New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ПИНХАС»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 25,
ст. 10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так называется?
По имени, которое упоминается в первой
фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас,
сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.
Обсуждение главы «Пинхас»
1. Солдат и полководец
В начале нашей недельной главы Всевышний
объявляет Моше, что Он награждает Пинхаса
заветом мира. Как сказано: «Пинхас, сын
Элазара, сына Аарона-коэна (служителя в
Храме), отвратил ярость Мою от сынов Израиля...
Поэтому скажи. Вот Я даю ему Мой завет (брит),
завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11-12).
Возникает вопрос: почему Всевышний велел
возвестить Моше об этом завете. Почему не
сообщил сам?
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что
Всевышний велел Моше объявить народу
Израиля, что Пинхас навсегда станет коэном.
Следует отметить, что до тех пор Пинхас не
обладал статусом коэна, так как родился
еще до того, как Моше помазал в коэны
Аарона и его сыновей. В то время, как статус коэна
мог передаваться по наследству лишь
сыновьям и внукам Аарона, которые родились
уже после помазания.
Но, благодаря завету, от Пинхаса произошел
род главных коэнов (на иврите главный коэн
— коэн гадоль), которые были духовными
главами еврейского народа в период
существования Первого Храма. Кроме того,
согласно сокровенной Устной традиции,
новым воплощением души Пинхаса стал пророк
Элияу, который в будущем вновь вернется в
наш мир, чтобы возвестить о приходе Машиаха.
Таким образом, Пинхас действительно стал «коэном
навсегда».
В Кли Якар («Драгоценный сосуд»;
название одного из наиболее известных
комментариев к Торе, который составил рав
Эфраим-Шломо Лунчиц; Польша, вторая
половина 16-го — начало 17-го вв.) объясняется,
что Всевышний велел Моше оповестить народ о
новом статусе Пинхаса, чтобы никто не
подумал, будто Моше затаил в сердце обиду на
Пинхаса. Ведь Моше был учителем, а Пинхас
как бы взял закон в свои руки. И хотя у него
были все основания на это, все равно кто-то
мог воспринять это, как неуважение к Моше.
Для разъяснения данного вопроса Нацив
(раби Нафтали-Цви Берлин, 19 век, Литва —
Беларусь) рассказывает притчу.
Войско во главе с полководцем участвует в
сражении. В какой-то момент армия попадает в
сложное положение, и полководец, немного
растерявшись, не знает, как поступить. Между
тем войско несет потери, гибнут бойцы. А
полководец все медлит с решением. В этот
момент, кто-то из солдат войска принимает
командование на себя. И за счет дерзкого
маневра спасает армию, которая в результате
одержала победу в сражении.
О случившемся узнает царь. Чтобы
наградить храброго воина, не оставив при
этом без внимания нерасторопность своего
полководца, он издает указ о присвоении
солдату высокого звания, и поручает
полководцу зачитать этот указ перед
войском.
Моше не знал, что предпринять, когда Зимри
(см. на сайте обзор недельной главы Пинхас,
первый годовой цикл обсуждения) привел в
свой шатер мидьянку. А в еврейском стане,
между тем, свирепствовал мор, унося все
новые и новые жизни.
Тогда Пинхас взял копье и — остановил
эпидемию. За это он удостоился награды
Всевышнего — вечного завета. Но объявить об
этой награде должен был Моше.
на основе комментария рава
Авраама Ривлина
(Израиль, наше время)
2. Двойная польза
Всевышний дает указание Моше: «Поэтому
скажи. Вот Я даю ему (Пинхасу) Мой завет,
завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12).
Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 82) объясняют, что Всевышний решил
наградить Пинхаса еще в нашем мире. Однако
же в другом трактате Талмуда (трактат Кидушин,
лист 39) говорится, что награды за исполнение
заповедей в нашем мире нет. Она ждет нас в
мире Будущем. Как это понимать?
Оказывается, существуют такие заповеди,
плоды которых можно отведать уже в нашем
мире. При том, что и в Будущем мире за них
уготована награда (трактат Пеа, гл. 1,
мишна 1). К этим заповедям относится и
осуществление добрых дел (на иврите — гмилут
хасадим).
Своим поступком Пинхас принес двойную
пользу. Во-первых, он восславил Имя
Всевышнего. Во-вторых — остановил эпидемию.
Таким образом, поступок Пинхаса, с одной
стороны — выполнение заповеди,
регулирующей отношения между человеком и
Творцом — за это ему полагалась награда
только в Будущем мире. С другой — заповеди,
которая причисляется к группе «отношения
между человеком и другими людьми» (гмилут
хасадим), за что награду получают в нашем
мире.
В отрывке Торы, где сказано о награде
Пинхаса, упоминается, что он — внук Аарона-коэна
(Бамидбар, гл. 25, ст. 11). Об Аароне
известно, что его основная черта —
стремление к миру и установление мира между
людьми. Эту черту унаследовал Пинхас. Ею он
руководствовался, совершая свой поступок.
И действительно, в результате в еврейском
стане прекратился мор, воцарился мир и
спокойствие. Поэтому Пинхас заслужил того,
чтобы уже при жизни «насладиться плодами»
своего неравнодушия к судьбам других. Но и в
Грядущем мире его ожидает награда.
Как-то в засушливый год к раву Моше Твилю,
раввину города Халеб (Алеппо, Сирия) пришли
главы еврейской общины и попросили
объявить общественный пост и молитву о
дожде.
— Почему вы считаете, что вся община
должна поститься и молиться за прегрешения
нескольких мерзавцев? — неожиданно спросил
раввин.
Дело было в том, что незадолго до начала
засухи несколько евреев открыли в городе
увеселительное заведение, совершенно не
соответствующее духу Торы и еврейской
традиции.
Вместо постановления о посте, рав Моше
Твиль издал запрет на посещение этого
заведения. Вскоре из-за отсутствия
посетителей его закрыли. И на следующий же
день пошел дождь.
на основе комментария рава Ицхака
Рапопорта
(магид из Вилкомира; Белоруссия —
Израиль, 1802-1904 гг.)
3. Личный пример
Моше, узнав, что не сможет войти в Эрец
Исраэль, обращается к Всевышнему с
просьбой подыскать ему замену. «Да поставит
Всевышний... мужа над общиной, — говорит он,
— который выйдет пред ними, и который
войдет пред ними, и который выведет их, и
который приведет их. И да не будет община
Всевышнего, как овцы, у которых нет пастуха»
(Бамидбар, гл. 27, ст. 16-17).
Но какими качествами должен обладать
лидер еврейской общины?
Рав Шломо-Залман Ауэрбах (один из
выдающихся Учителей Торы 20-го века, глава
йешивы «Коль а-Тора»; Иерусалим, 1910 – 1995 гг.)
пишет, что его слова должны быть тщательно
обдуманы и взвешены, речь — нетороплива.
Изучение Торы, молитва и скрупулезность в
исполнении заповедей должны быть на самом
высоком уровне.
Но для чего все это нужно?
Тогда ему, — объясняет рав Шломо-Залман, —
не потребуется кого-то в чем-то убеждать,
что-то доказывать, кого-то порицать. Ведь он
сам будет наглядным примером. Люди, глядя на
него, сами поймут, что можно, а что — нельзя,
и как нужно поступать. Подобно Йосефу,
который, оказавшись перед испытаниями,
представлял себе образ своего отца Яакова.
И это уберегло его от ошибок и нарушений.
Лидер все время — на виду, перед глазами
общины. И одним лишь своим присутствием
должен оберегать людей от ошибок и
предостерегать от прегрешений.
Сказано в Талмуде (трактат Кетубот,
лист 105): если горожане любят мудреца Торы —
значит, он недостаточно наставляет их в
соблюдении заповедей.
Но почему нельзя сказать, что именно
потому, что раввин в пух и прах критикует
свою общину, нещадно порицает и обличает
малейший недостаток — община в нем души не
чает, признавая, что он — суров, но
справедлив? Как написано: «Обличай мудрого,
и он возлюбит тебя» (Мишлей — Притчи
царя Шломо, гл. 9, ст. 8).
Но есть и другой путь, путь о котором
говорит рав Ауэрбах. И в свете сказанного им,
слова Талмуда приобретают иное звучание.
Тот раввин, который, вместо того, чтобы
бичевать и клеймить чужие провинности,
работает над собой, над своим качествами и
личным примером показывает верный путь в
служении Творцу — безусловно, будет
пользоваться любовью своей общины.
О каком лидере просит Моше, говоря «который
выйдет пред ними и который войдет пред ними,
и который выведет их и который приведет их»?
Тут отмечаются одни действия. И нет ни слова
о том, что он будет красиво говорить и
давать мудрые наставления (что, конечно,
тоже нужно). Потому что главное — это личный
пример. За человеком, который знает, как «выйти»
и как «войти» —
пойдут люди.
Рав Элиягу Рот (духовный наставник йешивы
«Бейт Шмайя», наши дни) как-то вошел в
автобус, идущий из Бней Брака в Иерусалим.
Автобус был полон, сидячих мест в нем не
осталось. Сразу несколько человек готовы
были уступить место учителю Торы. Но рав
вежливо отказался, прошел к задней двери и
сел на ступеньки.
— Знайте, евреи, — с улыбкой произнес он,
— тот, кто сидит на земле, никогда не упадет.
Этот случай может служить яркой
иллюстрацией сказанному в Тосефте (Сборник
высказываний Учителей; в данном случае — к
трактату Йевамот, гл. 8): «Прекрасны
слова, выходящие из уст человека, который
сам поступает в соответствии с тем, что
говорит».
на основе комментария рава Шломо-Залмана
Ауэрбаха
(один из выдающихся Учителей Торы
20-го века, глава йешивы «Коль а-Тора»;
Иерусалим, 1910 – 1995 гг.)
4. О чем молчит генетика
С точки зрения генетики, человек может
передать своим потомкам только свои
врожденные качества, но — не те, что он
приобрел благодаря работе, учебе или
нажитому им опыту. Так родитель может
передать по наследству своим детям
способность к изучению языков (если она у
него была), но не произведет на свет ребенка,
изначально владеющего языками, которыми
владеет сам родитель, или хотя бы —
навыками их изучения.
Но в духовной сфере — не так. Духовные
качества, даже те, что человек приобрел или
исправил, могут перейти его потомству. Ведь
недаром сказано: «Поминающий вину отцов
сыновьям до третьего и четвертого
поколения» (Шемот, гл. 20, ст. 5).
Речь — о детях, продолжающих дурные
традиции отцов, которые они, дети, приобрели,
в том числе, и по наследству.
Когда Пинхас совершил свой поступок,
нашлись люди, которые объяснили это плохой
наследственностью по линии Итро, припомнив,
что Итро когда-то откармливал бычков для
идолопоклонства.
То есть противники Пинхаса считали, что
духовное качество, выработавшееся у Итро
благодаря служению идолам, было
унаследовано его внуком, Пинхасом. В Торе же
подчеркивается, что Пинхас унаследовал
качество Аарона — стремление к миру. И
именно это качество стало его
побудительным мотивом.
Но ведь убит — Зимри, глава колена Шимона.
О каком мире можно тут говорить?
Любовь к миру, может порой означать, что
его надо защищать от зла и немирными
способами. Сказано в Танахе: «Злодеям нет
мира, — сказал Всевышний» (книга пророка Йешаягу,
гл. 57, ст. 29).
В нашей недельной главе говорится и о
любви к Земле Израиля и о передаче этой
любви по наследству.
Любовь к Эрец Исраэль испытывал Йосеф.
У него это качество не было врожденным. Но,
умирая в Египте, он просит братьев: «Помянет
вас Всевышний, и тогда вынесите мои кости
отсюда» (Берешит, гл. 50, ст. 25).
Да и само имя Йосеф имеет ту же гематрию
(числовое значение), что и слово Цион (Сион).
Дочери Целофхада хотели иметь надел на
Земле Израиля, чтобы иметь с ней более
тесную связь. В Торе приводится их
родословная, вплоть до Йосефа — чтобы
показать, что именно от Йосефа они
унаследовали любовь к Эрец Исраэль.
Теперь мы видим, как важно совершать
хорошие поступки, взращивать в себе
положительные качества. Ведь все, что мы
развиваем в себе — по наследству
передается нашим потомкам.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Постановление раввина
В нашей недельной главе говорится о том,
как Моше просил Всевышнего выбрать нового
лидера для народа Израиля — «Да поставит
Всевышний... мужа над общиной» (Бамидбар,
гл. 27, ст. 16).
В 1977 году после смерти рава Эзры Атия,
главы йешивы «Порат Йосеф», раввины и
преподаватели йешивы собрались, чтобы
избрать нового главу. После
непродолжительного обсуждения было решено
назначить новым главой йешивы рава Йеhуду
Цадка
Одним из отличительных качеств рава Цадка
была скромность. Он отказался принять на
себя эту почетную должность, сказав, что
место руководителя йешивы гораздо более
подходит раввину Бен Циону Аба Шаулю.
Но и рав Аба Шауль отказался.
Рав Цадка объяснял и убеждал всех
собравшихся, что именно рав Бен Цион —
наиболее подходящая кандидатура на этот
пост. Рав Бен Цион доказывал, что именно рав
Цадка должен возглавить йешиву.
Так продолжалось некоторое время, до тех
пор, пока рав Иеhуда не привел решающий
аргумент.
— Во главе йешивы, —сказал он, — должен
стоять раввин, hалахический авторитет,
известный своими установлениями в области
еврейского законодательства, каковым и
является раввин Аба Шауль.
И действительно, респонсы (сборники hалахических
вопросов и ответов — шеилот утшувот)
рава Бен Циона широко изучались в йешивах и колелях
(колель — учебное заведение, в котором
женатые мужчины изучают Тору большую часть
дня), а рав Цадка был больше известен как
духовный наставник.
— Хорошо, — неожиданно согласился рав Аба
Шауль. — Ты сам признал меня hалахическим
авторитетом. Так слушай мое решение. Силой
раввина постановляю, что главой йешивы
должен стать ты!
Раву Иеhуде пришлось подчиниться. Но он
поставил условие, что по всем значимым
вопросам, он будет советоваться с равом Бен
Ционом.
Так и было. Десятки лет у йешивы «Порат
Йосеф» было фактически два руководителя и
наставника.
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ПИНХАС»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 25,
ст. 10 — гл. 30, ст. 1.
Почему она так называется?
По имени, которое упоминается в первой
фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас,
сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.
Обсуждение главы «Пинхас»
1. Солдат и полководец
В начале нашей недельной главы Всевышний
объявляет Моше, что Он награждает Пинхаса
заветом мира. Как сказано: «Пинхас, сын
Элазара, сына Аарона-коэна (служителя в
Храме), отвратил ярость Мою от сынов Израиля...
Поэтому скажи. Вот Я даю ему Мой завет (брит),
завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11-12).
Возникает вопрос: почему Всевышний велел
возвестить Моше об этом завете. Почему не
сообщил сам?
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что
Всевышний велел Моше объявить народу
Израиля, что Пинхас навсегда станет коэном.
Следует отметить, что до тех пор Пинхас не
обладал статусом коэна, так как родился
еще до того, как Моше помазал в коэны
Аарона и его сыновей. В то время, как статус коэна
мог передаваться по наследству лишь
сыновьям и внукам Аарона, которые родились
уже после помазания.
Но, благодаря завету, от Пинхаса произошел
род главных коэнов (на иврите главный коэн
— коэн гадоль), которые были духовными
главами еврейского народа в период
существования Первого Храма. Кроме того,
согласно сокровенной Устной традиции,
новым воплощением души Пинхаса стал пророк
Элияу, который в будущем вновь вернется в
наш мир, чтобы возвестить о приходе Машиаха.
Таким образом, Пинхас действительно стал «коэном
навсегда».
В Кли Якар («Драгоценный сосуд»;
название одного из наиболее известных
комментариев к Торе, который составил рав
Эфраим-Шломо Лунчиц; Польша, вторая
половина 16-го — начало 17-го вв.) объясняется,
что Всевышний велел Моше оповестить народ о
новом статусе Пинхаса, чтобы никто не
подумал, будто Моше затаил в сердце обиду на
Пинхаса. Ведь Моше был учителем, а Пинхас
как бы взял закон в свои руки. И хотя у него
были все основания на это, все равно кто-то
мог воспринять это, как неуважение к Моше.
Для разъяснения данного вопроса Нацив
(раби Нафтали-Цви Берлин, 19 век, Литва —
Беларусь) рассказывает притчу.
Войско во главе с полководцем участвует в
сражении. В какой-то момент армия попадает в
сложное положение, и полководец, немного
растерявшись, не знает, как поступить. Между
тем войско несет потери, гибнут бойцы. А
полководец все медлит с решением. В этот
момент, кто-то из солдат войска принимает
командование на себя. И за счет дерзкого
маневра спасает армию, которая в результате
одержала победу в сражении.
О случившемся узнает царь. Чтобы
наградить храброго воина, не оставив при
этом без внимания нерасторопность своего
полководца, он издает указ о присвоении
солдату высокого звания, и поручает
полководцу зачитать этот указ перед
войском.
Моше не знал, что предпринять, когда Зимри
(см. на сайте обзор недельной главы Пинхас,
первый годовой цикл обсуждения) привел в
свой шатер мидьянку. А в еврейском стане,
между тем, свирепствовал мор, унося все
новые и новые жизни.
Тогда Пинхас взял копье и — остановил
эпидемию. За это он удостоился награды
Всевышнего — вечного завета. Но объявить об
этой награде должен был Моше.
на основе комментария рава
Авраама Ривлина
(Израиль, наше время)
2. Двойная польза
Всевышний дает указание Моше: «Поэтому
скажи. Вот Я даю ему (Пинхасу) Мой завет,
завет мира» (Бамидбар, гл. 25, ст. 12).
Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 82) объясняют, что Всевышний решил
наградить Пинхаса еще в нашем мире. Однако
же в другом трактате Талмуда (трактат Кидушин,
лист 39) говорится, что награды за исполнение
заповедей в нашем мире нет. Она ждет нас в
мире Будущем. Как это понимать?
Оказывается, существуют такие заповеди,
плоды которых можно отведать уже в нашем
мире. При том, что и в Будущем мире за них
уготована награда (трактат Пеа, гл. 1,
мишна 1). К этим заповедям относится и
осуществление добрых дел (на иврите — гмилут
хасадим).
Своим поступком Пинхас принес двойную
пользу. Во-первых, он восславил Имя
Всевышнего. Во-вторых — остановил эпидемию.
Таким образом, поступок Пинхаса, с одной
стороны — выполнение заповеди,
регулирующей отношения между человеком и
Творцом — за это ему полагалась награда
только в Будущем мире. С другой — заповеди,
которая причисляется к группе «отношения
между человеком и другими людьми» (гмилут
хасадим), за что награду получают в нашем
мире.
В отрывке Торы, где сказано о награде
Пинхаса, упоминается, что он — внук Аарона-коэна
(Бамидбар, гл. 25, ст. 11). Об Аароне
известно, что его основная черта —
стремление к миру и установление мира между
людьми. Эту черту унаследовал Пинхас. Ею он
руководствовался, совершая свой поступок.
И действительно, в результате в еврейском
стане прекратился мор, воцарился мир и
спокойствие. Поэтому Пинхас заслужил того,
чтобы уже при жизни «насладиться плодами»
своего неравнодушия к судьбам других. Но и в
Грядущем мире его ожидает награда.
Как-то в засушливый год к раву Моше Твилю,
раввину города Халеб (Алеппо, Сирия) пришли
главы еврейской общины и попросили
объявить общественный пост и молитву о
дожде.
— Почему вы считаете, что вся община
должна поститься и молиться за прегрешения
нескольких мерзавцев? — неожиданно спросил
раввин.
Дело было в том, что незадолго до начала
засухи несколько евреев открыли в городе
увеселительное заведение, совершенно не
соответствующее духу Торы и еврейской
традиции.
Вместо постановления о посте, рав Моше
Твиль издал запрет на посещение этого
заведения. Вскоре из-за отсутствия
посетителей его закрыли. И на следующий же
день пошел дождь.
на основе комментария рава Ицхака
Рапопорта
(магид из Вилкомира; Белоруссия —
Израиль, 1802-1904 гг.)
3. Личный пример
Моше, узнав, что не сможет войти в Эрец
Исраэль, обращается к Всевышнему с
просьбой подыскать ему замену. «Да поставит
Всевышний... мужа над общиной, — говорит он,
— который выйдет пред ними, и который
войдет пред ними, и который выведет их, и
который приведет их. И да не будет община
Всевышнего, как овцы, у которых нет пастуха»
(Бамидбар, гл. 27, ст. 16-17).
Но какими качествами должен обладать
лидер еврейской общины?
Рав Шломо-Залман Ауэрбах (один из
выдающихся Учителей Торы 20-го века, глава
йешивы «Коль а-Тора»; Иерусалим, 1910 – 1995 гг.)
пишет, что его слова должны быть тщательно
обдуманы и взвешены, речь — нетороплива.
Изучение Торы, молитва и скрупулезность в
исполнении заповедей должны быть на самом
высоком уровне.
Но для чего все это нужно?
Тогда ему, — объясняет рав Шломо-Залман, —
не потребуется кого-то в чем-то убеждать,
что-то доказывать, кого-то порицать. Ведь он
сам будет наглядным примером. Люди, глядя на
него, сами поймут, что можно, а что — нельзя,
и как нужно поступать. Подобно Йосефу,
который, оказавшись перед испытаниями,
представлял себе образ своего отца Яакова.
И это уберегло его от ошибок и нарушений.
Лидер все время — на виду, перед глазами
общины. И одним лишь своим присутствием
должен оберегать людей от ошибок и
предостерегать от прегрешений.
Сказано в Талмуде (трактат Кетубот,
лист 105): если горожане любят мудреца Торы —
значит, он недостаточно наставляет их в
соблюдении заповедей.
Но почему нельзя сказать, что именно
потому, что раввин в пух и прах критикует
свою общину, нещадно порицает и обличает
малейший недостаток — община в нем души не
чает, признавая, что он — суров, но
справедлив? Как написано: «Обличай мудрого,
и он возлюбит тебя» (Мишлей — Притчи
царя Шломо, гл. 9, ст. 8).
Но есть и другой путь, путь о котором
говорит рав Ауэрбах. И в свете сказанного им,
слова Талмуда приобретают иное звучание.
Тот раввин, который, вместо того, чтобы
бичевать и клеймить чужие провинности,
работает над собой, над своим качествами и
личным примером показывает верный путь в
служении Творцу — безусловно, будет
пользоваться любовью своей общины.
О каком лидере просит Моше, говоря «который
выйдет пред ними и который войдет пред ними,
и который выведет их и который приведет их»?
Тут отмечаются одни действия. И нет ни слова
о том, что он будет красиво говорить и
давать мудрые наставления (что, конечно,
тоже нужно). Потому что главное — это личный
пример. За человеком, который знает, как «выйти»
и как «войти» —
пойдут люди.
Рав Элиягу Рот (духовный наставник йешивы
«Бейт Шмайя», наши дни) как-то вошел в
автобус, идущий из Бней Брака в Иерусалим.
Автобус был полон, сидячих мест в нем не
осталось. Сразу несколько человек готовы
были уступить место учителю Торы. Но рав
вежливо отказался, прошел к задней двери и
сел на ступеньки.
— Знайте, евреи, — с улыбкой произнес он,
— тот, кто сидит на земле, никогда не упадет.
Этот случай может служить яркой
иллюстрацией сказанному в Тосефте (Сборник
высказываний Учителей; в данном случае — к
трактату Йевамот, гл. 8): «Прекрасны
слова, выходящие из уст человека, который
сам поступает в соответствии с тем, что
говорит».
на основе комментария рава Шломо-Залмана
Ауэрбаха
(один из выдающихся Учителей Торы
20-го века, глава йешивы «Коль а-Тора»;
Иерусалим, 1910 – 1995 гг.)
4. О чем молчит генетика
С точки зрения генетики, человек может
передать своим потомкам только свои
врожденные качества, но — не те, что он
приобрел благодаря работе, учебе или
нажитому им опыту. Так родитель может
передать по наследству своим детям
способность к изучению языков (если она у
него была), но не произведет на свет ребенка,
изначально владеющего языками, которыми
владеет сам родитель, или хотя бы —
навыками их изучения.
Но в духовной сфере — не так. Духовные
качества, даже те, что человек приобрел или
исправил, могут перейти его потомству. Ведь
недаром сказано: «Поминающий вину отцов
сыновьям до третьего и четвертого
поколения» (Шемот, гл. 20, ст. 5).
Речь — о детях, продолжающих дурные
традиции отцов, которые они, дети, приобрели,
в том числе, и по наследству.
Когда Пинхас совершил свой поступок,
нашлись люди, которые объяснили это плохой
наследственностью по линии Итро, припомнив,
что Итро когда-то откармливал бычков для
идолопоклонства.
То есть противники Пинхаса считали, что
духовное качество, выработавшееся у Итро
благодаря служению идолам, было
унаследовано его внуком, Пинхасом. В Торе же
подчеркивается, что Пинхас унаследовал
качество Аарона — стремление к миру. И
именно это качество стало его
побудительным мотивом.
Но ведь убит — Зимри, глава колена Шимона.
О каком мире можно тут говорить?
Любовь к миру, может порой означать, что
его надо защищать от зла и немирными
способами. Сказано в Танахе: «Злодеям нет
мира, — сказал Всевышний» (книга пророка Йешаягу,
гл. 57, ст. 29).
В нашей недельной главе говорится и о
любви к Земле Израиля и о передаче этой
любви по наследству.
Любовь к Эрец Исраэль испытывал Йосеф.
У него это качество не было врожденным. Но,
умирая в Египте, он просит братьев: «Помянет
вас Всевышний, и тогда вынесите мои кости
отсюда» (Берешит, гл. 50, ст. 25).
Да и само имя Йосеф имеет ту же гематрию
(числовое значение), что и слово Цион (Сион).
Дочери Целофхада хотели иметь надел на
Земле Израиля, чтобы иметь с ней более
тесную связь. В Торе приводится их
родословная, вплоть до Йосефа — чтобы
показать, что именно от Йосефа они
унаследовали любовь к Эрец Исраэль.
Теперь мы видим, как важно совершать
хорошие поступки, взращивать в себе
положительные качества. Ведь все, что мы
развиваем в себе — по наследству
передается нашим потомкам.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Постановление раввина
В нашей недельной главе говорится о том,
как Моше просил Всевышнего выбрать нового
лидера для народа Израиля — «Да поставит
Всевышний... мужа над общиной» (Бамидбар,
гл. 27, ст. 16).
В 1977 году после смерти рава Эзры Атия,
главы йешивы «Порат Йосеф», раввины и
преподаватели йешивы собрались, чтобы
избрать нового главу. После
непродолжительного обсуждения было решено
назначить новым главой йешивы рава Йеhуду
Цадка
Одним из отличительных качеств рава Цадка
была скромность. Он отказался принять на
себя эту почетную должность, сказав, что
место руководителя йешивы гораздо более
подходит раввину Бен Циону Аба Шаулю.
Но и рав Аба Шауль отказался.
Рав Цадка объяснял и убеждал всех
собравшихся, что именно рав Бен Цион —
наиболее подходящая кандидатура на этот
пост. Рав Бен Цион доказывал, что именно рав
Цадка должен возглавить йешиву.
Так продолжалось некоторое время, до тех
пор, пока рав Иеhуда не привел решающий
аргумент.
— Во главе йешивы, —сказал он, — должен
стоять раввин, hалахический авторитет,
известный своими установлениями в области
еврейского законодательства, каковым и
является раввин Аба Шауль.
И действительно, респонсы (сборники hалахических
вопросов и ответов — шеилот утшувот)
рава Бен Циона широко изучались в йешивах и колелях
(колель — учебное заведение, в котором
женатые мужчины изучают Тору большую часть
дня), а рав Цадка был больше известен как
духовный наставник.
— Хорошо, — неожиданно согласился рав Аба
Шауль. — Ты сам признал меня hалахическим
авторитетом. Так слушай мое решение. Силой
раввина постановляю, что главой йешивы
должен стать ты!
Раву Иеhуде пришлось подчиниться. Но он
поставил условие, что по всем значимым
вопросам, он будет советоваться с равом Бен
Ционом.
Так и было. Десятки лет у йешивы «Порат
Йосеф» было фактически два руководителя и
наставника.
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, Бней Брак, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|