New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга Шемот,
гл. 38, ст. 21 – гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана,
Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот,
гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите — пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
06.03.05
Как мы знаем из обзоров прошлых лет (см. на сайте обзоры недельной главы
Пекудей,
первый,
второй,
третий и
четвертый
годовые циклы обсуждения), книга Шемот заканчивается созданием
Мишкана (переносного Храма в пустыне). Это — чрезвычайно важный момент в
истории еврейского народа. И наша недельная глава, последняя в книге Шемот,
посвящена подведению итогов строительства.
Установка Мишкана означала восстановление отношений между Всевышним и
сынами Израиля — после того, как народ совершил трагическую ошибку, сделав
золотого тельца.
Итак, встреча с Творцом на Синае увенчалась строительством Храма.
Наивысшая цель возведения Храма, — писал Рамбан (Рабейну Моше
бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и
Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), —
восстановить, приблизить к людям Шехину (Присутствие Творца — см. на
сайте, к примеру, ответ
«Шехина — святой дух христиан?»). С появлением Храма, Шехина, парившая прежде над горой Синай, обретает
постоянное место в среде народа Израиля.
В Торе читаем: «И поставил он двор вокруг Мишкана и мизбеаха (в
условном переводе — жертвенник), и повесил завесу над воротами двора. И (на этом)
закончил Моше работу. И покрыло облако Шатер Соборный, и Слава Всевышнего
наполнила Мишкан. И не мог Моше войти в Шатер Соборный, потому что
осеняло его облако, и Слава Всевышнего наполняла Мишкан. Когда
поднималось облако от Мишкана, тогда отправлялись в путь сыны Израиля, в
странствия свои. Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись, доколе
оно не поднимется. Ибо облако Всевышнего было над Мишканом днем, и
огонь был ночью в ней пред глазами всего Дома Израиля, во всех странствиях
их» (Шемот, гл. 40, ст. 33-38).
Когда Слава Всевышнего наполняла Мишкан, это воспринималось людьми,
как проявление благосклонности и милости Творца — Всевышний был с ними, и Его
присутствие было ощутимо и осязаемо.
Аналогичное описание дано в Танахе, в отрывке, где рассказывается о
завершении строительства постоянного Первого Храма Всевышнему в Иерусалиме: «Когда
закончил царь Шломо (в русской транскрипции — Соломон) молиться, огонь сошел с
Неба, и поглотил приношение ола (всесожжения; приношение, символизирующее
тотальную близость к Творцу, в знак чего туша предназначенного для приношения
этой категории животного сжигается полностью) и другие приношения, и Слава
Всевышнего наполнила Дом. И не могли коэны (служители в Храме) войти в
Дом Всевышнего, потому что наполнила Слава Творца Дом. И все сыны Израиля,
увидев, как огонь и Слава Всевышнего спустились на Дом, пали ниц на помост и
поклонились, и славословили Всевышнего, ибо Он — благ, ибо вовеки — Милость Его»
(Диврей а-Ямим — «Хроники дней», 2, гл. 7, ст. 1-3).
И еще одно описание, в другой книге Танаха: «В ковчеге не было ничего, кроме
двух каменных скрижалей, которые положил туда Моше при Хорэйве, когда Всевышний
заключил (Союз) с сынами Израиля, когда вышли они из земли Египетской. И было,
когда коэны вышли из святилища, облако наполнило Дом Всевышнего. И не
могли коэны осуществлять служение из-за Облака, ибо наполнила Слава
Творца Дом Всевышнего. Тогда сказал Шломо: Всевышний обещал нам, что (Он будет)
обитать во мгле. Я построил Тебе Дом Обитания, постоянное место для пребывания
Твоего вовеки» (первая книга Мелахим — «Царей», гл. 8, ст. 9-13).
07.03.05
Мы видим, что в обоих случаях (при завершении строительства Мишкана и
Первого Иерусалимского Храма) описывается одна и та же модель — человек получает
возможность контактировать с Творцом мира. В ответ на приложенные к сооружению
Храма усилия людей, Всевышний наполняет земное строение Своим Присутствием. И
тогда, в пустыне, и потом, в Иерусалиме, на «жилище», возведенное сынами Израиля
Творцу, опускается облако.
Во всех трех, процитированных выше источниках, подчеркивается, что человек (сначала
— Моше, позднее — коэны), не мог войти в Храм, когда на нем
покоится Облако Всевышнего.
Исследуя детали служения в Храме, Талмуд (трактат Йома, лист
46) анализирует эти и другие тексты первоисточников. И обнаруживает как будто бы
некое противоречие.
Раби Зрика, в частности, сопоставляет два отрывка из Торы. В первом написано:
«И вошел Моше в средину облака, и поднялся на гору» (Шемот, гл.
24, ст. 18). Во втором — «И не мог Моше войти в Шатер Соборный, потому что
осеняло его Облако, и слава Всевышнего наполняла Мишкан» (Шемот,
гл. 40, ст. 35). Как это понимать?
Изучив ситуацию во всех подробностях, Учителя приходят к выводу, что Облако
Всевышнего содержало в себе духовность столь высокой концентрации, что человек (даже
Моше) не мог это выдержать. Однако в действительности никакого противоречия
между источниками нет. Ибо в первом случае сам Творец ввел Моше в свое Облако.
В книге Зоѓар, в комментарии к книге Шемот,
говорится, что Облако представляло собой оставшийся в мире сгусток давно
исчезнувшего первозданного Света. Этот Свет, сверкая, опускался на земное
сооружение (Храм), знаменуя собой Присутствие Творца. До того, как было
завершено создание Мишкана, он, выполняя свою работу — постоянно обновляя
вселенную, не проявлялся со столь очевидной яркостью с первого дня Сотворения
мира.
В начале книги Берешит написано: «Да будет свет…». Но свет,
когда Адам совершил известную ошибку, потускнел. Теперь же, в конце книги
Шемот, мы читаем, что Всевышний совершает то же действие, начало
которого описывалось в книге Берешит.
Наша традиция сообщает, что после разрушения Первого Иерусалимского Храма, в
5-м веке до н.э., вернувшись из вавилонского изгнания, часть народа под
руководством Эзры и Зерубавеля начали строить в Иерусалиме новый, Второй Храм.
В Танахе читаем: «И закончили они (строить) этот Храм к третьему дню месяца
Адар, в (год), что был шестым в царствовании царя Дарэйавэша. И сыны
Израиля — коэны, левиты и остальные сыны изгнания — с радостью
совершили освящение этого Храма Всевышнего. И осуществили приношения при
освящении этого Храма Всевышнего — сто быков, двести баранов, четыреста ягнят. А
козлов для искупления грехов всего Израиля — двенадцать, по числу колен народа
Израиля…. И совершили сыны изгнания приношение пасхальное на четырнадцатый день
первого месяца. Потому что очистились коэны и левиты, как один...
И праздновали они с радостью праздник мацы семь дней, ибо обрадовал их Всевышний
и обратил к ним сердце царя Ашшурского, чтобы укрепить руки их в работе над
Храмом Всевышнего Израиля...» (книга Эзры, гл. 6, ст. 15-22).
Сразу же скажем, что описание это принципиально отличается от первых двух,
приведенных выше. Но чем же именно?..
08.03.05
Само по себе описание, которое дается в книге Эзры, на первый
взгляд, кажется вполне «естественным». Оно с закономерной торжественностью
говорит о праздничном завершении трудов человеческих. Храм, казалось бы,
восстановлен. Надежды, мечты, устремления народа Израиля в изгнании, наконец —
сбылись. Но чего-то явно не хватает в этом описании. И мы осознаем: здесь не
хватает — отклика Всевышнего. В этом тексте нет ни слова о Его Облаке. А ведь Облако (особая, как мы уже говорили, концентрация первозданного Света) — земное
олицетворение согласия Творца на то, чтобы вновь наполнить построенный для Него
людьми Дом своим Присутствием. И это свидетельствует, что строительство нового
Храма в тот период было преждевременным.
Но разве могут быть «преждевременными» усилия людей, которые всем сердцем и
всей душой стремятся приблизиться к Творцу?
Дело в том, что усилия и устремления — лишь одно из многочисленных условий,
при соблюдении которых Шехина может опуститься в наш мир. Не менее важен
и другой фактор. Оперируя понятиями современного языка, мы обозначили бы его так:
«наличие народного кворума».
В тот период большинство евреев все еще оставались в изгнании. Они могли
вернуться в Эрец Исраэль, но страшились неизвестности, предпочитая жить в
«благополучной» Персии. Персией в то время правил царь Кир, который относился к
евреям с очевидной благосклонностью. В годы его правления евреи пользовались в
стране почетом и уважением, и многие из них достигли высокого положения в
обществе. В Танахе персидский царь Кир назван даже «помазанником Всевышнего» (книга
пророка Иешаягу,
гл. 45, ст. 1; гл. 44,
ст. 28).
Наши Учителя подчеркивают: для того, чтобы Шехина (Присутствие Творца)
осенила подготовленный для Него земной Дом, необходимо, чтобы этот Дом строил
весь (то есть — большинство) народ Израиля. К тому же, нежелание оставить
галут таит в себе для евреев определенные «опасности».
По свидетельствам, дошедшим до нас из глубины веков, Второй Храм разительно
отличался от Первого. Второй Храм за всю историю своего существования так и не
достиг столь высокого уровня концентрации духовности, которая была в Первом
Храме и в Мишкане. Во Втором Храме уже не было тех чудес, которые являл
Творец сынам Израиля в Первом Храме (подробнее об этих чудесах — см. на сайте, к
примеру,
обзор
листа 21
трактата Йома).
В Танахе рассказывается, что в день освящения Второго Храма «…весь народ
громко и радостно кричал во славу Всевышнему за основание Дома Всевышнего. Но
многие коэны и левиты, и главы семейств, старики — те, кто видел
Первый Храм, плакали во весь голос, когда закладывали на их глазах этот Храм...»
(книга Эзры, гл. 3, ст. 10-12).
Коэны, левиты и главы семейств плакали, потому что знали: в
Храме, на который не опустилось Облако Всевышнего, что-то не так…
09.03.05
И в самом деле. Трудной, полной испытаний, оказалась судьба Второго Храма.
Вскоре после того, как он был отстроен, Израиль попал под владычество империи
селевкидов. В истории еврейского народа начался тяжелый «греческий период».
Сирийский царь Антиох осквернил Второй Храм, приказав солдатам совершить в нем
приношения, объектами которых по его повелению стали свиньи. Храм был осквернен
настолько, что не осталось в нем ничего святого, кроме чудом сохранившегося
кувшинчика с чистым оливковым маслом. Эта история всем нам хорошо знакома...
Что же мы отмечаем в Хануку?
25 кислева по еврейскому календарю — первый день праздника Хануки, —
сообщает еврейская традиция. — И длится этот праздник восемь дней. В эти дни
запрещено поститься и оплакивать мертвых.
Когда греки «хозяйничали» в Храме, вынося из него ценную утварь, они
уничтожили все чистое масло (речь идет об особой чистоте духовного свойства; на
иврите она обозначается словом — таѓор), пригодное для служения, которое
хранилось в Храме. Но вот маккавеи отбили Иерусалим, вошли в Храм и обнаружили
там небольшой кувшинчик с чистым оливковым маслом. И на прочно запечатанном
горлышке кувшина стояла печать главного коэна (коэна гадоль)
— свидетельство пригодности масла для зажжения храмовой Меноры (семисвечника).
Тут следует отметить, что на изготовление нового чистого масла требовалось
восемь дней, а масла в найденном кувшине хватало лишь на один день горения
свечей.
Тут-то и произошло истинное чудо: менора на этом самом масле горела
восемь дней.
А через год, как свидетельствует Талмуд (трактат Шаббат, лист
21), в годовщину этого события, был утвержден особый праздник — праздник Хануки.
В этот день сыны Израиля благодарят Всевышнего.
Но почему праздник Хануки был учрежден не сразу, а лишь через год?
Участники и очевидцы тех событий, — объясняют Учителя, — в тот момент не
смогли по-настоящему осознать и оценить истинное значение чуда, совершенного для
сынов Израиля Всевышним. И только со временем сумели разглядеть, в чем его
историческая ценность.
И вот, проанализировав самую суть того, что произошло, когда евреи освободили
Второй Храм, наши Учителя вынесли решение: события Хануки следует увековечить и
внести в еврейский календарь. По их постановлению все восемь дней Хануки стали
праздничными.
Но давайте разберемся, что отмечаем мы в эти дни.
Военную победу? Конечно же, нет. Ведь за этой победой стояло более масштабное
событие, вселенского, космического, без преувеличения можно сказать, значения.
Мы празднуем чудо, которое явил в Храме Творец, когда семь свечей храмовой
Меноры на небольшом количестве оливкового масла горели восемь дней.
И дело тут даже не в количестве масла и не в продолжительности горения свечей.
А в том, что это надъестественное явление ознаменовало собой возвращение в наш
мир первозданного Света Творца. Столетия с момента возведения Второго Храма этот
Свет в нем отсутствовал. И появился только теперь, в связи с событиями Хануки.
А это означало, что Храм, наконец, осенила Шехина…
10.03.05
Теперь нам понятно и само название праздника — «Ханука» (в переводе на
русский это слово означает — «освящение»). Ведь фактически эти дни и были
подлинным освящением Второго Храма, который только во времена Маккавеев обрел
первозданный Свет, рассеянный в первый день сотворения мира.
И снова проявилось Присутствие Творца в Храме. Всевышний опять пребывал в
среде народа Израиля. Его Присутствие стало ощутимым.
В Устной Торе (Мидраш Раба) детально, по дням, анализируется процесс
Сотворения мира. При этом Учителя ставят перед собой цель — проследить те
изменения, которые происходят с бесконечным Светом Творца.
Итак, известно, что Свет был создан в первый день Творения. Что было дальше?
Исследуя тексты в начале книги Берешит, Учителя обращают
внимание на то, что в описании второго дня отсутствует «оценка» Творца — по
завершению работ этого дня Он, в отличие от остальных дней Творения, не говорит,
что плоды Его труды — хороши. Почему?
Этот, второй день нельзя назвать хорошим, — объясняет раби Йоханан
(величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — потому что именно
на второй день был сотворен геѓином (ад; низший этаж Будущего мира, где
души получают наказание и очищаются).
Действительно, результаты трудов второго дня, скорее, печальны, —
констатирует раби Ханина (один из крупнейших Учителей Талмуда первого
поколения в Эрец Исраэль, 3-й век). И открывает своим исследованием иную
грань Истины.
В этот день, — говорит он, — в мире произошел раскол. Как сказано: «И будет
свод внутри воды, и да отделится вода от воды» (Берешит, гл. 1, ст.
6).
Раздоры, борьба, убийства и насилие стали причиной того, что Шехина
покинула наш, земной мир. Второй Храм стоял до тех пор, пока ненависть людей
друг к другу не стала обычным явлением. Вот тогда Шехина покинула Храм, и
он был разрушен.
Однако, — отмечают Учителя, — даже когда Свет Творца удаляется от нашего мира,
он, тем не менее, все еще достижим.
Достижимы тонкие лучи Света, — уточняется в книге Зоѓар (раздел
комментариев к книге Шемот, гл. 149).
Обычно тонкие лучи Света проникают вниз ночью, — отмечают Учителя. — И
осеняют тех, кто увлеченно изучает Тору по ночам. В Танахе об этом написано: «Днем
явит Всевышний Милость свою, и ночью — песнь моя Ему, молитва к Творцу жизни
моей» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 42, ст. 9).
Изучение Торы по ночам, когда люди взывают к Творцу и оплакивают разрушение
Храма, вновь приводит Свет в наш мир.
Все зависит, как видим, от поведения людей. Мы способны сделать так,
чтобы Свет Всевышнего больше и больше проявлялся на земле. Но, совершая ошибки,
мы можем отдалить от нашего мира этот Свет. Но и тогда мы не утратим надежду,
что наступит день, когда этот жизнеутверждающий Свет вновь засияет во всем своем
великолепии.
Шехина опустится в наш мир, и Свет Всевышнего распространится по всей
земле, изгоняя духовную нечистоты.
Еще раз вчитаемся в слова приведенной в начале нашего обзора цитаты: «И
покрыло облако Шатер Соборный...». И чуть дальше: «И не мог Моше войти в Шатер
Соборный, потому что осеняло его Облако, и слава Всевышнего наполняла Мишкан».
Здесь, — объясняют комментаторы, анализируя более глубокие смысловые пласты
текста Торы, — говорится, что только Святое Присутствие Всевышнего будет
наполнять мир, а духовная нечистота — исчезнет.
Позднее злые, безнравственные поступки людей снова породили нечистоту в нашем
мире. Но в конце материалистического этапа истории человечества Всевышний
навсегда выведет из мира нечистоту, ибо в Танахе написано: «И уничтожит Он
смерть навеки, и осушит Всевышний слезы на лицах, и позор народа своего устранит
Он на всей земле…» (книга пророка Иешаягу, гл. 25, ст. 8).
И еще: «Слово Всевышнего — ...и дух нечистоты удалю из страны» (книга пророка
Захарии, гл. 13, ст. 3).
Автор текста раввин Ари Канн
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|