ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПИНХАС»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».

Обсуждение главы «Пинхас»

1. Есть что оставить детям

В начале нашей недельной главы приводится родословная Пинхаса. И здесь мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 21) сказано, что Пинхас заслуженно, по закону возьмет награду. 

И не понятно, как цитата из Мидраша соотносится с нашим фрагментом?

Попытаемся в этом разобраться.

Если один человек прилюдно позорит, унижает другого — его удел в Будущем мире, его заслуги переходят к тому, кому он нанес обиду. Так написано в книге Сефер Хасидим («Книга благочестивых»; ее автор — Иегуда hа-Хасид, 1150-1217 гг.). Строго, но — справедливо. 

И еще. В Танахе находим такие слова: «Ручаюсь — не очистится злодей» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 21).

Мудрость, как правило — многогранна и многослойна.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 44) открывают нам дополнительный смысл этого высказывания.

Говорится в нем, что тот, кто сразу (на иврите — мияд; слово, созвучное со словами яд — «рука», ми-яд — «из руки», а также с выражением яд леяд, которое мы перевели, как «ручаюсь») использует то, что заслужил — плохой человек. Ведь он ничего не оставляет детям.

Если бы наши праотцы еще при жизни использовали все свои заслуги, Моше не смог бы вымолить у Всевышнего прощение для евреев, которые создали золотого тельца.

«Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова» (Шемот, гл. 32, ст. 13) — восклицал Моше, обращаясь с мольбой к Творцу. И на наше счастье, Авраам, Ицхак и Яаков — не растранжирили свои заслуги, свои награды, но — сохранили их для нас, их потомков.

Теперь вернемся к Пинхасу.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в народе о Пинхасе говорили неуважительно, с презрением — Посмотрите на этого внука Пути! Мол, отец его матери откармливал телят для приношений идолам (его отец был женат на дочери Путиэля, он же — Итро). Не удивительно, поэтому, что он убил предводителя одного из колен Израиля.

Но Тора со всей определенностью принимает сторону Пинхаса. Поэтому, как отмечается в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83), и подчеркивается в нашей недельной главе его происхождение от Аарона. 

Все те, что глумились над Пинхасом и унижали его — лишились своих уделов в Будущем мире. Их заслуги, согласно тому, что сказано в книге Сефер Хасидим — отошли ему.

Теперь у Пинхаса есть, что оставить детям — все духовное достояние его обидчиков, все, что они успели к тому моменту накопить. И теперь Пинхас вполне может воспользоваться той наградой, которую он заслужил — остановив мор и эпидемию в еврейском народе, убив главу колена Шимона, Зимри.

Поэтому и сказано о нем: свою награду он получит на законном основании. И не будет считаться плохим. Ведь и кроме нее, ему есть что оставить детям — заслуги своих обидчиков.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2.Почему Шауль не дал начало царской династии

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11). 

Для чего Тора приводит здесь родословие Пинхаса?

На этот вопрос, как уже говорилось (см. в предыдущей части обзора), отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии.

О Пинхасе в народе говорили неуважительно. Поэтому, в пику насмешникам, в Торе, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83) и указывается его происхождение от Аарона. А Всевышний дает ему Свой завет мира. Как сказано: «Вот Я даю ему Мой завет, завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12). 

Насмешники зубоскалят о Пинхасе, перемывают косточки его дедушке по материнской линии. В ответ на это, в Торе приводится его родословная, восходящая к его дедушке по отцу — брату Моше, Аарону-коэну. И Всевышний тут же дарует ему Свой завет.

Как объяснить эту цепь событий? Она, разумеется — не случайна.

В нашей традиции родословной придается очень большое значение.

 В Талмуде (трактат Йома, лист 22) представлен весьма интересный взгляд на происхождение царя Шауля.

Учителя подчеркивают, что именно оно (происхождение) сыграло решающую роль в том, что Шауль не создал царскую династию. И не из-за каких-то тайных изъянов в родословной. Но, наоборот — потому, что все в ней было слишком гладким, близким к идеалу.

Как это понимать?

А по мнению, На административную должность, — отмечает раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), — следует назначать только того, чья родословная имеет темные пятна, того, у кого есть, как мы сказали бы сегодня, «скелет в шкафу».

 И тогда, если этот начальник со временем начнет зазнаваться, начнет пренебрежительно относиться к тем, о ком должен заботиться, возноситься над ними — ему можно будет указать на его сомнительную родословную, на шкаф со скелетом, можно будет пристыдить его. Это поможет ему быстро вернуться с Небес на землю, снова стать «шелковым».

Пинхас совершил героический поступок, прекратил мор в среде Израиля. Для этого ему пришлось убить Зимри, главу колена Шимона.

И вот, сразу же нашлись недовольные. Они старались побольнее задеть Пинхаса, принизить его. Они ничем не брезгуют, и выставляют на всеобщее осмеяние отца матери Пинхаса, Путиэля.

Тогда Всевышний заключает с ним, с Пинхасом, вечный завет и производит от него почтенную династию коэнов. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. На брит (процедуру обрезания) надо пригласить Элиягу

Всевышний сообщает о союзе с Пинхасом. В тексте Торы это выражено такими словами: «Поэтому скажи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12).

В книге Зогар (см. на сайте в ответе «Зогар — когда и кем написан?», № 1449) говорится, что Пинхас это, в определенном смысле — пророк Элиягу. А Элиягу, как известно, достиг полной гармонии между формой и содержанием. Поэтому Элиягу живым взяли на Небо, и он живет вечной жизнью.

Но разве такое возможно?

Материя не может существовать вечно. Она — в конфликте с духовностью. И это противоречие в итоге ведет к разрушению, к гибели материального.

Союз Всевышнего, союз мира — снял противоречия, установил мир и гармонию. Тело Элиягу стало полностью духовным.

Возревновав за Всевышнего, Пинхас (он же — Элиягу) остановил эпидемию, остановил Гнев Творца. Можно сказать, что он восстановил шалом (мир) между Всевышним и сынами Израиля. Поэтому и наградой ему стал союз мира. 

Известно, что душа пророка Элиягу присутствует на всех обрядах обрезания, на каждой брит миле. Для него ставят особое кресло, которое так и называется — «кресло Элиягу».

Впрочем, недостаточно просто поставить кресло для проведения процедуры брит милы. Нужно еще и объявить: «Вот кресло пророка Элиягу, да будет он упомянут к добру, малах (в условном переводе — «ангел») брита».

 Произнесение этого текста стало неотъемлемой частью процедуры брит милы (обрезания). 

Во время Пасхального Седера, ближе к концу, по обычаю, наливают особый бокал вина, не входящий в число четырех, которые нужно выпить во время Седера. Этот бокал наливают — в честь пророка Элиягу. Его так и называют — «бокал Элиягу».

 Однако, когда мы читаем Пасхальную Агаду, мы не находим в ней фразу, подобную той, что произносят на брит миле. Во время Седера, в отличие от брита, не принято говорить: «Вот бокал пророка Элиягу, да будет он упомянут к добру, малах Седера». 

Почему же на брит миле необходимо это сказать?

Намек на эту необходимость содержится в нашем фрагменте — «Поэтому скажи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира».

Слово «скажи» (в оригинале — эмор), на самом деле, правильнее было бы перевести в форме будущего времени («скажешь»). Выражение «поэтому скажешь» содержит намек на то, что пророку Элиягу (а Пинхас, как уже говорилось, в каком-то смысле — воплощение пророка Элиягу) будет вменено в обязанность посещать все бриты, и нам, со своей стороны, надо будет приглашать его на каждое такое событие. И это приглашение должно быть произнесено вслух. Вот и написано: «Поэтому скажешь», то есть — пригласишь, произнеся приглашение вслух.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

4. Только Всевышний может читать в сердцах людей

 

В нашей недельной главе рассказывается о дочерях Цлофхада. И мы читаем: «Отец наш умер в пустыне, и он не участвовал в сборище заговорщиков против Всевышнего в общине Кораха, но за свое прегрешение он умер, и сыновей не было у него» (Бамидбар, гл. 27, ст. 3).

С такими словами обратились дочери Цлофхада к Моше.

«Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его, — говорили они, — из-за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего!» (Бамидбар, гл. 27, ст. 4). 

Итак, дочери Цлофхада пришли к Моше выяснить, есть ли у них право на земельный надел в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). 

В своем комментарии на тексты Торы Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что земельные участки в Эрец Исраэль получили только праведники. Как сказано: «Для этих разделена будет земля» (Бамидбар, гл. 26, ст. 53).

Гематрия (числовое значение) слова «эти» — 36. И здесь содержится намек на 36 праведников — основу каждого поколения.   

Но был ли праведен Цлофхад?

Его дочери говорят, что он «умер за свое прегрешение». Так, может, ему не полагается надел в Израиле?

Действительно, Цлофхада казнили за нарушение субботы — поступок, никак не свидетельствующий о праведности. Но не будем торопиться с выводами.

Намерения Цлафхада были — во Имя Небес. Он хотел, чтобы люди учились на его примере, чтобы осознали насколько это серьезно, чтобы убедились, что за нарушение — никому не будет поблажки.

Но ведь не зря родословная Цлофхада описана в Торе по восходящей, вплоть до Йосефа, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Йосеф был праведником и любил Землю Израиля. Не имея возможности умереть на родной земле, он завещал, чтобы его кости вынесли из Египта и похоронили в Израиле (Берешит, гл. 50, ст. 25). Любовь к Эрец Исраэль передалась через поколения Цлофхаду и его дочерям. 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний согласился с просьбой дочерей Цлофхада о земельном наделе. Как сказано: «Справедливо говорят дочери Цлафхада, дай им в удел владение среди братьев отца их» (Бамидбар, гл. 27, ст. 7).

В связи с этим Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует высказывание из Мидраша Сифра (на книгу Бамидбар) — «Счастлив человек из плоти и крови, чьи слова признаны истинными Самим Всевышним». 

Выходит, Творец подтвердил, что Цлофхад действовал во имя Небес, а его дочерями движет любовь к Земле Израиля.

Интересно, что Раши, чтобы объяснить это место приводит еще одну цитату из Сифры: «Так начертан этот раздел предо Мною на Небесах».

Что он хочет нам этим сказать?

Обратите внимание, что повествование о просьбе дочерей Цлофхада в Торе начинается с их родословной, которая, как мы уже отметили, восходит к Йосефу, что служит им — лучшей характеристикой.

Тору записал Моше. Получается, что еще до того, как дочери Цлофхада открыли рот, Моше уже знал (мог знать) о чистоте их намерений. Зачем же тогда нужно было посылать запрос в «Высшую Инстанцию»? Почему он сразу не дал положительный ответ на законную просьбу?

«Так начертан этот раздел предо Мною на Небесах», — говорит Творец.

То есть — только Он может прочесть, что творилось в сердце Цлофхада, да и, вообще — что происходит в сердце любого человека. А Моше лишь записал то, что повелел ему записать Всевышний. 

В этом — урок для всех нас.

Много раз каждому из нас доводилось произносить или слышать фразу — «Я вижу его насквозь!». Однако следует помнить, что даже Моше, величайший из пророков, не считал, что может видеть людей, как на «рентгене».

Так давайте и мы не будем торопиться судить о людях, основываясь исключительно на собственных ощущениях и на нашей «безграничной прозорливости».

на основе комментария раби Нафтали Каца

(автор книги «Смихат Хахамим», Польша, Чехия, 1648-1719 гг.)

 

 

 

5. Не было сыновей — значит, не поддерживал Кораха

 

Итак, в нашей недельной главе говорится о том, что дочери Цлофхада обратились к Моше с просьбой выделить им земельный участок из надела братьев их покойного отца. И аргументировали свою просьбу такими словами: «Отец наш умер в пустыне, и он не участвовал в сборище заговорщиков против Всевышнего, в общине Кораха, но за свое прегрешение он умер, и сыновей не было у него» (Бамидбар, гл. 27, ст. 3).

В качестве доказательства, что Цлофхад не принимал участия в бунте Кораха, его дочери приводят факт, что у их отца не было сыновей.

Но какая связь между группой, созданной Корахом, и наличием или отсутствием у Цлофхада сыновей?

Написано в Танахе:»"И ревновали они Моше в стане» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 16).

Это сказано — о Корахе и о тех, кто его поддержал. Каждый из них, как сказано в Мидраше, ревновал Моше к своей жене (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18). Женщина, которую муж приревновал к другому мужчине, в нашей традиции называется — «сота». О законах, связанных с сотой, мы читали в недельной главе Насо.

В ней, среди прочего, сказано, что в случае, если ревность мужа окажется напрасной, женщина получит благословение Свыше за тот позор, за все те страдания и унижения, что пришлось ей перенести.

 Вот, что об этом написано в Торе: «Если же не осквернилась женщина, и чиста она, останется она невредимой, и будет оплодотворена семенем» (Бамидбар, гл. 5, ст. 28).

В Талмуде (трактат Сота, лист 26) разъясняется, что в таких ситуациях, если до тех пор женщина рожала только девочек — теперь у нее родится сын. 

Выходит, у всех бунтовщиков, что примкнули к Кораху, должны быть сыновья. Поскольку они впустую, без повода, ревновали своих жен к Моше. И то, что у Цлофхада были только дочери, доказывает, что он к бунту Кораха не имел никакого отношения.

Об этом и заявили его дочери, сказав, что их отец не участвовал в сборище заговорщиков Кораха, и сыновей не было у него.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субб

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ПИНХАС»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».

Обсуждение главы «Пинхас»

1. Есть что оставить детям

В начале нашей недельной главы приводится родословная Пинхаса. И здесь мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 21) сказано, что Пинхас заслуженно, по закону возьмет награду. 

И не понятно, как цитата из Мидраша соотносится с нашим фрагментом?

Попытаемся в этом разобраться.

Если один человек прилюдно позорит, унижает другого — его удел в Будущем мире, его заслуги переходят к тому, кому он нанес обиду. Так написано в книге Сефер Хасидим («Книга благочестивых»; ее автор — Иегуда hа-Хасид, 1150-1217 гг.). Строго, но — справедливо. 

И еще. В Танахе находим такие слова: «Ручаюсь — не очистится злодей» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 21).

Мудрость, как правило — многогранна и многослойна.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 44) открывают нам дополнительный смысл этого высказывания.

Говорится в нем, что тот, кто сразу (на иврите — мияд; слово, созвучное со словами яд — «рука», ми-яд — «из руки», а также с выражением яд леяд, которое мы перевели, как «ручаюсь») использует то, что заслужил — плохой человек. Ведь он ничего не оставляет детям.

Если бы наши праотцы еще при жизни использовали все свои заслуги, Моше не смог бы вымолить у Всевышнего прощение для евреев, которые создали золотого тельца.

«Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова» (Шемот, гл. 32, ст. 13) — восклицал Моше, обращаясь с мольбой к Творцу. И на наше счастье, Авраам, Ицхак и Яаков — не растранжирили свои заслуги, свои награды, но — сохранили их для нас, их потомков.

Теперь вернемся к Пинхасу.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в народе о Пинхасе говорили неуважительно, с презрением — Посмотрите на этого внука Пути! Мол, отец его матери откармливал телят для приношений идолам (его отец был женат на дочери Путиэля, он же — Итро). Не удивительно, поэтому, что он убил предводителя одного из колен Израиля.

Но Тора со всей определенностью принимает сторону Пинхаса. Поэтому, как отмечается в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83), и подчеркивается в нашей недельной главе его происхождение от Аарона. 

Все те, что глумились над Пинхасом и унижали его — лишились своих уделов в Будущем мире. Их заслуги, согласно тому, что сказано в книге Сефер Хасидим — отошли ему.

Теперь у Пинхаса есть, что оставить детям — все духовное достояние его обидчиков, все, что они успели к тому моменту накопить. И теперь Пинхас вполне может воспользоваться той наградой, которую он заслужил — остановив мор и эпидемию в еврейском народе, убив главу колена Шимона, Зимри.

Поэтому и сказано о нем: свою награду он получит на законном основании. И не будет считаться плохим. Ведь и кроме нее, ему есть что оставить детям — заслуги своих обидчиков.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2.Почему Шауль не дал начало царской династии

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11). 

Для чего Тора приводит здесь родословие Пинхаса?

На этот вопрос, как уже говорилось (см. в предыдущей части обзора), отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии.

О Пинхасе в народе говорили неуважительно. Поэтому, в пику насмешникам, в Торе, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83) и указывается его происхождение от Аарона. А Всевышний дает ему Свой завет мира. Как сказано: «Вот Я даю ему Мой завет, завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12). 

Насмешники зубоскалят о Пинхасе, перемывают косточки его дедушке по материнской линии. В ответ на это, в Торе приводится его родословная, восходящая к его дедушке по отцу — брату Моше, Аарону-коэну. И Всевышний тут же дарует ему Свой завет.

Как объяснить эту цепь событий? Она, разумеется — не случайна.

В нашей традиции родословной придается очень большое значение.

 В Талмуде (трактат Йома, лист 22) представлен весьма интересный взгляд на происхождение царя Шауля.

Учителя подчеркивают, что именно оно (происхождение) сыграло решающую роль в том, что Шауль не создал царскую династию. И не из-за каких-то тайных изъянов в родословной. Но, наоборот — потому, что все в ней было слишком гладким, близким к идеалу.

Как это понимать?

А по мнению, На административную должность, — отмечает раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), — следует назначать только того, чья родословная имеет темные пятна, того, у кого есть, как мы сказали бы сегодня, «скелет в шкафу».

 И тогда, если этот начальник со временем начнет зазнаваться, начнет пренебрежительно относиться к тем, о ком должен заботиться, возноситься над ними — ему можно будет указать на его сомнительную родословную, на шкаф со скелетом, можно будет пристыдить его. Это поможет ему быстро вернуться с Небес на землю, снова стать «шелковым».

Пинхас совершил героический поступок, прекратил мор в среде Израиля. Для этого ему пришлось убить Зимри, главу колена Шимона.

И вот, сразу же нашлись недовольные. Они старались побольнее задеть Пинхаса, принизить его. Они ничем не брезгуют, и выставляют на всеобщее осмеяние отца матери Пинхаса, Путиэля.

Тогда Всевышний заключает с ним, с Пинхасом, вечный завет и производит от него почтенную династию коэнов. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. На брит (процедуру обрезания) надо пригласить Элиягу

Всевышний сообщает о союзе с Пинхасом. В тексте Торы это выражено такими словами: «Поэтому скажи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12).

В книге Зогар (см. на сайте в ответе «Зогар — когда и кем написан?», № 1449) говорится, что Пинхас это, в определенном смысле — пророк Элиягу. А Элиягу, как известно, достиг полной гармонии между формой и содержанием. Поэтому Элиягу живым взяли на Небо, и он живет вечной жизнью.

Но разве такое возможно?

Материя не может существовать вечно. Она — в конфликте с духовностью. И это противоречие в итоге ведет к разрушению, к гибели материального.

Союз Всевышнего, союз мира — снял противоречия, установил мир и гармонию. Тело Элиягу стало полностью духовным.

Возревновав за Всевышнего, Пинхас (он же — Элиягу) остановил эпидемию, остановил Гнев Творца. Можно сказать, что он восстановил шалом (мир) между Всевышним и сынами Израиля. Поэтому и наградой ему стал союз мира. 

Известно, что душа пророка Элиягу присутствует на всех обрядах обрезания, на каждой брит миле. Для него ставят особое кресло, которое так и называется — «кресло Элиягу».

Впрочем, недостаточно просто поставить кресло для проведения процедуры брит милы. Нужно еще и объявить: «Вот кресло пророка Элиягу, да будет он упомянут к добру, малах (в условном переводе — «ангел») брита».

 Произнесение этого текста стало неотъемлемой частью процедуры брит милы (обрезания). 

Во время Пасхального Седера, ближе к концу, по обычаю, наливают особый бокал вина, не входящий в число четырех, которые нужно выпить во время Седера. Этот бокал наливают — в честь пророка Элиягу. Его так и называют — «бокал Элиягу».

 Однако, когда мы читаем Пасхальную Агаду, мы не находим в ней фразу, подобную той, что произносят на брит миле. Во время Седера, в отличие от брита, не принято говорить: «Вот бокал пророка Элиягу, да будет он упомянут к добру, малах Седера». 

Почему же на брит миле необходимо это сказать?

Намек на эту необходимость содержится в нашем фрагменте — «Поэтому скажи: Вот Я заключаю с ним Мой союз мира».

Слово «скажи» (в оригинале — эмор), на самом деле, правильнее было бы перевести в форме будущего времени («скажешь»). Выражение «поэтому скажешь» содержит намек на то, что пророку Элиягу (а Пинхас, как уже говорилось, в каком-то смысле — воплощение пророка Элиягу) будет вменено в обязанность посещать все бриты, и нам, со своей стороны, надо будет приглашать его на каждое такое событие. И это приглашение должно быть произнесено вслух. Вот и написано: «Поэтому скажешь», то есть — пригласишь, произнеся приглашение вслух.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

4. Только Всевышний может читать в сердцах людей

 

В нашей недельной главе рассказывается о дочерях Цлофхада. И мы читаем: «Отец наш умер в пустыне, и он не участвовал в сборище заговорщиков против Всевышнего в общине Кораха, но за свое прегрешение он умер, и сыновей не было у него» (Бамидбар, гл. 27, ст. 3).

С такими словами обратились дочери Цлофхада к Моше.

«Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его, — говорили они, — из-за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего!» (Бамидбар, гл. 27, ст. 4). 

Итак, дочери Цлофхада пришли к Моше выяснить, есть ли у них право на земельный надел в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). 

В своем комментарии на тексты Торы Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что земельные участки в Эрец Исраэль получили только праведники. Как сказано: «Для этих разделена будет земля» (Бамидбар, гл. 26, ст. 53).

Гематрия (числовое значение) слова «эти» — 36. И здесь содержится намек на 36 праведников — основу каждого поколения.   

Но был ли праведен Цлофхад?

Его дочери говорят, что он «умер за свое прегрешение». Так, может, ему не полагается надел в Израиле?

Действительно, Цлофхада казнили за нарушение субботы — поступок, никак не свидетельствующий о праведности. Но не будем торопиться с выводами.

Намерения Цлафхада были — во Имя Небес. Он хотел, чтобы люди учились на его примере, чтобы осознали насколько это серьезно, чтобы убедились, что за нарушение — никому не будет поблажки.

Но ведь не зря родословная Цлофхада описана в Торе по восходящей, вплоть до Йосефа, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Йосеф был праведником и любил Землю Израиля. Не имея возможности умереть на родной земле, он завещал, чтобы его кости вынесли из Египта и похоронили в Израиле (Берешит, гл. 50, ст. 25). Любовь к Эрец Исраэль передалась через поколения Цлофхаду и его дочерям. 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний согласился с просьбой дочерей Цлофхада о земельном наделе. Как сказано: «Справедливо говорят дочери Цлафхада, дай им в удел владение среди братьев отца их» (Бамидбар, гл. 27, ст. 7).

В связи с этим Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует высказывание из Мидраша Сифра (на книгу Бамидбар) — «Счастлив человек из плоти и крови, чьи слова признаны истинными Самим Всевышним». 

Выходит, Творец подтвердил, что Цлофхад действовал во имя Небес, а его дочерями движет любовь к Земле Израиля.

Интересно, что Раши, чтобы объяснить это место приводит еще одну цитату из Сифры: «Так начертан этот раздел предо Мною на Небесах».

Что он хочет нам этим сказать?

Обратите внимание, что повествование о просьбе дочерей Цлофхада в Торе начинается с их родословной, которая, как мы уже отметили, восходит к Йосефу, что служит им — лучшей характеристикой.

Тору записал Моше. Получается, что еще до того, как дочери Цлофхада открыли рот, Моше уже знал (мог знать) о чистоте их намерений. Зачем же тогда нужно было посылать запрос в «Высшую Инстанцию»? Почему он сразу не дал положительный ответ на законную просьбу?

«Так начертан этот раздел предо Мною на Небесах», — говорит Творец.

То есть — только Он может прочесть, что творилось в сердце Цлофхада, да и, вообще — что происходит в сердце любого человека. А Моше лишь записал то, что повелел ему записать Всевышний. 

В этом — урок для всех нас.

Много раз каждому из нас доводилось произносить или слышать фразу — «Я вижу его насквозь!». Однако следует помнить, что даже Моше, величайший из пророков, не считал, что может видеть людей, как на «рентгене».

Так давайте и мы не будем торопиться судить о людях, основываясь исключительно на собственных ощущениях и на нашей «безграничной прозорливости».

на основе комментария раби Нафтали Каца

(автор книги «Смихат Хахамим», Польша, Чехия, 1648-1719 гг.)

 

 

 

5. Не было сыновей — значит, не поддерживал Кораха

 

Итак, в нашей недельной главе говорится о том, что дочери Цлофхада обратились к Моше с просьбой выделить им земельный участок из надела братьев их покойного отца. И аргументировали свою просьбу такими словами: «Отец наш умер в пустыне, и он не участвовал в сборище заговорщиков против Всевышнего, в общине Кораха, но за свое прегрешение он умер, и сыновей не было у него» (Бамидбар, гл. 27, ст. 3).

В качестве доказательства, что Цлофхад не принимал участия в бунте Кораха, его дочери приводят факт, что у их отца не было сыновей.

Но какая связь между группой, созданной Корахом, и наличием или отсутствием у Цлофхада сыновей?

Написано в Танахе:»"И ревновали они Моше в стане» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 16).

Это сказано — о Корахе и о тех, кто его поддержал. Каждый из них, как сказано в Мидраше, ревновал Моше к своей жене (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18). Женщина, которую муж приревновал к другому мужчине, в нашей традиции называется — «сота». О законах, связанных с сотой, мы читали в недельной главе Насо.

В ней, среди прочего, сказано, что в случае, если ревность мужа окажется напрасной, женщина получит благословение Свыше за тот позор, за все те страдания и унижения, что пришлось ей перенести.

 Вот, что об этом написано в Торе: «Если же не осквернилась женщина, и чиста она, останется она невредимой, и будет оплодотворена семенем» (Бамидбар, гл. 5, ст. 28).

В Талмуде (трактат Сота, лист 26) разъясняется, что в таких ситуациях, если до тех пор женщина рожала только девочек — теперь у нее родится сын. 

Выходит, у всех бунтовщиков, что примкнули к Кораху, должны быть сыновья. Поскольку они впустую, без повода, ревновали своих жен к Моше. И то, что у Цлофхада были только дочери, доказывает, что он к бунту Кораха не имел никакого отношения.

Об этом и заявили его дочери, сказав, что их отец не участвовал в сборище заговорщиков Кораха, и сыновей не было у него.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Для здоровья можно заниматься китайской гимнастикой?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля