New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «ПЕКУДЕЙ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 38, ст. 21 - гл. 40, ст. 38.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: «Вот итоги сооружения Мишкана ,
Мишкана
Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше” (Шемот,
гл. 38, ст. 21).
Вот итоги
(подсчеты)
на иврите - пекудей.
Обсуждение главы Пекудей
02.03.03
Наша глава начинается с рассказа об окончании строительства Шатра Откровения
- Мишкана (Переносного Храма). Эта тема обозначена первой фразой. И сразу
же, во второй, Тора «переходит на личности» и сообщает: «А Бецалель, сын Ури,
который был сыном Хура из колена Иегуды, сделал все, что Творец повелел Моше» (гл.
38, ст. 22).
И сразу же возникает вопрос: за что Бецалелю оказана честь быть упомянутым
прежде всех и всего, что относилось к подведению итогов строительства Храма?
Наверное, он был выдающейся личностью...
Устная традиция свидетельствует, что к моменту, когда Бецалелю доверили
руководить работами по созданию Мишкана, ему исполнилось всего 13 лет (возраст
бар мицвы; по еврейским законам с 13-ти лет мальчик считается
совершеннолетним и обязан исполнять заповеди Торы). И это интригует еще больше.
Как получилось, что на плечи едва «оперившегося» юноши возложили столь
ответственную миссию? Как мог он направлять трудовую деятельность опытных и
искусных мастеров, да еще - нести ответственность за изготовление священных
предметов?
Частичный ответ на интересующие нас вопросы находим в одной из предыдущих
недельных глав - Ки Тиса, где сказано: «И Творец говорил Моше:
смотри, Я призвал Бецалеля, сына Ури, который был сыном Хура из колена Иегуды, и
наполнил его божественным духом, мудростью и разумением, и знанием, и талантом к
любому ремеслу: строить планы и делать чертежи, работать по золоту, и по серебру,
и по меди...» (Ки Тиса, гл. 31 ст. 1-4 ).
Итак, мы узнаем, что не Моше и не народ избрал Бецалеля для выполнения этой
ответственнейшей миссии, но - сам Творец. Более того, для реализации этой задачи
Всевышний «целенаправленно» наделил юношу выдающимися талантами и качествами. И
мы понимаем: будь на то Его воля, такие всеобъемлющиен, универсальные свойства -
«...талантом к любому ремеслу», как говорит наша недельная глава - мог получить
любой избранный Творцом представитель еврейского народа. Почему же именно на
Бецалеле остановил Он свой выбор.
Конечно же, нам не дано постичь замыслы Всевышнего. И все-таки этому есть,
вероятно, логическое объяснение .
И искать его, это объяснение, как отмечают комментаторы, следует во второй фразе
нашей недельной главы.
Еще раз прочтем ее и убедимся: прежде чем констатировать, что Бецалель
справился с поставленной перед ним задачей, в ней дается его родословная
- названы имена отца и деда, указано колено, к которому относится его семья
(«...сына Ури, который был сыном Хура из колена Иегуды»). И, разумеется, не
случайно. Ведь нам хорошо известно, что в Торе случайностей не бывает.
Теперь остается разобраться, почему столь большое значение придают
комментаторы сообщению о предках Бецалеля...
Автор текста Гедалия Спинадель
03.03.03
Чтобы понять истинный смысл слов второй фразы нашей недельной главы,
попытаемся приоткрыть тайны мироустройства и, хотя бы поверхностно, схематично,
представить себе, как действуют «механизмы» взаимодействия Неба с Землей .
Устная Тора объясняет: Всевышний создал мир, чтобы присутствовать в нем. Это
- исходная данность, а одновременно - цель существования человечества,
абсолютная задача, решение которой в значительной степени зависит от поведения
живущих на Земле людей. В Торе Творцом оговорены условия, соблюдение которых
гарантирует достижение этой цели. Однако препятствием на пути продвижения к цели,
как ни парадоксально, быть может, это звучит, становится свобода выбора, которую
Всевышний дал человеку. Проблема выбора - быть с Творцом и следовать Его Закону
или поступать по собственному усмотрению - постоянно встает перед каждым из нас.
Всякое проявление верности Творцу приближает наш мир к осуществлению высшей
цели, притягивая Шехину (Его Присутствие). Любой проступок,
противоречащий воле Всевышнего, отбрасывает мир назад, отдаляя Шехину.
Используя метафору, можно представить, что наш мир - весы с раскачивающимися
чашами, на одной из которых - служение Всевышнему, на другой - ошибки...
Древнейшая история, когда «механизмы» мироустройства
проявлялись с
наибольшей очевидностью, наглядно иллюстрирует эту «формулу» взаимодействия
Неба
с Землей.
Мидраш рассказывает, что ошибка Адама и Евы отдалила Шехину «на первое
Небо». Еще выше - на «второе» - Шехина «ушла», когда в еврейской среде
распространилось идолопоклонство. «Допотопное» поколение, нарушая все нормы
человеческого поведения, «увело» ее - на «третье Небо» и, как известно,
спровоцировало Потоп... И так - до «седьмого».
Это - влияние на мир «чаши ошибок». Теперь посмотрим, что происходило на
противоположной чаше весов.
Традиция сообщает нам, что Шехину в мир возвращали семь праведников. Авраам,
распространяя идею Единого Творца, вернул Шехину на «шестое Небо». Ицхак,
готовностью пожертвовать жизнью ради Всевышнего - на «пятое». И так далее...
Устная Тора объясняет: Творец не разрушает мир в каждом из поколений только
за заслуги 36-ти скрытых праведников.
Теперь, когда нам, надеюсь, понятно, сколь масштабные, если не сказать -
глобальные, последствия имеют ошибки и заслуги, приблизимся к повествованию
нашей недельной главы и подчеркнем, что Моше, построив Мишкан, вернул
Шехину с «первого Неба» на землю...
Автор текста Гедалия Спинадель
04.03.03
Вспомним, что началу строительства Мишкана предшествовало неприглядное
для еврейской истории событие - создание золотого тельца. Устная традиция
подчеркивает, что между этими двумя историческими фактами (создание тельца и
строительство Мишкана )
существует
причинно-следственная связь (о чем мы говорили в обзоре прошлого года - см.
на сайте
обзор недельной главы Пекудей, второй годовой цикл).
До момента, когда ожидавшим возвращения Моше людям пришла в голову идея
отлить из золота тельца, Всевышний «обитал» в человеческих душах. И этого было
достаточно. Однако потом, когда евреи нарушили волю Творца - «не сотвори идола»
- а это
свидетельствовало о значительном падении их духовного уровня, возникла
необходимость во «внешней атрибутике». Тогда и был отдан приказ о создании
Мишкана, чтобы всякий человек мог зримо ощутить Его Присутствие -
Пребывание Шехины.
Эта история имеет ко второй фразе нашей недельной главы самое прямое
отношение. Однако сначала найдем то место
в Торе, где
упоминается дед Бецалеля - Хур.
Тора рассказывает: «И было
-
как поднимет Моше руку, одолевал Израиль, а если опустит руку, одолевал Амалек.
И отяжелели руки Моше... И Аарон и Хур поддерживали его руки: один с одной
стороны, а другой -
с другой стороны, и были руки его тверды до захода солнца. И ослабил Иегошуа
Амалека и народ его силой меча» ( книга Шемот, гл. 17 ст. 11-13).
Речь идет о периоде, когда, выйдя из Египта, еврейский народ подвергся
нападению Амалека. Моше поручил своему верному помощнику - Иегошуа бин-Нуну
встать во главе войска, а сам с посохом в руке, в сопровождении брата Аароном и
Хура, деда Бецалеля, поднялся на гору. Чтобы оттуда руководить сражением: когда
он воздевал руки к Небесам, евреи одерживали победу, когда опускал - проигрывали...
Однако здесь нам важно убедиться, что Хур - человек очень близкий к Моше и
Аарону (хотя братья принадлежали колену Леви, а он, Хур - колену Иегуды), и
вместе с ними участвовал в «акции», которая убедила еврейский народ в
покровительстве Всевышнего, в том, что их судьба - в Его власти.
Позднее имя Хура встречается и в описании событий, связанных с изготовлением
золотого тельца. Когда Аарон попытался противостоять требованию эрев рав
сделать для них из золота идола, Хур встал рядом с ним и был убит на месте
мятежниками.
Автор текста Гедалия Спинадель
05.03.03
Итак, Хур ,
пожертвовав
жизнью,
выступил против создания тельца. И получил вознаграждение, по принципу
справедливости Творца - мера за меру. Правда, как нередко бывало в еврейской
истории, награда Небес дана была не сразу, но - в третьем поколении: внук Хура
удостоился высокой чести - возглавил работы по строительству Мишкана.
Почему же родословная Бецалеля приводится не с Хура, а с Иегуды (в нашей
фразе подчеркивается, из какого колена Бецалель)?
Потому что немалый вес в выборе руководителя этих работ имели и заслуги
Иегуды.
Мы знаем, что Иегуда был царем и основателем царского рода Давида. Давид
начал строить Первый Иерусалимский Храм, а завершил строительство его сын Шломо
(царь Соломон), который, как Бецалель при создании Мишкана, возглавлял
всю работу.
Но это, по отношению к событиям, которые описывает наша недельная глава -
дело будущего и касается тех положительных изменений, которые внесли в наш мир
заслуги Иегуды и его потомков.
Что же это за заслуги?
Во-первых, вспомним, что Иегуда в Египте - стране изгнания и рабства еще до
прихода братьев, как свидетельствует Мидраш (Устная Тора), создавал Дома Учения
- зримые свидетельства присутствия Творца на земле, которые способствовали
исполнению Его воли.
Следует особо отметить и тот факт, что именно потомок Иегуды своим поведением
в значительной степени предрешил спасение еврейского народа в экстремальный
исторический момент - во время Исхода евреев из Египта, при переходе через Ям
Суф - Красное, как теперь его называют, море.
Мидраш рассказывает. Весь народ стоял на берегу и не знал, что делать.
Потомок Иегуды первым отважно двинулся навстречу волнам и шел вперед,
пока вода не достигла его ноздрей. Тогда и произошло чудо: море расступилось
перед евреями. ..
Подводя некий итог, мы можем сказать: Бецалель был избран руководителем
строительных работ по созданию Мишкана за заслуги своих предков. Об этом и
повествует так лаконично вторая фраза нашей недельной главы.
Такой вывод, вероятно, мог бы снять наш вопрос: почему для столь
ответственной роли выбран Бецалель. Однако, если бы мы ограничились этим
рассуждением, ответ на него не был бы исчерпывающим. В конце концов, в те
времена на свете жило немало людей, предки которых внесли неоценимый вклад в
дальнейшее развитие еврейской истории. И, стало быть, важны и неординарные
личные положительные качества избранника. И Бецалель, несмотря на свой юный
возраст, ими обладал.
На это указывает, прежде всего, его имя, которое можно прочесть как два слова:
бецель э-ль, что в переводе на русский язык означает
- «в тени
Творца».
Бецалель, как свидетельствует Устная Тора, с ранних лет не проявлял ни
малейшего тщеславия Напротив, хотел лишь одного - пребывать «под крылом»
Шехины, исполняя повеления Всевышнего ...
Автор текста Гедалия Спинадель
06.03.03
Но одной скромности, чтобы исполнять волю Всевышнего, очевидно, недостаточно.
Нужно еще правильно ее понимать. А для этого необходимо самоотверженное
стремление к Истине. Недаром Моше, собирая народ строить Мишкан, объявил,
что для выполнения этой миссии требуются люди, «одаренные мудростью сердца».
Этим качеством в высшей степени и обладал Бецалель. Его сердце было открыто для
Высшей мудрости.
Такой человек и нужен был Творцу для реализации данного этапа Высшего Плана.
И он, как принято говорить, оправдал возлагаемые на него надежды. Устная Тора
сообщает, что Бецалель, хотя и получал точные указания, тщательно обдумывал
каждую деталь проекта, уточняя, что надо сделать, чтобы справиться с
поставленной перед ним Свыше задачей.
И ему удалось постичь в этом намерения Творца. В нашей недельной главе
неоднократно повторяется фраза: «Сыны Израиля сделали все так, как Всевышний
повелел Моше, в точности так» (например, гл. 39 ст. 32). В его усилиях
отразилась суть его имени (Бецалель - в тени Творца).
Именно такое отношение к искусству вообще и, в частности - к изобразительному,
закрепилось в сознании народа Израиля на долгие тысячелетия. На протяжении
многих столетий в еврейской среде отдавалось предпочтение прикладному
искусству. В прямом смысле, ибо усилия мастеров прикладывались к идее,
к высшей цели и задаче служения Творцу.
Лишь служению Всевышнему посвящали свою музыку и стихи для песнопений,
которые исполнялись в Храме, левиты. Отголоски этих песнопений мы слышим
в древних мелодиях наших молитв.
Такова поэзия Теилим (Псалмов), а впоследствии еврейских
пиютов, из тысяч авторов которых нам известны лишь единицы, может быть -
десятки.
И это было для них совершенно естественно. Потому что они, как Бецалель, не
стремились к самоутверждению и руководствовались в процессе создания
произведений волей Творца, прославляя на земле Его Имя.
В заключение нашего обзора хочу подчеркнуть, что мы обсудили здесь
практически две фразы, которыми начинается недельная глава Пекудей.
В действительности же, в ней поднимаются многие принципиально важные для истории
еврейского народа проблемы. С объяснениями, касающимися некоторых из них, вы
можете ознакомится в обзорах прошлых лет (см. на сайте обзор недельной главы
Пекудей ,
первый и
второй годовые циклы).
Автор текста Гедалия Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|