Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА
“ПИНХАС”
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 25, ст. 10 —
гл.
30, ст. 2.
Почему она так называется?
В первых двух стихах главы
говорится: “И сказал
Всевышний Моше: Пинхас, сын
Элазара, сына Аарона-коэна,
отвратил Мой гнев от сынов
Израиля...”.
Обсуждение главы “Пинхас”
Как говорилось в конце
обсуждения предыдущей главы ( Балак
— см. на сайте), кто-то должен
был не просто отвести от
евреев гнев Творца, но
вообще — изменить ситуацию, разрушение
гармонии, духовного
единства еврейского народа с
Творцом, таким образом, чтобы у
Всевышнего не было причин
гневаться.
Сказать это легко, а сделать
— гораздо труднее. Скажем,
сегодня никто с Творцом
открыто не “борется” (большевистское
богоборчество давно не в моде).
Напротив, сегодня вполне
современно звучит — “человек
верующий, религиозный”. Увы,
чаще всего, это не означает —
“соблюдать Его законы”.
Многие, в той или иной степени,
выполняют “удобные” заповеди.
Поистине религиозный
человек — вместе с Творцом.
Он переживает за успех Его (и
нашего!) общего дела. Но это для
многих, к сожалению, звучит как
весьма отдаленная абстракция.
Но отказаться от выдуманных
человеком идеологий,
всяческих “измов”, как-то
неудобно.
Примерно такая же ситуация
сложилась и в те времена, в
которые уводит нас содержание
недельной главы Торы — Пинхас .
Что же произошло?
По совету Билама (см. на
сайте
предыдущую главу)
руководители государств
Мидьян и Моав, чтобы пробить
брешь в плотной “ткани” союза
народа Израиля с Творцом,
избрали древний испытанный
способ. Они решили познакомить
сыновей Израиля с красивыми
девушками.
Речь шла не о тех девушках,
которые стоят на улице. В
качестве “приманки” были
выставлены аристократки,
дочери духовных руководителей
этих стран, дочери тех, кто
стоял в этих государствах у
власти. Девушкам предстояло “принести
себя в жертву” великой идее
уничтожения еврейского народа.
Не ядом и не мечом... Они пошли
другим путем .
Следует сказать, что уже сама
процедура знакомства была
достаточно изощренной.
Девушки показывали еврейским
мужчинам образцы народного
творчества — безделушки,
ткани и т.п. Они приглашали их
“на чашечку кофе”. Приглашали
в хорошие дома (тогда жили в
шатрах) и предлагали дружеское
участие. “Дружба”
становилась все теплее и
интимнее. Еврейские мужчины
все больше и больше попадали
под влияние девичьих чар.
Казалось бы, ничего “опасного”
в таких отношениях не было.
Если бы...
Евреи назначали девушкам
новые встречи, хотели видеться
с ними ежедневно. А девушки,
прежде чем согласиться,
требовали доказательств
искренности и верности —
признания того или иного божка
“покровителем дома”, “символом
счастья” и т.п. Ну как им
откажешь?..
Подчеркнем одну чрезвычайно
важную деталь. Девушки не
требовали от евреев отказа от
их традиций, от их
мировоззрения. Они просили
лишь “добавить” к их
представлению об устройстве
мира нечто новое, неизведанное.
Но именно так создается
разрыв между Абсолютным
Единством и человеком.
Опускается занавес, а на нем —
изображение иных “сил”. Пусть
это будут звезды, портреты,
денежные знаки или божки... У
каждого временного периода, у
каждого поколения в моде —
свои идеологии, свои “измы”.
Что же было делать в той
ситуации?
Ведь те люди были, в общем,
хорошими, от своего народа (по
крайней мере, до времени) не
отворачивались.
Здесь нужен был человек,
глубоко проникающий в
ситуацию. Человек с чистыми
помыслами, который не боится
смертельного риска и готов на
действия, не думая о личной
выгоде, даже — о славе.
И такой человек нашелся. Им
стал Пинхас...
Тора недаром подчеркивает,
что Пинхас — внук Аарона-коэна
(служителя Мишкана —
переносного Храма). Казалось
бы, проще было сказать, что
Пинхас — коэн, ведь это
звание переходит от отца к
сыну. Однако в то время “коэнство”
мог получить только тот, кто
прошел процедуру посвящения. И
лишь его дети, родившиеся
после этого, становились коэнами
по наследству. Когда Элазар,
сын Аарона, проходил процедуру
посвящения, Пинхас уже
появился на свет.
Следовательно, он не был коэном.
Почему это так важно? Потому
что тем самым нам
преподносится урок: не надо
ждать, когда те, “кому”
следует, те, кто занимает более
высокое положение в обществе,
приступят к решению проблемы.
Все мы — потомки Авраама,
Ицхака и Яакова. Для того,
чтобы служить Всевышнему,
совсем не обязательно быть коэном
(служителем).
Самое главное — служить
Творцу. Поэтому поступок
Пинхаса можно оценивать как
положительный, только
благодаря чистоте его
помыслов.
В чем состоял поступок
Пинхаса?
Он подошел к одному из шатров,
где в это время проходило “свидание”
одного из предводителей
колена Шимона — Зимри, сына
Салу, с Козбой, дочерью Цура,
занимавшего видное положение
в руководстве страной Мидьян,
и проткнул обоих копьем.
Может быть, кто-то сочтет его
поступок жестокостью. Может
быть... Но имейте в виду: в
израильском стане началась
эпидемия, которая унесла 24
тысячи жизней. Именно Пинхас
глубоко прочувствовал
ситуацию, понял причинно
следственную связь между
интимными отношениями сынов
Израиля с чужеземками и
несчастьями, обрушившимися на
народ Израиля.
Имел ли Пинхас право
поступать подобным образом? И
да и нет... Конечно же, нельзя
убивать кого-то лишь потому,
что его поведение тебе не
нравится. Для вынесения
решения, заслуживает ли
человек наказания, существует
суд.
Однако в тот момент
руководство еврейского народа
находилось в состоянии
прострации и пребывало в
нерешительности. А
трагические события
развивались — “процесс пошел”.
Кто-то должен был совершить
действие .
Право на действие давала
лишь чистота помыслов от
всякого, какого бы то ни было
стремления к выгоде. Только
это в той ситуации могло стать
критерием. Тут одной решимости
действовать “во имя” было
недостаточно. Важно, чтобы
человек исключил даже
возможность самолюбования,
чтобы у него не возникала
мысль — “вот я какой”.
Откуда мы знаем, что Пинхас
руководствовался абсолютно
чистыми помыслами?
Тора свидетельствует: “Поэтому
ты (Моше) объяви (всем): Я (Всевышний)
заключаю с Пинхасом союз мира”
(гл. 25, ст. 12).
Обратим внимание.
Подтверждение Творца, что
Пинхас поступил правильно,
должно было дойти до каждого.
Союз между Творцом и
Пинхасом называется не
просто союзом, но Союзом
мира. Ибо не жестокость
руководила им в его действиях,
а желание остановить смерть,
чтобы зло ушло из нашего мира и
воцарилось добро.
Могло ли быть иначе? Можно ли
было в ситуации с тем же Зимри
выбрать иную другую поведения?
Нет. Потому что дело здесь
даже не в том, что Зимри
нарушил законы Торы и ценой
поклонения идолам продолжал “дружить”
с Козбой. Дело тут в том, что он
вел себя так сознательно,
вызывающе, манипулируя своим
положением в обществе (ведь он
был одним из руководителей
колена!), да еще с
идеологическим обоснованием:
чтобы жить в мире с соседями (государство
Мидьян граничило с Израилем),
нужен “культурный обмен”,
обогащение данного Торой
мировоззрения
дополнительными идеями.
И действительно. Звучит это
вполне убедительно. И для тех
времен, и для нашего времени.
Слова “не важно во что, лишь бы
верить”, речи о плюрализме, о
равноправии точек зрения,
всегда хорошо воспринимаются.
И желание дружить тоже
понятно. Все мы окружены
соседями. И Израиль — не
исключение (интересно, как мы
поступим, если соседи
действительно захотят с нами
дружить?). Вне Израиля каждого
отдельного еврея окружают
неевреи. И надо быть добрыми
соседями — это правильно. Но
допустимо ли впускать в свое
сердце “измы”, идеологию,
пусть даже самого приятного и
улыбчивого соседа?
Остановить Зимри на тот
момент, в той ситуации можно
было только одним способом. И
все равно это не казалось
однозначным. Многие евреи,
даже когда эпидемия
прекратилась, были потрясены
резкостью действий Пинхаса. В
Талмуде (трактат Сангедрин
и других) эта проблема много и
подробно обсуждается.
Однако последнее слово — за
Всевышним. Он не просто назвал
свой Союз с Пинхасом (т.е. знак
одобрения) союзом мира. В
оригинале текста Торы (в
свитке Торы) слово шалом (мир)
пишется с буквой вав (в
слове шалом она читается как
звук о), графическое
изображение которой прервано.
И это открывает возможность
подразумевать здесь слово без
буквы вав
— шалм
(цельность, гармония).
Речь идет о гармонии, которая
в результате действий
мидьянитянок была утрачена (см.
на сайте конец
предыдущей
главы).
И что еще интересно. В конце
нашей недельной главы (гл. 28 и
29) перечислены все еврейские
праздничные дни: Суббота (шабат),
Песах и т.д., несмотря на то, что
обо всех праздниках уже
говорилось, иногда — по два-три
раза.
Почему именно здесь Тора
считает необходимым свести их
все “воедино” и снова
отметить определенные грани
их празднования?
По одной, все той же причине.
Гармония восстановлена! А
праздник — выражение любви и
близости между Творцом и
еврейским народом. Это ведь мы
готовимся к празднику — ради Него.
Это ведь Он — дает нам
благословение, а значит, —
возможность праздновать Его
праздники.
Любой еврейский праздник, от
еженедельной субботы до
ежегодных Песаха, Шавуота и т.д.
— в честь Творца мира, который
вывел нас из рабства на
свободу и дал нам свою
мудрость. Не изобретение
человеческого ума, а Свою
мудрость. Мудрость Творца
мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|