на поклонение золотому тельцу. Мол, Пинхас действовал не во Имя Небес, но — в
глубине души сочувствовал золотому тельцу и именно из-за этого ненавидел культ
Пеора (ведь один, как сказано выше, противоречил другому).
Поэтому Всевышний, который, в
отличие от неумных наглецов, действительно читает в сердцах людей, заявил во
всеуслышание: «Пинхас, сын Элазара, внук Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев
от сынов Израиля, возревновав обо Мне среди них".
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
2.
Пинхас действовал как неофит? Три довода в его защиту
Всевышний, говоря о Пинхасе,
упоминает не только его отца, но и деда. Как сказано: "Пинхас, сын Элазара, внук
Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев от сынов Израиля, возревновав обо Мне
среди них» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
Некоторые евреи говорили о
Пинхасе весьма нелицеприятно, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). «Посмотрите на этого
внука Пути! — говорили они. — Его дед по матери, Итро (он же Путиэль),
откармливал тельцов для жертвоприношений идолам. Так что, не удивительно, что
его потомок убил предводителя одного из колен Израиля!».
Чтобы успокоить страсти, —
отмечают Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83), Всевышний
велел Моше указать в Торе, что Пинхас произошел от Аарона.
Но чем было вызвано брожение
умов?
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 70) встречается неоднозначное высказывание Учителей, что геры
(бывшие неевреи, присоединившиеся к народу Израиля) — подобны коросте на теле
Израиля.
Учителя эпохи Тосафот
(Германия, Франция, 12-13 вв.) разъясняют, что геры, для которых
выполнение заповедей внове, прилепляются к ним, изучают их досконально и
стараются исполнять тщательнейшим образом, вкладывая в это сердце и душу.
Впрочем, вы и сами прекрасно
осведомлены о качествах, присущих неофитам. Так вот, геры, старательно
служащие Творцу, могут стать живым упреком евреям, тем из них, кто выполняет
заповеди с ленцой и прохладцей.
— Смотрите, — говорит Всевышний,
— вы, евреи по рождению, получили еврейское воспитание, прекрасное образование
и, несмотря на это — манкируете выполнением заповедей. А геры не росли в
еврейской семье, дедушка не брал их с собой в синагогу, они не учились в хедерах
и йешивах. Но они — обошли вас, обскакали во всем.
Неприятно евреям. С тяжелым
вздохом признают они правоту обвинений, и от этого им неприятно вдвойне. Вот и
злятся они на геров, воспринимают их, как «лишай», как «коросту». Ведь,
если бы не было их — не было бы и горьких упреков.
Есть и другая группа геров.
Пройдя гиюр (процесс присоединения к еврейскому народу) по «облегченной»
или «ускоренной» программе, они, получив необходимые документы — вскоре
облегчают себя от кип, длинных рукавов и закрытых платьев, а вместе с этим — и
от всего выученного для экзамена.
Мало нам несоблюдающих евреев,
так теперь к ним еще и эти добавились. И кто им только разрешил присоединиться!?
— недоумевают на Небесах. Оттуда, сверху, они выглядят действительно как лишай,
лишай на теле Израиля.
Но сейчас мы говорим только о
первой отмеченной здесь группе геров — о ревностных неофитах.
Что говорили о Пинхасе те, кто
был недоволен его поступком?
Что он — внук Пути.
Действительно, его матерью была
прошедшая гиюр дочь Итро.
Некоторые евреи считали, что
поступок Пинхаса объясняется неофитством, унаследованным им от матери. И теперь
из-за его чрезмерного рвения, тень падет на всех евреев, ведущих свое
происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова.
На это ответил Всевышний, что,
во-первых, Пинхас по чистоте крови ничем не уступает остальным, ибо он — внук
главного коэна Аарона. А во-вторых, он действовал, охваченный не задором
неофита, но — ревностью за Творца мираа. И в третьих, Пинхас «отвратил Гнев
Всевышнего от сынов Израиля». Не навлек, но — отвратил.
И это —три довода в защиту
Пинхаса.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
3. Почему в Шавуот не
упомянуто приношение хатат
Сам Всевышний свидетельствует о
героическом поступке Пинхаса. И в нашей недельной главе мы читаем: «Пинхас...
отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав обо Мне среди них» (Бамидбар,
гл. 25, ст. 11).
Здесь привлекает внимание
выражение «среди них».
Разве не достаточно было сказать
— «возревновав обо Мне»?
Мы прекрасно осведомлены, что
акт мести Пинхас совершил в стане сынов Израиля. Так зачем понадобилось еще и
это добавление — «среди них»?
Когда Зимри среди бела дня, на
глазах у всех, привел в еврейский стан нееврейку и уединился с ней в своем шатре
— у многих в этот момент вскипела «ярость благородная».
Эта ярость была спровоцирована
осквернением Имени Всевышнего, происходившим прямо перед ними. Только ярость эту
они, молча ли, пополам ли со слезами, но все же — проглотили, не дав ей излиться
наружу. Никому кроме Пинхаса не хватило решительности совершить то, что в этот
момент требовалось совершить. Из всего стана, один только Пинхас повел себя
по-мужски. Он взял копье и прикончил развратников на месте, отвратив этим Гнев
Всевышнего от сынов Израиля.
Теперь мы можем лучше понять
слова Творца — «возревновав за Меня среди них». Ревность была у многих «среди
них». Но возревновал, вывел ее наружу и воплотил в конкретный поступок — только
Пинхас.
Сказано в Талмуде (трактат
Бейца, лист 25), что сыны Израиля могут отличаться среди народов мира
и отвагой и наглостью. Под отвагой следует понимать — служение и верность
Творцу, несмотря ни на что, невзирая на угрозы. Благодаря священной отваге еврей
— не допустит осквернение Имени Всевышнего, чего бы это ему ни стоило. Священная
отвага со знаком минус — невиданная наглость.
Зимри не постеснялся предстать с
чужестранкой перед Моше и потребовать, чтобы тот разрешил ему ее. Зимри имел
наглость сравнить эту язычницу, поклоняющуюся Пеору, с Ципорой, женой Моше,
прошедшей гиюр и строго соблюдающей все заповеди.
Не получив согласия от Моше,
Зимри все равно повел смазливую нееврейку в свой шатер.
Видя все это, Пинхас сказал
себе: «Если имя Творца оскверняется прилюдно, если злодей не стыдится своей
наглости — я, тем более, не должен стыдиться своей ревности, ревности за
Всевышнего, за его попранное Имя».
Выражение «среди них» содержит в
себе намек, с помощью которого можно прийти к правильной оценке произошедшего.
Пинхас увидел, с какой наглостью
злодеи совершают свои прегрешения, что они не стесняются публично осквернять Имя
Творца. И это побудило его действовать — с наглостью, с наглостью со знаком плюс
— с отвагой, священной отвагой.
Изученным принципом мы можем
воспользоваться и для анализа сложного для понимания фрагмента в недельной главе
Ваишлах.
Там, когда Яаков посылает
вестников к Эсаву, он просит их передать своему брату, такие слова: «С Лаваном
жил я» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век)объясняет, что словосочетание «жил я» (в оригинале — гарти) состоит
из тех же букв, что и слово «тарьяг», обозначающее 613 заповедей.
Таким образом, Яаков хотел
сказать своему брату Эсаву, что, несмотря на то, что он жил среди злодеев,
подобных Лавану, он все же остался верным Торе и заповедям.
А мы с вами теперь в состоянии
открыть более глубокий смысл заявления Яакова.
«Я жил рядом с Лаваном и прочими
злодеями, — рассуждает Яаков, — и это не помешало мне остаться соблюдающим
евреем. Но, пожив рядом с Лаваном и не нарушив ни одной заповеди, я так и не
научился у них исполнять заповеди с тем же вдохновением и огоньком, с коими
Лаван и его окружение совершают свои прегрешения.
на основе комментариев рава Леви-Ицхака из Бердичева
(один
из самых известных Учителей последних столетий, автор книги «Кедушат Леви!;
Белоруссия, вторая половина 18-го века)
и
Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
4.
Хотят очернить —
всегда найдут, что написать, а не найдут — выдумают
Написано в нашей недельной
главе: «Пинхас, сын Элазара, внук Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев от
сынов Израиля, возревновав за Меня среди них» (Бамидбар, гл. 25,
ст. 11).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век)объясняет, что в происхождении Пинхаса указан не только его отец, Элазар, но
еще и дед, Аарон, потому что некоторые евреи, желая очернить Пинхаса,
неуважительно, резко отзывались о нем. «Посмотрите на этого внука Пути!, —
говорили они. — Его дед по матери, Итро (он же Путиэль) откармливал тельцов для
жертвоприношений идолам. Так что, не удивительно, что его потомок убил
предводителя одного из колен Израиля!».
Чтобы не дать распространиться
гнусной клевете, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист
83), Всевышний упомянул его происхождение от Аарона.
Говоря о том, что дед Пинхаса
Итро откармливал тельцов для языческих жертвоприношений и служения идолам,
очернители намекали на поклонение золотому тельцу. Но ни сам Пинхас, ни даже
Итро, к золотому тельцу не имели никакого отношения. А вот те люди, что пытались
вывалять Пинхаса в грязи, и их отцы — принимали самое непосредственное участие в
идолопоклонстве.
Так как же они посмели попрекать
Пинхаса его дедом Итро, который служил идолам до того, как принял гиюр
(присоединился к еврейскому народу). В то время, как сами они делали это, будучи
евреями по рождению.
Когда хотят выпустить пасквиль,
всегда найдут, что написать. Правда это, полуправда, вымысел, лишь кажущийся
правдой, или вовсе клевета — авторов пасквиля не слишком заботит. Одно только
можно сказать с уверенностью — пасквиль непременно будет содержать море
злословия, и изобиловать ничем не обоснованными сплетнями. Очень часто авторы
пасквиля сами грешат тем, в чем обвиняют других, к тому же — в гораздо более
серьезных масштабах.
Вот уж действительно.
Обнаруживая соломинку в чужом глазу — в собственном глазу не замечают целую
лесопилку. Или, как сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 70):
Обвиняющий ближнего в изъяне — несет этот изъян в себе.
Рава Амрама Блоя называли
иерусалимским ревнителем. Когда на границе с религиозным районом, в котором он
жил, открылся кинотеатр, работавший семь дней в неделю (включая субботу), рав
Амрам не остался равнодушным к осквернению шаббата. Он вошел в кинотеатр,
как был, в субботней одежде, подошел к кассе и просунул голову в окошко.
Амрам Блой, надо сказать, был
богатырского сложения и весьма внушительного роста. Поэтому, когда он
забаррикадировал собой кассу, к ней больше никто не мог подступиться. И так он
проделывал каждый шаббат. Били его нещадно, но он продолжал стоять,
сколько мог, препятствуя осквернению субботы.
Однажды, после особо жестоких
побоев от сторонников культуры и просвещения, рав Блой слег в больницу. Ребе из
Сатмара посетил его. Он был очень впечатлен ревностью рава Блоя во Имя
Всевышнего.
— Если бы ко мне присоединилось
еще хотя бы несколько соблюдающих евреев, — вздохнул раби Амрам, — мы смогли бы
добиться большего.
— Несколько соблюдающих евреев!
— усмехнулся Сатмарский Ребе. — Скажи спасибо, что ты не получил от них пару
хороших тумаков и дюжину крепких затрещин!
— Но за что?
— За то, что провоцируешь
власти. Да-да, твоя ревность, в глазах многих, к сожалению — провокация…
От себя замечу, что ревность
рава Амрама Блоя не имеет ничего общего с организованными беспорядками
последнего времени. От них страдают ни в чем не повинные люди, не причастные к
конфликту.
Но вернемся к Пинхасу.
Он не случайно действовал
совершенно открыто, не думая о собственной безопасности. Этим он искупил
всеобщую нерешительность и неспособность дать адекватный ответ наглецу Зимри. И
этим же он — отвратил Гнев Всевышнего.
Постараюсь это объяснить.
В том, что Пинхас поразил Зимри,
не заботясь о собственной защите, был глубокий смысл.
Никто из сынов Израиля, включая колено Шимона, главой которого был Зимри — не
посмел мстить Пинхасу. И вот почему.
Если бы кто-то поднял на Пинхаса
руку или просто попытался бы его остановить, он бы сразу попал в немилость к
Всевышнему. Это началось бы с вопроса, на который оппонент Пинхаса не сумел бы
ответить.
И в самом деле. Как ответить на
вопрос — почему ты атакуешь Пинхаса и мешаешь ему реализовать его праведную
ревность, а Зимри даже не попытался воспрепятствовать заниматься развратом и
идолопоклонством?
Пинхаса никто даже пальцем не
тронул. И у каждого еврея теперь нашлось оправдание: «Я не выступил против
Зимри, потому что мои душевные качества не позволяют мне пропить братскую кровь.
А в качестве доказательства, я могу привести факт, что и на Пинхаса я не поднял
руки».
на основе комментария Сефорно
(аби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век)
5. У кого больше
награда — у телохранителя или инструктора по лыжам?
Объяснив, в чем заслуга Пинхаса,
Всевышний продолжает: «Поэтому провозгласи Вот Я заключаю с ним Мой Союз мира»
(Бамидбар, гл. 25, ст. 12).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 21), комментируя эту фразу, Учителя
говорят, что эта награда (Союз мира) досталась Пинхасу по праву.
Но разве кто-то мог подумать,
что Всевышний заключил с Пинхасом Союз мира не по праву?
Пинхас своим героическим
поступком остановил мор в среде Израиля. Конечно же, награда за это ему
полагалась.
В недельной главе Корах
рассказывается о том, как Аарон остановил мор. И там мы прочли: «И вот мор
начался среди народа, и принес смесь благовоний, чтобы искупить народ. И встал
он между мертвыми и живыми, и прекратился мор» (Бамидбар, гл. 17,
ст. 12-13).
Тогда Всевышний подтвердил право
Аарона на то, чтобы быть главным коэном (его посох расцвел), но Союз мира
с ним — не заключил.
Так почему же Пинхас удостоился
этого Союза. Да еще, как подчеркивают Учителя в Мидраше — по праву?
Объясню это на примере, и в
качестве такового расскажу историю, которая вполне могла произойти, если и не в
реальной жизни, то, по крайней мере — в каком-нибудь голливудском фильме.
После победы на выборах
американский президент решил выразить благодарность своим избирателям. И
отправился в турне по Штатам, в которых он пользовался особой поддержкой.
Во время одного из его
выступлений террористу удалось приблизиться к нему и даже достать пистолет.
Только отменная реакция телохранителя спасла президенту жизнь.
На следующий день все газеты
поместили сообщения о случившемся. Президент США поблагодарил своего
телохранителя в теплой прочувствованной речи.
После этого случая президент,
прежде чем приступить к работе, изъявил желание отдохнуть пару дней. Он едет в
горы покататься на лыжах.
Президент был отличным лыжником,
и во время спуска — оторвался от своей охраны. И только лыжный инструктор мог за
ним успевать, продолжая быть рядом.
Вдруг на пересечении двух трасс
к ним стал стремительно приближаться какой-то человек. Поравнявшись с ними, он
бросил палки, и в его руке оказалась «беретта».
Инструктор толкнул президента, и
тот упал, а пуля просвистела прямо над ним. Не сбавляя скорости, инструктор
налетел на стрелявшего и сбил его с ног еще до того, как прозвучал следующий
выстрел. Подоспевшим охранникам удалось без труда обезоружить террориста.
Вечерние газеты украшал портрет
инструктора по лыжам, а президент, исполнившись благодарности, презентовал ему
два миллиона долларов из своих личных средств.
Многие тогда спрашивали
президента, почему он поблагодарил спасшего его телохранителя лишь на словах, а
инструктора по лыжам наградил такой большой денежной суммой.
Сверкая улыбкой, президент
отвечал, что телохранитель находился при исполнении своих прямых обязанностей,
защита президента — его работа, за которую он получает зарплату. В обязанности
инструктора по лыжам вовсе не входит задача спасать президента от пули и
врезаться в террористов. Потому и его награда — больше.
Теперь вернемся к Пинхасу.
Он был внуком Аарона, который
всегда стремился к миру. Пинхас унаследовал это качество. Убивать людей ему было
несвойственно. Поэтому за свой поступок он и удостоился особой награды.
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ПИНХАС»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так
называется?
По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше:
Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.
Обсуждение
главы «Пинхас»
1. Пеор против золотого тельца
Всевышний высоко оценивает
поступок Пинхаса. И мы в нашей недельной главе читаем: «Пинхас, сын Элазара,
внук Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав обо
Мне среди них» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, почему в описании происхождения Пинхаса указан не только его
отец, Элазар, но еще и дед — Аарон.
Некоторые евреи неуважительно
отзывались о Пинхасе. «Посмотрите на этого внука Пути! — говорили они. — Его дед
по матери, Итро (он же Путиэль), откармливал тельцов для жертвоприношений
идолам. Так что не удивительно, что его потомок убил предводителя одного из
колен Израиля!».
Чтобы заставить наглецов
замолчать, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83) в
Торе указано, что он происходит от Аарона.
Пинхас убил Зимри, главу колена
Шимона. И вместе с ним — Козби, мидьянскую принцессу.
Девушки Мидьяна соблазняли
еврейских мужчин, распространяя разврат и распутство, и подбивали их служить
языческому божеству Пеору.
До инцидента с Пеором евреи
«отличились» поклонением тельцу, отлитому из золота. Казалось бы, и то и другое
— идолопоклонство, язычество. Однако между этими двумя культами существует
принципиальное различие. Один, в каком-то смысле — противоречит другому.
Поклонение Пеору представляло
собой срам в чистом виде. Ничего более постыдного за всю свою историю язычество
не знало. Обряд служения Пеору заключался в испражнении на него. С целью —
продемонстрировать, что божок не выше своего творения, но — рядом с ним, и в
буквальном смысле готов на равных участвовать во всех процессах человеческой
жизнедеятельности, включая и те, что не принято выставлять на всеобщее
обозрение.
Что касается поклонения отлитому
из золота тельцу — оно, хоть и несло в себе сущностную ошибку, в некоторых
аспектах было все же ближе к вере народа Израиля. Телец, по замыслу его
создателей, должен был стать проводником Шехины (Присутствия Всевышнего)
в нашем мире. То есть в случае с тельцом, проблема была не в цели, но в ее
реализации.
Зная, что евреи запятнали себя
служением тельцу, Балак задумал столкнуть их еще ниже. Поэтому он «отвел Билама
на вершину Пеора» (Бамидбар, гл. 23, ст. 28). Чтобы Билам проклял
сынов Израиля прямо из пеоровской отхожей ямы.
Но Билам «в этот раз не
использовал ворожбу, он обратил лицо к пустыне» (там же, гл. 24, ст. 1).
Раши в своем комментарии
ссылается на перевод-комментарий Онкелоса (великий Учитель Торы времен
написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство;
племянник римского императора Тита), который пишет, что Билам обратил свое лицо
к тому месту, где евреи поклонялись золотому тельцу.
То есть отправной точкой для
проклятия Билам избрал не служение (потенциальное) Пеору, но — именно поклонение
тельцу.
И действительно, хотя в
дальнейшем некоторые евреи и согласились, поддавшись уговорам мидьянских женщин,
послужить туалетному божку — они делали это, как написано в книге Зогар,
только для того, чтобы опозорить и унизить его. Тогда как золотому тельцу
поклонялись — искренне.
Когда Пинхас, сын дочери Итро,
убил Зимри за участие в служении Пеору, наглецы и циники стали насмехаться над
ним. «Глядите! — говорили они. — Его дед откармливал тельцов для
идолопоклонства, а он возомнил себя неизвестно кем и убил главу колена Шимона!».
Упомянув тельцов, они намекали
на поклонение золотому тельцу. Мол, Пинхас действовал не во Имя Небес, но — в
глубине души сочувствовал золотому тельцу и именно из-за этого ненавидел культ
Пеора (ведь один, как сказано выше, противоречил другому).
Поэтому Всевышний, который, в
отличие от неумных наглецов, действительно читает в сердцах людей, заявил во
всеуслышание: «Пинхас, сын Элазара, внук Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев
от сынов Израиля, возревновав обо Мне среди них".
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
2.
Пинхас действовал как неофит? Три довода в его защиту
Всевышний, говоря о Пинхасе,
упоминает не только его отца, но и деда. Как сказано: "Пинхас, сын Элазара, внук
Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев от сынов Израиля, возревновав обо Мне
среди них» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).
Некоторые евреи говорили о
Пинхасе весьма нелицеприятно, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). «Посмотрите на этого
внука Пути! — говорили они. — Его дед по матери, Итро (он же Путиэль),
откармливал тельцов для жертвоприношений идолам. Так что, не удивительно, что
его потомок убил предводителя одного из колен Израиля!».
Чтобы успокоить страсти, —
отмечают Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83), Всевышний
велел Моше указать в Торе, что Пинхас произошел от Аарона.
Но чем было вызвано брожение
умов?
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 70) встречается неоднозначное высказывание Учителей, что геры
(бывшие неевреи, присоединившиеся к народу Израиля) — подобны коросте на теле
Израиля.
Учителя эпохи Тосафот
(Германия, Франция, 12-13 вв.) разъясняют, что геры, для которых
выполнение заповедей внове, прилепляются к ним, изучают их досконально и
стараются исполнять тщательнейшим образом, вкладывая в это сердце и душу.
Впрочем, вы и сами прекрасно
осведомлены о качествах, присущих неофитам. Так вот, геры, старательно
служащие Творцу, могут стать живым упреком евреям, тем из них, кто выполняет
заповеди с ленцой и прохладцей.
— Смотрите, — говорит Всевышний,
— вы, евреи по рождению, получили еврейское воспитание, прекрасное образование
и, несмотря на это — манкируете выполнением заповедей. А геры не росли в
еврейской семье, дедушка не брал их с собой в синагогу, они не учились в хедерах
и йешивах. Но они — обошли вас, обскакали во всем.
Неприятно евреям. С тяжелым
вздохом признают они правоту обвинений, и от этого им неприятно вдвойне. Вот и
злятся они на геров, воспринимают их, как «лишай», как «коросту». Ведь,
если бы не было их — не было бы и горьких упреков.
Есть и другая группа геров.
Пройдя гиюр (процесс присоединения к еврейскому народу) по «облегченной»
или «ускоренной» программе, они, получив необходимые документы — вскоре
облегчают себя от кип, длинных рукавов и закрытых платьев, а вместе с этим — и
от всего выученного для экзамена.
Мало нам несоблюдающих евреев,
так теперь к ним еще и эти добавились. И кто им только разрешил присоединиться!?
— недоумевают на Небесах. Оттуда, сверху, они выглядят действительно как лишай,
лишай на теле Израиля.
Но сейчас мы говорим только о
первой отмеченной здесь группе геров — о ревностных неофитах.
Что говорили о Пинхасе те, кто
был недоволен его поступком?
Что он — внук Пути.
Действительно, его матерью была
прошедшая гиюр дочь Итро.
Некоторые евреи считали, что
поступок Пинхаса объясняется неофитством, унаследованным им от матери. И теперь
из-за его чрезмерного рвения, тень падет на всех евреев, ведущих свое
происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова.
На это ответил Всевышний, что,
во-первых, Пинхас по чистоте крови ничем не уступает остальным, ибо он — внук
главного коэна Аарона. А во-вторых, он действовал, охваченный не задором
неофита, но — ревностью за Творца мираа. И в третьих, Пинхас «отвратил Гнев
Всевышнего от сынов Израиля». Не навлек, но — отвратил.
И это —три довода в защиту
Пинхаса.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
3. Почему в Шавуот не
упомянуто приношение хатат
Сам Всевышний свидетельствует о
героическом поступке Пинхаса. И в нашей недельной главе мы читаем: «Пинхас...
отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав обо Мне среди них» (Бамидбар,
гл. 25, ст. 11).
Здесь привлекает внимание
выражение «среди них».
Разве не достаточно было сказать
— «возревновав обо Мне»?
Мы прекрасно осведомлены, что
акт мести Пинхас совершил в стане сынов Израиля. Так зачем понадобилось еще и
это добавление — «среди них»?
Когда Зимри среди бела дня, на
глазах у всех, привел в еврейский стан нееврейку и уединился с ней в своем шатре
— у многих в этот момент вскипела «ярость благородная».
Эта ярость была спровоцирована
осквернением Имени Всевышнего, происходившим прямо перед ними. Только ярость эту
они, молча ли, пополам ли со слезами, но все же — проглотили, не дав ей излиться
наружу. Никому кроме Пинхаса не хватило решительности совершить то, что в этот
момент требовалось совершить. Из всего стана, один только Пинхас повел себя
по-мужски. Он взял копье и прикончил развратников на месте, отвратив этим Гнев
Всевышнего от сынов Израиля.
Теперь мы можем лучше понять
слова Творца — «возревновав за Меня среди них». Ревность была у многих «среди
них». Но возревновал, вывел ее наружу и воплотил в конкретный поступок — только
Пинхас.
Сказано в Талмуде (трактат
Бейца, лист 25), что сыны Израиля могут отличаться среди народов мира
и отвагой и наглостью. Под отвагой следует понимать — служение и верность
Творцу, несмотря ни на что, невзирая на угрозы. Благодаря священной отваге еврей
— не допустит осквернение Имени Всевышнего, чего бы это ему ни стоило. Священная
отвага со знаком минус — невиданная наглость.
Зимри не постеснялся предстать с
чужестранкой перед Моше и потребовать, чтобы тот разрешил ему ее. Зимри имел
наглость сравнить эту язычницу, поклоняющуюся Пеору, с Ципорой, женой Моше,
прошедшей гиюр и строго соблюдающей все заповеди.
Не получив согласия от Моше,
Зимри все равно повел смазливую нееврейку в свой шатер.
Видя все это, Пинхас сказал
себе: «Если имя Творца оскверняется прилюдно, если злодей не стыдится своей
наглости — я, тем более, не должен стыдиться своей ревности, ревности за
Всевышнего, за его попранное Имя».
Выражение «среди них» содержит в
себе намек, с помощью которого можно прийти к правильной оценке произошедшего.
Пинхас увидел, с какой наглостью
злодеи совершают свои прегрешения, что они не стесняются публично осквернять Имя
Творца. И это побудило его действовать — с наглостью, с наглостью со знаком плюс
— с отвагой, священной отвагой.
Изученным принципом мы можем
воспользоваться и для анализа сложного для понимания фрагмента в недельной главе
Ваишлах.
Там, когда Яаков посылает
вестников к Эсаву, он просит их передать своему брату, такие слова: «С Лаваном
жил я» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век)объясняет, что словосочетание «жил я» (в оригинале — гарти) состоит
из тех же букв, что и слово «тарьяг», обозначающее 613 заповедей.
Таким образом, Яаков хотел
сказать своему брату Эсаву, что, несмотря на то, что он жил среди злодеев,
подобных Лавану, он все же остался верным Торе и заповедям.
А мы с вами теперь в состоянии
открыть более глубокий смысл заявления Яакова.
«Я жил рядом с Лаваном и прочими
злодеями, — рассуждает Яаков, — и это не помешало мне остаться соблюдающим
евреем. Но, пожив рядом с Лаваном и не нарушив ни одной заповеди, я так и не
научился у них исполнять заповеди с тем же вдохновением и огоньком, с коими
Лаван и его окружение совершают свои прегрешения.
на основе комментариев рава Леви-Ицхака из Бердичева
(один
из самых известных Учителей последних столетий, автор книги «Кедушат Леви!;
Белоруссия, вторая половина 18-го века)
и
Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го)
4.
Хотят очернить —
всегда найдут, что написать, а не найдут — выдумают
Написано в нашей недельной
главе: «Пинхас, сын Элазара, внук Аарона-коэна, отвратил Мой Гнев от
сынов Израиля, возревновав за Меня среди них» (Бамидбар, гл. 25,
ст. 11).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век)объясняет, что в происхождении Пинхаса указан не только его отец, Элазар, но
еще и дед, Аарон, потому что некоторые евреи, желая очернить Пинхаса,
неуважительно, резко отзывались о нем. «Посмотрите на этого внука Пути!, —
говорили они. — Его дед по матери, Итро (он же Путиэль) откармливал тельцов для
жертвоприношений идолам. Так что, не удивительно, что его потомок убил
предводителя одного из колен Израиля!».
Чтобы не дать распространиться
гнусной клевете, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист
83), Всевышний упомянул его происхождение от Аарона.
Говоря о том, что дед Пинхаса
Итро откармливал тельцов для языческих жертвоприношений и служения идолам,
очернители намекали на поклонение золотому тельцу. Но ни сам Пинхас, ни даже
Итро, к золотому тельцу не имели никакого отношения. А вот те люди, что пытались
вывалять Пинхаса в грязи, и их отцы — принимали самое непосредственное участие в
идолопоклонстве.
Так как же они посмели попрекать
Пинхаса его дедом Итро, который служил идолам до того, как принял гиюр
(присоединился к еврейскому народу). В то время, как сами они делали это, будучи
евреями по рождению.
Когда хотят выпустить пасквиль,
всегда найдут, что написать. Правда это, полуправда, вымысел, лишь кажущийся
правдой, или вовсе клевета — авторов пасквиля не слишком заботит. Одно только
можно сказать с уверенностью — пасквиль непременно будет содержать море
злословия, и изобиловать ничем не обоснованными сплетнями. Очень часто авторы
пасквиля сами грешат тем, в чем обвиняют других, к тому же — в гораздо более
серьезных масштабах.
Вот уж действительно.
Обнаруживая соломинку в чужом глазу — в собственном глазу не замечают целую
лесопилку. Или, как сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 70):
Обвиняющий ближнего в изъяне — несет этот изъян в себе.
Рава Амрама Блоя называли
иерусалимским ревнителем. Когда на границе с религиозным районом, в котором он
жил, открылся кинотеатр, работавший семь дней в неделю (включая субботу), рав
Амрам не остался равнодушным к осквернению шаббата. Он вошел в кинотеатр,
как был, в субботней одежде, подошел к кассе и просунул голову в окошко.
Амрам Блой, надо сказать, был
богатырского сложения и весьма внушительного роста. Поэтому, когда он
забаррикадировал собой кассу, к ней больше никто не мог подступиться. И так он
проделывал каждый шаббат. Били его нещадно, но он продолжал стоять,
сколько мог, препятствуя осквернению субботы.
Однажды, после особо жестоких
побоев от сторонников культуры и просвещения, рав Блой слег в больницу. Ребе из
Сатмара посетил его. Он был очень впечатлен ревностью рава Блоя во Имя
Всевышнего.
— Если бы ко мне присоединилось
еще хотя бы несколько соблюдающих евреев, — вздохнул раби Амрам, — мы смогли бы
добиться большего.
— Несколько соблюдающих евреев!
— усмехнулся Сатмарский Ребе. — Скажи спасибо, что ты не получил от них пару
хороших тумаков и дюжину крепких затрещин!
— Но за что?
— За то, что провоцируешь
власти. Да-да, твоя ревность, в глазах многих, к сожалению — провокация…
От себя замечу, что ревность
рава Амрама Блоя не имеет ничего общего с организованными беспорядками
последнего времени. От них страдают ни в чем не повинные люди, не причастные к
конфликту.
Но вернемся к Пинхасу.
Он не случайно действовал
совершенно открыто, не думая о собственной безопасности. Этим он искупил
всеобщую нерешительность и неспособность дать адекватный ответ наглецу Зимри. И
этим же он — отвратил Гнев Всевышнего.
Постараюсь это объяснить.
В том, что Пинхас поразил Зимри,
не заботясь о собственной защите, был глубокий смысл.
Никто из сынов Израиля, включая колено Шимона, главой которого был Зимри — не
посмел мстить Пинхасу. И вот почему.
Если бы кто-то поднял на Пинхаса
руку или просто попытался бы его остановить, он бы сразу попал в немилость к
Всевышнему. Это началось бы с вопроса, на который оппонент Пинхаса не сумел бы
ответить.
И в самом деле. Как ответить на
вопрос — почему ты атакуешь Пинхаса и мешаешь ему реализовать его праведную
ревность, а Зимри даже не попытался воспрепятствовать заниматься развратом и
идолопоклонством?
Пинхаса никто даже пальцем не
тронул. И у каждого еврея теперь нашлось оправдание: «Я не выступил против
Зимри, потому что мои душевные качества не позволяют мне пропить братскую кровь.
А в качестве доказательства, я могу привести факт, что и на Пинхаса я не поднял
руки».
на основе комментария Сефорно
(аби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век)
5. У кого больше
награда — у телохранителя или инструктора по лыжам?
Объяснив, в чем заслуга Пинхаса,
Всевышний продолжает: «Поэтому провозгласи Вот Я заключаю с ним Мой Союз мира»
(Бамидбар, гл. 25, ст. 12).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 21), комментируя эту фразу, Учителя
говорят, что эта награда (Союз мира) досталась Пинхасу по праву.
Но разве кто-то мог подумать,
что Всевышний заключил с Пинхасом Союз мира не по праву?
Пинхас своим героическим
поступком остановил мор в среде Израиля. Конечно же, награда за это ему
полагалась.
В недельной главе Корах
рассказывается о том, как Аарон остановил мор. И там мы прочли: «И вот мор
начался среди народа, и принес смесь благовоний, чтобы искупить народ. И встал
он между мертвыми и живыми, и прекратился мор» (Бамидбар, гл. 17,
ст. 12-13).
Тогда Всевышний подтвердил право
Аарона на то, чтобы быть главным коэном (его посох расцвел), но Союз мира
с ним — не заключил.
Так почему же Пинхас удостоился
этого Союза. Да еще, как подчеркивают Учителя в Мидраше — по праву?
Объясню это на примере, и в
качестве такового расскажу историю, которая вполне могла произойти, если и не в
реальной жизни, то, по крайней мере — в каком-нибудь голливудском фильме.
После победы на выборах
американский президент решил выразить благодарность своим избирателям. И
отправился в турне по Штатам, в которых он пользовался особой поддержкой.
Во время одного из его
выступлений террористу удалось приблизиться к нему и даже достать пистолет.
Только отменная реакция телохранителя спасла президенту жизнь.
На следующий день все газеты
поместили сообщения о случившемся. Президент США поблагодарил своего
телохранителя в теплой прочувствованной речи.
После этого случая президент,
прежде чем приступить к работе, изъявил желание отдохнуть пару дней. Он едет в
горы покататься на лыжах.
Президент был отличным лыжником,
и во время спуска — оторвался от своей охраны. И только лыжный инструктор мог за
ним успевать, продолжая быть рядом.
Вдруг на пересечении двух трасс
к ним стал стремительно приближаться какой-то человек. Поравнявшись с ними, он
бросил палки, и в его руке оказалась «беретта».
Инструктор толкнул президента, и
тот упал, а пуля просвистела прямо над ним. Не сбавляя скорости, инструктор
налетел на стрелявшего и сбил его с ног еще до того, как прозвучал следующий
выстрел. Подоспевшим охранникам удалось без труда обезоружить террориста.
Вечерние газеты украшал портрет
инструктора по лыжам, а президент, исполнившись благодарности, презентовал ему
два миллиона долларов из своих личных средств.
Многие тогда спрашивали
президента, почему он поблагодарил спасшего его телохранителя лишь на словах, а
инструктора по лыжам наградил такой большой денежной суммой.
Сверкая улыбкой, президент
отвечал, что телохранитель находился при исполнении своих прямых обязанностей,
защита президента — его работа, за которую он получает зарплату. В обязанности
инструктора по лыжам вовсе не входит задача спасать президента от пули и
врезаться в террористов. Потому и его награда — больше.
Теперь вернемся к Пинхасу.
Он был внуком Аарона, который
всегда стремился к миру. Пинхас унаследовал это качество. Убивать людей ему было
несвойственно. Поэтому за свой поступок он и удостоился особой награды.
на основе комментария рава Бенциона Сне
(наше время, Израиль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|